ВНУТРЕННИЕ УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ, СВЯЗАННЫЕ С БЕЗРАБОТИЦЕЙ
(РЕГИОНАЛЬНЫЙ И МОЛОДЕЖНЫЙ СПЕКТЫ)
Н.П. Купрещенко,
доктор экономических наук, профессор, начальник кафедры экономической безопасности и экономики Московского университета МВД России;
Е.А. Федотова,
кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры экономической безопасности и экономики Московского университета МВД России
Аннотация. Рассматриваются основные внутренние угрозы национальной безопасности России, связанные с безработицей. Проводится анализ причин возникновения региональной и молодежной безработицы, современного состояния в России, а также факторов влияющих на рост преступности в регионах. Авторы делают вывод, что с целью смягчения последствий отрицательного влияния на национальную безопасность России необходима разработка основных направлений сокращения безработицы, которые были предложены в результате исследования.
Ключевые слова: угрозы национальной безопасности, социальная безопасность, региональная и молодежная безопасность, уровень безработицы.
INTERNAL THREATS OF NATIONAL SAFETY OF RUSSIA, RELATED TO UNEMPLOYMENT
(REGIONAL AND YOUNG PEOPLE ASPECTS)
N.P. Kupreshenko,
doctor of economic sciences, Professor, head of Department of economic security and economy of the Ministry of Internal Affairs of Moscow University
E.A. Fedotova, candidate of economic Sciences, senior teacher of the Department of economic safety and economy of Moscow University of the MIA of Russia
Annotation. The basic internal threats of national safety of Russia, related to unemployment, are examined in the article. The analysis of reasons of origin of regional and youth unemployment is conducted, modern state in Russia, and also factors of influencing on the height of criminality in regions. Authors draw conclusion, that with the purpose of softening of consequences of negative influence on national safety of Russia development of basic directions of reduction is needed unemployments that offered as a result of research.
Keywords: threats of national safety, social safety, regional and youth safety, unemployment rate.
Проблема обеспечения национальной без- пристального изучения и исследований. Интерес опасности в настоящее время является предметом мирового сообщества к проблемам безопасности
неуклонно растет, что связано с перманентными кризисными явлениями конца XX — начала XXI в., острота которых напрямую поставила вопрос о дальнейшей судьбе всего человечества. Динамичные изменения мировой геополитической ситуации, международное положение России и условия ее внутреннего развития, негативные факторы социально-экономического развития страны, новые тенденции в обострении угроз интересам граждан, обществу и государству ставят перед всеми органами государственной власти актуальную задачу разработки эффективных мер, направленных на практическое разрешение ключевых проблем обеспечения национальной безопасности.
Деятельность по обеспечению национальной безопасности сводится, главным образом, к противодействию угрозам, среди которых внутренней угрозой для государства по праву является безработица, оказывающая серьёзное разрушительное воздействие на социально-экономическую сферу страны.
В экономике труда под безработицей обычно понимается несоответствие на рынке труда, когда предложение труда превышает спрос на него, причём это несоответствие может быть как количественным, так и качественным. Безработица уничтожает важнейшую компоненту привычного для граждан России образа жизни — уверенности в праве на труд, в полной занятости, в трудоустройстве на интересную, выгодную работу.
Безработица, уменьшая доходы семей, усиливает дифференциацию доходов населения. А это противоречит понятиям равенства как уравнительного распределения, которое укоренилось в сознании миллионов наших людей. И необходимо немалое время для того, чтобы большинство населения осознало, что уравнительное распределение сдерживает рост эффективности производства и пагубен для государства и человека и существующая сегодня дифференциация доходов экономически не оправдана и не способствует социальному миру в стране, эффективности производства.
Занятость населения правомерно признавалась одной из основных проблем в целом по России в 2011 году. Выросшее из-за глобального кризиса в 2009-ом году число безработных россиян в настоящее время представляет серьёзную угрозу для дальнейшего экономического развития страны.
Согласно итогам выборочного обследования населения по проблемам занятости по состоянию на конец декабря 2011 года численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) составила 75,6 млн. человек, или более 53% от общей численности населения страны, в их числе 70,9 млн. человек, или 93,9% экономи-
чески активного населения были заняты в экономике и 4,7 млн. человек (6,3%) не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией Международной Организации Труда они классифицируются как безработные). В государственных учреждениях службы занятости населения зарегистрировано в качестве безработных 1,3 млн. человек.1 По сравнению со среднегодовыми данными за 2010г., численность занятого населения была выше на 0,5 млн. человек, или на 0,6%, численность безработных была ниже на 0,6 млн. человек или на 0,4%.
Наряду с низким уровнем регистрируемой безработицы сохраняется большой разрыв между числом регистрируемых безработных и числом лиц, квалифицируемых как безработные в соответствии с методологией МОТ.
Максимальное пособие безработного составляет 4900 рублей. Сумма пособия начисляется исходя из официальной заработной платы гражданина на последнем месте работы. Получаемое пособие ничтожно мало, особенно для жителей крупных мегаполисов. Система постановки безработного на учет полна сложностей — немалые очереди отнимают много сил и времени, а уволенные менеджеры с одним или несколькими высшими образованиями не соглашаются переучиваться на маляра или сантехника.
Поэтому люди часто отказываются от официального статуса безработного и предпочитают искать работу самостоятельно. Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости в декабре 2011г. составила 32%, среди безработных женщин — 40%. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых — его используют более половины безработных (таблица 1).
Среди безработных по методологии МОТ доля женщин в декабре 2011г. составила 45,4%, доля городских жителей — 62,7%.
Безработица городского и сельского населения характеризуется превышением уровня безработицы среди сельских жителей по сравнению с уровнем безработицы среди городских жителей. Из 1,8 млн. безработных сельских жителей 36,4% находились в ситуации застойной безработицы (искали работу 12 месяцев и более), из 2,8 млн. городских жителей — 30,2%.
Важным является анализ безработицы по продолжительности
Среди безработных 30,6% составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 30,3% безработных. Безработица в значительной степени является застойной (рис. 1).
Структура безработных по способам поиска работы1, % к общей численности безработных
Таблица 1
Обращение Другие способы
в государственные учреждения службы занятости в коммерческие службы занятости к друзьям, родственникам, знакомым к администрации, работодателю в СМИ, интернет
2011г.
Январь 34,9 3,3 59,2 26,6 24,2 6,7
Февраль 37,0 3,1 58,6 26,0 23,4 8,3
Март 34,9 2,7 57,7 24,4 22,5 8,8
Апрель 37,2 3,1 55,6 24,7 22,7 9,0
Май 34,6 2,3 57,9 26,1 22,2 10,4
Июнь 35,1 3,6 56,2 24,9 22,9 9,0
Июль 35,3 2,9 56,2 24,8 23,9 6,8
Август 35,2 2,8 55,0 24,8 23,6 8,6
Сентябрь 33,8 2,7 57,4 27,5 23,6 10,1
Октябрь 32,1 2,9 59,6 24,6 24,5 9,3
Ноябрь 31,7 2,8 57,3 26,8 25,8 10,5
Декабрь 33,7 2,1 56,8 26,0 24,7 7,5
Источник: www.gks.ru, январь 2011 г.
Вадобвпв*! п-> 1к? росшим пдогым а деклбр« ?<11(> >оц1
№ШИ Ц-4М1 Мш
ВГфйК>М »К11ЦНЧ ррИМ^М НИ4-Ч1ЧТ
Рис. 1. Уровень безработицы по возрастным группам.
Почти половина занятого населения сосредоточена в организациях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства. В феврале 2012 года в них работали 34,4 млн. человек, или 49,2% общей численности занятых. Кроме того, в организациях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, привлекались на условиях совместительства и по договорам гражданско-правового характера 1,7 млн. человек (в эквиваленте полной
занятости).
Общее число замещенных рабочих мест для полной занятости работников в этих организациях, определенное как суммарное количество работников списочного состава, совместителей и работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера, в феврале 2012 года составило 36,1 млн. человек и было больше, чем в феврале 2011 года на 60 тыс. человек или на 0,1%.
Несмотря на тот факт, что Росстат зафиксировал снижение уровня безработицы с 7,6% в феврале 2011 года до 6,1% по итогам аналогичного периода в 2012 года, реальная ситуация на рынке труда остается крайне тяжелой. С учетом оплаты труда 11% работников, которая не дотягивает даже до официального уровня прожиточного минимума в 6,2 тыс. рублей, безработица превышает 17,5%, а вкупе с простоями, неполной занятостью и вынужденными отпусками зашкаливает за 20%.2
Межрегиональная дифференциация уровней безработицы
Основная угроза для национальной безопасности проявляется в межрегиональной дифференциации уровней безработицы. Современное состояние российского рынка труда характеризуется сохраняющейся дифференциацией регионов по показателю регистрируемой безработицы и ситуация с безработицей в региональном разрезе остается резко полярной. По словам президента В.В. Путина, в российских регионах ситуация различная. В Калмыкии уровень безработицы высокий, если сравнивать Центральную часть России. В республике без работы остаются до 15 процентов населения.3 Как видно из подготовленного на основе данных Росстата рейтинга (таблица 3) по уровню безработицы в регионах за I квартал 2011 года (методика основана на ранжировании показателей безработицы), наиболее благополучными с точки зрения обеспеченности рабочими местами являются столичные регионы — Москва (уровень безработицы — 1.0%), Санкт Петербург (1.4%), Московская область (3.9%). На этом фоне резко выделяются показатели безработицы Республики Ингушетия (49.1%), Чеченской Республики (36.3%), Республики Тыва (24.2%).
Таким образом, следует констатировать высокий разрыв в сфере занятости по субъектам РФ, который в настоящее время составляет 49 раз. В среднем по России в 4-м квартале 2011г. самый низкий уровень безработицы, соответствующей критериям МОТ, отмечен в Центральном федеральном округе (4,2%), самый высокий — в Северо-Кавказском федеральном округе (16,3). Об этом свидетельствуют данные Федеральной службы государственной статистики РФ (Росстат). В целом по России в октябре — декабре 2011 уровень безработицы составил 6,9%. В Центральном федеральном округе самый высокий уровень безработицы отмечен в Калужской области (7,0%). В Северо-Западном округе наибольшая безработица наблюдается в Калининградской области (9,3%), наименьшая — в Санкт-Петербурге (1,4%). В Южном федеральном округе самый высокой уровень зафиксирован в Калмыкии (15,2%), самый низкий — в Краснодарском крае- (5,5%). В Приволжском округе, соответственно, — в республике Марий Эл (9,2%) и
Республике Татарстан (4,8%), в Уральском округе — в Курганской области (10,8%) и Ямало-Ненецком автономном округе (3,6%), в Сибирском округе — в Тыве (24,2%) и Красноярском крае (6,5%), в Дальневосточном — в Республике Соха (Якутия) (9,7%) и в Чукотском автономном округе (4,9%). Самый высокий уровень в Северо-Кавказском федеральном округе наблюдается в Республике Ингушетия (49,1%) и самый низкий в Ставропольском крае (6,1%)4.
Причины высокой безработицы различны. Не углубляясь в теоретические макроэкономические объяснения, основанные на анализе кривых спроса и предложения, отметим, что главная и основная причина безработицы в регионах — низкий уровень экономического развития. В большинстве случаев прослеживается четкая зависимость между показателями эффективности развития экономик регионов и уровнем безработицы.
Впрочем, есть и исключения. В ряде регионов с относительно невысокими экономическими показателями наблюдается низкий уровень безработицы. На фоне слабого финансового положения крупных предприятий в этих регионах естественным выходом для населения является занятие малым бизнесом. Однако это возможно только в тех регионах, где созданы соответствующие условия для такого вида деятельности. Примером является Костромская область (уровень безработицы — 6.0%, при этом регион занимает 7 место в рейтинге по уровню развития малого и среднего бизнеса.
В России сохраняется дисбаланс между спросом и предложением на рынке труда. При том, что количество вакансий вполне достаточно для дальнейшего снижения уровня безработицы, для их заполнения просто отсутствуют необходимые специалисты. Российской экономике, прежде всего, требуются профессионалы в инженерно-технических отраслях и сфере СТ. Очень востребованы рабочие специальности. А на рынке труда преобладают юристы, экономисты и прочие гуманитарии. Свою лепту в дисбаланс трудовых ресурсов вносит и демография. Из-за высокой смертности и старения Россия ежегодно теряет порядка миллиона человек трудоспособного населения. И за счет простого привлечения мигрантов из-за рубежа невозможно восполнить недостаток рабочей силы — необходимы качественные изменения в экономике страны.
Подводя итог, отметим, что, несмотря на то, что в 2009 — 2010 года уровень безработицы в Европе достиг критической точки и был самым высоким за последние 20 лет, безработица в современной России на сегодняшний день смогла понизить свои показатели до приемлемого уровня, который не является критическим для нашей страны.
Таблица 3
Рейтинг регионов России по уровню безработицы (ноябрь 2011г. — январь 2012 г.)
1 Республика Коми 6.5 34.0
2 Алтайский край 6.6 83.2
3 Челябинская область 6.6 126.7
4 Нижегородская область 6.6 121.8
5 Томская область 6.7 35.9
6 Республика Башкортостан 6.7 139.2
7 Вологодская область 6.7 43.9
8 Ивановская область 6.7 37.9
9 Чувашская Республика 6.9 45.8
10 Калужская область 7.0 39.7
11 Кемеровская область 7.1 102.5
12 Удмуртская Республика 7.1 58.1
13 Волгоградская область 7.2 94.0
14 Новосибирская область 7.3 103.7
15 Республика Хакасия 7.3 20.0
16 Свердловская область 7.3 169.7
17 Псковская область 7.3 27.2
18 Амурская область 7.5 33.0
19 Хабаровский край 7.6 61.5
20 Республика Бурятия 7.6 35.1
21 Республика Карелия 7.6 27.3
22 Приморский край 7.7 82.4
23 Кировская область 8.0 58.2
24 Республика Адыгея 8.4 17.5
25 Ненецкий авт. округ 8.4 1.9
26 Иркутская область 8.6 110.5
27 Еврейская авт. область 8.7 8.1
28 Сахалинская область 8.7 25.3
29 Карачаево-Черкесская Республика 8.8 18.4
30 Омская область 9.0 95.7
31 Астраханская область 9.0 45.8
32 Республика Марий Эл 9.2 34.6
33 Калининградская область 9.3 49.0
34 Мурманская область 9.4 46.0
35 Республика Северная Осетия — Алания 9.6 32.8
36 Республика Саха (Якутия) 9.7 46.6
37 Курганская область 10.8 49.2
38 Забайкальский край 11.0 59.3
39 Республика Алтай 12.4 12.8
40 Республика Дагестан 12.5 162.5
41 Кабардино-Балкарская Республика 12.6 52.0
42 Республика Калмыкия 15.2 21.2
43 Республика Тыва 24.2 31.8
44 Чеченская Республика 36.3 187.4
45 Республика Ингушетия 49.1 123.8
Безработица среди молодежи как фактор влияния на рост преступности
Второй основной внутренней угрозой для национальной безопасности со стороны безработицы является безработица среди молодежи, как фактор влияния на рост преступности. Неконкурентоспособность молодежи на рынке труда особенно ярко проявилась в условиях мирового кризиса. Молодежь — исключительно важный ресурс производительных сил общества, поскольку является не только энергичной и работоспособной, но и быстрообучае-мой рабочей силой. Роль молодежи в сфере занятости, ее трудовой потенциал остается высоким около 3\4 занятых в народном хозяйстве молодых людей получили профессиональное образование. Однако это не исключает нарастающей безработицы среди молодежи. Конфликт между потребностью молодежи в трудоустройстве и дефицитом рабочих мест на рынке труда является наиболее актуальным сейчас. Молодые люди в возрасте до 30 лет, по данным государственной статистики, составляют около трети безработных, зарегистрированных на бирже труда.
Безработица, как правило, «ударяет» молодежь сильнее, чем другие возрастные группы, в связи с чем, социальная маргинализация молодежи является острейшей проблемой для любого общества, потому что отсутствие работы ведет к обострению проблемы девиантного поведения, алкоголизации, наркотизации, росту проституции, бездомности. Другая проблема — это рост социально-политической напряженности, угроза социального взрыва, обострение межнациональных проблем, забастовки и др. Важнейшим следствием безработицы среди молодежи является преступность. Прослеживается довольно устойчивая зависимость между числом безработных в регионах и количеством совершенных здесь правонарушений. Коэффициент корреляции между этими показателями (без учета Московского региона, Санкт-Петербурга и республик Северного Кавказа) составляет 0.94, что свидетельствует о практически линейной зависимости.
Правда, есть и исключения из этой закономерности. Несколько регионов, имея высокий уровень безработицы, характеризуются низким уровнем преступности и, наоборот, есть регионы с крайне низким уровнем безработицы, но очень высоким уровнем преступности. Такая ситуация во многом связана с миграционными процессами. Миграция трудоспособного населения из регионов обуславливает «экспорт» преступности в другие регионы. В частности, высокий уровень преступности в Москве и Московской области в немалой степени связан с традиционной привлекательностью этих регионов для криминальных элементов. Именно Москва и Московская область являются точкой притяжения
экспортируемой из других регионов преступности.
Основываясь на построенной статистической модели, можно сделать важный вывод — рост количества безработных в России на 100 человек за квартал ведет к появлению 11 новых преступлений (правонарушений) за квартал или 44 преступлений за год. Относительные показатели подтверждают сделанный вывод о существенном влиянии безработицы среди молодежи на уровень преступности. Таким образом, проблема молодежной безработицы является проблемой не только Минэкономразвития, но и Министерства внутренних дел, а решение этой проблемы является сверхважной задачей, не только с точки зрения повышения социальной стабильности, но и с точки зрения обеспечения безопасности граждан.5
Как уже говорилось выше, по данным Федеральной службы занятости число безработных в России в 2011 году составляло 4,6 млн. человек, или 6,1% экономически активного населения. Почти 30% из них — молодежь. Такой уровень безработицы может быть охарактеризован как достаточно высокий. К молодежи обычно относят людей в возрасте 16-30 лет.
Средний возраст безработных в августе 2011г. составил 34,2 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 31,2% (в июле 2011 года — 30,5%), в том числе в возрасте 15-19 лет — 7,5%, 20-24 лет — 23,7%. Высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 15-19 лет (28,5%) и 20-24 лет (13,8%). По сравнению с июлем 2011г. уровень безработицы в возрасте 15-19 лет снизился на 4,9 процентного пункта, в возрасте 20-24 лет — остался на том же уровне.
В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в августе 2011г. составил 15,8%, в том числе среди городского населения — 15%, среди сельского населения — 17,6%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30-49 лет составляет 3,4 раза, в том числе среди городского населения — 4 раза, сельского населения — 2,5 раза.6
Уровень безработицы среди российской молодежи выше, чем в среднем по миру, и составляет (15,4%). Эти данные опубликовала Международная организация труда при ООН.7 Столь высокий уровень молодежной безработицы — не только следствие социальных и экономических событий, но и результат деградации отечественного высшего образования. По данным Минобразования, в 2011 году около 100 тыс. выпускников не могли трудоустроиться. Больше всего безработных среди старшекурсников и выпускников гуманитарных вузов. Данная проблема в России стоит очень остро и
требует системных изменений, т.к., у нас практически не налажен механизм адаптации молодёжи на рынке труда. У молодых людей слишком завышены ожидания. А работодатели совершенно не спешат брать на работу человека без опыта. Данная проблема, на фоне мирового кризиса с серьёзным дефицитом рабочих мест, и таких проблем нашей молодёжи, как алкоголизм и наркомания, в России мы можем иметь «эффект потерянного поколения». Предложение рабочей силы превышает спрос на нее во многом за счет максимального за последние годы прироста населения трудоспособного возраста (на 674 тыс.), обусловленного вступлением в трудоспособный возраст граждан, родившихся в 80-е годы. Молодежь — это большая общественная группа, имеющая специфические социальные и психологические черты, наличие которых определяется как возрастными особенностями молодых людей, так и тем, что их социально-политическое и общественно-политическое положение, их духовный мир находится в состоянии становления, формирования.
Несмотря на ежегодное уменьшение безработицы в нашей стране, проблема занятости молодежи не теряет остроты: трудоустраиваются лишь 50% выпускников вузов.
Проведенный анализ показал, что главными причинами роста безработицы среди молодежи являются следующие факторы:
• во-первых, структурные несоответствия профиля выпускников потребностям рынка труда, отсутствие научного прогноза в предложении квалифицированных кадров;
• во-вторых, несоответствие уровня квалификации выпускников требованиям работодателей;
• в-третьих, снижение практических навыков по полученной профессии у молодых специалистов;
• в-четвертых, низкая зарплата у молодых специалистов;
• в-пятых, нежелание и отсутствие возможности обучения молодых специалистов на производстве, нескрываемое игнорирование работодателями социальных прав молодых специалистов;
• в-шестых, ошибочный или конъюнктурный выбор профессии, специальности.
С целью смягчения последствий отрицательного влияния на национальную безопасность России необходима разработка основных направлений сокращения безработицы среди молодежи.
1. Развернуть государственную систему подготовки и переподготовки кадров по приоритетным
направлениям с учетом инновационного развития экономики.
2. Разработать комплекс мер по закреплению и стимулированию молодых рабочих кадров, особенно в трудонедостаточных отраслях экономики.
3. Следует активно развивать в регионах молодежные биржи, труда по трудоустройству в рамках которой, должны проводиться ярмарки рабочих мест с участием предприятий регионов различных форм собственности.
4. Органам власти и частным организациям оказывать содействие молодежным инициативам, связанным с созданием новых рабочих мест.
5. Программы обучения ВУЗов в их прикладной части должны формироваться при непосредственном участии объединений работодателей. Это прикладной бакалавриат, соединяющий базовое фундаментальное образованием востребованной на рынке труда конкретной квалификации.
6. Обеспечить качество высшего образования, на рынке существуют большое количество ВУЗов (в том числе государственных), которые прямо нарушают право человека на получение добротных знаний.
7. Восстановить престиж и актуальность обучения прикладным квалификациям. Привязать их к конкретным технологиям, представленным на рынке труда. Для чего необходимо создание центров переподготовки совместными усилиями — государства и работодателей.
8. Внести изменения (поправки) в Трудовой кодекс (ТК РФ), так как он не в полной мере учитывает современные реалии молодежного рынка труда. «Трудовой кодекс — это второй после Конституции РФ самый верхний закон, он должен содержать наиболее общие нормы, которые применимы в любой трудовой ситуации.
1 По данным Федеральной службы государственной статистики http://www.gks.ru
2 http://www.rosbalt.ru/business/2012/04/18/971374.html)
3 04.02.2011, 17:21 «Российская газета» — www.rg.ru
4 www.finmarket.ru, 21 января 2011 г.
5 http://www.ntgs.ru/work/indexrb.php?news=226494
6 сайт МОТ http://www.ilo.org/public/russian/region/eurpro/ moscow/news/2011/0922.htm)
7 http://www.unrussia.ru/ru/un-in-russia/news/2011-10-03