Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 16 (371). История. Вып. 65. С. 22-25.
УДК 39 (511.131) (045)
ББК (63.521 (664.1)
И. А. Косарева
ГРАХОВСКО-ЮЖНОКИЗНЕРСКАЯ ПОДГРУППА СОБСТВЕННО-ЮЖНЫХ УДМУРТОВ
Статья подготовлена при поддержке РГНФ. Грант № 06-01-18-129-е.
Впервые излагаются данные, позволяющие вычленить этнографическую подгруппу собственно-южных удмуртов, проживающую в юго-западной части Удмуртии. В её формировании приняли участие две группы мигрантов: продвинувшиеся с востока носители культа Булды, близкие по культуре алнашско-киясовским удмуртам, и переселившиеся с запада выходцы из земель завятских удмуртов. В традиционной культуре граховско-южнокизнерской подгруппы возник причудливый сплав черт, традиционных для алнашско-киясовских и завятских удмуртов. Подгруппа обладает особенностями традиционного костюма и женских украшений. Для неё характерна своя специфика предметов народного искусства, декоративного оформления головных полотенец, ковров и прялок. У выявленного на этнографическом материале подразделения диалектологи выявили особые граховский и кизнер-ско-можгинский говоры южноудмуртского наречия. Диалектологические материалы подтверждают данные этнологических исследований.
Ключевые слова: граховско-южнокизнерские удмурты; собственно-южные удмурты; носители культа Булды; перевязь; традиционное удмуртское ткачество.
Удмурты граховско-южнокизнерской подгруппы населяют деревни Граховского района, южной половины Кизнерского района, а также несколько населённых пунктов в верховьях р. Умяк (левый приток р. Вятки), на южной окраине Можгинского района (д. Малый Кармыж, д. Ерошкино, с. Нынек) и деревню Енабердино сопредельного с Граховским Менделеевского района Татарстана.
Исследования, позволившие обнаружить эту подгруппу, были проведены в деревнях Кизнерского района: Удмуртский Сарамак, Нижняя Ча-бья, Синяр Бодья, Старая Бодья, Гучин Бодья, Саркуз, Новый Трык, Старый Кармыж, Поляко-во, Макан Пельга, Арвазь Пельга, Новый Мултан, Короленко (Старый Мултан), Асинер, Айшур, Верхняя Тыжма, а также в с. Кизнер; в деревнях Граховского района: Лолошур-Возжи, Порым, Верхняя Игра, Старая Игра, Мишкино, Нижние Юраши, Старые Ятчи, Поршур, Яги-Какси, Нижние Адам-Учи, Байтуганово; в деревнях Мож-гинского района: Малый Кармыж, Ерошкино и в с. Нынек; в Менделеевском районе Татарстана: в д. Енабердино.
На востоке и северо-востоке соседями грахов-ско-южнокизнерских удмуртов являются удмурты алнашско-киясовской подгруппы; на севере -удмурты севернокизнерской подгруппы; на юге граница ареала подгруппы совпадает с границей этнической территории удмуртов; на западе гра-
ховско-южнокизнерские удмурты соседствуют с кукморской подгруппой завятских удмуртов, отделённой от собственно-южных удмуртов р. Вяткой.
На территорию граховско-южнокизнерской подгруппы из земель алнашско-киясовских удмуртов в направлении с востока на запад распространился культ Булды. Святилища Булды выявлены в Граховском районе: около д. Яги-Какси, около д. Старые Ятчи, около д. Нижние Юраши (последнее святилище является действующим); в Кизнерском районе: около д. Удмуртский Сара-мак, около д. Поляково, около д. Арвазь-Пельга. Кроме того, священник Н. Блинов в своей работе 1898 г. «Языческий культ вотяков»1 упоминает святилище Булды у д. Вожи Староятчинской волости. Скорее всего, это та деревня, которая в наши дни носит название Лолошур-Возжи. По-видимому, в данном случае автор подразумевал известное действующее поныне святилище около д. Нижние Юраши, равноудалённое как от Нижних Юрашей, так и от д. Лолошур-Возжи. Он упоминает также святилища около д. Айшур Васильевской волости, около деревень Аргабаш и Бемыж.
Заселяя территорию Граховского и Кизнерско-го районов, осваивая земли в бассейне р. Умяк, носители культа Булды создавали новые святилища. Левый берег р. Умяк пригоден для земле-
1 Блинов Н. Языческий культ вотяков. С. 42-47.
делия только в нижнем течении и вдоль левого притока - р. Адамки. Эти земли и были освоены переселенцами. Здесь и появились новые святилища: у д. Яги-Какси и у д. Нижние Юраши.
Правый берег р. Умяк освоен удмуртами гра-ховско-южнокизнерской группы от нижнего течения до истоков. В низовьях реки было расположено святилище у д. Старые Ятчи. Выше по течению существовало упомянутое Н. Блиновым святилище у д. Бемыж на р. Бемыжке, притоке р. Умяк. Ещё выше по течению, на высоком мысу у впадения в р. Умяк её правого притока р. Ишек расположено святилище, посещаемое в недавнем прошлом жителями трёх деревень: По-ляково, Макан-Пельга, Старый Кармыж. В этом заброшенном ныне святилище сохранились две огромных священных сосны. Их кроны возвышаются над окружающим лесом и хорошо видны издалека. Выше по течению р. Ишек, в двух километрах от д. Арвазь-Пельга, сохранилось другое заброшенное святилище. В нём уцелела огромная старая священная липа. Она имела три ствола на одном основании. Один ствол засох и обвалился, два других живы. Ещё выше по течению р. Ишек находилось упомянутое Н. Блиновым святилище у д. Айшур. Мои информаторы о нём уже не вспомнили.
У истоков р. Лубянки, левого притока р. Вятки, существует д. Старый Аргабаш, неподалёку от которой, по свидетельству Н. Блинова, располагалось ещё одно святилище Булды. Южнее располагалось святилище Булды около д. Удмуртский Сарамак. Это самое западное святилище, расположенное неподалёку от р. Вятки.
Но на территорию граховско-южнокизнерской подгруппы, помимо мигрантов из восточных территорий, носителей культа Булды, мигрировали и участвовали в её формировании и переселенцы с правого берега р. Вятки, представители кук-морских и шошминских удмуртов. Последней крупной миграцией было переселение в 1930 г. от раскулачивания и безлесья целого ряда семей из д. Ошторма Юмья Кукморского района. Они основали на территории Кизнерского района деревню Сюлонер Юмья.
Но были в прошлом и не такие многолюдные миграции, их поток не иссякал. Выходцы с правого берега р. Вятки активно участвовали в формировании рассматриваемой южноудмуртской подгруппы. М. Г. Атаманов выявил здесь присутствие населения, связанного с семью воршудны-ми (Воршуд - божество, покровитель родственных семей) группами, расселёнными на правом берегу р. Вятки. Этот исследователь отметил и
быструю ассимиляцию переселенцев. Их потомки через одно-два поколения полностью сливались с местным левобережным населением1.
Неслучайно в сельских музеях здесь можно встретить вещи, традиционные для костюмных комплексов завятских удмуртов, а на народных праздниках можно видеть женщин в традиционных костюмах кукморских и шошминских удмуртов с соответствующими наборами украшений из нашитых на ткань серебряных монет. Эти наборы украшений включают нагрудник чырты-кыч (чырты 'шея', кыч 'петля') и перевязь кама-ли (образовано от чувашского слова со значением 'серебро').
Очень показателен тот факт, что комплексы нагрудных украшений граховско-южнокизнер-ских удмуртов конструктивно близки вещам ал-нашско-киясовской подгруппы. Они также включают широкую перевязь и массивное нагрудное украшение, закруглённое снизу. Название этого главного, основного в наборе украшений предмета заимствовано у переселенцев с правого берега р. Вятки. Его обозначают завятским термином чыртыкыч. Интересно, что один предмет из набора украшений граховско-южнокизнерских удмуртов повторяет название, характерное для завятских удмуртов (чытрыкыч), а другое украшение - перевязь - обозначено термином (буть-мар), характерным для алнашско-киясовской подгруппы. В данном случае терминология очень показательно отражает процесс формирования подгруппы из двух групп мигрантов.
Традиционным рубахам дэрем граховско-юж-нокизнерских удмуртов, сохранившимся до нашего времени, свойственен модернизированный покрой: они имеют широкую оборку, пришитую на уровне бёдер, кокетки на груди и спине, пышные рукава со сборкой в верхней части и у небольшого манжета. При этом они сохраняют архаичный элемент - небольшие квадратные ластовицы у основания рукава. Наиболее ранние из сохранившихся изделий изготовлены целиком из клетчатой ткани домашнего производства. Поздние вещи целиком сшиты из фабричных тканей.
Штаны граховско-южнокизнерской подгруппы, как и у алнашско-киясовских удмуртов, имели покрой с так называемым «широким шагом» - широкую вставку между штанинами. Такой тип покроя, как известно, был характерен для кочевых народов, так как он наиболее удобен при верховой езде.
Народному искусству граховско-южнокиз-нерских удмуртов присущи некоторые специфи-
1 Атаманов М. Г. От Дондыкара до Урсыгурта... С. 77, 79.
24
И. А. Косарева
ческие явления. Узорные концы их головных полотенец более массивны, чем у других групп. Для концов, выполненных в браной технике, заполненных строгим красно-белым узором, состоящим из изломанных линий вертикальной направленности, характерны разноцветные вставки, выполненные в выборной технике. Во многих выявленных вещах эти вставки повторяют орнаментальные фигуры зарни пужы 'золото узор', характерные для вышивки косинских удмуртов, воспроизводящие своими очертаниями бегущего соболя.
В ковроделии распространены композиции узоров, построенные из раппортно повторяющихся очень крупных разноцветных восьмилуче-вых розеток на тёмном фоне, без других дополнительных деталей. Вещи с таким художественным решением характерны исключительно для данной подгруппы.
Прялки граховско-южнокизнерских удмуртов имеют более широкое донце, чем это обычно характерно для удмуртских прялок, и более сочную резьбу. В то время как орнаментации удмуртских прялок вообще свойственна комбинация гладких и покрытых мелкими параллельными нарезками, словно заштрихованных параллельными линиями, участков с небольшими вкраплениями выемчатой резьбы, прялки граховско-южнокизнер-ских удмуртов включают большие участки, орнаментированные глубокой трёхгранно-выемчатой резьбой.
По данным новых полевых диалектологических исследований на территории подгруппы распространены граховский и кизнерско-мож-гинский говоры южноудмуртского наречия. Рубеж между алнашским и граховским говорами соответствует рубежу между алнашско-киясов-ской и граховско-южнокизнерской подгруппами; межа, разграничивающая кизнерско-можгинские и срединные говоры, проходит примерно там же, где и граница между граховско-южнокизнерской и севернокизнерской подгруппами1.
Интересно, что граховский и кизнерско-мож-гинский говоры южноудмуртского наречия отличают лексические заимствования из завятских говоров2.
Диалектологические материалы, таким образом, в основном согласуются с выводами, базирующимися на этнографических данных.
По материалам переписи 1716 г. земли гра-ховско-южнокизнерских удмуртов относились к
1 Насибуллин Р. Ш., Максимов С. А., Семёнов В. Г., Отстав-нова Г. В. Диалектологический атлас удмуртского языка. Вып. 1. С. 39-41.
2 Информация получена из беседы с диалектологами Р. Ш. Насибуллиным и С. А. Максимовым.
Сотне Андрея Байтемирова, а две деревни входили в сотню Тохтарки Иванова. Граница между сотнями проходила как раз по р. Люге. Сопоставить с современными населёнными пунктами в сотне Андрея Байтемирова можно следующие деревни:
Верхний Юграш (2 двора, 12 человек) - д. Горные Юраши Граховского района
Нижний Юграш (3 двора, 17 человек) -д. Нижние Юраши Граховского района
Старая Игра (10 дворов, 42 человека) - д. Старая Игра Граховского района
Сарамак Пельги (12 дворов, 48 человек) -д. Удмуртский Сарамак Кизнерского района
Макан Пельги (14 дворов, 88 человек) - д. Ма-кан-Пельга Кизнерского района
Старой Ятчи (6 дворов, 28 человек) - д. Старые Ятчи Граховского района
Карамыш Пелги (11 дворов, 44 человека) -д. Старый Кармыж Кизнерского района
Варваж Малыя Пельги (4 двора, 19 человек) -д. Арвазь-Пельга Кизнерского района
Малой Пельги, а Карамыш-Пельги (8 дворов, 30 человек) - д. Малый Кармыж Можгинского района.
деревня по речке Бемыж-Пельге (2 двора, 12 человек) - с. Бемыж Кизнерского района
Адам-Учи (4 двора, 16 человек) - д. Нижние Адам-Учи или Русские Адам-Учи или Средние Адам-Учи (последняя деревня исчезла с лица земли, но она существовала ещё 1970-е гг.) Граховского района3.
В сотне Тохтарки Иванова: Малый Трык (11 дворов, 46 человек) - д. Новый Трык Кизнерского района
Трык Омга (11 дворов, 52 человека) - д. Старый Трык Кизнерского района4.
Итак, граховско-южнокизнерская подгруппа существует на ограниченной территории в юго-западной части удмуртского ареала. Она сформирована двумя встречными потоками переселенцев: с востока - носителями культа Булды, близкими по культуре алнашско-киясовским удмуртам, и выходцами с запада, с правого берега р. Вятки. Ярким своеобразным явлением духовной культуры этой подгруппы является культ Булды, святилища которого создавались по всей территории расселения граховско-юж-нокизнерской подгруппы. Подгруппа обладает своими особенностями традиционного костюма и женских украшений. Для неё характерна своя
3 ЦГАДА. Ф. 350. Д. 1061. Л. 518 об., 520, 524 об., 530, 532, 536, 552 об., 558 об., 561 об., 568, 570 об., 599 об.
4 ЦГАДА. Ф. 350. Д. 1061. Л. 615 об., 619.
специфика предметов народного искусства, декоративного оформления головных полотенец, ковров, прялок. Диалектологи выявили здесь особые граховский и кизнерско-можгинский говоры южноудмуртского наречия.
Список литературы
1. Атаманов, М. Г. От Дондыкара до Урсыгур-та. Из истории удмуртских регионов / М. Г. Атаманов. - Ижевск: Удмуртия, 2005. - 215 с.
2. Блинов, Н. Языческий культ вотяков / Н. Блинов. - Вятка, 1898. - 104 с.
3. Насибуллин, Р. Ш. Диалектологический атлас удмуртского языка / Р. Ш. Насибуллин, С. А. Максимов, В. Г. Семёнов, Г. В. Отставнова. - Вып. 1. - Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2009. - 259 с.
Сведения об авторе
Косарева Ирина Алексеевна - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории искусств и художественно-педагогического моделирования Института искусств и дизайна Удмуртского государственного университета. ira.kosareva.60@mail.ru
Bulletin of Chelyabinsk State University. 2015. № 16 (371). History. Issue 65. P. 22-25.
GRAKHOV- SOUTH KIZNER SUBGROUP OF SOUTHERN UDMURTS
This article is based on field research conducted with the support of Grant № 06-01-18129-e.
I. A. Kosareva
Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, the Department of Art History and Pedagogical
Modeling, Institute of Arts and Design, Udmurt State University (Izhevsk). ira.kosareva.60@mail.ru
The paper presents some unique data which allow singling out a subgroup of ethnographic southern Ud-murts who live in the South-West of Udmurtia. Its formation involved two groups of migrants: the followers of Bulda Cult from the East, culturally close to the Alnashi-Kiyasovo Udmurts, and the natives of Zavyatsky Udmurt lands, who had migrated from the West. The traditional culture of Grakhov-South Kizner subgroup gave rise to a quaint fusion of features, traditional for Alnashi-Kiyasovo and Zavyatskiy Udmurts. The subgroup has unique features of traditional costumes and women's jewelry. It is characterized by its own specific objects of folk art, and those of the decoration of head towels, carpets and spinning wheels. Having studied the ethnographic material of the sub-group, the dialectologists identified specific Grakhov and Kizner-Mozhginsky subdialects of the southern Udmurt dialect. Dialectological materials confirm the data of the ethnological research.
Keywords: Grakhov-Southern-kizner Udmurts; southern Udmurts; followers of Bulda cult; sling; traditional Udmurt weaving.
References
1. Atamanov M. G. Ot Dondykara do Ursygurta. Iz istorii udmurtskih regionov [From Dondykar to Ursygurt. From the history of Udmurt regions]. Izhevsk, Udmurtiya, 2005. 215 p. (In Russ.).
2. Blinov N. Yazycheskij kult votiakov [Votyaks' pagan cult]. Vyatka, 1898. 104 p. (In Russ.).
3. Nasibullin R. Sh., Maksimov S. A., Semionov V. G., Otstavnova G. V. Dialektologicheskij atlas ud-murtskogo iazyka [Dialect atlas of the Udmurt language], iss. 1. Izhevsk, NIS "Reguliarnaia i haoticheskaya dinamika" Publ., 2009. 259 p. (In Russ.).