Научная статья на тему 'НОВЫЕ ВИДЫ ТУРИЗМА КАК РЕЗЕРВ ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО И ВЪЕЗДНОГО ТУРИСТИЧЕСКОГО ПОТОКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

НОВЫЕ ВИДЫ ТУРИЗМА КАК РЕЗЕРВ ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО И ВЪЕЗДНОГО ТУРИСТИЧЕСКОГО ПОТОКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
726
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АССОРТИМЕНТ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПРОДУКТА / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТУРИЗМ / КАРАВАНИНГ / АРЕНДОВАННЫЕ КАТЕРА / НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ТУРИСТИЧЕСКИХ ПУТЕШЕСТВИЙ / ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ С ВЛОЖЕНИЕМ СРЕДСТВ В ИНФРАСТРУКТУРУ ТУРИЗМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Преображенский Александр Борисович, Гаркушина Наталья Анатольевна

Современный туризм в Российской Федерации является одной из быстроразвивающихся сфер экономики, оказывая существенное влияние на природную, социальную, культурную и экономическую среду дестинаций. При этом стремительный рост туристического потока сопровождается решением проблемам, связанными с отсутствием современных гостиниц, качества и наличия дорог, консервативным ассортиментом туристического продукта, предлагающим туристам маршруты и виды путешествий, созданных ещё при Советском Союзе. Наличие гостиниц, в том или ином районе, доступность потенциальных мест отдыха или экскурсионных маршрутов - это те проблемы, которые все чаще и чаще обсуждаются как в научных публикациях, так и в масс-медиа. Поэтому целью статьи является предложение некоторых путей решения этой проблемы. Авторы статьи анализирует причины, оказывающие влияние на рост туристического рынка, и определяет факторы, приводящие сдерживанию туристического потока в отдельных дестинациях. Авторы предлагают путём введения в ассортимент туристического продукта на территории РФ новых, мало используемых или вовсе неиспользуемых нишевых видов турпродукта, существенно расширить число российских и иностранных туристов, не затрачивая на создание этих продуктов средств, которые могли бы понадобиться при создании традиционных видов турпродукта. Актуальность тематике исследования подтверждается рядом вопросов, поднимающихся в работах как отечественных, так и зарубежных исследователей [3-9, 11-7]. Изучение опыта и этапов развития собственного туристического агентства показало устойчивый рост интереса российских граждан к путешествиям внутри своей страны, а социологические опросы, аналитических служб выявили недостаточную осведомлённость иностранных туристов о туристических возможностях нашей страны. Поэтому авторы, предлагают ввести в ассортимент туристических продуктов новый вид путешествия и принять меры по расширению уже существующих, но недостаточно развитых турпродуктов. Авторы приводят примеры успешных зарубежных практик, которые показывают популярность предлагаемых продуктов среди зарубежных и российских туристов. Авторы уделяет значительное внимание возможностям нишевых турпродуктов, предлагает пути решения расширения турпотока, посредством перехода от традиционной модели ассортимента туристского продукта к стратегической, от экстенсивного (развитие в ширь), до интенсивного (развитие вглубь). Вопросы расширения ассортимента особенно актуальны сегодня для России, где поток туристов направлен на две ключевые дестинации - Санкт-Петербург и Москву, поэтому результаты проведенного исследования могут быть полезны в стратегическом планировании развития сферы туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Преображенский Александр Борисович, Гаркушина Наталья Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW TYPES OF TOURISM AS A RESERVE FOR INCREASING THE DOMESTIC AND INBOUND TOURIST FLOW IN THE RUSSIAN FEDERATION

Modern tourism in the Russian Federation is one of the rapidly developing areas of the economy with a significant impact on the natural, social, cultural and economic environment of destinations. At the same time, the fast growing tourist flow causes the solutions of the problems associated with the lack of modern hotels, quality and availability of roads, a conservative assortment of tourist products offering routes and types of travel created during the Soviet Union. The presence of state hospitals in a particular area, the availability of potential places of recreation or sightseeing routes are the key problems discussed both in scientific publications and in the mass media. Therefore, the purpose of the article is to offer some ways to solve this problem. The authors of the article analyze the reasons that influence the growth of the tourist market, and determine the factors that lead to the containment of the tourist flow in certain destinations. The authors propose to expand significantly the number of Russian and foreign tourists by introducing new, little-used or completely unused and unpopular types of tour products into the range of tourist products on the territory of the Russian Federation, without spending money on the creation of these products that they might need when creating traditional types of tourist products. A number of issues raised in the works of both domestic and foreign researchers confirms the relevance of the research topic [3-9, 11-7]. The study of the experience and stages of development of our own travel agency showed a steady increase in the interest of Russian citizens to travel within their country, and sociological surveys, analytical services revealed insufficient awareness of foreign tourists about the tourist opportunities of our country. Therefore, the authors propose to introduce a new type of travel into the range of tourist products and take measures to expand existing, but insufficiently developed tourist products. The authors give examples of successful foreign practices that show the popularity of the products offered among foreign and Russian tourists. The authors pay considerable attention to the possibilities of unpopular tourist products, suggest ways to solve the expansion of the tourist flow, through the transition from the traditional model of the range of tourist products to the strategic one, from the extensive (development in breadth) to the intensive (development in depth). The issues of expanding the assortment are especially relevant today for Russia, where the flow of tourists follows two key destinations - St. Petersburg and Moscow, so the results of the study can be useful in strategic planning of the development of the tourism sector.

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ ВИДЫ ТУРИЗМА КАК РЕЗЕРВ ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО И ВЪЕЗДНОГО ТУРИСТИЧЕСКОГО ПОТОКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 Преображенский А. Б., Гаркушина Н. А. 2021, 15(3), 29-42

Новые виды туризма как резерв для увеличения внутреннего и въездного туристического потока в Российской Федерации

ТУРИЗМ/ TOURISM

УДК 338.48:379.85

DOI: 10.24412/2413-693X-2021-3-29-42

Новые виды туризма как резерв для увеличения внутреннего и въездного туристического потока в Российской Федерации

ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ Александр Борисович

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, туристическое агентство «Магазин путешествий» (Москва, РФ); старший преподаватель кафедры: менеджмент Гостиничного и Ресторанного бизнеса; e-mail: preobrazhenskiy-ab@ranepa.ru ГАРКУШИНА Наталья Анатольевна

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, студентка факультета Гостеприимства; e-mail: ngarkushina-19@edu.ranepa.ru

Аннотация

Современный туризм в Российской Федерации является одной из быстроразвивающихся сфер экономики, оказывая существенное влияние на природную, социальную, культурную и экономическую среду дести-наций. При этом стремительный рост туристического потока сопровождается решением проблем, связанных с отсутствием современных гостиниц, качества и наличия дорог, консервативным ассортиментом туристического продукта, предлагающим туристам маршруты и виды путешествий, созданные ещё при Советском Союзе. Наличие гостиниц в том или ином районе, доступность потенциальных мест отдыха или экскурсионных маршрутов — это те проблемы, которые все чаще и чаще обсуждаются как в научных публикациях, так и в массмедиа. Поэтому целью статьи является предложение некоторых путей решения этой проблемы. Авторы статьи анализирует причины, оказывающие влияние на рост туристического рынка, и определяет факторы, приводящие к сдерживанию туристического потока в отдельных дестинациях. Авторы предлагают путём введения в ассортимент туристического продукта на территории РФ новых, мало используемых или вовсе не используемых нишевых видов турпродукта существенно расширить число российских и иностранных туристов, не затрачивая на создание этих продуктов средств, которые могли бы понадобиться при создании традиционных видов турпродукта.

Актуальность тематике исследования подтверждается рядом вопросов, поднимающихся в работах как отечественных, так и зарубежных исследователей [3-9, 11-7].

Изучение опыта и этапов развития собственного туристического агентства показало устойчивый рост интереса российских граждан к путешествиям внутри своей страны, а социологические опросы аналитических служб выявили недостаточную осведомлённость иностранных туристов о туристических возможностях нашей страны. Поэтому авторы предлагают ввести в ассортимент туристических продуктов новый вид путешествия и принять меры по расширению уже существующих, но недостаточно развитых турпродуктов. Авторы приводят примеры успешных зарубежных практик, которые показывают популярность предлагаемых продуктов среди зарубежных и российских туристов. Авторы уделяют значительное внимание возможностям нишевых турпродуктов, предлагают пути решения расширения турпотока посредством перехода от традиционной модели ассортимента туристского продукта к стратегической, от экстенсивного (развитие вширь) до интенсивного (развитие вглубь). Вопросы расширения ассортимента особенно актуальны сегодня для России, где поток ту-

2021, 15(3), 29-42 Preobrazhensky Alexander B. , Garkushina Natalia A.

New types of tourism as a reserve for increasing the domestic and inbound tourist flow in the Russian federation

ристов направлен на две ключевые дестинации — Санкт-Петербург и Москву, поэтому результаты проведенного исследования могут быть полезны в стратегическом планировании развития сферы туризма.

Ключевые слова: ассортимент туристического продукта, железнодорожный туризм, караванинг, арендованные катера, новые направления туристических путешествий, пути решения проблем с вложением средств в инфраструктуру туризма.

Для цитирования: Преображенский А. Б., Гаркушина Н. А. Новые виды туризма как резерв для увеличения внутреннего и въездного туристического потока в Российской Федерации // Сервис Plus. — 2021. — Т. 15. — № 3. — С. 29-42. DOI: 10.24412/2413-693X-2021-3-29-42 Статья поступила в редакцию: 16.05.2021. Статья принята к публикации: 16.06.2021.

New types of tourism as a reserve for increasing the domestic and inbound tourist flow in the Russian Federation

Alexander B. PREOBRAZHENSKY, Senior lecturer, preobrazhenskiy-ab@ranepa.ru

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA), Moscow, Russian Federation Natalia A. GARKUSHINA, ngarkushina-19@edu.ranepa.ru

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA), Moscow, Russian Federation

Abstract. Modern tourism in the Russian Federation is one of the rapidly developing areas of the economy with a significant impact on the natural, social, cultural and economic environment of destinations. At the same time, the fast growing tourist flow causes the solutions of the problems associated with the lack of modern hotels, quality and availability of roads, a conservative assortment of tourist products offering routes and types of travel created during the Soviet Union. The presence of state hospitals in a particular area, the availability of potential places of recreation or sightseeing routes are the key problems discussed both in scientific publications and in the mass media. Therefore, the purpose of the article is to offer some ways to solve this problem. The authors of the article analyze the reasons that influence the growth of the tourist market, and determine the factors that lead to the containment of the tourist flow in certain destinations. The authors propose to expand significantly the number of Russian and foreign tourists by introducing new, little-used or completely unused and unpopular types of tour products into the range of tourist products on the territory of the Russian Federation, without spending money on the creation of these products that they might need when creating traditional types of tourist products. A number of issues raised in the works of both domestic and foreign researchers confirms the relevance of the research topic [3-9, 11-7]. The study of the experience and stages of development of our own travel agency showed a steady increase in the interest of Russian citizens to travel within their country, and sociological surveys, analytical services revealed insufficient awareness of foreign tourists about the tourist opportunities of our country. Therefore, the authors propose to introduce a new type of travel into the range of tourist products and take measures to expand existing, but insufficiently developed tourist products. The authors give examples of successful foreign practices that show the popularity of the products offered among foreign and Russian tourists. The authors pay considerable attention to the possibilities of unpopular tourist products, suggest ways to solve the expansion of the tourist flow, through the transition from the traditional model of the range of tourist products to the strategic one, from the extensive (development in breadth) to the intensive (development in depth). The issues of expanding the assortment are especially relevant today for Russia, where the flow of tourists follows two key destinations — St. Petersburg and Moscow, so the results of the study can be useful in strategic planning of the development of the tourism sector.

For citation: Preobrazhensky A. B. & Garkushina N. A. (2021). New types of tourism as a reserve for increasing the domestic and inbound tourist flow in the Russian Federation. Service plus, 15 (3), DOI: 10.24412/2413-693X-2021-3-29-42 (In Russ.).

Преображенский А. Б., Гаркушина Н. А. 2021, 15(3), 29-42

Новые виды туризма как резерв для увеличения внутреннего и въездного туристического потока в Российской Федерации

Submitted: 2021/05/16. Accepted: 2021/06/16.

Путь российской индустрии туризма от тотальной государственной монополии до возможности свободно и легально организовывать путешествия граждан России, был не столь лёгким, в отличие от других видов коммерческой деятельности. Закон СССР от 26.05.1988 № 8998-Х! «О кооперации в СССР» разрешал оказывать населению огромный спектр услуг из сферы потребления, но оказание услуг туристического направления, особенно в части выезда за рубеж, по-прежнему оставалось в руках государственных структур и строго регламентировалось. 20 мая 1991 года закончился период «железного занавеса» — президент СССР Михаил Горбачев подписал принятый Верховным Советом СССР Закон СССР «О порядке выезда из Союза Советских Социалистических Республик и въезда в Союз Советских Социалистических Республик граждан СССР», разрешавший советским гражданам выезжать за границу без выездной визы. Но получение общегражданского паспорта и многочисленные документы, регламентирующие право на выезд в ту или иную страну, по-прежнему ставили серьёзные барьеры на пути туристов, желающих выбраться за границу нашей страны. 1 января 1993 года в Российской Федерации вступил в силу Закон СССР «О порядке выезда из СССР и въезда в СССР граждан СССР». Подтверждение легитимности на территории России этого союзного закона засвидетельствовано специальным постановлением парламента от 22 декабря 1992 года. И этот закон уже не существующей страны действовал в России до 18 июля 1996 г., когда Государственная Дума РФ приняла Федеральный закон № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». Закон вступил в силу от 15 августа 1996 г.

Логично было бы считать, что именно с 1 января 1993 года и надо было бы начинать историю российской туриндустрии, но в профессиональной среде принято считать, что туристическая индустрия заявила о себе как о самостоятельной и состоявшейся отрасли в 1995 году, когда в небо поднялись первые чартерные рейсы, которые показали, что в стране появилась новая индустрия, способная решать глобальные, масштабные задачи мирового масштаба.

Исходя из вышеизложенного можно заявлять, что в 2021 году туристической отрасли Российской Федерации исполняется 25 лет.

Разрозненный и мелкий туристический бизнес впервые заявил о себе как об индустрии туризма, владеющей всеми составляющими успешной отрасли, а именно, о наличии в отрасли производства (туроператорский сегмент), сбыта (туристические агентства), продукта (предложение пакетных и индивидуальных туров) и международных связей. И, конечно же, возрастающий с каждым годом поток туристов убедительно доказал существование в стране рынка туристических услуг.

С той поры произошёл ряд структурных и концептуальных перемен, появился «Закон об основах туристической деятельности», который претерпел ряд многочисленных изменений и дополнений, менялся и ландшафт рынка, и игроки, лидирующие на нём.

К существенным изменениям, происшедшим на туристическом рынке, следует отнести и поворот отрасли от модели преимущественной отправки туристов за рубеж и формирование продукта на основе предложений иностранных туроператоров, к формированию продукта на основе предложений путешествия по территории России. Иными словами, туроператоры стали активнее предлагать туры на основе внутреннего продукта, а агенты включились в процесс сбыта путешествий по России. Причины, приведшие к этому явлению, не входят в задачи этой статьи и подлежат рассмотрению в отдельном порядке. Однако один из авторов этой статьи как владелец на протяжении 25 лет туристического агентства может отметить, что доля продажи туров по России за последние 12 лет существенно подросла и показывает стабильную тенденцию к дальнейшему росту.

Отметим, что это агентство имеет филиал в Москве и Липецке.

В Липецке тенденция увеличения спроса на путешествия по России существенно выросла, в основном благодаря введению в ассортимент агентства экскурсионных туров по Липецкой и прилегающим к ней областям. Особо необходимо отметить, что на предложение такого рода туров потребитель ответил безусловной поддержкой, и они стали пользоваться огромным спросом.

New types of tourism as a reserve for increasing the domestic and inbound tourist flow in the Russian federation

Таблица 1. Результаты продаж туров в Москве и Липецке Table 1. Results of tour sales in Moscow and Lipetsk

Расположение агентства Москва Липецк

гг. 2008 2013 2017 2008 2013 2017

Пляжные, % 65 3 70 3 60 12 75 1 78 5 50 15

Экскурсионные, % 12 1 10 5 7 4 10 0 2 5 3 25

Оздоровительные, % 10 2 5 3 6 6 8 1 3 3 2 3

Другое, % 6 1 3 1 4 1 5 0 0 2 0 2

Всего, % 93 7 88 12 77 23 98 2 85 15 55 45

В 2019 году, в московском агентстве число туров за рубеж и спрос на путешествие по России практически сравнялось, а в Липецке спрос на путешествие по России достиг 65 %.

Возможно, пример одного агентства из тысячи работающих на туристическом рынке России может показаться недостаточным и субъективным, в этом случае предлагаем обратиться к данным, приведённым в Отраслевом отчёте № 2 (15) «Рынок туристических услуг. Потребительское поведение и поведение россиян». В ходе составления данного отчёта аналитическим центром НАФИ в 2018 году было опрошено 1 600 жителей нашей страны. В результате доля россиян, планирующих отправиться в отпуск за границу или провести его в России составила 40 %, а граждан, планирующих провести отпуск за рубежом — 28 %.

Эти цифры убедительно доказывают, что рост спроса на внутренний туристический продукт растёт, и существует явная тенденция на достижение некого паритета между внутренним туристическим продуктом и предложениями путешествия за рубеж.

Но как раз в точке роста и наступает время проведения анализа, который призван ответить на извечные вопросы — что делать дальше и где мы отстаём?

Многочисленные беседы, опросы, анализ отзывов путешественников приводят к выводам, что основные точки проблем, которые необходимо решать, на данный момент находятся в следующих составных частях туристической отрасли:

— имидж и бренд территории;

— туристический продукт;

— ассортимент предложений.

Е. А. Джанджугазова, В. В. Лапочкина отмечают: «говоря об имидже регионов, мы подразумеваем целый комплекс ассоциативных представлений, соотносимый индивидом с регионом. В некоторой степени он близок к понятию «социальный стерео-

тип», но стереотипы обычно возникают непроизвольно, в то время как имидж тщательно продумы-вается и конструируется, а следовательно, им можно управлять» [9].

Зададим себе вопрос: много ли городов, областей, краёв нашей страны в нашем сознании индивида имеют свой имидж? Конечно же, сразу возникают образы Москвы, Санкт-Петербурга, Сочи, возможно, Суздаля или Ярославля и в большинстве случаев на этом перечень заканчивается.

Что уж тут говорить, если даже Российская Федерация, наша с вами страна, не имеет своего имиджа, направленного на международный и внутренний рынок!

Рассмотрим роль формирования имиджа территории на примере Греции. Греция — один из примеров сильного туристического бренда, который ежегодно лидирует по показателям узнаваемости, потребительских предпочтений и лояльности. Сущность бренда передаёт колорит страны, подчеркивает уникальность территории, ее неповторимую историю и природу, выделяет преимущества выбора Греции в качестве места отдыха. Греция применяет приём, сущность которого заключается в периодической смене бренда страны, что позволяет проецировать его на существующую реальность и на основе этого формировать спрос на туристические услуги страны, исходя из существующей в мире экономической и политической ситуации. Так, в кризисном 2013 году Греция выходила на международный туристический рынок с брендом «Доступная роскошь», соединив в одном предложении и доступность своего продукта, и роскошь за минимальные средства.

Мало иметь свой разработанный бренд, его надо умело и настойчиво продвигать. Много ли наших регионов могут быть уверенными, что их имидж, их бренд известен всей стране?

Преображенский А. Б., Гаркушина Н. А. 2021, 15(3), 29-42

Новые виды туризма как резерв для увеличения внутреннего и въездного туристического потока в Российской Федерации

Опросив 60 агентств Москвы и Липецка, мы не смогли получить от сотрудников туристических агентств ни одного внятного ответа о том, как именно позиционирует себя Москва или Липецк. Бренд Липецкой области «Жемчужина России», закреплённый решением властей области, не известен ни одному из 50 опрошенных нами клиентов агентства «Магазин Путешествий» (Москва).

И такой итог ожидаем. Формирование известности, продвижение бренда той или иной территории на туристическом рынке нельзя решить силами только туристического бизнеса, да и не являются эти мероприятия их задачей. Продвижение бренда территории, укрепление его имиджа — это всецело задача органов власти, отвечающих за привлечение туристов на территорию своего региона, а совмещение усилий бизнеса и властных структур, несомненно, отразится на результате и сделает территорию узнаваемой и востребованной в туристическом плане.

Туристический продукт

Россия — страна, имеющая огромный туристический потенциал. Трудно переоценить исторические, культурные, природные ресурсы нашей страны, и именно на них должно базироваться формирование туристического продукта, как для внутреннего, так и для международного рынка.

Но если посмотреть на этот процесс внимательно, можно обнаружить, что на данный момент более 90 % туристических предложений базируется на том, что досталось туристической отрасли от наследства Советского Союза. Если экскурсионная поездка, то это города Золотого кольца, если круиз, то по Волге на судах, построенных во времена СССР. Отдельные попытки создать принципиально новый туристический продукт всё же встречаются, и, как правило, они успешны. Вспомним создание практически «с нуля» Родины Деда Мороза в Великом Устюге или о весьма удачном проекте организации музейного села Вятское в Ярославской области, и таких примеров можно привести немало. Всё это говорит о том, что создание нового туристического продукта на территории страны возможно и коммерчески выгодно. Однако и здесь есть резервы. Речь идёт о расширении ассортимента туристических предложений в соответствии с тенденциями, которые существуют и востребованы на международном туристическом рынке. Россия, страна огромных территорий, страна, каждая часть

которой необыкновенно прекрасна и, к сожалению, порой абсолютно недоступна!

Туристической отрасли Росси нужны новые продукты, которые позволяли бы доставлять как наших, так и иностранных туристов в места, которые в настоящее время недоступны в силу отсутствия дорог или транспорта, способного доставить в то или иное место группу туристов или индивидуального путешественника. Нет в этих регионах и достойных средств размещения, способных удовлетворить запросы как российских, так и иностранных туристов, зато есть проблемы с питанием и порой безопасностью путешествующих. Но именно в этих регионах и таятся подлинные сокровища нашей страны. В лесах Тверской области в окрестностях озера Селигер находится исток великой европейской реки Волги, в сердце Липецкой области стоит один из древнейших городов России — красавец Елец (1146 г.), а много ли туристов доезжает до чудного Торжка, способного удивить гостей своими кулинарными традициями, есть ли среди наших и зарубежных путешественников посетители единственного в нашей стране Музея российских национальных напитков в Гаврилов Посаде1? Легко ли нашим туристам доехать до Байкала, есть ли достойные гостиницы в Омске или в селе народных живописцев — Палехе? Чаще всего мы будем вынуждены отвечать отрицательно. Является ли отсутствие гостиниц, нахождение тех или иных интересных мест в стороне от традиционных туристических маршрутов препятствием для привлечения в них туристов и вовлечения их в число туристических объектов? При современном положении дел, когда мы связаны стереотипами норм существующих типов туризма — конечно же, это непроходимые препятствия! А между тем существуют виды туризма, которые позволяют устранить вышеозначенные препятствия, открыть для российского и зарубежного туриста подлинные сокровища российской глубинки и избежать при этом такого всеми нами нелюбимого явления, как оверту-ризм.

Мы хотим предложить вам обзор таких видов путешествий, которые весьма популярны во всём мире, а в нашей стране почти или совсем не используются.

Речь пойдёт о следующих видах:

• Железнодорожный туризм

• Караванинг (один из видов автомобильного туризма)

1 www.mdcentr.com

2021, 15(3), 29-42 Preobrazhensky Alexander B. , Garkushina Natalia A.

New types of tourism as a reserve for increasing the domestic and inbound tourist flow in the Russian federation

• Хаусботинг, или путешествие на арендованных круизных катерах, самостоятельно управляемых туристами.

Все эти виды рассчитаны на определённый тип путешественников, которые не стремятся к излишней роскоши, считают, что только продвижение дальше и вперёд — это единственное, что может называться туризмом. Эти люди понимают смысл слова «путешествие» как «шествие по пути». Можно усомниться и возразить, что, очевидно, таких людей немного и они не составляют интереса для бизнеса. Конечно, по сравнению с миллионами пляжных «активистов» число такого рода путешественников не впечатляет, но и не является исчезающе малой величиной! Только одна компания LeBoat, организующая путешествия на арендованных круизных катерах, предоставила свои услуги в 2019 году — 102 000 человек2, а таких компаний в Европе по меньшей мере 12! А сколько туристов путешествует по всему миру на своих автомобилях и каждый день садятся в туристические поезда?! И для всех них наша страна — это огромное белое пятно.

Россия обладает протяжённой сетью железных дорог, огромным количеством автомобильных трасс, наши водные пути одни из самых разветвлённых в мире! И все эти возможности либо не используются, либо используются не в полную силу.

Но так ли уж важно для российского туриста наличие в ассортименте предложений таких туристических продуктов?

Для ответа на этот вопрос предлагаем рассмотреть следующие параметры, отражающие, на наш взгляд, потенциал того или иного туристического продукта:

• Тенденции спроса

• Новизна продукта

• География и сезонность

• Значение и роль туристического продукта в формировании образа страны, необходимого для повышения уровня туристической привлекательности России на внутреннем и внешних рынках

• Финансовая составляющая продукта. Затраты на создание продукта, его продвижения и эксплуатации. Прогноз ожидаемой прибыли.

Тенденции спроса:

На наш взгляд, такие виды туристического продукта, как железнодорожный туризм, караванинг

- https://www.leboat.com/about-us/press-office

и путешествие на хаусботах, стоит отнести к активным видам туризма. Все они подразумевают активное перемещение в пространстве, имеют своей целью осмотр как можно большего количества тех или иных объектов, будь то достопримечательности или виды природы, требуют от участников путешествия определённых навыков и умений, а порой и немалой доли физической активности.

В то же время изучения спроса нам нужно для того, чтобы понять — какая возрастная группа может сформировать в дальнейшем потребность на изучаемые нами виды туристического продукта.

Обратимся к данным, представленным Аналитическим центром НАФИ в отчете за 2017 год [2].

Россияне отвечали на вопрос: «Какие виды отдыха Вы предпочитаете?». Было опрошено 1 600 человек, данные в таблице рассчитаны в % от всех опрошенных, представлена динамика по годам.

Таблица 2. Результаты ответа на вопрос «Какие виды отдыха Вы предпочитаете?» (по данным [1]) Table 2. Results of the answer to the question «What types of holidays do you prefer?» (according to the data [1])

Виды отдыха 2017

Пляжный отдых 38 34

Лечение в санатории 15 14

В домах отдыха; пансионатах 8 10

Активный отдых (катание на лыжах, сноу-борде, походы, рыбалка, охота и т. д.) 30 23

Познавательный отдых — экскурсии, путешествия по историческим, памятным местам 20 23

Отдых на даче, огороде 36 25

Отдых дома 35 29

Другое 1 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Затрудняюсь ответить 2 11

https://naii.ru/analytics/rynok-turisticheskikh-uslug-potrebitelskoe-povedeшe-i-plany-rossiyan-sotsюlogiya-statistika-puЫik/

Данные опроса показывают, что доля активного отдыха вкупе с познавательным отдыхом показывает 50 % в 2017 году и 46 % в 2018 году, что даёт нам основание говорить о достаточно весомой доле потенциальных клиентов, готовых принять рассматриваемые нами виды туристического продукта, а следовательно, мы вправе ожидать достаточно высокий спрос на эти виды туризма. Несколько настораживает

2021 Том 15 № 3

SERVICE plus

SCIENTIFIC JOURNAL

Преображенский А. Б., Гаркушина Н. А. 2021, 15(3), 29-42

Новые виды туризма как резерв для увеличения внутреннего и въездного туристического потока в Российской Федерации

Таблица 3. Результаты ответа на вопрос «Какие виды отдыха Вы предпочитаете?» по возрастным группам (по данным [1 ])

Table 3. Results of the answer to the question « What types of holidays do you prefer?» by age groups (according to [1])

Виды отдыха 18-24 25-34 35-44 45-54 55 и старше

Пляжный отдых 55 48 44 33 14

Лечение в санатории 2 7 9 15 24

В домах отдыха; пансионатах 2 4 8 11 17

Активный отдых (катание на лыжах, сноуборде, походы, рыбалка, охота и т. д.) 43 34 29 18 8

Познавательный отдых — экскурсии, путешествия по историческим, памятным местам 30 25 29 28 11

Отдых на даче, огороде 16 19 20 28 35

Отдых дома 23 18 27 30 39

Другое 1 1 2 1 1

Затрудняюсь ответить 12 12 1 12 8

тенденция к снижению доли потребителей, участников активного туризма. На наш взгляд, внедрение в ассортимент туристических предложений таких видов активного туризма, как караванинг и путешествие на арендованных хаусботов, сумеет существенно скорректировать эту тенденцию в сторону повышения доли активных туристов.

Вывод. Спрос на активные виды туризма в сегменте внутреннего туризма существует и, в отличие от мирового рынка потребления, где изучаемыми нами видами турпродукта пользуются в основном люди от 50 лет и выше, в России потенциальная клиентская группа ж.-д. туризма, караванинга и хаусботов будет, с большой долей вероятности, формироваться из молодых возрастных групп от 18 до 44 лет.

Рассмотрим потенциальный спрос на активный отдых в России со стороны иностранных туристов. В Отчёте Всемирной туристической организации за 2019 год [18], в котором рассмотрены основные тенденции туристического спроса современного потребителя.

Первые три позиции в этом перечне занимают следующие тенденции:

• Путешествие ради изменения. Живите как местный житель, стремитесь к подлинности и трансформации. По разъяснению сотрудников ЮНВТО имеется в виду стирание граней в сфере межкультурных различий.

• Путешествие для «поделиться увиденным», фото в ^адгат, комментарии, впечатления и рекомендации.

• Стремление к здоровому образу жизни. Прогулочный, оздоровительный и спортивно-активный туризм.

Как мы видим, эти тренды направлены на стирание межкультурных различий, они включают в себя стремление не только самому совершить путешествие, но и передать свои впечатления, опыт, полученный во время тура, другим людям, которые пока ещё не были в той или иной местности нашей планеты. Для нас же, как для авторов этой статьи, значение имеет тренд на активный туризм с элементами спортивных и оздоровительных составляющих. Вкупе с возможностями общения с местными жителями и возможности передачи в социальных сетях своих впечатлений о новых, доселе неизвестных местах — эти тренды впечатляюще доказывают необходимость внедрения в ассортимент туристического продукта России таких продуктов, как караванинг, железнодорожный туризм и плавания на арендованных катерах по рекам России.

Как таковых исследований на тему готовности провести своё путешествие по России в активном стиле, к сожалению, не проводилось, но учитывая достаточно большую долю сторонников такого рода туризма в Европе и во всём мире, можно с уверенностью считать, что на рынке въездного туризма предложения активных видов туризма найдут своих сторонников.

Имея опыт приёма иностранных туристов в России, в рамках своего агентства можем апеллировать

New types of tourism as a reserve for increasing the domestic and inbound tourist flow in the Russian federation

к мнению иностранных туристов, которые неоднократно указывали на тот факт, что Россия из года в год предлагает достаточно классический туристический продукт, в большей мере ориентированный на представление культурного и исторического наследия страны. Не отрицая важность и высокий интерес со стороны зарубежного туризма к такого рода достопримечательностям, мы считаем, что включение такого рода туристического продукта, как самостоятельные путешествия, на такого рода транспорте, как автомобиль (VR караван) и арендованный круиз-ный катер, может существенно расширить палитру предложений интересных объектов нашей страны. Как мы уже писали ранее, такого рода турпродукт даёт возможность иностранным туристам с комфортом и с большей долей самостоятельности добраться до самых отдалённых уголков нашей страны, мест, где достопримечательностей не меньше, чем в городах Золотого кольца, но нет толп туристов, нет нужды каждый день вновь и вновь собирать и распаковывать чемоданы.

По данным Всемирной туристической организации (UNWTO), Россия в мировом туризме входит в десятку самых популярных стран среди европейских. Однако в этом же отчёте отмечается, что несмотря на достаточно высокое место в рейтинге туристического спроса, в нашу страну едут далеко не платёжеспособные туристы, это доказывает совсем уже непочётное 21-е место по количеству трат туриста во время его пребывания в России. В то же время путешествие на туристическом поезде стоит от 4 тыс. евро за недельную поездку (например, Андалузский экспресс), аренда круизного катера от 1 600 евро за недельный круиз, а собственный VR караван в среднем стоит от 50 000 евро. Вот такой турист может заменить или существенно разбавить долю заполонивших российский рынок въездного туризма бекперов (backpackers — самостоятельные туристы, путешествующие с рюкзаками за плечами, по принципу «всё своё ношу с собой»).

Таким образом, можно отметить следующее.

— Российский въездной туризм существенно выиграет, предложив мировому туристическому рынку туристический продукт, основанный на таких продуктах, как караванинг, ж.д.-туризм, аренда кру-изных катеров.

— Введение в ассортимент предложений этих видов путешествий существенно расширит количе-

ство культурных, исторических, природных объектов, предлагаемых для посещения иностранным туристам.

— Самостоятельное путешествие подразумевает контакты с местным населением, что расширит представление зарубежных туристов о России и её жителях, будет способствовать разрушению негативных мифов о нашей стране и снижению градуса русофобии.

Путешественники, которые совершают поездки на поездах, в машинах — караванах или на арендованном круизном катере, тратят гораздо больше средств, по сравнению с традиционными туристами, организованными в группы.

Новизна продукта

Как мы уже отмечали, туристической отрасли России исполняется в 2021 году 25 лет и, казалось бы, за эти годы туроператоры и турагенты должны были освоить все виды туристических предложений. Однако вышеприведённый опрос ясно показывает явный перекос спроса в сторону пляжных туров и чётко указывает на тенденцию увеличения интереса к пассивным видам отдыха. По опыту продаж в собственном турагентстве также можно сказать, что интерес россиян к путешествию как таковому падает год от года. Такие настроения наблюдаются и в молодёжной среде. Тем не менее зачастую, возвращаясь из того или иного пляжного тура, наши клиенты рассказывают, что они, уже находясь на курорте, с удовольствием участвовали в пешеходном или велосипедном туре, научились стоять на доске для серфинга или путешествовали по побережью страны на арендованном автомобиле. Даже поверхностный взгляд на предложения российских туроператоров показывает, что в стране просто нет предложений по организации велосипедных или пешеходных туров, за волной рекламы пляжного отдыха не слышны слабые голоса фирм, организующих железнодорожные поездки или аренду VR-караванов, из опрошенных нами студентов института ИОМ, входящего в структуру РАН-ХиГС, никто не слышал о предложениях туроператора «Арт-тур», представителя компании LeBoat в России.

Россияне с удовольствием потребляют новые продукты, им нравится испытывать доселе неизвестные им ощущения, побывать в местах, куда до этого момента им было недосуг или не имелось возможности добраться, понравятся им и те возможности для отдыха компанией, которые дают рассматриваемые нами виды туристического продукта.

Преображенский А. Б., Гаркушина Н. А. 2021, 15(3), 29-42

Новые виды туризма как резерв для увеличения внутреннего и въездного туристического потока в Российской Федерации

То есть новизна и необычность железнодорожного туризма, караванинга, плавание на арендованных круизных катерах послужат гарантом возникновения спроса на эти виды турпродукта и, с большой долей вероятности, может поднять роль активного туризма на туристическом рынке России.

География и сезонность

Рассматриваемые нами виды турпродукта органично входят в структуру ассортимента туристического рынка России. Все они могут использоваться на всей территории страны, которая имеет третью в мире протяжённость железнодорожных путей (85 000 километров железных дорог, по данным Международного союза железных дорог International Union of Railways)3; пятое место в мире по протяжённости автомобильных дорог — 1 млн 529,4 тыс. км (Данные Росстата, от 2018г.)4; общую протяжённость внутренних водных путей федерального значения 101 484,8 км, что выдвигает Россию на второе место в мире после Китая (данные Министерства транспорта Российской Федерации (Росморречфлот)5.

Кроме хаусботов, все эти виды путешествий являются круглогодичными на всей территории нашей страны.

Другими словами, предлагаемые для анализа виды путешествий могут использовать всю территорию нашей страны от уже освоенных туристическим бизнесом, до достаточно удалённых от основных туристических маршрутов. За исключением путешествий по рекам и озёрам, караванинг и путешествия по железной дороге могут быть использованы на протяжении всего года и не имеют сезонных ограничений.

Значение и роль новых видов туристического продукта в формировании образа страны, необходимого для повышения уровня туристической привлекательности России на внутреннем и внешних рынках

Для жителей России культурное и историческое разнообразие нашей страны является фундаментальным обоснованием для принятия решения посетить тот или иной город или место. Но как показывают данные, представленные Аналитическим цен-

3 https://uic.org/europe

4 http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ statistics/enterprise/transport/#.

5 http://morflot.gov.ru/vvt.html

тром НАФИ в Отраслевом обзоре № 2 (15) Февраль 2019 г. «Рынок туристических услуг: Потребительское поведение и планы россиян» [1], в сознании россиян почти все самые культовые достопримечательности сконцентрированы в Москве и Санкт-Петербурге.

Опрошенным предлагалось назвать три главные достопримечательности России, которые являются визитной карточкой страны. Форма ответов была свободной — назывались как отдельные объекты, так и города или регионы, где эти объекты находятся. Среди наиболее популярных были отмечены респондентами такие:

• Кремль (39 %),

• Красная площадь (33 %)

• озеро Байкал (18 %).

Наличие возможности спланировать своё путешествие, самому привести свой автомобиль или круизный катер в то или иное место откроет жителям нашей страны возможность приехать в те места, которые ещё не открыты или только открываются для массовых путешествий. Автомобиль-караван можно будет поставить на специально оборудованную стоянку в Осташково и полюбоваться на закат на озере Селигер, катер встанет у берега реки Тверца в Торжке, один из древнейших городов России Елец встретит караванеров или плывущих на катере по реке Сосна перебором Елецкой гармошки и у туристов, как внутренних, так и иностранных, в перечне самых красивых достопримечательностей нашей страны появятся новые адреса.

Памятники воинской славы россияне также считают достопримечательностями национального уровня: это города-герои и Мамаев Курган. Олимпийские объекты и курорты Сочи и Красной Поляны особо популярны среди жителей Сибирского и Южного федеральных округов (по 12 % соответственно).

В воспитании патриотизма нет равных туристических продуктов тем предложениям, что может дать железнодорожный туризм. «Поезда Памяти», экспедиции по местам самых важных битв Великой Отечественной войны, посещение международных спортивных состязаний, таких как Олимпийские игры в Сочи, — все эти и многие другие мероприятия проводят туристические фирмы, организующие туры на туристических поездах. Мы расскажем об этом подробнее в разделе, посвящённом железнодорожному туризму.

New types of tourism as a reserve for increasing the domestic and inbound tourist flow in the Russian federation

Для иностранного туризма введение в ассортимент предложений для въездного туризма, карава-нинга, туристических поездов и самостоятельного плавания по рекам России на круизных катерах явится ещё одним фактором продвижения нашей страны на туристическом рынке мира.

Согласно исследованиям аналитического центра НАФИ «Туристическая привлекательность России для жителей стран Европы», по мнению опрошенных европейцев, помимо проблем со стоимостью и транспортными условиями поездки, барьерами к посещению России также является отсутствие информации о ней как о туристском направлении. Это ясно показывает ответ на вопрос — «За последние полгода Вы встречали в СМИ информацию о туристских достопримечательностях России?». Только треть европейцев встречали в СМИ информацию о туристских достопримечательностях России за последние полгода (33 %). Чаще всего с такой информацией сталкивались жители постсоветских и восточноевропейских стран, близких нам территориально (46-47 %). Жители других европейских регионов встречали информацию о туристских достопримечательностях России в медиа значительно реже — 24 %, но при этом степень удовлетворённости от поездки в Россию достигает 91 %!

Распределение ответов на вопрос «Если Вам ранее приходилось посещать Россию в качестве туриста, насколько Вы остались довольны поездкой в целом?» 95 % ответило, что удовлетворены поездкой, а 5 % — нет.

Туристы, путешествующие на поездах, автомобилях, катерах, в отличие от обычных визитёров, имеют свои сплочённые общим интересом сообщества, они входят в различные ассоциации, в своих блогах и социальных сетях, активно делятся между собой своими впечатлениями, мнениями, обмениваются советами и рекомендациями. Таким образом, мы можем быть уверенными, что тема активных путешествий по нашей стране будет широко представлена на сайтах ассоциаций караванеров, в блогах любителей железнодорожных путешествий, а фотографии незабываемых пейзажей и русской природы, снятые с борта круизного катера, побудят новых путешественников посетить нашу страну.

То есть подводя итог вышесказанному, нужно отметить, что позитивная доля впечатлений от посещения доселе неизвестных широким туристическим

кругам Европы местам, городам, природным объектам будет способствовать продвижению положительного имиджа нашей страны на глобальном туристическом рынке Европы и всего мира.

Финансовая составляющая продукта: затраты на создание продукта, его продвижение и эксплуатацию. Прогноз ожидаемой прибыли

Как правило, внесение в существующий порядок чего-либо нового вызывает сомнения и порождает множество вопросов и сомнений. Это нормальная и ожидаемая реакция на те или иные изменения, ведь зачастую вмешательство в нормально работающий процесс приводит к тому, что новое не приносит пользы и существенно вредит стабильности, уже доказавшей свою состоятельность. Поэтому так важно обеспечить плавный — эволюционный, путь внедрения новых туристических продуктов в уже существующий ассортимент туристического рынка России, важно понимать, каким путём будет происходить внедрение этих видов путешествия, кто из участников рынка будет финансировать проекты, кто будет их продвигать, кто эксплуатировать и в каких случаях надо будет объединяться для решения той или иной задачи.

Когда мы говорим о финансовой составляющей процесса появления на рынке нашей страны нового туристического продукта, мы понимаем, что помимо поездов, автомобилей и катеров, постройка или приобретение которых потребует определённых средств, главным условием, необходимым для создания предпосылок к появлению, эксплуатации и продвижению этих новых видов туристического продукта, является наличие инфраструктуры, позволяющей использовать все эти средства передвижения! И именно эта инфраструктура делает караванинг, ж.-д. туризм и хаусботы не только интересным турпродуктом, но и чрезвычайно выгодной статьёй дохода для бюджета страны. Прежде всего это увеличит количество внутренних и иностранных туристов, которые найдут для себя новый, отвечающий их интересам и возможностям вид отдыха, появляются новые возможности для малого и среднего бизнеса, увеличивается количество новых рабочих мест, внедряются новые технологии.

Для туристических поездов необходимо строительство новых ж.-д. путей, приспособленных для отстоя вагонов, а в некоторых случаях приведение в соответствие с нуждами туристов уже существую-

Преображенский А. Б., Гаркушина Н. А. 2021, 15(3), 29-42

Новые виды туризма как резерв для увеличения внутреннего и въездного туристического потока в Российской Федерации

щих. С появлением технологий переработки бытовых отходов, способных сублимировать жидкие фракции в твёрдое состояние, вагоны не загрязняют окружающую среду. Современные вагоны по своему комфорту не отличаются от гостиничного номера и способны предоставить туристам все удобства и сервис, который они получают в нормальных условиях, и это сделает ненужным строительство специальных туристических стоянок. И в этом варианте необходима кооперация частного бизнеса со структурами РЖД. Строительство современного туристического поезда потребует существенного капиталовложения, но они несовместимы по своим размерам с затратами на строительство гостиницы классического вида, а наличие на борту ж.-д. состава 100-120 пассажиров делает возможной окупаемость вложений средств в создание такого рода поезда в течение достаточно короткого времени.

Караванинг имеет, пожалуй, самые лучшие шансы на быстрое развитие из всех видов туризма, которые мы рассматриваем в нашем материале. Россия входит в число стран — лидеров по протяжённости сети автомобильных дорог, автомобили покупают или берут напрокат сами караванеры, для карава-нинга не надо строить гостиницы. Затраты на строительство кемпингов или обустроенных стоянок для автомобилей не совместимы с затратами на строительство отелей. В этом случае необходимо только понимание местных властей, что выделение местным предпринимателям участков земли для обустройства кемпинга привлечёт в их город новых туристов, которые будут пополнять местный бюджет, загружать работой местные трудовые ресурсы, продвигать регион в своих блогах и репортажах.

Что касается арендных круизных катеров (хаусбо-ты), здесь также прослеживается очевидная выгода для федерального и местных бюджетов.

В этом случае не потребуется строительство дорог или новых отелей, вложения государственных средств также не нужно.

Скорее всего, ввиду отсутствия отечественных круизных катеров и инвесторов, видящих выгоду во вложении средств в этот вид туризма, первыми на наш рынок придут зарубежные компании, специализирующиеся на предоставлении такого рода продукта на рынке Европы, например английская фирма LeBoat, уже имеющая своего генерального представителя в России и понимающая потенциал рос-

сийского рынка. Эта фирма и привезёт свои катера в нашу страну. И в этом случае места стоянок катеров также будет строить малый и средний региональный бизнес, а государству и местным властям нужно будет проявит заинтересованность в выделении участков для строительства мини-портов для стоянки круизных катеров.

Таким образом, широкомасштабное внедрение на туристический рынок России таких видов туристического продукта, как караванинг, железнодорожный туризм и путешествие на круизных катерах, не потребует от государства значительного вложения средств и в то же время даст новые возможности для регионального и среднего бизнеса, создаст новые рабочие места, увеличит поступления налогов в местные бюджеты.

Каков же потенциал спроса на подобные виды туризма?

Подробнее этот вопрос мы рассмотрим во второй части нашей статьи, в которой дадим обзор каждого из этих туристических продуктов, здесь же стоит упомянуть, что спрос на эти виды туризма, несомненно, существует.

По словам директора туроператорской фирмы «Профцентр» (Самара)6, железнодорожные туры, которые её фирма предлагает с 2012 года, пользуются повышенным спросом, бронирование носит опережающий характер и состав в 300 человек (школьные группы), никогда не уходит со свободными местами. Все, даже далёкие от туризма люди, знают, какой популярностью пользуются среди иностранных туристов билеты на обычный железнодорожный состав «Транссибирский экспресс».

В своём интервью г-н Артюхов — руководитель клуба любителей автопутешествий «Лига караванеров и Автопутешественников»7, сообщил нам, что, по его подсчётам, количество караванеров в нашей стране может достигать от семи до десяти тысяч экипажей (экипаж — в среднем три человека), а количество иностранных VR-караванов, выходящих на наши дороги, по его мнению, достигает 1 000 машин организованных туристов и столько же самостоятельных экипажей. Как мы уже упоминали ранее, только одна из 12 предоставляющих путешествия на круизных катерах по Европе компания, LeBoat, в своём отчёте указала, что её услугами в 2019 году воспользовались 102

6 http://profcentre.ru/turisticheskie-poezda

7 http://caravanliga.ru

New types of tourism as a reserve for increasing the domestic and inbound tourist flow in the Russian federation

тыс. человек, из них 3 000 были из России. А сколько россиян путешествовало с другими компаниями? Представители компании ЬеБоа! в беседе с нами подтвердили высокий интерес со стороны европейского потребителя к турам по рекам нашей страны. По их прогнозам, число иностранных туристов, готовых проплыть на круизном катере по нашим рекам, может составить до 3 тысяч экипажей за сезон. А это 10-12 тысяч туристов! По существующим нормам, локализация того или иного продукта на отечественном рынке приносит до 50 % туристов, ранее воспользовавшихся этим продуктом за рубежом. Таким образом, мы вправе ожидать минимум 1 500 российских туристов на бортах круизных катеров, плывущих по Оке, Тверце, Воронежу, Верхнему Дону, Волго-Донскому каналу и прочим водным путям!

Выводы

Затраты на создание и внедрение на туристический рынок России таких туристических продуктов, как караванинг, железнодорожный туризм, хаусбо-тинг, не потребуют от государства существенного расхода средств, в основном эти расходы будут осу-

ществляться за счёт малого и среднего бизнеса. Однако внедрение этих видов туризма окажет влияние на туристический рынок России. Новизна продукта, его доступность, экзотичность (в случае с круизными катерами), сравнительно малая цена, широкая география, делающая доступными даже ранее нетуристические места страны, — всё это скажется на росте турпотока. К тому же увеличится количество рабочих мест и бизнес-активность на местах.

Конечно же, не всё так легко, на пути внедрения этих туристических продуктов встанет много преград. Это, в первую очередь, устаревшее законодательство, отсутствие инфраструктуры, которую ещё предстоит построить, отсутствие отечественных инвесторов, готовых вкладываться в туристическую отрасль, и многое другое.

Но авторы статьи верят, что при наличии веры в эти проекты, доброй воли и здорового прагматизма со стороны местных властей все проблемы, стоящие перед внедрением новых продуктов, преодолимы, и караванинг, железнодорожный туризм, путешествия на круизных катерах займут достойное место на туристическом рынке России.

Список источников:

1. Аналитический центр НАФИ. Издательство НАФИ, 2017 г. Рынок туристических услуг: потребительское поведение и планы россиян Социология. Статистика. Публикации. Отраслевые обзоры. Вып. 2 (15)

2. Аналитический центр НАФИ, Авторы: Т. А. Аймалетдинов, В. И. Гриценко, О. А. Долгова. — М.: Издательство НАФИ, 2019.

3. Афанасьев О. Е. Туристские кластеры и дестинации: проблемы создания и продвижения // Современные проблемы сервиса и туризма. — 2016. — Т. 10. — N0 1. — С. 5-6.

4. Барсегян В. О., Кульмухаметова Ф. М. Факторы формирования и совершенствования потребностей общества // Современные проблемы сервиса и туризма. — 2014. — Т. 8. — N0 2. — С. 20-24 (ЭО!: 10.12737/4306).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Беккер Г. С. Человеческое поведение: экономический подход (избранные труды по экономической теории). — М., 2003.

6. Валединская Е. Н. Роль и значение стратегического развития сферы услуг туризма и гостеприимства в региональной экономике // Современные проблемы сервиса и туризма. — 2012. — N0 4. — С. 79-86.

7. Власова Т. И. Экономика современного туризма: состояние и проблемы // Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования. Труды V!! Междунар. Науч.-практич. конф. — СПб.: «Д.А.Р.К.», 2012. — С. 24-31.

8. Голубчиков Ю. Н. Чем завлечь туриста в глубинку России? // Современные проблемы сервиса и туризма. — 2015. — Т. 9. — N0 3. — С. 12-17 (ЭО!: 10.12737/12877).

9. Джанджугазова Е. А., Лапочкина В. В. Маркетинговые методы формирования имиджа туристических территорий (на примере Смоленской области// «Современные проблемы сервиса и туризма». — М. — № 2. — 2007. https://readera.org/marketingovye-metody-formirovanija-imidzha-turistskih-territorij-na-рмтеге-140205846

10. Рынок туристических услуг //Социология. Статистика. Публикации. Отраслевые обзоры. — Вып. 15. Авторы: Т. А. Аймалетдинов, О. А. Шарова; Л. Ю. Пустов.

Новые виды туризма как резерв для увеличения внутреннего и въездного туристического потока в Российской Федерации

11. Туристская привлекательность России для жителей стран Европы // Результаты межстранового исследования/ Аналитический центр НАФИ, авторы: И. А. Гильдебрандт, Т. А. Аймалетдинов — М.:Издательство НАФИ, 2020. — 50 c.

12. Page S. J. and Connell, J. (2006) Tourism: A modern synthesis (2nd edition). London: Thomson Learning

13. Presenza A. (2006) The performance of a tourism destination. Who manages the destination? Who plays the audit role? University of Molise, Department of Economics, Management and Social Science, Campobasso, Italy.

14. Mintel (2001) Adventure Travel. Global. November. London: Mintel. Swarbrooke, J & Horner, S (2007) Consumer Behaviour in Tourism (2nd edition). Butterworth-Heinemann, Oxford.

15. Swarbrooke J., Beard C., Leckie S. & Pomfret G. (2003) Adventure Tourism: The new frontier. ButterworthHeinemann, Oxford.

16. Cooper C., Fletcher J., Fyall A., Gilbert D. and Wanhill S. (2008) Tourism: Principles and Practice, 4th ed. Essex: Pearson Education Limited.

17. Gershuny J. I. Changing Times: Work and Leisure in Post-industrial Societies. Oxford: Oxford University Press. 2000.

18. World Tourism Organization (2019), International Tourism Highlights, 2019 Edition, UNWTO, Madrid, ISBN printed version: 978-92-844-2114-5 DOI: https://doi.org/10.18111/9789284421152

References:

1. NAFI research centre NAFI Publishing House, (2017). The market of tourist services: consumer behavior and plans of Russians of Sociology [Rynok turisticheskih uslug: potrebitel'skoe povedenie i plany rossijan]. Statistics. Publications. Industry reviews, 2 (15). (In Russ.).

2. Aimaletdinov T. A., Gritsenko V. I., Dolgova O. A. (2019). Rynok turisticheskikh uslug: potrebitelskoe povedenie i plany rossiian [The market of tourist services: consumer behavior and plans of Russians]. — Moscow: NAFI Publishing House, 2019. (In Russ.).

3. Afanasyev O. E. (2016). Tourism cluster and destination: challenges of creation and promotion. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service&Tourism: Current challenges], 10 (1), 5-6. (In Russ.).

4. Barseghyan V. O., Kulmukhametova F. M. (2014). Faktory formirovanija i sovershenstvovanija potrebnostei obshhestva [Factors of formation and improvement of the needs of society]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service&Tourism: Current challenges], 8 (2), 20-24 (DOI: 10.12737/4306). (In Russ.).

5. Becker G. S. Human behavior: an economic approach (selected papers on economic theory). — Moscow: 2003. (In Russ.).

6. Valedynskaya E. N. (2012). Rol' i znachenie strategicheskogo razvitiya sfery uslug turizma i gostepriimstva v regional'noi ekonomike [The role and importance of strategic development of the service sector of tourism and hospitality in the regional economy]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service&Tourism: Current challenges], 4, 79-86. (In Russ.).

7. Vlasova T. I. (2012). Economics of modern tourism: state and problems. Turizm i rekreatciia: fundamentalnye i prikladnye issledovaniia [Tourism and recreation: fundamental and applied research]. Proceedings of the VII International scientific and practical conference. — St. Petersburg: «D. A. R. K.», 24-31.

8. Golubchikov Yu. N. (2015). How to attract a tourist to the hinterland of Russia? Sovremennye problemy servisa i turizma [Service&Tourism: Current challenges], 9 (3), 12-17 (DOI: 10.12737/12877). (In Russ.).

9. Dzhandzhugazova E. A. & Lapochkina V. V. (2007). Marketing methods of forming the image of tourist territories (on the example of the Smolensk region. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service&Tourism: Current challenges], 2. URL: https://readera.org/marketingovye-metody-formirovanija-imidzha-turistskih-territorij-na-primere-140205846 (In Russ.).

10. Aimaletdinov T. A., Sharova O. A., Pustov L. YU. Rynok turisticheskikh uslug [The market of tourist services]. Sociology. Statistics. Publications. Industry reviews, 15. (In Russ.).

New types of tourism as a reserve for increasing the domestic and inbound tourist flow in the Russian federation

11. Hildebrandt I. A., Aimaletdinov T. A. (2020). Turistskaia privlekatelnost Rossii dlia zhitelei stran Evropy [The tourist attractiveness of Russia for residents of European countries]. Results of an inter-country study. — Moscow: NAFI Publishing House.

12. Page S. J. and Connell J. (2006) Tourism: A modern synthesis (2nd edition). London: Thomson Learning.

13. Presenza, A. (2006) The performance of a tourism destination. Who manages the destination? Who plays the audit role? University of Molise, Department of Economics, Management and Social Science, Campobasso, Italy.

14. Swarbrooke J. & Horner S. (2007) Consumer Behaviour in Tourism (2nd edition). Oxford: Butterworth- Heinemann.

15. Swarbrooke J., Beard C., Leckie S. & Pomfret G. (2003). Adventure Tourism: The new frontier. Oxford: ButterworthHeinemann.

16. Cooper C., Fletcher J., Fyall A., Gilbert D. and Wanhill S. (2008) Tourism: Principles and Practice, 4th ed. Essex: Pearson Education Limited.

17. Gershuny J. I. (2000). Changing Times: Work and Leisure in Post-industrial Societies. Oxford: Oxford University Press.

18. World Tourism Organization (2019), International Tourism Highlights, 2019 Edition, UNWTO, Madrid, ISBN printed version: 978-92-844-2114-5 DOI: https://doi.org/10.18111/9789284421152

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.