Рима: бритты дали требуемое число заложников, дали политические обещания, обязались платить все установленные Римом сборы [10: 15-23; 11: 23-38; 6: V, 3].
2. Завоевание Британии Клавдием в 43-47 гг. Юго-восточная часть Британии была занята римской армией, началось включение острова в состав Римского государства [7, с. 12-51].
3. Деятельность Агриколы на острове в 73-83/84 гг. С бриттами начинает налаживаться мирное сотрудничество, границы провинции расширены до гор современной Шотландии. Началась планомерная романизация [3, с.52; 9: 1-38].
4. Римская администрация и войска покидают остров в 409 г. Еще 50 лет Британия в городах будет походить на романизированную территорию, а затем окончательно вернется к своим племенным обычаям, и начнется уже совсем иная история Британии [7, с.51-55].
Выводы. 1) Римская военная экспансия встретила на всем острове сопротивление, которое подавлялось с трудом.
2) Деятельность Агриколы и его последователей по романизации острова и привлечению населения к мирной жизни дала свои плоды: был установлен относительный мир. Однако замирить пиктов не удалось, война с ними велась Римом до самого окончания римской эпохи в Британии.
3) Рим держал на острове значительные военные силы: 3-4 легиона, флотилию. Это позволяло поддерживать относительный мир на острове среди бриттов и римлян, противостоять агрессии пиктов против Рима и бриттов.
4) Не смотря на столь не впечатляющие цифры, некоторым бриттам удалось быть зачисленными в легионы (5 человек), а во вспомогательные войска попали 18 человек. Их политическая устойчивость вызывала у Рима большие сомнения, поэтому они проходили службу вдали от родных мест.
5) Завоевание и романизация острова проходили планомерно, Британия стала частью римского мира, однако из-за общего кризиса Империи, вызванного экспансией «варварских» германских племен, римской армии пришлось оставить остров ради защиты того, что ослабленный Рим еще был в состоянии защищать.
Список литературы:
1. Зосим. Новая история. [Перевод, комментарии, указатели Н.Н. Болгова]. - Белгород: издательство Белгородского государственного университета, 2010.
344 с.
2. Евсевий Памфил Кесарийский. Жизнь Константина. [Электронный ресурс]. URL:
http://lib.rus.ec/b/389685/read#t2// (Дата обращения - 12.10.2012).
4. Кассий Дион Коккейан. Римская история. Книги LXIV - LXXX / пер. с древнегреч. под ред. А.В. Махлаюка. - СПб.: Филологический факультет СПбГУ; Нестор - История, 2011. - 456 с. - (Fontes sxripti antiqui).
5. Ле Боэк Я. Римская армия эпохи Ранней Империи / Пер. с франц. М.Н. Челинцевой. - М.: Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2001. -400 с.
6. Сергеев И. Римская Империя в III веке нашей эры. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gumer.info/ bibliotek_Buks/History/sergeev/index.php (Дата обращения - 10.03.2014).
7. Страбон. География в 17 книгах. Книга IV. Репринтное воспроизведение текста издания 1964 г. М.: «Ладомир», 1994. Перевод, статья и комментарии Г. А. Стратановского под общей редакцией проф. С. Л. Утченко. Редактор перевода проф. О. О. Крюгер. [Электронный ресурс]. URL: http://ancientrome.ru/ antlitr/t.htm?a=1267761076// (Дата обращения -12.10.2012).
8. Сэлуэй П. Римская Британия (около 55 до н. э. — около 440 н. э.) // История Великобритании: перевод с английского / ред. К. О. Морган. — Москва: Весь Мир, 2008. — 680 с. — (Национальная история).
9. Тацит Корнелий. Анналы. Перевод А. С. Бобовича, редакторы перевода Я. М. Боровский и М. Е. Сер-геенко. [Электронный ресурс]. URL: http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1340777341// (Дата обращения - 12.10.2012).
10. Тацит Корнелий. Малые произведения. Жизнеописание Юлия Агриколы. Перевод А. С. Бобовича, редактор перевода М. Е. Сергеенко. [Электронный ресурс]. URL: http://antientrome.m/antlitr/t.htm ?a=1346763637// (Дата обращения - 12.10.2012).
11. Цезарь Гай Юлий. Записки о Галльской войне. Книга IV. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/cezar/
04.php// (Дата обращения - 12.10.2012).
12. Цезарь Гай Юлий. Записки о Галльской войне. Книга V. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/cezar/
05.php// (Дата обращения - 12.10.2012).
13. Эзри Г.К. К вопросу о власти и провинциальной политики в Риме. Сборник статей. Сарбрюкен: изд-во LAP. 2014. 68 с.
KAZAKH MODEL OF INTERETHNIC CONSENT AS A BASIS FOR STABILITY
OF THE STATE
Kalenova T. S., Abdrakhmanova G.S.
Candidates in Historic Sciences, Associate Professors, L.N.Gumilyov Eurasian National University, Republic of Kazakhstan
In article basics of formation and development of the Kazakhstan model of the interethnic relations are covered. Also here it is spoken about activity of Assembly of the people of Kazakhstan. In offered article the main constants of the interethnic relations reveal.
Keywords: Kazakhstan, international relations, Kazakhstan model, Assembly of the people of Kazakhstan, President of the Republic of Kazakhstan, Nursultan Nazarbayev.
The 90th of the last century was marked by the collapse of the Soviet Union; the collapse of the world socialist
system, as a result many former Soviet republics faced threats of ethnic conflicts. Number of newly independent states experienced it in the most severe and bloody form. In those years our country has survived many other negative scenarios as well. However, balanced and prudent public policies aimed at the opinions and interests of all the peoples of Kazakhstan, has allowed us to avoid severe shocks safely.
When Kazakhstan embarked on an independent and sovereign development the vital issue of determining the model of interethnic relations immediately raised. Kazakh model of interethnic relations had to take into account the following features of Kazakh society:
- Society lives and develops on the indigenous Kazakh land;
- The state forming nationality who gave its name to the State is Kazakhs;
- The state is unitary, consolidating nation is Kazakhs;
- The state is multiethnic, it is home for over 130 ethnic groups;
- The majority of ethnic groups appeared in Kazakhstan as a result of various forms of forced migration, including deportation;
- The majority in society are Kazakhs and Russian;
- The State language is Kazakh language;
- The majority of society spoke in Russian, which in practice was the language of interethnic communication;
- The need for the development of national languages of all ethnic groups of Kazakhstan;
- - The society is multi confessional - 40 confessions;
- In a society traditions of interethnic, inter confessional tolerance are developed. They are primarily inherent mentality Kazakhs perceived as the common heritage of all ethnic groups and the value of Kazakhstan;
The core values of social development are civil society, democracy, market relations, ideological pluralism;
- Kazakhstan is a country of peacemaker, which has renounced nuclear weapons, the international community has proposed CICA Eurasian Integration ( EurAsEC, CSTO, SCO), chaired by the OSCE.
- Originality and complexity of the Kazakh model of interethnic relations are in harmony of all these features [1 p.63].
In the early days of the sovereignty and independence of Kazakhstan the national policy of President Nursultan Nazarbayev allowed to avoid mistakes and properly assess the priorities of foreign and domestic policy. Among them the strengthening of stability and civil peace and interethnic harmony was highlighted.
National policies have been built on the principles of consent seeking, social stability, rule of law, and active integration.
A distinctive feature of the Kazakh version of the statehood in the post-Soviet period was to maintain peace and harmony. Developing a culture of interethnic harmony in a multicultural society is elevated to state policy.
At the present stage of development of our statehood consolidation Kazakh society based on ethnic and religious peace and tranquility is one of the vital tasks. The Constitution of the Republic of Kazakhstan states: "All citizens of Kazakhstan regardless of ethnicity contribute to the improvement of Motherland ".
Thus, it declared the equality of all citizens regardless of their professional, national, religious affiliation. Culture of all nations, nationalities and ethnic groups in our country is considered as a national heritage. Equal rights in the pursuit
and realization of their ethno-cultural interests are constitutionally guaranteed to all citizens.
On the basis of the Kazakh model is a state policy. Its purpose is consolidation the society. Achieving this objective is provided by the legislation in the sphere of inter-ethnic relations. The model takes into account the standards in the field of inter-ethnic relations. The Assembly of People of Kazakhstan provides the practical embodiment of the model.
Kazakhstan People's Assembly was formed in accordance with the Decree of the President of the Republic of Kazakhstan dated March 1, 1995 as an advisory body to the Head of State.
The idea of creation of the Assembly of People of Kazakhstan was first proposed by the country's President Nursultan Nazarbayev in 1992, at the First Forum of the Peoples of Kazakhstan, celebrating the first anniversary of Independence.
Assembly activities are aimed at achieving the following objectives:
- contribution to the preservation of interethnic and interreligious harmony and social stability;
- development of proposals for public policies conducive to the development of friendly relations between the nationalities living on the territory of Kazakhstan, promoting their spiritual and cultural revival and development based on the principle of equality;
- formation of political culture, based on civilized and democratic norms;
- mainstreaming diverse national interests in the state's national policy;
- finding a compromise for solution of social contradictions.
The Assembly is formed from representatives of state bodies, national, cultural and other associations, and other persons subject to their authority in society, social and political activity. Working body of the Assembly Secretariat is structurally part of the Presidential Administration.
It should be noted that the Assembly, in its work closely interacts with small assemblies that are created in all regional centers and cities of Astana and Almaty.
Also one of the features of the Kazakh model of multiethnic state is a mechanism of maintaining the country's inter-religious peace. In Kazakhstan,taking into account the diversity of ethnic and religious structure of the population, the government chose the secular nature of the relationship between religion and state, they are separated from each other.
Kazakhstan currently ranks among the countries with huge confessional diversity, where there are about three thousand religious associations, representing more than 17 denominations. They all exist on the basis of ongoing dialogue, initiated and supported by the state.
Kazakhstan's model offers the world the following basic constants of interethnic relations. First, interethnic harmony is impossible without constructive creative interaction of civil society institutions in the face of ethnic, cultural and social associations and the state the movement of the public initiative "from below" must meet state adequate response. In Kazakhstan, this kind of response was the creation of the Assembly of People of Kazakhstan that has become a broad platform of dialogue state and society.
Secondly, all ethnic groups should have an extremely high civil and social status. Their representatives are not acting as a national minority, but also they are considered as having full rights citizens of the united nation.
Third, political representation and realization of interests of Kazakh ethnic groups performed at the highest state level. President of the Assembly is the President of
Kazakhstan, he is the guarantor of the Constitution, and high status of the ANK is this determined by it. Decisions of its supreme body, the annual session, are fulfilled by all government agencies. Every year, two representatives from ethno-cultural associations are appointed for the position of the Chairman of the Assembly that represents the interests of all ethnic groups.
Fourth, the interests of ethnic groups are provided through parliamentary guaranteed representation of the assembly, in which the 9 elected deputies of the Majilis from ANK represent their interests as a set of interests of all ethnic groups of the country. Representation is carried out on the basis of direct participation in representative bodies through political parties.
Fifthly, consolidating principle of "Unity - through diversity" is laid in the Kazakh model.
Sixth, the politicization of ethnic relations is not allowed. The establishment and activity of political parties whose actions aimed at inciting social, racial, national, religious, class and tribal enmity are prohibited. Constitution of RK recognizes any actions capable of upsetting interethnic concord unconstitutionally [2].
References
1. The Assembly of People of Kazakhstan. Historical Review. Almaty: Rarity, 2010.-304 p.
2. Tugzhanov E. Assembly of People of Kazakhstan: "Trust, Tradition, Transparency and Tolerance" / / Kazakhstan Pravda.- 25.11.2010.
НОВЫЙ НАЦИОНАЛИЗМ ТЕОДОРА РУЗВЕЛЬТА КАК НАЧАЛО ВОСХОЖДЕНИЯ
АМЕРИКИ К МИРОВОЙ ДЕРЖАВЕ
Актуальность темы исследования может быть оценена с точки зрения глобального взгляда на историю США, так как, с одной стороны, политическая программа Теодора Рузвельта «Новый национализм» перекликается с наследием Авраама Линкольна, а с другой стороны, некоторые последующие политические деятели США обращались к наследию самого Теодора Рузвельта. Как многие современники Теодора Рузвельта, так и историки отмечали тот факт, что Рузвельт олицетворял «новое движение современности и будущего». Они связывали имя Рузвельта с восхождением США к современной мировой державе в связи с тем, что он понимал необходимость перемен во время переходного периода в социальной, экономической и политической жизни страны.
Со времени президента Теодора Рузвельта прошло уже 100 лет, историки и политики продолжают возвращаться к образу его личности и ее роли во внутренней и внешней жизни США. Но, тем не менее, более узкая тема «нового национализма» Т. Рузвельта всё ещё не до конца изучена, так как в отечественной историографии, пожалуй, только И.А. Белявская рассматривала политику Рузвельта с позиций идей «нового национализма» [2, с.260], но сделано это было в советское время, что не могло не отложить определенного отпечатка на ее трактовку действий Рузвельта. Тема «нового национализма» также недостаточно систематизирована в американской и отечественной исторической литературе.
Основные идеи классической либеральной идеологии Америки и Европы сложились после Гражданской войны в США в первой половине XIX века. В ее философии принципы индивидуальной свободы и политической демократии соединялись с учением о свободной рыночной экономике и невмешательстве государства в экономическую жизнь общества. Публицисты, развивающие теорию либерализма, опирались на идеалы Томаса Джефферсона о политическом равенстве, социальном эгалитаризме и свободе личности.
В связи с трансформацией экономической, социальной и политической сфер общества на рубеже XIX и XX веков (из-за появления и разрастания монополий) США стали страной корпоративного капитализма. В связи с тем, что крупные корпорации получили неограниченное господство, идеология классического либерализма стала
Карташев Алексей Владимирович
Преподаватель истории, г. Тольятти
утрачивать свои демократические черты. Было очевидно, что, с одной стороны, капитализм был экономически эффективен, но с другой, крайне асоциален, так как утрачивалась вера в индивидуальную свободу человека. Чтобы смягчить последствия капитализации и создать систему социальной защиты, потребовалось регулирующее вмешательство государства [5].
На фоне экономических и социальных изменений поднялась волна радикально-демократических антимонополистических движений. На рубеже XIX-XX веков появилась острая необходимость реформирования традиционных институтов американского общества. Разработкой теоретических обоснований нового направления занялись прогрессисты - видные представители общественной мысли США того времени: Герберт Кроули, Луиса Бран-дейс и другие. В основу нового либерализма была положена идея, что государству нужно перестать играть "пассивную" роль и стать регулятором экономической и социально-политической жизни общества [3].
В политической сфере впервые эта концепция нашла свое отражение в политике «нового национализма» Теодора Рузвельта. Те идеи политики «нового национализма», которые Теодор Рузвельт озвучил во время своей речи в Осаватоми в 1910 году, фактически можно проследить во всей его предшествующей президентской деятельности в 1901-1908 гг.
Т.Рузвельт стал президентом в период серьезных экономических и социальных противоречий. Но благодаря своей жизненной силе, знанию мира, дальновидности, близости в понимании к политической реальности, он был для многих воплощением всего современного.
В своей автобиографии Э.В. Бок вспоминает слова Теодора Рузвельта, которые он произнес при личной встрече с ним после своей третьей президентской кампании: «Ты в особенном положении. Ты в том счастливом положении, когда ты можешь делать деньги и одновременно делать добро... Общество выстроило личность для тебя. Теперь отдай эту личность чему-либо, что интересует тебя в сотрудничестве с твоими собратьями: чему-либо по соседству, в городе, в стране. Одной рукой работай и пиши своим слушателям-соотечественникам: пусть никакие фантазии, увлечения и причуды не поколеблют