Научная статья на тему 'Парламентские выборы в Мьянме: вектор будущей внешней политики'

Парламентские выборы в Мьянме: вектор будущей внешней политики Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
406
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЬЯНМА / ВСЕОБЩИЕ ВЫБОРЫ / АУН САН СУ ЧЖИ / ГЛАВНОКОМАНДУЮЩИЙ МИН АУН ХЛАИН / США / КИТАЙ / MYANMAR / GENERAL ELECTIONS / AUNG SAN SUU KYI / MYANMAR ARMY COMMANDER IN CHIEF MIN AUNT HLAING / THE USA / CHINA

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Симония Аида Алексеевна

В ноябре 2015 г. Мьянме прошли всеобщие выборы в законодательные собрания. Сокрушительная победа оппозиционной партии Национальная лига за демократию открыла новый этап развития страны. В статье рассматриваются итоги этого исторического события. Особое внимание уделяется вопросу как сложатся двусторонним отношениям США и Китаем когда будет сформировано новое правительство, так как в последние годы Мьянма превратилась в объект конкуренции двух мировых лидеров. Автор делает вывод, что новое правительство Мьянмы будет проводить сбалансированную многовекторную внешнюю политику, выдвигать на первый план национальные интересы, а не жертвовать ими в интересах США или Китая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Parliamentary elections in Myanmar: the vector of future foreign policy

The author considers the results of the General elections held on 8 November 2015 in Myanmar and the future of bilateral relations with the USA and China. For these two world powers, Myanmar has become the object of competition in recent years. The author believes that the new government to be formed by the winning National League for Democracy opposition party, will pursue a balanced multi-vector foreign policy, highlighting national interests, and will not sacrifice them in the interests of the United States or China.

Текст научной работы на тему «Парламентские выборы в Мьянме: вектор будущей внешней политики»

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ _Выпуск XXIX (№ 29, 2015)_

© Симония A.A.

ИВРАН

ПАРЛАМЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ в МЬЯНМЕ: ВЕКТОР БУДУЩЕЙ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ

В Мьянме 8 ноября 2015 г. состоялись всеобщие выборы в парламент Республики Союз Мьянма и региональные (7 административных и 7 национальных) законодательные собрания. Сокрушительную победу одержала оппозиционная партия Национальная лига за демократию (НЛД), завоевав 886 мест из 1146. Для сравнения: правящая Союзная партия солидарности и развития (СПСР) получила всего 118 мест.

Население многонациональной Мьянмы составляет 51,5 млн человек, из них лиц, достигших 18 лет и имеющих право голоса - 33,5 млн. В выборах приняли участие 91 политическая партия, которые выдвинули 6 039 кандидатов для борьбы за 493 места в двухпалатном парламенте Союза Мьянма (325 мест в нижней палате, 168 - в верхней) и 653 места в 14 региональных законодательных собраниях. Голосование проводилось по мажоритарной системе простого большинства (first-past-the-post). Такая система голосования позволяет добиться обвальной или сокрушительной победы. Новый двухпалатный парламент должен избрать президента, для чего обе палаты и военная фракция, которой, по конституции 2008 г., еще до голосования выделяется 25% мест в парламенте, выдвигают по одной кандидатуре; получивший большинство голосов становится президентом, двое других - его заместителями. Всего в двухпалатном парламенте Республики Союз Мьянма 664 депутата, из них 166 военных, в том числе: в нижней палате - 440 (110 военных), в верхней - 224 (56 военных). НЛД завоевала абсолютное большинство мест в обеих палатах парламента Союза - 59,3% из 75% (остальным партиям досталось 15,7%), что дает ей право, по конституции, в течение 120 дней после выборов выдвинуть двух кандидатов на пост президента и сформировать новое правительство. Напомним, что лидер оппозиционной Национальной лиги за демократию Аун Сан Су Чжи1 не сможет стать президентом, так как согласно статье 59(f) конституции

Республики Союз Мьянма, разработанной и принятой военной хунтой в 2008 г., лица, имеющие родственные связи с иностранными гражданами, не могут избираться на высшую государственную должность. Как известно, покойный супруг и два взрослых сына Аун Сан Су Чжи - граждане Соединенного королевства.

Население Бирмы/Мьянмы долгие годы не имело опыта электоральной культуры, что объясняется выбором руководства страны особого пути развития после военного переворота 1962 г. Находясь полвека под авторитарным военным режимом, народы Бирмы/Мьянмы были лишены права свободного волеизъявления и возможности участвовать в политической жизни страны. После самороспуска военной хунты в марте 2011 г. и передачи власти номинально гражданской администрации, одновременно с начавшимся процессом демократизации, в стране наметились признаки становления электоральной культуры и возможности проведения демократических выборов в будущем. Всеобщие выборы 2015 г. уже называют историческими, так как они могут стать первыми честными и свободными выборами на многопартийной основе, в результате которых власть будет передана избранной населением партии, и подтвердить курс на демократизацию общественного развития.

Прецедентом проведения честных и свободных выборов можно считать дополнительные выборы в парламент на освободившиеся 44 места, проведенные 1 апреля 2012 г., благодаря которым лидер оппозиции Аун Сан Су Чжи и 42 ее соратника смогли войти в законодательный орган. А еще раньше, 25 лет назад, в мае 1990 г. состоялись обещанные военной хунтой сразу после захвата власти выборы в Народное собрание, на которых НЛД одержала триумфальную победу, завоевав 392 места из 492, получив 52,5% голосов по мажоритарной системе голосования. Однако результаты тех выборов были аннулированы военными, что стало одной из главных причин многолетней конфронтации Мьянмы со странами Запада.

СудъбаМъянмы в ихруках: главнокомандующийВС, лидерНЛД, президент.

(коллаж)

Основная борьба за большинство мест в парламенте, как и ожидалось, развернулась между правящей Союзной партией солидарности и развития (СПСР) и оппозиционной Национальной лигой за демократию (НЛД). В Мьянме не существует практики экзитпола (exit poll), тем не менее о победе оппозиционной партии НЛД стали говорить сразу же после закрытия избирательных участков. Кандидаты от НЛД ураганом смели почти всех своих конкурентов, т.е. повторились сценарии выборов 1990 и довыборов 2012 годов, когда население могло свободно выразить свое волеизъявление. Сведения, поступавшие с избирательных участков, подтверждали победу оппозиционной НЛД. В своих округах потерпели поражение видные представители правящего истеблишмента. Проиграл конкуренту из НЛД спикер нижней палаты парламента Тура Шве Ман (бывший председатель правящей партии СПСР, смещенный с этого поста в результате «внутреннего переворота» в правящей партии в ночь на 13 августа 2015 г.), проиграл кандидату от НЛД и его преемник, тоже бывший генерал. В числе потерпевших поражение оказались и финансовые магнаты, чей процветающий бизнес возник благодаря связям с бывшей военной хунтой (cronies). Причем в числе проигравших «олигархов» оказались как члены правящей СПСР, так и независимые кандидаты.

Уже через два дня после выборов лидер оппозиции Аун Сан Су Чжи в индивидуальных письмах обратилась к президенту страны Тейн Сейну, главнокомандующему вооруженными силами старшему генералу Мин Аун Хлаину и спикеру нижней палаты парламента Тура Шве Ману с предложением встретиться на следующей неделе для «для мирного осуществления волеизъявления народа, которое было продемонстрировано на выборах 8 ноября» и «для достижения национального согласия» 2. Готовность к сотрудничеству немедленно выразил Тура Шве Ман, политическая судьба которого теперь полностью зависит от победившей НЛД. Пресс-секретарь президента сообщил о согласии Тейн Сейна участвовать в такой встрече после официального объявления результатов не ранее 30 ноября.

Историческая встреча состоялась 2 декабря 2015 г. - в первой половине дня с президентом, во второй - с главнокомандующим вооруженными силами._

Президент Тейн Сейн и лидер НЛД в президентском дворце.

Нейпьидо. 2 декабря 2015

По словам пресс-секретаря президента, обе стороны в течение 45 минут обсуждали процесс мирной передачи власти новому правительству. Президент и лидер оппозиции говорили о появлении новой для страны, не существовавшей ранее, тра-

диции - передачи государственной власти на основании демократических выборов. Президент заявил, что передача власти состоится в соответствии с регламентом, в обозначенные сроки. Обсуждался также вопрос о сохранении стабильности в стране в ближайшие четыре месяца до истечения срока полномочий нынешнего правительства в конце марта 2016 г. Вопрос о внесении поправок в конституцию не поднимался. Президент поздравил лидера НЛД с победой на выборах, Аун Сан Су Чжи, в свою очередь, поблагодарила президента Тейн Сейна за проведение свободных и честных выборов и за содействие в ее участии в политическом процессе после довыборов 2012 г.3 Напомним, что первая встреча президента Тейн Сейна с лидером оппозиции произошла через четыре месяца после его вступления в должность в 2011 г. Та встреча двух политиков положила начало активной политической деятельности Аун Сан Су Чжи и ее партии.

Встреча Аун Сан Су Чжи с главнокомандующим вооруженными силами «с глазу на глаз» состоялась впервые после его назначения на должность в 2011 г. Но, судя по откликам журналистов, она была очень сердечной. В отличие от утреннего визита в президентский дворец, где у входа ее встречал пресс-секретарь, старший генерал Мин Аун Хлаин, приветливо улыбаясь (буквально «с сияющей улыбкой»4) лично встретил лидера НЛД у входа военного ведомства и после окончания аудиенции проводил ее до автомобиля. По итогам часовой беседы за закрытыми дверями военное ведомство выпустило краткое заявление: «Во время встречи стороны договорились в соответствии с волей народа сотрудничать в интересах достижения стабильности в стране, главенства закона, национального согласия и развития»5. Пресс служба НЛД и на следующий день почти не комментировала содержание и итоги этой исторической встречи. Один из членов руководства НЛД объяснил, что они «более 27 лет боролись за то, чтобы добиться нынешней ситуации. Все эти годы они постоянно предлагали военным диалог, и только вчера (02.12.2015) это произошло. Сейчас мы не должны распространяться о деталях переговоров. Главное, что они начались»6.

Главнокомандующий вооруженными силами Мъянмы старший генерал Мин АунХлаин и лидер НЛДАун Сан Су Чжи. Нейпьидо. 2 декабря 2015.

Отношения Аун Сан Су Чжи с армией, которую создал ее отец генерал Аун Сан, складывались непросто. Военная хунта держала ее под домашним арестом 15 лет. Наладились и даже «потеплели» их взаимоотношения после довыборов 1 апреля 2012 г. , когда Аун Сан Су Чжи стала членом парламента. Она даже неоднократно говорила о своем уважении к вооруженным силам Мьянмы, но считала, что армия должна стоять на страже интересов народа, а не воевать с ним и не подавлять его. Но затем она возглавила борьбу за внесение поправок в конституцию, не только в статью 59(1}, преграждающую ей путь к президентскому посту, но и за пересмотр статьи 436 (а), наделяющей военную фракцию фактическим правом вето при голосовании о внесении поправок в конституцию. Лидер оппозиции собрала 5 млн. подписей под петицией, призывающей законодателей отменить право вето для военных. После провала этой кампании Аун Сан Су Чжи обвинила старшего генерала Мин Аун Хлаина в том, что он «препятствует демократии».

«Встреча трех самых влиятельных действующих политиков, сопровождавшаяся радушными улыбками, произвела большое впечатление на многих бирманцев», - отмечает автор статьи в журнале «Иравади»7. Многие в этом увидели не только искреннее желание сторон провести процесс передачи власти в

ближайшие месяцы мирно и бесконфликтно, но и признак начала процесса национального согласия.

Неожиданно для всех, спустя один день, в пятницу 4 декабря, напомнил о себе еще один влиятельный политик, который последние пять лет не появлялся на публике и не давал повода писать о себе в прессе. Речь идет о бывшем председателе Госсовета мира и развития старшем генерале Тан Шве, правившем Мьянмой с 1992 года и добровольно передавшем власть в руки надежных людей в начале 2011 года8. Это он принял конституцию, ставшую преградой для Аун Сан Су Чжи к высшей государственной должности, трансформировал военную хунту в номинально гражданскую администрацию и назначил президентом преданного ему и исполнительного генерала Тейн Сейна, а главнокомандующим (по слухам, племянника своей жены) генерала Мин Аун Хлаина - людей, которые в последние пять лет без консультаций с ним не предпринимали никаких важных политических действий. Тейн Сейн за прошедшие годы снискал славу президента-реформатора, а Мьянма после проведения политических преобразований уже через год вновь стала равноправным членом мирового сообщества.

Сенсационная встреча бывшей узницы совести Аун Сан Су Чжи с бывшим диктатором Мьянмы Тан Шве состоялась в пятницу 4 декабря в его резиденции в Нейпьидо и длилась более двух часов. Их встреча подтверждает, что 82-летний Тан Шве по-прежнему имеет большое влияние на своих ставленников и управляет политическим процессом из-за кулис. Этих двух политиков связывает тяжелое прошлое. Они встречались всего три раза (в 1994, 2000 и 2002 годах), причем Аун Сан Су Чжи вызывала такое раздражение у Тан Шве, что он даже запрещал произносить ее имя в его присутствии. И вот они встретились в четвертый раз - триумфальный победитель на всеобщих выборах и отставной старший генерал. Но перед этим Тан Шве спустя 10 дней после выборов отправил к ней своего внука как посланника от себя лично, чтобы поздравить ее с победой. Как сообщает внук в своем аккаунте в Фэйсбуке, Аун Сан Су Чжи передала привет старшему генералу и выразила готовность встретиться с ним9. Возможно, именно Тан Шве

/ к

рекомендовал президенту и главкому не откладывать больше встречу с лидером победившей партии и пообещать бесконфликтную передачу власти.

Главный редактор журнала «Иравади» считает, что встреча в пятницу 4 декабря вызвала больше вопросов, чем ответов. По его словам, всем известно, что Тан Шве возглавлял жесткий репрессивный и коррумпированный режим, и это стало причиной международных обвинений в нарушении прав человека, политических репрессиях и присвоении природных богатств. Все знают и о том, как Тан Шве озабочен будущим своего многочисленного семейства. Поэтому после объявления о безоговорочной со-

Бывший лидер военной хунты крушительной победе оппо-старший генерал Тан Шве зиции, по мнению Тан Шве, (Photo: Reuters) наступило время убедиться,

что его продуманная стратегия ухода развивается по плану. Не исключено, что экс-диктатор мог потребовать от Аун Сан Су Чжи личных гарантий, ее отказа от возмездия, как она и обещала в ходе предвыборной кампании 10.

Информация о встрече была размещена в Фейсбуке внука Тан Шве с согласия обоих участников. Слова Тан Шве «Всем теперь ясно, что Аун Сан Су Чжи - будущий лидер страны» и «Я окажу ей всемерную поддержку в ее действиях для развития страны» - многие расценили как обещание внести поправку в конституцию по поводу кандидатуры на пост президента, для чего нужна поддержка армии, а за этим теперь дело не станет. В ответ от Аун Сан Су Чжи требуются гарантии обеспечения безопасности для действующих и отставных высших военных

чинов, иными словами, против них не должны возбуждаться уголовные дела за их преступления, совершенные во время правления военной хунты. Цитируются также слова Аун Сан Су Чжи: «Для успешного будущего страны я готова вести переговоры со старшим генералом Тан Шве обо всех формах сотрудничества, в том числе и с армией» и, что «она не таит злобы или обиды, так как эти чувства не служат интересам страны»11. На следующий день после встречи с Тан Шве лидер НЛД обратилась к депутатам своей партии, победившим на выборах в Верхней Бирме, с призывом не мстить своим противникам, а дать им шанс для сотрудничества во благо родины12.

Пока рано говорить как будет проходить процесс передачи власти, но уже ясно, что Тан Шве готов сотрудничать и сыграть в этом свою роль. Некоторые скептики даже опасаются, что по итогам демократической передачи власти все лавры достанутся ему и главнокомандующему Мин Аун Хлаину. Но Аун Сан Су Чжи в этой ситуации действует как тонкий дипломат и настоящий политик, готовый на любые переговоры и сотрудничество во имя достижения высшей цели.

После выборов 8 ноября 2015 г. можно сказать, что Мьянма стала другой страной. Возможны разные сценарии дальнейшего развития. Но военный переворот в стране, чего опасались эксперты в последний год, вряд ли возможен, хотя армия, по-прежнему, сохранит свои сильные позиции. Военная фракция, составляющая 25% парламентариев, которых назначает главнокомандующий вооруженными силами, фактически обладает правом вето и может заблокировать любое важное решение, включая и изменение конституции. Один из кандидатов на пост президента/вице-президента -представитель армии. Главнокомандующий также назначает всех ключевых силовых министров - министра обороны, министра внутренних дел, министра по делам приграничных регионов.

Теперь главная задача Аун Сан Су Чжи - заручиться поддержкой армии, которая на сегодняшний день представляет собой мощную, организованную и влиятельную структуру, а всем сторонам, включая проигравшую правящую партию, представителей этнических партий и бывших функционеров, суметь

договориться между собой для достижения главной задачи страны на сегодняшний день - национального согласия и мира.

*Нс

Если все пойдет по плану и передача власти пройдет мирно и в назначенные сроки, то следующим интересным вопросом может стать будущая внешняя политика нового правительства - главным образом, отношения с США и Китаем, так как в последние пять лет Мьянма стала объектом конкуренции для этих двух мировых держав.

Совсем недавно Мьянма была страной-изгоем, находящейся под санкциями стран Запада. Иногда ее даже относили к разряду несостоявшихся государств (failed state). Дипломатические отношения между США и Мьянмой с 1990 по 2012, при отсутствии послов, осуществлялись на уровне временных поверенных в делах. В начале 2000-х гг. в условиях строжайшей секретности генералы даже построили себе новую столицу Нейпьидо в глубине страны, по мнению многих экспертов, чтобы защититься от возможного американского вторжения с моря.

Все изменилось после проведения выборов в ноябре 2010 г., освобождения Аун Сан Су Чжи, добровольной передачи власти военной хунтой номинально гражданской администрации и начала политических реформ. В начале 2011г. в Мьянме был избран президент, а в конце года страну посетила Хилари Клинтон - это был первый визит госсекретаря США в Бирму с 1955 г. Первого апреля 2012 г. были проведены довыборы в парламент и члены оппозиционной партии НЛД во главе со своим лидером получили реальную возможность участвовать в политических процессах страны. В течение месяца после этого события была снята большая часть санкций странами Европейского Союза и США.

В годы изоляции Мьянма пользовалась всесторонней экономической и политической поддержкой Китая. В свою очередь и Мьянма была и остается очень важной для своего гигантского северного соседа. В условиях осуществления программы США по сдерживанию Китая протянутые через территорию Мьянмы коммуникации и инфраструктура дают Китаю прямой выход в Индийский океан - газопровод, функциониру-

ющий с2013 г. (проектная мощностью 12 млрд кубометров газа в год), нефтепровод - с января 2015 г. (проектная мощность до 120 млн. баррелей в год). Построен нефтяной терминал в порту штата Ракхайн, объем нефтехранилищ в порту составляет 7,5 млн. баррелей. Транспортный коридор через Мьянму не только сокращает и делает более безопасным путь доставки нефти с Ближнего Востока и Африки, но и способствует развитию внутренних провинций Китая, не имеющих выхода к морю. Меморандум о прокладке параллельных газо- и нефтепроводов от побережья штата Ракхайн до города Куньминь (центр провинции Юньнань ) был подписан между Китаем и Мьянмой еще в марте 2007 г., через два месяца после того, как Китай оказал Мьянме серьезную политическую поддержку. При голосовании в Совете безопасности ООН в январе 2007 г. Китай вместе с Россией воспользовался своим правом вето и заблокировал резолюцию СБ ООН против бирманской военной хунты.

В то же время в Вашингтоне стремились вывести Мьянму из-под китайского влияния. Пересмотр политики США по отношению к Мьянме начался вскоре после избрания Обамы на первый президентский срок в 2009 г.13 Это нашло отклик у правящего режима Мьянмы - генералов не устраивала тотальная зависимость от Китая. И вообще им надоело быть международной парией и изгоем, и они очень хотели освободиться от санкций стран Запада. Уже в 2012 г. Мьянму впервые в истории посетил действующий президент США, заехав туда буквально на 6 часов, а в 2014 г. он прибыл туда во второй раз уже на 9-ый Восточноазиатский саммит, состоявшийся в Нейпьидо в ноябре 2014 г. В свою очередь руководство Мьянмы остановило запланированные китайские крупные инфраструктурные проекты: строительство железной дороги (параллельной трубопроводам) из города Куньминь к порту в штате Ракхайн, для доставки туда китайских товаров на экспорт в другие страны; ранее было заморожено на пять лет строительство крупномасштабного комплекса гидросооружений Мьитсоне на севере страны в штате Качин. Предлогом послужили экологические риски и серьезные антикитайские настроения в обществе. Для обычного бирманца Китай это мощный северный сосед, заинтересован-

ный, главным образом, в добыче и вывозе из страны ценных природных ресурсов - твердых пород древесины и ценного поделочного камня жадеита, захвате земель, чтобы прокладывать там трубопроводы и в строительстве комплекса Мьитсоне -мощной плотины и гидроэлектростанций на реке Иравади.

Эти действия со стороны руководства Мьянмы и сближение с США привело к некоторому охлаждению отношений с Китаем. Если президент США побывал в Мьянме уже дважды, то председатель КНР Си Цзиньпинь после вступления в должность в 2012 г. не был в Мьянме ни разу, хотя много ездит по всему миру. В 2014 году Китай был очень разочарован тем, что Мьянма не проявила интереса к новой китайской инфраструктурной инициативе «Один пояс и одна дорога». «Вместо того, чтобы считать эту программу средством и стимулом для развития своей отсталой экономики, Мьянма рассматривает китайские предложения как посягательство на свои северные приграничные территории». «В Мьянме существует многолетнее нежелание открывать свои границы, причины разные: и проблема безопасности, и инерция, и желание развивать отношения с остальным миром», - считает историк Тан Мьин-У, автор нескольких книг о Мьянме внук покойного генерального секретаря ООН У Тана14.

Для американцев улучшение отношений с Мьянмой имеет большое значение не только как элемент стратегического окружения Китая, т.е. включение Мьянмы в конгломерат американских союзников вблизи его границ - Республика Корея, Япония, Тайвань, Филиппины, Таиланд и присоединившийся к ним Вьетнам. Здесь важен и идеологический момент, Вашингтон приобретает серьезные пропагандистские выгоды. То, что Мьянма больше не ориентируется исключительно на Китай, стало, пожалуй, первым серьезным поражением китайцев в битве за страны так называемого третьего мира. Так получилось, что Мьянма для США стала одним из немногих примеров успеха в продвижении демократических ценностей по всему миру. Другие попытки действовать в этом направлении - в Ираке, Афганистане и Ливии - закончились печально, и поэтому на их фоне успех в Мьянме был особенно ценным. Изменения в самой Мьянме и развитие двусторонних отношений с

США рассматривается как успех внешней политики администрации Обамы и X. Клинтон, занимавшей пост госсекретаря во время его первого президентского срока. В ее объемной книге «Трудные выборы»15 (656 стр.), опубликованной летом

2014 г., целая глава посвящена Мьянме; из всего Азиатско-Тихоокеанского региона такой чести удостоился еще только Китай. В главе под названием «Мьянма: леди и генералы»16 автор проанализировала весь период двусторонних отношений от почти прекратившихся в течение 22 лет дипломатических связей между США и Мьянмой до первого визита Обамы в Янгон в 2012 г. Она довела свое повествование до исторической переписи населения в Мьянме в апреле 2014 г. Особое внимание в главе уделяется началу нового подхода к «бирманской проблеме» и пересмотру политики по отношению к этой стране. Президент Обама признал необходимость сотрудничества с бирманскими военными, сменив нацеленность долгосрочной программы по смене режима на более прагматичное сближение с военным руководством Мьянмы. Бывший госсекретарь подробно описывает также свои встречи с лидером оппозиции Аун Сан Су Чжи, с которой установились теплые личные отношения. Автор книги, несмотря на явную расположенность и симпатию к лидеру оппозиции, не затрагивает тему преграды на ее пути к президентству в виде пресловутой статьи 59 (1) конституции. Посол США в Мьянме Д. Митчелл, единственный из официальных лиц, кто определенно выразил свое отношение к этому запрету, назвав его «пережитком прошлого», и менее определенно это было выражено в заявлении Государственного департамента США в июне 2014г.: «конституционная реформа должна проложить путь бирманцам свободно избирать президента во время честных и свободных выборов в

2015 г.». Отсутствие комментария по поводу статьи 59(1) в книге X. Клинтон некоторые правозащитники в США назвали «вопиющим промахом». Довольно туманно высказался по поводу этой статьи конституции и президент Обама во время своего второго визита в Мьянму, что-то вроде того, что народ имеет право выбирать в президенты кого пожелает. Он тоже подвергся критике правозащитников в США за то, что не стал выдви-

гать ультиматумы и условия бирманской стороне, чтобы не нарушить «хрупкую» дружбу.

Вашингтон намерен превратить Мьянму в образец для всех авторитарных режимов третьего мира. В качестве поощрения президент Тейн Сейн даже был приглашен на 9-ый саммит «Большой двадцатки» в Брисбене (Австралия) в ноябре 2014 г., а ранее, тоже в качестве наблюдателей, были приглашены бирманские офицеры на международные военные учения «Cobra Gold» в Таиланде.

В то же время не все американские политики, особенно республиканцы, которые господствуют в конгрессе США, поддерживали стремление президента Обамы наладить диалог с Мьянмой. Они критиковали Обаму за недостаточное внимание к ситуации с правами человека. В августе 2014 г. в адрес госсекретаря Дж. Керри поступило заявление, подписанное 72 членами конгресса, с предупреждением, что в Мьянме произошел резкий поворот к худшему, что власти в Мьянме строят «фасадную демократию», продолжая нарушать права человека17. Это заявление было сделано через два месяца после выступления президента Обамы перед выпускниками военной академии Вест-Пойнт 26 мая 2014 года, когда он сказал, что «Бирма станет союзником США без единого выстрела, благодаря усилиям дипломатии с обеих сторон». Эти выпады были нацелены на подрыв позиции Б. Обамы, который расценивает отношения с Мьянмой как несомненную победу своей внешней политики, а также против X. Клинтон, которая будучи госсекретарем, была свидетелем и участником сближения и которая теперь является кандидатом на пост президента от Демократической партии на следующих выборах. Напомним, что именно во время президентства республиканца Дж. Буша младшего (2001-2009) двусторонние отношения были заморожены, и против Мьянмы вводились наиболее жесткие санкции.

США намерены со временем стать крупным инвестором в экономику Мьянмы. Пока общая сумма инвестиций США составила всего около 250 млн. долл., в то время как инвестиции Китая - 14 млрд., а Таиланда - 10. С одной стороны это объясняется выжидательной позицией американских инвесторов из-за нестабильности в стране и угрозы финансовых рисков. Но

есть и другая причина. Санкции США полностью не сняты. Хотя еще в 2012 г. было впервые за последние 15 лет дано разрешение на инвестиции США в Мьянму и на экспорт финансовых услуг, но это разрешение не распространяется на инвестиции в компании, принадлежащие целиком или более чем на 50% военным. А все серьезные активы, особенно в сфере добычи природных ископаемых, имеют отношение к армии. Львиная доля национальных богатств является собственностью двух экономических холдингов, принадлежащим действующим и отставным военным, или «олигархов», находящихся под санкциями министерства финансов США18. Нарушение запрета карается штрафом в 1 млн. долл. или тюремным заключением сроком на 20 лет. Но, возможно, ситуация скоро изменится. По сообщению Торговой палаты Мьянмы, после парламентских выборов в конце 2015 года в страну прибудет делегация американских бизнесменов из 80 человек, чтобы ознакомиться с экономической ситуацией в стране и обсудить закон об инвестициях и инвестиционный климат.

Если военные все-таки передадут бразды правления оппозиционной партии, не факт, что Мьянма откажется от многовекторной политики и сделает выбор в пользу США. Несмотря на то, что для Аун Сан Су Чжи ментально ближе Запад, и несмотря на усиление влияния США в Мьянме в последние годы, внутренние и внешние факторы не позволят ей сделать свой выбор в пользу Запада за счет Китая.

Особенно наглядно это было продемонстрировано во время ее пятидневного визита в Китай в июне 2015 года. Она побывала в Пекине, Шанхае и провинции Юньнань. Для обеспечения высокого уровня приема Аун Сан Су Чжи могла поехать в Китай только по партийной линии, так как по государственной - она всего лишь депутат парламента. Поэтому она поехала туда по приглашению Коммунистической партии Китая в качестве главы оппозиционной партии. По партийной линии состоялась и встреча с Си Цзиньпинем как с генеральным секретарем КПК, а не как с Председателем КНР. Китайская сторона принимала Аун Сан Су Чжи на самом высоком уровне. Встреча с Си Цзиньпинем проходила в Большом зале Дома народных собраний, где обычно принимают глав иностранных

государств. Здесь же принимали председателя Госсовета мира и развития старшего генерала Тан Шве во время его 5-дневного визита в КНР в сентябре 2010 г.

Принимая Аун Сан Су Чжи на уровне главы государства, руководство КНР подчеркивало важность контактов с лидером оппозиции в преддверии выборов, понимая, что НЛД имеет большие шансы на победу. Китайские интересы в Мьянме стратегические и долгосрочные, поэтому Пекин стремился установить добрые отношения с потенциальным лидером страны. В то же время Аун Сан Су Чжи всегда осознавала важность соседа-гиганта для ее страны. Еще в мае 2011 г., через полгода после освобождения из-под домашнего ареста, во время видеосвязи с университетом Гонконга она призвала Китай начать диалог с ее партией, контактов с которой в то время избегали лидеры КНР. Она заявила уже тогда, что не намерена выбирать между Западом и Китаем, т. к. сотрудничество с обеими сторонами необходимо для развития Мьянмы, и что она ждет приглашения посетить КНР.

После убедительной победы НЛД на всеобщих выборах ноябре 2015 г. Аун Сан Су Чжи подтвердила намерения своего будущего правительства укреплять и развивать отношения с Китаем. В интервью агентству Синьхуа она, в частности, сказала: «Отношения с соседями всегда более чувствительные, чем с остальными странами, поэтому и выстраивать их надо деликатно. Мы будем уделять особое внимание нашим двусторонним отношениям, чтобы они были гладкими, прозрачными и эффективными». Не называя Китай, Аун Сан Су Чжи отметила, что иностранные инвестиции должны приветствоваться населением, а правительство должно вести переговоры с потенциальными инвесторами прозрачно и привлекать их только для блага страны19.

Председатель КНР Си Цзиньпинь и лидер оппозиции Мъянмы Аун Сан Су Чжи в Доме народных собраний. Пекин. 11 июня 2015 г. (Photo: Reuters/China Daily)

Во время визита в Китай не поднимался болезненный вопрос о китайском правозащитнике Лю Сяобо, отбывающем 11-летний срок тюремного заключения, которому, как и Аун Сан Су Чжи, присудили Нобелевскую премию мира (2010 г.) «за длительную и ненасильственную борьбу за права человека», когда он находился в заточении. Впрочем, Аун Сан Су Чжи и дома до сих пор воздерживалась от высказываний по разным спорным вопросам - по проблеме мусульман-бенгальцев (т.н. рохинджа), о вооруженных столкновениях на севере страны с качинами и другими этническими группами, по этно-конфессиональным конфликтам в Мьянме, что в последнее время все чаще вызывало критику в ее адрес со стороны правозащитников.

Но Аун Сан Су Чжи неоднократно демонстрировала, что она, закаленная в многолетнем противостоянии военной хунте, в первую очередь твердый прагматичный политик, для которого главное - государственные интересы. И только во вторую

очередь она - «борец за права человека» и «икона демократии». Новое правительство Мьянмы будет проводить сбалансированную многовекторную внешнюю политику, выдвигать на первый план национальные интересы, а не жертвовать ими в интересах США или Китая.

1 Аун Сан Су Чжи - лидер и одна из основателей (1988 г.) оппозиционной партии НЛД, победившей на выборах 8 ноября 2015 г. Дочь национального героя Бирмы генерала Аун Сана, убитого террористами в 1947 г., лауреат Нобелевской премии мира (1991г.), во время правления военной хунты провела под домашним арестом в общей сложности 15 лет в период с 1989 по 2010 годы.

2 The Irrawaddy, 11.11.2015

3 The Irrawaddy, 02.12.2015

4 The Irrawaddy, 04.12.2005

5 The Irrawaddy, 02.12.2015

6 Timothy McLaughlin & Aung Hla Tun. NLD tight-lipped as Suu Kyi starts military rapprochement // Reuters / 03.12.2015

7 The Irrawaddy. 04.12.2015

8 Подробно о Тан Шве см.: Симония A.A. Властвующая военная элита в Мьянме в: «Элиты стран Востока». Под редакцией А.Ю. Другова, Н.П. Малетина, О.В. Новаковой. Институт стран Азии и Африки при МГУ им. М.В. Ломоносова. М., 2011. С. 293-304; Симония A.A. Глава 7 Республика Союз Мьянма в коллективной монографии «Электоральные процессы в странах Юго-Восточной Азии в XXI веке». Под редакцией H.H. Бектимировой. Факультет мировой политики МГУ им. М.В. Ломоносова. Институт востоковедения РАН. М., ИВ РАН 2015. С. 281, 284-286, 294.

9 Встреча Аун Сан Су Чжи с Тан Шве, в отличие от всеобщего положительного впечатления от встреч с президентом и главкомом, вызвала в обществе неоднозначную реакцию. Если одни считают, что теперь появилась ясность относительно передачи власти, то другие настроены скептически и полагают, что уважаемому политику Аун Су Су Чжи, которую поддержали 30 млн. человек, недостойно получать одобрение от Тан Шве и тем более вести переговоры с его 24-летним внуком, который является типичным представителем «золотой молодежи» в худшем ее проявлении, который был замешан в многочисленных скандалах и считался исключительно «избалованным испорченным ребенком» ("spoiled and notorious kid") - Kyaw Phyo Tha. Suu confirms meeting with grandson of ex-dictator . Comments // The Irrawaddy. 26.11.2015.

10 Aung Zaw. Than Shwe - Suu Kyi meet intensifies intrigue during testing transition // The Irrawaddy. 05.12.2015

11 The Irrawaddy. 06.12.2015; Lun Min Mang. Former dictator said to accept Daw Suu as "future leader"// Myanmar Times. 7.12.2015.

12 Zarni Mann. Forgive those who wronged us, Suu Kyi tells NLD // The Irrawaddy. 07.12.2015.

13 Подробно о новом этапе отношений между США и Мьянмой см.: А. Симония. «Мьянма: арена "большой игры" за политическое влияние в Юго-Восточной Азии» в: «Мировая экономика и международные отношения», 2013, № 10. С. 76-84; Симония А.А. «Первые шаги к стратегическому партнерству между США и Мьянмой» в: «Тихоокеанское обозрение 2012-2013» [альманах], Институт стран Азии и Африки при МГУ им. М.В. Ломоносова, МГИМО (университет) МИД РФ. М.: Изд. Дом «Международные отношения», 2014. С. 209-231.

14 Jane Perlez. China faces a more awkward relationship with Myanmar //New York Times. 13.11.2015

15 Hillary Rodham Clinton. Hard Choices. Simon & Shuster, 2014. 656 p.

16 В Мьянме Аун Сан Су Чжи неофициально называют «Леди».

17 Between two elections: Whether US-Myanmar relations? RSIS Commentary No. 247/2014. Singapore. 17 December 2014.

18 См. подробно: Симония А.А. Мьянма: переход к рыночной экономике (1988-2011), М.: ИВ РАН 2012. С. 90-118.

19 Suu Kyi says China ties deserve closer attention // Reuters. 18.11.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.