Научная статья на тему 'ВО ВЛАСТИ СТРАХА ИЛИ TIMERE HUMANUM EST'

ВО ВЛАСТИ СТРАХА ИЛИ TIMERE HUMANUM EST Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
32
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАХИ / ПОДРОСТКИ / ИССЛЕДОВАНИЯ / ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / САМООЦЕНКА / FEARS / ADOLESCENTS / STUDY / PSYCHOSOCIAL ADJUSTMENT / SELF-ESTEEM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Негреба Н.А., Волкодав Т.В.

Данная статья посвящена изучению влияния страхов на самооценку и психосоциальную адаптацию на материале современного исследования ученых Иорданского университета науки и технологий (Иордания), в котором приняли участие 500 подростков в возрасте от 12 до 16 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Негреба Н.А., Волкодав Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POWER OF FEAR OR TIMERE HUMANUM EST

The article is devoted to the study of the influence of fears on teenagers’ self-esteem and psychosocial adjustments, based on the contemporary research of scholars at Jordan University of Science and Technology (Jordan), attended by 500 respondents (aged from 12 to 16 years old).

Текст научной работы на тему «ВО ВЛАСТИ СТРАХА ИЛИ TIMERE HUMANUM EST»

УДК 159.9.07

Негреба Н.А. студент

факультет педагогики, психологии и коммуникативистики

Волкодав Т.В., к.филол.н.

доцент

кафедра английской филологии и кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»

Россия, г. Краснодар ВО ВЛАСТИ СТРАХА ИЛИ TIMERE HUMANUM EST

Аннотация: данная статья посвящена изучению влияния страхов на самооценку и психосоциальную адаптацию на материале современного исследования ученых Иорданского университета науки и технологий (Иордания), в котором приняли участие 500 подростков в возрасте от 12 до 16 лет.

Ключевые слова: страхи, подростки, исследования, психосоциальная адаптация, самооценка.

Negreba N.A.

student at the Faculty of Pedagogy, Psychology and Communicative

Studies

Kuban State University Russia, Krasnodar

Volkodav T. V.

Ph.D., associate professor in the Department of English Philology and

the Department of Pedagogy and Psychology

Kuban State University Russia, Krasnodar THE POWER OF FEAR OR TIMERE HUMANUM EST

Abstract: the article is devoted to the study of the influence of fears on teenagers' self-esteem and psychosocial adjustments, based on the contemporary research of scholars at Jordan University of Science and Technology (Jordan), attended by 500 respondents (agedfrom 12 to 16 years old).

Key words: fears, adolescents, study, psychosocial adjustment, self-esteem.

Рост ребенка, особенно в период между поздним детством и ранним подростковым возрастом, характеризуется многими физиологическими, психологическими и эмоциональными изменениями, которые, в свою очередь, оказывают непосредственное влияние на социальное развитие личности. Отклонение от нормальной скорости психического или физического роста приводит к тому, что у ребенка появляется чувство одиночества и беспокойства [2]. Страх возникает в действиях и поведении, влияет на жизненные проблемы, которые не только дают такие преимущества, как мобилизация психических и физических сил, но могут вызывать такие реакции как депрессия, апатия или, наоборот, возбуждение, паника или

гиперактивность [7].

Привычки, ценности и традиции общества могут быть одним из самых значимых факторов, вызывающих эмоции у детей [5]. Окружение, в котором находится ребенок, помогает ему проявить себя, делает сильным, бесстрашным и уравновешенным, или, наоборот, негативно влияет на его развитие [3, с. 458]. Возникновение страхов у ребенка неизбежно приводит к дезадаптации, которая является основной причиной неудач индивида в обществе, в результате отсутствия понимания самого себя и неспособности удовлетворить свои потребности [6, с. 687-695]. Также существует предположение о том, что воздействие сильного психологического стресса влияет на уровень стрессоустойчивости, связанный с дальнейшими трудностями в преодолении стресса [8].

В 2018 году ученые Иорданского университета науки и технологий провели исследование с целью рассмотрения страхов и их связи с психологической и социальной адаптацией и самооценкой подростков, а также с целью выявления различий в интенсивности страха у мальчиков и девочек [1, с. 13-20]. В исследовании участвовали 500 подростков (250 девочек и 250 мальчиков) в возрасте от 12 до 16 лет из школ района Ирбид Иорданского Хашимитского Королевства.

Следует отметить, что страх считается приобретенным вследствие негативного влияния семейной обстановки, которая может характеризоваться низким социальным статусом и культурным уровнем семьи, поэтому в исследовании приняли участие школы различных социально-культурных районов как сельской, так и городской местности (Табл. 1).

Таблица 1. Исследуемые районы

Местность Размер выборки %

Городская 339 67.6

Сельская 162 32.4

Итого 500 100

Исследование проводилось в несколько этапов. В первую очередь изучались такие социально-демографические характеристики участников, как уровень образования, название школы и района обучения, порядок рождения ребенка в семье, род занятий и уровень образования отцов и матерей, количество членов семьи и их общий ежемесячный доход.

Следующим этапом было определение уровня страха у участников исследования (Табл. 2).

Таблица 2. Интенсивность страха

Уровень Размер выборки %

Незначительный 100 20.0

Ниже среднего 245 49.0

Средний 122 24.4

Выше среднего 31 6.2

Сильный 2 0.4

Итого 500 100

Статистический анализ интенсивности подростковых страхов показал, что почти у половины исследуемой выборки (49%) был выявлен уровень страха, отмеченный как ниже среднего, в то время как участники исследования с незначительным уровнем страха составили 20% выборки, и у 24,4% была диагностирована средняя интенсивность страхов. Более того, учащиеся с уровнем страха выше среднего составили 6,2%, подростки с сильной степенью страха — 0,4% от общей выборки [1, с. 13-20].

Среди участников исследования был проведен независимый тест, результаты которого показали статистически значимую разницу между уровнем страха у респондентов. Иными словами, участники тестирования продемонстрировали количественные и качественные различия в интенсивности страхов. Высокий уровень страха у девочек объясняется их физиологическими особенностями, а также является следствием имеющегося социально-культурного уклада в данном обществе [1, с. 13-20].

Анализ психосоциальной адаптации (Табл. 3) показал, что у 51% исследуемой выборки были диагностированы результаты, соответствующие норме, в то время как дезадаптация была выявлена у 22,2%, а средний и высокий уровень адаптации составили 23,6% и 3,2% соответственно.

Таблица 3. Психосоциальная адаптация

Уровень Размер выборки %

Дезадаптация 111 22.2

Низкий 255 51.0

Средний 118 23.6

Высокий 16 3.2

Итого 500 100

Из анализа данных, полученных из опросника по самооценке (Табл.4), можно заметить, что у 57% подростков была выявлена низкая самооценка, у 24,2% - средняя. Кроме того, заниженная и высокая самооценка была диагностирована только у 12,2% и 6,6% респондентов соответственно.

Таблица 4. Анализ самооценки

Уровень самооценки Размер выборки %

Заниженный 61 12.2

Низкий 285 57.0

Средний 121 24.2

Высокий 33 6.6

Итого 500 100

При анализе корреляции, коэффициент которой составил 0.116, было выявлено наличие статистически значимой взаимосвязи между самооценкой подростков и их психосоциальной адаптацией (Табл. 5).

Таблица 5. Анализ корреляции

Психосоциальная адаптация Самооценка

Психосоциальная адаптация 1 0.116**

Самооценка 0.116** 1

На заключительном этапе исследования была выявлена существенная связь между страхом и уровнем психосоциальной адаптации подростков. В свою очередь, между подростковыми страхами и уровнем самооценки было выявлено наличие отрицательной корреляции. При этом результаты исследования выявили наличие корреляции между психосоциальной адаптацией, самооценкой и социокультурными факторами. Так, например, выявлена положительная значимая связь между районом проживания (городская/сельская местность), материальным положением семьи, уровнем образования и работой родителей. Дети с низким социально -экономическим статусом имели заниженную самооценку и низкую психосоциальную адаптацию [4, с. 7-20].

Таким образом, результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что существует значительная связь между страхами у подростков в возрасте от 12 до 16 лет и уровнем их самооценки и психосоциальной адаптацией. Эти две составляющие положительно коррелируют и в значительной степени зависят от социально-экономических и социокультурных факторов, влияющих на развитие подростков. Следует обратить внимание и на то, что в результате данного исследования была обнаружена статистически значимая разница между страхами мальчиков и девочек: интенсивность страха у девочек выше, чем у мальчиков.

В связи с этим можно сделать вывод о том, что психологическое благополучие подростков напрямую зависит от наличия или отсутствия у них страхов, которые могут возникнуть из-за негативного влияния окружающей обстановки.

Использованные источники:

1. Mohammad Abdul Karim Mansour Al Zu'bi, Ghadeer Ahmad Falah Shawabka. Effect of Fears on Psychosocial Adjustments and Self Esteem of Children Aged (1216) Years // The Journal of Middle East and North Africa Sciences. — 2018. — №4 (4). — C. 13-20. http://www.jomenas.org

2. Bjorklund D. F., Pellegrini A. D. The origins of human nature: Evolutionary developmental psychology. American Psychological Association. — 2002.

3. Harris J. R. Where is the child's environment? A group socialization theory of development. Psychological Review. — 1995. — №102 (3). — C. 458.

4. Lahav H. Dropping out of school: The debate about the numbers and about who pays the price. Minituk le Shiluv (From Detachment to Inclusion). — 2004. — №12. — C. 7-20.

5. Hummon D. M. Community attachment. Springer US. — 1992.

6. Witt Whitney P., Anne W. Riley, Mary Jo Coiro. Childhood functional status, family stressors, and psychosocial adjustment among school-aged children with disabilities in the United States. Archives of pediatrics & adolescent medicine. — 2003. — №157 (7). — C. 687-695.

7. Kramarenko A.S., Volkodav T.V. Gifted children and their fears // https://elibrary.ru/item.asp?id=29161510

8. Popova D.A., Dunaeva V.A., Volkodav T.V. Extreme situations: life in the shackles of stress. Available at https://forum-nauka.ru/domains_data/ files/33/Popova_D_A.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.