Научная статья на тему 'ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ И ЕВРЕЙСКИЙ ВОПРОС'

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ И ЕВРЕЙСКИЙ ВОПРОС Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
128
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРЕЙСКИЙ ВОПРОС / НАУКА О ЕВРЕЙСТВЕ / АНТИСЕМИТИЗМ / ПОГРОМЫ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Хритов И.Н.

В статье рассматривается проблема еврейского вопроса в Российской Империи. Автор приводит анализ внутренней политики Российского государства по отношению к еврейскому населению и приходит к выводу о том, что оно не только не сумело решить еврейский вопрос, но и поспособствовало радикализации некоторой части революционно настроенного еврейства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNAL POLICY OF RUSSIAN EMPIRE AND THE JEWISH QUESTION

The article deals with the problem of the Jewish question in the Russian Empire. The author gives an analysis of the internal policy of the Russian state towards the Jewish population and comes to the conclusion that it not only failed to solve the Jewish question, but also contributed to the radicalization of some part of the revolutionary Jewry.

Текст научной работы на тему «ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ И ЕВРЕЙСКИЙ ВОПРОС»

УДК 9

Хритов И.Н.

студент 4 курса Санкт-Петербургский государственный университет (г. Санкт-Петербург, Россия)

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ И ЕВРЕЙСКИЙ ВОПРОС

Аннотация: в статье рассматривается проблема еврейского вопроса в Российской Империи. Автор приводит анализ внутренней политики Российского государства по отношению к еврейскому населению и приходит к выводу о том, что оно не только не сумело решить еврейский вопрос, но и поспособствовало радикализации некоторой части революционно настроенного еврейства.

Ключевые слова: еврейский вопрос, наука о еврействе, антисемитизм, погромы.

Еврейский вопрос, пожалуй, можно назвать одним из самых резонансных общественных споров в европейском сообществе (в российском в том числе), который может претендовать на статус поистине транснационального феномена. Данный вопрос по сути возник в пределах христианского мира, где евреи оказались в роли народа-маргинала. Первоначально задуманная надэтническая религиозная доктрина христианства ("В Нём нет ни эллина, ни иудея") далеко не в полном объеме соответствует духу космополитизма, так как вынужденно формировалась как оппозиция иудейскому прошлому.

Если в большей части стран Просвещенной христианской Европы XIX века наблюдалась тенденция к ассимиляции евреев и их вовлечению в социальную и экономическую жизнь общества, то политика в Российской Империи относительно еврейского вопроса носила гораздо более неоднородный и противоречивый характер.

Как традиционно считается, еврейский народ, как и любой другой не малочисленный народ Российской Империи, воспринимался в рамках категории «свой - чужой», при этом следует заметить, что назначение образа «чужого» предполагает не только осознание народом собственной отдельной сущности, но также «чужой» может символизировать потенциальную или реальную угрозу. Именно в этом ключе исследователю видится проблема еврейского вопроса в Российской Империи.

Существует целый ряд факторов, которые послужили причиной для формирования подобной системы убеждений как на государственном, так и на общественном уровнях. Как уже было отмечено в начале, коренное противоречие содержалось в религиозном аспекте и тех народных верованиях, которые существовали на территориях вблизи с еврейскими общинами. На первый взгляд идейная преемственность конфессий могла бы только послужить поводом для установления адекватных взаимоотношений между народами, однако реальность показывает обратное.

В ходе раздела Речи Посполитой в Российской Империи впервые осознается еврейский вопрос, как и осознается проблематичность его разрешения. И Екатерина II, и Павел I вместе с попытками интегрировать евреев в экономическую жизнь общества не удерживались и от введения законов, которые ущемляли их права (важно отметить, что законы касались не только допустим ограничения их права на свободу передвижения (введение черты оседлости), но касались также и их экономических интересов, скажем, введение двойного налогообложения). Здесь мы замечаем ту противоречивую двойственность, которая будет преследовать внутреннюю политику России на протяжении десятилетий в рамках решения еврейского вопроса. Система убеждений об опасном «чужом» базировалось не только на оппозиционных друг другу религиях, но также на представлении о "религиозном фанатизме" евреев. Сформировалось мнение о том, что «столетия гонений и учение Талмуда сформировали среди евреев особый замкнутый склад ума — менталитет гетто,

который вместе с религиозно усиленным чувством превосходства над „гоями" делал невозможным для евреев стать лояльными гражданами государства». Согласно этому представлению, евреи не могли быть лояльны как государству, так и проживающему в рамках него народу, поэтому отсюда рождается миф об «экономической эксплуатации и обмане» местного населения, а также подвергается анализу система кагалов, которая, во-первых, еще больше обособляло еврейское общество от внешнего мира, представляя собой государство в государстве, а во-вторых, поддерживала всевозможные формы экономической деятельности, что делало невозможной здоровую конкуренцию (за идею отмену кагалов выступал поэт Гавриил Державин, отмечается, что большая часть его предложений опиралась на советы 2 польских евреев, сторонников еврейской реформы).

Условно "решение" еврейского вопроса в Российской Империи можно разделить на события до 1881 года и после. Британский историк российского еврейства Джон Клир справедливо отмечает, что до 1881 года проводилась последовательная политика по "сближению" и "слиянию", всё же "государство и общество сошлись во мнении, что евреи могут и должны быть преобразованы в здоровую силу общества". Если в политике Александра I можно было проследить попытки постепенного урегулирования еврейского вопроса (допустим в 1804 г. было учрежден особый комитет, в котором обсуждались вопросы улучшения жизни евреев), то линия Николая I была гораздо более решительной и носила отчетливый антиеврейский характер (ликвидация системы кагалов, запрет на ношение еврейской одежды, введение рекрутской повинности и так далее). Тем не менее радикальные решения, принятые Николаем I по урегулированию еврейского вопроса, не привели к значительным успехам и не были положительно восприняты еврейским населением.

Хотя и принято считать, что в период правления Александра II евреи жили наиболее благоприятно, тем не менее следует утверждать, что незавершенный, половинчатый характер реформ привел к возникновению

острых противоречий в обществе, в том числе и в рамках еврейского вопроса. Окончательно не слившись с местным населением, евреи стали скорее только больше привлекать внимание и одновременно с этим у народа усилились антисемитские настроения. Важную роль стали играть и средства массовой информации, так, в частности, возникли консервативные газеты, которые периодически транслировали резкую юдофобскую риторику. Впоследствии это всё привело к катастрофе 1881 г. когда прошёл целый ряд погромов после убийства Александра II народовольцами. Спорным остаётся вопрос насколько власти действительно поощряли погромы, однако нельзя не согласиться с Клиром, который утверждал, что "юдофобские установки имперского правительства создали условия, стимулировавшие переход евреев в оппозицию - революционную или буржуазную". Дальнейшее усиление политической реакции, погромы, государственный кризис в стране привели только к большему ухудшению условий жизни евреев. Значительная часть (порядка 2 млн евреев эмигрировало за период с 1881 по 1914 годы), а многие, оставшись, встали на путь революционной борьбы.

Находясь на грани падения, Российская Империя так и не сумела решить давно насущный еврейский вопрос, даже скорее наоборот, революционно настроенное еврейство способствовало коренным политическим изменениям России и формированию ее будущего облика.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Барталь И., Лурье И. История еврейского народа в России - Том 2 - От разделов Польши до падения Российской империи. - Иерусалим: М.: Мосты культуры - Гешарим, 2012. - 534 с.

2. Задохин, А. Г. ЕВРЕЙСКИЙ ВОПРОС: ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ / А. Г. Задохин. — // ГОСУДАРСТВО, РЕЛИГИЯ, ЦЕРКОВЬ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ. — 2010. — № 4. — С. 156-161.

3. Френкель, Й. Пророчество и политика : социализм, национализм и русское еврейство, 1862-1917 / Й. Френкель. — 1-е изд. — Иерусалим : Gesharim ; Москва : Мосты культуры, 2008. — 846 c.

4. Klier J. D. Imperial Russia's Jewish Question, 1855-1881. - 1-е изд. - Cambridge University Press, 2005. - 560 с.

Khritov I.N.

4th year student Saint-Petersburg State University (Saint-Petersburg, Russia)

INTERNAL POLICY OF RUSSIAN EMPIRE AND THE JEWISH QUESTION

Abstract: the article deals with the problem of the Jewish question in the Russian Empire. The author gives an analysis of the internal policy of the Russian state towards the Jewish population and comes to the conclusion that it not only failed to solve the Jewish question, but also contributed to the radicalization of some part of the revolutionary Jewry.

Keywords: Jewish question, Jewish science, anti-Semitism, pogroms.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.