Научная статья на тему 'Новый национализм Теодора Рузвельта как начало восхождения Америки к мировой державе'

Новый национализм Теодора Рузвельта как начало восхождения Америки к мировой державе Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
813
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новый национализм Теодора Рузвельта как начало восхождения Америки к мировой державе»

Kazakhstan, he is the guarantor of the Constitution, and high status of the ANK is this determined by it. Decisions of its supreme body, the annual session, are fulfilled by all government agencies. Every year, two representatives from ethno-cultural associations are appointed for the position of the Chairman of the Assembly that represents the interests of all ethnic groups.

Fourth, the interests of ethnic groups are provided through parliamentary guaranteed representation of the assembly, in which the 9 elected deputies of the Majilis from ANK represent their interests as a set of interests of all ethnic groups of the country. Representation is carried out on the basis of direct participation in representative bodies through political parties.

Fifthly, consolidating principle of "Unity - through diversity" is laid in the Kazakh model.

Sixth, the politicization of ethnic relations is not allowed. The establishment and activity of political parties whose actions aimed at inciting social, racial, national, religious, class and tribal enmity are prohibited. Constitution of RK recognizes any actions capable of upsetting interethnic concord unconstitutionally [2].

References

1. The Assembly of People of Kazakhstan. Historical Review. Almaty: Rarity, 2010.-304 p.

2. Tugzhanov E. Assembly of People of Kazakhstan: "Trust, Tradition, Transparency and Tolerance" / / Kazakhstan Pravda.- 25.11.2010.

НОВЫЙ НАЦИОНАЛИЗМ ТЕОДОРА РУЗВЕЛЬТА КАК НАЧАЛО ВОСХОЖДЕНИЯ

АМЕРИКИ К МИРОВОЙ ДЕРЖАВЕ

Актуальность темы исследования может быть оценена с точки зрения глобального взгляда на историю США, так как, с одной стороны, политическая программа Теодора Рузвельта «Новый национализм» перекликается с наследием Авраама Линкольна, а с другой стороны, некоторые последующие политические деятели США обращались к наследию самого Теодора Рузвельта. Как многие современники Теодора Рузвельта, так и историки отмечали тот факт, что Рузвельт олицетворял «новое движение современности и будущего». Они связывали имя Рузвельта с восхождением США к современной мировой державе в связи с тем, что он понимал необходимость перемен во время переходного периода в социальной, экономической и политической жизни страны.

Со времени президента Теодора Рузвельта прошло уже 100 лет, историки и политики продолжают возвращаться к образу его личности и ее роли во внутренней и внешней жизни США. Но, тем не менее, более узкая тема «нового национализма» Т. Рузвельта всё ещё не до конца изучена, так как в отечественной историографии, пожалуй, только И.А. Белявская рассматривала политику Рузвельта с позиций идей «нового национализма» [2, с.260], но сделано это было в советское время, что не могло не отложить определенного отпечатка на ее трактовку действий Рузвельта. Тема «нового национализма» также недостаточно систематизирована в американской и отечественной исторической литературе.

Основные идеи классической либеральной идеологии Америки и Европы сложились после Гражданской войны в США в первой половине XIX века. В ее философии принципы индивидуальной свободы и политической демократии соединялись с учением о свободной рыночной экономике и невмешательстве государства в экономическую жизнь общества. Публицисты, развивающие теорию либерализма, опирались на идеалы Томаса Джефферсона о политическом равенстве, социальном эгалитаризме и свободе личности.

В связи с трансформацией экономической, социальной и политической сфер общества на рубеже XIX и XX веков (из-за появления и разрастания монополий) США стали страной корпоративного капитализма. В связи с тем, что крупные корпорации получили неограниченное господство, идеология классического либерализма стала

Карташев Алексей Владимирович

Преподаватель истории, г. Тольятти

утрачивать свои демократические черты. Было очевидно, что, с одной стороны, капитализм был экономически эффективен, но с другой, крайне асоциален, так как утрачивалась вера в индивидуальную свободу человека. Чтобы смягчить последствия капитализации и создать систему социальной защиты, потребовалось регулирующее вмешательство государства [5].

На фоне экономических и социальных изменений поднялась волна радикально-демократических антимонополистических движений. На рубеже XIX-XX веков появилась острая необходимость реформирования традиционных институтов американского общества. Разработкой теоретических обоснований нового направления занялись прогрессисты - видные представители общественной мысли США того времени: Герберт Кроули, Луиса Бран-дейс и другие. В основу нового либерализма была положена идея, что государству нужно перестать играть "пассивную" роль и стать регулятором экономической и социально-политической жизни общества [3].

В политической сфере впервые эта концепция нашла свое отражение в политике «нового национализма» Теодора Рузвельта. Те идеи политики «нового национализма», которые Теодор Рузвельт озвучил во время своей речи в Осаватоми в 1910 году, фактически можно проследить во всей его предшествующей президентской деятельности в 1901-1908 гг.

Т.Рузвельт стал президентом в период серьезных экономических и социальных противоречий. Но благодаря своей жизненной силе, знанию мира, дальновидности, близости в понимании к политической реальности, он был для многих воплощением всего современного.

В своей автобиографии Э.В. Бок вспоминает слова Теодора Рузвельта, которые он произнес при личной встрече с ним после своей третьей президентской кампании: «Ты в особенном положении. Ты в том счастливом положении, когда ты можешь делать деньги и одновременно делать добро... Общество выстроило личность для тебя. Теперь отдай эту личность чему-либо, что интересует тебя в сотрудничестве с твоими собратьями: чему-либо по соседству, в городе, в стране. Одной рукой работай и пиши своим слушателям-соотечественникам: пусть никакие фантазии, увлечения и причуды не поколеблют

тебя. Руби близко к линии. Но другой рукой, опускайся в ту жизнь, которая вокруг тебя» [6].

Сейчас, по прошествии столетия со времени правления Т.Рузвельта, наблюдая за ходом истории, можно говорить о том, что политика «нового национализма» была одной из составляющих частей формирующейся идеологии страны, как во внутренней, так и во внешней политике государства. Согласно мнению многих историков, именно Т.Рузвельт стартовал восхождение Америки к мировой державе, хотя многое для этого прорыва было заложено до его президентства. Он вовремя понял, что с помощью реформ необходимо использовать конституционные права института президентов, чтобы приспособить американскую систему правления к реалиям XX в, одновременно регулируя экономические и социальные противоречия. Рузвельт старался уравновесить последствия экономических преобразований, вызванных индустриализацией, и заложенные отцами-основателями институты демократии. И в этом процессе федеральное правительство должно было взять на себя регулирующую роль, а следовательно, получить больше полномочий. Одновременно необходимы были и социальные преобразования, чтобы избежать революционных вспышек, и мощная внешняя политика, чтобы не затеряться в глобальной конкуренции стран. Вот какие реалии были двигателем прогрессивных идей того времени, во главе которых, будучи президентом США, стоял Теодор Рузвельт.

В своих общественных выступлениях Рузвельт часто упоминал деятельность Авраама Линкольна [8] как идеал руководителя страны в переходный этап (что не случайно, так как многие деятели прогрессивного движения его времени считали идеальным реформатором именно Линкольна). С точки зрения политики, это было важно, так как, вспоминая наследие Авраама Линкольна, Рузвельт стремился оправдать трансформирующий уход Америки от тех основополагающих принципов, которые ранее были заложены отцами-основателями.

В историческом плане важно и президентство самого Теодора Рузвельта именно в связи с тем, что он вел страну по курсу «новизны» так же, как и Авраам Линкольн, в переломный период. Поэтому отнюдь не случайны отсылки современных политиков к историческому опыту Рузвельта.

Но радикальное отличие понимания Т. Рузвельта от политики Отцов-основателей и Линкольна состоит в том, что, во имя «национальной эффективности и продуктивности», Рузвельт призывал к «истинной демократии», в которой индивидуальные права измерялись нуждами общества. Его фраза о том, что «мы должны позволять приобретение материального состояния только до тех пор, пока его получение представляет выгоду для общества» означала увеличение контроля государства. Именно эту мысль он и претворял в жизнь, проводя реформы.

С другой стороны, Рузвельт никогда не занимал позиции только одного социального слоя общества. Ведя политику маневрирования, он всегда стремился сохранять баланс.

Либеральные реформы, проведенные в период Прогрессивной эры, способствовали некоторому ограничению монополистической практики и пресечению наиболее вопиющих проявлений корпоративного произвола. Были проведены также меры по введению элементарных норм трудового законодательства и по демократизации избирательной системы. Все эти реформы Прогрессивной эры представляли собой первые шаги на пути приспособления традиционной структуры американского общества к потребностям социального прогресса. В своей речи в рамках предвыборной кампании на третий срок Рузвельт шел дальше своих маневрирующих действий во время

первых двух сроков президентства. Теперь он уже говорил о том, что новый мир без экономических классовых различий требует значительных конституционных изменений. Рузвельт рассматривал историю человечества как борьбу Дарвина между «людьми, которые обладают большим, чем они заработали, и людьми, которые имеют меньше, чем они заработали». Тогда суть борьбы состоит в том, чтобы «сделать возможности равными, уничтожить привилегии, и придать жизни и гражданству каждого человека наивысшую ценность и ради него самого, и на благо государства» [7].

Прогрессивные идеи «Нового национализма» были отражены и во внешней политической деятельности Рузвельта. В эпоху перехода аграрного общества к индустриальному государство утрачивало идеологию. Америке необходима была мощная внешняя политика, чтобы не затеряться в глобальной конкуренции стран [4]. И если во внутренней жизни страны воплощаемые Рузвельтом идеи нового либерализма вернули веру человека в личную свободу, когда федеральное правительство выступило регулирующим механизмом экономической и социальной жизни страны, то в глобальном масштабе Америка как государство добивалась признания своей роли одновременно как регулирующего механизма в конфликтах других стран и как мировой державы - идеального олицетворения демократии.

Таким образом, «Новый национализм», воплощенный Теодором Рузвельтом, с одной стороны, олицетворял реформирование и национализацию жизни внутри страны, а с другой, обозначил продвижение и укрепление военного и мирового присутствия США.

Список литературы:

1. Белявская И.А. Буржуазный реформизм в США.-М.: Наука. 1968. - 415 с.

2. Белявская И. А. Теодор Рузвельт и общественно-политическая жизнь США. - М.: Наука, 1978. - 309 с.

3. Гиевская С.В. Эволюция либерализма в США в XIX-начале XX вв.: диссерт.... канд. истор. наук. -Воронеж, 2009. - 205 с.

4. Зубок Л. И. Экспансионистская политика США в начале XX века. - М.: Наука, 1969. - 467 с.

5. Рогулев Ю.Н. Исторические особенности становления системы индустриальной демократии в США в конце XIX - начале XX века. - журнал «Вести московского университета», серия 8, история, 1998. № 2. - с. 77-97

6. Bok E.W. The Americanization of Edward Bok. -1921. Электронный ресурс: http://www.bartleby.com/197/

7. Речь Теодора Рузвельта 31 августа 1910 г., произнесенная им в ходе его предвыборной поездки по Соединенным Штатам в городке Осаватоми (штат Канзас) // Roosevelt Th. The New Nationalism. Englewood Cliffs (N. J.), 1961. На русском языке -электронный ресурс: сайт «История США в документах»: www.istoria-usa.at.ua/index/0-31

8. Общественные выступления Т.Рузвельта:

1) «Обязанности американского гражданства» 26 января 1883 г. - Электронный ресурс: http://www.emersonkent.com/speeches/ the_duties_of_american_citizenship.htm

2) «Жизнь, требующая усилий» 10 апреля 1899 г. -Электроный ресурс: http://www.emersonkent.com/ speeches/the_strenuous_life.htm

3) «Контроль над трастами» 3 декабря 1991 г. - Электронный ресурс: http://www.emersonkent.com/ speeches/controlling_the_trusts.htm и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.