Педагогика
УДК 37.032
Внутрисемейные отношения как фактор воспитания ребенка
Аннотация
В данной статье представлено исследование внутрисемейных отношений на основе таких методик, как «Рисунок семьи», «Три дерева» и «Распределение детей по статусным категориям». Авторами были проанализированы полученные результаты. В работе изучено влияние отношений внутри семьи на личность подрастающего ребенка, представлены рекомендации по адаптации человека к будущему.
I Ключевые слова: отношения, семья, ребенок, воспитание, становление личности, дети, родители, система отношений, современный мир, XXI век, цель семейных взаимоотношений, ответственность, любовь.
M.M. Avramenko, I.P. Klemantovich
Relationships within the family as a factor in a child's upbringing
Abstract
This article makes you think people, especially the young generation, that to be parents, first you need to learn this. The author writes about how relationships within the family affect the growing personality of the child and considers it this way so that people could see a new task in his life. The author writes from a modern perspective of how to adapt man to the future, what we need to teach parents and how to help the person. This article describes a study of family relations on the basis of such techniques as: «drawing the family» and «Three trees» and methods «the Distribution of children by status categories», where the results were obtained and analyzed.
I Keywords: children, family, parenting, relationships, love, child, parents, responsibility, the personality, the system of relations, the modern world, the twenty-first century, the goal of family relationships.
Вы когда-нибудь задумывались об отношениях внутри семьи? А именно - каким образом они влияют на становление личности ребенка?
Итак, внутрисемейные отношения представляют собой отношения детей и родителей, которые оказывают на ребенка воспитательный эффект и удовлетворяют его потребность в общении. Внутрисемейные отношения являются важнейшим элементом воспитания, потому как выступают в качестве связи и отношений, возникающих между ее членами.
Личность ребенка необходимо рассматривать совместно с системой его отношений с окружающими его людьми, потому как именно в этой системе происходит формирование и развитие его личности. Как утверждал В.Н. Мясищев: система отношений формируется в ходе всей истории развития человека, и в том числе в процессе общения [3, с. 8].
Давайте подумаем какое влияние на ребенка оказывают внутрисемейные отношения? Безусловно -
44 Интерактивная наука | 1 • 2016
самое что ни на есть главное, основное, особенное, важнейшее. В психическом развитии ребенка ведущую роль берет на себя общение ребенка со взрослыми. Таким образом, семья, семейные взаимоотношения занимают первое место в системе межличностных отношений ребенка, а также сильно влияют на процесс формирования отношений ребенка с окружающими, на особенности его поведения.
А теперь давайте возьмем семью XXI века. В современном мире перед молодыми людьми, которые только собираются создавать семью, стоит множество различных задач, таких как: как подготовить себя к замужеству, женитьбе, как вести себя в семье, построить гармоничные, доверительные отношения в семейном гнездышке, как стать хорошей матерью или отцом, а самое главное - как воспитать ребенка? Как сделать так, чтобы ребенок вырос психически здоровым, чтобы он состоялся как человек, как полноценная здоровая личность? Чтобы имел свои желания, цели, мечты, знал к чему и как нужно
Pedagogy
стремиться. И, что немаловажно: папа и мама для ребенка являют собой пример, по которому он будет как бы проецировать отношения в свою семью. Как ни крути, для ребенка идеальной семьей является та, в которой он воспитывался любимыми родителями. А это, в свою очередь, означает что в будущих внутрисемейных отношениях этого ребенка будет копироваться тот образец, которым являлись для него папа и мама как идеальная семейный образец, семейная идиллия.
В 2015 году на базе школы №1986 в г. Москве было проведено исследование на выявление того, как влияют внутрисемейные отношения на ребенка. И вот какие данные мы получили:
1. Методика «Рисунок семьи» [5] на выявление особенностей внутрисемейных отношений. Данная методика позволила судить о степени эмоционального самочувствия ребёнка в системе семейных отношений. Результаты показали, что 66% детей испытывают отрицательное эмоциональное самочувствие, и 33% имеют положительное эмоциональное самочувствие внутри семьи.
У тех детей, в семье которых прослеживаются негативные отношения, в рисунках находят своё отражение в графическом качестве изображения. В 20% случаев наблюдается сильная деформация фигур, при некотором расстоянии между членами семьи. Но, несмотря на близкое расположение членов семьи и аккуратности исполнения, напряженность в отношениях между родителями и детьми характерна для 40% детей, при наличии больших размеров и сильной деформации фигур. Различие в половой принадлежности детей, показывает тенденцию к влиянию авторитета родителя на личность ребёнка. У 20% мальчиков - авторитетным лицом в семьи является мать. У 20% девочек авторитетным лицом является отец.
2. Методика «Три дерева» [5] показала, что у 33% детей положительные отношения с обоими родителями. С матерью 20% детей ощущают дискомфорт во взаимоотношениях. Разрозненные отношения между отцом и ребёнком наблюдается у 26%. Авторитетным лицом для ребёнка в 33% случаях является отец и в 46% мать.
3. Распределение детей по статусным категориям [5]. Данный метод позволил нам, определить статусное положение каждого ребёнка в группе. В следствие чего, общая картина, показывающая статусное положение каждого ребёнка, свидетельствовала о том, что 26% детей имеют высокий статус, низкий статус имеют 20%. Однако большая часть детей, что составляет 53%, принадлежит к среднему социальному статусу. Принадлежность детей к той или иной статусной категории и наличие определённого статуса, позволяет сделать вывод о присущей данной группе системы взаимоотношений. Преобладание дружеской атмосферы в группе, предполагает, что детей объединяют прочные межличностные связи. Дети организовываются в игровые объединения
самостоятельно, без видимого руководства со стороны воспитателя. Формированию такого климата в группе, способствует демократический стиль взаимодействия воспитателя с детьми.
Таким образом, результаты исследования показали, что в детском возрасте на формирование статуса ребенка в группе сверстников оказывают очень большое влияние особенности внутрисемейных отношений. Так, можем сделать вывод о том, что проблема семейных взаимоотношений приобретает все большую актуальность.
Таким образом мы видим, что особенно перед современными семьями, которые не имеют детей, а также перед подрастающим поколением, которое только готовится к созданию семьи, данный вопрос стоит очень и очень остро. Потому как никто нам об этом не рассказывает. Об этом вообще мало говорят и просвещают. Лишь в очень редких случаях можно встретить девушку или мужчину, которые готовы духовно, готовы физически создать семью. Но, чаще всего, молодые пары, вступив в брачные отношения, не ведают что творят. А ведь это так важно! Важно обращать внимание людей на такие темы, потому как именно от молодых девушек и юношей зависит каково будущее России, будущее человечества. Каким оно будет? Каким оно будет, если мы опустим руки и продолжим вести себя как ни в чем ни бывало и думать о том, что все случится само, надеясь на случай? А что если взять себя в руки и сделать так, чтобы ваше будущее и будущее ваших детей стало главной целью семейных взаимоотношений?
Существует ряд отечественных и зарубежных авторов XXI века, которые пишут об этой проблеме. Такие как О. Валяева, А. Некрасов, С. Лазарев, Д. Грей, О. Торсунов, Р. Нарушевич, О. Гадецкий, М. Таргакова, В. Рузов, В. Тунеев, С. Кови, Х. Аделин и др. Перечисленные авторы рассматривают различные темы с современной точки зрения, с точки зрения реалий нашего времени: воспитание детей, женская и мужская природа, личностный и духовный рост, как вести себя с особыми детьми, семейные взаимоотношения, как подготовить себя к замужеству, женитьбе и др. В материалах авторов ведется анализ возможных ролей мужчины и женщины в современной жизни, показывая состоятельность одних моделей и губительность других. Таким образом, авторы призывают изменить свое восприятие мира, доказывая позитивность такого подхода на собственном примере и примерах своих клиентов.
Взяв на себя ответственность за свою жизнь, мы сумеем найти и сохранить любовь и семью. Ведь в школе нас этому не учат, но эти знания пригодятся каждому из нас. О том, что мешает быть счастливыми в семейной жизни и как это можно изменить.
Ведь XXI век - век успешных людей! А успешный человек - это тот, который имеет Семью.
Interactive science | 1 • 2016
45
Педагогика
Литература
1. Авреченко Л.К. Сущность и содержание межличностных отношений / Л.К. Авреченко // Социально-психологические факторы перестройки. - М., 2006. - С. 137-155.
2. Лисина М.И. Развитие общения со сверстниками / М.И. Лисина // Дошкольное воспитание. - СПб.: Питер, 2009. - 203 с.
3. Мясищев В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев. - М.: МПСИ, 2005. - 158 с.
4. Романова Е.С. Графические методы в психологической диагностике / Е.С. Романова, О.Ф. Потемкина. - М.: Дидакт, 1991. - 164 с.
5. Ваш психолог [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vashpsixolog.ru/index.php
6. Усова А.В. Внутрисемейные отношения и их роль в развитии социального поведения ребенка / А.В. Усова. -М., 1996
УДК 373.57
Социальное партнерство в развитии личностно-профессионального самоопределения сельских школьников
Аннотация
В данной статье авторы рассматривают возможности социального партнерства сельской школы и сельскохозяйственных предприятий, фермерских хозяйств, центра занятости в развитии личностно-профессионального самоопределения сельских школьников. В работе также представлены организационно-педагогические мероприятия в реализации социальных проб.
I Ключевые слова: социальное партнерство, социальные пробы, сельский школьник, личностно-профессиональное самоопределение.
M.V. Badashkeev
Social partnership in development personal and professional rural school students
Abstract
In this article we consider the possibilities of social partnership of rural school and the agricultural enterprises, farms, job center in development personal and professional self-determination of rural school students, and also organizational and pedagogical actions are presented to realization of social tests.
J Keywords: social partnership, social tests, rural school student, personal and professional self-determination.
В современных условиях Российского образование рынка труда, более нацеленные запросы всецело направленно на удовлетворение потребностей работодателей, является основным элементом
46 Интерактивная наука | 1 • 2016