ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ ДВИЖЕНИЯ ТОВАРОВ КАК ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ
Бодрова Т.В., Морозова Н.Б.
БОДРОВА Татьяна Васильевна - доктор экономических наук, профессор, 08.00.12 - бухгалтерский учет, статистика; профессор кафедры бухгалтерского учета Российского университета кооперации, Мытищи, Российская Федерация. E-mail: linblum@mail.ru МОРОЗОВА Наталья Борисовна - кандидат экономических наук, доцент, 08.00.12 - бухгалтерский учет, статистика; декан факультета высшего образования Российского университета кооперации, Мытищи, Российская Федерация. E-mail: nmorozova@rucoop.ru
Аннотация. В статье рассматриваются мероприятия по организации внутреннего контроля движения товаров в розничной торговле.
Ключевые слова: внутренний контроль, экономическая безопасность, товары, розничная торговля.
Для цитирования: Бодрова Т.В., Морозова Н.Б. Внутренний контроль движения товаров как основа обеспечения экономической безопасности в розничной торговле // Экономические системы. 2018. Том 11. № 1 (40). С. 102-112. DOI 10/29030/2309-2076-2018-11-1-102-112
В условиях реализации бухгалтерского законодательства РФ большое значение приобретает системное и всестороннее изучение и дальнейшее развитие теоретической и практической базы в области организации внутреннего контроля и разработки практических рекомендаций по использованию его форм в управленческом процессе при выработке эффективных решений потребительскими обществами. В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни [3].
Для потребительских обществ особое значение в организации внутреннего контроля занимает разработка практических рекомендаций по осуществлению контроля товародвижения в розничной торговле.
По нашему мнению, процесс контроля товарных операций должен осуществляться по следующему алгоритму, включающему шесть этапов:
1. Проверка правильности оформления первичных документов.
2. Проверка достоверности расчетов с поставщиками товаров и сдатчиками сельскохозяйственных продуктов.
3. Проверка правильности формирования цен на товары, соблюдения ценовой политики.
4. Контрольная проверка продажи товаров покупателям в рознице.
5. Проверка расходов на продажу в розничной торговле, их законности и целесообразности.
6. Проверка достоверности определения финансовых результатов от продаж.
Как показали исследования надежности системы внутреннего контроля товародвижения в розничной торговле потребительских обществ, она находится на ненадлежащем уровне, что подтверждается ростом объемов краж.
В настоящее время, как показали результаты опроса продавцов, около 70% работников чувствительны к степени контроля на рабочих местах. Если риск быть уличенным в краже невелик, кражи будут происходить. Именно для уменьшения хищений и разрабатываются процедуры контроля. В связи с этим целесообразно проводить профилактический контроль, который позволит увеличить число выявлений виновников недостач, снизить вероятность краж, в результате чего повышается эффективность контроля и обеспечивается снижение убытков от хищений.
В целях усиления контроля и повышения его надежности необходимо дополнительно проводить процедуры следующего характера:
- проверять документы по существу с позиции законности и экономической целесообразности отраженных в них фактов хозяйственной деятельности;
- в хронологической последовательности просматривать документы по однородным операциям;
- проводить встречные проверки документов, при этом делать письменные запросы поставщикам товаров и сдатчикам сельскохозяйственной продукции и сырья, что позволит выявить фиктивные документы;
- систематически проводить инвентаризацию товаров и тары, а также денежной выручки в операционных кассах;
- арифметический пересчет показателей, отраженных в счетах фактурах, отчетах о движении товаров.
Контроль за сохранностью товаров, как показывает практика, необходимо осуществлять, начиная с их поступления на склад. При этом необходимо проверить качество товаров (имеются ли соответствующие сертификаты на товары) и меры, принимаемые для обеспечения магазинов товарами, соответствующими требованиям государственных стандартов. Следует контролировать, соблюдаются ли условия хранения товаров, соответствие утвержденным санитарным правилам сроков и режима хранения скоропортящихся товаров, которые указываются в сертификатах (качественных удостоверениях), не хранятся ли пищевые продукты вместе с непищевыми, недоброкачественными, сомнительными по качеству, а также вместе с хозяйственными материалами, тарой, инвентарем и т. п.
В процессе проверки правильности расчетов с поставщиками товаров и сдатчиками сельхозпродуктов, необходимо проконтролировать соблюдение порядка расчетов наличными денежными средствами, наличие подтверждающих документов на приобретение товаров и закупку сельхозпродуктов, расходных кассовых ордеров, приходных накладных,проверить полноту оприходования това-
ров. При этом данные первичных документов, товарных отчетов сопоставляют с регистрами бухгалтерского учета товаров. Если информация, полученная в результате проведенных процедур контроля, не является достаточно убедительной, то необходимо сделать соответствующие запросы поставщикам товаров или провести опрос граждан - сдатчиков сельхозпродуктов.
Существующая в настоящее время организация контроля в потребительских обществах свидетельствует об отсутствии информации для оперативного контроля за своевременностью оприходования товаров, оплатой счетов поставщиков и достоверностью кредиторской задолженности.
При покупке товаров у поставщиков осуществляется также и их доставка, вследствие чего возникают транспортные расходы. За достоверностью отражения и оказания транспортных услуг необходим контроль со стороны товароведов, менеджеров, бухгалтеров.
При проведении проверки полноты оприходования товаров целесообразно провести встречную проверку первичных документов с платежными документами по счету 51 «Расчетный счет».
Результаты проверки показывают, что поставщики отгрузили товар на сумму, предусмотренную договором и оплаченную потребительским обществом. Однако при перевозке товара может быть допущена недостача на определенную сумму. В связи с этим необходимо установить причину и виновное лицо в недопоставке товаров.
Соблюдение материально ответственными лицами установленных сроков оприходования поступивших товаров возможно выявить путем сопоставления дат, значащихся в документах поставщиков, с датами, значащимися в документах на поступление товаров, составленными потребительским обществом. Результаты проверки необходимо оформлять в ведомости контроля, по форме, предложенной в табл. 1.
Источниками информации для данных процедур контроля являются акты приемки товаров, товарные накладные, товарно-транспортные накладные, транспортная накладная, калькуляции продажных цен, счет-фактуры поставщиков, закупочные акты и товарные отчеты.
Сопоставление данных по приходу товаров в товарных отчетах с данными учетных регистров возможно установлением соответствия между данными, значащимися в товарных отчетах магазинов, товарных отчетах распределительного склада с данными оборотных ведомостей по кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и кассовой книгой. Бухгалтер проверяет правильность корреспонденций счетов, составленных по товарным отчетам, так как нарушения методологии учета ведут к искажению расчетов с поставщиками и несвоевременности погашения обязательств, а в результате - к занижению налогооблагаемой базы по налогу на прибыль или единого налога, уплачиваемого при упрощенной системе налогообложения за счет уплаты штрафных санкций поставщикам.
Таблица 1
Ведомость контроля за полнотой и своевременностью оприходования товаров распределительным складом потребительского общества
№ п/п Наименование поставщика Наименование товаров, ед. измерения Дата, номер документа поставщика Дата поступления товаров на склад Откп. (+■-) Количество по: Откл. (+,-) Цена (руб.) Откл. (+,-) Сумма (руб.) Откл. (+,-)
документу поставщика данным склада при оприходовании по калькуляции приходная расчетная
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
1 ООО «Маяк» Консервы рыбные «Сайра в масле», шт. 09.01.18 № 55 09.01.18 №2 1000 1000 55,000 49,80 -5,20 55 000 49 800 -5200
2 ООО «Дача» Огурцы свежие, кг; томаты, кг 09.01.18 № 26 09.01.18 № 26 10.01.18 №6 10.01.18 №6 + 1 + 1 70 50 67 48 -3 -2 80,00 100,00 80,00 100,00 - 5600 5000 5360 4800 -240 -200
3 ООО «Звезда» Макароны, шт. 09.01.18 №9 10.01.18 №7 + 1 1200 1185 -15 26,00 24,00 -2,00 31 200 28 440 -2760
ИТОГО + 1 X X X X X -5,20 96 800 88 400 -8400
Выводы: за первую декаду января 2018 г. при оприходовании продукции выявлена недостача на 8 400 рублей. В учете она не отражена, так как не были оформлены акты об установленных расхождениях при приемке товаров по количеству и качеству. Принятие решений: выявленную недостачу в сумме 8400 руб. отразить в учете: Д-т счета 94, К-т счета 41 - 8400 руб. Проверил бухгалтер_/_/
подпись Ф.И.О.
При несоблюдении методологии бухгалтерского учета операций по оприходованию товаров могут быть существенные искажения финансовых результатов от продаж вследствие неправильного формирования себестоимости продаж товаров.
Исследование показало, что для контроля и принятия своевременных решений необходима информация о поставках товаров, о сроках фактической поставки, о количестве и качестве поступивших товаров, так как на основании этой информации можно сделать вывод о своевременности и полноте исполнения поставщиками обязательств, предусмотренных договором. Для этого торговый отдел должен располагать информацией, представляемой бухгалтерией: о фактическом поступлении и оприходовании товаров, о количестве и качестве товаров по сопроводительным документам.
Такую информацию можно получить из данных ведомости поступления товаров от поставщиков, которую следует составлять по каждому материально ответственному лицу, складу ежедневно, однако на практике в силу ряда причин это не всегда возможно. По нашему мнению, представлять такую информацию достаточно один раз в декаду. В случаях несовпадений данных сопроводительных документов фактическим поставкам необходимо составлять дополнительные ведомости (с соответствующей пометкой) с целью оперативного принятия решения.
На основании сопоставления информации, содержащейся в ведомости поступления товаров от поставщиков, с документами на поступление и оприходование товаров представляется возможным оценить своевременность и качество поставок товаров, принять необходимые решения.
Контроль за правильностью учета расчетов с поставщиками товаров и сдатчиками сельхозпродуктов в потребительских обществах предусматривает обязательное проведение проверки реальности дебиторской и кредиторской задолженности.
Инвентаризация расчетов часто не проводится вовсе. В целях обеспечения соответствия реальности и достоверности состояния кредиторской задолженности бухгалтер по расчетам с поставщиками обязан провести сверку взаиморасчетов через запрос поставщику товара о подтверждении его задолженности на определенную дату. К запросу необходимо прилагать расшифровку задолженности, числящейся в потребительском обществе.
В процессе инвентаризации расчетов устанавливаются сроки возникновения задолженности, реальность ее погашения, тождественность суммы, правильность и обоснованность числящихся на балансе потребительского общества сумм дебиторской и кредиторской задолженности, а также наличие документов (претензий и исков) на взыскание дебиторской задолженности в принудительном порядке.
Если кредиторская задолженность представляет собой бесплатный товарный кредит, то дебиторская задолженность, наоборот, иммобилизует денежные средства, что, в свою очередь, может привести к неплатежеспособности потребительского общества.
Акты сверки взаиморасчетов составляются и оформляются на бланке потребительского общества в двух экземплярах и отправляются поставщику. Поставщик в одном экземпляре проставляет сумму, которую он подтверждает, подписывает, ставит печать и отсылает обратно потребительскому обществу. По результатам инвентаризации расчетов с поставщиками составляется сводная ведомость. В ней указываются наименование проверенных расчетов с поставщиками, суммы выявленной неподтвержденной дебиторской и кредиторской задолженности, а также задолженности, по которой истекли сроки исковой давности. По дебиторской задолженности с пропущенным сроком исковой давности должны быть установлены виновные лица. Контролер должен проверить те расчеты, по которым установлены расхождения, осуществить подборку всех оправдательных документов, изучить систему расчетов.
Продажа товаров в потребительском обществе осуществляется на основе договора купли-продажи. Согласно ст. 492 ГК РФ основным отличительным моментом этого договора является приобретение товара, как правило, физическими лицами для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью [2].
Договор купли-продажи является публичным договором в связи с тем обстоятельством, что розничная продажная цена на товары устанавливается единой для всех покупателей. Согласно ст. 426 ГК РФ нарушение этого условия влечет за собой признание всей сделки недействительной и ничтожной [1].
Кроме достоверной информации о цене по договору купли-продажи продавец обязан проинформировать покупателя о качестве и свойствах товара. Факт заключения договора купли-продажи удостоверяется выдачей продавцом покупателю кассового чека.
По договорам купли-продажи покупателю предоставлено право замены товара в случае продажи ему товара ненадлежащего качества.
В соответствии со ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» покупателю предоставлено право требования компенсации морального вреда, нанесенного ему продавцом ненадлежащим исполнением условий договора купли-продажи, независимо от возмещения последним имущественного вреда [3].
Продажа товаров в торговых организациях потребительского общества осуществляется по утвержденным правлением продажным ценам, которые должны быть доведены до каждого материально ответственного лица торговых предприятий. В связи с этим необходимо проверять правильность ценообразования и организации внутреннего контроля продажи товаров по процедурам, представленным в табл. 2.
Каждый расходный документ по выбытию товаров должен отражаться отдельной строкой в хронологическом порядке в регистрах бухгалтерского учета. Все расходные документы должны быть утверждены в учетной политике фирмы и правильно заполнены материально ответственным лицом.
Копии препроводительной ведомости по сдаче торговой выручки должны быть заверены штампом учреждения банка и подписью инкассатора, квитанция
Таблица 2
Процедуры внутреннего контроля продажи товаров
№ п/п Процедуры Субъекты контроля Источники информации Направление контроля
1 Проверка наличия документов, подтверждающих продажу товаров Бухгалтер, члены ревизионной комиссии Товарные отчеты (расходная часть) Реальность
2 Соблюдение хронологии отражения в отчете расходных документов по выбытию товаров Бухгалтер, члены ревизионной комиссии Товарные отче-ты(расходная часть) Точность
3 Проверка правильности и полноты составления расходных документов Бухгалтер, члены ревизионной комиссии Товарные отче-ты(расходная часть) Точность
4 Проверка правильности переоценки товаров и отражение ее в учете Бухгалтер Товарные отчеты, акты по переоценке товаров Реальность
5 Проверка правильности и законности списания потерь от порчи товаров Бухгалтер, члены ревизионной комиссии Акты на списание потерь Законность
6 Проверка ценообразования Заместитель председателя правления по торговле, экономист, члены ревизионной комиссии Калькуляции, ведомости учета товаров(прейскуранты) Законность
7 Выявление фактов продажи товаров ниже фактической себестоимости их приобретения Заместитель главного бухгалтера, экономист, члены ревизионной комиссии Товарные отчеты Законность
к приходному кассовому ордеру должна быть подписана кассиром, главным бухгалтером и заверена центральной кассой потребительского общества.
Накладные на внутреннее перемещение (передачу) товаров из одного торгового предприятия потребительского общества в другое должны обязательно должны иметь разрешающую подпись председателя правления или его заместителя по торговле.
Ошибки в оформлении первичных документов контролирующее лицо должно обобщать в специальной ведомости, что позволит осуществлять действен-
ный контроль за устранением этих ошибок. Форма ведомости предлагается в виде табл. 3.
Таблица 3
Ведомость ошибок документального оформления операций по продаже и прочему выбытию товаров за 2017 г. по потребительскому обществу
№ п/п Наименование документов, №, период Краткое описание обнаруженных ошибок Комментарии контролера, рекомендации Контроль за устранением ошибок
Число, месяц, год Должность контролера, результат
1 Отчет № 8, август 2017 г. Отражена выручка в сумме 10 700 руб., акт о приемке товара в бухгалтерии отсутствует Проведена встречная сверка документов, выявлено, что по кассе потребительского общества оприходована выручка 10 700 руб., отнести недостачу на виновное лицо - 10 700 руб., отстранить виновное лицо от занимаемой должности 08.09.17 Главный бухгалтер, деньги внесены в кассу
2 Отчет № 10, октябрь 2017 г В отчет раздела «Расход» включена расходная накладная на отпуск школе продуктов, доверенность отсутствует Запросить доверенность на право получения товаров у принявшего лица 08.11.17 Главный бухгалтер, доверенность получена
Также необходимо обращать особое внимание на акты на списание или переоценку товаров, которые прилагаются к товарным отчетам. При этом необходимо проверить:
- наличие распоряжений правления потребительского общества на проведение списания или переоценки;
- наличие в актах подписей всех членов комиссии;
- наличие на акте утверждающих подписей председателя потребительского общества или его заместителя и решения по отнесению сумм списания или переоценки на соответствующие счета бухгалтерского учета.
В практике различают нормируемые и ненормируемые потери.
К нормируемым потерям относятся потери, которые связаны с изменениями физико-химических свойств товаров (естественная убыль, потери от боя то-
варов в стеклянной посуде, завес тары и др.), психологией человека (потери в магазинах самообслуживания и с открытой выкладкой) и другими факторами. По таким потерям устанавливаются их предельные нормы.
Ненормируемые потери являются результатом бесхозяйственности, включая порчу товаров, недостачи, растраты, хищения и т. п.
Такая группировка потерь товаров необходима для решения вопроса о том, за чей счет списать ущерб, причиненный предприятию в результате товарных потерь.
Выявленные недостачи и потери товаров, образовавшиеся по вине поставщиков, списываются на счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» субсчет 2 «Расчеты по претензиям»; потери товаров, возникшие в результате стихийных бедствий, относятся на дебет счета 99 «Прибыли и убытки»; выявленные недостачи и потери от порчи товаров в процессе их заготовления, хранения и продажи первоначально отражаются по учетным ценам на дебете счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» в корреспонденции с кредитом счета 41 «Товары».
Порядок списания потерь от порчи товаров сверх норм естественной убыли регламентируется действующим законодательством и внутренними распорядительными документами потребительского общества. Потери от порчи и недостачи товаров при наличии виновных материально ответственных лиц должны быть отражены по дебету счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» субсчет 3 «Расчеты по возмещению материального ущерба» и кредиту счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
При отсутствии виновного лица, суммы потерь относят на счета финансовых результатов: дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 2 «Прочие расходы» и кредит счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
В целях предотвращения искажения финансовых результатов от продаж бухгалтерам и членам ревизионной комиссии необходимо постоянно осуществлять контроль за правильностью отражения в бухгалтерском учете результатов инвентаризации.
Важным фактором, влияющим на величину доходов от продажи товаров, является продажная цена. Поэтому правильность определения продажных цен и их соблюдение должны находиться под строгим контролем бухгалтерской и экономической служб, ревизионной комиссии и заместителя председателя правления по торговле.
Выявленные расхождения в продажных ценах на товары группируются в ведомость «Расхождения в продажных розничных ценах на товары, реализуемые в потребительском обществе», в которой указывают наименование товара, установленную продажную цену и фактическую, причины их несоответствия.
Обобщение опыта работы отдельных потребительских обществ позволяет сделать вывод о том, что в ряде случаев выручка магазинов поступает в кассу потребительского общества или сдается инкассатору несвоевременно и в неполном объеме. В связи с этим необходим контроль за полнотой и своевремен-
ностью сдачи денежной выручки в кассу, инкассатору или на почту, что позволит установить соблюдение материально ответственными лицами потребительского общества порядка оприходования денежной выручки.
Источниками информации для контроля являются: кассовые отчеты, приходные кассовые ордера и квитанции к ним; копии препроводительных ведомостей. При этом отчеты продавца или кассира контрольно-кассовой машины сопоставляются с суммами торговой выручки, сданной в главную кассу или инкассатору, с показателями Z-отчетов онлайн-касс. Бухгалтер должен систематически проверять суммы выручки, зафиксированной в Z-отчетах и сданной инкассатору.
В целях установления полноты отражения на счетах бухгалтерского учета выручки необходимо изучить операции по продаже товаров. При этом контролер осуществляет проверку, следуя от первичного документа по продаже товаров до составления корреспонденции счетов.
Таким образом, разработанные мероприятия по организации внутреннего контроля движения товаров в розничной торговле позволять повысить экономическую безопасность потребительских обществ.
Источники
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017) [Электронный ресурс] // СПС Консультант плюс. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения: 05.01.2018).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 05.12.2017) [Электронный ресурс] // СПС Консультант плюс. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_9027 (дата обращения: 05.01.2018).
3. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 31.12.2017) [Электронный ресурс] // СПС Консультант плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_122855 (дата обращения: 05.01.2018).
4. О защите прав потребителей: Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 01.05.2017) [Электронный ресурс] // СПС Консультант плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_305 (дата обращения: 05.01.2018).
INTERNAL CONTROL OF THE MOVEMENT OF GOODS AS A BASIS FOR ENSURING ECONOMIC SAFETY IN RETAIL TRADE
Bodrova T.V., Morozova N.B.
BODROVA Tatyana Vasil'evna - doctor of economic sciences, professor, the Chair of Accounting, Russian University of Cooperation, Mytischi, Russia. E-mail: linblum@mail.ru MOROZOVA Natal'ya Borisovna - candidate of economic sciences, associate professor, head of Faculty of Higher Education, Russian University of Cooperation, Mytischi, Russia. E-mail: nmorozova@ rucoop.ru
Abstract. In article considers the arrangements for the organization internal control of movement of goods in retail trade.
Key words: internal control, economic safety, goods, retail trade.
For citation: Bodrova T.V., Morozova N.B. Internal control of the movement of goods as a basis for ensuring economic safety in retail trade. Economic Systems. 2018. Vol. 11. No. 1 (40). P. 102-112. DOI 10/29030/2309-2076-2018-11-1-102-112
References
1. Grazhdanskiy kodeks Rossiyskoy Federatsii (chast pervaya) ot 30.11.1994 No. 51-FZ (red. ot 29.12.2017) [Elektronnyiy resurs] // SPS Konsultant Plyus. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_5142 (accessed 05.01.2018).
2. Grazhdanskiy kodeks Rossiyskoy Federatsii (chast vtoraya) ot 26.01.1996 No. 14- FZ (red. ot 05.12.2017) [Elektronnyiy resurs] // SPS Konsultant Plyus. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_9027 (accessed 05.01.2018).
3. O buhgalterskom uchete. Federalnyiy zakon ot 06.12.20011 No. 402- FZ (red. ot 31.12.2017) [Elektronnyiy resurs] // SPS Konsultant Plyus. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_122855 (accessed 05.01.2018).
4. O zaschite prav potrebitelja. Zakon RF ot 07.02.1992 No. 2300-1 (red. ot 01.05.2017) [Elektronnyiy resurs] // SPS Konsultant Plyus. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_305 (accessed 05.01.2018).