ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ДЕБЮТ
Л О. Багаутдипов
ВНУТРИНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ МЕЖДУ А 3. ВАЛИДИИМ. Г. КУРБАНГАЛЕЕВЫМ
Челябинские башкиры во главе сМ.Г. Курбангалеевым положительно отнеслись к приходу к власти адмирала Колчака. После перехода Башкирского правительства на строну советской власти М. Г. Курбангалеев окончательно порвал с А. 3. Валиди и стал одним из руководителей белого башкирского движения
Ключевые слова: белое башкирское движение, национально - освободительная борьба, советская власть, Февральская революция, территориальная автономия, курултай, Временное Сибирское правительство, самоуправление.
В многонациональной Российской империи нерусские национальности в начале XX в. составляли большинство населения (57 %), и национальной вопрос стоял довольно остро. Это обусловило усиление национально-освободительной борьбы народов России в связи с бурными политическими и социальными конфликтами, вылившимися в революции. Победа Февральской революции, в результате которой было свергнуто царское самодержавие, дала ощутимый толчок к оживлению в России национально-освободительных движений нерусских народов, в том числе и башкир.
Башкирский народ положительно воспринял Февральскую революцию 1917 г. 58 делегатов из башкир участвовали в работе Московского всероссийского мусульманского съезда, состоявшегося 1-8 мая в г. Москве, и единогласно поддержал постановление этого форума о федеративном устройстве демократической России, Воодушевленные решениями Московского съезда башкирские делегаты организовали самостоятельное движение за создание территориальной автономии. Центральный башкирский национальный Совет, организованный на I Башкирском съезде 25 июля 1917 г. в Оренбурге, приложил немало сил для достижения этой цели1.
Башкирское национальное движение происходило в сложнейшей обстановке: в условиях пролетарской революции и установления советской власти, Гражданской войны. Во время Гражданской войны башкирскому национальному движению пришлось вести вооруженную борьбу, защищая не только свою автономию, но и глобальные интересы двух противоборствующих сил — красных и белых.
Не все благополучно обстояло и в самом башкирском движении. В его рядах существовало довольно серьёзное противоречие между лидером и главным идеологом Ахмед-Заки Валиди и группой сторонников Мухаммед-Габдулхая Курбан-галеева2, выступавших с явно правоцентристских позиций.
Цель данной статьи - определить сущность противостояния А. 3. Валиди и М. Е Курбангалеева, а также показать роль башкир Челябинского уезда при Решении вопроса об автономии.
Деятельность М. Г. Курбангалеева и его сторонников слабо отражена в исторической литературе. Данная статья написана, прежде всего, на основе архивных
документов и материалов периодических изданий.
Ярым противником А. 3. Валиди, руководителя башкирского движения, был известный религиозный деятель, участник башкирского движения М. Г. Курбангалеев, который выступал против идеи создания Башкирской автономии как федеративной части демократической России.
Курбангалеев Мухаммед-Габдулхай Габидуллович родился в 1889 г. в д. Мин-дяк Челябинского уезда Оренбургской губернии в семье известного башкирского ишана Габидуллы Курбангалеева. Имел духовное образование. В годы Гражданской войны выступал на стороне белого движения, был ярым противником социалистических идей, враждебно встретил приход к власти большевиков.
Многие аргаяшские башкиры, придерживаясь доводов М. Г. Курбангалеева, считали, что выделение башкирского населения в автономную часть Российской республики нецелесообразно3. При этом они ссылались на дисперсную расселен-ность зауральских башкир, не имевших, по их мнению, территориальной целостности, считали, что после провозглашения автономии Башкортостана им пришлось бы жить в отрыве от центра автономного государства4.
Что касается национального устройства башкир, то оно мыслилось М. Г. Кур-бангалеевым и его сторонниками (а они представляли башкирское население Дав-летбаевской, Мавлютовской, Метелевской волостей Челябинского уезда, которые составили впоследствии АргяшскиЙ кантон Малой Башкирии) как культурно-национальная автономия. Главной задачей, считали они, является решение вопросов, связанных с религией, быстрейшее создание автономного духовного управления. В целом М. Г. Курбангалеев и его сторонники видели в создании автономного Башкирского духовного управления мусульман возможность реализации своих прав как субъектов культурно-национальной автономии5.
Эти разногласия проявлялись на всех трех всебашкирских съездах (курултаях) 1917 г. и достигли пика взаимной неприязни на рубеже 1918-1919 гг.
В Центральном государственном историческом архиве Республики Башкортостан был найден интересный архивный документ — это телеграмма от Арга-яшской кантональной управы, адресованная правительству Башкирии (3 октября 1918 г.). В ней говорится, что в дополнение к телеграммам председателя и воинского начальника Аргаяшской кантонной управы от 1 сего октября за № 299,300 кантональная управа иметь честь довести до сведения правительства Башкирии, что известный в здешнем районе ахун М. Г. Курбангалеев ведет усиленную агитацию среди башкир против их автономии, доказывая, что башкирское население не сможет само управляться и что, если допустить самоуправление башкирского народа, то всегда будут смуты и народ не найдет нигде справедливости, поэтому для обеспечения порядка и законности необходимо присоединиться к Временному правительству6.
М. Г. Курбангалеев, обладая крупным состоянием, позволяющим ему сорить деньгами, не стеснялся в средствах для достижения своих целей и имел несколько сторонников. Сам лично доносил местным властям в Челябинске на кантональную управу. Например, он пытался убедить руководителей белого движения в 140
Челябинске в том, что всё башкирское население не желает пользоваться автономией и намерено признать единственной своей властью Временное Сибирское правительство7.
В своих воспоминаниях А.З. Валиди пишет о противоречиях с М. Г. Курбан-галеевым, имевших место еще в ходе первого всебашкирского курултая. «Среди аргаяшских башкир жила влиятельная семья Курбангалеевых, крупных земельных собственников и богачей. В моем докладе по земельному вопросу содержались некоторые социалистические идеи, а также тезис о разделе больших земельных владений. Сторонники Курбанглеевых выступили против этого положения, но их мнение не было принято. Давно снискавший известность своей консервативностью М. Г. Курбангалеев пытался доказать в своем выступлении, что в программе будущей нашей деятельности центральное место должна занять защита религии», — писал он8. *
Если А. 3. Валиди и его окружение тянулись к более демократическому Самарскому Комучу, то курбангалеевцы были склонны поддерживать более консервативное Сибирское правительство.
19 сентября 1918 г. в д. Давлетбаево Давлетбаевской (Мухаметкуловской) волости прошло заседание делегатов от всех селений этой волости, на котором была принята резолюция, гласящая: «К Временному Сибирскому правительству сохранить самое дружественное отношение и в общегосударственных делах идти с ним в тесном контакте до Учредительного собрания; просить представителей Временного Сибирского правительства в Челябинске взять в свои руки дела водворения порядка... в пределах нашей Давлетбаевской волости»9. Аналогичная резолюция была принята и во время заседания гласных Мавлютовской волостной управы10.
Это же волостное правление отправило 22 сентября 1918 г. телеграмму командиру Уральского отдельного корпуса о том, что Аргаяшская кантональная управа, подчинявшаяся Башкирскому Правительству, отделяется от Временного Сибирского правительства, примыкает к Самарскому правительству и намеревается отправить к ним в Мавлютовскую волость вооруженный отряд11. Эта телеграмма вызвала конфликт между Кантональной управой и штабом Уральского корпуса.
30 сентября 1918 г., при содействии уполномоченного командира Уральского отдельного корпуса полковника Вилька, гласные Метелевской волости обсудили и решили «всегда иметь тесную связь с представителями временного Сибирского Правительства и просить их взять в свои руки дело возрождения и порядка среди нас»12.
В ответ на эти действия Аргаяшская кантональная управа Башкирии 3 октября 1918 г. оповестила о происходящих событиях Башкирское правительство . А через два дня - 5 октября она отправила всем волостным управам Аргаяшского кантона разъяснительные письма, в которых объяснялось, что действия земских гласных трех волостей: Давлетбаевской, Мавлютовской и Метелевской - юридически неправомерны, являются темной агитацией, и призывала оповестить об
этом население всех волостей14. „ ^ . _ .
В ответ отряд урядника Костылева, прибывший в Аргаяшскии кантон, руководив Курбангалеевым, разоружил башкирский добровольческий отряд и арестовал Кушаева и Магасумова - сторонников Валидова . ^
15 октября 1918 г. общее собрание делегатов Давлетбаевской волости, 23 октября объединенное собрание волостных гласных и уполномоченных от 10 домохозяев Султаевской волости, 24 октября 1918 г. собрание гласных Метелевской волостной народной управы единогласно постановили: «Признать Сибирское правительство и целиком перейти в ведение его, а Башкирское правительство не признавать»16.
В конце октября от четырех волостей в Омск к министру внутренних дел обратились с прошением М. Г. Курбангалеев, И. Гадельшин, С. Ахмеджанов и Ш. Фахрисламов. В нем говорилось, что управление волостей, которые они представляют, перешло в руки уездных властей Временного Сибирского правительства, что все сборы государственные и земские поступают по принадлежности в Челябинское уездное казначейство и мобилизация для борьбы с большевиками и немцами произведена за пять лет. Все учреждения, созданные Башкирским правительством и большевиками, упразднены, а должностные лица арестованы.
Ввиду всего изложенного они просили: 1) официально подтвердить принадлежность их территории к землям Всероссийского государства с подчинением власти Временного Сибирского правительства; 2) дать точные указания, относящиеся к вопросам мобилизации; 3) охранять территорию Башкирии от захвата и влияния со стороны татарских организаций; 4) предоставить башкирскому населению самоопределение лишь по национальным, культурным и религиозным вопросам, без выделения в автономную единицу; 5) предоставить во временное распоряжение и пользование волостных земских управ Каратабынскую и Барата-бынскую дачи лесничества, ныне находящиеся в ведении Башкирских властей17.
В отличие от основного радикального крыла башкирского национального движения, возглавляемого А. 3. Валиди, выступавшего за территориальную автономию, в которой жили бы башкиры и другие мусульманские народы, с минимальным присутствием христианского населения, группа Курбангалеева сохраняла устойчивую лояльность в отношениях с русскими и руководством белого движения, положительно воспринимая Колчака, выступавшего за «единую и неделимую Россию».
Когда совет министров взял в свои руки всю полноту власти и передал ее адмиралу Колчаку, то башкиры Давлетбаевской (Мухаметкулловской) волости Челябинского уезда нашли «это деяние вполне отвечающим настоящему положению, т. к. создание беспартийной твердой власти и передача таковой единоличному Верховному правителю в настоящий момент развала является единственным спасением Родины как от внешних, так и внутренних врагов»18.
Челябинские башкиры, находившиеся под влиянием М. Г. Курбангалеева, приветствовали приход к власти адмирала Колчака, и на одном из заседаний Давлетбаевской народной управы М. Г. Курбангалееву было выдано удостоверение, что он является «уполномоченным от башкир Челябинского уезда». Его полномочия заключались в том, что он имел право ходатайствовать перед Верховным Правителем, советом министров и всеми вообще начальствующими и должностными лицами».19
Помимо части башкир Челябинского уезда о своей поддержке Колчака также заявила часть башкирского населения Троицкого и других уездов20.
142
4 декабря 1918 г. М. Г. Курбангалеев в Омске встретился с Верховным правителем и лично передал Колчаку «приветствие от башкир по поводу принятия им Верховной власти» и их «надежду на помощь Верховного правителя по ликвидации правительства Валидова»21.
В ходе дальнейшего противостояния между сторонниками Курбангалеевых и Башкирским правительством отрядами казаков при поддержке штаба Уральского корпуса к 9 декабря были арестованы 16 членов Яланской и Аргаяшской кантональных управ22.
М. Г. Курбангалеев со своими единомьшгаенниками, узнав о склонности Башкирского правительства и лично 3. Валиди к компромиссу с большевиками, написали письмо в Омск/ В нем они пытались объяснить причины, побудившие башкирский народ образовать самостоятельную автономию: 1) возможность проникновения большевистской заразы в Башкирию; 2) возможность социализации башкирских земель; 3) возможность татарского ига, в случае создания общемусульманского правительства, путем захвата власти со стороны татар. Поскольку эти причины исчезли, они постановили оторваться от Башкирской автономии и территориально присоединиться к Сибири23.
Таким образом, после перехода Башкирского правительства на сторону советской власти М. Г. Курбангалеев окончательно порвал с 3. Валиди и стал одним из руководителей белого башкирского движения на Востоке страны24; Не случайно в феврале 1919 г. «по поручению господина управляющего Приуральской областью» М. Г, Курбангалеев как «признанный представитель башкирского народа» был приглашен для встречи в Челябинске «верховного правителя»25. Во время беседы Курбангалеева и его единомышленников с Колчаком последний;, по их словам, «изволил обещать свою поддержку в удовлетворении башкирских нужд, включая даже самоопределение по административным делам с устройством самоуправления башкир вроде казачества»26. Однако поражение белого движения не дало возможности курбангалеевцам претворить в жизнь идею самоуправления башкир в рамках культурно-национальной автономии в составе единой России.
Примечания
1 См.: Таган Г. Башкиры в Забайкалье//Ватандаш. 1997. №8. С. ^ . 1ЛП/)
2 См.; Юнусова А, Б, Ислам в Башкирии 1917-1994: Учеб. пособие / ВЭГУ. Уфа, 1994. С. 23.
3 Юлдашбаев Б. X Первый субъект. 75 лет назад была провозглашена автономия Башкирии
/ Сов. Башкирия. 1994.23 марта.
4 ГАРФ.Ф.1701.0пЛ.Д.22.Л.18-18об.
3 См.: Юнусова А. Б. Ислам в Башкортостане. Уфа: Уфим. подиграфкомбинат, 1999. С, 113. 6 ЦГИА РБ. Ф. 322. Он. 1. Д. 524. Л. 242.
• Й™ ^Воспоминания: Борьба народов тюрков за национальное бытие и сохранение культуры / Пер. с тур. Г. Шафшова, А. Юл
дашбаева. Уфа: Китап, 1994. Кн. 1. С. 197. матеоиа-
9 Национально-государственное устройство Р
лы: В 4 т. / Авт.-сост. Б X Юлдашбаев. Т. 2, ч. 1. Уфа: Китап, 2002. С. 347 348.
10 Там же. С. 348,
11 Там же. С. 349.
12 Национально-государственное устройство Башкортостана. С. 351.
13 ГАРФ. Ф. 1701. Оп. 1, Д. 22. Л. 64-64 об.
14 Там же. Л. 64-64 об.
35 Национально-государственное устройство Башкортостана. С. 358-360. 10 ГА РФ. Ф. 1701. Оп. 1. Д. 22. Л. 18-18 об., 19,44-45,49.
17 Национально-государственное устройство Башкортостана. С. 371-372.
18 Там же. С. 376-377.
ГАОО. (Омск, обл.) Ф. 1617. Оп. 1.Д 304.Л.2.
20 ГАРФ. Ф. 148. Оп. 1.Д. 23. Л. 16.
21 Сибирская речь. Омск. 1918.6 дек.; см. также: Тоган 3. В. Воспоминания. Кн. 1. С. 258.
22 Национально-государственное устройство Башкортостана. С. 363-364.
23 Там же. С. 379-380.
24 См.: Кулыиарипое М, М, Башкирское национальное движение (1917-1921 гг.). Уфа: Китап, 2000. С. 324.
25 См.: Салгаов Р. Конец «косолапого ишана» И Чекисты Башкирии. Уфа: Баш. кн. изд-во, 1967. С. 26.
26 Юлдашбаев Б X. Новейшая история Башкортостана. Уфа: Китап, 1995. С. 100-101.