Научная статья на тему 'Водзимоньинская подгруппа собственно-южных удмуртов'

Водзимоньинская подгруппа собственно-южных удмуртов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
123
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОДЗИМОНЬИНСКАЯ ПОДГРУППА / VODZIMONIA SUBGROUP / СОБСТВЕННО-ЮЖНЫЕ УДМУРТЫ / SOUTHERN UDMURTS / ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / TRADITIONAL CULTURE / УКРАШЕНИЯ ИЗ СЕРЕБРЯНЫХ МОНЕТ / ORNAMENTS MADE OF SILVER COINS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Косарева Ирина Алексеевна

Впервые излагаются сведения, полученные в ходе полевых изысканий автора, проведённых в последние годы. Новый полевой этнографический материал позволяет вычленить невыявленное ранее этнографическое подразделение удмуртского народа и определить его культурную специфику. Этнографическая подгруппа собственно-южных удмуртов, проживающая в западной части Вавожского района, на границе с Кировской областью, вблизи р. Вятки, была сформирована в результате взаимодействия собственно-южных удмуртов и переселенцев с правого берега р. Вятки. Своеобразие традиционной культуры водзимоньинской подгруппы отразилось в предметах одежды, головных уборах и их названиях, способах узорного ткачества и украшениях. Обращает на себя внимание отсутствие перевязи в наборе традиционных украшений водзимоньинских удмуртов, хотя у соседей, относящихся к завятским, можгинско-малопургинским удмуртам и калмезам, перевязь была неотъемлемой частью праздничного облачения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Vodzimonia subgroup of southern udmurts

The article presents some unique information obtained lately by the author during the field research. The new field ethnographic material allows singling out an earlier unidentified ethnographic division of the Udmurt people and determining its cultural specificity. The ethnographic subgroup of southern Udmurts, settled in the western part of Vavozh area on the border of Kirov region, near the river Vyatka, was formed as a result of interconnection of southern Udmurts and settlers from the river Vyatka’s right bank. The peculiarity of Vodzimonia subgroup’s traditional culture was reflected in garments, headwear and its names, methods of weaving and ornaments. It is noteworthy that there were no slings in the set of traditional ornaments of Vodzimonia Udmurts, although their neighbors, who belonged to Zavyatskiy, Mozhginsky-Malopurginskiy Udmurts and the Kalmezs, used a sling as an integral part of their festive attire.

Текст научной работы на тему «Водзимоньинская подгруппа собственно-южных удмуртов»

Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 16 (371). История. Вып. 65. С. 17-21.

УДК 39 (511.131) (045)

ББК (63.521 (664.1)

И. А. Косарева

ВОДЗИМОНЬИНСКАЯ ПОДГРУППА СОБСТВЕННО-ЮЖНЫХ УДМУРТОВ

В основу статьи положены полевые исследования, проведённые при поддержке РГНФ.

Грант № 06-01-18129-е.

Впервые излагаются сведения, полученные в ходе полевых изысканий автора, проведённых в последние годы. Новый полевой этнографический материал позволяет вычленить невыявленное ранее этнографическое подразделение удмуртского народа и определить его культурную специфику. Этнографическая подгруппа собственно-южных удмуртов, проживающая в западной части Вавож-ского района, на границе с Кировской областью, вблизи р. Вятки, была сформирована в результате взаимодействия собственно-южных удмуртов и переселенцев с правого берега р. Вятки. Своеобразие традиционной культуры водзимоньинской подгруппы отразилось в предметах одежды, головных уборах и их названиях, способах узорного ткачества и украшениях. Обращает на себя внимание отсутствие перевязи в наборе традиционных украшений водзимоньинских удмуртов, хотя у соседей, относящихся к завятским, можгинско-малопургинским удмуртам и калмезам, перевязь была неотъемлемой частью праздничного облачения.

Ключевые слова: водзимоньинская подгруппа; собственно-южные удмурты; традиционная культура; украшения из серебряных монет.

Этнографическая подгруппа водзимоньин-ских удмуртов проживает на западе Вавожско-го района, в деревнях, расположенных вокруг с. Водзимонье, по берегам р. Седмурча (левый приток р. Валы) и её притокам. На севере ареал подгруппы ограничивает р. Вала, её несколько заболоченные в данной местности берега и старицы. На западе водзимоньинские удмурты отделены лесным заболоченным массивом и р. Вяткой от земель шошминских удмуртов. На востоке леса отделяли водзимоньинских удмуртов от можгинско-малопургинской подгруппы, а на юге - от севернокизнерской. Исследования, посвящённые этой подгруппе, были проведены в деревнях: Старая Бия, Новая Бия, Зямбайгурт, Монья и в с. Водзимонье.

Деревни, населённые водзимоньинскими удмуртами в наши дни, это: Старая Бия, Новая Бия, Зямбайгурт, Монья, Квачи, Квашур, Новое Вод-зимонье, Сиктан (последняя деревня почти заброшена) и с. Водзимонье. Из названий деревень видно, что в формировании этой подгруппы принимали участие воршудные группы Бия и Монья.

Как удалось выяснить в ходе полевых исследований автора в 1982 г., до появления в конце XIX - начале XX в. одежды из пестряди и фабричной ткани, имеющей модернизированный покрой, водзимоньинские удмурты носили белые холщёвые рубахи с центральным нагрудным

разрезом. Декоративное оформление нагрудного разреза водзимоньинских рубах было близко тому, как оформляли свои рубахи бесермяне, субэтнос, происхождение которого связано и с удмуртским, и с тюркским (булгаро-чувашским) компонентами.

В бесермянской женской белой холщёвой рубахе перпендикулярно к нагрудному разрезу нашиты сплетённые из толстых красных льняных нитей рельефные полоски изма, в промежутках между которыми вышиты разноцветным шёлком косой стёжкой с чёрным контуром геометризованные изображения дерева трет. Иногда можно встретить и другие мотивы, но древовидный - самый распространённый. Очевидно, что такая традиция имеет тюркские корни. Термин изма происходит, видимо, из тюркских языков. В частности, башкиры обозначали словом изу нашивки из лент, полосок цветной ткани вокруг нагрудного разреза старинных женских рубах1. У казанских татар изу - нагрудное украшение2. Название вышивки трет (если не от удм. тырет 'заполнение', что вполне вероятно) может также быть производным от чувашского турат 'побег, отросток', что вполне соответствует мотиву бе-сермянской вышивки. Нижняя часть нагрудного

1 Шитова С. Н. Народная одежда башкир. С. 153.

2 Валеев Ф. Х. Народное декоративное искусство Татарстана. С. 70.

разреза бесермянской рубахи имеет мысовидное завершение из полос вышивки, подчёркнутое нашивками из красной фабричной ткани.

В рубахах водзимоньинских удмуртов место плетёных нашивок изма занимают полосы рельефной вышивки, выполненной разноцветными нитями (чередуются полосы разных цветов - красного, зелёного, жёлтого, голубого). Между ними ритмично повторяются простёганные чёрной нитью швом «роспись» фигуры. В ряде образцов они своими очертаниями близки схемам бесермянской вышивки трет, выполненной в упрощённом виде. Иногда они включают участки, выполненные косой стёжкой и шитьём «в прикреп» позументной нитью. Вещи, в которых вышивка выполнена шёлковой нитью, окрашенной природными красителями, декорированы с большой тщательностью. Эти фрагменты - остатки изношенных вещей. Но известна заготовка такой вышивки, выполненная шерстяными нитями, окрашенными анилиновыми красителями, относящаяся к концу XIX в., а, возможно и к рубежу веков. Она осталась невостребованной: в этот период одежда из пестряди, приближенная своим покроем к городскому платью, вытеснила белые холщёвые рубахи с традиционной вышивкой. Нижняя часть нагрудного разреза водзимо-ньинских рубах имеет мысовидное завершение, не столь декоративно акцентированное, но ясно читаемое.

Традиционным для удмуртов старейшим покроем рубах был прямой туникообразный, со сдвинутым вправо нагрудным разрезом. Он сохранился у косинских удмуртов и унинских калмезов. У слободских удмуртов он уцелел в девичьих рубахах благодаря нашивке-оберегу, не позволившей его изменить1. Кроме того, этот покрой известен у луговых марийцев (он сохранился в Яранском уезде и в части сопредельных территорий Царевококшайского уезда) и считается более ранним по отношению к разрезу, расположенному по центру рубахи, получившему у марийцев широкое распространение благодаря чувашскому культурному влиянию2. Этот же покрой бытовал у коми, до того, как женская традиционная одежда была вытеснена характерным для северных русских сарафанным комплексом. Он был присущ мужским рубахам коми3. Очень существенно, что данный покрой применяли при изготовлении одежды из белого холста, декорированной традиционной вышивкой. Он представ-

1 Косарева И. А. Традиционная женская одежда... С. 67.

2 Молотова Т. Л. Марийский народный костюм. С. 15.

3 Белицер В. Н. Очерки по этнографии народов коми. С. 44.

ляется старейшим покроем, возникшим в очень отдалённые времена и сохранившимся благодаря консерватизму, проявляемому по отношению к нательной одежде.

Совершенно очевидное сходство покроя и декоративного оформления нательной одежды бесермян и водзимоньинских удмуртов имеет под собой историческую основу. Русские письменные документы XIV - начала XVII в., данные диалектологии и топонимики свидетельствуют о том, что бесермяне до переселения на север, в причепецкие районы, проживали в соседстве с завятскими удмуртами, в Заказанье, на территории, входящей в состав бывшей Арской дороги4. Интересно было бы сравнить водзимоньинские и бесермянские рубахи с рубахами завятских удмуртов. Но традиционные рубахи завятских удмуртов, сохранившиеся до нашего времени, претерпели модернизацию, выразившуюся, во-первых, в отказе от белого холста и связанной с ним вышивки и в переходе к использованию пестряди с красным фоном; во-вторых, в изменении покроя в сторону приближения к городской одежде. В целом костюм завятских удмуртов, как кукморских, так и шошминских, отразил сильное тюркское влияние5.

Наряду с материалом о традиционных рубахах значительный интерес для нашего исследования представляют данные о традиционных женских головных уборах. Для завятских и собственно-южных удмуртов было характерно большое сходство многосоставных женских головных уборов. Комплект предметов, надеваемых на голову, включал маленькую косынку, головное полотенце с декоративными концами-назадниками, айшон или ашъян с берестяным каркасом и квадратным холщёвым покрывалом. При этом в такой комплект у собственно южных удмуртов входила ещё налобная повязка, а у завятских удмуртов этой вещи не было. У водзимоньинских, как у всех собственно южных удмуртов, налобная повязка была, и её называли йыршетдур (от йыр 'голова', кышет 'платок', дур 'край', 'кромка') 'край головного платка'. Это название отличалось от распространённого у собственно южных удмуртов названия йыркерттэт или йыркерт-тон (от удмуртских слов йыр 'голова', керттэт, керттон 'повязка', 'то, чем повязывают').

Собственно южные удмурты обозначали женское головное полотенце заимствованным от

4 Гришкина М. В., Владыкин В. Е. Письменные источники по истории удмуртов. С. 25-27; Трефилов Г. Н. Бесермяне по письменным источникам. С. 313.

5 Косарева И. А. Традиционная женская одежда. С. 156.

тюрок словом чалма. В то же время завятские удмурты сохранили для обозначения головного полотенца исконное удмуртское название йыр-кышет. (Молодуха завятских удмуртов надевала под этот головной убор ещё небольшой платочек.) Водзимоньинские удмурты уже не помнят, как у них называлось женское головное полотенце. Однако название налобной повязки йыршет-дур < * йыркышетдур'край, кромка йыркышета' указывает на то, что забытое название женского головного полотенца водзимоньинских удмуртов - йыркышет, близкое термину, сохранённому за-вятскими удмуртами.

Термин, обозначающий налобную повязку, указывает, наряду с другими материалами по одежде и данными диалектологии, на историческую связь этой небольшой группы с завятскими удмуртами, скорее всего, с их шошминской подгруппой, проживающей по отношению к другим завятским выше по течению р. Вятки, ближе к ареалу водзимоньинских удмуртов.

Интересной особенностью одежды водзимо-ньинских удмуртов является использование в праздничной женской одежде пестряди с узором кеж пужы 'хрустящий узор'. При создании такой ткани нити основы при покраске завязывали в узлы, и в узлах нити не прокрашивались. При переплетении с нитями утка непрокрашенные участки нитей основы образовывали цветовые пятна с неровными, словно бы рваными, очертаниями. Подобный способ декорирования ткани особенно характерен для народов Средней Азии. Он хорошо известен собственно южным и закам-ским удмуртам, и, по всей видимости, с давних пор. Несомненно, что он появился у них благодаря контактам с тюрками1.

Очень существенно, что диалектологи выделяют особый относящийся к срединным водзи-моньинский говор2. По данным С. А. Максимова, для удмуртов, проживающих в деревнях вокруг с. Водзимонье, характерен ряд специфических языковых особенностей, отличающих их речь от речи соседей. Это отсутствие «избыточных» аффрикат, иное распределение аффрикат в слове; иной, чем в других срединных говорах, показатель возвратного глагола; наличие в лексике тюркизмов, фонетические особенности которых характерны для завятских удмуртов. Особенности говора населения, проживающего в бассейне р. Седмурча, вокруг с. Водзимонье, убеждают ди-

1 Белицер В. Н. Народная одежда удмуртов... С. 109.

2 Насибуллин Р. Ш., Максимов С. А., Семёнов В. Г.,

Отставнова Г. В. Диалектологический атлас удмуртского языка. Вып. 1. С. 44.

алектологов в том, что в его формировании приняли участие не только собственно южные, но и завятские (скорее всего, шошминские) удмурты, испытавшие интенсивное тюркское воздействие3.

Этнографические материалы, такие как особенности покроя и декоративного оформления женских рубах, название налобной повязки, распространение приёма, создающего на ткани рисунок кеж пужы, - всё это свидетельствует об участии в формировании водзимоньинского населения как собственно-южных, так и завятских удмуртов, и о тюркском культурном влиянии. Эти данные материальной культуры согласуются с материалами диалектологии.

Для населения деревень, расположенных вокруг с. Водзимонье, был характерен особый специфический комплекс нагрудных украшений из нашитых на ткань монет. Это небольшое, располагаемое около шеи украшение чыртыул (чырты 'шея', ул 'низ') и большое, нашитое на единую основу, располагаемое ниже - сюмсазь (сюмыс 'сыромятная кожа', азь 'перед'). Обнаружить подлинные предметы в ходе полевых исследований не удалось. К счастью, ещё были живы информаторы, помнившие названия предметов и давшие их словесное описание.

Интересно и удивительно, что перевязи в наборе украшений данной подгруппы не было. Вод-зимоньинские удмурты не заимствовали ни ка-мали - перевязь шошминских и кукморских удмуртов, ни бутьмар - перевязь, характерную для многих подгрупп собственно южных удмуртов. Объяснить это можно некоторой изолированностью их ареала от мест былого контактирования с тюрками.

Спецификой узорного ткачества водзимо-ньинских удмуртов было использование при создании ковров выборной техники со свободно провисающими нитями цветного, формирующего орнамент утка. В то же время для ковроделия собственно южных удмуртов более свойственно применение переборной техники, при которой из нитей основы выделен дополнительный зев, формирующий мелкие рубчики на поверхности ткани, прижимающие узорные нити утка и не дающие им провисать.

Брачные связи водзимоньинских удмуртов ограничивались ареалом этой небольшой подгруппы. На южной границе их ареала располагались деревни севернокизнерских удмуртов: д. Косая Можга и её выселок Выльгурт. С жителями этих населённых пунктов в обозримом прошлом водзимоньинские удмурты также поддерживали

3 Информация получена из беседы с С. А. Максимовым.

брачные отношения, но с более отдалёнными деревнями севернокизнерских удмуртов брачных отношений не было.

В переписи 1716 г. можно опознать только четыре деревни, имеющих отношение к водзимо-ньинской подгруппе. Все они входили в сотню Бегашки Ямеева, включившую также и часть деревень калмезов:

Водзи Монья (18 дворов, 73 человека) - с. Вод-зимонье Вавожского района.

Деревня по речке Седмурчи (13 дворов, 53 человека) - неясна судьба этой деревни, сохранилась ли она под каким-то названием или была оставлена жителями, понятно только одно, что её жители - представители водзимоньинской подгруппы.

Седмурчи-Монья (19 дворов, 84 человек) -д. Монья (жители называют её Старой Моньей) Вавожского района;

Седмурчи-Бия (9дворов, 26 человек) - Старая Бия Вавожского района.

Интересно, что расположенная поблизости д. Косая Можга (Косы Можга) деревня северно-кизнерских удмуртов, входила в другую административную единицу - сотню Тохтарки Иванова.

Особенности традиционной культуры, рассмотренные выше, позволяют на данном новом этнографическом материале выделить подгруппу водзимоньинских удмуртов. Эти этнографические данные подтверждаются и материалами новейших диалектологических исследований, обнаруживших заметную языковую специфи-

ку населения деревень, расположенных вокруг с. Водзимонье.

Список литературы

1. Белицер, В. Н. Очерки по этнографии народов коми / В. Н. Белицер // Тр. ин-та этнографии. Новая сер. - М.: Изд-во АН СССР, 1958. - 322 с.

2. Белицер, В. Н. Народная одежда удмуртов (материалы к этногенезу) / В. Н. Белицер // Тр. ин-та этнографии. Новая сер. - М.: Изд-во АН СССР, 1951. - 142 с.

3. Валеев, Ф. Х. Народное декоративное искусство Татарстана / Ф. Х. Валеев. - Казань, 1984. - 171 с.

4. Гришкина, М. В. Письменные источники по истории удмуртов в IX-XVИ вв. / М. В. Гришкина, В. Е. Владыкин // Материалы по этногенезу удмуртов. - Ижевск, 1982. - С. 3-43.

5. Косарева, И. А. Традиционная женская одежда периферийных групп удмуртов / И. А. Косарева. - Ижевск, 2000. - 226 с.

6. Молотова, Т. Л. Марийский народный костюм / Т. Л. Молотова. - Йошкар-Ола, 1992. -109 с.

7. Трефилов, Г. Н. Бесермяне по письменным источникам / Г. Н. Трефилов // Вопр. фин.-угор. языкознания. - Ижевск, 1967. - Вып. IV. -С.310-318.

8. Шитова, С. Н. Народная одежда башкир / С. Н. Шитова // Археология и этнография Башкирии. - Уфа, 1968. - Т. 3. - С. 124-146.

Сведения об авторе

Косарева Ирина Алексеевна - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории искусств и художественно-педагогического моделирования Института искусств и дизайна Удмуртского государственного университета. [email protected]

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2015. № 16 (371). History. Issue 65. P. 17-21.

VODZIMONIA SUBGROUP OF SOUTHERN UDMURTS

This article is based on field research conducted with the support of Grant № 06-01-18129-e.

I. A. Kosareva

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, the Department of Art History and Pedagogical Modeling, Institute of Arts and Design, Udmurt State University (Izhevsk). [email protected]

The article presents some unique information obtained lately by the author during the field research. The new field ethnographic material allows singling out an earlier unidentified ethnographic division of the Udmurt people and determining its cultural specificity. The ethnographic subgroup of southern Udmurts, settled in the western part of Vavozh area on the border of Kirov region, near the river Vyatka, was formed as a

result of interconnection of southern Udmurts and settlers from the river Vyatka's right bank. The peculiarity of Vodzimonia subgroup's traditional culture was reflected in garments, headwear and its names, methods of weaving and ornaments. It is noteworthy that there were no slings in the set of traditional ornaments of Vodzimonia Udmurts, although their neighbors, who belonged to Zavyatskiy, Mozhginsky-Malopurginskiy Udmurts and the Kalmezs, used a sling as an integral part of their festive attire.

Keywords: Vodzimonia subgroup; southern Udmurts; traditional culture; ornaments made of silver coins.

References

1. Beliser V. N. Ocherki po etnografii narodov komi [Essays on Komi ethnography]. Trudy instituta jet-nografii [Transactions of the Institute of Ethnography]. Moscow, 1968. 322 p. (In Russ.).

2. Beliser V. N. Narodnaya odezhda udmurtov [Udmurts' ethnic clothing]. Trudy instituta jetnografii [Transactions of the Institute of Ethnography]. Moscow, 1951. 142 p. (In Russ.).

3. Valeev F. H. Narodnoe dekorativnoe iskusstvo Tatarstana [Ethnic decorative art of Tatarstan]. Kazan, 1984. 171 p. (In Russ.).

4. Grishkina M. V., Vladikin V. E. Pismennie istochniki po istorii udmurtov v IX-XVII vv. [Written sources about the history of the Udmurts in IX-XVII cent.]. Materiali po etnogenezu udmurtov [Materials about Udmurt ethnogenesis]. Izhevsk, 1982. Pp. 3-43. (In Russ.).

5. Kosareva I. A. Tradisionnaya zhenskaya odezhda periferiynih grupp udmurtov [Traditional female clothing of peripheral Udmurt groups]. Izhevsk, 2000. 226 p. (In Russ.).

6. Molotova T. L. Mariyiskyi narodniyi kostyum [Mari ethnic costume]. Yioshkar-Ola, 1992. 109 p. (In Russ).

7. Trefilov G. N. Besermiane po pismennim istochnikam [The Besermyans after written sources]. Vo-prosy finno-ugorskogo jazykoznanija [Questions of Finno-Ugric linguistics], iss. IV. Izhevsk, 1967. Pp. 310318. (In Russ.).

8. Shitova S. N. Narodnaya odezhda bashkir [Bahkirs' ethnic clothing]. Arheologiya i etnografiya Bash-kirii [Archaeology and ethnography of Bashkortostan], vol. 3. Ufa, 1968. Pp. 124-146. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.