Использование компьютерных технологий в группах с детьми, имеющими ЗПР, показывают преимущества:
• в сенсорном развитии (дети подражают услышанным звукам, учатся сопоставлять картинки словам);
• в развитии психических процессов (быстрее и лучше запоминают информацию, активизируются различные каналы восприятия);
• в образовательной сфере (легко и ненавязчиво знакомятся с общественными явлениями, разнообразием животного и растительного мира, профессиями и т. д.).
Необходимо помнить, что согласно гигиеническим требованиям к организации работы детей и подростков с компьютером детям 3-7 лет можно проводить за компьютером не более 10-15 минут в день (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 26 марта 2003 г. № 24 «О введении в действие санитарно-
эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.1249-03»).
Таким образом, компьютерные программы, предназначенные для коррекционного обучения детей, в первую очередь учитывают закономерности и особенности их развития, а также опираются на современные методики преодоления и предупреждения отклонений в развитии. На современном этапе развития теории и практики специальной психологии и коррекционной педагогики бесспорна необходимость подготовки специалистов, компетентных в области применения компьютерноопосредованных технологий изучения и обучения детей с различными нарушениями в развитии.
И.Ш. Шавалиева
кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии
Р.М. Султанова кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии
Г.А. Гаязова кандидат медицинских наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы
Внутрисемейные отношения дошкольников с речевыми нарушениями и их родителями
Появление в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья всегда связано с эмоциональными переживаниями родителей и близких родственников. Поэтому помощь такой семье, по мнению В.В. Ткачевой, прежде всего, будет заключаться в получении родителями объективной информации об особенностях их ребенка. Такого рода информацию лучше всего получать у дефектологов, специалистов, регулярно наблюдающих за ребенком. Период первичного обращения родителей к дефектологам чаще всего относится к старшему дошкольному возрасту, который является рубежом между дошкольным детством и началом обучения. Требования родителей к детям в это время резко по-
324
вышаются, что не всегда соответствует адекватной оценке способностей и возможностей ребенка.
Непонимание одним или обоими родителями объективного статуса психического развития их ребенка или неприятие решения дефектологов в этом направлении нередко приводят к возникновению конфликтных ситуаций, что ведет к необходимости всесторонней консультации с целью получения объективной оценки как возможностей ребенка, так и собственных воспитательных позиций.
В контексте этой проблемы было проведено экспериментальное исследование в дошкольном учреждении г. Уфы. У родителей изучались: позиция их в отношении обучения и воспитания ребенка с нарушением речи, стиль общения с матерью, психологические портреты родителей, тип семейного воспитания, характер взаимодействия родителей со своим ребенком. У детей изучались: коммуникативные умения, эмоциональное отношение к близким людям.
Как показал анализ позиций родителей в отношении обучения и воспитания ребенка с нарушением речи, к «активной» были отнесены 30 % родителей. Эти родители интересовались информацией о воспитании ребенка, первыми пришли на консультацию, письменно фиксировали информацию, задавали вопросы. Позиция «пассивная» оказалась характерна для 60 % родителей, которые пассивно воспринимали информацию о своем ребенке, но были несколько подавлены. Такие родители выполняли требования специалиста, но повторно за консультацией не обращались. «Отрицающая» позиция была выявлена у 10 % родителей. Они не принимали участие в коррекционной работе, считая, что вся ответственность за обучение и воспитание ребенка лежит на воспитателях и логопедах детского сада.
Были выявлены психологические портреты родителей.
К «невротическому» типу семейного воспитания были отнесены 40 % семей. У них пассивная личностная позиция в отношении перспектив дальнейшего развития ребенка. Нарушения в развитии ребенка воспринимаются ими как непреодолимые. Родители удовлетворяются тем, что ребенок самостоятельно обучается что-то делать, и считают, что большего от него ждать нечего. В их взаимоотношениях с ребенком отсутствует требовательность. Эти родители во всем идут на уступки ребенку. Межличностные связи «родители - ребенок» носят симбиотический характер. Родители демонстрируют истерические, тревожно-мнительные и депрессивные черты, отказ от решения трудных жизненных ситуаций, сохраняется постоянный тревожный фон настроения.
К «авторитарному» типу относятся 40 % семей, у них активная позиция, стремление преодолевать проблемы, возникающие у ребенка. Родители преследуют цель оздоровления, лечения и социальной адаптации своего ребенка, но такие семьи часто гиперопекают своих детей. У них формируется неправильное понимание возможного пути развития ребенка. Стремление всегда ориентироваться на свои личные жизненные установки (вопреки мнению значимых лиц) не позволяет им увидеть перспективы развития ребенка.
325
К «психосоматическому» типу относятся 20 % семей. Им свойственны более частые смены полярных настроений (то радость, то депрессия, вызванная незначительным поводом). У некоторых из них в большей степени проявляются тенденции к доминированию, как и у авторитарных родителей, но отсутствует аффективная форма реагирования на проблему стресса, как у первых и вторых. Свойственно пожалеть ребенка, выполнить за него то, что он не может еще сам, они склонны гиперопекать своих детей.
Исследователи указывают на особую роль матери в формировании коммуникативной функции речи ребенка. В связи с чем нами были изучены стили общения матери и ребенка (использованы материалы исследования А.И. Ивановой «Влияние стиля общения с матерью на формирование речи ребенка»).
Первый стиль - «оптимальный», мать с удовольствием общается с ребенком, внимательно выслушивает все, что он говорит, активно включается в разговор и всем своим поведением выражает уважение к ребенку. В таких парах часто идет разговор «глазами»: ребенок, рассказывая, смотрит матери в глаза и воспринимает ее невербальную ответную реакцию. Такой ребенок, как правило, умеет поддержать разговор не только с матерью, но и с другими взрослыми. Этот благоприятный тип - 20 % матерей.
Второй стиль - «негативный», мать не любит когда ребенок что-то увлеченно рассказывает и чаще всего выслушивает его молча. Его эмоции кажутся ей неуместными, она постоянно останавливает его рассказ словами «Успокойся!», «Помолчи, потом расскажешь!» и другими аналогичными замечаниями. Ребенок, стараясь привлечь материнское внимание, начинает форсировать тон повествования, сопровождает его чрезмерной мимикой и жестикуляцией, но это только стимулирует негативную реакцию матери, позволяя ей рационализировать свое неприятие ребенка: он на самом деле становится гиперактивным. Этот стиль общения, где «мать молчит, ребенок говорит» выявлен у 40 % матерей.
Третий стиль - «неадекватный», где ребенок привык, что с ним не разговаривают и уже не пытается вступить в контакт с матерью. На улице в таких парах мать, как правило, смотрит в одну сторону, ребенок в другую; они никак не общаются друг с другом. У обоих замкнутое выражение лица. Этот стиль, где «оба молчат», выявлен у 40 % матерей.
Четвертый стиль - «агрессивный», где мать часто проявляет отрицательные эмоции по отношению к ребенку: кричит, ругает, дергается, иногда бьет. Стиль взаимоотношений, где мать ребенка агрессивна, не выявлен.
Для изучения коммуникативных умений дошкольников проводились наблюдения за их свободным общением. В процессе наблюдения обращалось внимание на характер общения, инициативность, умение вступать в диалог, поддерживать и вести его, слушать собеседника, понимать, ясно выражать свои мысли.
Низкий уровень речевой коммуникации демонстрируют 60 % детей. Ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педаго-
326
гом, невнимателен, редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание. У 40 % детей - средний уровень речевой коммуникации, ребенок слушает и понимает речь, участвует в общении, чаще по инициативе других. Умение пользоваться формами речевого этикета неустойчивое.
Для изучения внутрисемейных отношений использовались следующие диагностические методики: тест семейных отношений
(Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий), семейная социограмма «Моя семья до и после рождения ребенка», тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин), детский тест тревожности (Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен), цветовой тест отношений.
Цветовой тест для детей показал, что в исследуемых семьях преобладают доброжелательные отношения - «сотрудничество». Анализ используемых цветов и расположения членов семей дал положительную оценку отношениям ребенка и родителей.
Процесс обучения и воспитания в этих семьях нарушается преимущественно по типу гиперпротекции в сочетании с недостатками требований и запретов. Этому способствуют следующие причины:
• воспитательная неуверенность родителей - 70 %;
• страх за здоровье ребенка - 40 %;
• повышенный уровень тревожности - 70 %;
• эмоционально-отрицательное отношение к понятию «материнство» (20 % матерей) или к понятию «отцовство» (30 % отцов);
• неустойчивость воспитательной тактики в семье (30 % семей).
Нарушение процесса воспитания и эмоционального контакта родителей с ребенком отражаются на его эмоциональном самочувствии и отношении к близким людям. У детей наблюдается отрицательное отношение к себе - 20 %, нейтральное отношение к матери - 20 %, отрицательное отношение к отцу - 30 % дошкольников.
Наибольшую тревогу вызывает искажение позиции отца, которое проявляется в эмоциональном отвержении и отрицательном отношении детей к отцу. Дети обозначают отца преимущественно серым, черным или коричневым цветами. Расшифровка эмоционального значения данных цветов характеризует отца в представлении детей как пассивного, не самостоятельного, замкнутого. Ассоциация отца серым цветом у ребенка в 20 % семей свидетельствует о невротизации семьи. Выявление нарушения эмоционального контакта с отцом говорят об отгороженности ребенка от него, что чаще всего вызвано самоустранением отца от процесса воспитания и малоактивной ролью в семье.
Эмоциональные трудности проявляются и в отношении ребенка к самому себе. Неприятие самих себя наблюдается у 20 % детей и проявляется в снижении самооценки, тревожности, чувстве неполноценности и неуверенности.
В ходе исследования дети демонстрировали дефицит эмоционально-положительного опыта, повышенную впечатлительность, эмоциональную возбудимость и неадекватные формы психологической защиты в стрессовых ситуациях.
327
В результате проведенного нами психологического изучения семей, воспитывающих детей с речевыми нарушениями, были обобщены основные характерологические черты родителей. Вызывали беспокойство симптомы, связанные с плохим развитием речи у ребенка с задержкой психофизического развития, с непослушанием. Родители не владели информацией о возрастных особенностях развития и потребностях детей, не могли адекватно оценить свои воспитательские возможности. Вышесказанное свидетельствует о необходимости внедрения системы сотрудничества учителя-логопеда с родителями детей дошкольного возраста.
Е.Б. Ширяева
учитель трудового обучения, Специальной (коррекционной) школы VII-VIII видов № 2 г.о. Электрогорск Московской области
Использование инновационной технологии вермикультивирования
на уроках труда в школе VIII вида
В рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» предусмотрен ряд направлений, среди которых названы характеристики школы будущего: «Новая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Будут учитываться возрастные особенности школьников, по-разному организовано обучение на начальной, основной и старшей ступени».
На современном этапе Россия встала на путь внедрения инновационных технологий во всех сферах общественной жизни. Происходят изменения как в духовной, так и экономической жизни. Меняется сама структура общества, которое предъявляет высокие требования к современной молодежи как в плане образования, так и в плане жизненных интересов.
В нашей коррекционной школе главным предметом обучения является труд, поэтому важно не только искать новые методы в преподавании предмета труда, но и узнавать о новых профессиях, в которых реализуют свои возможности учащиеся с ограниченными возможностями здоровья. Необходимо так выстроить процесс обучения, чтобы он носил воспитывающий характер и создавал принципиально нового человека труда.
Трудовая деятельность - это та форма проявления жизненной активности человека, которая оказывает решающее влияние на его развитие. Труд играет большую роль в судьбе умственно отсталых школьников. Трудовая деятельность служит эффективным средством коррекции умственных, физических и личностных нарушений учащихся, а также средством адаптации к самостоятельной жизни по окончании школы. В процессе трудовой деятельности формируются и развиваются личностные качества школьников-олигофренов: целенаправленность,
328