Зарубежный опыт
Внутренняя политика независимого государства и стратегические интересы мировых держав (опыт Мьянмы)
М.А. Ананьин
Многообразие современного мира, многовариантность развития оказывают сильное, но в то же время неоднозначное влияние на отдельные страны и народы. За последние десятилетия произошло немало переломных событий: развал Советского Союза, крах биполярной мировой системы и др. Началось преобразование не только международных отношений и связей, но и внутриполитических систем отдельно взятых государств. Стремительность перехода из одного состояния в другое в разных странах имеет свою специфику и нередко регулируется внешним окружением, заинтересованным в данных изменениях. В этом плане особый интерес представляет анализ внутриполитических либеральных преобразований в Мьянме, информация о которых все чаще фигурирует на первых полосах ведущих мировых СМИ.
Первый в истории визит в Мьянму президента США Б. Обамы в ноябре 2012 г. стал новостью «номер один» в мире1. Вслед за лидером США новую мьянманскую столицу Нейпьидо посетили и другие ведущие мировые политики, включая Министра иностранных дел России С.В. Лаврова2.
Такой неожиданно возросший интерес к стране, на протяжении последних десятилетий находившейся в состоянии экономического застоя, развивавшейся в условиях сохранявшегося авторитарного диктаторского режима и международной изоляции, связан с серьезными качественными и позитивными изменениями в экономике и появлением определенных либеральных тенденций в социальной политике современных мьянманских властей. В этих условиях современная Мьянма начинает занимать важное место в осуществлении стратегических планов ведущих мировых держав. Активизация экономической жизни и социально-политических процессов создает перспективы для дальнейшего активного развития Мьянмы и усиления ее роли в масштабах ЮВА и всего мирового сообщества.
1 http://www.reuters.com/artide/2012/11/19/us-asia-obama-myanmar-id USBRE8AI04320121119
2 Визит состоялся в январе 2013 г.
118
Выпуск 4 2013
МА. Ананьин
Внутренняя политика: исторические особенности и современные реформы
Начиная с ранних этапов становления бирманской государственности находящиеся у власти традиционные правители не проявляли особой заботы о создании условий для развития торговли и активизации хозяйственной жизни в стране. Прежде всего они были заинтересованы в захвате южных районов Бирмы с преобладающим монским населением3. Кроме того, бирманские правители на протяжении XVI-XVIII вв. совершали вторжения на территорию соседних государств, в первую очередь своего непосредственного соседа — Таиланда, для захвата и вывода больших групп населения для освоения захваченных территорий.
В XIX в. Бирма попала в сферу колониальных интересов Британской империи. В результате первой и второй англо-бирманских войн4, несмотря на сопротивление бирманских правителей, вся территория Нижней Бирмы оказалась захвачена, а в 1885 г. вся территория страны была оккупирована и включена в состав Британской Индии. С одной стороны, колониальная политика англичан привносила элементы западной культуры, образования и современной промышленности, но с другой — способствовала сохранению традиционных основ бирманского общества, преимущественно аграрного направления экономики страны, а также преобладанию натуральных форм производства и обмена, при сохранении определяющего идеологического влияния ортодоксального буддизма.
После окончания Второй мировой войны и обретения Бирмой независимости в 1948 г. премьер-министр У Ну избрал путь развития государства с упором на укрепление влияния религиозных традиций и буддийской идеологии. Несмотря на то что официально было заявлено о курсе на построение социалистического государства, на практике сохранение традиционных социально-экономических и религиозных отношений, исторически сложившиеся особенности массового сознания способствовали выработке весьма своеобразного характерного только для Бирмы пути экономического и политического развития, который не только не способствовал активизации экономической жизни, развитию товарного производства и рыночных отношений, но и еще больше усугубил весьма противоречивое внутриполитическое положение. Все это привело к росту недовольства и в конечном итоге к свержению правительства У Ну5.
Начиная с 1961 г. в стране установился авторитарный режим во главе с генералом Не Вином. В Бирме армейская верхушка сформировалась преимущественно в период Второй мировой войны и в первые годы независимости. Ее кадровый состав был составлен в первую очередь из бывших борцов за освобождение страны от колонизаторов. Профессиональных военных, получивших помимо практической еще и теоретическую подготовку, среди них практически не было. Большинство из них имели слабое представление об управлении госу-
3 Одна из крупных народностей в Мьянме. В IX-XVII вв. монские княжества были независимыми.
4 Первая англо-бирманская война — 1824-1826 гг., вторая — 1852-1853 гг.
5 Дарченков Д.В. У Ну и государственное развитие Бирмы. М.: Институт востоковедения РАН, 1997.
ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
119
Зарубежный опыт
дарством, экономике и способах решения общественных проблем. Упор делался на командные методы управления. Если кабинет свергнутого Премьер-министра У Ну опирался прежде всего на подготовленные еще англичанами кадры, то после его роспуска новой власти пришлось создавать систему госуправления практически с нуля. С этого времени военные в Бирме практически занимают все важные посты в административной системе страны. К началу 90-х гг. XX в. их доля среди госслужащих составляла 60-70%6. Часть из них назначалась на эти должности, не имея даже среднего образования. В то же время около ста тысяч высококвалифицированных специалистов и представителей интеллигенции покинули страну.
Изоляционистская политика правительства Не Вина, основная ставка на аграрный сектор в экономике в противовес промышленному развитию и практическое ограничение частной собственности привели к экономическому застою и масштабному политическому и экономическому кризису в конце 1980-х гг. В 1987 г. Генассамблея ООН относила Бирму к числу наименее развитых стран мира. Экономика страны была в рецессии, ВВП на душу населения едва достигал 200 долл. США, тогда как в соседнем Таиланде данный показатель достигал 960 долл.7. Государственное регулирование цен привело к расширению теневой экономики и черного рынка, объем которого, по различным оценкам, достигал 40% ВНП страны. Повышение цен на продовольствие и проведенная грабительская демонетизация еще больше способствовали росту антиправительственных настроений в обществе. В стране начались стихийные волнения. Назревал новый государственный переворот.
В результате обострившейся политической борьбы правительство Не Вина в 1988 г. было вынуждено уйти в отставку. Власть в стране вновь узурпировали военные из оппозиционной Не Вину группировки. Был создан Государственный совет по восстановлению законности и правопорядка (ГСВЗП), возглавляемый наиболее авторитетными генералами. Было объявлено, что после проведения выборов в парламент и по их итогам ГСВЗП официально передаст власть законно избранному правительству. В то же время реальная политическая ситуация в стране характеризовалась не только деятельностью стремившихся к власти военных, но и сложившейся к этому времени оппозиционной группой во главе с дочерью национального героя Аун Сана — Аун Сан Су Чжи. Сформировавшаяся на ее основе Национальная лига за демократию (НЛД) одержала убедительную победу на состоявшихся в 1990 г. всеобщих парламентских выборах8. Ее успех во многом определялся не столько конкретной политической программой и реальными действиями, сколько растущим в обществе недовольством диктаторским режимом, установленным военными. В среде малообразованного и изолированного от мира населения либерализация политики правительства воспринималась как наступление мгновенного благоденствия.
6 Листопадов Н.А. Особенности внешней политики Мьянмы (Бирмы). История и геополитика.М.: 1998.
7 Бектимирова Н.Н., Дольникова В.А. Альтернативные пути демократизации. На примере Камбоджи и Таиланда. М., 2009.
8 Назаров В.В. Мьянма. Как это было в 90-е // Азия и Африка сегодня. 2009.
120
Выпуск 4 2013
МА. Ананьин
Поражение на выборах стало большим ударом для уверенных в своей победе бирманских генералов. Они отказались передавать реальную власть НЛД до принятия новой конституции. Для ее выработки было создано Национальное собрание, куда вошли все основные политические силы страны. Однако в 1995 г. НЛД обвинила военных в отказе учитывать их предложения и объявила о прекращении сотрудничества с ними. С этого времени начинается новый этап политической борьбы. В результате проведения несанкционированных митингов Аун Сан Су Чжи была задержана и посажена под домашний арест, который с небольшим перерывом продлился до ноября 2010 г. Данные действия мьянманских властей вызвали шквал критики со стороны ряда руководителей стран мирового сообщества.
Поняв, что «эксперимент» с выборами провалился, а углубляющаяся кризисная ситуация требует незамедлительных действий, военное правительство заявило о смене курса. Еще в период подготовки к выборам, наряду с проявлением определенных признаков либерализации режима, правительство уже в конце 1988 г. объявило о начале рыночных экономических реформ9. И если политические преобразования были вынужденной уступкой требованиям оппозиции, то экономические диктовались насущной необходимостью. В условиях активизации экономической жизни, связанной с возросшим интересом к Мьянме со стороны Китая и других ведущих региональных держав, необходимо было создавать условия для развития товарного производства и капиталистического хозяйства. Был принят ряд законов, направленных на снятие запретов с деятельности частного сектора и развитие внутреннего рынка. Была отменена государственная монополия на внешнюю торговлю10. Для привлечения иностранных капиталовложений была провозглашена политика «открытых дверей», согласно которой разрешалось прямое привлечение иностранных инвестиций и создание смешанных компаний.
Сам факт начала реформ и их безусловно рыночный характер, цели и методы по модернизации страны, ясно показали, что состав военного правительства был весьма неоднороден. Наряду с крайне консервативно настроенными генералами в его состав входили высокообразованные и неординарные личности, понимавшие объективную необходимость политических и экономических перемен11. В то же время проведенные преобразования носили ограниченный характер и не удовлетворяли интересов западного мира. При этом его особое недовольство вызвало решение правительства Мьянмы о сохранении масштабного государственного сектора и отказ от приватизации ведущих отраслей промышленности. Однако действия мьянманских властей были продиктованы рядом факторов, и в первую очередь острой финансовой необходимостью. Ставка была сделана на привлечение в страну иностранного капитала при сохранении контроля над ним со стороны государства. Упрощение въездного режима зна-
9 Симония А.А. Мьянма: переход к рыночной экономике (1988-2011). М.: Институт востоковедения РАН, 2012.
10 Ibid.
11 Основным «двигателем» этих реформ был, как полагают многие эксперты, Министр торговли полковник Абель, ведущий бирманский экономист, закончивший британскую Королевскую военную академию в Сандхёрсте.
ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
121
Зарубежный опыт
чительно расширило возможности не только для иностранных деловых кругов, но и создало благоприятные условия для развития туризма. В 1990 г. была создана «Юнион оф Мьянма экономик холдинг лимитед», которая фактически стала своеобразной площадкой для распространения свежих экономических идей и знаний12. Данное решение было продиктовано тем, что чиновники госпредприятий постоянно демонстрировали свою вопиющую некомпетентность и непонимание реалий рыночных отношений. Реформаторы также считали, что военной элите необходимо учиться современным методам ведения бизнеса и работе в новых экономических условиях. В целом даже небольшая либерализация режима принесла свои определенные позитивные плоды. К 1995 г. ВВП страны увеличился в четыре раза (41,4 млрд долл. США), а доход на душу населения составил уже 930 долл. США13. Открывшаяся для внешнего мира после долгих лет изоляции Мьянма стала представлять значительный интерес для иностранных инвесторов и торговых партнеров, а несколько стабилизировавшаяся после жестких мер военного руководства внутриполитическая ситуация открывала для зарубежных партнеров новые возможности.
Политические решения, на которые мьянманское правительство было вынуждено пойти в конце первого десятилетия XXI в., были вызваны радикальными изменениями экономической ситуации в результате активной хозяйственной деятельности, связанной с осуществлением проектов, инициированных США и Китаем. В этих условиях руководство Мьянмы оказалось перед необходимостью предпринять меры по проведению определенных экономических преобразований, улучшающих инвестиционный климат в стране. После формирования нового гражданского правительства стало возможно планирование и осуществление крупных государственных инвестиционных программ. Впервые за много лет распределять национальный бюджет будут президент и специально созданная финансовая комиссия. Это позволит более эффективно и открыто использовать национальные ресурсы.
Страна находится накануне серьезных экономических и социально-политических перемен, возможность их реализации во многом зависит от эффективности экономической деятельности на территории Мьянмы Китая и стран Запада, в первую очередь США, и от политики находящихся у власти правительств.
Была объявлена новая государственная стратегия по построению так называемой дисциплинированной демократии. Согласно этой стратегии в новом государственном устройстве военные должны сосредоточить свою деятельность не на социальной и экономической сфере, а на укреплении обороноспособности страны. Одновременно приняты определенные меры по либерализации законодательства. Так, была легализована деятельность профсоюзов, отменена цензура над средствами массовой информации, проведены амнистии, в рамках которых получили свободу несколько тысяч заключенных, в том числе лидер оппозиции Аун Сан Су Чжи, которая провела свыше 15 лет под домашним арестом. В августе
12 Симония А.А. Мьянма: переход к рыночной экономике (1988-2011). М.: Институт востоковедения РАН, 2012.
13 Ibid.
122
Выпуск 4 2013
МА. Ананьин
2011 г. с ней встретился президент страны Тейн Сейн . В 2012 г. возглавляемая ею оппозиционная партия Национальная лига за демократию получила право участвовать в выборах и свободно вести агитацию, в результате в апреле 2012 г. она получила 43 из 45 депутатских мандатов, выставленных на дополнительные выборы. Новое руководство выполнило практически все требования стран Запада, необходимые для снятия или смягчения санкций.
Смена внешнеполитического курса
Еще одной задачей военных властей стала линия на региональную интеграцию и сближение с соседями. В условиях, когда биполярная система перестала существовать, на первый план в международных отношениях стали выходить экономические интересы. Мьянма, обладая большими запасами природных и людских ресурсов, стремилась привлечь в свою экономику более развитых соседей. Наиболее тесные связи у мьянманских властей сложились с Таиландом. Несмотря на долгую историю противостояния двух стран в Бангкоке с начала 1990-х гг. стал проявляться все больший интерес к расширению экономических связей с Мьянмой, военное руководство которой предоставило таиландскому бизнесу режим наибольшего благоприятствования, получив взамен колоссальный приток инвестиций. Таиланд также стал своего рода посредником между Мьянмой и внешним миром. Именно Бангкок выдвинул инициативу концепции «конструктивного вовлечения» Янгона в региональные и международные дела. Результатом проведения данной политики стало вступление Мьянмы в АСЕАН в 1997 г., что еще более укрепило ее позиции в регионе и открыло новые экономические возможности.
Благодаря таиландским инвестициям в Мьянме стала активно развиваться добывающая промышленность. На шельфе Андаманского моря были обнаружены значительные запасы природного газа. После начала их разработки и строительства газопровода в Таиланд, доход от его продажи стал весомой статьей доходной части мьянманского бюджета. По оценкам экспертов, в настоящее время порядка 20% газовых электростанций Таиланда генерируют электроэнергию благодаря мьянманским поставкам. В 1999 г. был подписан проект о строительстве еще одного 400-километрового газопровода. Согласно данным госпредприятия нефти и газа Мьянмы (MOGE) в 2007-2008 гг. стоимость экспортированного в Таиланд газа превысила 2,5 млрд долл. США.
Однако введение в том же 1997 г. политических и экономических санкций со стороны западных стран резко подорвало потенциал набиравшей ход мьянманской экономики. Такой подход Запада к внутриполитической ситуации в Мьянме стал стратегически благоприятным для Китая, дав ему больше возможностей для распространения влияния на это государство.
В то же время, несмотря на активно развивающееся сотрудничество с Китаем, вступление в АСЕАН и активизацию экономических связей с соседним Таиландом, мьянманское руководство продолжало осуществлять достаточно закрытую внешнюю и внутреннюю политику. Большая часть населения страны была оторвана от мировых источников массовой информации. Их сведения об окружающем мире и глобальных событиях были крайне скудными. Важным ис-
ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
123
Зарубежный опыт
точником распространения таких знаний стала начавшаяся с начала 1990-х гг. массовая трудовая миграция мьянманцев в соседний Таиланд.
Определить количественные параметры этой миграции чрезвычайно трудно, поскольку ни в одной из этих двух стран социальная статистика не приводит сколько-нибудь надежных цифр, которые бы определяли реальное число прибывающих в Таиланд мьянманцев. В обеих странах не существует четкой системы статистического учета трудовых мигрантов. Однако определенные цифры, раскрывающие масштабы миграции, публикуются в таиландской трудовой статистике и в материалах различных международных организаций. Судя по этим данным, общее количество проживающих в Таиланде мьянманских рабочих, по данным на 2010 г., определялось в пределах от 1,5 до 2 млн человек. Они составляли 80% всех иностранных рабочих в Таиланде. Основная масса трудовых мигрантов представляет собой неквалифицированную рабочую силу. Они широко используются в лесном и сельском хозяйствах, различных отраслях промышленного производства, сферах бытового и личного обслуживания.
Усиливающуюся роль в борьбе за свои стратегические интересы в Мьянме в последние годы играет Китай. На протяжении последних десятилетий Китай проводил политику так называемого нового регионализма, в которой «мягкая экспансия» выступает одним из рычагов китайского влияния на страны ЮгоВосточную Азии, где Пекин стремится расширить свои энергетические возможности и получить доступ к прибрежной зоне Индийского океана. В последние годы Китай значительно активизировал свою экономическую деятельность на мьянманском направлении. Главный стратегический интерес Пекина объясняется тем, что современная Мьянма является самым крупным государством в Индокитае и расположена на пересечении путей, соединяющих Китай со странами, имеющими выход к побережью Индийского океана. Через территорию этой страны проходит один из кратчайших путей транспортировки товаров (прежде всего — углеводородов) из Ближневосточного региона в южные районы Китая в обход узкого Малаккского пролива, контролируемого США. Кроме того, китайское руководство рассматривает Мьянму как важное звено в Китайской стратегии «жемчужного ожерелья», заключающейся в установлении своего постоянного присутствия в акватории Индийского океана. С учетом постоянного роста мировых цен на энергоресурсы и ценные металлы, обширные природные богатства этой страны привлекают все больше внимания.
В настоящее время Китай активно наращивает свое экономическое присутствие в Мьянме. Экономическая деятельность КНР сопровождается развитием транспортной системы, интенсивным строительством дорог, налаживанием телекоммуникаций, что создает благоприятные условия для активизации хозяйственной деятельности населения страны. Пекин также постепенно становится крупнейшим экономическим партнером страны. Объем двусторонней торговли с 1988 по 2011 г. увеличился в 20 раз — с 255 млн долл. до 5 млрд долл. США. К 2012 г. общий объем китайских инвестиций уже составил 14,14 млрд долл. Началось строительство китайско-мьянманского нефтепровода и газопровода. Протяженность мьянманского участка нового газопровода составит 793 км, а протяженность указанного участка нефтепровода — 771 км. По завершению данного строительного проекта нефтепродукты из портового города Кьяукпью
124
Выпуск 4 2013
МА. Ананьин
на западном побережье Мьянмы будут доставляться в город Жуйли в китайской провинции Юньнань. Проектная мощность нефтепровода составит 22 млн т в год, а газопровода — 12 млрд куб. м.
Такой возрастающий интерес Китая к Мьянме сопровождается как позитивными, так и негативными последствиями. С одной стороны, увеличивается приток иностранных инвестиций и происходит активизация экономической жизни страны, но с другой — укрепление позиций Китая в современной Мьянме создает условия для конкуренции между КНР и ведущими западными странами. В результате усилившегося давления со стороны США и ЕС руководство Мьянмы пытается демонстрировать более многовекторную политику без односторонней ориентации на Китай.
Так, в сентябре 2011 г. было объявлено о приостановке начатого в 2009 г. строительства крупной гидроэлектростанции на р. Иравади. Этот проект стоимостью 3,6 млрд долл. был ориентирован на экспорт электроэнергии в КНР.
Следующим камнем преткновения стало крупнейшее месторождение медной руды Летпандаунг в центральной части Мьянмы. Соглашение о его приобретении в середине 2010 г. заключила одна из крупных китайских компаний China North Industries Corp (NORINCO).
Сложные условия реализации данных проектов спровоцировали определенную негативную реакцию со стороны различных групп местного населения, проживающих в зоне строительства. В мьянманских оппозиционных СМИ была развернута кампания против строительства станции, а также переселения части жителей из г. Монива для расширения рудника по добыче меди. Китайские компании, а заодно и мьянманское правительство обвинялись в уничтожении плодородных полей, загрязнении рек и уничтожении буддийских святынь. Опасаясь серьезного обострения отношений с КНР, Президент Мьянмы Тейн Сейн объявил о создании комиссии по расследованию обстоятельств дела.
В таких условиях США и ряд европейских стран обнаружили стремление несколько потеснить Китай с мьянманского рынка и занять на нем более прочные и выгодные позиции. Появились заявления не только о снятии экономических санкций, но и об оказании Мьянме финансовой помощи и увеличении размеров инвестиций в экономику страны. О своем возвращении на мьянманский рынок уже объявили такие крупнейшие международные корпорации и промышленные гиганты, как Coca-Cola и General Electric. Открытие страны вызвало небывалый интерес и со стороны других иностранных компаний, представители котороых активно изучают перспективы своего участия в различных проектах. По данным мьянманских миграционных властей, количество иностранных граждан, посетивших Мьянму в 2011 г., возросло практически на 30% по сравнению с 2009 г. В связи с этим наметился катастрофический дефицит свободных мест в гостиницах. Многие номера оказались забронированы на несколько месяцев вперед. Значительно активизировался туристический бизнес. Крупнейшее мировое издательство туристической литературы «Lonely Planet» включило Мьянму в top-3 стран, которые стоило посетить в 2012 г.
К концу первого десятилетия XXI в. обнаружились признаки противостояния между Китаем и США в борьбе за усиление их экономического и политического влияния в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
125
Зарубежный опыт
Действия руководства Мьянмы в новых условиях
В таких условиях мьянманское правительство было вынуждено вносить определенные корректировки в свою внутреннюю политику. Если до последнего времени как бы существовало определенное негласное «соглашение», когда власти должны были обеспечивать народу минимальный набор социальных гарантий в виде социальной безопасности, предоставления достаточно широких возможностей заниматься экономической деятельностью в ответ на невмешательство в политику, то сейчас ситуация изменилась. По оценкам международных экспертов, после выборов 2010 г. правительство официально посчитало себя свободным от прежнего консенсуса и начало активно менять правила игры. Само это «соглашение» во многом определялось тем обстоятельством, что нелегитимный приход к власти прежнего военного правительства рассматривался незаконным большинством граждан страны. В этих условиях военные либо шли на определенный компромисс или же действовали с позиции силы. Руководство Мьянмы довольно четко чувствовало ту грань, за которой применение силы приведет к социальному взрыву. Именно поэтому система была сконструирована так, что налоги в стране брались с абсолютного меньшинства (т. е., тех, у кого был более-менее серьезный бизнес — продавцы на улице в это число не входили). При этом большая часть населения никаких налогов не платили, но и уровень жизни народа был крайне низким. После выборов власти, получив формальную легитимность, стали осуществлять свою политику по построению так называемой дисциплинированной демократии, одной из задач которой является ввести предоставленные самим себе широкие слои населения в систему четких правил взаимоотношений с властью.
В связи с этим власти предприняли ряд мер по осуществлению определенных форм контроля за экономической и трудовой деятельностью рядовых граждан. Практически это коснулось всех без исключения слоев населения. В настоящее время происходит процесс упорядочения мелкой частной торговли. Раньше препятствием для начала занятия коммерцией могло служить лишь отсутствие стартового капитала. Полиция только следила за тем, чтобы гражданин был жителем своего микрорайона — представители из других частей города торговать на «не своей» территории не имели права. Сейчас ставится вопрос о введении патентов или лицензий, которые уличный торговец будет обязан купить у местных властей. При этом контролирующие органы будут обходить коммерсантов и официально вручать им предписания об изменении правил торговли. Пока что плата за разрешение на торговлю весьма символическая. С точки зрения любой другой страны то, что делают власти, — это совершенно нормальный процесс. Однако обычным гражданам, привыкшим при военном режиме к неупорядоченной системе отношений, даже такие ограничительные меры властей представляются чрезмерно жесткими и неоправданными.
При этом смена модели пока что еще не предполагает возникновение каких-то серьезных финансовых обязательств со стороны простых граждан. Властям необходимо продемонстрировать, что «вольнице» предыдущего периода пришел конец. Именно введение новых различных регулирующих норм и правил поведения, как полагает ряд исследователей, должно интегрировать разрознен-
126
Выпуск 4 2013
МА. Ананьин
ные социальные группы в единую правовую систему отношений. По сути дела, власти предпринимают первые шаги по созданию практически с нуля структурированной налоговой системы.
В то же время в конце 2011 г. был отменен 10-процентный налог с заработанных за границей денег. Президент У Тейн Сейн призвал мьянманских граждан, работающих за границей, вернуться на родину и принять участие в преобразовании страны, пообещав им при этом амнистию за нарушение административных норм. Но остается непонятным, останутся ли на амнистированных гражданах финансовые обязательства по уплате налога. Введение новых правил в современных условиях еще более запутывает ситуацию. Например, предполагается, что граждане, работающие за рубежом, все-таки будут обязаны этот налог с заработанных денег заплатить — по крайней мере, на период их нахождения за границей до января 2012 г. Никуда также не делась оплата за продление паспорта. То есть, легализовав 2,5 млн нелегалов, правительство Мьянмы получит довольно весомое ежегодное пополнение бюджета. При этом методика расчетов за продление паспорта будет абсолютно непрозрачна, поскольку она уже не может быть привязана к формуле ежемесячного налога. Соответственно, у сотрудников посольств будет откровенный соблазн для коррупционных действий.
События в Мьянме показывают, что, наряду с широкими политическими реформами, новое правительство проводит амбициозную программу экономических преобразований, направленных на восстановление своей экономики и ее интеграцию с общемировой. Власти начали демонтировать старую систему монополий с ее привилегированным доступом к лицензиям, разрешениям и контрактам. Эти изменения будут иметь большое влияние на сложившиеся внутри страны финансовые элиты — клановых бизнесменов, военных и бывших политических тяжеловесов, связанных с правительством. Им придется конкурировать с новыми игроками в лице иностранных инвесторов по открытым правилам, а также начать платить налоги. Учитывая их богатства и политическое влияние, эти изменения могут быть действенной угрозой их благосостоянию, но пока не прослеживается признаков того, что они пытаются сорвать экономические реформы. Нынешняя элита, похоже, понимая, в какую сторону дует ветер, была вынуждена смириться с неизбежностью перемен. Они понимают, что политические риски оспаривания реформ перевешивают возможные дивиденды. Даже несмотря на резкое снижение доходов, элита понимает выгоду от динамичной и растущей экономики. Поэтому она делает попытки изменить свой образ в глазах собственного населения и мирового сообщества. Военные признают, что они продолжают работать неэффективно и что путь экономического восстановления не будет гладким и простым.
Благодаря активизации под воздействием интереса со стороны США и Китая экономической жизни, проведенные экономические и социально-политические реформы в Мьянме создали благоприятную ситуацию для обеспечения устойчивого роста и создания экономической системы, соответствующей современным глобализационным и модернизационным процессам, которые проявляются как в отдельных странах, так и в масштабах всего мирового сообщества. В то же время нынешнему руководству Мьянмы пока не удалось создать активнодействующую экономическую и социальную инфраструктуру, которая
ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
127
Зарубежный опыт
соответствовала бы общемировым критериям. Власти предприняли попытки улучшить ситуацию, определенные группы населения сумели этим воспользоваться, но говорить о том, что в условиях всех этих преобразований и изменений такая инфраструктура создана, еще рано. Впереди еще длинный путь: потребуются и помощь международных организаций, и создание действующего механизма подготовки квалифицированных кадров, специалистов, которые окажутся в состоянии осуществлять такую политику. Необходимо создать подходящие условия, современные инфраструктурные возможности, использовать сложившуюся в последние годы благоприятную ситуацию для обеспечения устойчивой динамики развития экономики и повышения уровня и качества жизни многочисленных групп населения страны. Руководство Мьянмы пытается предпринять определенные меры, которые бы способствовали развитию рыночной экономики и предпринимательской деятельности, но в условиях сохраняющихся традиционных особенностей им не удалось вплоть до настоящего времени подготовить инфраструктурные возможности, которые соответствовали бы происходящим в стране под воздействием в первую очередь иностранного капитала экономическим изменениям.
Говорить о реальных переменах очень трудно, так как в современной Мьянме практически не публикуется официальная статистика. Часть высказанных в статье размышлений строится на разрозненных, не всегда точных сведениях, которые не могут в полной мере отражать общеэкономическую и политическую ситуацию в стране. Более серьезные выводы могут быть сделаны только после того, когда появятся реальные и подробные статистические данные. Успехи Мьянмы будут зависеть и от обеспечения макроэкономической и политической стабильности. Непредвиденные финансовые потрясения, социальные беспорядки и политическая неопределенность в преддверии следующих выборов в 2015 г. могут представлять потенциальный риск для внутриполитической ситуации. Если властям удастся управлять этим сложным процессом, Мьянма имеет все возможности, чтобы осознать свой огромный экономический потенциал и догнать своих более экономически развитых соседей, избежав при этом многих ошибок.
128
Выпуск 4 2013