Научная статья на тему 'Военная экспедиция в Тунис 1881 года на страницах французского журнала "Le Monde illustre": к вопросу о визуальной репрезентации империи'

Военная экспедиция в Тунис 1881 года на страницах французского журнала "Le Monde illustre": к вопросу о визуальной репрезентации империи Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
504
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУНИС / TUNISIA / ФРАНЦУЗСКАЯ ИМПЕРИЯ / FRENCH EMPIRE / ОБРАЗЫ ИМПЕРИИ / IMAGES OF EMPIRE / ОБРАЗЫ "ДРУГОГО" / IMAGES OF THE "OTHER" / КОЛОНИАЛЬНАЯ ПРОПАГАНДА / КОЛОНИАЛЬНЫЕ ВОЙНЫ / COLONIAL WARS / "LE MONDE ILLUSTRé" / IMPERIAL PROPAGANDA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Моисеева Екатерина Николаевна

В центре внимания данной статьи визуальная репрезентация французской военной экспедиции в Тунис в 1881 году. Данная тема входит в широкий круг проблем, связанных с изучением образов «Другого», а также с изучением имперской пропаганды во Франции в период III-й Республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MILITARY EXPEDITION TO TUNISIA OF 1881 ON THE PAGES OF FRENCH MAGAZINE "LE MONDE ILLUSTRÉ": TO THE QUESTION OF THE VISUAL REPRESENTATION OF THE EMPIRE

The focus of this article is the visual representation of the French military expedition to Tunisia in 1881. This topic is included in a wide range of problems associated with the study of the images of the "Other", as well as with the study of imperial propaganda in France during the III-rd Republic.

Текст научной работы на тему «Военная экспедиция в Тунис 1881 года на страницах французского журнала "Le Monde illustre": к вопросу о визуальной репрезентации империи»

ПАМЯТЬ О КОНФЛИКТЕ ИЛИ КОНФЛИКТЫ ПАМЯТИ

УДК 070(44):327(44+611) 118811

ВОЕННАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ В ТУНИС 1881 ГОДА НА СТРАНИЦАХ ФРАНЦУЗСКОГО ЖУРНАЛА «LE MONDE ILLUSTRÉ»: К ВОПРОСУ О ВИЗУАЛЬНОЙ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ

ИМПЕРИИ

Е. Н. Моисеева

СГЮА

Кафедра истории, политологии, социологии и сервиса. e-mail: [email protected]

В центре внимания данной статьи - визуальная репрезентация французской военной экспедиции в Тунис в 1881 году. Данная тема входит в широкий круг проблем, связанных с изучением образов «Другого», а также с изучением имперской пропаганды во Франции в период III-й Республики.

Ключевые слова: Тунис, Французская Империя, образы Империи, образы «Другого», колониальные войны, колониальная пропаганда, «Le Monde illustré».

THE MILITARY EXPEDITION TO TUNISIA OF 1881 ON THE PAGES OF FRENCH MAGAZINE «LE MONDE ILLUSTRÉ»: TO THE QUESTION OF THE VISUAL REPRESENTATION OF THE EMPIRE

E. N. Moiseeva

(Saratov, Russia)

e-mail: [email protected]

The focus of this article is the visual representation of the French military expedition to Tunisia in 1881. This topic is included in a wide range of problems associated with the study of the images of the "Other", as well as with the study of imperial propaganda in France during the III-rd Republic.

Key words: Tunisia, French Empire, images of Empire, images of the "Other", colonial wars, imperial propaganda, «Le Monde illustré».

Во Франции интерес к изучению визуальных образов возник в контексте истории ментальности1. На сегодняшний день существует немало работ, авторы которых в качестве исторического источника выбирают изображение, будь то карикатура, фотография, гравюра, плакаты и т.п2. Французские историки Н. Бан-сель, П. Бланшар и Л. Жерверо в 1993 г. выпустили монографию «Образы и колонии (1880-1962). Иконография и колониальная пропаганда во Французской Африке»3. В качестве исторического источника для изучения Африки в период колониальной зависимости они выбрали фотографию.

В настоящий момент действует французский Интернет-проект «История через изображение», который представляет политическую, экономическую, социальную, культурную историю Франции с 1643 по 1945 гг. посредством картин, рисунков, гравюр, скульптур т.п.4 Создатели проекта не обошли стороной и колониальную историю Франции. На сайте можно увидеть изображения, отражающие события, связанные с завоеванием Алжира, экспедицией в Конго, аболиционистским движением и многое другое. Однако экспедиция в Тунис пока не стала объектом внимания данного проекта. История французского проникновения в Тунис хорошо изучена во Франции5. Переиздаются также рабо-

1 См.: VoueïleM. Histoire et représentations // Ruano-Borbolan J-C.(dir.). L'histoire aujourd'hui. Nouveaux objets de recherche. Courants et débats. Le métier d'historien, Sciences humaines Editions, Auxerre, 1999; Vo-velleM., Bosséno C.-M. Des mentalités aux représentations // Sociétés & Représentations 2001/2 (№°12). P. 15-28. - URL:// http://www.cairn.info/revue-societes-et-representations-2001-2.htm (Дата обращения 4.06. 2017).

2 Baecque A. La Caricature révolutionnaire. Paris: Pressesdu CNRS, 1988; Ger-vereau L. La Propagande par l'affiche. Paris: Syros-Alternatives, 1991.

3 Bancel N, Blanchard P, Gervereau L. L'Images et colonies : iconographie et propagande coloniale sur l'Afrique francaise de 1880 a 1962. Paris: Association Connaissance de l'histoire de l'Afrique contemporaine, 1993.

4 L'Histoire par l'image. - URL://https://www.histoire-image.org/-propos/ projet ( Дата обращения 4.06. 2017.)

5 См.: Broche F. L'Expédition de Tunisie, 1881 - Document. Paris, 1996. 274 p.;

Paul d]Estournelles de Constant. La conquête de la Tunisie. Récit contemporain cou-

ronné par l'Académie française. Paris: éd. Sfar, 2002.

73

ты, посвященные экспедиции 1881 г., опубликованные еще в XIX веке6.

В отечественной историографии сравнительно недавно начали работать с визуальными источниками7 и, преимущественно, на материалах российской истории. С исследованием визуального связывают обновление антропологического подхода в гуманитарном познании8. При работе с визуальными источниками понятие образа становится ключевым9. Визуальный поворот ставит перед историком задачу интерпретировать зрительные образы не как иллюстрацию к письменному источнику, а в качестве особого вида текста, требующего «расшифровки» в рамках того дискурса, в котором он возник10. Вне контекста «расшифровка» невозможна. По словам З. Чеканцевой «визуальный образ включает в себя не только видимое, но и не-видимое. Иными словами, за всяким образом стоит событие, коммуникация, система отношений, делающая образ воспринимаемым»11.

В данной статье графическое изображение Туниса и французской военной экспедиции в Тунис будет «прочитано» в рамках имперского дискурса, формировавшегося во Франции в по-

6 Bois M. La France à Tunis. Expédition française en Tunisie (1881-1882), précédée d'une description: géographique et historique de la Régence de Tunis. Paris, 2013. 176 p. (Первое издание - 1886).

7 См.: Колоскова Е.Е., Боханов А.Н., Упит А.И. Российская империя в фотографиях (конец 19 - начало 20 века). СПб.: Лики России, 2004; Нуркова В.В. Зеркало с памятью: феномен фотографии: культурно- исторический анализ. М.: Российский государственный гуманитарный ун-т, 2006; Очевидная история. Проблемы визуальной истории России XX столетия. Сборник статей / Редкол.: И.В. Нарскйи и др. Челябинск: Каменный пояс, 2008; Визуальный образ междисциплинарного исследования / под ред. И. Герасимовой. М.: ИФРАН, 2008; Вишленкова Е.А. Визуальное народоведение империи, или "увидеть русского дано не каждому". М.: Новое литературное обозрение, 2011.

8 Чеканцева З. Эпистемология исторического образа на рубеже XX — XXI вв. // Электронный научно-образовательный журнал «История», 2013. T. 4. Выпуск 2 (18). - URL:// http://history.jes.su/s207987840000488-5-1 (дата обращения: 24.05.2015).

9 Мазур Л.Н. Визуальный поворот в исторической науке на рубеже XX-XXI вв.: в поисках новых методов исследования - URL://http://ivid.ucoz.ru/publ-/1арро_150/mazur_ld/16-1-0-144 (Дата обращения 4.07.2017).

10 Щербакова Е.И. Визуальная история: освоение нового пространства // Исторические исследования в России. М., 2011. С. 473-488.

11 Чеканцева З. Указ. Соч.

следней трети XIX века. Изучая французский колониальный дискурс, следует помнить, что также как колониальная империя не была единым целым, так и колониальный дискурс не являлся чем-то законченным и однозначным. Современники редко предавались отвлеченным размышлениям об империи. Гораздо чаще они были непосредственными участниками тех или иных политических баталий, исход которых напрямую зависел от их риторического мастерства. Для французского имперского дискурса характерна идея превосходства Западноевропейской цивилизации над всем остальным миром и связанная с ней идея расового превосходства белого человека. С идеей национальной исключительности Франции, как о стране с богатой культурой, идеалами эпохи Просвещения, была тесно связана идея цивилизаторской миссии Франции в мире, которая приобрела в стране новое звучание в период III-ей Республики.

Военная экспедиция в Тунис в 1881 г. стала значимым событием в колониальной истории Франции. Следует отметить, что в отечественной историографии визуальные образы войны изучались на материалах карикатур, фотографий12. Однако колониальные войны и их визуальная репрезентация специально не исследовались.

Учитывая тот факт, что колониальные экспедиции, войны служили во Франции идеальными поставщиками иллюстрированной продукции, в задачу данного исследования входит изучение и «расшифровка» в контексте имперского дискурса образов Тунисской военной экспедиции 1881 г. в гравюрах, опубликованных на страницах «Le Monde illustré», а также анализ текстов, сопровождавших гравюры. В связи с большим массивом изобразительного материала в рамках данной статьи будут проанализиро-

12 См.: Голубев А.В. Визуальные образы войны в советской карикатуре межвоенного периода // Очевидная история. Проблемы визуальной истории России XX столетия. Челябинск: Каменный пояс, 2008. С. 269-285; Ерма-ченко И.О. Образы Русско-японской войны в иллюстрациях отечественной прессы 1904-1905 гг.: специфика визуализации / / Очевидная история. Проблемы визуальной истории России XX столетия. Челябинск: Каменный пояс, 2008. С. 193-214; Туровцева С.В. Военная история России в фотодокументах (вторая половина XIX - начало ХХ века) // Россия: Государство, общество, личность. М., 1997; Туровцева С.В. Источники по истории русского флота: Альбомы военной фотографии второй половины XIX - начала ХХ века // Отечественная история. 1998. № 5.

75

ваны гравюры, опубликованные в период с апреля по август 1881 года. В это время происходила подготовка военной операции, ее осуществление, а также усмирение двух восставших против французских войск городов Туниса - Сфакса и Габеса.

Изучение гравюр, на которых были изображены события колониальной истории не менее важно, чем изучение самих текстов, которые эти гравюры сопровождали. Как пишет Б. Стора: «Изображение (l'image) нам сообщает больше об обществе, которое на него смотрит, чем о себе самом»13. Одна из наиболее важных функций визуальных образов - конструирование политической реальности и пропаганда. Проблема состоит в том, что большинство людей не вовлечены в политические события, а представления об этих событиях формируются, в том числе, прессой. Так происходило и в колониальную эпоху. В 1880-90-е гг. необходимость колонизации активно пропагандировалась в прессе. С. Дельпорт - автор статьи «Пресса и массовая культура во Франции (1880-1914)» пишет, что с 1880-х гг. начался поворот в прессе, её устремление к массам14. Периодичность печати, ежедневные газетные выпуски во много раз увеличивали оперативные возможности прессы. Возможность приобрести газету, журнал, оказаться в курсе всех событий стала для человека XIX в. жизненно необходимой привычкой. Следует учесть и низкие цены на издания, практику подписки, огромный выбор печатной продукции15. Помимо своей основной функции - информировать читателя, пресса формировала взгляды.

Благодаря прессе колониальные идеи распространялись необычайно быстро. Человек априори питал некое бесспорное доверие к печатному слову. Пресса обращалась не только к мужчинам, но и к женщинам, детям, то есть ко всей семье. На столь широкую аудиторию, в частности, были рассчитаны иллюстрированные издания. В 1890 г. в Париже насчитывают около 250 иллюстрированных еженедельных или ежемесячных изданий16. Один из них - «Le Monde illustré». Данный еженедельник выходил с

13 Цит. по: Чеканцева З. Указ. Соч.

14 Delporte C. Presse et culture de masse en France (1880-1914) // Revue historique. 1998. № 605. P. 93; См. также: Martin M. Médias et journalistes de la République. Paris: Odile Jacob, 1997.

15 История Европы. От французской революции конца XVIII в. до первой мировой войны. М.: Наука, 2000. Т. V. С. 368-369.

16 Delporte C. Op. cit. P. 108.

1857 года. В этом еженедельнике в гравюрах были представлены важнейшие события, в том числе и международного значения.

Для республиканского правительства Ж. Ферри важно было, чтобы общественное мнение склонилось в пользу продолжения колониальной политики, которая не только на уровне Парламента, но и на уровне журналистской литературы подвергалась критике. Так, например, известный во Франции политический деятель Э. Дрюмон представил французскую экспедицию в Тунис (правда, это произошло уже в 1886 г.) как еврейскую авантюру, которая обрекла на смерть французских солдат17.

Установление французского протектората над Тунисом в 1881 г. - важнейший этап на пути расширения колониальной империи Францией в последней трети XIX века. Стоит заметить, что это была первая военная экспедиция после неудачной для Франции франко-прусской войны 1870 - 1871 года. Еще в 1830 году Франция начала завоевание Алжира и проникновение в Тунис (регентство Османской империи), граничащий с Алжиром, было лишь вопросом времени.

Однако французские политики были расколоты в своем приятии и неприятии колониальной политики. Во Франции в первые десятилетия существования Ш-ей Республики очень сильным было антиколониальное движение. Правда, оно не было монолитным. С одной стороны, крайне правые, с другой - радикалы резко высказывались против колониальной политики и аргументов в её пользу. И сторонники экспансии, и противники её считали себя патриотами. Только одни видели будущее и славу Франции на Африканском и Азиатском континентах, а другие - мечтали о реванше над Германией и скорейшем возвращении потерянных земель Эльзаса и Лотарингии18.

В 1881 г. правительство Жюля Ферри, воспользовавшись нарушением алжирской границы крумирами (одно из племен Туниса), решилось на оккупацию Туниса. Это решение было продиктовано целым комплексом причин, среди которых экономические причины занимали важнейшее место19. 4 апреля 1881 года Ж. Ферри попросил у Палаты депутатов 5 миллионов, чтобы «на-

17 cm: Drumont E. La France juive. Paris: Flammarion, 1886.

18 Girardet R. Le Nationalisme français 1871-1914. Paris, 1966. P. 108.

19 Meyer J., Tarrade J., Rey-Goldzeiguer A., Thobie J. Histoire de la France coloniale. Paris: A. Colin, 1991. T. I. Des origines à 1914. P. 579.

77

казать» непокорное население, то есть речь шла не о завоевании, а о защите границ Алжира20. 7 апреля Плата депутатов проголосовала за выделение средств на экспедицию. А уже 20 апреля 30 000 французских солдат вторглись в Тунис со стороны алжирской границы. 1 мая 1881 г. французский экспедиционный корпус высадился в Тунисе с моря, заняв северную часть страны, гавань Бизерту.

Бардоский договор (по названию резиденции бея) был подписан 12 мая 1881 г. и поместил Тунисское регентство под французский протекторат21. Франция брала на себя финансовую реорганизацию, а также представляла интересы Туниса на международной арене. Несмотря на критику справа и слева в Парламенте, договор был ратифицирован 24 мая 1881 года. Однако в конце июня того же года восстали племена центрального и южного Туниса. В ответ Ж. Ферри отправил в Тунис экспедиционный корпус в количестве 50 000 человек и к концу октября 1881 года восстание подавили22.

Внимание к датам неслучайно. В статье будут анализироваться гравюры, опубликованные в еженедельном иллюстрированном журнале «Le Monde illustré» весной - летом 1881 года. Журнал следил за ходом подготовки военной экспедиции в Тунис и ее осуществлением. Важно знать, когда именно вышел тот или иной номер для того, чтобы соотносить даты выхода номеров журнала с происходящими в Тунисе и во Франции событиями. Необходимо учитывать факт «запаздывания» публикаций. События, как правило, опережали публикации, и читатель видел изображения готовящейся высадки в номере, например, за 7 мая 1881 г., когда сама высадка уже была осуществлена неделей ранее.

При анализе гравюр следует учитывать также тот факт, что изображение не обязательно полностью соответствовало реальности, будь то изображение природы или какого-либо события. Обычно художники-профессионалы или любители делали зарисовки прямо на местах, часто в полевых условиях. Такие рисунки затем дорабатывались в редакции. Технология требовала зарисовки макетов для изготовления гравюр, с которых затем печатались страницы газет и журналов. С. А. Богомолов, анализируя

20 Meyer J., Tarrade J., Rey-Goldzeiguer A., Thobie J. Op. cit. P. 584.

21 Ibid.

22 Ibid.

иллюстрации в британской прессе, пишет, что «журналисты и редакторы для оказания целенаправленного воздействия на общественное мнение заметно корректировали в своих изданиях реальное течение событий»23. Это утверждение верно и в отношении французской прессы. Можно было драматизировать события, или, напротив, придать колониальной экспансии вид лёгкой прогулки. Врагу было легко придать зверский или трусливый вид, а французские воины изображались настоящими героями.

Начиная с апреля 1881 г., сразу после того, как Жюль Ферри обратился к парламенту за субсидиями на военную операцию в Тунисе, «Le Monde illustré» следил за подготовкой и ходом тунисской экспедиции. В Тунисе работал собственный военный корреспондент журнала - господин Дик, который присылал свои рисунки в редакцию. Некоторые гравюры были изготовлены также на основе сделанных в Тунисе фотоснимков. Гравюры в «Le Monde illustré» обычно занимали страницу либо разворот журнала и сопровождались текстами, комментировавшими гравюры. В номере за 16 апреля 1881 г. (номер вышел в момент подготовки экспедиции) были помещены общие виды Регентства: города Тунис, Бардо, дворец бея, портрет бея и другие достопримечательности. Было написано, что на Тунис «обращено в настоящее время всё внимание»24. В небольшой заметке были даны общие сведение о Тунисе: «население Туниса составляет порядка 2 миллионов человек, в столице проживает 80-90 000 человек из них 5 000 итальянцев и 1 тысяча с небольшим - французы»25. Далее описывался мраморный дворец бея. Редакция журнала обещала в дальнейшем держать читателей в курсе событий, так как в Тунис отправился собственный корреспондент журнала (тот самый господин Дик).

В номере были опубликованы также изображения коренных жителей Туниса26. Местные жители, как мужчины, так и женщины изображались за работой и отдыхом, в традиционных одеждах, дома и на охоте, французские читатели могли рассмотреть

23 Богомолов С.А. Имперская идея в Великобритании в 70-80-е годы XIX века. Ульяновск: Ульяновский государственный университет, 1999. С. 192.

24 Le Monde illustré. 1881. Tome XLVIII. 16 avr. P. 245-246. - URL:// http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k6525092r/f6.item.r=Le+Monde+illustr%C 3%A9 (Дата обращения 4.07.2017).

25 Ibid.

26 Ibid. P. 248.

на гравюрах оружие, предметы быта и т.п. Так как поводом для тунисской экспедиции послужили волнения крумиров на тунисско-алжирской границе, читателям была представлена гравюра, на которой был изображен военный и исследователь - полковник Поль Флаттер. Дело в том, что он возглавлял экспедицию, целью которой было изучение условий для строительства транссахар-ской дороги, но был убит крумирами. Небольшой текст, сопровождающий гравюру, повествовал о биографии полковника, автор выразил надежду на то, что дело его будет продолжено27. Гравюра с изображением карты Туниса28, на которой была прочерчена линия тунисско-алжирской границы, давала читателям географические представления о данном регионе.

Итак, уже на стадии подготовки военной операции, читатели посредством гравюр узнавали о жителях Туниса (их традициях и внешнем облике), в том числе, о крумирах - одном из племен Туниса, конфликт с которыми стал поводом для экспансии; о природе Туниса, о французах, чья жизнь и смерть была связана с Тунисом.

В следующем номере появились изображения самой границы и портреты крумиров, а на обложке красовался французский корпус у границ Туниса (Эскиз Дика, рисунок де Хаэнена)29, готовящийся к высадке на берег (подготовка к высадке началась 25 апреля 1881 года). На гравюре были изображены солдаты и офицеры, они смотрят вдаль, воодушевлены скорой высадкой на берег. О крумирах было сказано, что они «варвары, из-за которых начался конфликт»30. Двое мужчин-крумиров были изображены в традиционных длинных одеждах с оружием в руках, вид у них угрюмый.

Гравюра, изображавшая «варваров-крумиров»31 знакомила читателя не только с внешним обликом представителей данного племени, она способствовала формированию во французском обществе образа врага, посягнувшего на французского солдата. В XIX веке существовала тесная связь между колонизацией и расиз-

27 Le Monde illustré. 1881. Tome XLVIII. 16 avr. P. 253.

28 Ibid. P. 256.

29 Le Monde illustré. 1881. Tome XLVIII. 23 avr. P. 260. - URL:// http://-gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k65250935.item.r=Le+Monde+illustr%C3%A9 (Дата обращения 4.07.2017)

30 Ibid. P. 262.

31 Ibid. P. 260.

мом32. Снисходительное отношение к туземным народам, как народам, не достигшего того уровня цивилизации, на котором стояла Франция, было характерно для французского имперского дискурса. Это необходимо учитывать, «расшифровывая» визуальные образы. Французский читатель второй половины XIX века, глядя на фигуры двух крумиров, испытывал антипатию, возможно, снисхождение, вероятно, вражду.

Героем последнего апрельского выпуска журнала стал генеральный консул Франции в Тунисе - господин Жюстьен Теодор Доминик Рустан. Его портрет был помещён на обложке в цен-тре33. На гравюре изображен человек средних лет. Его взгляд устремлен вдаль, грудь украшают ордена. Рядом с портретом Руста-на - портреты генерального консула Италии в Тунисе господина Массио и первого министра бея Мустафы бей Исмаила. В комментарии к гравюрам сказано, что «для того, чтобы удовлетворить любопытство публики, мы публикуем изображения этих трех разных людей, однако они не равнозначны, и мы отдаем честь лишь генеральному консулу Франции в Тунисе, который вот уже более 6 лет ревностно и мудро защищает наши интересы в Тунисе»34. Генеральный консул Италии, напротив критикуется за его противодействие политике Франции. «О каждом из персонажей, которых мы представляем, говорят его поступки»35, - сделал вывод автор заметки. Краткие биографические сведения также прилагаются.

Гравюры, изображающие французских солдат перед высадкой на берег должны были представить читателю масштаб военной операции. Номер заканчивается картой36, на которой изображена территория проживания крумиров, чтобы читатели могли «следить за ходом операции наших войск в Тунисе».

В гравюре, опубликованной в первом майском выпуске, изображена подготовка к экспедиции и отправка французского экспедиционного корпуса. Изображены французские солдаты и

32 Ruscio Л. Le Crédo de l'homme blanc. Regards coloniaux français XIX-XX siècle. Paris: Éd. Complexe, 1995. P. 25.

33 Le Monde illustré. 1881. Tome XLVIII. 30 avr. - URL://http://-gallica.bnf.fr /ark: /12148/bpt6k6525094k.item.r=Le+Monde+illustr % C3% A9 (Дата обращения 4.07.2017).

34 Ibid. P. 278.

35 Ibid.

36 Ibid. P. 282.

офицеров, следовавшие на борту корабля «Виль д'Оран» в Тунис из Марселя. Некоторые гравюры носят юмористический характер: мы видим, как «опоздавшие» на войну солдаты (возможна ли такая ситуация?) пытаются самостоятельно по веревочной лестнице забраться на борт уходящего судна. На гравюрах показан быт солдат: они танцуют, моются, иногда даже нечаянно падают с лестницы37. Подготовка к военной операции в глазах читателей представала некой увеселительной прогулкой, на которую можно и опоздать. Текст Шарля Монселе сопровождал серию этих небольших гравюр. Он начал с описания изменившегося Марселя, где шла погрузка на борт «Виль д'Оран». Марсель стал «военным городом»: «каждую минуту полки пехоты и кавалерии сходят с поездов», затем они собираются на набережной и «садятся на борт замечательного корабля Трансатлантической компании». Увиденное он описывал как нечто «восхитительное»: яркая военная форма, красивые лошади, солдаты, передающиеся из рук в руки ружья для погрузки (гравюра прилагается). На лодках и в округе сотни любопытных наблюдали за отправкой. Все это действо ко всему прочему сопровождало «ласковое весеннее солнце», «прекрасная погода» и «спокойное, словно озеро море»38. Далее автор описал само судно. Читатель узнает, что оно «роскошно и комфортабельно». Салон для офицеров богато отделан белым мрамором и позолотой, есть даже рояль.

К майскому номеру журнала вышло даже специальное иллюстрированное приложение, посвященное почти целиком экспе-диции39, которое стоило 1 франк, тогда как обычный номер стоил в два раза дешевле. Там были портреты командующих французскими частями и статьи о них (генерал Форжемоль-де-Босткенар, генерал Осмон, бригадный генерал Риттер, генерал Винсендон); гравюры, изображавшие боевые позиции крумиров и французских войск; виды занятых территорий (например, белокаменный город Эль-Кеф, занятый 26 апреля 1881 г. генералом Ложеро).

37 Le Monde illustré. 1881. Tome XLVIII. 7 mai. P. 292. - URL://http://-gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k65250950/f4.item.r=Le+Monde+illustr%C3%A9 (Дата обращения 4.07.2017).

38 Ibid. P. 299.

39 Le Monde illustré. 1881. 7 mai. Supplement. - URL://http://gallica.-bnf.fr/ark:/12148/bpt6k65250950/f17.item.r=Le+Monde+illustr%C3%A9 (Дата обращения 4.07.2017).

Интересно отметить, что некоторые гравюры пронумерованы, как например гравюра, на которой изображены боевые позиции крумиров и французских войск40. Цифры от 1 до 9 на гравюре расшифровываются внизу. Читатель, рассматривая гравюру, обращал внимание на места расположения артиллерии, блокпоста, шатров туземцев (дуары), палаток французских войск. На следующей странице иллюстрированного приложения были напечатаны 4 гравюры. Одна из них изображала мирную встречу полковника Бертрана с шейхом племен в алжирском городе Ла Калла41, которая произошла еще 15 апреля 1881 года. Полковник подает руку шейху одного из племен. За спиной полковника -офицеры и солдаты, за спиной шейха - представители племени. Полковник и шейх одного роста, они словно на равных, но шейх пока еще не подал руки полковнику. Он, как будто, замер. Зритель должен был обратить внимание на эту деталь. Это Франция в лице полковника Бертрана предлагает свою помощь. Примут ли ее племена?

В патриотическом репортаже, составленном собственным корреспондентом журнала господином Диком, прославлялась храбрость французских солдат, их милосердие по отношению к покорённым народам. Они были представлены защитниками арабов, населявших Алжир. «Мы пришли вас защищать, потому что вы французы, и наша страна не хочет, чтобы грабли её детей», - говорил капитан Дюкудрай одному из арабов42.

Гравюры демонстрировали боевые позиции французов и дневные переходы, солдатский ужин у костра и офицерский тент, на столе у офицера хорошо видна бутылка вина. Война не ужасала, хотя изредка на некоторых гравюрах изображались сражения (например, французские солдаты прицеливались, и где-то вдалеке был виден дым от выстрелов) и раненые французские солдаты. Пересмотрев десятки гравюр, я обнаружила и изображения убитых крумирами французских солдат (в номере от 4 июня 1881 г.)43. Однако это скорее исключение из правила. Читатели (они же избиратели) не должны были видеть кровь и страдания.

40 Le Monde illustré. 1881. 7 mai. Supplement. P. 308.

41 Ibid. P. 309.

42 Ibid. P. 315.

43 Le Monde illustré. 1881. Tome XLVIII. 4 juin. P. 373. - URL:||http:||-gallica.bnf.fr|ark:|12148|bpt6k6525099n|f5.item.r=Le+Monde+illustr%C3%A9 (Дата обращения 4.07.2017).

Номера за 14, 21, 28 мая 1881 г. также изобиловали гравюрами, изображавшими Тунис, экспедицию. Это время подписания Бар-доского договора (12 мая 1881 г.). Гравюры, в основном, изображали события апреля 1881 года. В номере от 21 мая 1881 г. представлена гравюра, на которой изображены типы тунисских жен-щин44: еврейки, чьи лица открыты (в комментариях к гравюре сказано, что «в основном, они красивые, какой-то редкой красотой»); арабская женщина, покрытая с головы до пят, но ее лицо также открыто, совершенно закрытые мавританки. Экзотика колониального мира привлекала читателей.

В июне журнал выходил 4, 11, 18, 25 июня. 27 июня восстал Тунисский город Сфакс. В номере за 9 июля 1881 г. появилась гравюра, на которой был изображен данный город, подпись к гравюре гласила: «Вид Сфакса, откуда местное население только что изгнало европейцев»45. В номере за 16 июля читатели видели еще один город, охваченный восстанием - Габес. Подпись к гравюре и изображение явно не соответствовали. На гравюре видны пальмы, строения, пляж, спокойное море, мирные фигуры людей. Надпись следующая: «Вид Габеса - один из очагов восстания в восточном Тунисе»46. Лишь вдалеке изображенные корабли указывают на то, что город вскоре будет обстрелян с моря. Бомбардировки Сфакса хорошо видны на гравюре в следующем номе-ре47. В комментариях было написано, что жители этого города «заслуживают немедленного наказания»48. На обложке номера от 30 июля 1881 г. было изображено взятие Сфакса. Мужественные французские солдаты врываются в город через ворота. Они идут

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

44 Le Monde illustré. 1881. Tome XLVIII. 21 mai. P. 348. - URL://http:-//gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k6525097t/f12.item.r=Le+Monde+illustr%C3% A9 (Дата обращения 4.07.2017).

45 Le Monde illustré. 1881. Tome XLIX. 9 julliet. P. 28. - URL://http:-//gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k63939896/f12.item.r=Le+Monde+illustr%C3% A9 (Дата обращения 4.07.2017).

46 Le Monde illustré. 1881. Tome XLIX. 16 julliet. P. 28. - URL:// http://-gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k6393990v/f5.item.r=Le+Monde+illustr%C3%A9 (Дата обращения 4.07.2017).

47 Le Monde illustré. 1881. Tome XLIX. 23 julliet. P. 52. - URL://http:-//gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k63939918/f4.item.r=Le+Monde+illustr%C3%A 9 (Дата обращения 4.07.2017).

48 Ibid. P. 55.

в штыковую атаку, видны и убитые49. На другой гравюре - не менее успешная высадка с моря50. К концу июля Сфакс и Габес были взяты французскими войсками. В августе читатели журнала еще раз увидели гравюры, изображавшие виды Сфакса и Габеса51. В комментариях было сказано, что, несмотря на то, что наблюдается некоторое безразличие публики, «ничего более интересного в настоящий момент во Франции не происходит»52. «Это взятие Сфакса, которое осталось незамеченным некоторыми людьми, на самом деле, одно из важнейших событий, происходивших в Африке со времен взятия Алжира»53. В номере представлены гравюры с картами городов и планами военных действий54. Корреспондент пообещал в следующем номере в подробностях представить взятие Сфакса, что и произошло55. На одной из гравюр перед французскими моряками открывается вид на городскую площадь, усыпанную телами убитых и раненых восставших56. На других гравюрах показаны городские бои. Французские моряки поджигают дома местных жителей57. Также подробно и реалистично в следующем номере были представлены события, связанные с взятием Габеса58. Читатели знакомились с портретами отличившихся при взятии Габеса военных, а также с успешным для французских войск ходом операции.

Гравюры, посвященные Тунису и опубликованные в «Le Monde illustré» весной - летом 1881 г., несли в себе информацион-

49 Le Monde illustré. 1881. Tome XLIX. 30 julliet. - URL://http:-//gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k6393992p.item.r=Le+Monde+illustr%C3%A9 (Дата обращения 4.07.2017).

50 Ibid. P. 72.

51 Le Monde illustré. 1881. Tome XLIX. 13 aout 1881. P. 100. - URL://http:-//gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k6393994h/f4.item.r=Le+Monde+illustr%C3%A 9 (Дата обращения 4.07.2017).

52 Ibid. P. 102.

53 Ibid.

54 Ibid. P. 112.

55 См.: Le Monde illustré. 1881. Tome XLIX. 20 aout 1881. P. 116. - URL://-http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k6393995x/ f4.item.r=Le+Monde+illustr%C 3%A9 (Дата обращения 4.07.2017).

56 Ibid. P. 124.

57 Ibid. P. 125.

58 См.: Le Monde illustré. 1881. Tome XLIX. 27 aout 1881. P. 132. - URL://-http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k6393996b/f4.item.r=Le+Monde+illustr%C 3%A9 (Дата обращения 4.07.2017).

но-пропагандистскую нагрузку и были призваны легитимировать в глазах общества военный конфликт, в котором участвовала Франция. Изображение событий, связанных с военной операцией Франции в Тунисе в 1881 г., безусловно, было связано с объяснениями смыслов действий участвующих в них людей. Зрительные образы влияли на формирование знаний об этих событиях, поэтому любые нюансы интерпретации важны при «расшифровке» данных гравюр. Зрительные образы также воздействовали на эмоциональную сферу, способствовали формированию в обществе положительного взгляда на военный конфликт в Тунисе, оправдывали его. Все это в дальнейшем должно было сыграть свою роль в продолжении колониальной политики Франции и укреплении ее позиций в Северной Африке.

Но из гравюр публика узнавала не только о подготовке и ходе военной экспедиции. Природа Туниса, местные жители также становились объектом пристального внимания художников и фотографов. Гравюры утоляли потребность жителей метрополии, возможно, никогда не покидавших пределов Франции, в экзотике. Сама колониальная война становилась частью экзотики колониального мира. «Le Monde illustré» показал захват Туниса как героическую, славную и успешную военную экспедицию, которой руководили доблестные французские генералы и участвовали мужественные солдаты, сумевшие победить варваров-крумиров. Под воздействием получаемой информации в массовом сознании формировался образ колонизатора и образ колонизируемого. Если серьёзные статьи, посвящённые колониальным проблемам, читали немногие, то короткие иллюстрированные репортажи привлекали большое число читателей. Колониальный мир проникал в массовое сознание в доступной и яркой иллюстрированной форме. Избрав такой подход, журнал не словом не обмолвился о финансовой стороне дела. Минимальное количество гравюр изображали раненых и убитых. Французскому читателю события представлялись в упрощённом стереотипизирован-ном виде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.