Научная статья на тему 'Водные ресурсы Якутии - проблемы и пути их решения'

Водные ресурсы Якутии - проблемы и пути их решения Текст научной статьи по специальности «Экологические биотехнологии»

CC BY
1647
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Водные ресурсы Якутии - проблемы и пути их решения»

ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ ЯКУТИИ -ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

В. И. Агеев

Среди разнообразных природных богатств республики особое место занимают водные ресурсы. На территории Якутии насчитывается свыше 700 тысяч рек, многие из которых имеют длину более 100 км. Такие реки республики, как Колыма, Индигирка и главные притоки р.Лены - Алдан, Олекма и Вилюй - по своим основным характеристикам намного превосходят почти все реки европейской части России и крупнейшие реки Западной Европы. Даже в маловодные годы суммарный годовой сток рек Якутии составляет свыше 530 км3. Основная водная артерия республики -река Лена - входит в десятку крупнейших рек мира по длине и водности. Величие этой реки подтверждает тот факт, что ее бассейн занимает около 62% всей площади нашей республики.

Значительные запасы воды сосредоточены и в озерах, общая ■ — площадь зеркала которых на территории Якутии превышает 83 тыс.

Агеев Валерий Ильич, км2.Оценочные запасыводы.содержащейсяв озерах республики, руководитель Ленского бассейнового СОСТЭВЛЯЮТ ОКОЛО 300 КМ .

водного управления Министерства Богата наша республика и подземными водами. Суммарные

природных ресурсов РФ. прогнозные запасы подземных вод питьевого качества - около 10

км3. Много в Якутии и минеральных источников подземных вод, которые в настоящее время используются, к сожалению, крайне слабо.

Таким образом, водные ресурсы республики весьма значительны. Тем не менее существуют серьезные проблемы обеспечения населения Якутии качественной питьевой водой, связанные с загрязнением природных вод.

По качественному составу воды рек Лены (в ее среднем и нижнем течении), Алдана, Вилюя, Колымы, Индигирки, Яны и других оцениваются как умеренно загрязненные. Основными загрязняющими веществами являются фенолы, соединения меди, цинка, железа и трудноокисляемые вещества. При этом следует отметить, что пробы на многие характерные загрязняющие вещества не делаются. Причины - недостаточное финансирование.

Каковы же объемы использования водных ресурсов республики? С 1995 по 2000 гг. забор воды предприятиями со всех водных объектов Якутии колебался от 208,8 до 241,1 млн.м3. Общий объем забора свежей воды из водных объектов в 2000 г. равнялся 220,07 млн. м3. Водоотведениеже составило 140,0 млн. м3. При этом объем загрязненных вод составил 85,27 млн.м3, из них без очистки обратно в реки было сброшено 16,78 млн.м3 стоков, а недостаточно очищенных - 68,48 млн.м3. Объем нормативно-очищенных сточных вод на очистных станциях составил лишь 5,96 млн.м3. Столь малая их доля (всего 4% от общего объема водопотребления) определена тем, что из-за отсутствия финансовых средств строительство очистных сооружений ведется в недостаточных объемах, а действующие сооружения изношены. Средств на их реконструкцию и ремонт у водопользователей, как правило, не хватает. На сегодняшний день в Якутии функционирует 161 сооружение по очистке сточных вод с общим водоотведением 74,36 млн.м3 в год. Из общего числа очистных сооружений только 42% обеспечивают нормативную очистку сточных вод. Из всего числа населенных пунктов республики только в 32 имеются сооружения по очистке сточных вод, из них 23 сооружения биологической очистки, 7 - механической и 2 - физико-химической. Сооружения биологической очистки имеются в таких населенных пунктах, как г. Мирный, г. Нерюнгри, пос. Айхал, г. Покровск, пос. Чернышевский, пос. Хандыга, пос. Джебарики-Хая,

пос. Апексеевск, пос. Светлый и других. Однако из-за перегрузки, физического износа, проектных недоработок и других причин большинство очистных сооружений не обеспечивает очистки сточных вод до установленных норм. Так, в 2000 г. в водные объекты республики было сброшено 48,1 тыс. тонн загрязняющих веществ со сточными водами.

Следует отметить, что спад промышленного производства не вызвал улучшения состояния окружающей природной среды. В последние годы, например, наблюдается увеличение сбросов вредных веществ на единицу произведенной продукции, что связано со снижением качества работы очистных сооружений и оборудования, выходом их из строя, а также с применением экологически несовершен- ^ ных технологий. К сожале-„-■""■ нию, до настоящего времени такие крупные города, как Якутск, Ленек и Удачный имеют только сооружения механической очистки сточных вод, что крайне 25( недостаточно, а в г. Алдане вообще нет сооружений по очистке сточных вод.

Строительство очистных сооружений в населенных пунктах республики ведется крайне медленными темпами. В «долгострой», например, превратилось строительство биологических станций очистки сточных вод в городах Якутске, Ленске и Удачном. Ежегодно в реку Лену через систему канализации только г. Якутска поступает более 24 млн.м3 загрязненных сточных вод, что пагубно сказывается как на биоресурсах водных объектов, так и на здоровье населения. Окончание строительства и ввод в эксплуатацию станции биологической очистки сточных вод в г. Якутске должны носить приоритетный характер, стать основным вкладом в оздоровление экологической ситуации в столице нашей республики.

В перечне проблем, связанных с проведением политики сохранения генофонда, совершенствования системы здравоохранения и утверждения здорового образа жизни в республике, проблема качества питьевой воды является одной из ключевых. Положение здесь более чем тревожное. На последнем съезде медицинских работников и общественности Якутии говорилось, что без неотложного решения проблемы подачи населению качественной питьевой воды перелома в

200

150 ■

50

■ Забор воды

■ загрязненных

□ нормативно очищ к

не будет. Вода была и остается фактором национальной безопасности республики.

12 февраля 2000 г. Правительство РС(Я) утвердило Республиканскую целевую программу «Обеспечение населения Якутии доброкачественной питьевой водой». Был выделен перечень первоочередных мероприятий по улучшению водоснабжения населенных пунктов. Для того, чтобы данная программа заработала достаточно эффективно, надо задействовать все источники поступления финансовых средств: федерального и республиканского бюджетов, внебюджетных фондов, федерального и республиканского фондов восстановления и охраны водных

_^^^ТЖИМИМ^^^Д объектов. Фактическое

■ * ■ . ^выполнение первоочеред-

ных мероприятий этой программы в 2001 г. сдерживалось недостаточным финансированием. Так, инвестиции из федерального бюджета не были вообще получены, а из запланированных 20,0 млн. рублей республиканского бюджета на 1 января 2002 г. фактически было выделено лишь 9,3 млн. рублей. Данные средства были направлены на финансирование проектных работ и первоочередных мероприятий в ряде населенных пунктов.

Для водоохранных организаций Якутии по-прежнему остаются «головной болью» бывшие

Река Вилюй в районе г. Вилюйска.

Динамика водопотребления и водоотведения по РС (Я) 1999/2000(2001 годы _

224,63

2000 Г.

■сброс О нормативно-чистые без

2001 г.

профилактике и снижении заболеваний населения

Динамика водопотребления и водоотведения в РС(Я).

объекты золотодобычи. В последние годы в связи с реорганизацией горнодобывающей промышленности ликвидировано несколько крупных предприятий по добыче золота. В результате этого бесхозными остались хвостохранилища Куларской, Лебединской и Нежданинской фабрик. В этих накопителях сточных вод складированы большие объемы тяжелых металлов, а в хвостохранилище Лебединской фабрики - цианиды. Данные объекты фактически оставлены производственниками на произвол судьбы. С выходом в 1999 г. решения правительства РС(Я) о ликвидации рудника «Западный» Депутатского ГОКа к этому списку прибавился еще один объект - капитальное хвостохранилище фабрики с ее горными туннелями - водосбросами. Вопрос этот очень серьезный. Рудник ликвидирован, а хвостохранилище осталось, и надо держать эксплуатационников с техникой на этих объектах, иначе отходы окажутся в водоемах питьевого назначения. На наш взгляд, необходимо принять на правительственном уровне развернутое решение по вопросу о перера-Наука и техника в Якутии 2002, №2

ботке данных отходов, с последующей консервацией этих объектов.

В аварийном состоянии находится ряд гидротехнических и очистных сооружений. Если не предпринять срочных мер, то могут произойти крупные аварии с катастрофическими экологическими последствиями. Экономические затраты на устранение таких аварий могут многократно превысить средства, необходимые для реконструкции и ремонта аварийных сооружений. Одной из нерешенных проблем на сегодняшний день остается состояние водоохранного флота. На балансе акционерных обществ, судоходных компаний и госпредприятий в Ленском бассейне имеется 26 единиц судов-сборщиков и станций очистки по обеспечению охраны водной среды от загрязнения с судов. Следует отметить, что по нормативным срокам более 50% плавсредств природоохранного назначения в настоящее время подлежит списанию. Таким образом, требуется обязательное строительство природоохранного флота. Однако данный вопрос в течение ряда лет не находит должного решения в правительстве РС(Я).

Большой вред качеству водных ресурсов, населению и хозяйствующим объектам наносят катастрофические весенние наводнения. При затоплении береговых нефтебаз, площадок складирования минеральных и химических удобрений, цементных материалов, свалок и т.д. происходит существенное загрязнение речных вод. В последние годы на реках республики наблюдались катастрофические весенние паводки. При этом весенние половодья в 1998 и 2001 гг. по величине подъема уровней воды, масштабам затопления прибрежных участков и причиненному материальному ущербу превысили все крупнейшие наводнения, наблюдавшиеся в Якутии в XX веке. Общий ущерб, например, от весеннего наводнения 2001 г. составил около 6 млрд. рублей. Для выявления причин участившихся катастрофических наводнений на реках в последние годы и выработки рекомендаций по их предупреждению распоряжением первого Президента РС(Я) М. Е. Николаева была создана рабочая группа с участием ведущих ученых и специалистов республики, которая дала заключение о возможных причинах и многолетней динамике катастрофических весенних наводнений, а также предложила проект комплексной программы научно-исследовательских и опытно-конструкторских

•" « £г»,...., "и

......1 ,4. у ,

Затопление г. Ленска весной 2001 г.

Последствия паводка на Ленской нефтебазе в 2001 г.

работ по изучению факторов, прогнозу и предупреждению катастрофических наводнений на реках Якутии и разработке мероприятий по ликвидации их негативных последствий. Данные работы должны быть обязательно проведены, учитывая их важность не только для экономики и политики республики, но и для охраны водных ресурсов.

Общими усилиями министерств и ведомств РС(Я) с участием Министерства природных ресурсов России были разработаны предложения по решению проблемы защиты от наводнений крупных населенных пунктов в бассейне р. Лены. Первоочередной неотложной работой было определено строительство противопаводковых защитных сооружений в городахЛенске, Олекминске и Якутске.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2000 г. № 726 в республике создано Ленское бассейновое водное управление (Ленское БВУ) -территориальный орган Министерства природных ресурсов РФ с зоной деятельности в пределах гидрографических границ бассейна р. Лены, бассейнов рек, впадающих в море Лаптевых и Восточно-Сибирское море. Ленское БВУ призвано осуществлять полномочия специального государственного органа в области использования и охраны водных объектов на территории Республики Саха (Якутия).

С созданием данного управления правительством республики выполнен один из пунктов Рекомендаций Парламентских слушаний РФ «Об экологической безопасности бассейна реки Лена», состоявшихся в июле 2000 г. Выполнение других постановочных вопросов Парламентских слушаний, направленных на предотвращение загрязнения бассейна р. Лены, по-прежнему сдерживается из-за отсутствия необходимых финансовых средств.

Насущным вопросом для всех субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Ленского, Колымского и других крупных речных бассейнов, является заключение на уровне органов исполнительной власти бассейновых соглашений по разработке и выполнению экологических программ с выделением соответствующего перечня первоочередных мероприятий и проведением контроля за своевременным их выполнением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.