Научная статья на тему 'Внутренний контроль в обеспечении экономической безопасности'

Внутренний контроль в обеспечении экономической безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
461
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономическая безопасность / внутренний контроль / проблемы внутреннего контроля / economic security / internal control / problems of internal control

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Михаил Михайлович Максимцов

Институт внутреннего контроля является неотъемлемой составной частью деятельности любой российской компании. Ответственность за эффективное функционирование внутреннего контроля возложена на руководство организации и ее собственников. Важная роль в развитии внутреннего контроля в России отводится государству. В статье определена роль внутреннего контроля в обеспечении экономической безопасности, обозначены его цель и задачи, проблемы, имеющиеся в действующей системе внутреннего контроля. Даны предложения по развитию этой системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNAL CONTROL IN ENSURING ECONOMIC SECURITY

The Institute of Internal Control is an integral part of the activities of any Russian company. Responsibility for the effective functioning of internal control is vested in the management of the organization and its owners. However, an important role in the development of internal control in Russia is given to the state. The article defines the role of internal control in ensuring economic security, identifies its goal and objectives, problems existing in the current system of internal control. Given the proposals for the development of this system.

Текст научной работы на тему «Внутренний контроль в обеспечении экономической безопасности»

УДК 338.24 ББК 65.050

DOI 10.24411/2073-0454-2019-10054

© М.М. Максимцов, 2019

Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством

ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Михаил Михайлович Максимцов, доктор экономических наук, профессор

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

Аннотация. Институт внутреннего контроля является неотъемлемой составной частью деятельности любой российской компании. Ответственность за эффективное функционирование внутреннего контроля возложена на руководство организации и ее собственников. Важная роль в развитии внутреннего контроля в России отводится государству. В статье определена роль внутреннего контроля в обеспечении экономической безопасности, обозначены его цель и задачи, проблемы, имеющиеся в действующей системе внутреннего контроля. Даны предложения по развитию этой системы.

Ключевые слова: экономическая безопасность, внутренний контроль, проблемы внутреннего контроля

INTERNAL CONTROL IN ENSURING ECONOMIC SECURITY Mikhail Mikhailovich Maksimtsov, Doctor of Economic Sciences, Professor

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. AkademikaVolgina, d. 12)

Annotation. The Institute of Internal Control is an integral part of the activities of any Russian company. Responsibility for the effective functioning of internal control is vested in the management of the organization and its owners. However, an important role in the development of internal control in Russia is given to the state. The article defines the role of internal control in ensuring economic security, identifies its goal and objectives, problems existing in the current system of internal control. Given the proposals for the development of this system. Keywords: economic security, internal control, problems of internal control

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Максимцов М.М. Внутренний контроль в обеспечении экономической безопасности. Вестник Московского университета МВД России. 2019;(1):230-2.

В настоящее время в условиях политической и социально-экономической нестабильности, действия и регулярного введения новых ограничительных санкций со стороны ряда ведущих зарубежных стран, изменением места России на мировой арене российские организации вынуждены адаптироваться к постоянно меняющейся ситуации и правилам хозяйствования. В результате одной из важнейших задач руководства любой организационно-правовой формы становится полноценное обеспечение и укрепление ее экономической безопасности.

Традиционно экономическая безопасность организации характеризуется как состояние защищенности ее интересов от внутренних и внешних угроз, достигаемое за счет реализации ряда мер, имеющих правовой,

экономический, технический, организационный, методический и социальный характер, и определяется как система обеспечения ее стратегических целей. Главной задачей системы обеспечения экономической безопасности организации является достижение стабильного экономического состояния субъекта хозяйствования, как в текущем периоде, так и в среднесрочной и долгосрочной перспективах. Одним из механизмов обеспечения экономической безопасности организации выступает система внутреннего контроля.

Внутренний контроль представляет собой комплекс упорядоченных взаимосвязанных средств, методов и процедур, используемых в целях повышения эффективности управления хозяйственной деятельностью, обеспечения контроля за сохранностью иму-

щества, выполнению обязательств, соблюдению норм действующего законодательства. Он представляет собой систему постоянной проверки и наблюдения за работой организации для оценки эффективности ее функционирования, своевременного информирования руководства организации о реальном состоянии дел и наличии проблем для принятия решений по управлению, снижению и устранению рисков. В итоге эффективность функционирования субъекта хозяйствования во многом зависит от грамотно организованной системы внутреннего контроля, так как он не только призван выявить существующие недостатки и нарушения, но и предупредить их и способствовать их устранению в кратчайшие сроки.

На сегодняшний день обязанность осуществления внутреннего контроля для организаций закреплена на законодательном уровне. Так, в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» «экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни».

Следует сделать акцент на том, что проблема внутреннего контроля для отечественной науки является относительно новой. Только отдельные ее аспекты исследованы отечественными учеными. Однако, учитывая, что проблематика внутреннего контроля, его сущности, содержания, процедур проведения и нормативного регулирования на уровне хозяйствующего субъекта является актуальной и важной для любой организации, сегодня учеными предлагаются различные трактовки понятия «внутренний контроль». Между тем, четкое определение этого термина дано Минфином России [1]: «внутренний контроль — это процесс, который направлен на получение достаточной уверенности в том, что экономический субъект обеспечивает:

• эффективность и результативность своей деятельности, включая достижение финансовых и операционных показателей, сохранность активов;

• достоверность и своевременность бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности;

• соблюдение применяемого законодательства, в том числе при осуществлении хозяйственной деятельности и ведении бухгалтерского учета».

Полагаем, что это определение является полным и емким, отражающим суть и предназначение внутреннего контроля.

Опираясь на данное определение, целью внутреннего контроля в системе управления организацией можно считать информационное обеспечение данной системы для возможности принятия эффективных и обоснованных управленческих решений, а также защита интересов собственников и органов управления организацией посредством контроля за соблюдением работниками нормативных правовых актов, обеспечения надлежащего уровня платежеспособности и надежного финансового положения, а также минимизации рисков хозяйственной деятельности.

Исходя из этих целей, на внутренний контроль возлагаются следующие задачи:

• обеспечение выполнения работниками требо-

ваний законодательства и нормативных правовых актов;

• обеспечение эффективного управления рисками хозяйственной деятельности;

• документальное определение и соблюдение процедур и полномочий при принятии решений;

• обеспечение сохранности активов хозяйствующего субъекта, выполнение взятых обязательств;

• принятие эффективных, своевременных решений, направленных на устранение выявленных недостатков и нарушений;

• эффективное взаимодействие с внешней средой;

• обеспечение эффективности планирования финансово-хозяйственной

• деятельности;

• обеспечение правильности организации и ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, в том числе обеспечение адекватного отражения в учете хозяйственных операций и надлежащего состояния отчетности;

• выявление резервов роста финансово-экономического потенциала организации.

В результате «система внутреннего контроля организации может включать такие виды контроля, как экономический, реализуемый через систему бухгалтерского учета; административно-управленческий, реализуемый посредством управленческих решений; материально-технический; кадровый, контроль техники безопасности; правовой и другие» [1].

Если говорить о проблемах, имеющихся сегодня в отношении внутреннего контроля, то, в первую очередь, следует сказать об отсутствии единых правил и стандартов, касающихся его организации и реализации, а также форм и методов его осуществления. Это означает, что в большинстве случаев данные элементы системы внутреннего контроля разрабатываются организацией либо собственником ее имущества самостоятельно, с учетом частного видения ситуации, не всегда обоснованно и не всегда в рамках действующего российского законодательства.

Например, в рекомендациях Минфина России № ПЗ-11/2013 указано, что «полезность внутреннего контроля должна быть сопоставима с затратами на его организацию и осуществление». Однако зачастую организации выделяют на цели внутреннего контроля гораздо меньше финансовых, кадровых и материальных ресурсов, чем это объективно необходимо.

В соответствии с действующим законодательством для организации внутреннего контроля экономический субъект в рамках штатной численности может создать специальное подразделение (службу внутреннего контроля), которое:

а) осуществляет методическое обеспечение организации и осуществления внутреннего контроля;

б) координирует деятельность подразделений по организации и осуществлению внутреннего контроля.

Между тем нередки случаи, когда у сотрудников организации недостаточно профессионального опыта, квалификации и знаний для того, чтобы обеспечить

№ 1 / 2019

Вестник Московского университета МВД России

231

полноценное выполнение этих задач.

Также отсутствуют инструкции и методики по проведению внутреннего контроля и рекомендации по документальному оформлению его результатов. Более того, в рекомендациях Минфина России определено, что на объем и характер способов и методов оценки внутреннего контроля определяются руководителем соответствующего подразделения или руководителем экономического субъекта. Иными словами, унифицированные или рекомендованные к исполнению методы оценки внутреннего контроля организаций на сегодняшний день также отсутствуют

Наличие вышеперечисленных проблем приводит к формальному подходу при реализации внутреннего контроля, собственным, иногда неправомерным трактовкам тех или иных процедур и правил его проведения, что в результате не позволяет достичь главной цели, ради которой создан этот институт.

В этой связи полагаем, что важным моментом в совершенствовании процесса реализации внутреннего контроля является создание информационной базы данных, касающейся внутреннего контроля организаций. Реализация этой задачи должна быть возложена на государство в лице заинтересованных органов исполнительной власти.

Считаем, что подобная информационная база данных может быть разработана на сайте Минфина России . Данный информационный ресурс должен содержать типовые методики осуществления внутреннего контроля (по сферам деятельности организаций), типовые методики оценки внутреннего контроля, типовые должностные регламенты сотрудников, на которых возложены обязанности по проведению внутреннего контроля, перечень типовых документов и бланков документов, необходимых для реализации внутреннего контроля. Также данный информационный ресурс должен содержать сведения для руководителей организаций и собственников о возможных рисках, связанных с неэффективным построением системы внутреннего контроля [3]. Причем часть информации этой базы данных должна находиться в открытом доступе, другая часть — использоваться только заинтересованными лицами (например, организациями той или иной организационно-правовой формы или организациями, осуществляющими свою финансово-хозяйственную деятельность в той или иной сфере).

Также с помощью этого информационного ресурса может осуществляться on-line консультирование представителей организаций, занимающихся внутренним контролем, могут проводиться тематические on-line семинары, круглые столы и обучение сотрудников и других заинтересованных лиц организаций по осуществлению внутреннего контроля.

Таким образом, подводя итоги, следует отметить, что на сегодняшний момент институт внутреннего контроля становится неотъемлемой составной частью деятельности любой российской компании. Его основное предназначение заключается в оценке текущей финансово-экономической ситуации организации, вы-

явлении слабых сторон и проблем для их дальнейшего устранения и разработки концепции по успешному развитию предприятия и обеспечения его экономической безопасности. Ответственность за эффективность организации внутреннего контроля и системы его функционирования, в первую очередь, лежит на руководстве организации и ее собственниках. Именно от их продуманных, профессиональных и слаженных действий зависят результаты внутреннего контроля. Однако немаловажное значение в развитии внутреннего контроля в России отводится государству, так как именно государство может решить задачи по систематизации и унификации отдельных направлений реализации механизма внутреннего контроля для всех организаций российской экономики, дать четкие разъяснения и рекомендации по его проведению, и оценке его результатов, сделать процедуру внутреннего контроля более понятной, простой и эффективной, организовать централизованное повышение квалификации кадров в направлении внутреннего контроля.

Литература

1. Информация Минфина России № ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности» // СПС «Консультант+».

2. Ишмеева А.С. Система внутреннего контроля как элемент обеспечения экономической безопасности хозяйствующего субъекта // Теория и практика общественного развития. 2014. № 9. С. 137-139.

3. Васильчук О.И. Построение системы внутреннего контроля экономического субъекта, направленной на обеспечение экономической безопасности // Вестник СамГУПС. 2015. № 2-2 (28). С. 109-113.

Reference

1. Informaciya Minfina Rossii № PZ-11/2013 «Organizaciya i osushchestvlenie ehkonomicheskim sub»ektom vnutrennego kontrolya sovershaemyh faktov hozyajstvennoj zhizni, vedeniya buhgalterskogo ucheta i sostavleniya buhgalterskoj (finansovoj) otchetnosti» // SPS «Konsul'tant+».

2. Ishmeeva A.S. Sistema vnutrennego kontrolya kak ehlement obespecheniya ehkonomicheskoj bezopasnosti hozyajstvuyushchego sub»ekta // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. 2014. № 9. S. 137-139.

3. Vasil'chuk O.I. Postroenie sistemy vnutrennego kontrolya ehkonomicheskogo sub"ekta, napravlennoj na obespechenie ehkonomicheskoj bezopasnosti // Vestnik SamGUPS. 2015. № 2-2 (28). S. 109-113.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.