Научная статья на тему 'Внутренний контроль в системе управления компанией'

Внутренний контроль в системе управления компанией Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
897
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАНДАРТЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ И УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ / INTERNAL CONTROL STANDARDS / SYSTEMATIC APPROACH / INTERNAL CONTROL AND RISK MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кулинина Г.В.

Исследованы практика и проблемы нормативного регулирования организации внутреннего контроля в компаниях. Предложены направления совершенствования внутрикорпоративных стандартов внутреннего контроля и практики управления рисками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNAL CONTROL IN THE MANAGEMENT OF THE COMPANY

The practice and regulatory issues of internal control in the companies. Suggested ways of improving internal standards of internal control and risk management practices.

Текст научной работы на тему «Внутренний контроль в системе управления компанией»

лишь возможность приобретения инновационной продукции, но не установлена обязанность это осуществлять. В итоге при составлении технического описания закупаемой продукции (товаров, работ, услуг) заказчик руководствуется уже существующими характеристиками, применяя шаблонное описание. К данной проблеме добавляется отсутствие однозначного понимания у заказчиков того, какая закупаемая продукция может быть отнесена к инновационной и высокотехнологической. В результате при составлении технического описания закупаемой продукции (товаров, работ, услуг) заказчик руководствуется уже существующими характеристиками, применяя шаблонное описание. Тем самым ограничивается возможность участия в реализации государственного заказа организаций, нацеленных на представление заказчику инновационной продукции, поскольку ее техническое описание разнится с требуемой.

Для получения реальных результатов в сфере инноваций на муниципальном уровне необходимо, по нашему мнению, директивно установить пороговые нормы, обязывающие заказчика проводить определенное количество тендеров на приобретение инновационных товаров, работ, услуг (например, не менее 5% от совокупного годового объема закупок). При этом имеет смысл отталкиваться не от размера средств затраченных на приобретение этой продукции, а от стоимостного выражения достигнутого целевого эффекта. В противном случае действия заказчика будут нацелены на выполнение пунктов закона, нежели на повышение эффективности закупочной деятельности муниципальных образований. В результате появляется возможность преодолеть существующие барьеры повышения инновационного спроса, активизировать участие как муниципальных учреждений, так и бизнес-сообщества в развитии инновационной экономики.

Литература:

1. Борисов А.Б.. Большой экономический словарь. Издание 2-е переработанное и дополненное. — М.: Книжный мир, 2009. — 860 с.

2. Есипенко М.А. Роль предпринимательства в обеспечении инновационного экономического роста // Транспортное дело России.

— 2014. — №2. — С.19-21

3. Колоколов В.А. Инновационные механизмы функционирования предпринимательских структур [Электронный ресурс] // Корпоративный менеджмент. Режим доступа: http://www.cfin.ru/ press/management/2002-1/08.shtml

4. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов" (утв. Минэкономики РФ, Минфином РФ, Госстроем РФ 21.06.1999 N ВК 477). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

5. Модельный закон «Об инновационной-инвестиционной инфраструктуре» (Постановление N 9-11 от 8 июня 1997 года). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

6. Национальная экономическая энциклопедия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.vocable.ru/

7. Никитская Е.Ф. Взаимодействие государства и бизнеса в процессе формирования национальной инновационной системы России // Транспортное дело России. — 2014. — №2. — С.59-62

8. Никитская Е.Ф. Территориальные субъекты рынка как комплексные институциональные структуры инновационной экономики Транспортное дело России. - № 5 (108). - 2013. - С.129-131.

9. Платонова И.В., Горковенко Е.В. Содержание компонентов инновационного механизма предприятия // ИнВестРегион. — 2010.

— №2. — С.60-63

10. Райзберг Б.А. Современный социо-экономический словарь

— М.: ИНФРА-М, 2009. — 629 с.

11. Словарь Ожегова. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]. — Режим доступа: (http://www.ozhegov.org/ words/15796.shtml)

12. Федеральный закон № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года 2О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

УДК 658.5

ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ КОМПАНИЕЙ

Кулинина Г.В., к.э.н., профессор кафедры «Аудит и контроль» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

Исследованы практика и проблемы нормативного регулирования организации внутреннего контроля в компаниях. Предложены направления совершенствования внутрикорпоративных стандартов внутреннего контроля и практики управления рисками.

Ключевые слова: Стандарты внутреннего контроля, системный подход, внутренний контроль и управление рисками.

INTERNAL CONTROL IN THE MANAGEMENT OF THE COMPANY

Kulinina G., Candidate of Economic Sciences, Professor of the Audit and control chair, Financial University under the Government of the

Russian Federation

The practice and regulatory issues of internal control in the companies. Suggested ways of improving internal standards of internal control and risk management practices.

Keywords: Internal Control Standards, systematic approach, internal control and risk management.

В настоящее время в России и международном сообществе разработано достаточное число законов, стандартов, правил внутреннего контроля, определяющих необходимость организации внутреннего контроля, его цель, задачи, принципы, средства и процедуры контроля, его элементы. Эти документы имеют различный уровень нормативного регулирования, начиная с государственного, уровня саморегулируемых организаций, заканчивая уровнем непосредственно самих компаний. Так, федеральный закон №402-фз от 06.12. 2011г. «О бухгалтерском учёте» в ст. 19 определяет обязанность организации организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. При этом под фактами хозяйственной жизни понимаются сделки, события, операции, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовые результаты его деятельности и (или) движение денежных средств. При этом подчёркивается, что каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учётным документом.1 Хотя

цель контроля данным законом не установлена, однако из определения фактов хозяйственной жизни вытекает системный подход к назначению внутреннего контроля, его основной цели- управление рисками деятельности организации.

Риск хозяйственной деятельности представляет собой более широкое понятие, чем риск существенного искажения бухгалтерской отчетности. Риск хозяйственной деятельности может возникнуть вследствие каких-либо изменений или возникших сложностей в деятельности, в то же время неспособность распознать необходимость внесения изменения в деятельность может также привести к риску.

Большинство рисков хозяйственной деятельности с большой вероятностью имеют финансовые последствия и, следовательно, оказывают влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность, хотя не все риски хозяйственной деятельности обязательно ведут к рискам ее существенного искажения. Следствием риска хозяйственной деятельности может стать риск существенного искажения

1 Федеральный закон от 06.12.2011г. №402 «О бухгалтерском учёте»

однотипных операций, остатков по счетам бухгалтерского учета и случаев раскрытия информации на уровне предпосылок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности и финансовой (бухгалтерской) отчетности в целом.2

В этой связи законом определена обязанность экономических субъектов, бухгалтерская отчётность которых подлежит обязательному аудиту, организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учёта и составления бухгалтерской отчётности.

В соответствии с федеральным законом №307 «Об аудиторской деятельности» при проведении аудита необходимо руководствоваться федеральными стандартами аудиторской деятельности, включающими в том числе стандарт №8 « Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчётности».Стандарт так определяет цель и задачи внутреннего контроля: «Система внутреннего контроля представляет собой процесс, организованный и осуществляемый представителями собственника, руководством, а также другими сотрудниками аудируемого лица, для того чтобы обеспечить достаточную уверенность в достижении целей с точки зрения надежности финансовой (бухгалтерской) отчетности, эффективности и результативности хозяйственных операций и соответствия деятельности аудируемого лица нормативным правовым актам».3 Это означает, что организация системы внутреннего контроля и ее функционирование направлены на устранение каких-либо рисков хозяйственной деятельности, которые угрожают достижению любой из этих целей.

Таким образом, правильно сформулированная цель внутреннего контроля, содержащаяся в вышеприведенных нормативных документах, отражает основное назначение внутреннего контроля. Правила, процедуры, способы контроля должны быть адекватны рискам, меняться с целью повышения качества контроля. Однако цель контроля остаётся при этом неизменной.

Однако, при осуществлении нормативного регулирования внутреннего контроля, интегрирование новых его направлений, либо интенсификация действующих, сопровождается указаниями со стороны государственных органов привести положения (стандарты) внутреннего контроля в соответствие с изданными документами. Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2012г. №667 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» указано, что Правила внутреннего контроля этих организаций являются документом, который: регламентирует организационные основы работы, направленной на противодействие легализации доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма, в организации; устанавливает обязанности и порядок действий должностных лиц и работников в целях осуществления внутреннего контроля; определяет сроки выполнения обязанностей в целях осуществления внутреннего контроля, а также лиц, ответственных за их реализацию.

Складывается в этом случае представление, что до выхода данного постановления в содержание внутреннего контроля не входили перечисленные выше задачи. Отмывание доходов, полученных преступным путём, существовало всегда, и будет существовать, оно является риском деятельности организаций всех форм собственности. Усиление борьбы с этим явлением не требует пересмотра цели внутреннего контроля, а лишь изменения направлений, процедур, средств контроля, внедрения новых программ контроля.

Учёт особенностей цели, задач внутреннего контроля в отдельных отраслях осуществляется путем издания отраслевых стандартов внутреннего контроля. Ими являются, например, Положение Банка России от 16.12.2003г. №242-п «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах» (с изм. и доп.), Приказ ФСФР России от 24.05. 2012г. №12-32/пз-н «Об утверждении Положения о внутреннем контроле профессионального участника рынка ценных бумаг». В этих документах в процессе дополнений и изменений также наблюдается суммирование целей внутреннего контроля, вытекающее из последующих нормативных документов. Так, в Положении Банка России №242 первоначально было определено, что внутренний контроль осуществляется в целях обеспечения: эффективности и результативности финансово-хозяйственной деятельности при совершении банковских операций

и других сделок, эффективности управления активами и пассивами, включая обеспечение сохранности активов, управления банковскими рисками; достоверности, полноты, объективности и своевременности составления и представления финансовой, бухгалтерской, статистической и иной отчётности (для внешних и внутренних пользователей); соблюдения нормативно-правовых актов, учредительных и внутренних документов кредитной организации.4

После принятия федерального закона от 07.08.2001г. №115-фз. « О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма», Банк России добавил новую подцель в Положение №242- Исключение вовлечения кредитной организации и участия её служащих в осуществление противоправной деятельности, в том числе отмывания доходов, полученных преступным путём, и финансирования терроризма- хотя эта подцель полностью покрывается всеми предшествующими.

Кроме того, Банк России выпустил « Положение о требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» от 02.03. 2012г.№375-п., в котором определил программы внутреннего контроля по реализации требований ФЗ№115.Эти программы, как нам представляется, и являют собой введение новых направлений, способов и средств внутреннего контроля. Они не влияют на изменение цели внутреннего контроля, а представляют собой направления повышения результативности внутреннего контроля в отношении риска отмывания доходов, полученных преступным путём и вовлечения сотрудников в противоправные операции.

В 2007-2010г.г. Банком России был принят стандарт «Обеспечение информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации. Общие положения. СТО БР ИББС-1».В нём отмечается, что деятельность банка, относящаяся к обеспечению информационной безопасности, должна контролироваться. Данным стандартом детализируется задачи внутреннего контроля по обеспечению информационной безопасности. Следуя сложившейся практике, Банк России внёс очередное дополнение в цели внутреннего контроля.

Обзор приведенных и других нормативных документов по внутреннему контролю позволяют сделать вывод о том, что в основном при разработке и изменению документов по внутреннему контролю суммируются задачи, вытекающие из принимаемых государственных и ведомственных документов. Такая практика нормативного регулирования внутреннего контроля не может быть признана удовлетворительной. Дело заключается в том, что в принципе невозможно в стандартах (положениях) по внутреннему контролю учесть и отразить всё многообразие задач внутреннего контроля рисков, возникающих в постоянно изменяющейся внешней и внутренней среде организаций.

Рассмотрим другой аспект, связанный с определением места внутреннего контроля в системе управления организаций. Многие компании внедряют системы управления различными направлениями деятельности. Например, систему менеджмента качества, систему управления профессиональной безопасностью и здоровьем, социальной ответственности, экологического менеджмента, и др. Внедрение систем управления, как правило, базируется на соответствующих стандартах, международных либо отечественных. Одна из основных задач приведенных и других стандартов управления состоит в разработке технологии контроля отдельных направлений деятельности компании. Так, одно из положений серии стандарта ИСО 9004- 2010 гласит: «для достижения поставленных целей организация должна держать под контролем все технические, административные и человеческие факторы, влияющие на качество выпускаемой продукции, будь то технические изделия, программные продукты, материалы или услуги».5 Однако, практика свидетельствует, что при этом компании не меняют цели внутреннего контроля, если они состоят в управлении всевозможными рисками. Таким образом, при внедрении стандартов управления , в том числе стандартов внутреннего контроля, используется два подхода: интеграционный, при котором происходит суммирование отдельных систем, их задач, и интегральный, представляющий собой неразрывное единое целое - общую систему управления. . При внедрении интегрированной системы управления происходит формирование отдельных подразделений внутреннего контроля, осуществляющих только те задачи, которые определены конкретной системой управления, например, Правилами внутреннего контро-

178 ТКАШРОЮ" БШШБББ Ш КШБТЛ | №5 2014 |

ля для целей противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путём, и финансирования терроризма. При этом, как правило, существует функциональная разобщённость между отдельными структурами, осуществляющими внутренний контроль в организации, отсутствует единая методология и принципы контроля, что снижает эффективность внутреннего контроля.

Стоит здесь также заметить, что в цитируемом выше стандарте ИСО 9004-2010, как и других стандартах по управлению организацией, не включены финансовые факторы, влияющие на достижение цели, в этом как раз и проявляется одно из многих различий между интегрированными и интегральными системами управления. Внедрение интегральной системы менеджмента на предприятии позволяет решить проблемы, возникающие при параллельном или последовательном независимом внедрении нескольких систем, такие как: дублирование процессов, документов, должностей и функций подразделений; запутанность взаимосвязей между системами; сложность целостного восприятия системы менеджмента руководством компании, и, соответственно, низкая эффективность планирования, контроля и управления в целом; длительный срок внедрения отдельных управленческих систем на предприятии; большая трудоемкость и потребность в ресурсах при введении. В результате же внедрения интегральной системы менеджмента могут быть получены следующие преимущества: повышение технологичности разработки, внедрения и функционирования; создание единой гармонизированной структуры менеджмента; снижение затрат на разработку, функционирование системы; повышение мобильности и большей адаптации к изменяющимся условиям; большая привлекательность для потребителей, инвесторов и других заинтересованных сторон. К сожалению, многие компании в России не имеют возможности внедрять интегральные системы менеджмента из-за их сложности и высоких единовременных затрат.

Эффективность внутреннего контроля компании определяется многими факторами, одним из основных является выбор стандарта внутреннего контроля как основы формирования системы внутреннего контроля. Государственными органами, консалтинговыми компаниями изданы рекомендации по разработке внутренних стандартов (правил) внутреннего контроля. К примеру, МФ РФ разработаны рекомендации от 26.12.2013г.пз-11/2013г. «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учёта и составления бухгалтерской (финансовой) отчётности».6 Документ содержит рекомендации по организации и осуществлению внутреннего контроля в соответствии со ст.19 Федерального закона «О бухгалтерском учёте». В рекомендациях раскрываются элементы внутреннего контроля, порядок документирования, организации внутреннего контроля, процедуры оценки внутреннего контроля. Рекомендации предназначены для всех организаций, за исключением организаций сектора государственного управления. В целом, документ соответствует содержанию аудиторского стандарта №8, а также идеям доклада COSO «Концептуальные основы внутреннего контроля» в отношении пяти элементов системы внутреннего контроля: контрольная среда, процесс оценки рисков, контрольные действия, информационная система, мониторинг средств контроля. Согласно COSO^ra пять взаимосвязанных компонентов обеспечивают эффективную основу для описания и анализа системы внутреннего контроля, осуществляемой в организации в соответствии с требованиями финансового регламента. В свою очередь, Росфинмониторинг опубликовал образец Правил внутреннего контроля в целях противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ). Правила рекомендованы организациям, осуществляющим операции с денежными средствами и иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы. Предложенный образец Правил внутреннего контроля существенно отличается от Рекомендаций Минфина России, как по структуре, так и по содержанию.

Правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ структурированы не по элементам, а по программам внутреннего контроля, включают следующие программы: организации внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ; идентификации клиентов, представителей клиентов и (или) выгодоприобретателей; оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций, связанных с ОТД/ФТ; выявления операций, подлежащих обязательному контролю, и операций, имеющих признаки связи с ОД/ФТ; документального фиксирования информации; по приостановлению операций; подготовки и обучения сотрудников с сфере ПОД/ФТ;проверки осуществления внутреннего контроля; хранения информации. Таким образом, получается, что многие организации вынуждены либо объединять рекомендованные Минфином России и Росфинмониторингом документы и создавать интегрированные стандарты внутреннего контроля, либо разрабатывать два стандарта, что приведёт к вышеназванным недостаткам в управлении рисками.

Между тем, существует и лучшая практика принятия стандартов внутреннего контроля и его осуществления. Она основана на использовании идей доклада COSO «Концептуальные основы управления рисками организации». Этот документ выделяет восемь компонентов модели управления, дополнительно к пяти, следующие: постановка целей; определение событий; реагирование на риск. Это позволяет объединить понятия элементов системы внутреннего контроля с понятием управления рисками, а также оптимизировать цели управления рисками. В конечном счёте становится ясным необходимость разработки внутреннего стандарта «Система внутреннего контроля и управления рисками».Целями этой системы будут контроль и управление рисками: выбора и формирования стратегии компании, соответствующей её миссии; эффективности финансово-хозяйственной деятельности компании, а также обеспечения сохранности активов; соответствия деятельности компании требованиям действующего законодательства, нормативных документов компании; подготовки достоверной бухгалтерской, статистической, управленческой и других видов отчётности для внешних и внутренних пользователей. Преимуществом системы внутреннего контроля и управления рисками, основанной в соответствии с предлагаемым стандартом, является методологическое единство принципов разработки, внедрения и мониторинга эффективности контрольных процедур и выявления, оценки, мониторинга и разработки мер по управлению рисками. Кроме того, для системы внутреннего контроля и управления рисками имеет важное значение стратегические цели компании, для контроля и управления риском реализации которых, в системе должны осуществляться процедуры предварительного контроля и оценки рисков, разрабатываться инновационные, более совершенные методы, способствующие повышению конкурентоспособности компании.

Литература:

1.Федеральный закон от 06.12.2011г. №402 «О бухгалтерском учёте».

2.Правило (стандарт) №8 Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчётности.

3.Положение Банка России от 16.12.2003г. №242-п (с изм. и доп.) «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах».

4. Гост Р 9004-2010 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению».

5.Рекомендации МФ РФ от 26.12.2013 пз-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учёта и составления бухгалтерской (финансовой) отчётности».

2 Правило (стандарт) №8 Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчётности

3 Правило (стандарт) №8 Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчётности

4 Положение Банка России от 16.12.2003г. №242-п (с изм. и доп.) «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах»

5 Гост Р 9004-2010 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению»

6 Рекомендации МФ РФ от 26.12.2013 пз-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учёта и составления бухгалтерской (финансовой) отчётности»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.