3. Доклад Генерального прокурора Российской Федерации Ю.Я.Чайки на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации // Официальный сайт генеральной прокуратуры Российской Федерации, URL: http://www.genproc.gov.ru/smi/news/archive/news-723864/ 29.09.2915
4. Данные информационно-аналитического центра «Сова» по результатам доклада Генерального прокурора Ю. Чайки // URL: http://www.sova-center.ru/racism-xenophobia/news/counteraction/2014/04/d29440/ 29.09.2015
Statsura Andrey Grigoryevich, candidate of historical sciences, associate professor; Southern institute of management (216, Stavropolskaya St., Krasnodar, 350040, Russian Federation). E-mail: chapurko@mail.ru
Kulik Stanislav Aleksandrovich, a teacher; Kuban state university (149, Stavropolskaya St., Krasnodar, 350040, Russian Federation). E-mail: stas.k.44@mail.ru
TO QUESTION ABOUT GENERAL DESCRIPTION OF EXTREMIST SITUATION IN MODERN RUSSIAN SOCIETY AS TO ONE OF PROBLEMS OF NATIONAL SAFETY Abstract
Authors offer, probing statistical description of crimes of extremist character, to define the problems of extremism as one of problems of national safety in Russia.
Keywords: extremism, extremist situations, extremist crimes, extremist activity, national safety.
References
1. General'naja prokuratura: v Rossijskoj Federacii registriruetsja vse bol'she prestuplenij jekstremistskoj napravlennosti / informacionnoe agentstvo TASS // URL: http://tass.ru/politika/1937790 - 29.09.2015
2. Federal'nyj zakon ot 25 ijulja 2002g. N 114-FZ «O protivodejstvii jekstremistskoj dejatel'no-sti»//URL: http://base.garant.ru/12127578/
3. Doklad General'nogo prokurora Rossijskoj Federacii Ju.Ja.Chajki na zasedanii Soveta Federacii Federal'nogo
Sobranija Rossijskoj Federacii // Oficial'nyj sajt general'noj prokuratury Rossijskoj Federacii, URL: http://www.genproc.gov.ru/smi/news/archive/news-723864/ 29.09.2915
4. Dannye informacionno-analiticheskogo centra «Sova» po rezul'tatam doklada General'nogo prokurora Ju. Chajki
// URL: http://www.sova-center.ru/racism-xenophobia/news/counteraction/2014/04/d29440/ 29.09.2015
УДК 338
ВНУТРЕННИЕ УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
кандидат экономических наук, профессор кафедры экономической теории и предпринимательства, Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: lana7757272@mail.ru
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и предпринимательства, Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: lana7757272@mail.ru
Аннотация
В статье раскрывается сущность экономической безопасности (ЭБ). Выделяются основные угрозы ЭБ, которые представляют наибольшую опасность, ведут к потерям и деформациям.
Ключевые слова: социально-экономические системы, экономическая безопасность, внутренние угрозы экономической безопасности, коррупция, наркомания, терроризм.
В реальной жизни функционирует огромное множество самых разнообразных систем природы и общества. Под системой обычно понимают взаимодействие между собой различных элементов, в ходе которого возникает целостное единство, обладающее качественно новыми признаками, характеристиками и функциями. Система любого типа состоит как минимум из двух элементов. Чем их
Харченко Иван
Семенович
Харченко
Лана
Ивановна
больше, тем многообразнее и интенсивнее связи между ними, а число различных состояний, в которых может находиться система, достигает фантастических величин. Возрастает и степень риска в отношении устойчивости системы, ее надежности и эффективности.
С этих позиций выделяются простые и сложные системы, открытые и закрытые, саморегулирующие и центрально управляемые, гибкие и жестко детерминируемые. Система, ее устойчивость, дееспособность и эффективность всегда связана с такими важнейшими и решающим ее признаком как безопасность. Безопасность - ключевая характеристика функционирования системы. Безопасным считается такое состояние системы, при котором она в целом и все ее элементы способны выдерживать воздействие неблагоприятных факторов изменения внутренней и внешней среды, своевременно реагировать на них, не допускать сбоев, сохранять целостность, надежность и эффективность. Безопасность - это защищенность системы, ее способность функционировать как в обычных, так и в экстремальных условиях.
К классу наиболее сложных, трудно управляемых и прогнозируемых относятся социально-экономические системы, в которых в широком диапазоне взаимодействуют материально-вещественные и личные факторы производства, преобразуются ресурсы в общественные блага, создаются товары, оказываются услуги, выполняются необходимые работы.
Комплексной характеристикой подобных систем, их устойчивости, динамичности, жизнеспособности и эффективности выступает такое понятие, как экономическая безопасность. Она дает качественную определенность тем реальным процессам, которые происходят в экономике.
В литературе имеются различные трактовки экономической безопасности. "Экономическая безопасность, - писал Л. Абалкин, - это совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию" [1, с. 5].
В. Сенчагов полагает, что "экономическая безопасность - это такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, социально направленное развитие страны в целом, достаточный оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятных условиях развития внешних и внутренних процессов" [2, с. 7].
По мнению Г. Вечканова, "экономическая безопасность - это состояние экономики, при котором обеспечивается устойчивый экономический рост, эффективное удовлетворение общественных потребностей, высокое качество управления, защита экономических интересов на национальном и международном уровнях" [3, с. 40].
Несмотря на некоторые различия в этих определениях, у них есть общая основа, что объединяет их. Суммируя все эти высказывания, можно сказать, что экономическая безопасность - это такое состояние экономической системы, которое демонстрирует гибкость, способность к саморазвитию, органически впитывает достижения науки, техники и технологии, обеспечивает государству реальный суверенитет, экономическую и политическую независимость, удовлетворяет постоянно растущие потребности общества, создают условия для надежной защиты коренных интересов личности, общества и государства, является конкурентоспособной на внутренних и внешних рынках, на современном уровне обеспечивает обороноспособность страны.
Социально-экономические системы развиваются не в идеальных условиях. Их функционирование сопровождается различного рода рисками, вызовами и угрозами. В зависимости от их характера и глубины они в состоянии деформировать экономику, снизить ее эффективность и конкурентоспособность, стимулировать кризисные явления, вызвать другие негативные процессы. Бывают случаи, когда под действием комплекса причин и неблагоприятного стечения внутренних и внешних факторов социально-экономические системы разрушаются и перестают существовать в своем прежнем качестве. Крушение СССР и всех его институтов власти и управления - убедительное тому подтверждение.
При оценке угроз экономической безопасности их ранжируют и разделяют на внутренние и внешние. Хотя иногда они взаимосвязаны меду собой и действуют синхронно.
Внутренние угрозы находятся в пределах компетенции государства и бизнеса. Это позволяет их своевременно отслеживать, предупреждать появление, разрабатывать меры по их нейтрализации,
отражению или минимизировать те потери, которые они способны вызвать в экономике в целом или на уровне хозяйствующих субъектов.
Внешние же угрозы являются результатом действия причин, факторов и условий, которые формируются за пределами национального контура.
Внутренние угрозы экономической безопасности наиболее многочисленны и требуют к себе особого внимания. Здесь самое главное не допустить их обострения и перерастания в кризис, социально-экономические и политические последствия которого могут носить непредсказуемый и разрушительный характер.
В ходе рыночных преобразований в России одной из угроз экономической и национальной безопасности стало растущее неравенство между людьми по доходам и собственности. Эксперты обычно выделяют два вида неравенства - нормальное и избыточное. Нормальное неравенство - явление вполне естественное. Оно движет экономику, стимулирует ее развитие, побуждает человека как можно полнее реализовать свой потенциал и возможности. А избыточное, наоборот, выступает тормозом социально-экономического развития, знаменует собой социальную несправедливость, консервирует бедность, делает ее хронической, застойной и трудно преодолимой.
Данные процессы очень внимательно анализируются за рубежом. В ОЭСР (куда входит 34 страны) в 1980-х годах у 10% наиболее обеспеченных слоев населения доходы были в 7 раз больше, чем у 10% наименее обеспеченных. А сейчас это соотношение стало 9,5 к 1. И это вызвало тревогу относительно замедления экономического роста и ограничения возможности детей из бедных семей получить образование [4, с. 5]. К тому же надо учитывать, что в странах Запада рост неравенства в доходах сдерживается прогрессивной системой налогообложения.
По данным Института социально-экономических проблем народонаселения, для России нормальным состоянием является ситуация, если доходы богатых больше, чем у бедных, в 7-9 раз, а не в 20 раз, как сейчас. Сдвиг этого оптимума в любую сторону дает негативный эффект. При нормальном неравенстве Россия уже сегодня имела бы ВВП почти на 35-50 % больше нынешнего [5].
В настоящее время Россия позиционирует себя как страна вопиющего избыточного неравенства, которое постоянно растет, и государство не принимает мер не только по его сокращению, но и не пытается хотя бы как-то сдерживать эти процессы. Власть допускает близорукость и совершает стратегическую ошибку, когда на фоне нищенских пенсий и мизерных зарплат десятков миллионов людей руководители российских госкорпораций имеют доходы от миллиона до четырех с половиной миллионов рублей в день! Это наглядный, демонстрационный эффект социальной несправедливости, освященный самим государством.
Что такое 4,5 млн руб. в день? Это значит, что рядовой россиянин с зарплатой 30 тыс. руб. в месяц (360 тыс. руб. в год) сможет выйти на уровень дневного дохода главы отечественной компании, проработав почти 13 лет!
Раскол общества на богатых и бедных порождает антагонизм между ними, деформирует социально-экономические, политические и властные отношения, закладывает основу для социальных конфликтов и потрясений в будущем. Здесь скрыты огромные опасности разрушительного свойства для экономики, государства и общества в целом.
Потенциальную угрозу для экономической безопасности несет в себе усиливающаяся дифференциация регионов, неравномерность их социально-экономического и политического развития. Это вызывает неоднородность экономического пространства, порождает территориальные диспропорции, что ослабляет основополагающие принципы развития федеративного государства. Из 85 субъектов Федерации лишь порядка десяти являются самодостаточными. Все остальные - это реципиенты различного уровня, которые не могут полноценно развиваться без трансфертов из Федерального бюджета. В целом 75 регионов тратят больше, чем собирают налогов [6, с. 6].
По основным показателям социально-экономического развития регионы отличаются друг от друга в десятки раз. Так, ВРП на душу населения в Ненецком АО в 2010 г. составлял 3,5 млн руб., а в Ингушетии - 52000 руб. Среднемесячная зарплата в Ямало-Ненецком АО в 2011 г., достигла 60000 руб., а в Дагестане - только 11000 руб. [7, с. 4].
Негативно влияет на социально-экономические и политические процессы высокая инфляция. Она обесценивает рубль, ведет к росту цен, снижает уровень жизни населения, ухудшает инвестиционный климат, сдерживает развитие реального сектора производства, стимулирует спекулятивные сделки и операции. Поэтому борьба с инфляцией выступает как одна из приоритетных задач российского государства.
Российской экономике угрожает низкая инновационная активность бизнеса, что консервирует технологическое отставание отечественных товаропроизводителей и делает их неконкурентоспособными на глобальных рынках.
Перечень угроз экономической и национальной безопасности можно продолжать и дальше. Все они важны, предметны и требуют соответствующего реагирования и внимания. Но на каждом конкретном этапе социально-экономического и политического развития необходимо выделять главные, ведущие угрозы, которые чрезвычайно опасны для экономики страны и несут в себе наибольший потенциал разрушения, потерь и деформации.
В настоящее время, по нашему мнению, к таким угрозам относятся:
- коррупция, хищения и воровство, которые получили в России широкое распространение;
- наркомания с ее огромными человеческими жертвами и тяжелейшими социально-экономическими последствиями;
- терроризм, за которым всегда тянется кровавый след трагедий и горя людей;
- сращивание власти с организованной преступностью, что девальвирует само понятие демократии и делает человека совершенно незащищенным;
- алкоголизация населения, что ведет к деградации человеческого капитала, подрывает здоровье нации и вызывает огромные экономические потери;
- опасность обострения межнациональных отношений, что грозит не только непредсказуемыми социально-экономическими и политическими последствиями, но и ставит под сомнение целостность российского государства.
Центральное место среди названных угроз занимает коррупция. Она интегрирует в единое целое и терроризм, и наркоманию, и межнациональные отношения, и органы власти. Коррупция в России носит повсеместный характер. Трудно найти структуры в системе органов власти и управления, которые были бы некоррумпированы. Она пронизала все ветви и эшелоны власти, постоянно разрастается, принимает различные формы и представляет собой смертельную угрозу для экономики, государства и общества. Коррупция превращает власть в объект купли-продажи и разлагает все государственные институты.
Михаил Делягин называет коррупцию основой государственного строя современной России. "Коррупция как основа политической системы России, - считает он, - не просто не позволяет исправить пороки ее социальной и экономической системы, но и возводит их в принцип" [8, с. 2].
Шамиль Султанов полагает, что в России сегодня сложился механизм саморазрушения, ядром которого становится коррупционная антисистема ("антисистема К"), которая контролирует более 50% российского ВВП. Если постоянно не сдерживать коррупцию, то постепенно она расширяется, дает массовые метастазы во все поры государства и общества, затем окончательно превращается в господствующее зло. Дальше гибель соответствующего общества - это уже вопрос времени. "Индикатором коррупционного разложения, - утверждает он, - является наличие в стране постоянно обновляемого прейскуранта на десятки тысяч государственных должностей. Цены - от нескольких тысяч долларов до десятков миллионов долларов за соответствующее руководящее кресло... Общенациональный коррупционный механизм в России включает в себя от 5 до 7 миллионов человек и охватывает практически все государственные институты страны, включая силовые и правоохранительные. Именно "антисистема К" фактически правит страной через поглощенные и контролируемые ею государственные институты". [9, с. 1-2].
Оценка резкая, жесткая, нелицеприятная, но она реально отражает ту ситуацию, которая сложилась в стране. Коррупция не только разлагает власть, ведет ее к деградации и делает недееспособной. Она обескровливает экономику, иссушает ее, вынимает из реального сектора огромные средст-
ва, которые перемещаются в сферу паразитического потребления либо за границу. Тем самым на пути экономического развития выстраиваются мощные барьеры. В России коррупция свидетельствует о растущей эксплуатации наемного труда со стороны бизнеса и власти. Население вынуждают платить так называемый коррупционный налог. Ведь в цене любого товара (от батона хлеба до квартиры) присутствует коррупционная составляющая, которая варьирует в пределах 20-30 %, а иногда и выше.
Объемы коррупции в стране постоянно растут. В 1990-е годы размер взяток оценивался в 40 млрд долл. и во столько же - ежегодный увод капиталов за рубеж [10, с. 34].
В 2006 г первый заместитель Генерального прокурора РФ Александр Буксман оценил коррупционный рынок в 240 с лишним миллиардов долларов. По его словам, "размеры взяток доходят до такого уровня, что за год "средний" продажный чиновник может купить себе квартиру площадью в 200 метров" [11].
Сегодня же эксперты утверждают, что оборот откатов и взяток составляет 480 млрд долл. [12].
Почему наблюдается такая динамика? Президент фонда ИНДЕМ Георгий Сатаров убежден в том, что главная причина распространения коррупции "в том, что бюрократия в России перестала быть контролируемой... А раз нет контроля, значит все позволено" [13].
Отсутствие контроля и вседозволенность - характерные признаки российской системы власти и управления. Феномен А. Сердюкова - убедительное тому свидетельство. Будучи министром обороны, он разгромил военную науку и медицину, была подорвана система военного образования: закрывались академии, военные институты и университеты. Армию превратили в торговую площадку. Здесь витал дух торгашества и наживы. В частные руки продавали земельные участки, недвижимость, имущество и даже стратегические объекты. Обороноспособности страны был нанесен огромный ущерб. Нет сомнения в том, что эксперты и исследователи со временем дадут объективную оценку "сердю-ковщине" как позорному явлению в современной России.
Генерал-полковник Л.Г. Ивашов утверждает, "что проблема не просто в некомпетентности или корыстолюбии Сердюкова и его дамочек, а в том, что ему кто-то поручил тихой силой уничтожить армию. Под этот заказ он притащил команду людей, большинство из которых и мимо воинской части не проезжали никогда. я убежден, что всё неспроста, что его вели, поощряли, поддерживали. Смотрите, более 120 представлений на Сердюкова во все инстанции сделал главный военный прокурор Фридинский. Кто об этом знает? Каковы были последствия? Никаких. Никто не реагирует, никто не замечает. Была отлаженная система прикрытия сердюковского разбоя" [14].
А. Сердюков не получил никакого наказания. Его элегантно подвели под амнистию и на глазах всего изумленного общества возвели в ранг неприкасаемого.
Вне сякого контроля действовал и бывший губернатор Сахалинской области А.В. Хорошавин, который попался на взятке в 5,8 млн долл. На своей должности он пребывал 90 месяцев. Оклад - 200 тыс. руб. в месяц. Но у него в собственности оказались три элитные квартиры в Москве, драгоценности, украшения и один миллиард рублей наличными. В печати утверждалось: чтобы все это богатство приобрести, ему нужно было ежемесячно брать в среднем по две взятки размером 5,8 млн руб. каждая.
Но дело не только в этом. На Сахалине все знали о пристрастии А. Хорошавина к хищениям, взяткам и вольностям в распоряжении бюджетными средствами. А в Москве об этом "не догадывались". Поэтому губернатора наградили орденом Почета и двумя государственными медалями, удостоили Ордена Святого благоверного князя Даниила Московского II степени [15].
Чудна российская действительность! Человек ворует, берет взятки, подрывает основы государства и авторитет власти, а его награждают.
Именно на коррупционной основе имеют место случаи сращивания власти с криминалом. В такой ситуации население оказывается абсолютно незащищенным, попадает в тиски между властными структурами и организованными преступными группировками. "С каждым днем становится все очевиднее, - подчеркивал Председатель Конституционного суда Валерий Зорькин, - что сращивание власти и криминала по модели, которую сейчас называют "кущевской", - не уникально. Что то же самое (или нечто сходное) происходило и в других местах - в Новосибирске, Энгельсе, Гусь-Хрустальном, Березовске и так далее. Государство, не способное защитить своих граждан от массо-
вого насилия со стороны бандитов и коррупционеров, этой неспособностью обрекает себя на деградацию" [16].
Нам представляется, что если бы сегодня в России удалось хотя бы на треть сократить объемы коррупционного рынка и вал хищений и воровства, который беспрепятственно и гордо шагает по стране, то оживет экономика, повысятся темпы роста, высвободятся гигантские финансовые средства, которые можно направить на развитие науки и здравоохранения, для десятков миллионов людей установить достойные зарплаты и пенсии. Возможно ли это? Безусловно. Надо только отказаться от иллюзий либерализма.
В борьбе с коррупцией следует действовать жестко, смело и решительно. А либерализм - это ржавчина, разъедающая все институты российской государственности. Нужна не декоративная, а реальная политическая воля, которая не позволяла бы коррупции превращаться в раковую опухоль на теле государственного организма. Неотвратимость наказания и его жесткость в сочетании с системой других мер (полная конфискация всех материальных и финансовых активов, показательные процессы, пожизненный запрет занимать государственные должности и т. д.) дают государству возможность нанести удар по коррупции и держать ее на уровне, который не представляет для общества большой опасности и угрозы.
Литература
1. Абалкин Л. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 1994. № 12. С. 4-13.
2. Сенчагов В. Экономическая безопасность России // ЭКО. 2007. № 5. С. 2-20.
3. Вечканов Г. Экономическая безопасность. СПб.: Вектор, 2005. 384 с.
4. Алексей Невельский. Неравенство мешает росту // Ведомости. 2014. 10 декабря.
5. Российская газета. 2014. 28 мая.
6. Константин Гурдин. Кремль банкротит регионы // Аргументы недели. № 19. 28 мая-3 июня. 2015.
7. Евгения Письменная. Уравнять за триллион // Ведомости. 2013. 25 января.
8. Михаил Делягин. Россия. Кризис. Третий срок. // Завтра. Ноябрь. 2011. № 46.
9. Шамиль Султанов. Забытая тайна Советского Союза // Завтра. Сентябрь. 2010. № 37.
10. Российская Федерация сегодня. Декабрь. 2003. № 24.
11. Российская газета. 2006. 7 ноября.
12. Аргументы и факты. 2014. № 44.
13. Известия. 2011. 14 апреля.
14. Советская Россия. 2014. 1марта.
15. Виктор Трушков. Третий орден дадут или все же отправляет в тюрьму? // Правда. 2015. 12 марта.
16. Валерий Зорькин. Конституция против криминала // Российская газета. 2010. 10 декабря.
Harchenko Ivan Semenovich, Candidate of Economic Science, Professor of the Chair of Economic Theory and Entrepreneurship; the South-Russia Institute of Management - branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: lana7757272@mail.ru
Harchenko Lana Ivanovna, Candidate of Economic Science, Associate Professor of the Chair of Economic Theory and Entrepreneurship; the South-Russia Institute of Management - branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: lana7757272@mail.ru
INTERNAL THREATS FOR ECONOMIC SECURITY
Abstract
The article considers an essence of economic security. The most danger threats for economic security, that are lead to national economic degradation and deformation were also highlighted.
Keywords: the socio-economic system, economic security, internal threats to economic security, corruption, drug addiction, terrorism.
References
1. Abalkin A. Jekonomicheskaja bezopasnost' Rossii: ugrozy i ih otrazhenie // Voprosy jekonomiki. 1994. № 12.
S. 4-13.
2. Senchagov V. Jekonomicheskaja bezopasnost' Rossii // JeKO. 2007. № 5. S. 2-20.
3. Vechkanov G. Jekonomicheskaja bezopasnost'. SPb.: Vektor, 2005. 384 s.
4. Aleksej Nevel'skij. Neravenstvo meshaet rostu // Vedomosti. 2014. 10 dekabrja.
5. Rossijskaja gazeta. 2014. 28 maja.
6. Konstantin Gurdin. Kreml' bankrotit regiony // Argumenty nedeli. № 19. 28 maja-3 ijunja. 2015.
7. Evgenija Pis'mennaja. Uravnjat' za trillion // Vedomosti. 2013. 25 janvarja.
8. Mihail Deljagin. Rossija. Krizis. Tretij srok... // Zavtra. Nojabr'. 2011. № 46.
9. Shamil' Sultanov. Zabytaja tajna Sovetskogo Sojuza // Zavtra. Sentjabr'. 2010. № 37.
10. Rossijskaja Federacija segodnja. Dekabr'. 2003. № 24.
11. Rossijskaja gazeta. 2006. 7 nojabrja.
12. Argumenty i fakty, № 44, 2014 g.
13. Izvestija. 2011. 14 aprelja.
14. Sovetskaja Rossija. 2014. 1marta.
15. Viktor Trushkov. Tretij orden dadut ili vse zhe otpravljaet v tjur'mu? // Pravda. 2015. 12 marta.
16. Valerij Zor'kin. Konstitucija protiv kriminala // Rossijskaja gazeta. 2010. 10 dekabrja.
УДК 32
ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕТРАДИЦИОННЫМ УГРОЗАМ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
кандидат экономических наук,
доцент кафедры международных экономических отношений, Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: kurnikov.efim@gmail.com
Аннотация
Информационная безопасность постоянно сталкивается с новыми вызовами из-за широкого распространения устройств для получения несанкционированного доступа к информации, а именно разведывательных беспилотных летательных аппаратов. В статье рассматриваются основные проблемы противодействия этой угрозе и мероприятия, необходимые для ее уменьшения.
Ключевые слова: беспилотный летательный аппарат, БПЛА, информационная безопасность, разведка.
В современных условиях одной из определяющих тенденций глобального социально-экономического развития является широкомасштабное применение цифровых и информационных технологий во всех сферах человеческой деятельности. С одной стороны, этот процесс оказывает благотворное влияние и позволяет намного более эффективно использовать имеющиеся у человечества ресурсы и возможности. С другой стороны, взрывной рост использования цифровых технологий передачи и обработки информации порождает значительное количество критических уязвимостей и «слепых пятен» в активно формирующейся инфраструктуре информационного общества XXI века.
Кроме того, внедрение информационно-коммуникационных технологий приводит к перераспределению возможностей воздействия на окружающий мир как между привычными участниками процессов государственного и корпоративного управления, так и между новыми претендентами на получение властных полномочий, гласных или негласных. Отсутствие необходимости физического доступа
Курников Ефим
Васильевич