Научная статья на тему 'ВОДЕВИЛЬ В СОВРЕМЕННОЙ АКТЕРСКОЙ ШКОЛЕ'

ВОДЕВИЛЬ В СОВРЕМЕННОЙ АКТЕРСКОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
133
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОДЕВИЛЬ / ТЕАТР / АКТЕР / СПЕКТАКЛЬ / ЖАНР / СКЕТЧ / БОГДАНОВ / РГИСИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Исакова Полина Александровна

Традиционные и новые формы водевильного жанра анализируются в контексте учебного процесса подготовки режиссеров и актеров в театральных высших учебных заведениях Российской Федерации. Включение в курс по режиссерскому и актерскому мастерству отрывков из водевилей, спектаклей по пьесам в жанре водевиля, скетчей по мотивам водевильных пьес открывает перед режиссерами и артистами возможность показать многоплановую актерскую игру, требующую не только всестороннего драматического мастерства (владение характеристичной речью, пантомимой, пением, танцем), но и ярко выраженной способности к импровизации, острохарактерному перевоплощению. Работа с водевилем или с его элементами идет по разным направлениям, наиболее интересным из которых является трансформация водевиля в соприкосновении с другими жанрами и с идеологическими и мировоззренческими устоями XXI в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VAUDEVILLE IN MODERN ACTING SCHOOL IN MODERN ACTING SCHOOL

In the article traditional and new forms of vaudeville as a genre are studied in the context of education process of stage directors and actors in Russian Higher Education. Including vaudeville genre (vaudeville plays, sketches etc.) in education process - for actors as well as stage directors - makes it possible for students to show diversified art of acting, which requires not only stagecraft (character speech, mime, singing, dancing), but also improvisation, dramatic identification. Vaudeville is being worked with in various ways and directions. The most interesting of them is the transformation of vaudeville in its contact with other genres and ideological mindsets of XXI century.

Текст научной работы на тему «ВОДЕВИЛЬ В СОВРЕМЕННОЙ АКТЕРСКОЙ ШКОЛЕ»

УДК 792.222.028

П. А. Исакова Водевиль в современной актерской школе

Традиционные и новые формы водевильного жанра анализируются в контексте учебного процесса подготовки режиссеров и актеров в театральных высших учебных заведениях Российской Федерации. Включение в курс по режиссерскому и актерскому мастерству отрывков из водевилей, спектаклей по пьесам в жанре водевиля, скетчей по мотивам водевильных пьес открывает перед режиссерами и артистами возможность показать многоплановую актерскую игру, требующую не только всестороннего драматического мастерства (владение характеристичной речью, пантомимой, пением, танцем), но и ярко выраженной способности к импровизации, острохарактерному перевоплощению. Работа с водевилем или с его элементами идет по разным направлениям, наиболее интересным из которых является трансформация водевиля в соприкосновении с другими жанрами и с идеологическими и мировоззренческими устоями XXI в.

Ключевые слова: водевиль, театр, актер, спектакль, жанр, скетч, Богданов, РГИСИ

Polina A. Isakova Vaudeville in modern acting school in modern acting school

In the article traditional and new forms of vaudeville as a genre are studied in the context of education process of stage directors and actors in Russian Higher Education. Including vaudeville genre (vaudeville plays, sketches etc.) in education process - for actors as well as stage directors - makes it possible for students to show diversified art of acting, which requires not only stagecraft (character speech, mime, singing, dancing), but also improvisation, dramatic identification. Vaudeville is being worked with in various ways and directions. The most interesting of them is the transformation of vaudeville in its contact with other genres and ideological mindsets of XXI century.

Keywords:vaudeville, theatre, actor, performance, genre, sketch, Bogdanov, RSIoPA

Водевиль, возможно, является одним из самых противоречивых жанров, если рассматривать его с точки зрения невостребованности или, зачастую, прохладного отношения к нему историков отечественного театра, и популярности не только у публики, но и у педагогов высших учебных заведений театральных факультетов России.

Показательна в этом смысле судьба водевильного жанра, заполонившего российские театральные подмостки в XIX в. Именно с этим периодом, который по выражению В. Э. Мейерхольда, был «золотым веком русского водевиля», и ассоциируется обычновся история жанра на отечественной сцене - от Шаховского до Чехова. Поэтому в большинстве историко-театральных работ водевиль рассматривается как

Водевиль в современной актерской школе жанр «старого» театра, хоть и оказавший влияние на великих современников - Гоголя и Островского, например, - и генетически связанный с последовавшими за ним опереттой и мюзиклом, но оставшийся в прошлом.

Нельзя не признать того, что на смену подъему пришло вырождение жанра, но это характерно для абсолютного большинства течений, школ и направлений не только в театре и литературе. В случае с водевилем упадок обусловлен тем, что «...Наши доморощенные Скрибы для потехи райка довели этот веселый, остроумный род театральных пьес до такой пошлости, что истинный любитель театра с грустью смотрит на него, как на безжизненный остров.»1 Но даже поверхностный взгляд на дальнейшую историю театра говорит о том, что все не так однозначно, ведь наличие низкопробных авторов не должно нивелировать жанр как таковой. Водевильный жанр продолжал и продолжает существовать в постановках старых классических водевилей на отечественной сцене XX - начала XXI в.

С водевильной традицией тесно связан театр Серебряного века в его многочисленных примерах театров-кабаре и миниатюр. Вполне ощутима преемственная связь водевильного жанра с советской литературой 20-30-х гг., представленной именами И. Ильфа и Е. Петрова, А. Файко, Н. Эрдмана, М. Зощенко, В. Шкваркина, Д. Хармса, М. Булгакова. Водевильные традиции можно обнаружить и в раннем советском кинематографе, примером чему являются фильмы Г. Александрова и И. Пырьева, и в последующие годы - в том числе в фильмах Л. Гайдая и Э. Рязанова. Трудно не заметить, как много от водевиля в многочисленных продуктах телевизионной индустрии - от популярного КВН до многочисленных современных ситкомов. Но отдельного внимания заслуживает анализ места водевиля в качестве учебного материала для подготовки российских актеров и о постановках водевильных пьес в учебных театрах.

Давно замечено, что водевильный спектакль открывает перед артистами возможность показать многоплановую актерскую игру, требующую не только всестороннего драматического мастерства (владение характеристичной речью, пантомимой, пением, танцем), но и ярко выраженной способности к импровизации, к созданию острой характерности персонажа, образному, яркому перевоплощению. Не лишним здесь было бы вспомнить об известном суждении К. С. Станиславского «водевиль - лучшая школа». Помимо собственно педагогических задач, в курсовых показах и постановках ищутся современные интонации звучания водевильных пьес. Одним из направлений адаптации

водевиля в современности является его обновление с целью приведения в соответствие с требованиями современной драматургии и изменившимся восприятием зрителя.

Прежде, чем обратиться к исследованию причин, по которым водевильный жанр обязательно изучается режиссерами и актерами музыкального театра и часто - актерами драматического театра, необходимо проанализировать само понятие. Исходя из анализа источников, в первую очередь, статей А. Р. Кугеля «Дядюшка - водевиль», М. М. Па-ушкина (1936-1937 гг.), А. Д. Дикого «Забытый жанр», В. Н. Всеволож-ского-Гернгросса, Ю. А. Дмитриева, Д. Л. Брудного «В защиту водевиля», А. А. Гозенпуда «Музыкальный театр в России», В. В. Успенского «Русский классический водевиль», И. С. Чистовой «Водевиль 18301840-х гг.» (из монографии «История русской драматургии: XVII - первая половина XIX в.»), Е. Д. Уваровой «Легкие жанры в России конца XIX - начала XX в.», диссертационных исследований Ю. В. Калининой «Русский водевиль XIX в. и одноактная драматургия А. П. Чехова», М. Н. Сербул «Русский водевиль 1810-1820-х гг.», С. М. Шаврыгина «Легкая» комедия и становление русской реалистической драматургии (Шаховской и Грибоедов)», И. Д. Немировской «От русской „комической оперы к „раннему" водевилю: генезис, поэтика, взаимодействие жанров (середина XVIII в. - первая треть XIX в.)»; сборника «Русский водевиль» (сост. Н. Н. Шантаренков) и совокупности представлений о водевиле кажется целесообразным представить следующее предварительное определение.

Водевиль - это произведение комедийного жанра чаще малой, но иногда и большой формы, в котором доминирует динамичная интрига, насыщенная элементами путаницы, ошибок, обманов, стечения обстоятельств, их быстрая смена, разворачивающаяся, как правило, в камерном пространстве. С комедией положений и бытовой комедией водевиль сближает стихия игры, пронизывающая все уровни текста - от развития действия до языка персонажей, направленная на комическое преломление действительности, рождение жизнерадостного смеха, делающего спектакль живым, веселым, зрелищным, благополучный финал, но отличает присущая именно водевилю музыкальная составляющая, которая характеризует или героев или является продолжением предшествующего музыкальному номеру действия.

Однако быстротекущее время вносит свои коррективы, и сегодня, наряду с традиционными постановками классических водевилей, возникают новые. Это приводит к изменениям, как содержательности, так и формы существования этого вида зрелищного искусства.

Водевиль в современной актерской школе

Для примера сосредоточимся на современном этапе использования водевиля в учебном процессе кафедры эстрадного искусства и музыкального театра Российского государственного института сценических искусств (бывш. ЛГИТМиК, СПбГАТИ), получившего здесь довольно широкое распространение, представляя обширный спектр для анализа.

В первую очередь необходимо вкратце обратиться к вопросу построения самого учебного процесса в РГИСИ и указать место дисциплины «режиссура и актерское мастерство» в структуре образовательной программы, в рамках которой происходит практическое освоение жанра водевиля. Факультет музыкального театра и эстрадного искусства РГИСИ ведет, в том числе, подготовку студентов по специальности «Режиссура театра» (образовательные программы «режиссер музыкального театра», «режиссер эстрады»). Основной целью курса является подготовка к творческой работе в качестве режиссера эстрады и музыкального театра высшей квалификации, способного к самостоятельной профессиональной творческой деятельности, а именно созданию музыкально-драматических спектаклей, эстрадных представлений и номеров, концертов. Дисциплина «Специальность» является основной в профессиональной подготовке режиссеров. Она использует знания, полученные студентами при изучении общеобразовательных дисциплин, и дополняется дисциплинами вариативной части. Освоение дисциплины проходит в соответствии с утвержденными рабочими учебными планами подготовки. Формы контроля, применяемые при реализации дисциплины, для обучающихся состоят из промежуточных аттестаций. Они проводятся в форме экзаменов в конце каждого из четырех (в случае очной формы обучения) годов обучения и зачетов в середине каждого года обучения в виде показов студентов-режиссеров собственной творческой работы под руководством мастера курса.

Хотя водевиль и причисляется многими театроведами к «легкому» жанру, в качестве учебного материала мастера актерских и режиссерских курсов редко берут его в работу раньше 5 семестра. Это обусловлено многими критериями, в том числе синтетичностью жанра, которая может вызвать сложности у студентов в самом начале обучения.

Для студентов-актеров умение быстро «переключаться», трансформироваться является базовым. Но порой необходимо демонстрировать способность к представлению перед зрителем в разных обличиях, как, например, в водевиле Н. Перепельского (Некрасова) «Актер»: актера Стружкина, татарина-разносчика, итальянца-продавца статуэток, старухи-помещицы, и все это за короткий промежуток времени.

Так, например, доктор искусствоведения, профессор кафедры эстрадного искусства и музыкального театра факультета музыкального театра и эстрадного искусства Российского государственного института сценических искусств И. А. Богданов для своих студентов, обучающихся по программе «режиссура эстрады», включает в учебный процесс изучение и освоение жанра водевиля в рамках дисциплины «специальность». Мастер курса, взяв за основу «старый» водевиль со своей структурой, переводит его в новое качество.

В начале XXI в. традиции водевиля находятся, безусловно, в режиме «памяти жанра». Работа с водевилем или с его элементами идет по трем направлениям:

• театр в попытке возродить данный жанр в первоначальном виде;

• использование приемов жанра для большей сценичности или с целью пародирования;

• совершается трансформация водевиля в соприкосновении с другими жанрами и с идеологическими и мировоззренческими устоями XXI в.

Именно о третьем направлении пойдет речь ниже.

На показе в декабре 2021 г. в рамках зачета по актерскому мастерству и режиссуре студенты третьего года обучения мастерской И. А. Богданова представили современное видение водевиля со смешением разных жанров и с использованием цифровых технологий, интегрировав их в сценическое пространство, и таким образом продемонстрировав новое восприятие театра молодым поколением. То, что водевиль готов трансформироваться и отвечать актуальным интересам зрителя, а не остаться неизменным подобно многим другим, было продемонстрировано студентами-режиссерами и отмечено преподавателями факультета на заседании кафедры. Цифровые технологии, являясь сегодня одними из основообразующих средств выразительности, привносят новые правила игры для дальнейшего развития жанра. Использование на показе, посвященном теме водевиля, экрана, проектора в сочетании со световыми решениями смотрелось ново и актуально.

С точки зрения смешения жанров, при показе в жанр водевиля был органично вплетен жанр скетча, который является маленькой пьеской с небольшим количеством действующих лиц (чаще всего с двумя персонажами), преимущественно сатирического направления, с преобладанием схематичности характеров персонажей, не только в типажах, но и в моделях поведения. «Скетч - один из наиболее приближенных к театру жанров эстрады. Здесь очень заметны точки соприкосновения эстрады с искусством драматического театра»2. Исторически именно водевиль является предтечей скетча, ибо он наделил последний мно-

Водевиль в современной актерской школе гими элементами своей художественной структуры: быстрая смена обстоятельств, высокий темпо-ритм действия, острая характерность персонажей, чаще всего бытовой конфликт, четкое деление исполнителей по амплуа. В принципе, на основе событийного ряда любого водевиля (или эпизода из него) можно создать современный скетч: достаточно лишь несколько осовременить обстоятельства, и характеристику персонажей, стиль речи и пластики: то, что мать неожиданно застает свою дочь, целующуюся с молодым человеком, который обманом проник в дом, могло происходить и в прошлые века и сегодня. Этот принцип переноса водевильных событий в современные обстоятельства был использован в показе.

В работе над скетчами студентам-режиссерам приходилось сталкиваться в основном с теми же проблемами, что и при постановке водевильного спектакля (равно как и драматического представления). И хотя водевильный театр упрекают за излишнюю условность и откровенную театральность, хрестоматийным является высказывание К. С. Станиславского относительно того, что «принято думать, что водевиль - это какая-то особенная, как говорят „условность", и поэтому, ставя водевиль, можно все делать шиворот-навыворот, не считаться с законами логики и психологии. Это большая ошибка ... Жизнь в водевиле течет по всем законам логики и психологии, но ее беспрестанно прерывают неожиданности всякого рода»3. Таким образом, водевиль в учебном процессе востребован при изучении также законов драматургии. Необходимость сначала определить самому, а потом выявить через игру актеров тему и идею, сформулировать сверхзадачу, определить предлагаемые обстоятельства, событийный ряд. В этом событийном ряде выстраиваются исходное, основное, главное и финальное события. Обнажается природа конфликта, находится сквозное действие, определяется цепь действий персонажей.

Жизнеспособность водевиля в учебном процессе у режиссеров эстрады также во многом определяется его композиционной транспортабельностью, возможностью вычленения из водевиля отдельного музыкального номера со сценой, предшествующей ему, как типично водевильный структурный блок. А также, как это не покажется парадоксальным, отсутствие четких правил: студенты-режиссеры мастерской И. А. Богданова компоновали музыку, принадлежащую одному или разным авторам, что позволило без особых потерь в содержании «осовременивать» музыкальный компонент водевиля.

В отличие от постановки целого водевиля, в работе над скетчем отчетливо проявляется общая для всего эстрадного искусства проблема

совмещения психологической достоверности и проработки внутренней жизни артиста с очень условной и лаконичной формой, а также кратким временным интервалом. В скетче также всегда ярко выражена одноплановость темы. Сюжет всегда очень прост.

При переводе водевильной ситуации в форму современного эстрадного скетча нелишним будет обратиться к опыту выдающихся актеров этого жанра М. В. Мироновой и А. С. Менакера: «Как-то, рассказывая о постановке скетча „Кляксы" режиссер Д. В. Тункель заметил, что все законы мастерства драматического артиста обязательны и для эстрады. Для Мироновой и Менакера этот тезис бесспорен. Но в чем же тогда их эстрадное первородство? Артист эстрады располагает меньшим сценическим временем, и поэтому мастерство его должно быть предельно выразительно. Здесь нет временной протяженности чьей-то судьбы, нет постепенного нарастания конфликта и плавного его исхода. Нет на эстраде и подробного сюжетного развития, здесь пролог и эпилог рядом. Актер должен успеть за считанные минуты прожить сложную, психологически разнообразную жизнь своего персонажа. Именно психологически разнообразную, потому что не стоит думать, будто, развенчивая человека примитивного, нужно делать это примитивными сценическими средствами. Бездуховность персонажа надо уметь показывать с высокой творческой одухотворенностью. И тем более на эстраде, где нет надежных „театральных помощников"»4.

Скетчи, из которых состоял показ, были поставлены по мотивам водевилей П. И. Григорьева «Дочь русского актера», А. А. Шаховского «Два учителя», А. И. Писарева «Учитель и ученик, или В чужом пиру похмелье», Д. Т. Ленского «Стряпчий под столом» и через них студенты продемонстрировали поставленные голоса, четкую дикцию, умение двигаться, понимание легкого ритма, ощущение бодрого темпа, искреннее веселье.

Тематика этих водевилей не теряет актуальности. Например, в пьесе П. Григорьева «Дочь русского актера» повествование начинается с того, что актера Лисичкина увольняют из театра. Обида на дирекцию переходит и на родную дочь, Верочку, которую он решил выдать замуж за отставного прапорщика, дважды вдовца - Акакия Назарыча Ушицу. Но талантливая девушка видит себя только на сцене Алексан-дринского театра, дурачит жениха и отца и находит в результате выход из положения. Не меняя кардинальным образом события, но изменяя обстоятельства, детали, добавляя приспособления, перенося действие в сегодняшний день, использую современный язык и даже смартфон, студенты демонстрируют свое видение водевиля П. Григорьева.

Водевиль в современной актерской школе

Таким образом «... старый водевиль еще не раз сослужит добрую службу. Как учебный материал для молодых актеров, он просто незаменим. Пластичность, быстрота реакции, умение живо общаться со зрительным залом, сочетать подачу текста с танцем, переключаться от диалога к куплету - всему этому учит водевиль»5.

Примечания

1 Каратыгин П. А. Записки / П. А. Каратыгин. Л.: Искусство, 1970. С. 173.

2 Богданов И. А. Постановка эстрадного номера / И. А. Богданов. СПб.: СПбГАТИ, 2004. С. 170.

3 Горчаков Н. М. Режиссерские уроки К. С. Станиславского. Беседы и записи репетиций / Н. М. Горчаков. М,: Искусство, 1951. С. 221.

4 Русская советская эстрада. 1946-1977. Очерки истории / [Е. Д. Уварова и др.]. М.: Искусство, 1981. С. 138.

5 Сахновский-Панкеев В. А. О комедии / В. А. Сахновский-Панкеев. Л.: Искусство, 1964. С. 182.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.