Психолог
Правильная ссылка на статью:
Репринцева Г.А — Внутрикорпоративное повышение квалификации воспитателей детского сада в вопросах развития игровой деятельности дошкольников // Психолог. - 2019. - № 3. DOI: 10.25136/2409-8701.2019.3.30026 URL: https://nbpublish.com'llbrary_read_article.php?id=30026
Внутрикорпоративное повышение квалификации воспитателей детского сада в вопросах развития игровой деятельности дошкольников
Репринцева Галина Анатольевна
кандидат психологических наук
доцент кафедры психологии и дефектологии Белгородского института развития образования 308007, Россия, Белгородская область, г. Белгород, ул. Студенческая, 14
Статья из рубрики "Психология и педагогика"
Аннотация.
В статье констатируется актуальность совершенствования психолого-педагогической компетентности воспитателей дошкольных образовательных организаций в вопросах поддержки детской игры. В качестве возможного ресурса для решения этой задачи предлагается организация внутрикорпоративного повышения квалификации педагогов. В данной работе неформальное внутрикорпоративное повышение квалификации рассматривается как составляющая авторской модели комплексного сопровождения развития игровой деятельности дошкольников (Г.А.Репринцева, 2018). Предметом исследования являются психолого-педагогические условия просвещения и обучения педагогов дошкольной образовательной организации в рамках внутрикорпоративного повышения квалификации в области педагогического сопровождения игровой деятельности дошкольников. Основным методом исследования стал теоретический анализ проблемы повышения квалификации педагогов-практиков, проводимый в социально-психологическом контексте с опорой на обобщенные ранее результаты эмпирического исследования профессионально-личностных особенностей педагогов. Новизна исследования состоит в описании психолого-педагогических принципов просвещения и обучения педагогов дошкольной образовательной организации в рамках внутрикорпоративного повышения квалификации в области педагогического сопровождения игровой деятельности дошкольников, в конкретизации функций руководства образовательной организации, педагогов-наставников и педагога-психолога в сопровождении неформального внутрикорпоративного повышения квалификации воспитателей детского сада по указанной теме.
Ключевые слова: задачи дошкольного образования, внутрикорпоративное повышение квалификации, психолого-педагогические принципы, профессионально-личностные особенности педагогов, профессиональные затруднения педагогов, принципы обучения взрослых, психологическое просвещение, педагогическое сопровождение игры, модель комплексного сопровождения, событийность
10.25136/2409-8701.2019.3.30026 DOI:
10.25136/2409-8701.2019.3.30026
Дата направления в редакцию:
17-06-2019
Дата рецензирования:
17-06-2019
Введение. С одной стороны, современные психолого-педагогические исследования свидетельствуют о том, что для старших дошкольников характерен невысокий уровень
игровой деятельности [2; 12~141, с другой стороны, отмечается недостаточный уровень готовности воспитателей детского сада к руководству становлением и развитием игровой деятельности дошкольников [2; 3;—5—10—13—Отмечается «потеря детской игрой»
коммуникативной и социализирующей функций ИЗ!, процессы разобщения наблюдаются и в педагогических коллективах (соревнование преобладает над сотрудничеством, коллектив приобретает формальный статус). При этом утвержденные ФГОС дошкольного образования принципы и методические основания организации образовательной деятельности в детском саду нацелены на поддержку детской игры и построение событийного образовательного пространства, основанного на идеях сотрудничество и сотворчества. Именно уровень сформированности игровой деятельности дошкольников рекомендовано использовать для психолого-педагогической оценки эффективности дошкольного образования (это отмечено в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 марта 2016 г. № 07-871 «О психологической службе образования в Российской Федерации»). Одним из ресурсов разрешения данного противоречия может стать внутрикорпоративное повышение квалификации педагогов дошкольной образовательной организации.
В современных условиях актуализируется роль непрерывного образования специалистов, включая внутрикорпоративное повышение квалификации. Неформальное образование, обмен опытом со специалистами внутри одной организационной структуры и с работниками других образовательных организаций - непременные атрибуты
педагогического труда Помимо прохождения курсов повышения квалификации (не реже, чем один раз в три года), в межкурсовой период воспитатели дошкольных образовательных организаций включаются в разнообразные виды неформального и информального (индивидуального спонтанного) образования, чтобы преодолеть те или иные педагогический затруднения, совершенствовать профессиональные знания, умения и компетенции...
Среди форм непрерывного образования в силу ряда специфических черт выделяется
внутрикорпоративное повышение квалификации —8—9]. Для внутрикорпоративного повышения квалификации характерны командная работа (привлекаются все специалисты организации), Пгибкость и мобильность; □ непрерывность в приобретении профессиональных знаний, навыков и умений; Шширокая целевая направленность («ориентация не только на обновление профессиональных знаний и навыков, но и на
социальное развитие, карьерный рост специалистов системы образования и др.») [6, с'
-133!. Эти возможности отвечают задачам комплексного сопровождения развития игровой
деятельности дошкольников в условиях детского сада (его модель ЦШ, представленная на рисунке 1 ниже, в настоящее время апробируется под нашим руководством в рамках одноименной региональной инновационной площадки (2017-2020гг.) на базе шести дошкольных образовательных организаций г. Белгорода и Белгородской области).
Рис.1 Модель комплексного сопровождения развития игровой деятельности дошкольников (Г.А. Репринцева, 2018) [10, с- 46].
Внутрикорпоративное повышение квалификации педагогов в области педагогического сопровождения игровой деятельности детей - одно из направлений работы по реализации указанной модели.
Изложение основного материала статьи. При организации обучения взрослых принято учитывать имеющийся у них профессиональный опыт (включая стереотипы и сложившиеся в организации традиции), стремление «не упасть в глазах» коллег, ожидание признания и ориентированность на результат. Кроме того, в работе с педагогами-практиками необходимо принимать во внимание специфику их профессиональной мотивации и установок в отношении воспитания детей: около 70% педагогов обнаруживают высокую степень значимости такой жизненной ценности как
высокое материальное положение
Ш!
, ориентированы, прежде всего, на оценку
деятельности со стороны администрации (зарабатывают баллы в стимулирующую часть оплаты труда, стремятся выполнять работу так, чтобы избежать критики и наказаний), а в установках по отношению к воспитанию детей проявляется стремление к контролю, воспитанию послушания в ущерб развитию самостоятельности и ответственности. Поэтому внутрикорпоративное повышение квалификации должно быть выстроено системно, основываясь на ключевом принципе синергии педагогической деятельности .
Итак, внутрикорпоративное повышение квалификации - это организованная форма
неформального образования, задачи которой определяются миссией и программой развития образовательной организации. В связи с тем, что внутрикорпоративное повышение квалификации реализуется силами специалистов одной образовательной организации, оно выступает консолидирующим фактором, обеспечивающим единство и целостность ценностно-смыслового, организационно-методического и рефлексивно-акмеологического компонентов образовательного пространства. При этом руководители и специалисты имеют возможность согласовать профессиональные позиции и устранить имеющие противоречия в ходе коллективных дискуссий, деловых игр или учебных «проектных сессий». Чтобы реализовать принцип синергии педагогической деятельности во внутрикорпоративном повышении квалификации, необходимо обеспечить:
- ценностно-смысловое единство миссии дошкольной образовательной организации и концепции внутрикорпоративного повышения квалификации;
- организационно-методическое единство педагогических принципов образовательной деятельности в ДОО и содержания внутрикорпоративного повышения квалификации;
- рефлексивно-акмеологическое единство индивидуальных и коллективных стратегий самосовершенствования, которые стимулируются выбранными в образовательной организации критериями оценки эффективности деятельности педагогических работников и образовательной организации в целом. По нашему мнению, для эффективного неформального повышения квалификации крайне важно согласовать и в полной мере реализовать руководящую функцию администрации и сопровождающую функцию методической и психолого-педагогической служб дошкольной образовательной организации.
Непрерывное повышение квалификации педагогов - это возможность разрешить педагогические затруднения, для выявления и актуализации которых требуется экспертиза образовательной среды (данная функция определена профессиональным стандартом педагога-психолога и реализуется им в сотрудничестве с экспертами из числа наиболее компетентных педагогов образовательной организации), т.к. образовательные запросы педагогов часто не отражают реально имеющихся у них
затруднений 7; 10; 13; 15].
При разработке плана внутрикорпоративного повышения квалификации педагогов дошкольной образовательной организации в вопросах развития игровой деятельности дошкольников важно провести анализ образовательной деятельности, определив «точки роста» и «авангард» педагогов. «Точки роста» - это те аспекты педагогического труда, которые могут быть усовершенствованы; «авангард» - те педагоги, в наибольшей степени реализуют принцип «амплификации детского развития» и ориентированы на руководство игровой деятельностью дошкольников, освоили гибкое (стратегическое) планирование образовательной деятельности и эффективно сотрудничают с родителями дошкольников. Личностно-ориентированные педагоги, грамотно трактующие готовность к школе (именно в психолого-педагогическом ее аспекте), компетентные в вопросах дошкольного воспитания и готовые к обмену опытом - это та часть педагогического коллектива, которая может выполнить функцию тьютора-наставника в рамках внутрикорпоративного повышения квалификации.
Для обеспечения эффективного управления внутрикорпоративным повышением квалификации воспитателей на местах для заведующих ДОО, старших воспитателей и педагогов-психологов детских садов, являющихся участниками региональной инновационной площадки «Комплексное сопровождение развития игровой деятельности
дошкольников», в 2018 году базе Белгородского института развития образования были организованы научно-практические семинары и круглый стол. Эти встречи проводились в целях психологического просвещения, обмена опытом и методической поддержки ведущих специалистов указанных дошкольных образовательных организаций, уточнения актуальных задач и обсуждения трудных для воспитателей детского сада тем: «Игра как «фундамент» учебной деятельности», «Психологическая готовность к школе и роль игры в развитии ребенка», «Планирование образовательной деятельности в детском саду, ориентированное на поддержку детской игры, инициативы и самостоятельности дошкольников», «Педагогический мониторинг развития игровой деятельности».
Особое внимание было уделено психолого-педагогическим принципам обучения взрослых с акцентом на философию детской игры: идея творчества, инициативны и самостоятельности реализованная в профессиональной деятельности педагога может быть интериоризирована ребенком (концепт событийной педагогики).
В качестве принципов внутрикорпоративного повышения квалификации педагогов ДОО, реализуемых педагогами-наставниками из группы «авангарда», выступают принципы фасилитации и научности, открытости, непрерывности и компетентности.
Принцип фасилитации в повышении квалификации позволяет задействовать такие механизмы как сотрудничество, терпимость, искренность, эмпатию, уважение индивидуально-профессиональных ценностей, принятие, доверие [4, с- 13].
Принцип научности предполагает уважительное отношение к профессиональным научным текстам, положениям, рекомендациям, разграничивание житейского и научного взгляда на педагогическую задачу, научно-профессиональный подход к анализу педагогических ситуаций и проектированию образовательной деятельности.
Принцип открытости подразумевает диалогичность, готовность к дискуссии и конструктивному решению проблем, открытость новому опыту сочетающуюся с критическим профессиональным взвешенным подходом к инновациям и традициям
Принцип непрерывности призван обеспечить непротиворечивость методических рекомендаций, предлагаемых в рамках внутрикорпоративного повышения квалификации и ожиданий администрации в плане организации образовательной деятельности в повседневной практике детского сада, а также обеспечение возможности консультирования и обмена опытом по теме внутрикорпоративного повышения квалификации в течение учебного года по необходимости (неформально).
Принцип компетентности - признание ценности имеющегося педагогического опыта, поддержка самоуважения педагога, «мягкое руководство» в рамках методического сопровождения деятельности педагогов.
Принцип сотрудничества - опора на коллективные профессиональные ценности, традиции, идеалы; командная работа, взаимопомощь и поддержка.
Опыт реализации внутрикорпоративного повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных организаций в вопросах развития игровой деятельности дошкольников в рамках апробации модели комплексного сопровождения развития игровой деятельности дошкольников показывает, что отбор содержания и форм такого неформального образования могут быть различны в зависимости от опыта, научно-методической компетентности и кадрового состава специалистов дошкольной образовательной организации.
Наиболее востребованной формой внутрикорпоративного повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных организаций стали деловые игры и тренинги, которые организовывали наиболее компетентные специалисты (старшие воспитатели и/или педагоги-психологи). Следует отметить, что при внутрикорпоративном повышении квалификации педагогов в деловых играх и тренингах происходит отработка тех умений, которые ожидаются администрацией (как показатель качественного выполнения работы в повседневной трудовой деятельности), т.е. удается избежать проблемы, которая порой возникает, при организации традиционных курсов повышения квалификации: «Вы нам тут на курсах рассказываете, как надо по ФГОС, «теорию», а дома, на практике, от нас хотят совсем другого».
Преимуществом внутрикорпоративного повышения квалификации является максимальный учет образовательных потребностей педагогов, т.к. планирование повышения квалификации осуществляется на основе запросов и затруднений конкретных педагогов, выявляемых на основе экспертизы образовательной деятельности и коллективного принятия решения педагогическим коллективом о приемлемых формах и сроках организации мероприятий внутрикорпоративного повышения квалификации (каждая образовательная организация самостоятельно определяет необходимый педагогам объем помощи и варианты сопровождения).
Структура управления внутрикорпоративным повышением квалификации соотносится со структурой профессионально-педагогической деятельности, включает в себя диагностику профессиональных затруднений педагогов (через экспертизу образовательной деятельности), этап целеполагания и планирования, контроля (корректировки) и оценки
эффективности [6, с- 133"". Эта структура предполагает открытость и преемственность: возникают новые задачи и цикл возобновляется на новом уровне.
Выводы. Детская игра предполагает, в частности, спонтанность и коммуникацию; эти же возможности предоставляет неформальное внутрикорпоративное обучение. Ценностно-смысловое единство профессионального труда, коллективного творческого совершенствования (принцип синергии педагогической деятельности) - основа событийного образовательного пространства детского сада. Центральные задачи внутрикорпоративного повышения квалификации - снять противоречия между требованиями ФГОС дошкольного образования («теорией», как говорят практики) и реальной образовательной деятельностью в конкретном детском саду, стимулировать инициативу и творчество педагогов, повысить их самоуважение. Этому призваны способствовать описанные в данной работе принципы фасилитации и научности, открытости, непрерывности и компетентности.
Предварительные результаты апробации модели комплексного сопровождения развития игровой деятельности дошкольников в аспекте поддержки профессионального роста, субъектности, инициативы педагогов показали, что внутрикорпоративное повышение квалификации действительно способствует профессиональному совершенствованию всего педагогического коллектива, отвечает интересам педагогов и администрации образовательной организации, позитивно влияет на эффективность взаимодействия с родителями дошкольников, в целом на качество сопровождения игровой деятельности детей (умение осуществлять педагогическое наблюдение / мониторинг детских видов деятельности и проектировать событийную игровую среду согласно реализуемой образовательной программе дошкольного образования).
Библиография
1 Виноградова А.П. Профессиональные затруднения учителей и пути их преодоления // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2016. - № 182. - С. 85-92.
2. Гавриченко О.В. Особенности сюжетно-ролевой игры в современной субкультуре детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное образование и профессиональная подготовка кадров: традиции и инновации: сборник научных статей международной научно-практической конференции, посвященной 95-летию со дня основания факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ (8-10 декабря 2016 года) / ред.-сост. Л.М. Волобуева, Т.И. Ерофеева, Л.Н. Комиссарова,
B.И. Яшина. - М.: НИИ школьных технологий, 2017. - С.123-128.
3. Губанова Н.Ф. К проблеме повышения качества педагогического руководства игровой деятельностью детей // Профессиональная деятельность педагога в условиях преемственности дошкольного и начального общего образования: Материалы международной научно-практической конференции (Орехово-Зуево-Москва, 16-17 февраля 2017 г.). - Москва, 2017. - С.89-92.
4. Димухаметов Р.С., Хамитова О.Т. Механизм фасилитации в работах педагогов и поэтов Казахстана // Вестник "ерлеу''-kst. - 2017. - № 1 (15). - С. 12-14.
5. Ежкова Н.С., Руднева А.А. Сюжетно-ролевые игры дошкольников: взгляд на проблему руководства // Мир педагогики и психологии. - 2017. - № 3 (8). - С. 1013.
6. Калинкина Е.Г., Кокина Е.В. Внутрикорпоративное повышение квалификации как фактор эффективного развития кадрового потенциала в условиях современного образования // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. -2012. - № 2-2. - С. 132-134.
7. Котькова Г.Е., Коркина О.С. Тьюторское сопровождение формирования педагогической культуры воспитателя дошкольной образовательной организации // Известия Тульского государственного университета. Педагогика. - 2017. - № 1. -
C. 96-104.
8. Матвиевская Е.Г., Муратова А.А. Непрерывное образование педагогов дошкольного образования // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2016. - № 9 - С. 83-88.
9. Полякова М.Н., Арютина А.А., Бабушкина В.И. Внутрикорпоративное обучение как инновационный путь повышения квалификации педагогов // Детский сад: теория и практика. - 2013. - № 11 (35). - С. 14-23.
10. Репринцева Г.А. Модель комплексного сопровождения развития игровой деятельности дошкольников // Вестник педагогических инноваций. - 2018. - №1. -С.41-45.
11. Репринцева Г.А. Целевые ориентиры ФГОС и педагогическое целеполагание в контексте особенностей профессионально-личностной направленности педагогов // Развитие личности в контексте стандартизации образования: обновление смыслов: сборник научных статей по итогам проведения международного круглого стола, 19 апреля 2017 г. - Белгород: ООО «Эпицентр», 2017. - С.17-24.
12. Репринцева Е.А. Игровые практики в современной культуре детства: остается ли игра традиционным средством этнокультурного воспитания детей и подростков? // Этнокультурное образование в современном мире: сборник научных статей по материалам Всероссийской очно-заочной научно-методической конференции (Саратов, 18-20 апреля 2017г.)/науч.ред. Е.А. Александрова. - М.:Издательство «Перо», 2017. - С. 631-647.
13- Трифонова Е.В. Что такое «хорошая игра»: позиция педагога (рефлексия по поводу
одного анкетирования) // Детский сад от А до Я. - 2017. - №3 (87). - С. 4-22.
14. Ханова Т.Г., Вавилова В.С. Особенности современной субкультуры детской игры //
Общество: социология, психология, педагогика. - 2016. - №11. - С.108-110.
15. Legankova O.V., Nedvetskaya T.M. Teacher's Professional Gaming Competence as a Condition for Preschool Education Quality Enhancement // Procedia-Social and Behavioral Sciences. Vol. 233, 17 October 2016, P. 88-90. URL:
https ://doi.org/10.1016/j.sbspro.2016.10.141 (дата обращения: 03.06.2019).