Научная статья на тему 'Внутрибанковский аудит в обеспечении транспарентности кредитных организаций'

Внутрибанковский аудит в обеспечении транспарентности кредитных организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
97
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПАРЕНТНОСТЬ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ / ВНУТРЕННИЙ АУДИТ / ВНЕШНИЙ АУДИТ / РЕВИЗИОННАЯ КОМИССИЯ / БАЗЕЛЬСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ / TRANSPARENCY OF CREDIT ORGANIZATIONS / INTERNAL AUDIT / EXTERNAL AUDIT / AUDITION COMMISSION / BASEL AGREEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бабичева Ю.

Анализируется одна из важнейших проблем современного развития отечественной банковской системы повышение транспарентности, т.е. состояния прозрачности банковской деятельности и соответствующей информированности общественности. Рассмотрены вопросы обеспечения прозрачности финансового положения банков посредством эффективного внутреннего аудита. Показаны институциональные различия внутреннего и внешнего аудита.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Intra-bank audit in the guarantee of the credit organizations transparency

The paper is devoted to a key issue of Russia's banking system contemporary development the increase of credit organizations transparency. Institutional differences in the internal and external audit are shown. The author investigates questions of banks financial position transparency guarantee by means of the effective internal audit.

Текст научной работы на тему «Внутрибанковский аудит в обеспечении транспарентности кредитных организаций»

Вестник Института экономики Российской академии наук

2/2013

Ю. БАБИЧЕВА доктор экономических наук, профессор Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова

ВНУТРИБАНКОВСКИЙ АУДИТ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ТРАНСПАРЕНТНОСТИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Анализируется одна из важнейших проблем современного развития отечественной банковской системы - повышение транспарентности, т.е. состояния прозрачности банковской деятельности и соответствующей информированности общественности. Рассмотрены вопросы обеспечения прозрачности финансового положения банков посредством эффективного внутреннего аудита. Показаны институциональные различия внутреннего и внешнего аудита.

Ключевые слова; транспарентность кредитных организаций, внутренний аудит, внешний аудит, ревизионная комиссия, Базельское соглашение.

Классификация С210, С290, С330.

Обеспечение траспарентности российских кредитных организаций - актуальнейшая задача современного этапа развития отечественных коммерческих банков. В Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 г. особо подчеркивается, что повышение прозрачности деятельности российских кредитных организаций является важным инструментом достижения его системной стабильности. Это служит одним из существенных условий роста доверия к банковскому сектору и повышения его инвестиционной привле-кательности1.

Для того, чтобы клиенты и инвесторы могли относиться к кредитным организациям с доверием, нужен легко осуществимый и не требующий больших издержек доступ к надежной информации, в особенности к данным о величине чистых активов, об изменчивости доходов, о собственниках. Доверие к кредитным организациям находится в функциональной

1 Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года // Деньги и кредит. 2011. № 5. С.14.

зависимости от величины чистых активов, устойчивости доходов и качества информации2.

Существенное значение имеет система правительственных гарантий, включающая страхование депозитов и резервирование средств. Обязательное страхование банковских депозитов в большинстве развитых стран служит надежной защитой от системных банковских кризисов. В России данные функции выполняет государственная корпорация Агентство по страхованию вкладов. Если рынок высоко оценивает правительственные гарантии, они могут перевесить все остальные отрицательные характеристики. Кроме этого, для повышения информированности, стабильности, открытости и доверия к коммерческим банкам государство законодательно устанавливает обязательность публикации основных показателей их финансово-хозяйственной деятельности, а также ежегодных аудиторских проверок. Кроме того, сами кредитные организации должны быть заинтересованы в создании и поддержании собственного имиджа стабильности, качества обслуживания, открытости для клиентов. Поэтому в условиях обострения конкуренции многие банки ведут целенаправленную работу среди имеющихся и потенциальных клиентов, информируя их через средства массовой информации о своей работе, в том числе, например, рекламируя свои благотворительные программы и спонсорскую деятельность, что придает им имидж успешно развивающейся организации.

Актуальность проблемы транспарентности возхросла при вступлении России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Вопросы адаптации российской экономики к требованиям ВТО уже подробно рассматривались на страницах экономической периодики3. Здесь же отметим, что необходима серьезная работа над приведением «правил игры» на российских финансовых рынках в соответствие с международными стандартами. В первую очередь это касается прозрачности и открытости деятельности компаний. Особенно актуально это для кредитных организаций, так как их конкурентоспособность напрямую зависит от того, насколько им будут доверять потенциальные клиенты и инвесторы, а основанием для такого доверия должна стать полная, достоверная и доступная информация о деятельности организации. Однако степень открытости российских кредитных организаций находится, мягко говоря, на невысоком уровне. Еще в конце 2005 г. аналитики рейтингового агентства Standard & Poor's отмечали, что недостаточный уровень открытости российских банков оказывает «негативное влияние на формирование доверия со стороны инвестиционного сообще-

2 См., например: Уткин Э.А., Морозова Н.И., Морозова Г.И. Инновационный менеджмент. М.: АКАЛИС, 1996. С. 208.

3 См., например: Архипов А, Михайлов Б. Присоединение России к ВТО: целесообразность, проблемы, риски, безопасность // Вестник Института экономики РАН. 2012. № 6. С.45-60.

ства и населения». Одно из объяснений низких показателей прозрачности заключается в том, что Банк России «пока не имеет эффективных правовых методов, позволяющих обеспечить выполнение повышенных требований к раскрытию информации российскими банками»4.

Справедливости ради следует отметить, что в целях повышения транспарентности банковской системы Правительство РФ и Банк России сейчас усиливают работу по совершенствованию требований к раскрытию кредитными организациями, банковскими группами и банковскими холдингами информации о своей деятельности. Реализация этой задачи предполагает приближение указанных требований к международно признанным подходам, в том числе рекомендациям Базельского комитета по банковскому надзору. В частности, предусматривается внесение в законодательство изменений, устанавливающих требования по раскрытию кредитными организациями, банковскими группами и банковскими холдингами информации о величине собственных средств (капитала), а также о принимаемых рисках, процедурах их оценки и управления ими5.

Необходимость высокого уровня прозрачности означает, что предоставляемая финансовая отчетность должна способствовать созданию четкого представления об истинном финансовом положении кредитной организации. В России, где действуют ограниченные стандарты бухгалтерского учета, обеспечение прозрачности означает переход организации, в дополнение к местным стандартам учета, на принципы бухгалтерского учета, получившие международное признание, т.е. к Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО).

Клиенты, инвесторы и акционеры должны без задержек и осложнений получать доступ ко всей раскрываемой информации. Так, например, за рубежом, например, существуют три основных критерия «раскрытой информации»: available, accessible, understandable - т. е. «действительная», «доступная», «понятная». Информация считается раскрытой, если ее можно гарантированно найти и ознакомиться с ее содержанием в заранее известное время и потратив заранее известные (небольшие)

4 Финансы. 12-18 декабря 2005. № 46. С. 22-24. В основе методологии оценки транспарентности кредитных организаций, разработанной Standard & Poor's, - 110 критериев, сгруппированных в три блока: структура собственности и права акционеров; финансовая и операционная информация; состав и процедуры работы Совета директоров и менеджмента. Средний показатель по российскому банковскому сектору в настоящее время находится на уровне 65% (в начале 2000-х гг. - 50%), в то время как в развитых странах банковская транспарентность достигает уровня 85-90%.

5 Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года // Деньги и кредит. 2011. № 5. С.14 Отметим также, что повышение транспарентности сектора финансовых услуг является достаточно серьезной проблемой и для регуляторов в развитых странах, например, в Великобритании (См.: Тимохина А. Современные подходы к выбору модели регулирования финансового сектора национальной экономики // Вестник Института экономики РАН.2012. № 4. С. 81-82).

ресурсы. Поэтому Интернет в настоящее время является признанным средством раскрытия информации, ибо использование Сети в качестве канала доставки информации позволяет резко снизить временные и стоимостные издержки раскрытия.

На практике достижение и укрепление транспарентности, независимо от вида деятельности, складывается из следующих основных компонентов:

- достоверность и репрезентативность финансовой информации;

- прозрачность и читаемость как промежуточных, так и итоговых результатов финансово-хозяйственной деятельности;

- открытость и доступность финансовой информации для всех категорий заинтересованных пользователей;

- сопоставимость базы и унификация используемых итоговых форм и показателей на базе стандартизации.

Необходимо действие всех этих четырех составляющих в комплексе. Однако важнейшими среди них являются достоверность и репрезентативность, возможные лишь при наличии адекватной и эффективной системы контрольных, аудиторских и иных проверочных мероприятий.

Именно разветвленные и строгие системы контроля и проверок могут позволить достичь достоверности финансовой информации. Что касается ее репрезентативности, то здесь невозможно обойтись без жесткой и регламентированной системы внутренних (корпоративных) и внешних (регионально-территориальных) стандартов. Все это в огромной степени повышает значимость всех видов контрольно-аудиторских процедур -ведь именно они во многом обеспечивают прозрачность деятельности и достоверность информации.

В рекомендациях Базельского комитета «Внутренний аудит в банках и взаимоотношения надзорных органов аудиторов» отмечается, что надлежащий внутренний контроль в банковских организациях должен дополняться эффективной службой внутреннего аудита, независимым образом оценивающей деятельность контрольных систем в организации. С другой стороны, внешние аудиторы могут обеспечивать важную «обратную связь» для повышения эффективности этого процесса. Банковские надзорные органы должны удостовериться в применении эффективной методики и практики принятия менеджментом соответствующих корректирующих действий для реагирования на недостатки во внутреннем контроле, обнаруженные внутренними и внешними аудиторами. Наконец, надзору способствует сотрудничество надзорного органа, внутреннего аудитора и внешнего аудитора6.

Остановимся на различиях между двумя последними.

6 Рекомендации Базельского комитета по банковскому надзору «Внутренний аудит в банках и взаимоотношения надзорных органов и аудиторов» (Базель, август 2001 г.). См. Систему Гарант.

Главная задача внешнего аудита - установить соответствуют ли реальности представляемые отчеты и балансы проверяемой организации, оценить ее финансовое положение и результаты деятельности за определенный период. Внешний аудит четко регламентируется законодательными и нормативными актами: для российских банков это - федеральные законы «Об аудиторской деятельности», «О банках и банковской деятельности», положения Банка России об аудиторской работе в банковской системе Российской Федерации. Согласно им, аудиторская деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторских фирм (аудиторов) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности и оценке объективных данных о деятельности кредитных организаций. Основной целью внешнего банковского аудита является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитных организаций, а также ее соответствия действующему законодательству Российской Федерации (в том числе нормативным актам и указаниям Центрального банка РФ).

Внутренний аудит имеет другую природу, смысл, назначение и организацию по сравнению с внешним. Задачей внутреннего аудита является помощь организации в эффективном выполнении своих обязанностей и предназначений. Внутренний аудит - это постоянное орудие управления в системе внутреннего контроля, предназначенное для обеспечения (гарантии) достижения целей управления. Для этого сотрудники внутреннего аудита снабжают руководство организации результатами проведенного анализа, рекомендациями и информацией. Внутренние аудиторы не могут не сотрудничать с внешними аудиторами, но это сотрудничество (согласно Базельским рекомендациям) не должно трансформироваться в конкурентную борьбу и вытеснение внутренних аудиторов и контролеров из их сферы деятельности. Внешние аудиторы могут и должны указывать на недостатки в работе предприятий и организаций, исправлять же их должны не сотрудники со стороны, какими бы квалифицированными они ни были, а собственная система внутреннего контроля, оптимизирующая риски и чутко реагирующая на появление сбоев в работе.

Проводя различия между внешним и внутренним аудитом, следует также отметить, что первый носит более обязательный характер, чем второй. Именно поэтому некоторые руководители, пытаясь сэкономить, отдают предпочтение внешним аудиторам в ущерб развитию своей внутренней системы аудита, забывая о возможных последствиях.

Как внутренний аудит, так и аудит собственников (в лице ревизионной комиссии) преследуют одни и те же цели, направленные на повышение прозрачности деятельности хозяйствующих субъектов, на обеспечение качества и достоверности информации, отражаемой ими в финансовой отчетности. В российской практике эти институты в значительной степени дублируют друг друга. Степень их взаимодействия и их независи-

мость определяют надежность существующей в организации системы внутреннего контроля и возможность для собственников полагаться на их выводы для оценки эффективности менеджмента.

Так, в российском законодательстве понятие «ревизионная комиссия» закреплено как аудит со стороны собственников и ее (комиссию) можно рассматривать в качестве главного действующего контрольного института, поскольку является постоянно действующим органом, состоит из независимых директоров, подотчетных непосредственно совету директоров. Члены ревизионной комиссии не могут участвовать в управлении организацией, и среди них не должно быть ее бывших менеджеров. Как правило, в комиссию входит три-пять человек, обязанных иметь профессиональную подготовку по бухгалтерскому учету, аудиту или финансам. Однако опыт показывает, что гораздо важнее иметь нескольких директоров с хорошим практическим знанием отрасли, в которой работает организация, что позволяет с большей вероятностью выявить возможные слабые места в системе внутреннего контроля. При этом, по нашему мнению, хотя бы один член комиссии должен обладать достаточными знаниями и опытом работы в области бухгалтерского учета и финансов.

Вместе с тем в российском законодательстве отсутствуют как определение понятия «внутренний аудит», так и четкая формулировка его функций. Отдельные упоминания о внутреннем аудите содержатся в федеральных правилах (стандартах) аудиторской деятельности (ФПСАД), которые в настоящее время основательно модернизируются в связи с переходом аудиторской отрасли на международные стандарты. Согласно Международным профессиональным стандартам внутреннего аудита «внутренний аудит есть деятельность по предоставлению независимых и объективных гарантий и консультаций, направленных на совершенствование деятельности организации. Внутренний аудит помогает организации достичь поставленных целей, используя систематизированный и последовательный подход к оценке и повышению эффективности процессов управления рисками, контроля и корпоративного управления»7.

Наиболее подробно контрольная тематика в банковской сфере (в том числе внутренний контроль, функции внутреннего аудита) проработана в Положении Банка России от 16 декабря 2003г. № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах». С учетом кризисных потрясений 1998 г. и последующей реструктуризации кредитных организаций в данном документе, согласно международным стандартам и рекомендациям Базельского комитета по банковскому надзору жестко прописаны требования к системе внутреннего контроля и аудита в российских коммерческих банках и к качеству корпоративного управления. В Положении особо отмечается, что внутренний контроль и аудит - один

7 International Standards for the Professional Practice of Internal Auditing - www.iia-ru.ru.

из важнейших компонентов системы управления кредитной организации, обеспечивающий ее надежность, безопасность и устойчивость.

Именно внутренний аудит призван способствовать обеспечению надлежащего уровня транспарентности, безопасности и устойчивости, соответствующих характеру и масштабам проводимых банковских операций и сделок, защите прав клиентов и кредиторов с одновременным учетом интересов акционеров банка.

Исследование систем внутреннего аудита в ряде коммерческих банков позволило нам сделать следующие выводы:

- внутренний аудит в кредитной организации как особая система имеет свойственные только ему специфические черты, определяемые комплексом мер по обеспечению эффективной работы кредитной организации, защите интересов ее клиентов и акционеров, обеспечению прозрачности деятельности;

- работа внутреннего аудита в структуре управления банком должна определяться его функциональной политикой, то есть методами и последовательно принимаемыми мерами по формированию модели функционирования в соответствии с требованиями политики финансово-экономического развития;

- важнейшее место в системе внутреннего аудита должен занимать мониторинг рисков банковской деятельности, в ходе которого контрольные подразделения банка должны определять насколько существующие или вероятностные факторы, действующие на банк или банковскую систему в целом, влияют на природу и масштаб рисков кредитной организации;

- проблемы эффективности, конкурентоспособности и транспарентности остаются важнейшими для российской банковской системы. В этих условиях эффективность использования собственных и привлеченных средств должна быть усилена за счет развития системы внутреннего аудита в управлении банковскими рисками. В связи с этим внутренним аудиторам банка следует четко представлять действующую и будущую схему воздействия основных законодательных и правовых актов, касающихся в первую очередь лицензирования, внутрибанковского контроля и управления рисками. Это предполагает системный мониторинг основных направлений развития законодательной базы и соответствующую корректировку элементов внутреннего аудита;

- повышение эффективности внутреннего аудита в целях обеспечения транспарентности кредитных организаций предполагает формирование собственной нормативно-методической и информационной базы для параметрического планирования своей деятельности, а также использование мер административного воздействия для достижения конечных результатов, которые затем становятся известными широкому кругу общественности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.