Научная статья на тему 'Вода как объект международно-правовой охраны в случае вооруженного конфликта'

Вода как объект международно-правовой охраны в случае вооруженного конфликта Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
829
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОДА И ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ / ВООРУЖЕННЫЙ КОНФЛИКТ / ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ГУМАНИТАРНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / WATER AND WATER RESOURCES IN INTERNATIONAL LAW / A CONFRONTATION / ENVIRONMENT PROTECTION / THE INTERNATIONAL HUMANITARIAN ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Брайдже Морси

Соотношение между водой и войной видно из многих точек зрения, и оно должно быть проанализировано под различными углами: вода может быть предметом международных переговоров или причиной войны. В период вооруженного конфликта вода становится либо средством к существованию для населения, либо оружием в его уничтожении. Нормы международного права предназначены для охраны водных ресурсов и населения от последствий вооруженных конфликтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Брайдже Морси

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WATER AS A SOURCE IT IS INTERNATIONAL – A RIGHT PROTECTION IN CASE A CONFRONTATION INTERNATIONAL LEGAL PROTECTION IN THE EVENT OF ARMED CONFLICT

Relation between water and the war can be seen from many points of view, and it must be analyzed from different angles: the water may be the subject of international negotiations, or it may be a cause of war. In times of armed conflict, the water becomes a means of livelihood for the population or a weapon in its destruction. Norms of international law designed to protect water resources and population from the effects of armed conflict.

Текст научной работы на тему «Вода как объект международно-правовой охраны в случае вооруженного конфликта»

УДК 341.3 ББК 67.9

Брайдже Морси

ВОДА КАК ОБЪЕКТ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ В СЛУЧАЕ ВООРУЖЕННОГО КОНФЛИКТА

Morsi N.A. Braije

WATER AS A SOURCE IT IS INTERNATIONAL - A RIGHT PROTECTION IN CASE A CONFRONTATION INTERNATIONAL LEGAL PROTECTION IN THE

EVENT OF ARMED CONFLICT

Ключевые слова: вода и водные ресурсы в международном праве, вооруженный конфликт, защита окружающей среды, международные гуманитарные организации.

Keywords: water and water resources in international law, a confrontation, environment protection, the international humanitarian organizations

Аннотация

Соотношение между водой и войной видно из многих точек зрения, и оно должно быть проанализировано под различными углами: вода может быть предметом международных переговоров или причиной войны. В период вооруженного конфликта вода становится либо средством к существованию для населения, либо оружием в его уничтожении. Нормы международного права предназначены для охраны водных ресурсов и населения от последствий вооруженных конфликтов.

Absract

Relation between water and the war can be seen from many points of view, and it must be analyzed from different angles: the water may be the subject of international negotiations, or it may be a cause of war. In times of armed conflict, the water becomes a means of livelihood for the population or a weapon in its destruction. Norms of international law designed to protect water resources and population from the effects of armed conflict.

В отличие от законов мирного времени законы о вооружённых конфликтах не регулируют вопросы, связанные с защитой водной среды, кроме некоторых редких норм международного гуманитарного права1 [14:34]. В этой связи остановимся на

последствиях, которые приводят вооруженные конфликты к загрязнениям водных ресурсов. Опыт современных войн показывает, что население и его имущество может подвергаться опасности в результате военных действий. В отдельных ситуациях засуха становится сильнейшим оружием. В первой части нашей статьи мы остановимся на анализе норм международного гуманитарного права о защите водных ресурсов в военное время; во второй части статьи рассмотрим положения, связанные с правом начала вооруженных конфликтов, в связи с правом пользования водными источниками. 2 Также рассмотрим деятельность и роль Международного Комитета Красного Креста и других отделений международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца о защите водных ресурсов Известно, что нормы международного и внутригосударственного права в данных ситуациях защищают права и свободы человека и его собственность.

1 International Law Association, Report of the Fifty-seventh Conference held at Madrid (August 30th, 1976, to September 4th, 1976), 1987, p. 34.

2 Jacques Sironneau, “L’eau resource strategique”, in Geopolitique, №43, automne 1993; Christian Chesnot, La bataille de I’eau au Proche-Orient, Paris, L’Harmattan, 1993; Ali Ihsan Bagis (ed.), Water as an element of Cooperation and Development in the Middle East, Ayna Publications, Istanbul, 1994; Stefan Klotzli, “The Water and Soil Crisis in Central Asia-a Source of Future Conflict?”, Center for Security Studies and Conflict Research, ETH, Zurich, Mai 1994.

Менее всего защищены природные водные ресурсы. Но последствия, вытекающие из враждебных столкновений, распространяются и на водные источники. Вода является элементом, необходимым для удовлетворения первичных потребностей человека. В этой связи важное значение по защите прав гражданского населения на благоприятную окружающую среду и потребление водных ресурсов для жизни в случае вооруженного конфликта имеет строгое соблюдение норм I Протокола к Женевским Конвенциям 1949 года. Водные ресурсы невозможно выделить из экосистемы, так как они в обязательном порядке подлежат соответствующей защите, в том числе и косвенно.3

Г уманитарное право регулирует защиту гражданских объектов, включая те, которые необходимы для выживания гражданского населения. Статья 29 Конвенции о праве несудоходных видов использования международных водотоков, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1997, предусматривает, что международные водотоки и относящиеся к ним сооружения, установки, и другие объекты пользуются защитой, предоставляемой согласно принципам и нормам международного права, применимым в международных и немеждународных вооруженных конфликтах, и не используются в нарушении этих

4

принципов и норм.

Кроме того, в Первом протоколе к Женевским конвенциям 1949 года выделяются 4 основных положения о запрете, относящиеся к защите водных ресурсов:

- запрет на использование яда как средства войны;

- запрет на разрушение имущества врага;

- запрет на разрушение материалов, необходимых объявлять для жизни

гражданского населения;

- запрет нападения на учреждения, которые представляют опасность для водных объектов.

Эти четыре запрета, дополняющие положения о защите окружающей среды, достаточно четко сформулированы в документах, касающихся международных и немеждународных вооруженных конфликтов.

В соответствии с нормами международного гуманитарного права запрещается использование голода в качестве метода ведения военных действий, независимо от характера конфликта, а понятие объектов, необходимых для выживания гражданского населения, включает сооружения, обеспечивающие снабжение питьевой водой, ее запасы и ирригационные сооружения. Иммунитет этих объектов утрачивается, только если они используются исключительно для вооруженных действий или оказывают

непосредственную поддержку военным действиям. Даже в этом случае

противоборствующие стороны должны воздерживаться от любых действий, которые могут вызвать опасные последствия. Говоря об установках и сооружениях, содержащих опасные силы, гуманитарное право называет дамбы, плотины и атомные электростанции. Если они являются военными объектами, нападать на них запрещается, поскольку такие нападения могут привести к высвобождению опасных сил и, следовательно, вызвать

3 Декларация о запрете использования техники, влияющей на окружающую среду, в военных целях, принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1976г. Официальный сайт ООН // URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/hostenv.shtml(last asses date 09/09/2012 ).

Устав к Четвёртому Договору Ла Хайа 1907г., статья 35 (1) Первого Протокола 1977г.; Протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств, Женева,17 июня 1925 г.; URL:// http://www.icrc.org/web/rus/siterus0.nsf/html/protocol-gases-170625 (last asses date 09/09/2012 ); Договор об обычном оружии 1980 года с пятью протоколами. Официальный сайт ООН; URL// http://www.un.org/ru/documents/decl conv/conventions/pdf/conweapons.pdf (last asses date 09/09/2012 ); Договор о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении; заключен в Париже 13.01.1993 г. URL:// http://docs.kodeks.ru/document/1902161 (last asses date 09/09/2012 ).Гаагские конвенции 1907 г. Женевские конвенции 1949 г. и Дополнительные Протоколы к ним // Гуманитарное право // URL:// http://www.memo.ru/Prawo/hum/haag07-1.htm (last asses date 09/09/2012 ).

4 Конвенция о праве несудоходных видов использования международных водотоков (Нью-Йорк, 21 мая 1997 г.).

тяжкие последствия для гражданского населения (запрет распространяется также и на другие военные объекты, расположенные на этих установках и сооружениях или вблизи них). Иммунитет от нападения утрачивается, если тот или иной из перечисленных объектов используется для оказания регулярной, существенной и непосредственной поддержки военным действиям. Нормы международного гуманитарного права содержат запрет применения ядов и ядовитого оружия5 [11]. В Кодексе Либера (Code Lieber), принятом в 1863 г. и предназначенном для армии США, говорится о военной необходимости6 [13: 148-164]. Сам текст не содержит указания на воду или какой-нибудь водный ресурс, однако запрет явно распространяется на этот жизненно важный элемент. Более того запрет носит общий характер и не заканчивается только применением оружия 7 [23].

Стороны, принимающие участие в военных действиях, не вправе отравлять или приводить иным образом в негодное для потребления человеком состояние воду, жизненно необходимую для здоровья и выживания гражданского населения 8[3]. Запрет на отравление питьевой воды является обычной нормой международного гуманитарного права. Так, в статье 23(а) Приложения к IV Гаагской конвенции о законах и обычаях сухопутной войны говорится о том, что гражданские лица имеют право на достаточное снабжение водой при всех обстоятельствах. Отсюда прямо вытекает запрет на любые, независимо от их мотива действия, в результате которых гражданское население лишалось бы необходимых запасов воды. Данная норма была расширена с тем, чтобы гарантировать право человека на удовлетворение его жизненно необходимых потребностей. Это означает воду, необходимую для сохранения здоровья людей и их выживания.

В Статье 51 Берлинских правил определено следующее:

«1. Стороны, принимающие участие в боевых действиях, в военных целях или в качестве репрессалий не разрушают или не отводят воды, либо не разрушают водохозяйственные сооружения, если такие действия могут повлечь несоразмерный ущерб для гражданского населения.

2. Ни при каких условиях стороны, принимающие участие в военных действиях, не могут нападать, разрушать, уничтожать или приводить в негодность воды или водохозяйственные сооружения, жизненно необходимые для здоровья и выживания гражданского населения, если в результате таких действии гражданское население может остаться без достаточного количества воды, что может стать причиной смерти или вынужденного переселения».

Ни одна норма МГП не предусматривает абсолютного запрета на законные во всех других отношениях средства ведения военных действий исключительно по причине возможного побочного ущерба, наносимого гражданским лицам и объектам. Например, запруживание или отведение в сторону русла реки в целях обеспечения передвижения войск не могут автоматически считаться незаконными из-за возможного вреда, наносимого гражданским лицам. Критерием для запрета должен служить наносимый гражданскому населению ущерб, который является несоразмерным военному превосходству9 [11].

5 Дополнение к статьям 35 (3) и 55 Первого Протокола 1977 г // URL://

http://constitution.garant.ru/act/right/megdunar/2540378 (last asses date 09/09/2012 ).

6 Декларация о запрете использования техники, влияющей на окружающую среду, в военных целях, принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1976г. Официальный сайт ООН // URL:

http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/hostenv.shtml(last asses date 09/09/2012 ) .

7 Устав к Четвёртому Договору Ла Хайа 1907г., статья 35 (1) Первого Протокола 1977 г.

8 Протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и

бактериологических средств, Женева,17 июня1925г.; URL://

http://www.icrc.org/web/rus/siterus0.nsf/html/protocol-gases-170625 (last asses date 09/09/2012 ).

9 Договор об обычном оружии 1980 года с пятью протоколами. Официальный сайт ООН; URL//

http://www.un.org/ru/documents/decl conv/conventions/pdf/conweapons.pdf (last asses date 09/09/2012 ).

Вода может быть частью общественного владения или частного владения. Кодекс Либера в статье 23 (п.7) предусматривает, что «разрушение или конфискация имущества врагом не вменяется в необходимость войны, проведение конфискации или разрушение имущества». Статья 147 Конвенции о законах и обычаях сухопутной войны предусматривает, что «разрушение имущества и его захват не оправдывает необходимость военного вмешательства и незаконного применения насилия», что влечет за собой серьёзные нарушения норм и гуманитарного права, как военное преступление. Имеются и другие нормы, которые подтверждают это правило так же, как и запрет на конфискацию личного имущества и запрет на его ограбление10 [11,2]. Положения I Протокола 1977 г. не содержат запрета на разрушение жизненно необходимых населению элементов природной среды, одним из которых является вода, чему в последнее время уделяется особенно много внимания в международном праве. Что же касается конкретных действий, сопряженных с нанесением ущерба имуществу, то она упоминается во всех случаях и ситуациях (запрещается нападение или разрушение, а также порча имущества»). В данном конкретном случае мы указываем на загрязнение водохранилищ в результате химического или другого воздействия. Формальность была соблюдена в статье 14 II Протокола, в котором в качестве примера перечисляется имущество (предприятия питьевой воды и системы ирригации) [17: 673]. Неприкосновенность имущества нарушается только в том случае, если оно используется для снабжения вооружённых сил или для непосредственной поддержки военной деятельности. Даже на примере этой ситуации можно увидеть, что для воюющих сторон становится обязательным отказ от измора населения и лишения его питьевой воды [11]. Также запрещается превращать имущество в мишень для военных действий [11]. Достоин сожаления тот факт, что подобный запрет не содержится во Втором Протоколе, где идет речь о защите жертв немеждугосударственных вооружённых конфликтов.

Если бы в современных вооруженных конфликтах общий запрет международного права на применение ядов и соблюдался бы, то вода все равно может стать зараженной в результате военных действий, разрушающих водопроводные установки и сооружения. Действительно, разрушение или выведение из строя даже части системы водоснабжения может иногда парализовать всю систему в целом. Если ремонтные работы не производятся вовремя из-за продолжающихся военных действий либо по каким-то другим причинам, таким, например, как отсутствие запасных частей или некачественное обслуживание, то существует очевидная и весьма вероятная опасность заражения и нехватки воды, либо возникновения эпидемии11 [18: 31- 35] .

Ввиду опасности деяний, которые могут повлечь за собой причинение существенного вреда здоровью людей и их имуществу в результате нападения, оба Протокола 1977 г. запрещают такое нападение, даже если оно не связано с военными целями12 [11].

В этих Протоколах не содержатся сооружения, кроме трёх видов: барьеры, плотины и дамбы, атомные электростанции. Опыт, приобретённый в ходе военных конфликтов, объясняет, что разрушение именно этих сооружений представляют собой конечную цель боевых действий. Когда разработчики Первого Протокола обратили внимание на риск разрушения вышеуказанных объектов даже на значительном отдалении от места проведения боевых операций, то они в целях ещё большей защиты выдвинули новые условия, важнейшим из которых является следующее:

10 Договор о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении заключен в Париже 13.01.1993 г. URL:// http://docs.kodeks.ru/document/1902161 (last asses date 09/09/2012).

11 Гаагские конвенции 1907 г. Женевские конвенции 1949 г. и Дополнительные Протоколы к ним // Гуманитарное право // URL:// http://www.memo.ru/Prawo/hum/haag07-1.htm (last asses date 09/09/2012).

12 Exupery Antoine de Saint Terre des Hommes, Gallimard, Paris, reed et 1939, 1993. PP. 156-157.

«Не подчиняться даже военным целям, которые затрагивают указанные объекты и сооружения или находятся вблизи боевых сражений. Если какое-либо действие, например военное наступление, служит причиной освобождения опасной силы (...) и приводит к

13

гибели огромного количества мирных жителей» [11].

Неприкосновенность защиты некоторых категорий сооружений - барьеров, дамб, атомных электростанций, с одной стороны, и военные действия, которые связаны с этими сооружениями или идут недалеко от них, с другой стороны, о чём говорится в тексте Первого Протокола, нарушается в том случае, если используется одно из этих сооружений «для проведения военных действий регулярным и прямым образом». Нападения стали «единственным путём, способным прекратить эти укрепления» [11].

Из третьего параграфа этой статьи следует, что противоборствующим сторонам следует принять необходимые меры для защиты мирного населения. Такая защита гарантирована им международным правом. Постановления о принятии необходимых мер предосторожности для защиты гражданского имущества не опровергаются, но, исходя из анализа текста статьи, мы приходим к заключению, что второй пункт этого параграфа уже содержит аналогичную мысль. Запрещается подвергать эти сооружения нападению14 [11].

Нормы международного права ставят целью обеспечить хотя бы минимальные благоприятные условия для жизни тем людям, которым требуется защита. Первой жизненно важной потребностью человека является вода. Нельзя думать о спасении раненного или больного, не имея воды. Ее наличие необходимо для работы всех медицинских организаций и учреждений здравоохранения.

По официальным данным почти 1 млрд. человек не имеют элементарного доступа к надежному источнику водоснабжения, под которым мы понимаем источник, способный обеспечивать одного человека в день 20 литрами воды на расстоянии до 1000 метров.

ООН давно занимается решением проблем глобального кризиса, вызванного возрастающим спросом на мировые водные ресурсы для удовлетворения бытовых, коммерческих и сельскохозяйственных потребностей, а также потребностей в области базовой санитарии.

Причины недостатка воды заключаются в неэффективном использовании, ухудшении качества воды в результате загрязнения, чрезмерного использования запасов грунтовых вод. Необходимы меры по обеспечению более рационального использования ограниченных ресурсов пресной воды, причем первоочередное внимание следует уделять таким вопросам, как спрос и предложение, качество и количество. Как отмечается в документах ООН, будущее устойчивое развитие зависит, в том числе, от достаточных ресурсов пресной воды. Эти ресурсы нуждаются в неотложной защите в связи с перенаселением в отдельных государствах, загрязнением окружающей среды и растущими потребностями мирового сельскохозяйственного и промышленного производства15 [24].

13 The Lieber Code can be found in US War Department, The War of the Rebellion: A Compilation of the Official Records of the Union and Confederate Armies, (Washington, D.C.: Government Printing Office, 1899), Series III, Volume 3, pp 148-164.

14 International Law Association, Report of the Fifty-seventh Conference held at Madrid (August 30th, 1976, to September 4th, 1976), 1987, p. 34.

15 Jacques Sironneau, “L’eau resource strategique”, in Geopolitique, №43, automne 1993; Christian Chesnot, La bataille de I’eau au Proche-Orient, Paris, L’Harmattan, 1993; Ali Ihsan Bagis (ed.), Water as an element of Cooperation and Development in the Middle East, Ayna Publications, Istanbul, 1994; Stefan Klotzli, “The Water and Soil Crisis in Central Asia-a Source of Future Conflict?”, Center for Security Studies and Conflict Research, ETH, Zurich, Mai 1994. Klotzli, “The Water and Soil Crisis in Central Asia-a Source of Future Conflict?”, Center for Security Studies and Conflict Research, ETH, Zurich, Mai 1994.

Такая задача является важнейшим делом, даже если нет специальных предписаний в правилах ООН. И наоборот, необходимо упомянуть чёткие постановления в некоторых ситуациях, на которые указывают некоторые положения Женевских конвенций.

Статья 20 (2) Женевской конвенции об обращении к военнопленным гласит, что «для отделяющегося государства становится обязательным условием обеспечивать военнопленных необходимым количеством питьевой воды, еды, одежды и медицинской помощью». Все эти требования изложены в статье 46 (3) данной конвенции, а также в статье 127 (2) Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны.

В связи с вышесказанным возрастает роль Международного Комитета Красного Креста и других международных организаций и движений. Международный Комитет Красного Креста, руководствуясь нормами международного гуманитарного права, принимает активные меры ради блага человека и тем самым выполняет свою гуманитарную миссию. Целью любой его деятельности является защита природных ресурсов для граждан любого государства в случае вооруженных конфликтов. Если воюющие стороны соблюдают и защищают водохранилища, как это предписывает международное право, то Международный Комитет прилагает все усилия для выполнения своей миссии во время войны16 [20].

И наоборот, приведенные в результате военных операций в негодность водохранилище и другие гидротехнические сооружения требуют срочного возвращения и

17

поселения гражданского населения для их восстановления [21]. Некоторые современные конфликты или опасные ситуации обнаружили проблемы, причиняющие

вред водохранилищам, а также мешающие проведению профилактических работ. Эти

18

проблемы может решить Международный Комитет Красного Креста [4]. Так, например, в 1994 г. деятельность Международного Комитета Красного Креста в Боснии и Герцеговине помогла устранить недостаток воды и решить проблемы по обеспечению мирного населения питьевой водой. В ходе сотрудничества национальных сообществ и Международного Комитета Креста, а также других организаций были выполнены программы по очистке воды19 [22].

Как мы видим, нормы международного права обеспечивают минимальные благоприятные условия для жизни тем людям, которым требуется защита. Однако, существует много препятствии для применения этих международных актов. Это связано прежде всего с тем, что вода прямо не упоминается ни в одном из них. Она рассматривается как часть окружающей среды, таким образом, дан очень расплывчатый статус с точки зрения защиты. Вторая проблема состоит в том, что Протоколы 1977 года не были ратифицированы всеми государствами. Протокол I был ратифицирован 159 государствами, но единодушие не было достигнуто, сильные страны, такие как США, были против его ратификации. В-третьих, новые формы конфликтов (терроризм и внутренние конфликты) не подпадают под сферу действия международного гуманитарного права. В-четвертых, не существует эффективного международного авторитета применять эти законы. Создание постоянно действующего Международного уголовного суда (МУС) дает некоторую надежду. Однако и он не имеет поддержки США, которые могут значительно ослабить его эффективность.

16 Marian A.M. Academie du droit international ‘Recueil des course de l’raw fo swal eht. De la Haye, tome 92, 1957 (Par J. ed, Ikhtilaf, Tabari. (II),, Schacht, Leiden, 1933.

17 Aux Conventions de 1977 Commentaire des Protocoles aditionnels de CICR. Zimmermann. Swinarski et B. Ch, Sandoz.Y, 1949 Geneva de Martinus Nijhoff Publishers et, Geneva, 1986, par. 2101.

18 Zemalli Ameur, Dying for Water, in Forum. War and Water, Geneva, ICFJ5 1998.

19 Отчёт Комитета международного права о деятельности 46-й сессии, 1994 (10/49/А, с. 341).

Библиографический список

1. Конвенция о праве несудоходных видов использования международных водотоков. (Нью-Йорк, 21 мая 1997 г.).

2. Конвенция (IV) о законах и обычаях сухопутной войны и ее приложения: положения о законах и обычаях сухопутной войны. Гаага, 18 октября 1907 года.

3. Берлинские правила по водным ресурсам, принятые резолюцией № 2/2004 на

LXXI Конференции Ассоциации международного права, состоявшей в Берлине 16-21 августа 2004 // Берлин. - 16 - 21 августа 2004 г..; URL://

http ://hghltd .yandex. com/yandbtm?url=http%3A%

2Fberg. bendery.md%2Fwater_agree%2Fberlin_rules.pdf].

4. Устав Движения Красный Крест и Красный Полумесяц и статья 4 (1, п.3) Устава Международного Комитета Красного Креста. Manual du Mouvement Internatinal de la Croix-Rouge et du Croissant-Rouge, CICR et Federation Internatinal des Socie,1988.

5. Дополнение к статьям 35 (3) и 55 Первого Протокола 1977 г. // URL:// http:// constitution.garant.ru/act/right/megdunar/2540378 (last asses date 09/09/2012 ).

6. Декларация о запрете использования техники, влияющей на окружающую среду, в военных целях, принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1976 г. Официальный сайт ООН // URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/hostenv.shtml(last asses date 09/09/2012 ).

7. Устав к Четвёртому Договору Ла Хайа 1907 г., статья 35 (1) Первого Протокола 1977

г.

8. Протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств, Женева, 17 июня 1925 г.; URL:// http:// www.icrc.org/web/rus/siterus0.nsf/html/protocol-gases-170625 (last asses date 09/09/2012 )

9. Договор об обычном оружии 1980 года с пятью протоколами. Официальный сайт ООН; URL// http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/conweapons.pdf (last asses date 09/09/2012 ).

10. Договор о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении заключен в Париже 13.01.1993 г. URL:// http:// docs.kodeks.ru/document/1902161 (last asses date 09/09/2012 ).

11. Гаагские конвенции 1907 г. Женевские конвенции 1949 г. и Дополнительные Протоколы к ним // Гуманитарное право // URL:// http://www.memo.ru/Prawo/hum/haag07-1.htm (last asses date 09/09/2012 ).

12. Exupery Antoine de Saint Terre des Hommes, Gallimard, Paris, reed et 1939, 1993. PP. 156-157.

13. The Lieber Code can be found in US War Department, The War of the Rebellion: A Compilation of the Official Records of the Union and Confederate Armies, (Washington, D.C.: Government Printing Office, 1899), Series III, Volume 3, pp 148-164.

14. International Law Association, Report of the Fifty-seventh Conference held at Madrid (August 30th, 1976, to September 4th, 1976), 1987, p. 34.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Jacques Sironneau, “L’eau resource strategique”, in Geopolitique, №43, automne 1993; Christian Chesnot, La bataille de I’eau au Proche-Orient, Paris, L’Harmattan, 1993; Ali Ihsan Bagis (ed.), Water as an element of Cooperation and Development in the Middle East, Ayna Publications, Istanbul, 1994; Stefan Klotzli, “The Water and Soil Crisis in Central Asia-a Source of Future Conflict?”, Center for Security Studies and Conflict Research, ETH, Zurich, Mai 1994.

16. Marian A.M. Academie du droit international ‘Recueil des course de l’raw fo swal eht. De la Haye, tome 92, 1957 (Par J. ed, Ikhtilaf, Tabari. (II),, Schacht, Leiden, 1933.

17. Aux Conventions de 1977 Commentaire des Protocoles aditionnels de CICR. Zimmermann. Swinarski et B. Ch, Sandoz.Y, 1949 Geneva de Martinus Nijhoff Publishers et, Geneva, 1986, par. 2101.

18. Zemalli Ameur, Dying for Water, in Forum. War and Water, Geneva, ICFJ5 1998.

19. Отчёт Комитета международного права о деятельности 46-й сессии, 1994 (10/49/А, с. 341).

20. Полный отчёт о деятельности Международного Комитета Красного Креста за 1990 г //URL:// http://www.icrc.org/ (last asses date 09/10/2010 )

21. Отчёт о деятельности Международного комитета Красного Креста 1991 г. // URL:// http://www.icrc.org/ (last asses date 09/09/2012 )

22. Отчёт о деятельности Международного комитета Красного Креста за 1994 год (французский выпуск) // URL:// http://www.icrc.org/ (last asses date 09/09/2012 )

23. Гуманитарное право // URL:// http://www.memo.ru/Prawo/hum/haag07-1.htm (last asses date 09/09/2012 )

24. Официальный сайт ООН // URL:// http:// www.un.org (last asses date 09/09/2012 )

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.