Список литературы:
1. Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на 2004 год и на период до 2008 года1 // Материалы официального сайта ЦБ РФ.
2. Уткин, Э.А. Инновационный менеджмент / Э.А. Уткин, Н.И. Морозова, Г.И. Морозова. - М.: АКАЛИС, 1996. - 208 с.
3. Васильев А.В. Мониторинг качества банковских услуг: монография. / А.В. Васильев, Е.Б. Герасимова, Л.С. Тишина. - Тамбов: ТГТУ, 2004.
4. Балдина Е.В. Организация мониторинга предприятий в зарубежных странах / Е.В. Балдина // Банковский вестник. - 2003. - № 4. - С. 52-56.
5. Герасимова Е.Б. Анализ качества банковских услуг / Е.Б. Герасимова // Финансы и кредит. - 2004. - № 16.
6. Казанская О. А. Экономике нужны сильные банки / О. А. Казанская // Эксперт Северо-Запад. - 2000. - № 18. - С. 40-42.
7. Козлов А.А. Качество кредитной организации / А.А. Козлов, А.О. Хмелев // Деньги и кредит. - 2002. - № 11. - С. 9-17.
8. Куваев М.К. Влияние качества банковских услуг на эффективную работу банка / М.К. Куваев // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук / Сборник статей V международной научно-практической конференции. - М.: МФЮА, 2005. - С. 96-97.
9. Морданов Р.Х. Совершенствование корпоративного управления и банковского надзора на основе стандартов качества деятельности кредитных организаций / Р.Х. Морданов // Деньги и кредит. - 2005. - № 4. - С. 11-19.
10. Столпирова Л.М. Конкурентная позиция коммерческого банка / Л.М. Столпирова., М.Б. Андреянова // Вестник ТИСБИ. - 2005. - № 1.
ВНУТРИКОРПОРАТИВНЫЕ КОММУНИКАЦИИ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ
© Федорова Е.А.*
Тюменский государственный архитектурно-строительный университет,
г. Томск
Статья посвящена выявлению роли внутрикорпоративных коммуникаций в деятельности фирмы. Рассматриваются основные элементы внутрикорпоративных связей. Автор приходит к выводу, что в условиях постоянного развития рыночных отношений внутрикорпоративные коммуникации становятся одним из ключевых условий, необходимых для повышения эффективности коммерческой деятельности предприятия.
1 Проект, предоставленный Министерством финансов к заседанию Правительства 11 фев. 2004 г.
* Аспирант
Внутрикорпоративные коммуникации или, другими словами, внутренний пиар (от английского corporate риЬИс relations или corporate PR-корпоративные связи с общественностью) - это управляемая деятельность по установлению и поддержанию взаимовыгодных отношений между руководством организации и остальным персоналом, от настроений и мнений которой зависит успех или неудача этой организации.
Целевой аудиторией внутреннего пиара являются сотрудники фирмы, акционеры, собственники компании [5]. Сотрудники фирмы выбирают компанию-работодателя в обмен на свое время, квалификацию и трудовую активность. Акционеры влияют на многие бизнес-процессы, что налагает свои особенности и на финансовую отчетность, и на информационную прозрачность, и на сформулированность и осознанность кадровой и маркетинговой политик. Специфической целевой аудиторией также являются собственники и наследники бизнеса, не являющиеся его штатными работниками. Очень важно для них также формировать ценности и благоприятный имидж организации, чтобы продлить существование фирмы.
По мере того как развиваются рыночные отношения, все сложнее становится решать проблему создания эффективной системы мотивации персонала. Чем выше квалификация сотрудника, тем в большем объеме информации о жизни компании нуждается. Чем значительнее размер бизнес-системы, тем выше вероятность конфликтов между группами сотрудников. От того, насколько благополучными являются межличностные отношения сотрудников и насколько они ощущают свою сопричастность к миссии компании, во многом зависит качество работы. Многим сотрудникам важно работать в престижной организации, заработавшей хорошую репутацию на рынке [1].
Если имидж организации в глазах сотрудников не формируется сознательно, то он все равно будет создаваться спонтанно и ретранслироваться во внешнюю среду. Поэтому во избежание неприятных последствий для фирмы, руководству необходимо применять внутрикорпоративный PR [2].
В условиях кризиса значение функции внутреннего PR многократно увеличивается. Потому что для него характерны проблемы организаций с подрядчиками и партнерами, перебои в платежах, срывы контрактов и сокращения штатов, что напрямую влияет на настроения персонала. Первые лица воспринимаются только как источник «плохих новостей», а дефицит информации об истинном положении дел в компании, как правило, приводит к усилению циркуляции слухов и росту доверия к неофициальным источникам информации. Прозрачность в вопросе сокращения персонала позволяет сориентироваться работникам, понять, в чем новые критерии оценки успешности, как нужно работать во время кризиса, чтобы минимизировать риск своего увольнения [3].
Работа во внутрикорпоративном PR может строиться по нескольким направлениям:
- изучение и анализ мнений рядовых сотрудников о деятельности компании, о руководстве и коллегах;
- разъяснение сотрудникам компании политики руководства, стратегии организации: собрания с участием руководства;
- мероприятия, направленные на формирование лояльности сотрудников к компании;
- разработка, внедрение и контроль соблюдения корпоративных правил поведения сотрудников;
- антикризисные информационные программы для сотрудников фирмы, представленные в корпоративной газете, корпоративном бюллетене и на информационном стенде компании.
Для создания системы внутренних связей с персоналом можно использовать различные инструменты, которые подразделяются на группы: информационные, аналитические, коммуникативные и организационные [5].
К информационным инструментам внутреннего PR относятся внутрикорпоративная газета, Intranet, стенды, листовки, сообщения и т.д., которые используются для повышения осведомленности сотрудников о целях компании, стратегическом курсе развития, текущих изменениях и достижениях. Наиболее эффективным средством информирования персонала организации служат внутрикорпоративные издания. Они содержат информацию о задачах, целях, успехах, новостях, продуктах и услугах компании. Корпоративные издания как элемент информационной политики помогают отстраивать внутренние контакты между сотрудниками подразделений, центральным офисом и филиалами, сотрудниками компании и её клиентами. В них можно разместить не только статьи руководителей фирмы, но и материалы работников, образцы их творчества. Это способствует осознанию важности выполняемой работы, создаёт ощущение причастности к общему делу, формирует преданность и лояльность к бизнесу компании.
Корпоративный сайт (Intranet) - это современное средство коммуникации. Оно подразумевает обратную связь, многие разделы позволяют делать запросы, выражать свое мнение и, соответственно, получать на них ответы. Грамотно сделанный интернет сайт - не только свидетельство определенной зрелости и серьезности копании, но и действенный инструмент влияния на выбор потребителя в свою пользу, а также, формирования общественного мнения. Могут быть различные варианты корпоративных сайтов: сайт-визитка компании, интернет магазин, сайт-маркетинговая игра, информационный портал, совмещение различных вариантов [4].
Аналитические инструменты внутрикорпоративного PR используют для изучения мнения рядовых сотрудников о деятельности компании, о руководстве и коллегах. Они включают анкетирование, мониторинг персонала, фокус-группы, ящики обратной связи («синий» ящик).
Коммуникативные инструменты включают корпоративные праздники, обучение, адаптационные тренинги, профсоревнования. Они способствуют сохранению благоприятного климата в коллективе [5]. Праздники как инструмент внутрикорпоративного РЯ - это мощное средство воздействия на эмоциональный аспект организационной культуры компании. Его основная задача - внедрение ценностей, исповедуемых компанией, в сознание ее сотрудников. Праздник направлен на создание у человека ощущения чувства общности со своим коллективом. Корпоративный праздник в его сегодняшнем понимании не просто банкет, а разработанная программа, с подведением итогов за год и награждениями, проведением конкурсов и розыгрышей [6].
К организационным инструментам внутрикорпоративного РЯ относят собрания, совещания, выступления руководства.
Специальными РЯ-мероприятиями могут быть: публичные выступления руководителя компании; деловые беседы с персоналом; выборы руководящего состава; конкурсы «Лучший по профессии»; спартакиады; специальные награды, проводы на пенсию, юбилеи, памятные даты; коллективные обеды, выезды на природу; танцевальные вечера; туристические походы, лыжные прогулки,; коллективное посещение концертов, театральных представлений; тренинги; создание корпоративного музея [7]. К совместному проведению таких мероприятий могут привлекаться смежные целевые группы, от которых в значительной степени зависит успешная хозяйственная деятельность, комфортные условия на рынке и финансовое благополучие компании: инвесторы, акционеры, поставщики, представители отраслевых ассоциаций и объединений [3].
Создание системы внутрикорпоративных коммуникаций состоит из четырех основных этапов.
На этапе подготовки необходимо:
- проанализировать ситуацию в компании. Выяснить, насколько персонал информирован о деятельности и перспективах развития фирмы, насколько эффективно взаимодействуют между собой сотрудники разных подразделений, каков морально-психологический климат в коллективе;
- определеить базовые ценности и стандарты, существующие в компании;
- оценить масштаб предполагаемой работы.
На этапе выбора средств потребуется определить практические средства, необходимые для достижения поставленных целей. Здесь следует сформулировать направления деятельности, которые составят систему внутреннего РЯ. На этапе реализации проекта нужно поддерживать все начатые мероприятия. На последнем этапе оценки эфективности проекта следует выбрать несколько важных показателей, оказывающих существенное влияние на конечный результат деятельности компании и сравнить со значениями в предыдущие периоды [1].
После проведения оценки необходимо дальше совершенствовать работу по формированию и развитию системы внутрикорпоративного РЯ, так как она требует обновления в связи с меняющимися условиями рынка и новыми целями компании.
Список литературы:
1. Алешина И.В. Паблик рилейшнз для менеджеров: Курс лекций. -М.: Маркетинг-консультант, 2006. - 237 с.
2. Демин Ю.М. Бизнес РЯ. - М.: Инфра-М, 2003. - 346 с.
3. Николаева О.А. Внутрикорпоративный РЯ: дань моде или способ выживания компании // Мотивация и оплата труда. - 2006. - № 4. - С. 10-12.
4. Пичугин О.П. Внутрикорпоративный портал как современный и эффективный инструмент НЯ-службы // Управление персоналом. - 2008. -№ 17. - С. 23-28.
5. Синяева О.М. Сфера РЯ в маркетинге: Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 383 с.
6. www.marketologi.ru.
7. www.piar.ru.