Н.С. Зимина
внутренняя
регионализация рОссии: перспективы формирования внутренних регионов
Н.С. Зимина Читинский государственный университет
Сегодня закономерно в условиях глобализации формируется новая тенденция мирового развития - регионализация. Это противоречивый по отношению к глобализации, но синергетический процесс возникновения и упорядочивания нового политического, социокультурного, экономического пространства, направленный на обеспечение устойчивого и безопасного национального развития. Диалектической тенденцией, противоречащей негативному влиянию глобализации на российский социум, становится его регионализация, изменяющая политическую, экономическую, а самое главное, социокультурную ситуацию в России.
Регионализация - это формирование как внутренних, в границах исторически сложившихся территорий, так и новых регионов-систем, являющихся подсистемами более сложной международной системы и соответствующих определенным регионообразующим факторам: политическая, экономическая (ресурсная) самодостаточность, социокультурная, природная общность, высокая способность в обеспечении региональной безопасности. Как было отмечено, регионализация - это формирование нового социокультурного и природного пространства на основе интеграции более локальных территорий, сообществ, процесс, учитывающий специфику развития каждого социума.
Актуальность исследования данной проблемы заключается в необходимости осмысления и анализа процесса регионализации России, прежде всего внутренней; в объяснении причин этого процесса; изучения практики протекания процесса внутренней регионализации в российском регионе, а также социокультурного, экономического потенциала внутренних регионов, формирующихся в последнее время внутри России.
Регион - сложное взаимодействие различных регионообразующих
факторов: географических, экологических, экономических, политических, демографических и т. д. В соответствии с этим можно проследить диалектическую связь между ними. Диалектический метод дает возможность анализировать экономические, политические и другие явления в регионах с учетом противоречивости и сложности региональных процессов, взаимосвязи компонентов региональной и национальной жизни и постоянного качественного изменения всех ее сторон1.
Внутренние регионы России - это подсистемы более сложной социальной организации, способные за счет самодостаточности и сбалансированного взаимодействия обеспечить свое устойчивое развитие.
Подходя к пониманию регионализации с позиций системносинергетического подхода, Российскую Федерацию необходимо рассматривать, прежде всего, как «российский регион» - подсистему системы международных отношений. Определять его как подсистему позволяет то, что это социоприродное образование состоит, в свою очередь, из совокупности элементов - формирующихся внутренних регионов России.
Сегодня в России, под воздействием различных факторов глобализации, наметился процесс ее внутренней регионализации. Для него характерно возникновение внутренних, качественно новых, самодостаточных регионов, но при сохранении целостности единого российского полиэтнического государства. Так, внутри российского региона-системы как элементы выступают его внутренние регионы-подсистемы. Сегодня в России внутренние самодостаточные регионы полностью не сформированы. Происходит постепенное их становление. Это объясняется тем, что в условиях российской действительности внутренние регионы не отвечают всем требованиям регионообразующих факторов. Регионообразующими факторами, как уже было отмечено, являются: история региона (его освоение, формирование); государственное и территориальное устройство; географические и климатические условия, природные ресурсы; народонаселение, его динамика, расселение, урбанизация; этнический состав населения; уровень экономического развития региона; трудовые ресурсы; межрегиональные и международные связи региона и т. д. В начале 1990-х годов регионализм (сам факт существования регионов) стал одним из наиболее заметных явлений общественно-политической жизни России, регионы заявили о себе как о влиятельных и амбициозных экономических, политических и международных акторах2. Их влияние на внешнюю и внутреннюю политику страны возрастало на протяжении 1990-х годов. В рамках данного этапа синхронизация процессов регионализации и интеграции России в мировую экономику благоприятствовала вовлечению регионов в международные процессы, стимулировала влияние регионов на внешнюю политику России3. Регионализм в России, по мнению О.Б. Александрова, появился в рамках управленческого кризиса и явился реакцией на децентрализацию страны4.
В условиях, когда центральная власть в государстве ослабла, именно власть региональная (и регионы соответственно) стала активно развиваться, заявляя о своей самостоятельности в решении многих проблем.
На развитие регионов как системы влияет множество различных условий. Сегодня формирование внутренних российских регионов мобилизует и интенсифицирует местные этнокультурные и социоэкономиче-ские особенности развития каждой территории, т. е. при внутренней регионализации учитывается опыт развития каждого субъекта Российской Федерации. В этом плане необходимо фиксировать сочленение границ внутренних регионов России с границами федеральных округов, выделяя этот синергетический процесс предметом научной рефлексии. Это можно считать важной особенностью реализуемой политики внутренней регионализации России, так как данные территории соответствуют многим характеристикам и общенаучным представлениям региона, являя собой самодостаточные социумы, прежде всего в ресурсном и этнокультурном аспекте. Формирующиеся внутренние российские регионы, являясь в то же время участниками международных отношений, представляют, прежде всего, интересы всего государства в целом, преследуют возможности безопасных международных взаимоотношений. Выход на международную арену субъектов федерации и других территориальных образований национальных государств стал вызовом не только для международно-политической практики, но и для существующей методологии исследования международных отношений. Как следствие этого, термин «регион» становится еще более многослойным понятием, а его характеристики варьируются в зависимости от того, какого типа процессы являются предметом исследования. Так, для одних исследователей регион является надгосударственной, а для других - субнациональной (субгосударственной) категорией. Практика социально-экономического и социокультурного глобализирующегося развития, расширения международного взаимодействия в контексте обеспечения национальной, региональной и глобальной безопасности вынуждает искать новые интерпретативные формы понятия «регион»5. Внутренний регион России - это конкретно-историческая территориальная социальноприродная целостность, обладающая свойством ресурсной (природные и социальные ресурсы), технологической, историко-культурной и ценностноантропологической самодостаточности для расширенного социального воспроизводства, а также способная обеспечить (за счет перечисленных свойств) безопасность своего существования6.
Одна из первых попыток осмыслить понятие регион как субгосудар-ственную категорию содержалась в «Основных положениях региональной политики в Российской Федерации», утвержденной 3 июня 1996 г. Согласно этому документу, регион - это часть территории Российской Федерации, которая характеризуется общностью территориальных, социоэкономиче-
ских и национально-культурных компонентов. При этом границы региона могут совпадать с границами субъекта РФ или включать в себя территории нескольких субъектов РФ.
Решение президента В.В. Путина о создании семи федеральных округов, принятое 13 мая 2000 г., было воспринято как продвижение в направлении укрупнения регионов, границы новых образований практически совпали с границами военных округов.
Как отмечалось, внутренняя регионализация России тесно взаимосвязана с региональной политикой государства, с принципами федерализма. Во внутренних регионах России обнаруживается способность и потенциал обеспечения стабильного, устойчивого развития как их самих, так и самого государства, представляющего в условиях глобализации «российскую регион-систему». Внутренние регионы, в свою очередь, напрямую влияют на состояние национальной безопасности государства. В трансграничном сотрудничестве и взаимодействии они представляют, а, следовательно, и защищают национальные и региональные интересы всего государства. Внутренние регионы России призваны обеспечить баланс безопасного развития российского государства.
Формирование внутренних регионов России приводит к укреплению целостности государства за счет интеграции в крупные внутренние регионы разрозненных, в том числе и ослабленных, депрессивных, территорий. Так, центральные регионы, побеждая в экономической конкуренции, заставляют другие регионы находить свои конкурентные преимущества. Стремление к конкуренции регионов друг с другом, как следствие, порождает необходимость в постоянном улучшении своего социоэкономического и культурного состояния. В таком случае проведение политики обеспечения национальной безопасности становится более позитивным, в определенной степени облегчается, так как государство имеет дело с крупными стабильно развивающимися регионами.
Региональные особенности развития, их эффективное использование способно придать мобильность и гибкость государству при обеспечении его национальной безопасности. Это обеспечивает фундамент, основу новых стратегий безопасного и устойчивого развития государства-региона. Но при изучении процесса внутренней регионализации России необходимо учитывать особенность российских регионов. Нынешние российские регионы на протяжении большей части своей предыдущей истории существовали как административно-территориальные образования7.
Национальная безопасность - это состояние государства, при котором сохраняется его целостность и возможность быть самостоятельным субъектом системы международных отношений8. Как уже было отмечено, внутренняя регионализация способствует сохранению и укреплению целостности государства, следовательно, его национальной безопасности. Нацио-
нальная безопасность России тесно соотносится с процессом регионализации внутри страны. С одной стороны, без сильных регионов не может быть сильного государства, поэтому важнейшим фактором национальной безопасности становится эффективная региональная политика. Регионы в данном случае являются объектом политики национальной безопасности. С другой стороны, сами регионы объективно заинтересованы в стабильности государства, прочности его положения в мировом сообществе, выступая в связи с этим ключевыми субъектами осуществления политики национальной безопасности9.
Таким образом, можно проследить связь процесса внутренней регионализации и национальной безопасности государства. Только внутренне стабильное, устойчиво и динамично развивающееся государство способно обеспечить свою национальную безопасность. Внутренний регион России становится структурно-функциональным образованием, в рамках которого Российская Федерация может решать проблему исторической, нормативноценностной, культурной самоидентификации, тем самым обеспечивать эффективность развития экономической, политической, социальной, культурной сфер, определять направление своего устойчивого развития и безопасного международного взаимодействия. В связи с этим актуализируется проблема обеспечения региональной безопасности как важной составляющей национальной безопасности.
Сегодня важно стратегическое видение процесса внутренней регионализации России, осмысление его необходимости для страны, прежде всего, в контексте национальной безопасности. Этому должно способствовать научное обоснование процесса для дальнейшего развития России. Регионализация определяет также последующее мировое развитие, его закономерности и особенности.
Примечания
1. Абрамов Ю.Ф., Арсентьева И.И. Регионоведение России : учебное пособие / Ю.Ф. Абрамов, И.И. Арсентьева. - Иркутск : ИрГУ, 2006. - с. 34.
2. Александров О.Б. Регионы во внешней политике России. Роль Северо-Запада: монография / О.Б. Александров. - М. : МГИМО (У) МИД России, 2005. -с. 6.
3. Там же.
4. Там же. - с. 15.
5. Абрамов В.А., Волнина Н.Н. Глобализирующийся человек: грани социокультурного измерения: монография / В.А. Абрамов, Н.Н. Волнина. - Чита : Чит-ГУ, 2006. - с. 56.
6. Стародубцева К.А. Региональные антропологические ценности как элемент национальной безопасности России в условиях глобализации : автореф. дис.
.. .канд. филос. наук (09.00.13) / Стародубцева Ксения Анатольевна - с. 14.
7. Александров О.Б. Регионы во внешней политике России. Роль Северо-Запада: монография / О.Б. Александров. - с. 11.
8. Абрамов Ю.Ф., Арсентьева И.И. Регионоведение России: учебное пособие / Ю.Ф. Абрамов, И.И. Арсентьева. - с. 144.
9. Абрамов Ю.Ф., Арсентьева И.И. Регионоведение России: учебное пособие / Ю.Ф. Абрамов, И.И. Арсентьева. - С. 144.
актуальные
направления
политологических
исследований
В.В. Чащин
глобальная интеграция
и дезинтеграция
социального мира -
воспроизводственные
причины
международного
терроризма
В.В. Чащин Читинский государственный университет
Сформировавшиеся в науке направления исследований международного терроризма характеризуются правовым1, социологическим2, политологическим3, цивилизационным4, социально-психологическим5 и другими подходами.
Дополним имеющееся понимание его сущностной причины, связывая ее с глобальной интеграцией и дезинтеграцией социального мирового