Научная статья на тему 'Внутренние варианты финансирования предприятии лесного сектора'

Внутренние варианты финансирования предприятии лесного сектора Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
67
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внутренние варианты финансирования предприятии лесного сектора»

допускаются к работе при условии сдачи соответствующих,, экзаменов и получении удостоверений на право производства работы.

Большая доля в успехе мер по повышению качества и ценности продукции принадлежит правильной организации материального стимулирования. Для улучшения обработки и обеспечения рациональной разделки древесины требуется некоторая дополнительная затрата труда на тот или иной лишний рез кряжа по выкраиванию наиболее ценных

его частей и удалению фаутных, а также на более тщательную разделку, сортировку и т. д. Эту раббту' и постоянное ее совершенствование необходимо1 стимулировать. Требуется самым эффективным образом заинтересовать в повышении качества каждого рабочего, десятника, мастера и инженерно-технического работника, связанного с разделкой, обработкой, сортировкой и реализацией лесоматериалов. ^ :

ВНУТРЕННИЕ ВАРИАНТЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИИ ЛЕСНОГО СЕКТОРА

К.М. КАЗАРЯН, аспирант кафедры финансов, банковского и биржевого дела,

Д.О. СИРАКАНЯН, аспирант кафедры финансов, банковского и биржевого дела

Инвестиционная политика в лесном секторе сформулирована в виде «Федеральной программы развития лесопромышленного комплекса РФ» на 1995- 2005 гг., утвержденной постановлением Правительства РФ № 1123 от 20.11.95 г., которая, к сожалению, не выполняется в должной мере.

В соответствии с программой мероприятия в финансово-экономической сфере, имеющие целью сформировать более благоприятную налоговую, кредитную, инвестиционную и ценовую политику для лесопромышленных предприятий, включают:

1. Финансовое оздоровление предприятий: реструктуризация задолженности по платежам в бюджет и внебюджетные фонды; передача задолженности лесопромышленных предприятий перед федеральным бюджетом в распоряжение администраций субъектов Российской Федерации в качестве компенсации последним задолженности по трансфертам, северным надбавкам, компенсациям убытков от содержания социальной сферы; разработку механизма проведения без инфляционных взаимозачетов для погашения задолженности предприятий.

2. В области налоговой политики: снижение ставки налога на прибыль до 2,0 %,

с отменой его на период освоения новых производственных мощностей; освобождение. от уплаты налога на добавленную стоимость по оборотам лесоматериалов, используемых внутри , вертикально-интегрированных структур, обеспечивающих переработку древесины в «технологических цепочках» и по поставкам лесопродукции во все, без исключения, страны СНГ; отмена налога на имущество, в части страховых и сезонных запасов; освобождение лесопромышленных предприятий от уплаты несвойственных им налогов (например, на пользование дорогами и приобретение автомобильного транспорта технологического назначения) и др.

3. В области кредитной и инвестиционной политики: постоянное выделение в федеральном бюджете ссуд для льготного кредитования межсезонных производственных запасов; обеспечение поступления финансовых средств от победителей инвестиционных конкурсов; формирование на добровольной основе с участием государства инвестиционных фондов и лизинговых компаний.

4. В области политики цен и тарифов: установление сниженных дифференцированных тарифов на тепловую и электриче-

скую энергию; снижение железнодорожных тарифов на перевозку древесного сырья, для переработки внутри регионов, и перевозки продукции переработки на экспорт, установление стабильных ставок арендной платы за лесосырьевые ресурсы (не менее 5 лет); снижение размера лесных податей на низкокачественную древесину.

5. В области экспорта и импорта лесобумажной продукции: увеличение таможенных пошлин на импортируемую лесобумажную продукцию, производство которой обеспечивается и по количеству, и по качеству отечественными предприятиями в достаточной мере; снижение ставок ввозимых пошлин на машины и материалы для лесопромышленных предприятий, не выпускаемых российскими предприятиями; выделение связанного кредита для стран СНГ для закупки российской лесобумажной продукции; разработка и внедрение механизма государственной поддержки экспорта в части: установление минимального уровня цен на экспортируемую продукцию; льготное кредитование экспортеров; страхование экспортных рисков; введение лицензирования деятельности по экспорту лесобумажной продукции; организацию профессиональной аттестации лесоэкспортеров, организацию централизованного информационного обеспечения.

В результате реализации перечисленных мероприятий по государственной поддержке в финансово-экономической сфере будут созданы необходимые условия для стабилизации и подъема производства. За период реализации Программы предприятия лесопромышленного комплекса смогут пополнить собственные оборотные средства на 9,0 млрд. руб. (в расчете на год) и получить дополнительную прибыль в объеме 30,0 млрд. руб.

В настоящее время предприятия лесного сектора самостоятельно формируют свою инвестиционную политику. Важным направлением инвестиционной политики могли бы стать меры реальной государственной поддержки в виде льготного налогообложения

предприятий при условии направления ими прибыли на прямые инвестиции.

Эффективность использования привлекаемых средств предприятие определяет исходя из выгоды, которую она может получить. Так, предприятию имеет смысл направить средства на реальные инвестиции, если оно получит большую выгоду, чем от хранения этих средств в банке или от приобретения ценных бумаг, если в перспективе рентабельность вложенного капитала будет выше, чем темпы инфляции, если из числа конкурентоспособных вариантов вложений имеется самый высокорентабельный с меньшим сроком окупаемости и с меньшей степенью риска. В любом случае план инвестиционной деятельности является составной частью общего плана перспективного развития предприятия.

Источниками реальных инвестиций могут быть:

1. Собственные финансовые средства (прибыль; амортизационные отчисления; суммы, выплачиваемые страховыми организациями в виде возмещения за ущерб и т.д.) и привлеченные средства (от продажи акций; благотворительные и иные взносы; средства, выделяемые вышестоящими акционерными и холдинговыми компаниями, промышленно-финансовыми группами на безвозмездной основе).

2. Ассигнования из федерального, регионального и местных бюджетов, фондов поддержки предпринимательства, предоставляемые на безвозмездной основе.

3. Иностранные инвестиции, предоставляемые в форме финансового или иного участия в уставном капитале совместного предприятия, а также в форме прямых вложений международных организаций и финансовых институтов, государств, предприятий и организаций различных форм собственности и частных лиц.

4. Различные формы заемных средств, в том числе кредиты, предоставляемые государством на возвратной основе, кредиты иностранных инвесторов, облигационные займы, кредиты банков и других инвесторов, инвестиционных фондов и ком-

паний, страховых - обществ, пенсионных фондов, а также векселя и другие .средства.

В Федеральной Программе реструктуризации лесопромышленного комплекса РФ определены инвестиции и источники финансирования. Общий объем инвестиций определен в 89,5 млрд. руб., в том числе 4,3 млрд. руб. на социальные цели. Инвестиции в социальной сфере распределяются:

в лесозаготовительной промышленности-23,4%;

в деревообрабатывающей промышленности - 29,3 %;

в целлюлозно-бумажной промышленности - 47,3 %.

Объемы и источники финансирования Объем инвестиций за счет всех источников финансирования (в ценах 1996 г.) -89,5 млрд. руб.

В них входят:

Собственные средства предприятий: - 44,3 млрд. руб.

из прибыли - 14,1 млрд. руб. амортизационные отчисления -

30,2 млрд. руб.

Кредиты российских коммерческих структур - 3,2 млрд. руб.

Иностранные инвестиции - 13,9

млрд. руб.

Бюджетные инвестиции:

федеральные - 14,9 млрд. руб. региональные - 10,0 млрд. руб. Прочие источники (лизинг, частные инвестиции эмиссия ценных бумаг и др.) -3,2 млрд. руб.

До 2000 г. основным источником инвестиционных средств могут быть собственные средства предприятия, доля которых составит 62 %. Это вызвано тем, что на начальном этапе предусмотрена реструктуризация наиболее перспективных производств и финансово-устойчивых предприятий, готовых к реализации проектов и имеющих большой опыт работы на внешних рынках. К ним можно отнести большинство предприятий фанерной промышленности, ряд предприятий целлюлозно-бумажной промышленности, лесопиления и другие.

Учитывая кризисное состояние экономики России;, государство на 1 этапе выступает в основных проектах в качестве гаранта вложения инвестиций, поэтому доля бюджетных инвестиций составляет примерно 5 % от общего объема.

Для реализации мероприятий по техническому перевооружению и модернизации лесопромышленного производства необходимо создание благоприятного инвестиционного климата, стимулирующего привлечение инвестиций в отрасль и обеспечивающего защиту прав инвесторов.

Крайне важно ускорить принятия Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации» и разработать нормативную базу, предусматривающую для предприятий и организаций, осуществляющих инвестиции в основной капитал, предоставление налоговых льгот на срок окупаемости инвестиций.

Лесопромышленным предприятиям и организациям - участникам Программы реструктуризации необходимо разработать соответствующие технико-экономические обоснования и бизнес-планы.

Классической формой финансирования в странах Запада являются собственные средства в виде нераспределенной прибыли и амортизации, которые дополняются определенной долей эмиссии ценных бумаг и кредита, полученного с рынка ссудного капитала.

На данный момент инвестиции в России осуществляются в основном за счет собственных финансовых ресурсов, т.е. прибыли и амортизации.

Прибыль - это главная форма чистого дохода предприятия. Ее величина выступает как часть денежной выручки, составляющая разницу между реализованной ценой продукции и ее полной себестоимостью. Прибыль является обобщающим показателем результатов коммерческой деятельности предприятия, важным источником формирования финансовых ресурсов государства.

Вторым крупным источником финансирования инвестиций на предприятии являются амортизационные отчисления. Накопление стоимостного износа на предприятии

происходит систематически, в то время как основные производственные фонды не требуют возмещения в натуральной форме после каждого цикла воспроизводства. В результате формируются свободные средства (путем включения амортизационных отчислений в издержки производства), которые могут быть направлены для расширения, воспроизводства основного капитала предприятия.

Мобилизовать собственные ресурсы можно путем восстановления роли амортизации как источника накопления, стимулировать использование прибыли предприятия для инвестирования научных и производственных проектов.

С 1994 г. используется механизм ускоренной амортизации для некоторых предприятий. Он позволяет предприятию удваивать суммы амортизационных отчислений и направлять их на обновление основных фондов. Но очень мало предприятий приняло ускоренную амортизацию. Подавляющее большинство предприятий, напротив, занижают отчисления по сравнению со стоимостью основных фондов. Такая ситуация объясняется тем, что ускоренная амортизация увеличивает себестоимость и цену изделия, что тормозит реализацию готовой продукции.

Амортизация во всех странах рассматривается как важный источник внутренних инвестиционных средств компаний. При этом система налоговых отчислений от прибыли предприятия, норм амортизации, льгот по инвестиционному кредиту и ставок налогообложения физических лиц увязывается в единую взаимосвязанную систему. Например, при повышении ставок налогообложения прибыли поощряются методы ускоренной амортизации и вводятся льготы по инвестиционному кредиту.

Нельзя допускать использование амортизации на текущие расходы, повышение заработной платы, премирование. Государственное регулирование амортизационной политики состоит в контроле за возвратом средств на обновление основных фондов предприятия в целях решения комплекса экономических проблем, стоящих перед предприятиями в настоящее время.

Инвестиции в основной капитал предприятий лесопромышленного комплекса за счет всех источников финансирования за девять месяцев в 1999 г. составила 5,49 млрд. рублей.1

Структура инвестиций по источникам финансирования не изменилась и основным источником остаются собственные средства предприятий, которые за 1999 г. в целом по лесопромышленному комплексу возросли с 66,7 до 84,4 %, из них 45 - 56 % приходятся на амортизационные отчисления.2 Естественно собственных средств предприятия совершенно недостаточно для достижения стратегических целей.

Если в лесозаготовительном и лесопильном производстве основным источником инвестиций останутся собственные средства предприятия, то в производство фанеры, древесных плит, целлюлозы, бумаги и картона необходимо привлечение заемных средств.

В лесном хозяйстве значение собственных средств как источника инвестирования будет уменьшено по мере развития арендных отношений и продажи древесины на корню на лесных аукционах, пока критерием деятельности лесных хозяйств остается присвоение ими лесного дохода в виде лесных податей и арендной платы.

До 2005 г. инвестиционная политика будет реализоваться в рамках программы реструктуризации лесопромышленного комплекса России, направленной на преимущественное техническое перевооружение действующих производств и незначительное введение новых производственных мощностей. Основные источники инвестиции, предусмотренные в программе - это собственные средства предприятий.

При благоприятных условиях реализации Программы развития и Программы реструктуризации лесопромышленного комплекса РФ к 2005 г. можно ожидать следующих результатов.

'Лесной экономический вестник-2000.-№ 1.

2 Лесной экономический вестник,- 2000.-№ 4.

Комплекс мер государственной поддержки лесопромышленного комплекса, предусмотренных в Программе, в частности, по совершенствованию цен и тарифов, налоговой системы, кредитной и экспортноимпортной политики, организационных структур, по социальной защите прав и гарантий работников отрасли, которая в количественном выражении за период 1998-2005 гг. оценивается в 106 млрд. руб.

Вместе с тем, лесопромышленный комплекс за этот же период в результате реализации предусмотренных в Программе мероприятий осуществит платежи в бюджет в размере 197 млрд. руб., что подтверждает высокую степень окупаемости осуществления мер государственной поддержки.

Не менее существенным будет нормализация работы лесопромышленного комплекса, его выход из глубочайшего социально-экономического кризиса и последующее динамическое развитие.

Меры , предусмотренные в Программе, позволяют рассчитывать на увеличение товарной продукции в ценах 1996 г. по лесопромышленному комплексу в целом к 2005 г. в сравнении с 1997 г. в 2,1 раза, а на предприятиях, принятых к реструктуризации, в 2,5 раза.

Более высокие темпы роста этой группы предприятий определяют увеличение их доли в общем объеме товарной продукции с 66 % в 1997 г. до 80,3 % в 2005 г.

На долю этих предприятий в 2005 г. будет приходится до 95 % прибыли лесопромышленного комплекса.

Предусмотренные в Программе меры по оздоровлению финансового состояния предприятий, их техническому переоснаще-

нию и реконструкции, позволят преодолеть негативные тенденции в целом в лесном комплексе и вывести его из убыточного состояния д 1997 г. - (-7,7%) к последовательному повышению уровня рентабельности к 2005 г. до 20 - 25 %.

Ориентация реструктуризируемых предприятий на выпуск конкурентоспособной продукции высокого качества предопределяет увеличение возможностей предприятий поставки продукции более высокой переработки на зарубежные рынки.

При стабилизации уровня поставок необработанного леса, поставки продукции деревообработки и целлюлозно-бумажной промышленности увеличатся в 2 - 2,5 раза. Общая валютная выручка возрастет в 2005 г. до 6,2 млрд. долл. против 3,1 млрд. долл. в 1997 году. :

В лесопромышленном комплексе произойдут заметные позитивные изменения в совершенствовании структуры комплекса. По расчетам, удельный вес целлюлозно-бумажной и лесохимической промышленности в структуре комплекса повысится с

33,3 % в 1997 г. до 42,5 % в 2005 г., что значительно повысит уровень комплексного использования древесного сырья.

Программой предусматривается практическая. стабилизация численности работающих в комплексе в рассматриваемом периоде (1190 тыс. чел. в 1997 г. и 1290 тыс. чел. в 2005 г.). Увеличение выпуска товарной продукции предполагается получить преимущественно за счет более полного использования имеющихся трудовых ресурсов, а также роста производительности труда.

УПРАВЛЕНИЕ ЛПК В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД

Л.Н. КАЗНОВСКАЯ, ст. преп. кафедры экономики и управления

благоприятных стартовых условиях. Отрасль находилась в глубоком экономическом, техническом и, социальном кризисе. Расчетная лесосека (определяющая научно-обоснован-

В начале 1990-х годов российский лесопромышленный комплекс претерпел, в результате рыночных реформ, существенные структурные изменения. Они начались в не-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.