ольхи как вверх, так и вниз, она обследовала мёртвую древесину, находя в неё корм. За дятлом я наблюдал с нескольких шагов в течение 10 мин. Затем он улетел вглубь леса.
Литератур а
Бардин А.В. 2003. Находка гнезда трёхпалого дятла Picoides tridactylus в окрестностях
Печор // Рус. орнитол. журн. 12 (228): 750-752. Борисов В.В., Урядова Л.П., Фёдорова Е.Г., Шемякина О.А., Щеблыкина Л.С. 2011.
Птицы и млекопитающие Островского государственного зоологического заказника Псковской области // Проблемы социально-экономической и эколого-хозяйственной политики стран бассейна Балтийского моря: Материалы международ. конф. Псков: 208-219.
Дерюгин К.М. 1897. Орнитологические исследования в Псковской губернии // Тр. С.-
Петерб. общ-ва естествоиспыт. 27, 3: 17-38. Зарудный Н.А. 1910. Птицы Псковской области // Зап. Акад. наук по физ.-мат. отд. Сер. 8. 25, 2: 1-181.
Исполатов Е.И. 1907. О некоторых птицах С.-Петербургской губернии // Любитель природы 8/9: 249-254.
Исполатов Е.И. 1911. Вдовщина // Естествознание и география 9: 23-30.
Исполатов Е.И. (1917) 2002. Заметка о некоторых птицах Псковской губернии // Рус.
орнитол. журн. 11 (192): 716-718. Федюшин А.В. 1926. Материалы к изучению птиц Белоруссии: О птицах Витебщины //
Бюл. МОИП. Отд. биол. 35, 1/2: 112-168. Фетисов С.А., Ильинский И.В. 1993. Трёхпалый дятел (Picoides tridactylus) в Псковской области // Рус. орнитол. журн. 2, 1: 71-75. Чистовский С.М. 1927. Птицы Псковской губернии // Познай свой край 3: 82-101. Шемякина О.А. 2014. Трёхпалый дятел - Picoides tridactylus Linnaeus, 1758 // Красная книга Псковской области. Псков: 449.
ю ^
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2018, Том 27, Экспресс-выпуск 1568: 768-770
Водоплавающие птицы Колымского нагорья
А.А.Кищинский
Второе издание. Первая публикация в 1965*
Под Колымским нагорьем мы понимаем систему горных цепей и массивов, заключённых между хребтом Сарычева, хребтом Черского и полосой равнинного побережья Охотского моря от Магадана до Ная-хана. Это довольно сильно расчленённое гольцовое и горно-таёжное среднегорье. Рек много, в основном мелких и средних (с площадью водосбора до 1000-5000 км2), с горным характером течения. Озёра немногочисленны, в основном двух типов — моренные и пойменные.
* Кищинский А.А. 1965. Водоплавающие птицы Колымского нагорья // География ресурсов водоплавающих птиц в СССР. М., 2: 113-114.
В Колымском нагорье водоплавающие птицы гнездятся почти исключительно в речных долинах, редко и диффузно, нигде не образуя концентраций. Моренные озёра, расположенные обычно в подгольцо-вом или гольцовом поясах, гнездящихся водоплавающих птиц практически не имеют. Места их значительных гнездовых скоплений лежат вне нагорья, например в долине реки Тауй, низовьях реки Ямы.
Из гнездящихся водоплавающих птиц наиболее обычен чирок -свистунок Anas crecca. Он населяет самые разнообразные водоёмы в долинах горных рек (вплоть до временных луж), в основном в пределах лесного пояса, но изредка поднимается даже в горно-тундровые участки. Распределён по всему нагорью сравнительно равномерно. Численность гнездовой популяции можно оценить десятками тысяч пар.
Горные реки, текущие в Охотском море, в большом числе населяет каменушка Histrionicus histrionicus. Она обитает в основном по мелким потокам в лесном поясе, изредка в подгольцовом, поднимаясь вверх до тех пределов, до которых заходят на нерест кета и горбуша. Численность каменушек на 10 км течения реки порядка 10 пар, общая численность по «охотскому склону» Колымского нагорья — тысячи пар. В бассейне верхнего течения Колымы каменушки очень редки.
Сходным образом распределён по территории более малочисленный большой крохаль Mergus merganser. Он обыкновенен на горнолесных реках Охотского бассейна и очень редок на Колыме и её притоках. Характер распространения большого крохаля и каменушки связан с особенностями питания этих видов, особенно их выводков, важнейшую роль в котором играет молодь проходных лососёвых рыб, в массе нерестящихся в реках, текущих в Охотском море.
Горные ландшафты Колымского нагорья населяют также длинноносый крохаль Mergus serrator, .хохлатая чернеть Aythya fuligula, чи-рок-клоктун Anas formosa, шилохвость Anas acuta, свиязь Anas penelope, горбоносый турпан Melanitta deglandi, гоголь Bucephala clangula и луток Mergellus albellus. Все они малочисленны и живут в таёжных долинах более крупных рек, не поднимаясь высоко в горы.
Основной весенний пролёт водоплавающих птиц через нагорье идёт в середине и второй половине мая. «Транзитом» пересекают нагорье: в большом числе — чирок-свистунок, белолобый гусь Anser albifrons, гуменник Anser fabalis, шилохвость; в небольшом количестве — лебедь-кликун Cygnus cygnus, чирок-клоктун, морская чернеть Aythya marila, хохлатая чернеть, свиязь и др. Пролёт идёт диффузно, «широким фронтом», значительных концентраций пролётных птиц в нагорье не создаётся.
Более мощный пролётный путь водоплавающих птиц идёт вдоль северного побережья Охотского моря. Здесь в большом количестве пролетают морянка Clangula hyemalis, каменушка, синьга Melanitta
nigra, горбоносый турпан, морская чернеть, хохлатая чернеть, красно-зобая Gavia stellata и чернозобая G. arctica гагары. Пролёт этих птиц заканчивается в начале июня.
Практически единственный путь использования запасов водоплавающих птиц в Колымском нагорье (и сейчас, и в перспективе) — спортивная охота на весеннем и осеннем пролётах.
Ю ^
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2018, Том 27, Экспресс-выпуск 1568: 770-771
Мониторинг серпоклюва Ibidorhyncha struthersii на речках Большая и Малая Алматинка (Северный Тянь-Шань)
А.Ф.Ковшарь
Второе издание. Первая публикация в 2001*
Источником заселения серпоклювом Ibidorhyncha struthersii галечников речек Большой и Малой Алматинок является достаточно устойчивая популяция этого вида в долине реки Чон-Кемин, разделяющей два параллельных хребта Северного Тянь-Шаня — Заилийский Алатау и Кунгей-Алатау. Само появление этой птицы в Большом Ал-матинском ущелье в 1977 году после 20-летнего отсутствия (Ковшарь 1980) свидетельствует о хорошем состоянии чон-кеминской популяции серпоклюва, что подтвердилось впоследствии результатами аэровизуальных (Ковшарь 1991) и наземных учётов, проводимых в настоящее время в Чон-Кеминском национальном парке Киргизии (Торопова 1999; устн. сообщ.).
Условия обитания серпоклюва по Большой и Малой Алматинкам описаны нами ранее (Ковшарь 1980; Ковшарь 1991), здесь необходимо лишь подчеркнуть различие в степени антропогенного преобразования этих ущелий - урочище Медео более освоено для целей рекреации, чем галечник в устье реки Озёрной в Большом Алматинском ущелье.
За 16 лет (1978-1993) на Большом Алматинском озере серпоклювы гнездились по крайней мере 11 лет. В 1982-1983 годах они не гнездились по причине преобразования дельты реки Озёрной мелиораторами, которые ликвидировали многочисленные рукава дельты для удобства взятия гальки как строительного материала при возведении про-
* Ковшарь А.Ф. 2001. Мониторинг серпоклюва на речках Большая и Малая Алматинка (Северный Тянь-Шань) II Актуальные проблемы изучения и охраны птиц Восточной Европы и Северной Азии. Казань: 302-303.