Научная статья на тему 'Внутрення система оценки качества образования в ДОУ как условие реализации ФГОС до'

Внутрення система оценки качества образования в ДОУ как условие реализации ФГОС до Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2000
340
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
внутренняя система оценки качества дошкольного образования / Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / программа развития / основная образовательная программа ДОУ / internal system of an assessment of quality of preschool education / Federal state educational standard of preschool education / program of development / main educational program of DOU

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлева Галина Владимировна, Мирошниченко Оксана Николаевна

В статье на основе определения понятия «внутренняя система оценки качества», уточнения ее целей и задач предлагается алгоритм оценки программы развития и основной образовательной программы ДОУ в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яковлева Галина Владимировна, Мирошниченко Оксана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In article on the basis of definition of the concept "internal system of an assessment of quality", specification of its purposes and tasks the algorithm of an assessment of the program of development and the main educational program of DOU in the conditions of implementation of the Federal state educational standard of preschool education is offered.

Текст научной работы на тему «Внутрення система оценки качества образования в ДОУ как условие реализации ФГОС до»

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 8 (17), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

169

7. Молчанов, С.Г. Профессиональная компетентность педагога / С.Г. Молчанов // Актуальные проблемы управления качеством образования / Сб. науч. статей. Вып. 6. (2001): 136с.

8. Сластенин, В.А., Подымова, Л.С. Готовность педагога к инновационной деятельности / В.А. Сластенин, Л.С. Подымова // Сибирский педагогический журнал, №.1 (2007): 42-49.

ВНУТРЕННЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

Яковлева Галина Владимировна

кандидат педагогических наук. доцент, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, г. Челябинск, заведующий кафедрой развития дошкольного образования

Мирошниченко Оксана Николаевна Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад

№ 440 г. Челябинска, Заведующий

АННОТАЦИЯ

в статье на основе определения понятия «внутренняя система оценки качества», уточнения ее целей и задач предлагается алгоритм оценки программы развития и основной образовательной программы ДОУ в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

SUMMARY

in article on the basis of definition of the concept "internal system of an assessment of quality", specification of its purposes and tasks the algorithm of an assessment of the program of development and the main educational program of DOU in the conditions of implementation of the Federal state educational standard ofpreschool education is offered.

Ключевые слова: внутренняя система оценки качества дошкольного образования, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, программа развития, основная образовательная программа ДОУ.

Keywords: internal system of an assessment of quality of preschool education, Federal state educational standard of preschool education, program of development, main educational program of DOU.

Под внутренней системой оценки качества образования понимается деятельность по информационному обеспечению управления образовательным процессом, основанная на систематическом анализе качества реализации образовательного процесса, его ресурсного обеспечения и его результатов.

Внутренняя система оценки качества образования в ДОУ разрабатывается в соответствии с « Законом об образовании в Российской Федерации» (статья 28, пункт 3, подпункт 13), на основании которого к компетенции образовательного учреждения относится обеспечение функционирования внутренней оценки качества образования (далее ВСОКО). Устав и локальные акты обеспечивают нормативно-правовые основания реализации этой системы в соответствии с нормативно-правовыми документами Российской Федерации в сфере образования.

Система оценки качества образования сегодня является одной из главных проблем развития образования на всех его уровнях.

• Образовательное учреждение обеспечивает проведение необходимых оценочных процедур, разработку и внедрение модели ВСОКО, обеспечивает оценку, учет и дальнейшее использование полученных результатов. Оценка качества образования в ДОУ осуществляется посредством:

• системы должностного контроля (в соответствии с Положением о должностном контроле, программой контроля за образовательным процессом, циклограммой организации видов и форм контроля);

• мониторинга качества образования;

• мониторинга качества условий реализации ООП ДОУ;

• общественной экспертизы качества образования (анкетирование родителей на удовлетворенность

качеством образовательных услуг, предоставляемых ДОУ).

В качестве источников данных для оценки качества образования используются:

• образовательная статистика;

• мониторинговые исследования;

• социологические опросы;

• отчеты педагогов;

• посещение педагогических мероприятий.

Целями системы оценки качества образования в

ДОУ являются:

• формирование единой системы диагностики и контроля состояния образования, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в ДОУ;

• получение объективной информации о функционировании и развитии системы образования в ДОУ, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень;

• предоставления всем участникам образовательного процесса и общественности достоверной информации о качестве образования и предоставляемых услуг;

• принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию образования и повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии таких решений;

• прогнозирование развития образовательной системы ДОУ.

Задачами построения системы оценки качества образования являются:

170

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 8 (17), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

• формирование единого понимания критериев качества образования и подходов к его измерению;

• формирование системы аналитических показателей, позволяющей эффективно реализовывать основные цели оценки качества образования;

• формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования образовательной статистики об уровне профессиональной компетентности педагогов, созданных условий для реализации ООП ДОУ и мониторинга качества образования;

• изучение и самооценка состояния развития и эффективности деятельности ДОУ (самоаудит);

• определение степени соответствия условий осуществления образовательного процесса требованиям ФГОС ДО и Примерной основной образовательной программы дошкольного образования;

• определение степени соответствия основной образовательной программы ДОУ нормативным требованиям;

• обеспечение доступности качественного образования;

• оценка уровня индивидуального развития воспитанников;

• выявление факторов, влияющих на качество образования в ДОУ;

• содействие повышению квалификации педагогов ДОУ, обеспечивающих реализации ООП ДОУ;

• определение рейтинга и стимулирующих доплат педагогам;

• расширение общественного участия в управлении образованием в ДОУ; содействие подготовке родителей, как общественных экспертов, принимающих участие в процедурах оценки качества образования.

Для оценки качества образования в ДОУ необходимо создать или адаптировать диагностический инструментарий. В качестве примера приведем критерии оценки эффективности реализации Программы развития ДОУ и основной образовательной программы.

Критерии оценки эффективности реализации Программы развития ДОУ

Критерии Показатели

Соответствие направлениям государственной образовательной политики Степень соответствия приоритетов, целей и задач ДОУ направлениям государственной образовательной политики

Эффективность Программы развития Улучшение, существенное обогащение, кардинальное преобразование существующей образовательной ситуации в образовательном учреждении

Мониторинговые исследования, подтверждающие эффективность результатов реализации Программы развития

Эффективность развития кадрового потенциала (оптимальный уровень профессиональной компетентности педагогов, оптимизация методического обеспечения образовательного процесса; внедрение вариативных способов работы с информацией; создание дополнительных условий для проектирования путей профессиональной самореализации и самосовершенствования; внедрение технологий саморазвития и самообразования (уровень проектирования персонифицированных программ и т.д.)

Отзывы о результатах реализации Программы развития (анкетирование, экспертные заключения и др.) со стороны субъектов ГОУ (учредителя, родителей, общественности, педагогов)

Изменение удовлетворенности качеством образовательных услуг у родителей, педагогов. общественности

Возможность экстраполяции результатов, полученных в ходе реализации Программы развития Описание структуры, элементов, форм, графика и процедур реализации Программы

Наличие диагностического инструментария

Реалистичность получения итоговых результатов: соответствие миссии, ценностей, целей и задач Программы развития ОУ требованиям современной политики в сфере образования

Инструментальность (управляемость) Программой развития: наличие научно-организационного обеспечения, способов и плана действий по достижению результатов, сформированность образовательных ресурсов и т.д.

Возможность реализовать основные задачи и проекты Программы развития ОУ (наличие условий и механизмов)

Доказательства востребованности результатов реализации Программы развития, основанные на мнении родителей, педагогической общественности.

Ресурсное обеспечение реализации Программы развития Сформированность материально-технической базы для реализации Программы развития

Готовность кадрового потенциала для реализации Программы развития

Сформированность механизмов взаимодействия с сетевыми партнерами (субъектами ГОУ)

Сформированность ресурсной базы для обеспечения информационных потоков

Создание служб сопровождения реализации проектов Программы развития и определение кураторов проектов

Сформированность информационного простран- Сформированность информационного банка данных

Сформированность внешних информационных каналов (Интернет-ресурсы, СМИ, открытые мероприятия и т.д.)

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 8 (17), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 171

ства для реализации Программы развития Степень разнообразия видов, форм, информационного пространства для всех участников реализации Программы развития

Сформированность документов, поддерживающих деятельность по развитию информационного пространства ОУ

Сформированность инновационной деятельности и инновационной культуры для реализации Программы развития Сформированность системы инновационной деятельности (наличие Программы или модели инновационной работы ДО). Выделение направлений развития инноваций в соответствии с современным законодательством

Количество инновационных методических продуктов, вклад в развитие районной системы образования и системы образования; их качество. Подтвержденное экспертными оценками (Экспертного совета ДОУ, внешней рецензией)

Наличие инструментального обеспечения качества инновационной деятельности педагогов

Тиражируемость продуктов инновационной методической деятельности (востре-бовннсть)

Критерии и показатели оценки качества ООП ДОУ

Критерий Показатель

Целостность представления образовательной программы 1. Оформление образовательной программы дошкольного образования организации (далее ОП ДО) в соответствии с требованиями к локальным нормативным актам (наличие титульного листа, страницы содержания ОП ДО с указанием разделов и страниц, наименование разделов ОП ДО в соответствии с ФГОС дошкольного образования или основного общего образования)

Разработанность образовательной программы 1. Разработанность программы в соответствии со структурой ООП, определенной ФГОС дошкольного образования

2. Отражение в содержании разделов специфики возрастных особенностей детей и их учет в различных видах деятельности

Соответствие содержания разделов образовательной программы требованиям ФГОС дошкольного образования Соответствие структуры и содержания каждого раздела требованиям ФГОС ДО: 1. Целевой раздел (пояснительная записка, планируемые результаты освоения программы)

2. Содержательный раздел (описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в 5 образовательных областях; описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов; описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей в случае, если эта работа предусмотрена программой) или (особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик; способы и направления поддержки детской инициативы, особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников; иные характеристики содержания программы)

3. Организационный раздел (описание материально-технического обеспечения программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, описание распорядка и/или режима дня, описание традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды)

Отражение в содержании программы специфики дошкольной образовательной организации Наличие в целевом разделе ООП дошкольной образовательной организации: 1. Характеристики контингента воспитанников (пояснительная записка).

Наличие в содержательном разделе ООП дошкольной образовательной организации: 2. Описания особенностей реализации вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы с учетом специфики дошкольной образовательной организации

3. Описания способов и направлений поддержки детской инициативы, особенностей взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников с учетом специфики дошкольной образовательной организации

Наличие в организационном разделе ООП дошкольной образовательной организации: 4. Описания традиционных событий, праздников, мероприятий с учетом специфики дошкольной образовательной организации

5. Отражение специфики дошкольной образовательной организации в создании развивающей предметно-пространственной среды

Литература

1. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П. Беспалько - М.: Педагогика, 1989.- 192с.

2. Белая, К.Ю. 200 ответов на вопросы заведующих детским садом / К.Ю. Белая. - М.: Просвещение, 1996. - 393с. С.99 - 103.

3. Григорьева, Е.А. Оценивание как метод педагогического исследования: Автореферат дис. канд. пед. Наук / Е.А. Григорьева. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1974.- 140с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.