Научная статья на тему 'Проблема статуса еврейского населения России и Германии в конце XIX - начале XX в'

Проблема статуса еврейского населения России и Германии в конце XIX - начале XX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1136
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРЕЙСКИЕ ОБЩИНЫ / ИУДАИЗМ / ГЕРМАНИЯ. РОССИЯ / АНТИСЕМИТИЗМ / ЭМАНСИПАЦИЯ / ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / JEWISH COMMUNITIES / JUDAISM / GERMANY / RUSSIAN EMPIRE / ANTI-SEMITISM / EMANCIPATION / THE FIRST WORLD WAR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Абалян Анна Игоревна

Статья посвящена анализу особенностей государственной политики в отношении еврейских сообществ в Российской империи и Германии накануне и в ходе Первой мировой войны. Дается оценка правового положения евреев, уровня их эмансипации по сравнению с другими национальными группами. Особое внимание уделяется рассмотрению степени интегрированности еврейских общин в принимающих обществах и характер их взаимоотношений. Исследуются формы проявления антисемитизма в Германии и России, а также основные факторы, влияющие на формирование антиеврейской политики на государственном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Problem of the Status of the Jewish Population of Russia and Germany in the Late XIX - Early XX Century

The article is devoted to the analysis of features of the state policy against Jewish communities in the Russian Empire and Germany before and during the First World War. The legal status of Jews, their emancipation level in comparison with other national groups is assessed. Special attention is paid for examining the degree of integration of the Jewish communities in host societies and the nature of their relationship. The forms of anti-Semitism in Germany and Russia, as well as the main factors influencing the formation of anti-Jewish policy at the state level are highlighted.

Текст научной работы на тему «Проблема статуса еврейского населения России и Германии в конце XIX - начале XX в»

УДК 323

А. И. Абалян

ПРОБЛЕМА СТАТУСА ЕВРЕЙСКОГО НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ И ГЕРМАНИИ В КОНЦЕ XIX — НАЧАЛЕ XX В.

Статья посвящена анализу особенностей государственной политики в отношении еврейских сообществ в Российской империи и Германии накануне и в ходе Первой мировой войны. Дается оценка правового положения евреев, уровня их эмансипации по сравнению с другими национальными группами. Особое внимание уделяется рассмотрению степени интегрированности еврейских общин в принимающих обществах и характер их взаимоотношений. Исследуются формы проявления антисемитизма в Германии и России, а также основные факторы, влияющие на формирование антиеврейской политики на государственном уровне.

Ключевые слова: еврейские общины, иудаизм, Германия. Россия, антисемитизм, эмансипация, Первая мировая война.

До конца XVIII в. еврейские сообщества во всех странах Европы характеризовались преобладанием общей традиционной культуры, религиозного культа и жизненного уклада, а также единого языка идиш, который с его возникновения в X в. и до конца XVIII в. был основным средством устного общения евреев от Нидерландов до Украины, а также в ашкеназских поселениях в Италии, на Балканском полуострове и в Палестине. При наличии существенных различий в условиях экономической деятельности евреев-сефардов в промышленно развитых странах Западной и Центральной Европы, вовлеченных в процессы международной торговли, и евреев-ашкеназов, населявших преимущественно аграрные области Восточной Европы, социальный и правовой статус еврейского населения повсеместно оставался крайне низким. Дискриминация и отсутствие юридических основ для обеспечения интеграции обусловливали изолированность и замкнутость развития еврейских сообществ во всех европейских странах. Однако в дальнейшем проявились существенные различия в социально-политических условиях существования евреев Западной и Восточной Европы. Это стало результатом двух встречных движений в странах Западной и Центральной Европы: рационалистичного еврейского просвещения (Хаскалы), с одной стороны, и государственной политики ассимиляции евреев — с другой. Наиболее известным представителем Хаскалы, который выступал за эмансипацию евреев, фактически порвав с религиозной традицией, был немецкий еврей Моисей Мендельсон (1729-1786). Выступая за интеллектуальный диалог еврейской и христианской традиций, он выполнил перевод Торы на немецкий язык, чтобы евреи изучали язык окружавшей их культуры.

Идеи Хаскалы получили широкое распространение на Западе, приведя к взаимопроникновению еврейской и европейской культур, а также к возникновению феномена либерального иудаизма, более адаптированного к реалиям

© А. И. Абалян, 2014

современной жизни общества. Одновременно начался процесс предоставления евреям в странах Западной Европы гражданских прав, уравнивающих их с другими национальными и религиозными общностями. Первыми в Европе были эмансипированы французские евреи. В 1791 г французский революционный парламент предоставил им юридическое равенство, что означало возможность получения полноправного гражданства без каких-либо предварительных условий. В других странах Западной и Центральной Европы, включая Англию и Италию, процесс эмансипации завершился только в XIX в. Например, в Германии сразу же после объединения в 1871 г. евреям был предоставлен статус полноправных граждан с некоторыми исключениями: например, они не имели права занимать офицерские и судебные должности. Безусловно, предоставление евреям гражданских прав не означало избавление от антисемитизма, о чем свидетельствует, например, получившее широкий общественный резонанс дело Дрейфуса, единственного офицера-еврея Генерального Штаба французской армии, обвиненного в шпионаже в пользу Германии (1894-1906). Тем не менее правовое положение евреев в западных странах к началу Первой мировой войны разительно отличалось от ситуации в Российской империи, где проживало большинство еврейского населения Европы.

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЕВРЕЕВ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

В первой половине XIX в. политика российского правительства характеризовалась тщетными попытками насильственной ассимиляции еврейского населения в русской среде. Несмотря на лояльность еврейского населения во время Отечественной войны 1812 г, основной целью властей во вторую половину царствования Александра I и всю эпоху Николая I было «защитить коренное население от эксплуатации и пагубного влияния евреев и уменьшить вред, ими причиняемый, путем их перевоспитания» (Очерк истории еврейского народа, 1992, с. 496). Александр I, находясь под сильным влиянием религиозно-мистических идей, пытался сблизить евреев с основным населением путем поощрения их к крещению. Для интеграции выкрестов в сословно замкнутое русское общество был создано специальное Общество израильских христиан, просуществовавшее с 1817 по 1833 г., однако не добившееся видимых результатов. Николай I многократно ужесточил государственную политику в отношении еврейского населения, возобновив воинскую повинность для евреев и втрое увеличив рекрутский набор по сравнению с другими народами империи с целью укрепить связи еврейства с христианским сообществом и вынудить их принять православие. Еврейские дети с 12 лет должны были проходить подготовку в специализированных кантонистских школах перед поступлением на действительную военную службу, продолжавшуюся 25 лет. Бесчеловечное отношение к учащимся и принудительное крещение в еще большей степени способствовали обособлению еврейских общин, а попытки законодательно искоренить традиционную культуру, в частности закрытие еврейских типографий (1836) и запрет на ношение еврейской одежды (1850), привели к полному неприятию политики правительства по ассимиляции.

Культурная революция, ставшая следствием Хаскалы и коренным образом изменившая жизнь евреев в западных странах, не была воспринята в Польше, России и Литве. Связано это было во многом с тем, что в среде восточноевропейского еврейства не сложилось социально активной прослойки, которая сблизилась бы с окружающей культурой. Христианское население сельскохозяйственных регионов Российской империи, где в чертах оседлости проживала большая часть евреев, не могло предложить адекватной альтернативы культурным еврейским традициям в силу крайне низкого образовательного уровня. В результате группы просвещенных евреев Восточной Европы находились под влиянием не их собственного окружения, а культурных центров на Западе, в первую очередь в Германии. Основоположником Хаскалы в России считается Ицхак бен Левинзон; в книге «Миссия в Израиле» (1828) он предложил ряд преобразований в еврейском воспитании, включая необходимость изучения европейских языков. В 1820-е — 1830-е гг. еврейские просветители основывали новые школы в Одессе, Кишиневе, Риге, преподавание в которых велось на немецком языке. Таким образом, до 1860-х гг. лишь небольшая часть евреев Российской империи знала русский язык, и впоследствии, когда возросло число обучающихся в средних и высших учебных заведениях, они продолжали составлять ничтожный процент всего еврейского населения. Не изменило ситуации и создание в 1863 г. Общества для распространения просвещения среди евреев в России.

Ряд государственных инициатив во время более либерального правления Александра II, направленных на частичную эмансипацию евреев в Российской империи, например разрешение на проживание вне черты оседлости купцам первой гильдии, ученым и ремесленникам, не имели поддержки ни в среде еврейского населения, ни в среде их социального окружения. Усилились антиеврейские настроения и в кругах русской интеллигенции, что было связано с возрастающим влиянием славянофилов в сфере общественной жизни.

С приходом к власти Александра III, проводившего политику укрепления начал «самодержавия, православия, народности» и ограничения прав нерусских национальностей, вновь ужесточилась юридическая дискриминация евреев. «В царской России антисемитизм был составной частью национальной политики правительства, и в зависимости от конкретно-исторических условий еврейский вопрос приобретал различную окраску» (Гасратян, 1999, с. 33). Крайне негативное отношение Александра III к евреям сформировалось под влиянием К. Победоносцева и результатов деятельности компании «Грегер, Горвиц, Ко-ген и Варшавский», занимавшейся снабжением русской армии во время войны 1877-1878 гг. и обвиненной в многомиллионных хищениях (Витте, с. 64). Знаменитое высказывание К. Победоносцева в полной мере отражает отношение к евреям в Российской империи в конце XIX — начале XX в.: «Еврей — паразит, удалите его из живого организма, внутри которого и на счет которого он живет, и пересадите его на скалу, и он погибнет» (цит. по: Маймон, www.jewage.org).

Параллельно с ограничениями права постоянного жительства на определенных территориях — в черте оседлости, впервые возникшей еще при Екатерине II, после трех разделов Польши, — вводились направленные против евреев запреты на профессиональную деятельность и процентная норма в учебных заведе-

ниях (за исключением консерватории). Земская реформа 1890 г. лишила евреев права участвовать в органах земского самоуправления, а Новое Городское уложение от 11 июня 1892 г. — в выборах в органы городского самоуправления как в губерниях черты оседлости, так и за ее пределами. После убийства в 1881 г. царя Александра II в России вплоть до Первой мировой войны происходили антиеврейские бунты и погромы. Это обстоятельство и крайняя нищета, в которой жили евреи, привели к их массовой эмиграции. В период между 1881 и 1914 гг. Россию покинули около 2 млн евреев, которые транзитом через страны Западной Европы большей частью эмигрировали в США. Огромные масштабы еврейской эмиграции были результатом целого ряда экономических и политических факторов. Однако сильнее этих побудительных причин, влиявших в значительной мере и на другие европейские народы, была внутригосударственная антиеврейская политика.

В еврейском общественном мнении в России доминировали две точки зрения на эмиграцию. Сионистскую концепцию отстаивали члены первой палести-нофильской организации Ховевей-Цион, возникшей в 1881 г после еврейских погромов, утверждавшие, что самостоятельное существование нации возможно только на исторической родине народа, в Палестине. Популярна была также американская идея, подразумевавшая возможность основать в рамках Соединенных Штатов самостоятельный «еврейский штат». Сионистское движение в целом имело большую популярность среди евреев Российской империи. Об этом свидетельствует активное участие российских евреев в деятельности Всемирного сионистского конгресса 1897 г. в Базеле, где из 179 делегатов 66 были выходцами из России. Важно также, что, хотя идеологи сионистской концепции Т. Герцль, М. Гесс, М. Нордау принадлежали к немецкой культуре, те, кто в действительности занимались ее реализацией, составляли интеллигенцию народа, говорившего на идиш и живущего в «черте оседлости» в тесных польских, украинских, литовских, русских и румынских городках. В Западной Европе, напротив, сионистское движение встретило сильное сопротивление со стороны большинства евреев. К этому времени они уже не только в основном ассимилировались, но и стали патриотами своих стран. Сионизм был своего рода угрозой для западноевропейских еврейских сообществ, так как ставил под сомнение их лояльность в отношении стран проживания. Вследствие этого сионистское движение в Западной Европе развивалось очень медленно и преимущественно среди молодежи, имея поддержку до окончания Первой мировой войны не более 2 % от всего еврейского населения.

Николай II продолжал политику своего отца, направленную на борьбу со всеми проявлениями либеральных и революционных настроений, и в первую очередь с евреями, которых он считал главными их носителями. Антисемитская политика властей России отрицательно сказывалась на международном положении страны. Так, в связи с отказом правительства России предоставить американским евреям те же права, которые имели в России остальные американские граждане, президент США У. Тафт по настоянию Конгресса денонсировал в декабре 1911 г. русско-американский торговый договор, действовавший с 1832 г.

В этот период широкое распространение юдофобских настроений в России привело к появлению крайних националистических партий и черносотенных организаций — Общества хоругвеносцев, Союза русского народа и т. д. Отражением враждебного отношения к евреям и иудаизму в российском обществе в целом стал печально известный судебный процесс 1911-1913 гг. над М.-М. Бей-лисом, обвиненным в ритуальном убийстве 12-летнего христианского мальчика с целью использования его крови для приготовления мацы к Пасхе. Несмотря на то что в итоге Бейлис был оправдан судом присяжных, широкий резонанс от громкого процесса обострил существующие межнациональные и межконфессиональные противоречия. Политическая полемика вокруг «еврейского вопроса» затронула также культурную сферу и привела к развитию нового жанра литературы, так называемого антисемитского романа. Представителями нового направления были В. Крестовский, Н. Вагнер, Е. Шабельская, С. Литвин-Эфрон. Важное место в их произведениях занимает идея всемирного еврейского заговора, нашедшая законченное выражение в известной фальсификации «Протоколы сионских мудрецов».

В 1905 г. чиновник синодальной канцелярии Сергей Нилус опубликовал в Москве книгу под названием «Великое в малом. Антихрист как близкая политическая реальность». Двенадцатая глава была снабжена приложением, озаглавленным «Протоколы сионских мудрецов» (далее — «Протоколы»), якобы содержавшим отчеты о тайных собраниях вождей всего еврейства на сионистском конгрессе 1897 г. На этих собраниях, по утверждению автора книги, вырабатывались директивы для утверждения мирового владычества евреев. Книга была переведена на ряд иностранных языков и произвела сильное впечатление, в особенности в академических кругах Германии. В 1921 г. сотрудник лондонского «Таймс» доказал, что в большинстве своем протоколы дословно списаны с выпущенного в 1868 г. памфлета Мориса Жоли, в котором приверженцы Наполеона III, масоны и бонапартисты, обвинялись в грандиозном заговоре для достижения мирового владычества. Автор «Протоколов» просто заменил слова «масоны» на «евреи». Частично же «Протоколы» заимствованы из романа «Биарриц», опубликованного в том же году, где описывалось, что каждые сто лет князья рассеянных двенадцати колен Израилевых собираются на старом кладбище в Праге и решают, как укреплять владычество евреев над миром. Несмотря на очевидность подделки, что было официально признано на громком международном процессе против издателей «Протоколов» по иску еврейской общины Берна (Швейцария) в 1935 г., «Протоколы» широко использовались для антиеврейской пропаганды. Например, А. Гитлер в 1921 г. начинает цитировать их, а затем использует в «Ме1п Kampf» как одно из оснований своей антисемитской идеологии; в США в это же время Генри Форд прилагал их в качестве бесплатного подарка каждому покупателю его машин.

Еще одним нововведением периода царствования Николая II стало определение «еврейства» не столько по религиозным, сколько по расовым критериям. Наиболее ярко эти изменения проявились в русской армии. Если ранее только иудеи (или, как их называли в армейском делопроизводстве, «исповедующие еврейский закон талмудисты») не допускались к производству в офицеры и по_ 75

ПОЛИТЭКС 2014. Том 10. № 2

ступлению в военные и юнкерские училища, то согласно Высочайшему повелению от 11 мая 1910 г эти ограничения распространились и на детей еврейского происхождения, даже если крестились их отцы или деды (Петровский-Штерн, 2003, с. 186-190). В целом отношение к евреям-солдатам формировалось как под влиянием укорененных в среде российских военных предубеждений, так и в связи с общественно-политическими процессами в стране. Особенного напряжения ситуация достигла накануне Первой мировой войны, ставшей тяжелейшим потрясением и для еврейского населения страны, и для самой империи.

Если в отношении солдат и офицерского корпуса к евреям можно найти и позитивные, и негативные моменты, то среди высшего военного руководства подобная неприязнь являлась неотъемлемым атрибутом лояльности. Об этом свидетельствует проект об отмене призыва евреев в армию и замене воинской повинности денежным налогом, который трижды рассматривался Советом государственной обороны и Государственной думой в период с 1903 по 1914 г. в связи с убеждением, что «пребывание евреев в армии — чрезвычайное зло, крайне вредное для интересов армии» (цит. по: Гольдин, 2007). Данный проект так и не был реализован, поскольку был признан несправедливым по отношению к другим народам империи (прежде всего к русскому), однако продемонстрированные в ходе подготовки этой реформы пренебрежение и враждебность к евреям, вне всякого сомнения, сказались на жесткой антиеврейской политике российских военных властей в годы Первой мировой войны.

Лучше всего отношение к евреям в России в военное время характеризует протопресвитер русской армии и флота о. Георгий Шавельский, в целом в своих «Воспоминаниях» достаточно критично оценивающий боевые и моральные качества евреев-солдат. Тем не менее он отмечает: «Если в постигших нас неудачах фронт обвинял Ставку и военного министра, Ставка — военного министра и фронт, военный министр валил все на Великого князя, то все эти обвинители, бывшие одновременно и обвиняемыми, указывали еще одного виновного, в осуждении которого они проявляли завидное единодушие: таким "виноватым" были евреи» (Шавельский, 2010).

Евреи России, как и других воюющих стран, приняли самое активное участие в Первой мировой войне. Все русско-еврейские печатные издания, включая и сионистские, и выходившие на идиш, проявили в эти дни патриотические настроения в связи с началом войны. Мобилизация среди еврейского населения империи прошла практически без недобора; в 1914 г. в армии насчитывалось 400 тыс. евреев, к концу 1916 г. их число возросло до 500 тыс. Процент евреев в армии во время войны был выше, чем в составе населения России в целом, как и процент убитых и выбывших из строя. Значительное число составляли добровольцы-евреи, в числе которых были и студенты заграничных университетов, из-за процентной нормы лишенные права учиться в России. В армию призывались многие врачи-евреи и даже отдельные офицеры-евреи. Несколько тысяч из них были награждены за участие в войне, некоторые стали полными Георгиевскими кавалерами.

Тем не менее с первых дней войны среди высшего командного состава армии и военной администрации прифронтовых районов стали широко рас-

пространяться слухи о поголовном участии еврейского населения в шпионаже в пользу Германии; доходили до абсурда рассказы о том, что религиозные евреи прячут в бородах телефоны для передачи немцам секретной информации. Уже в начале августа 1914 г. начали поступать приказы о выселении евреев из части населенных пунктов Польши. В особенно тяжелом положении оказалось еврейское население Галиции, которая была оккупирована русскими войсками в 1914-1915 гг. Здесь армейское командование считало евреев своими главными врагами: в приказах, расклеенных на улицах галицийских городов, говорилось о «явно враждебном отношении евреев» к русской армии (Там же). Издевательства над евреями, избиения и даже погромы, которые особенно часто устраивали казачьи части, стали в Галиции обычным явлением. После того как 1 мая 1915 г. австро-венгерские и немецкие войска начали наступление в Галиции, все евреи были вывезены под конвоем с территории в товарных вагонах с надписью «шпионы». Во Львове и в других городах военные власти брали евреев в качестве заложников (Книга о русском еврействе, 1960, с. 138-139).

По свидетельству современника и непосредственного участника событий Первой мировой войны Я. Г. Фрумкина, на Юго-Западном фронте для предотвращения противоправительственной пропаганды евреями (врачами и санитарами) был издан приказ «воспретить зачислять их в санитарные поезда и в другие подобные учреждения, отправляя указанных лиц в такие места, где условия менее благоприятствуют развитию пропаганды, как, например, на передовые позиции, на работы на перевязочных пунктах, уборку раненых с полей сражения». Некоторые другие распоряжения гласили: «Евреев — нижних чинов, отправлять на фронт первыми уходящими маршевыми ротами», «евреев гнать в сторону неприятеля» и т. д. (Там же, с. 92-93). Отсюда становится понятным, почему потери на фронте среди евреев были в процентном отношении выше, чем среди других народностей Российской империи. Среди документов первого года войны также важно постановление, изданное командующим армией Эвертом в марте 1915 г.; в нем предписывалось «усилить наказания за мошенничество в случаях, когда обвиняемыми являются евреи, а пострадавшими части войск или отдельные воинские чины» (Там же, с. 94). Таким образом, наказание определялось не тяжестью преступления, а национальной или религиозной принадлежностью обвиняемого. Немало евреев было расстреляно без суда или по приговору военно-полевых судов.

Наибольшей враждебностью по отношению к еврейскому населению отличалось высшее военное командование — главнокомандующий Великий князь Николай Николаевич и начальник штаба Ставки генерал Н. Янушкевич. Примером может служить, в частности, заведомо ложное обвинение в том, что причиной поражения и тяжелых потерь русских частей в одном из боев стало укрывательство немецких солдат местным еврейским населением. Вследствие этого Янушкевичем был отдан приказ выслать все еврейское население из большей части Курляндской (28 апреля 1915 г.) и Ковенской (5 мая 1915 г) губерний (Там же, с. 94-97). Политическая неблагонадежность евреев стала причиной запрета всех публикаций на еврейских языках и даже использования еврейских букв

ПОЛИТЭКС. 2014. Том 10. № 2

в частной переписке. Кроме того, евреи обвинялись в спекуляциях, намерениях девальвировать русскую валюту и т. п.

Шпиономания государственных властей и антисемитская пропаганда в ходе Первой мировой войны распространились и на революционные события в России 1917 г., главными идеологами которых были объявлены еврейские политические партии. Даже далекий от объективности в еврейском вопросе А. И. Солженицын отмечал: «Петербургские верхи все же поддавались соблазнительно простому объяснению, что Россия ничем органически не больна, что вся революция, от начала и целиком, есть злобная еврейская затея и часть мирового иудо-масонского заговора. Давно была бы Россия в зените мировой славы и могущества, если бы не евреи! И этим близоруким, удобным объяснением вельможные круги еще бесповоротнее определяли свое близкое падение» (Солженицын, 2001, с. 415).

Февральская революция 1917 г., завершившаяся падением монархии в России, способствовала значительному улучшению правового положения евреев. 22 марта Временное правительство приняло постановление, отменяющее все ограничения в правах российских граждан, обусловленные принадлежностью к тому или иному вероисповеданию, вероучению или национальности. Отмене подлежали около 150 статей, содержавших те или иные антиеврейские ограничения; в частности, упразднялись черты оседлости; евреи обрели возможность занимать любые должности в армии, гражданской администрации, судебных органах; была упразднена процентная норма при приеме в учебные заведения (Книга о русском еврействе, 1960, с. 139-141). Таким образом, еврейское население России в конечном счете было эмансипировано и уравнено в правах с остальными гражданами страны.

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЕВРЕЕВ В ГЕРМАНИИ

Несмотря на трудности, переживаемые еврейскими общинами в эпоху промышленной революции и модернизации, как и все меньшинства в эпоху становления новых национальных государств в XIX в., евреи Германии были глубоко интегрированы в немецкое общество. Идеи еврейского просвещения М. Мендельсона, «еврейского Сократа», по выражению Лессинга, за несколько десятилетий превратили еврейские общины из полностью изолированных закрытых сообществ, «нации в нации», в неотъемлемую часть немецкой культуры. Огромную роль в этом сыграло то, что еврейское население владело языком страны проживания и использовало его в повседневной жизни. Замена древнееврейского языка — иврита, на котором создавалось все культурное наследие евреев, и языка повседневного бытового общения — идиша государственным языком была основным лозунгом приверженцев Хаскалы или, по словам Г. Гейне, «входным билетом в европейскую культуру». Это позволило выходцам из еврейской среды принимать самое активное участие во всех областях творческой жизни. Они сыграли заметную роль в развитии журналистики, издавая наиболее влиятельные печатные издания в Германии и во Франции и основав важнейшие телеграфные агентства, такие как «Рейтер» в Англии и «Вольф» в Германии. В обла-

сти литературы Л. Берне и Г. Гейне пользовались большим влиянием в Германии и считались духовными вождями движения «Молодая Германия». Многовековая музыкальная еврейская традиция позволила внести заметный вклад в развитие европейского музыкального искусства благодаря творчеству таких выдающихся композиторов, как Мендельсон-Бартольди (возродивший интерес к произведениям Баха, забытого в течение целого столетия), Галеви, Оффенбах. Не менее активное участие еврейские интеллектуалы принимали и в развитии европейской науки, в основном в области философии и математики, в меньшей степени связанных с официальными должностями, доступ к которым для евреев был ограничен.

В экономическом плане возможности евреев также возрастали. К XIX в. еврейские банки открыли филиалы во всех странах Европы и пользовались значительным влиянием, в особенности в столичных городах. Еврейские банкирские дома во Франкфурте-на-Майне, Майнце, Гамбурге, Вене и Берлине играли традиционную роль финансовых советников в правительственных кругах. Они содействовали основанию государственных банков в Германии, участвовали в финансировании проведения железных дорог и в развитии градостроительства. При этом ко второй половине XIX в. большинство еврейских банкиров порвали связи с еврейством и постепенно ассимилировалось в среде европейской аристократии.

Влияние Хаскалы во многом трансформировало и религиозные представления немецкого еврейства. К началу XIX в. большая часть еврейской интеллектуальной элиты придерживалась агностических взглядов, отказываясь от традиционных предписаний и практик ортодоксального иудаизма. Число евреев, принявших христианство, достигло 60 % от общего населения страны (масштабы, сопоставимые только с крещением евреев Испании после окончания Реконкисты).

Однако процесс правовой эмансипации евреев Германии протекал очень медленно и встретил серьезное сопротивление в немецком обществе. Связано это было с окончанием наполеоновских войн, в ходе которых еврейским сообществам на короткий период под давлением французского правительства был предоставлен полноправный гражданский статус. Установление режима Священного Союза привело к отрицанию в кругах немецкой интеллигенции идей Просвещения и возврата к идеалам средневекового «христианского государства». Наиболее сильно эти изменения отразились на отношении к «еврейскому вопросу». Если ранее именно в интеллектуальной сфере происходило сближение евреев и неевреев, то сразу же после Венского конгресса в академических трудах проявилась риторика против притязаний евреев на право германского гражданства. Утверждалось, что «пока евреи придерживаются иудаизма, надо их рассматривать как чужих и необходимо защищать население от их вмешательства в политическую и хозяйственную жизнь страны» (Очерк истории еврейского народа, 1992, с. 486). Результатом этой антиеврейской агитации стала серия погромов, начавшихся в 1819 г. в Вюрцбурге, распространившихся впоследствии на всю Баварию, центральную, юго-западную и северную Германию, с требованиями изгнания евреев. Девиз погромщиков «хеп-хеп»

является акронимом латинского выражения «Hierosalima est perdita» (Иерусалим пал), использовавшегося римлянами после уничтожения Второго храма в I в. н. э.; это доказывает, что организовывали погромы и руководили ими немецкие интеллектуалы. В разгар погромов был издан пасквиль, призывавший к истреблению евреев, к «продаже их в рабство владельцам плантаций и рудников в английских колониях, к оскоплению мужчин и отправке женщин в публичные дома» (Там же, с. 487) — программа, которая предвосхищала идеологию и методы А. Гитлера век спустя. В результате в большинстве германских государств евреи оказались в том же положении, что и до Французской революции. Несмотря на активное участие еврейского населения в борьбе против наполеоновских войск, после окончания войны им вновь был закрыт доступ к государственным, муниципальным и академическим должностям. Во Франкфурте-на-Майне они были вновь водворены в гетто, из некоторых вольных городов еврейское население было полностью изгнано, в Баварии сохранились прежние ограничения евреев в правах.

Значимые изменения в правовом положении евреев начались во время революции 1848 г., но окончательно предоставление гражданских прав и свобод еврейскому населению немецких земель оформилось только после прихода к власти Бисмарка и объединения Германии, когда новый Рейхстаг в 1871 г отменил все ограничения, связанные с религиозной принадлежностью.

Политическому признанию равенства евреев сопутствовало стремительное улучшение их экономического положения — к 1870 г. 60 % еврейского населения принадлежали к среднему классу, а к 1900 г из 200 богатейших прусских семей 40 были еврейскими. Евреи составляли лишь 5 % населения Берлина, однако на их долю приходилось 30 % налоговых выплат (Eggerz, 2007). Строительство на территориях немецких городов грандиозных синагог, намного превышавших действительные религиозные нужды немногих ортодоксальных иудеев, свидетельствовало о растущей толерантности принимающих сообществ и высокой степени социальной интеграции еврейского населения. Это же подтверждало и увеличивающееся число смешанных браков, возросшее с 8,4 % в 1901 г. до 29,86 % в 1915 г. (Ibid.). Большинство немецких евреев обладали своего рода двойственной идентичностью: сохраняя элементы иудейской традиции, но отказываясь от крещения, они в культурном отношении восприняли и традицию христианскую, отмечая религиозные праздники обеих конфессий, празднуя Шаббат в воскресенье и признавая Рождество (так называемые рождественские евреи).

Таким образом, к концу XIX в. еврейские сообщества были полностью ассимилированы в Германии. Однако в социальной плоскости именно этот период характеризуется наиболее широким распространением идей антисемитизма в Германии, которая становится центром юдофобского движения в Европе. Началом данного процесса стали антисемитские выступления, связанные с обвинениями евреев в биржевом крахе 1873 г., обусловленные недовольством немецкого общества масштабами еврейского экономического процветания. В конце 1870-х гг. в академических кругах Германии начинают развиваться расистские теории, «научно» обосновывающие порочность и неполноценность еврейского -

ПОЛИТЭКС. 2014. Том 10. № 2

го народа. Наиболее авторитетной стала книга известного оппонента Маркса Е. Дюринга «Еврейский вопрос как вопрос о расовом характере и о его вредоносном влиянии на существование народов, на нравы и культуру»,1 в которой он пишет: «Еврейское племя оказалось и материально, и духовно разновидностью, вредною для всего человеческого рода; поэтому по отношению к этому племени вопрос не в том, что это — раса чуждая, а в том, что это — раса, врожденно и бесповоротно испорченная... где жиды на первом плане, там и наибольшая испорченность. Это — основной факт всей культурной истории и всей культурной географии» (Дюринг, 1906).

Кроме того, вероятно, дополнительным катализатором традиционной латентной враждебности к евреям стала лавинообразная миграция евреев в 1880-1914 гг. из Восточной Европы на Запад, проходившая через территорию Германии. В 1882 г. в Дрездене состоялся первый международный конгресс антисемитов, опубликовавший «Манифест к правительствам и народом христианских государств, обреченных на гибель по вине еврейства». Антисемитская агитация привела к тому, что еврейский вопрос стал одной из центральных проблем в общественной жизни Германии и регулярно обострялся пропагандой консервативных партий в борьбе за влияние на общественное мнение. В 1890 г. немецкими либералами и социалистами был создан «Союз для борьбы с антисемитизмом», во главе которого стояли видные политические деятели, в частности А. Бебель, однако юдофобские идеи продолжали развиваться. В 1898 г. была опубликована получившая огромную популярность и распространившаяся миллионным тиражом книга Х. С. Чемберлена «Основы XIX века»; в ней история человечества была представлена в форме борьбы созидающей арийской расы с разрушающей еврейской расой. Известно, что император Вильгельм II читал ее своим детям и рекомендовал для изучения в офицерских школах (Очерк истории еврейского народа, 1992, с. 552). Таким образом, антисемитская концепция стала неотъемлемой частью господствующей идеологии.

Однако, несмотря на антисемитские выступления, немецкие евреи с гордостью подчеркивали свою «гражданскую» национальную принадлежность. В период Первой мировой войны, породившей пик массового национализма в Европе, евреи защищали свое государство, воюя против единоверцев по другую сторону фронта. К началу Первой мировой войны в Германии жило около 600 тыс. евреев, что составляло менее 1 % от населения страны. Подавляющее большинство немецких евреев, не забывая иудаизма и еврейских традиций, считали Германию своей родиной, и охвативший немцев патриотический подъем, вызванный начавшейся войной, не мог обойти и их. Немецкие евреи полагали, что активным участием в войне они отблагодарят страну за предоставленные им права и свободы и лишат поддержки общественного мнения инициаторов антисемитских кампаний. Таким образом, чтобы никто не усомнился в их лояльно-

1 На основании решения Мещанского районного суда г Москвы от 3 декабря 2008 г. книга «Еврейский вопрос как вопрос о расовом характере и его вредоносном влиянии на существование народов, на нравы и культуру» внесена в Федеральный список экстремистских материалов и запрещена к распространению на территории РФ.

сти, евреи Германии стремились показать себя еще большими патриотами, чем сами немцы. Кроме того, существовало убеждение, что поражение Российской империи в войне послужит эмансипации российских евреев.

В первый же день войны на призывной пункт явился самый пожилой немецкий доброволец, еврей по происхождению, 68-летний генерал В. фон Мосснер, известный военачальник, незадолго до войны вышедший в отставку. А самым молодым немецким добровольцем оказался 13-летний еврейский подросток И. Ципис, который в 1918 r. сумел проникнуть в ряды новобранцев и попасть на фронт. Из 96 тыс. евреев-военнослужащих 10 тыс. записались добровольцами, 2 тыс. были произведены в офицеры и 19 тыс. — в унтер-офицеры (Аникин, 2014).

В годы Первой мировой войны в составе элиты германской армии Luftwaffe сражались более 200 еврейских летчиков, свыше 50 из них погибли в воздушных боях. Многие стали гордостью германской военной авиации, например В. Франкль (1893-1917), еврейский ас, вошедший в историю как первый в мире летчик, сбивший самолет противника в ночном воздушном бою. В его честь была выпущена почтовая открытка с портретом и надписью «Наш самый успешный летчик»; кроме того, он вошел в число девяти самых выдающихся летчиков-истребителей, награжденных высшей наградой кайзеровской Германии — орденом Pour le Mérite (Шульман, www.alefmagazine.com).

В первые месяцы войны строгая военная цензура сдерживала проявления антисемитской пропаганды в немецком обществе и в средствах массовой информации. Однако когда война приобрела затяжной характер и возросло число жертв, когда британская морская блокада прервала ввоз в страну продуктов питания и сырья для военной промышленности, в Германии традиционно началась охота на ведьм. В условиях растущей усталости населения, угрозы голода и военного поражения в печати и в Рейхстаге вновь возникли антисемитские настроения; одним из самых популярных обвинений стало то, что евреи призывного возраста уклоняются от военной службы, а если и попадают в армию, то остаются в тылу. Распространялись оскорбительные для еврейских солдат истории о трусости и предательстве евреев, их нежелании и неготовности выносить трудности боевой обстановки.

В октябре 1916 г. Военное министерство Германии инициировало так называемую перепись евреев с целью выяснить чины и должности, занимаемые евреями, число погибших, признанных негодными к военной службе, причины признания негодными и т. д. Перепись показала, что 80 % еврейских солдат сражались на передовой, потери среди них непропорционально велики, случаев дезертирства выявлено не было (Wein, www.jewishhistory.org). Полученные свидетельства предсказуемо не были обнародованы, что, с одной стороны, лишь подогрело распространяемые слухи о еврейском предательстве, а с другой — явилось унижением для евреев-фронтовиков.

После войны широкое распространение в Германии получила «легенда об ударе кинжалом в спину» (die Dolchstoßlegende). Согласно ей немецкая армия потерпела поражение не на поле боя, а оттого, что ей нанесли предательский удар в спину внутренние враги — социал-демократы и евреи. Унизительный для

Германии Версальский мирный договор, заключенный по итогам Первой мировой войны, представлялся навязанным евреями, а Веймарская республика — еврейским изобретением, или, как ее иногда называли в антисемитских кругах, «еврейской республикой». Однако помимо растущей враждебности к еврейскому населению эти обвинения отражали и уровень их интеграции в немецкое общество во времена Веймарской республики.

Как считает классик немецкой исторической науки Г.-А. Винклер, лавинообразно усиливающийся антисемитизм в немецком обществе в годы Первой мировой войны стал питательной почвой, на которой несколькими годами позже расцвел национал-социализм А. Гитлера (Винклер, 2013). Так молодая неокрепшая нация ограждала свое жизненное пространство от «чужаков», укрепляя собственную идентичность, и евреи оказались самым привлекательным врагом.

Подводя итоги, можно заключить, что вне зависимости от различного правового, социального и экономического положения еврейского населения в Германии и Российской империи в XIX — начале XX в. политика антисемитизма на государственном и общественном уровнях усиливалась в периоды кризисов, приобретая отчетливые формы расовой и религиозной нетерпимости. Более того, по мере эмансипации евреев и включения их в экономическую и культурную жизнь принимающих сообществ можно наблюдать развитие новых форм юдофобских движений, свойственных именно для данного исторического периода. Если ранее преследования евреев носили в основном характер борьбы с иноконфессиональным, внутренне замкнутым и чужеродным сообществом, воспринимаемым как угроза христианским ценностям, то с конца XIX в. и в России, и в Германии отношение к еврейству начинают определять «расовые» предрассудки. В этот период возникает сам термин «антисемитизм», введенный, как считается, немецким публицистом В. Марром в 1879 г. в памфлете «Победа иудейства над германством, рассматриваемая с нерелигиозных позиций», выражающем неприятие свойств семитской расы и ее наиболее характерных представителей — евреев. Еще одной новой тенденцией стало возникновение организованных движений или партий, которые, базируясь на псевдонаучных теориях неполноценности «еврейской расы», видели своей основной целью борьбу с евреями и их влиянием, в отличие от антиеврейских эксцессов предыдущих периодов, где они выступали лишь побочным явлением, сопровождавшим общие политические и социальные процессы. Так, понятие, заимствованное из категориального аппарата биологической и антропологической науки и экстраполированное в социальную сферу, привело к появлению нового феномена «расового антисемитизма», определившего судьбы европейских евреев первой половины XX в.

Литература

Аникин В. И. Пошел иудей на иудея... // ИСРАГЕО: журнал для коллекционеров впечатлений. 2014 5 окт. (http://isrageo.com/2014/10/05/iposhel (дата обращения: 27.10.2014)) (Anikin V. I. And

Went a Jew on Jew... // ISRAGEO: The Magazine for the Collectors of Impressions. 5.10.2014 (http:// isrageo.com/2014/10/05/iposhel (date of access: 27.10.2014))).

Винклер Г.-А. Веймар, 1918-1933. История первой немецкой демократии М., РОССПЭН, 2013. 880 с. (Vinkler G.-A. Weimar, 1918-1933. The History of the First German Democracy. M.: ROSSPEN, 2013. 880 p.).

Витте С. Ю. Воспоминания // Электронная библиотека классической литературы. http:// libclub.com/V/VitteSYu (дата обращения: 15.09.2014) (Vitte S. Yu. Memories // Electronic Library of Classical Literature (http://libclub.com/V/VitteSYu (date of access: 15.09.2014))).

Гасратян С. М. История и идеология еврейского религиозного движения XIX-XX вв. М.: Институт востоковедения РАН, 1999. 238 с. (Gasratyan S. M. History and Ideology of the Jewish Religious Movements of the XIX-XX Centuries. M.: Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences, 1999. 238 p.).

Гольдин С. Русская армия и евреи накануне Первой мировой войны // Лехаим. 2007. Сентябрь. www.lechaim.ru/ARHIV/185/goldin.htm (дата обращения 10.09.2014) (Goldin S. The Russian Army and the Jews on the Eve of the WWI // Lechaim. 2007. September (www.lechaim.ru/ ARHIV/185/goldin.htm (date of access: 10.09.2014))).

Дюринг Е. Еврейский вопрос, как вопрос о расовом характере и о его вредоносном влиянии на существование народов, на нравы и культуру. М., 1906 // www.rummuseum.ru/portal/ node/3327 (дата обращения: 12.10.2014) (Duhring E. The Jewish Question, as the Question of Racial Character and its Harmful Impact on the Existence of Peoples, Customs and Culture. M., 1906 // www.rummuseum.ru/portal/node/3327 (date of access: 12.10.2014)).

Книга о русском еврействе (1860-1917) / ред. Я. Г. Фрумкин, Г. Я. Аронсон, А. А. Гольденвейзер. Нью-Йорк: Союз Русских евреев, 1960. 480 с. (The book of Russian Jewry (1860-1917) / eds. Y G. Frumkin, G.Y Aronson, A. A. Goldenweiser. New York: The Union of Russian Jews, 1960. 480 p.).

Маймон К. Убийственная встреча // www.jewage.org/wiki/ru/Article:Убийственная_встре-ча (дата обращения: 15.10.2014) (Maimon K. Murderous Meeting // www.jewage.org/wiki/ru/ Article:Убийственная_встреча (date of access: 15.10.2014)).

Очерк истории еврейского народа / ред. Ш. Эттингер. Иерусалим: Библиотека-Алия, 1992. 891 с. (Sketch of the History of the Jewish People / ed. by Sh. Ettinger. Jerusalem: Library-alia, 1992. 891 p.).

Петровский-Штерн Й. Евреи в русской армии: 1827-1914. М.: Новое литературное обозрение, 2003. 556 с. (Petrovsky-Stern J. Jews in the Russian army: 1827-1914. M.: New literary review, 2003. 556 p.).

Солженицын А. И. Двести лет вместе. М.: Русский путь, 2001. 521 с. (Solzhenitsyn A. I. Two Hundred years together. M.: Russian way, 2001. 521 p.).

Шавельский Г. Воспоминания последнего протопресвитера русской армии и флота. Крутицкое Патриаршее подворье, 2010. 704 с. // http://militera.lib.ru/memo/russian/shavelsky_gi/15. html (дата обращения: 15.09.2014) (Shavelsky G. V. Memories of the Last Archpriest of the Russian Army and Navy. Krutitskoe Patriarchal Farmstead, 2010. 704 р. // http://militera.lib.ru/memo/ russian/shavelsky_gi/15.html (date of access: 15.09.2014)).

Шульман А. Еврейские асы германских Luftwaffe // www.alefmagazine.com/pub890. html (дата обращения: 25.10.2014) (Shulman A. Jewish German aces of the Luftwaffe // www. alefmagazine.com/pub890.html (date of access: 25.10.2014)).

Eggerz S. The German-Jewish Epoch of 1743-1933: Tragedy or Success Story? Issues. Summer 2007 // The American Council for Judaism. www.acjna.org/acjna/articles_detail.aspx?id=457 (date of access: 5.10.2014).

Wein В. World War I and the Jews // Jewish History Blog. www.jewishhistory.org/world-war-i-and-the-jews (date of access: 30.09.2014).

ПОЛИТЭКС. 2014. Том 10. № 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.