Научная статья на тему 'ВНУТРЕННИЙ РЫНОК ТУРИЗМА: ЧТО ОПРЕДЕЛЯЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ СТРАТЕГИИ? (НА ПРИМЕРЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)'

ВНУТРЕННИЙ РЫНОК ТУРИЗМА: ЧТО ОПРЕДЕЛЯЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ СТРАТЕГИИ? (НА ПРИМЕРЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
199
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТУРИЗМА / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ СТРАТЕГИИ / ФАКТОРЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Суханова Ольга Александровна, Михайлова Вероника Валерьевна, Варызгина Алла Александровна, Солдаткин Александр Евгеньевич

Публикация посвящена анализу факторов, определяющих современные потребительские стратегии на внутреннем рынке туризма России (на основе исследования, проведенного в Нижегородской области). Актуальность темы обусловлена значительным изменением мирового политического и социально-экономического контекста, потенциально способного оказать стимулирующее воздействие на развитие внутреннего российского туристического рынка, а также повлечь за собой трансформацию потребительского поведения населения страны в сфере туризма. В статье представлены результаты исследования, позволяющие оценить влияние наиболее значимых факторов - как способствующих развитию внутреннего туризма, так и сдерживающих его. Результаты эмпирического исследования показали, что потребители услуг данной сферы наиболее чувствительны к соотношению стоимости туристических продуктов и их безопасности, качества, уровня сервиса. Выявленная в исследовании потенциальная готовность населения отдыхать внутри своей страны вступает в противоречие с низкой степенью информированности об имеющихся туристических продуктах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Суханова Ольга Александровна, Михайлова Вероника Валерьевна, Варызгина Алла Александровна, Солдаткин Александр Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DOMESTIC TOURISM MARKET: WHAT DETERMINES CONSUMER STRATEGIES? (CASE OF NIZHNY NOVGOROD REGION)

The paper presents the analysis of the factors that determine modern consumer strategies in the domestic tourism market of Russia (the case of the Nizhny Novgorod region). A significant change in the global political and socio-economic context could stimulate the development of the domestic Russian tourism market, and lead to a transformation in the consumer behavior of the country's population in the field of tourism. The article presents the results of the study to assess the impact of the most significant factors - both contributing to the development of domestic tourism, and constraining it. The results of an empirical study show that consumers of services of this sphere are most sensitive to the ratio of the cost of tourist products and their safety, quality, and level of service. The potential willingness of the population to vacation domestically, as revealed in the study, contradicts the low degree of awareness of the available tourism products.

Текст научной работы на тему «ВНУТРЕННИЙ РЫНОК ТУРИЗМА: ЧТО ОПРЕДЕЛЯЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ СТРАТЕГИИ? (НА ПРИМЕРЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)»

Теория и практика общественного развития. 2023. № 3. С. 44-50. Theory and Practice of Social Development. 2023. No. 3. P. 44-50.

Научная статья УДК 379.85

https://doi.org/10.24158/tipor.2023.3.6

Внутренний рынок туризма: что определяет потребительские стратегии? (на примере Нижегородской области)

Ольга Александровна Суханова1, Вероника Валерьевна Михайлова2, Алла Александровна Варызгина3, Александр Евгеньевич Солдаткин4

1Московский университет имени С.Ю. Витте (филиал), Нижний Новгород, Россия 234Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Россия

1osa_rikova@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-5845-7332 2mihaylovav.v@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-0138-6705 3varyzgina@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-1406-836X 4as@fsn.unn.ru, https://orcid.org/0000-0002-9042-7336

Аннотация. Публикация посвящена анализу факторов, определяющих современные потребительские стратегии на внутреннем рынке туризма России (на основе исследования, проведенного в Нижегородской области). Актуальность темы обусловлена значительным изменением мирового политического и социально-экономического контекста, потенциально способного оказать стимулирующее воздействие на развитие внутреннего российского туристического рынка, а также повлечь за собой трансформацию потребительского поведения населения страны в сфере туризма. В статье представлены результаты исследования, позволяющие оценить влияние наиболее значимых факторов - как способствующих развитию внутреннего туризма, так и сдерживающих его. Результаты эмпирического исследования показали, что потребители услуг данной сферы наиболее чувствительны к соотношению стоимости туристических продуктов и их безопасности, качества, уровня сервиса. Выявленная в исследовании потенциальная готовность населения отдыхать внутри своей страны вступает в противоречие с низкой степенью информированности об имеющихся туристических продуктах.

Ключевые слова: рынок туризма, потребительские стратегии, факторы потребительского поведения Для цитирования: Суханова О.А., Михайлова В.В., Варызгина А.А., Солдаткин А.Е. Внутренний рынок туризма: что определяет потребительские стратегии? (на примере Нижегородской области) // Теория и практика общественного развития. 2023. № 3. С. 44-50. https://doi.org/10.24158/tipor.2023.3.6.

Original article

Domestic Tourism Market: What Determines Consumer Strategies? (Case of Nizhny Novgorod Region)

Olga A. Sukhanova1, Veronika V. Mikhailova2, Alla A. Varyzgina3, Alexander E. Soldatkin4

1S.Y. Witte Moscow University (Branch), Nizhny Novgorod, Russia 234Lobachevsky Nizhny Novgorod State University, Nizhny Novgorod, Russia 1osa_rikova@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-5845-7332 2mihaylovav.v@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-0138-6705 3varyzgina@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-1406-836X 4as@fsn.unn.ru, https://orcid.org/0000-0002-9042-7336

Abstract. The paper presents the analysis of the factors that determine modern consumer strategies in the domestic tourism market of Russia (the case of the Nizhny Novgorod region). A significant change in the global political and socio-economic context could stimulate the development of the domestic Russian tourism market, and lead to a transformation in the consumer behavior of the country's population in the field of tourism. The article presents the results of the study to assess the impact of the most significant factors - both contributing to the development of domestic tourism, and constraining it. The results of an empirical study show that consumers of services of this sphere are most sensitive to the ratio of the cost of tourist products and their safety, quality, and level of service. The potential willingness of the population to vacation domestically, as revealed in the study, contradicts the low degree of awareness of the available tourism products.

Keywords: tourism market, consumer strategies, factors of consumer behavior

For citation: Sukhanova, O.A., Mikhailova, V.V., Varyzgina, A.A. & Soldatkin, A.E. (2023) Domestic Tourism Market: What Determines Consumer Strategies? (Case of Nizhny Novgorod Region). Theory and Practice of Social Development. (3), 44-50. Available from: doi:10.24158/tipor.2023.3.6 (In Russian)

© Суханова О.А., Михайлова В.В., Варызгина А.А., Солдаткин А.Е., 2023

- 44 -

Введение. Туризм - один из самых быстрорастущих секторов мировой экономики. Если рассматривать данную сферу с социологической точки зрения, то уровень ее развития, отношение к ней в обществе являются показателями, отражающими благополучие социума. Если же подойти к развитию туризма с экономической точки зрения, то следует отметить важность вклада индустрии в развитие страны (региона) за счет создания дополнительных источников дохода и рабочих мест для граждан. Важно развивать именно внутренний и въездной виды туризма как потенциально привлекающие финансовые потоки и создающие инвестиционные возможности.

Длительное закрытие границ между государствами во время пандемии СОУЮ-19, а также последующие новые ограничения в связи с санкциями, появившиеся в 2022 г., должны были способствовать переключению внимания отечественных путешественников с выездного туризма на внутренний, однако значительного повышения спроса на него не произошло. Данные Росстата за 2021 г. и 1-2 кварталы 2022 г. показывают снижение показателей потребления услуг туризма в России1. Например, значительно уменьшился пассажиропоток транспортной авиации по вполне понятным причинам. А вот снижение объема потребления услуг санаторно-курортных организаций, гостиниц и аналогичных частных услуг по предоставлению временного жилья демонстрирует проблемы с покупательским спросом в данном секторе и требует более детального изучения, так как свидетельствует о кризисных моментах2.

Туристическая отрасль, хоть и показывает рост показателей относительно 2021 г., однако объёма 2019 г. не достигла3.

В условиях замедленного развития внутреннего туризма задача изучения факторов повышения спроса на туристические услуги в пределах страны представляется еще более значимой.

Факторы развития туризма. На развитие сферы туризма любой страны влияют как внешние, так и внутренние факторы. Первые включают в себя географическое положение региона, политические отношения между странами, международную торговлю и экономические связи между государствами. Вторые представлены местоположением и климатом страны, а также наличием природных ресурсов, политической стабильностью, социальным порядком и уровнем развития конкретного места притяжения путешественников. Таким образом, к внутренним факторам мы относим те явления и тенденции, которые сказываются на сфере туризма в изучаемом нами регионе: наличие и обеспеченность отрасли кадрами требуемой квалификации, уровень информированности потенциальных потребителей о возможностях туристического региона, степень развития бизнеса, обслуживающего туристическую сферу; наличие и качество туристической инфраструктуры и т. д.4

Влияние внешних факторов, а именно существенное изменение социально-политического и экономического контекста с 2022 г., послужило началом формирования долгосрочных трендов во внутреннем туризме России, среди которых: изменение направлений турпотоков и перестройка логистических цепочек, трансформация структуры платежеспособного спроса на туристские продукты, активация процессов цифровизации туристского рынка России (Сердюкова и др., 2022; Кущёв, 2014). Все перечисленное оказало существенное влияние на модели потребительского поведения в сфере туризма (Гизун, 2022).

В текущей кризисной ситуации, характеризующейся высокой степенью неопределенности, все более важными факторами, определяющими потребительский выбор, исследователи называют безопасность (Кружалин, Яковлев, 2022), экономическую целесообразность (Аль-Фахад, 2021), а также новую формирующуюся ценностную основу потребления туристических продуктов: интерес к путешествиям как к форме самоактуализации и личностной трансформации (Королева, 2021 ) и возможности организации пространства для отдыха, совмещенного с работой («даогкайоп») (Деньга, Карлова, 2022).

Российский туристский сектор экономики обладает очень высоким потенциалом, сочетающим в себе уникальные ресурсы: природные, исторические, культурные (Гончарова, Кирьянова, 2010). Проведенное нами исследование посвящено анализу внутренних факторов, оказывающих определяющее влияние на формирование потребительского поведения в сфере туризма.

Эмпирической базой нашей статьи послужили:

1 Статистический бюллетень Росстата ко Всемирному дню туризма - 2022 [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/turism_2022.pdf (дата обращения: 20.02.2023) ; Туризм [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/turizm (дата обращения: 20.02.2023).

2 Там же.

3 Доходность туристической отрасли в России пока не вернулась на уровень 2019 года [Электронный ресурс] // Интерфакс. Туризм. URL: https://tourism.interfax.ru/ru/news/articles/808l7/ (дата обращения: 13.03.2023).

4 Чудновский А.Д., Жукова М.А. Формирование потребительских предпочтений в туристско-рекреационных комплексах в России : учебное пособие. М., 2021. 484 с.

- данные социологического исследования, проведенного в декабре 2022 - январе 2023 гг. в Нижегородской области методом электронного опроса. Выбранный для исследования регион является среднестатистическим для РФ по основным показателям социально-экономического развития (Партисипаторный подход в повышении качества жизни населения ..., 2013). Было опрошено 244 респондента. Выборка квотная, репрезентативная по половозрастному признаку;

- данные социологического исследования «Социально-психологическое самочувствие населения г. Городца», проведенного кафедрой социологии проектной деятельности и проконку-рентного регулирования факультета социальных наук Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского (ННГУ) в конце 2022 г. На первом этапе его реализации была проведена серия фокус-групп с представителями пенсионеров, предпринимателей, молодежи до 35 лет и трудовых мигрантов. На втором этапе исследования был проведен анкетный опрос. В нем приняли участие 1 000 респондентов. Случайная маршрутная выборка контролировалась по половозрастному составу и репрезентировала жителей города;

- данные, полученные в ходе социологических исследований НАФИ (Аймалетдинов и др.,

2019).

Факторы, определяющие поведенческие стратегии на внутреннем рынке туризма.

Ключевыми причинами, обуславливающими привлекательность для россиян отдыха внутри страны, являются пейзажность и безопасность мест пребывания: эти факторы значимы для трёх четвертей нижегородцев. Россия воспринимается ими как имеющая многочисленные природные, культурные и исторические достопримечательности. Доступность отдыха в России с финансовой точки зрения - также в числе наиболее важных факторов (ее отметили 64 % опрошенных). Важно, что существуют возможности выбора туристических услуг разной ценовой категории. Для многих потенциальных путешественников преимуществом является знакомая языковая среда (45 %) и привычный менталитет (39 %), однако можно отметить, что у россиян нет непреодолимых языковых и культурных барьеров для отдыха за рубежом. Следовательно, конкурентные преимущества рекреационных возможностей внутри страны по сравнению с зарубежным отдыхом должны основываться не на отсутствии языковых и культурных барьеров, а на рыночных преимуществах. Об этом свидетельствуют и высказывания респондентов, принявших участие в опросе (рис. 1).

Много красивых мест Безопасный отдых Доступность отдыха с финансовой точки зрения Юридическая защищенность (знание законов) Много природных достопримечательностей Отдых на любой кошелек Знакомая языковая среда Понятный менталитет

Вокруг все свои

Много исторических и культурных достопримечательностей

Хочется знать свою страну Много дикой природы

Возможность доехать на собственном транспорте

Профессия не позволяет никуда поехать, кроме России

Привычный климат Возможность санаторного отдыха Не хочется уезжать далеко от дома

74

24

1

74

16 10

64

27

58

40

52

34

14

48

43

45

30

24

39

37

24

36

36

28

35

33

33

33

44

23

29

44

27

23

34

42

18

24

57

18

46

36

12

37

50

22

69

Очень значимо И да, и нет Не значимо

9

9

9

Рисунок 1 - Что больше всего нравится в путешествиях по России?, %

- 46 -

Довольно распространенным фактором, привлекающим россиян, является возможность лучше узнать свою страну. Использование для путешествий собственного транспорта, по мнению россиян, не входит в число преимуществ отдыха внутри страны, вероятнее всего, это связано с протяженностью ее территории. Кроме того, данное обстоятельство может свидетельствовать о том, что россияне в качестве отдыха больше воспринимают дальние поездки, нежели путешествия в пределах своего региона (это, скорее, кратковременные поездки выходного дня, нежели отпуск). В пользу этого тезиса говорит тот факт, что нежелание уезжать далеко от дома характерно только для 9 % россиян.

Вместе с тем, по данным Т.А. Аймалетдинова, В.И. Гриценко, О.А. Долговой, являющихся представителями агентства НАФИ, образ достопримечательностей России даже для российских туристов сводится почти исключительно к Красной площади и Кремлю (39 % и 33 % соответственно), за которыми с большим отрывом следуют музей «Эрмитаж» и Мамаев курган в Волгограде (12 % и 9 %) (Аймалетдинов и др., 2019). В качестве главной природной отечественной достопримечательности воспринимается озеро Байкал (18 %) (Аймалетдинов и др., 2019: 20-21).

Таким образом, очевидной становится необходимость повышения информированности россиян о культурных и природных особенностях нашей страны, о местах, достойных посещения и интересных с разных точек зрения. С целями популяризации возможностей внутреннего туризма следует добиваться увеличения степени детализированности и подробности представлений потенциальных потребителей туристских услуг о доступном им выборе. Предпосылки к этому есть: данные нашего исследования показывают, что для 33 % нижегородцев важным фактором выбора путешествия по России является желание лучше знать свою страну (см. рис. 1), а данные агентства НАФИ говорят о том, что известность отдельных природных и культурных достопримечательностей выше в тех географических зонах, которые к ним ближе (Аймалетдинов и др., 2019).

Зоной концентрации недовольства отдыхом в пределах страны являются два основных фактора - высокая стоимость (прежде всего, дороги) в сочетании с недостаточным качеством сервиса (рис. 2). Кроме того, респонденты отмечали, что в России недостаточно развита инфраструктура для самостоятельного планирования путешествий (сложный поиск информации о достопримечательностях, недостаточно открытых сведений о событиях и мероприятиях, заслуживающих внимания), а также для поиска вариантов организованного отдыха.

Высокая стоимость дороги (ж/д и авиабилеты, бензин) 69 24

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Качество сервиса 53 44

Плохая инфраструктура 38 53 10

Сложный поиск информации о расписании транспорта 34 36 30

Мало событий и мероприятий, заслуживающих „ „

внимания 33 38

29

Отсутствие безопасности (юг и кавказские регионы) 31 45 24

В России мало теплых и солнечных дней 30 43 27

Персонал (люди, которые оказывают тур услуги) 30 36 35

Короткий туристический сезон 25 35 41

Скучно 21 38 41

Не престижно 17 22 61

Сложный поиск информации о достопримечательностях 13 45 42

Соотечественники рядом 10 53 37

Нечего посмотреть 6 41 54

| Согласен И да, и нет ■ Не согласен

7

Рисунок 2 - Что не нравится в путешествиях по России, %

- 47 -

По данным Т.А. Аймалетдинова, В.И. Гриценко, О.А. Долговой, россияне предпочитают для дальних путешествий поезда и автомобили, за исключением жителей столиц, которые преимущество в дальних путешествиях отдают авиации. При этом подавляющее большинство (более 80 %) пользовавшихся сервисом железных дорог и авиакомпаний остались довольны качеством полученных услуг (Аймалетдинов и др., 2019: 25-26). Среди тех же, кто отмечает недостатки массового железнодорожного сообщения, на первом месте, в отличие от наших результатов, находится не цена, а качество сервиса (Аймалетдинов и др., 2019). Тем не менее структурно оба исследования соответствуют друг другу, эти два фактора занимают верхние позиции рейтинга.

При этом, однако, отдых в России не воспринимается большинством нижегородцев как недостаточно престижный и скучный. У респондентов (54 %) нет ощущения, что в стране «нечего смотреть». Вместе с тем, как мы уже отмечали, у россиян есть проблемы с осведомленностью и восприятием культурных и природных достопримечательностей страны.

По мнению респондентов, повысить привлекательность отдыха в пределах страны, прежде всего, может снижение его стоимости, а также совершенствование инфраструктуры, повышение уровня сервиса (например, будет обеспечена возможность путешествовать с животными). Потенциал развития индустрии отдыха в пределах России достаточно высок: только 2 % опрошенных отметили, что в нашей стране «нет возможностей для качественного отдыха» (рис. 3).

Снижение стоимости отдыха в России 66

Снижение стоимости билетов (дороги) 41

Совершенствование сервиса инфраструктуры 38

Совершенствование сервиса российских курортов

Больший ассортимент туров, предлагаемых туристическими фирмами

Больше информации о возможностях отдыха в России

Кэшбек (на билеты, отели) 15

Считают, что в России нет возможностей для „ качественного отдыха

Свой вариант | 0,2

Рисунок 3 - Факторы выбора отдыха в России, %

Заключение. Потребители туристических услуг наиболее чувствительны к стоимости путешествия, безопасности, комфорту и уровню сервиса.

С точки зрения потребителей, туристическая инфраструктура в нашей стране развита слабо, ситуация осложняется высокими ценами на отдых.

Данные, полученные нами в ходе фокус-групповых обсуждений в конце 2022 г., позволяют предположить, что потребительская активность (в том числе в сфере туризма) снижается на данном этапе не столько из-за материальных проблем, сколько из-за потери ощущения стабильности и предсказуемости будущего.

Туристам не очень важно наличие организованных туров, большинство предпочитает планировать путешествие самостоятельно, опираясь на доступные интернет-ресурсы. Важным является фактор наличия информации и возможности ее получения.

Исследование показало, что основным фактором, сдерживающим развитие внутреннего рынка туризма в России, является низкая осведомленность населения об имеющихся туристических продуктах.

На основании сказанного можно заключить, что следует повышать уровень информированности граждан о возможностях внутреннего туризма, обеспечивать доступность и детализиро-ванность сведений о туристических объектах для потенциальных потребителей туристических услуг. Столь же важным может быть управление соотношением цены и качества. Дальнейшим направлением исследований в этой области может стать анализ того, через какие именно показатели и в каких сферах туризма гражданами воспринимается качество получаемых в этой области услуг как высокое или как низкое.

Следует отметить, что, несмотря на очевидные преимущества развития внутреннего туризма для общества и экономики, в этой сфере на сегодняшний день есть существенные проблемы, которые не позволяют в полной мере реализовать ее потенциал на территории России. Помимо недостаточной информированности граждан о туристических продуктах, имеющихся в нашей стране; инфраструктурных проблем; не всегда удовлетворяющего путешественников соотношения цены и качества, потребительские устремления в сфере туризма оказались подорваны определённой потерей гражданами ощущения стабильности и предсказуемости социальной ситуации.

Таким образом, россияне потенциально готовы отдыхать внутри своей страны, но пока не видят достаточного количества привлекательных возможностей для реализации своих устремлений.

Список источников:

Аймалетдинов Т.А., Гриценко В.И., Долгова О.А. Рынок туристических услуг: потребительское поведение и планы россиян. М., 2019. 50 с.

Аль-Фахад А.З.М. Перспективы развития внутреннего туризма в России // Прогрессивная экономика. 2021. № 2. С. 60-73. https://doi.org/10.54861/27131211_2021_2_60.

Гизун Э.И. Изменение потребительского поведения в сфере туризма в условиях внешних рисков // Проблемы и перспективы развития туризма в Российской Федерации. Симферополь, 2022. С. 206-209.

Гончарова Н.А., Кирьянова Л.Г. Роль исследований потребительского поведения туристов в разработке стратегии туристского региона // Известия Томского политехнического университета. 2010. Т. 316, № 6. С. 41-47.

Деньга В.И., Карлова А.И. Внутренний туризм России: основные виды и особенности // Геополитика и экогеодина-мика регионов. 2022. Т. 8, № 1. С. 108-114.

Королева О.В. Мода на внутренний туризм в условиях неопределенности: сегодняшние реалии и ближайшие перспективы России // Туристский сезон 2021: проблемы и перспективы. Майкоп, 2021. С. 44-47.

Кружалин В.М., Яковлев А.Р. Влияние пандемии COVID-19 на поведение и предпочтения туристов // Современные исследования: теория и практика. Петрозаводск, 2022. С. 89-97.

Кущёв Н.П. Туризм как объект социологического анализа в современной России // Вестник Нижегородского университета имени Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2014. № 1 (33). С. 63-68.

Партисипаторный подход в повышении качества жизни населения / под ред. Н.М. Римашевской, Н.Н. Ивашиненко. Н. Новгород ; М., 2013. 268 с.

Сердюкова Н.К., Сердюков Д.А., Баль Н.В. Анализ трендов развития туризма и гостеприимства в условиях новой реальности // Естественно-гуманитарные исследования. 2022. № 40 (2). С. 254-262.

References:

Aimaletdinov, T. A., Gritsenko, V. I. & Dolgova, O. A. (2019) Rynok turisticheskikh uslug: potrebitel'skoe povedenie i plany rossiyan [Market of Tourist Services: Consumer Behavior and Plans of Russians]. Moscow. 50 p. (In Russian).

Al-Fahad, A.Z.M. (2021) Prospects for the Development of Domestic Tourism in Russia. Progressive Economics. (2), 60-73. Available from: doi:10.54861/27131211_2021_2_60. (In Russian).

Denga, V. I. & Karlova, A. I. (2022) Domestic Tourism in Russia: Main Types and Features. Geopolitika i ekogeodinamika regionov. 8 (1), 108-114. (In Russian).

Gizun, E. I. (2022) Izmenenie potrebitel'skogo povedeniya v sfere turizma v usloviyakh vneshnikh riskov [Change of Consumer Behavior in Tourism under Conditions of External Risks]. In: Problemy i perspektivy razvitiya turizma v Rossiiskoi Feder-atsii. Simferopol, рр. 206-209. (In Russian).

Goncharova, N. A. & Kir'yanova, L. G. (2010) Rol' issledovanii potrebitel'skogo povedeniya turistov v razrabotke strategii turistskogo regiona [The Role of Studies of Consumer Behavior of Tourists in the Development of a Strategy for a Tourist Region]. Izvestiya Tomskogo politekhnicheskogo universiteta. 316 (6), 41-47. (In Russian).

Ivashinenko, N. N. & Rimashevskaya, N. M. (eds.) (2013) Participatory Approach in Improving the Quality of Life. Nizhny Novgorod ; Moscow. 268 p. (In Russian).

Koroleva, O. V. (2021) Moda na vnutrennii turizm v usloviyakh neopredelennosti: segodnyashnie realii i blizhaishie perspektivy Rossii [Fashion for Domestic Tourism in Conditions of Uncertainty: Today's Realities and Immediate Prospects for Russia]. In: Turistskii sezon 2021: problemy i perspektivy. Maikop, рр. 44-47. (In Russian).

Kruzhalin, V. M. & Yakovlev, A. R. (2022) Impact of the Covid-19 Pandemic on Behavior and Preferences of Tourists. In: Sovremennye issledovaniya: teoriya ipraktika. Petrozavodsk, рр. 89-97. (In Russian).

Kushyov, N. P. (2014) Tourism as an Object of Sociological Analysis in Modern Russia. Vestnik of Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod. Series: Social Sciences. (1 (33)), 63-68. (In Russian).

Serdyukova, N. K., Serdyukov, D. A. & Bal, N. V. (2022) Tourism and Hospitality Development Trends in New Reality. Estestvenno-gumanitarnye issledovaniya. (40 (2)), 254-262. (In Russian).

Информация об авторах

О.А. Суханова - старший преподаватель кафедры менеджмента и туризма, Московского университета имени С.Ю. Витте (филиала), Нижний Новгород, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=820399

В.В. Михайлова - кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии проектной деятельности и проконкурентного регулирования факультета социальных наук Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=824246

А.А. Варызгина - кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии проектной деятельности и проконкурентного регулирования факультета социальных наук Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=663584

А.Е. Солдаткин - кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии проектной деятельности и проконкурентного регулирования факультета социальных наук Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=776805

Information about the authors O.A. Sukhanova - Senior Lecturer, Department of Management and Tourism, Witte Moscow University (branch), Nizhny Novgorod, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=820399

V.V. Mikhailova - PhD in Sociology, Associate Professor, Department of Sociology of Project Activities and Pro-Competitive Regulation, Faculty of Social Sciences, Lobachevsky Nizhny Novgorod State University, Nizhny Novgorod, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=824246

A.A. Varyzgina - PhD in Sociology, Associate Professor, Department of Sociology of Project Activities and Pro-Competitive Regulation, Faculty of Social Sciences, Lobachevsky Nizhny Novgorod State University, Nizhny Novgorod, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=663584

A.E. Soldatkin - PhD in Sociology, Associate Professor, Department of Sociology of Project Activities and Pro-Competitive Regulation, Faculty of Social Sciences, Lobachevsky Nizhny Novgorod State University, Nizhny Novgorod, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=776805

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 20.02.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 13.03.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 28.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.