Научная статья на тему 'ВНУТРЕННИЙ МАРКЕТИНГ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ОБЩЕГО МАРКЕТИНГА'

ВНУТРЕННИЙ МАРКЕТИНГ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ОБЩЕГО МАРКЕТИНГА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
244
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ / ВИДЫ МАРКЕТИНГА / ВНУТРЕННИЙ МАРКЕТИНГ / БЛАГОПРИЯТНОЙ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ / ФИЛОСОФИЯ ОРГАНИЗАЦИИ / ПРОЦЕСС ПРОВЕДЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО МАРКЕТИНГА / ЭЛЕМЕНТЫ ВНУТРЕННЕГО МАРКЕТИНГА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Муравьева Т.В.

В данной научной статье автор раскрывает особенности понятия внутренний маркетинг. Представлено понятие маркетинга с точки зрения разных авторов, его разновидности. Подчеркнута необходимость внедрения внутреннего маркетинга в организации, как способа воздействия на персонал. Отражены особенности внутреннего маркетинга, его основные элементы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВНУТРЕННИЙ МАРКЕТИНГ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ОБЩЕГО МАРКЕТИНГА»

процессуальном аспекте в соответствии с типами обменных процессов внутри фирмы и участниками, вовлеченными в данные процессы.

В частности, экономисты Г.С. Беккерс и В. Хаастрехт [7] выделяют три подхода к внутреннему маркетингу:

• как к иерархическому обменному процессу;

• как к системе внутренних предложений;

• как к обменному процессу между организацией и персоналом.

В заключение необходимо отметить, что, абсолютно очевидны недостаточность в степени изучении данного вопроса и сложность его организации.

Использованные источники:

1. О. М. Калиева [и др.] Инновационная экономика: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 93-96.

2. Муравьева Т.В. е-Журнал «Экономика и социум» №6(19)-2015 г. (декабрь). Внутренний маркетинг как разновидность общего маркетинга.

3. Ballantyne, D. Reframing Internal Marketing for Relationship Marketing. -AMA International Marketing Educators' Conference, Argentina, 2000. [Электронный ресурс]. http://www.utdt.edu/coiwesos/empresanal/papers-ama/bal.PDF (Дата обращения: 13.12.2015).

4. Rafiq M., Ahmed P.K. (2000), «Advances in the internal marketing concept: definition, synthesis and extension», Journal of Services Marketing, Vol 14

5. Lings, I.N/ Balancing Internal and External Market Orientations. // Journal of Marketing Management, 1999, Vol 15

6. Books R.F., Lings I.N., Botschen M.A. Internal marketing and customer driven wave fronts. // The Service Industries Journal, 1999 Vol.19

7. Theopold S., Schacherer M. Internal marketing: review on a broadened concept and its operationalisation. // DBA Anglia Business School, Research Paper 2, 2002. [Электронный ресурс]. www.schacherer.de/marc/phd/p2.doc. (Дата обращения: 16.12.2015).

Муравьева Т.В., к.э.н.

доцент НОУ ВПО СмолГУ Россия, г. Смоленск ВНУТРЕННИЙ МАРКЕТИНГ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ОБЩЕГО

МАРКЕТИНГА

Аннотация: В данной научной статье автор раскрывает особенности понятия внутренний маркетинг. Представлено понятие маркетинга с точки зрения разных авторов, его разновидности. Подчеркнута необходимость внедрения внутреннего маркетинга в организации, как способа воздействия на персонал. Отражены особенности внутреннего маркетинга, его основные элементы.

Ключевые слова: маркетинг, виды маркетинга, внутренний маркетинг,

благоприятной внутренней среды, философия организации, процесс проведения внутреннего маркетинга, элементы внутреннего маркетинга.

Актуальность вопросов развития маркетинга с учетом глобализации мировой экономики соответственно увеличения торговых оборотов на международном рынке существенно увеличивается. В современных условиях маркетинговая деятельность, ее разновидности постепенно трансформируются и уже имеют прямое отношение не только к покупателям продукции / услуг, но и к сотрудникам предприятий, к развитию субъектов и экономик целых стран.

Данные тенденции развития общества и экономики в индустриальном мире подчеркивают актуальность изучения вопросов маркетинга, как раздела экономической науки и расширяют необходимость формирования более развитой архитектуры маркетинга, выделения ее инфраструктурных составляющих.

Маркётинг (от англ. marketing - в переводе с английского языка означает «действие на рынке», «рыночную деятельность»), согласно определения АМА - это организационная функция, совокупность процессов создания, продвижения и предоставления продукта (услуги) покупателям и управление взаимоотношениями с ними с выгодой для организации^!]. В широком смысле основной задачей маркетинга является определение и удовлетворение человеческих и общественных потребностей.

Филипп Котлер, в своей работе «Основы маркетинга» отмечает, что маркетинг - это вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена[2].

Маркетинг представляет собой социально-управленческий процесс, посредством которого индивидуумы и группы людей путем создания продуктов и их обмена получают то, в чем они нуждаются. [3].

Существует и более широкое понимание маркетинга представленное А.П. Панкрухиным. Маркетинг - это рыночная философия, стратегия и тактика мышления и действия субъектов рыночных отношений: не только производителей и посредников в коммерческой деятельности, но и потребителей, а также поставщиков, экономистов, учёных, организаций, вплоть до правительственных органов [4].

В зависимости от этапов эволюции маркетинга, развития сфер его применения выделяют различные виды маркетинга. Г. Л. Багиев и А. Н. Асаул в книге «Организация предпринимательской деятельности» дают следующую классификацию маркетинга[5]:

В зависимости от вида деятельности отдельной личности или организации может быть: маркетинг организации, маркетинг отдельной личности (эгомаркетинг), маркетинг места, социальный маркетинг и другие.

По сфере применения выделяют: промышленный, потребительский, инвестиционный и маркетинг услуг.

По сфере обмена или по территориальному признаку: национальный (региональный, локальный) маркетинг и международный (экспортный, глобальный, мировой).

В зависимости от цели обмена, результатов той или иной деятельности различают коммерческий и некоммерческий маркетинг.

Также существует: конверсионный маркетинг, стимулирующий маркетинг, развивающий маркетинг, ремаркетинг, синхромаркетинг, поддерживающий маркетинг, противодействующий маркетинг, демаркетинг и др.

Интересно, что отдельные школы маркетинга (западноевропейская, американская, скандинавская и другие) по-разному классифицируют маркетинг.

Тем не менее, среди множества существующих видов маркетинга постепенно появляются новые виды. Одним из таких видов является внутренний маркетинг.

Внутренний маркетинг - это маркетинг, нацеленный внутрь фирмы, т.е. на ее рабочих и служащих.

Согласно концепции внутреннего маркетинга клиент и персонал рассматриваются как «внешний» и «внутренний» потребитель, а сама компания как внутренний рынок. Первые покупают товар (услуги или сервис), а вторые - рабочее место и корпоративные ценности. Исходя из этого топ-менеджеры должны понимать, что взаимовыгодное сотрудничество и эффективное управление взаимоотношениями в системе «топ-менеджмент - менеджмент - контактный персонал - клиент», что собственно и является частью внутреннего маркетинга, позволит сформировать одновременно с одной стороны максимальную коммерческую доходность как производителя качественных товаров/услуг, а с другой стороны бренд компании как работодателя.

Внутренний маркетинг предполагает конкретные действия работодателя по формированию благоприятной внутренней среды компании, корпоративного климата, которые с учетом множества элементов внутреннего маркетинга в итоге обеспечат коммерческую и финансовую эффективность ее функционирования.

Проблемы организации внутреннего маркетинга неоднократно рассматривались в работах кандидата экономических наук Старцевой Н.В. [6,7,8] В них подчеркивается, что маркетинг должен стать неотъемлемой частью философии вей организации, а функция маркетинга должна выполняться всеми служащими.

Как правило, в производственных фирмах функции маркетинга, выполняются отделом маркетинга, сотрудники которого непосредственно контактирует с покупателем, но при этом не стоит исключать и возможность взаимодействия других сотрудников компании с покупателем при различных обстоятельствах. К примеру, оформление сделки, решение конфликтных ситуаций, личные знакомства и т.д. Поэтому так важно, что бы все

работники предприятия обладали единой философией организации и были заинтересованы в ее репутации.

Не редки случаи, когда из-за некомпетентных действий одного из сотрудников портится репутация о всей компании, даже если она имеет широко известный бренд. Более того, необходимо отметить, что отрицательная репутация распространяется намного быстрее, чем положительная.

Ричард Нопрманн из Группы менеджмента услуг говорит, что: «... Ключевой компонент высокой конкурентоспособности почти всех компаний - это меры (мероприятия) по мобилизации творческой активности коллектива». Норманн ввел термин «момент истины», который позднее популяризировал Ян Карлсон (SAS). «Момент ИСТИНЫ» наступает тогда, когда служащий и клиент вступают в непосредственный контакт. Р. Норман заявляет, что последствия такого контакта уже не поддаются влиянию со стороны компании. Навыки, мотивация, умения и знания используемые представителем фирмы, с одной стороны, ожидания, и поведение клиента - с другой стороны, создают процесс предоставления услуги. Идею Норманн заимствовал у тореадоров, которые использовали этот термин, чтобы описать момент, когда тореадор стоит перед быком на ринге. [9]

Специалисты по маркетингу должны разрабатывать методы и процедуры воздействия на персонал, что бы быть уверенными в том, что все сотрудники организации могут, а самое главное хотят предоставить качественное обслуживание. Концепция внутреннего маркетинга гласит, что служащие фирмы должны быть наилучшим образом мотивированы на осмысленное качественное обслуживание и выполнение работы, ориентированной на клиента.

Цель внутреннего маркетинга - это систематическая оптимизация процессов, происходящих внутри компании, методами кадрового и маркетингового менеджмента.

Процесс проведения внутреннего маркетинга на сегодняшний день не имеет устоявшейся методологической основы. В каждом отдельном случаи он является довольно специфичным, но, в общем, необходимо отметить, что это довольно сложный процесс. Одной из его задач является исследование степени удовлетворенности сотрудников компании. Данное исследование может дать информацию о потребностях и желаниях внутренних клиентов, которые, как правило, бывают двух уровней: к первому уровню относятся потребности, связанные с условиями труда (должность, оплата, график работы, условия труда и т.д.). Ко второму уровню относятся потребности и пожелания, связанные с получением услуг от своих внутренних «поставщиков» - коллег, сотрудников других отделов и подразделений компании, руководства, что оказывает влияние на качество работы.

Следовательно, внутренний маркетинг должен быть направлен на создание благоприятных условий работы и управление взаимоотношениями внутри компании. По аналогии с традиционным маркетингом и моделью 4Р,

внутренний маркетинг включает следующие элементы:

- Работа (внутренний продукт). Разработка продукта заключается в подборе подходящих кадров, внутреннем обучении, создании необходимых условий для работы.

- Оплата (цена внутреннего продукта). Этот элемент внутреннего маркетинга определяется степенью мотивации сотрудников, и выражается не только в денежном эквиваленте. Также подразумевается наличие таких аспектов, как возможность карьерного роста, самореализации, удовлетворение от работы в команде, внутрифирменные мероприятия, тренинги и пр.

- Место. Этот элемент внутреннего маркетинга подразумевает, что необходимо правильно распределять сотрудников внутри компании (создание эффективной организационной структуры).

- Продвижение. Продвижением внутреннего продукта внутренний маркетинг считает формирование корпоративной культуры, развитие внутрифирменных коммуникаций и пр.

Таким образом, последовательное и осмысленное применение внутреннего маркетинга позволяет компании достигнуть конкурентного преимущества, повышая качество продукта, и тем самым улучшить свое коммерческое и финансовой положение на рынке.

Использованные источники:

1. The American Marketing Association (AMA), 2004

2. Филип Котлер «Основы маркетинга» Краткий курс.: Пер. с англ.-М.: Издательский дом «Вильямс», 2007. - 656с.

3. Голубков Е.П. «Маркетинговые исследования: теория, методология и практика». -М.: Издательство «Финпресс», 2005.-464 (339)с.

4. А. П. Панкрухин «Маркетинг»: Учеб. для студентов, обучающихся по специальности 061500 «Маркетинг»/ Гильдия маркетологов. — 3-е изд. — М.: Омега-Л, 2005. - 656 с.

5. Г. Л. Багиев и А. Н. Асаул в книге «Организация предпринимательской деятельности» Учебное пособие/ Под общей ред. проф. Г.Л.Багиева. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001.

6. Н.В. Старцева. «Использование активных методов обучения маркетингу». Материалы Международной научно-практической конференция «Актуальные проблемы в изучении и преподавании общественно-гуманитарных наук» - Международный институт трудовых и социальных отношений (Витебский филиал), 25-26 ноября 2010

7. Н.В. Старцева. «Маркетинг в развитии внутреннего туризма Маркетинг и современность». Монография Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Под общей редакцией С.В. Карповой-2014.

8. Н.В. Старцева. «Цена маркетинга, или стратегия стратегии рознь?» -//Портфель. - февраль 2013 (50) - с.40-43

9. «Все о туризме - туристическая библиотека». [Электронный ресурс].

URL: http://tourlib.net/books_tourism (Дата обращения: 10.12.2015).

Нардина Е.А., к.э.н.

доцент

кафедра экономики, бухгалтерского учёта и финансового контроля ИЭиФ ФГБОУВПО Омский государственный Аграрный университет им. П.А. Столыпина Рарова Н.А. магистрант 3 курса факультет 38.04.01 - Экономика

Россия, г. Омск

Nardina C.A., candidate of economic sciences, associate professor departments of economy, record-keeping and financial control of ИЭиФ

FGBOU VPO Omsk state Agrarian university The name of P. A. Stolypin, Russia, Omsk Rarova N. A. Undergraduate, 3 courses, Faculty 38.04.01 is Economy Russia, Omsk

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ

ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ

В статье рассматриваются вопросы организации внутреннего контроля расчетов с поставщиками и подрядчиками в организациях строительной отрасли. В частности функции, основные задачи, цели внутреннего контроля, а также процедуры реализации организации внутреннего контроля расчетов с поставщиками и подрядчиками.

Ключевые слова: внутренний контроль, проверка, оценка, расчеты с поставщиками и подрядчиками.

THEORETICAL ASPECTS OF ORGANIZATION ANDREALIZATI

ON OF INTERNAL CONTROL CALCULATIONS WITH SUPPLIERS AND CONTRACTORS

In the article the questions of organization of internal controlof calculations are examined with suppliers and contractorsin organizations of building industry. I n particular functions,basic tasks, aims of internal control, and also procedures ofr ealization of organization of internal control of calculationswith suppliers and cont ractors.

Keywords: internal control, verification, estimation,calculations with suppli ers and contractors.

Произошедшее в Российской Федерации реформирование управления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.