Научная статья на тему 'Внутренние ресурсы психологической безопасности личности подростков в условиях интернет-коммуникации'

Внутренние ресурсы психологической безопасности личности подростков в условиях интернет-коммуникации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
625
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ БЕЗОПАСНОСТИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЯ / ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВО / СПОСОБНОСТЬ К САМОУПРАВЛЕНИЮ / САМОКОНТРОЛЬ / SECURITY PSYCHOLOGY / PSYCHOLOGICAL SAFETY / SECURITY OF THE PERSONALITY / INTERNET COMMUNICATION / INTERNET SPACE / SELF-GOVERNMENT ABILITY / SELF-CONTROL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хакимзянов Р. Н.

В данной статье рассматривается актуальная проблема поиска ресурсов психологической безопасности подростков в интернет пространстве. Это связано с повсеместным распространением деструктивного контента. Деструктивный контент, который распространяется посредством интернет-коммуникации оказывает негативное влияние на мировоззрение школьников подросткового возраста и на формирование их поведения. В связи с этим возникает необходимость поиска психологических качеств личности как потенциальных ресурсов, обеспечивающих ее психологическую безопасность в интернет пространстве, как гаранта ее психического и психологического здоровья. Цель исследования: определить ресурсы психологической безопасности подростков в условиях интернет-коммуникации. Результаты исследования вносят вклад в ту часть психологии безопасности, где рассматривается проблема негативного влияния интернет-коммуникации на личность. Полученные данные раскрывают новые ресурсы личности посредством которых повышается уровень психологической безопасности подростков через снижение степени их вовлеченности в интернет-коммуникации. В процессе эмпирического исследования определены ресурсы психологической безопасности личности подростков в условиях интернет-коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNAL RESOURCES OF THE PSYCHOLOGICAL SECURITY OF THE PERSONALITY OF ADOLESCENTS IN THE CONDITIONS OF INTERNET COMMUNICATION

This article considers the actual problem of searching resources of psychological safety of adolescents in the Internet space. It is connected with the ubiquitous distribution of destructive content in the Internet space. Destructive content, distributed through Internet communication, has a negative impact on the worldview of adolescent students as well as on the formation of their behavior in particular. Regarding to it, it becomes necessary to search for the individual psychological qualities as potential resources that ensure psychological security of the personality in the Internet space, in order that these qualities become a guarantor of his or her mental and psychological health in general. Objective: to determine the resources of psychological safety of adolescents in the context of Internet communication. The results of the research contribute to the part of security psychology where the problem of the negative impact of Internet communication on a person is considered. The obtained data reveal the new resources of the personality through that the level of psychological safety of adolescents increases due to a decrease in the extent of their involvement in Internet communications. In the process of empirical research, the resources of the psychological safety of the personality of adolescents in the context of Internet communication are identified.

Текст научной работы на тему «Внутренние ресурсы психологической безопасности личности подростков в условиях интернет-коммуникации»

УДК 159.9

ВНУТРЕННИЕ РЕСУРСЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ

Р.Н. Хакимзянов

Аннотация. В данной статье рассматривается актуальная проблема поиска ресурсов психологической безопасности подростков в интернет пространстве. Это связано с повсеместным распространением деструктивного контента. Деструктивный контент, который распространяется посредством интернет-коммуникации оказывает негативное влияние на мировоззрение школьников подросткового возраста и на формирование их поведения. В связи с этим возникает необходимость поиска психологических качеств личности как потенциальных ресурсов, обеспечивающих ее психологическую безопасность в интернет пространстве, как гаранта ее психического и психологического здоровья. Цель исследования: определить ресурсы психологической безопасности подростков в условиях интернет-коммуникации. Результаты исследования вносят вклад в ту часть психологии безопасности, где рассматривается проблема негативного влияния интернет-коммуникации на личность. Полученные данные раскрывают новые ресурсы личности посредством которых повышается уровень психологической безопасности подростков через снижение степени их вовлеченности в интернет-коммуникации. В процессе эмпирического исследования определены ресурсы психологической безопасности личности подростков в условиях интернет-коммуникации.

Ключевые слова: психология безопасности, психологическая безопасность, безопасность личности, интернет-коммуникация, интернет-пространство, способность к самоуправлению, самоконтроль.

INTERNAL RESOURCES OF THE PSYCHOLOGICAL SECURITY OF THE PERSONALITY OF ADOLESCENTS IN THE CONDITIONS OF INTERNET COMMUNICATION

R. Khakimzyanov

Abstract. This article considers the actual problem of searching resources of psychological safety of adolescents in the Internet space. It is connected with the ubiquitous distribution of destructive content in the Internet space. Destructive content, distributed through Internet communication, has a negative impact on the worldview of adolescent students as well as on the formation of their behavior in particular. Regarding to it, it becomes necessary to search for the individual psychological qualities as potential resources that ensure psychological security of the personality in the Internet space, in order that these qualities become a guarantor of his or her mental and psychological health in general. Objective: to determine the resources of psychological safety of adolescents in the context of Internet communication. The results of the research contribute to the part of security psychology where the problem of the negative impact of Internet communication on a person is considered. The obtained data reveal the new resources of the personality through that the level of psychological safety of adolescents increases due to a decrease in the extent of their involvement in Internet communications. In the process of empirical research, the resources of the psychological safety of the personality of adolescents in the context of Internet communication are identified.

Keywords: security psychology, psychological safety, security of the personality, Internet communication, Internet space, self-government ability, self-control.

Интернет является важной составляющей для современного общества. Средства массовой информации (СМИ) постепенно уходят в сеть, что позволяет им увеличить охват аудитории, множество интернет-ресурсов по запросу пользователя в секунду найдут любую информацию, в сети каждый найдет себе группу общения по интересам, все услуги от доставки еды до получения паспорта можно получить, сидя в интернете. Поколение современных детей с первых лет жизни начинают свое знакомство с интернет-пространством, ведь в нем 24/7 есть абсолютно любая игра, мультфильм и т.д.

С одной стороны это является предметом восхищения, с другой - вызывает страх.

Постоянный «веб-серфинг» приводит к тому, что дети перестают понимать, где реальный и виртуальный мир, таким образом, критичность мышления начинает снижаться. Следовательно, они становятся беспомощными, беззащитными и легко поддаются на уловки мошенников, завлекающих их в различные деструктивные интернет сообщества.

На сегодняшний день понятие «нормы» пребывания в сети установить не возможно, ведь подростки постоянно пользуются различными мессенджерами для взаимодействия не только с друзьями, но и с родителями и учителями.

Следовательно, актуальность исследования определена развивающимися и существующими

условиями, направляющими участников интернет-коммуникаций на вовлечение в деструктивный формат общения, выражающими свое воздействие не только на мировоззрение личности, но и на формирование поведения в частности. Исходя из этого, мы можем подойти к решению проблемы необходимости поиска психологических качеств личности как потенциальных ресурсов, обеспечивающих ее психологическую безопасность в интернет-пространстве, как гаранта ее психического и психологического здоровья в целом.

Цель исследования: установить внутренние ресурсы психологической безопасности подростков в условиях интернет-коммуникации.

Обзор состояния проблемы. Вопросы психологии безопасности общества и личности наиважнейшие для современного мира. Это связано с тем, что под угрозой находится состояние психологической защищенности и психологической безопасности личности.

Термин «психологическая безопасность» разными авторами трактуется по-своему.

«Психологическая безопасность - это самостоятельное измерение в общей системе безопасности; оно представляет собой состояние информационной среды и условия жизнедеятельности общества, не способствующее нарушению психологических предпосылок целостности социальных субъектов,

адаптивности их функционирования и развития» (Т.С. Кабаченко) [6].

«Психологическая безопасность - это состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее

удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее

референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников» (И.А. Баева) [2].

В своих трудах Грачев Г.В. пишет о понятии «информационно-психологическая безопасность»; оно определено как чувство общественной, групповой и индивидуальной защищенности от влияния информационных факторов [4].

Таким образом, психологическую безопасность личности можно определить как способность выстраивать психологический барьер от негативного влияния как интернет-пространства, так и социальной среды.

Исследование психологической безопасности личности имеет исключительное значение для детей, так как в данном возрасте психика неокрепшая и легко поддается любому влиянию.

В связи с этим ученые-исследователи активно ищут определенные механизмы формирования и обучения психологическим защитам от негативного влияния интернета.

Именно поэтому необходимо работать с подростками, родителями и учителями по повышению их уровня компетенций в области психологической безопасности личности.

Методы исследования. Для выделения особенностей подросткового возраста мы опирались на представления А.А. Реан [9]. Для разработки авторской анкеты была использована концепция «Триада психопатий» Ганнушкина П.Б. и Кербикова О.В. [3;7]. Также основой для исследования послужила классификация и представления о сторонах общения по Г.М. Андреевой [1].

Для достижения поставленной цели применялись следующие методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования; методы психодиагностики; методы

статистического анализа данных.

В исследовании использованы следующие методики:

- Тест «Кто Я?» [10];

- Методика ССУ (Н.М. Пейсахова) [8];

- «Диагностика коммуникативной толерантности» [11];

- «Методика диагностики уровня эмпатических способностей» [5];

- Авторский опросник «Степень вовлеченности в интернет-коммуникацию».

Эмпирическую базу исследования составили результаты диагностики школьников, в возрасте 15 - 16 лет, общий объем выборки составил 150 респондентов.

Респонденты были разделены на две группы по показателю «степень вовлеченности в интернет-коммуникацию» при использовании авторского опросника:

Группа 1 - низкая степень вовлеченности в интернет-коммуникацию;

Группа 2 - высокая степень вовлеченности в интернет-коммуникацию.

Результаты и обсуждение. По результатам сравнительного анализа по t-критерию Стьюдента, испытуемые были разделены на две выборки по опроснику «Степень вовлеченности в интернет-коммуникацию», см. рисунок 1:

Группа 1 - низкая степень вовлеченности в интернет-коммуникацию, в нее вошли 79 респондентов.

Группа 2 - высокая степень вовлеченности в интернет-коммуникацию, в нее вошел 71 респондент.

Рисунок 1. - Степень вовлеченности в интернет-коммуникацию у 2-х групп

Статистически значимые различия, полученные по данному опроснику, позволили продолжить интерпретацию результатов исследования.

Для определения ресурсов психологической безопасности подростков результаты исследования подверглись статистическому

сравнению; это позволило установить, что у группы с высокой вовлеченностью в интернет-коммуникацию выражены следующие показатели, см. рисунок 2:

- «Неприятие или непонимание индивидуальности другого человека» (р<0.01);

- «Эмоциональный канал эмпатии» (р<0.05).

Рисунок 2. - Статистическое сравнение исследуемых показателей 1 и 2 групп по ^критерию Стьюдента

Примечание: НЧ - Неприятие или непонимание индивидуальности другого человека; ЭЭ - Эмоциональный канал эмпатии.

В группе с высокой вовлеченностью в интернет-коммуникацию преобладают

непонимание и неприятие индивидуальности другого человека и эмоциональный канал эмпатии. Таким образом, можно сделать вывод, что респонденты принимают только свою индивидуальность, свои идеалы, интересы ставят превыше других, не предоставляя другим возможности проявить себя в общении с ними. Им тяжело найти собеседника в реальном мире, поэтому они переключается на виртуальную среду, где интеракции, по сути, обезличены.

Эмпирическое изучение по 1>критерию Стьюдента показало, что у респондентов группы 1 оно достоверно выше, чем у респондентов группы 2 следующие показатели, см. рисунок 3:

- «Анализ противоречий» (р<0.001);

- «Планирование» (р <0.05);

- «Критерий оценки качества» (р <0.01);

- «Самоконтроль» (р<0.05);

- «Общая способность самоуправления» (р <0.01).

Рисунок 3. - Статистическое сравнение исследуемых показателей 1 и 2 групп по ^критерию Стьюдента Примечание: ОССУ - общая способность к самоуправлению.

И 1 группа ■ 2 группа

Критерий оценки Анализ ОССУ Планирование Самоконтроль

качества противоречий

Таким образом, группа с низкой степенью вовлеченности в интернет-коммуникации отличается от группы с высокой степенью большей способностью к самоуправлению.

Анализ эмпирических данных позволяет заключить, что в группе с низкой вовлеченностью в интернет-коммуникацию более развита способность к самоуправлению. У данной группы достоверно выше практически все показатели из цикла самоуправления по отношению к группе с высокой степенью вовлеченности в интернет-коммуникации. Таким образом, развитая способность к самоуправлению позволяет подростку смотреть на различные явления с позиции, учитывающей все плюсы и минусы, тем самым определяющий лучший вариант действий и оценивающий всевозможные риски. Следовательно, данные показатели являются ресурсами для формирования психологической безопасности подростков, так как они более развиты у лиц с низкой степенью вовлеченности в интернет-коммуникации.

Полученные в ходе диагностического исследования результаты прошли процедуру вычисления коэффициентов корреляции.

Корреляционный анализ позволил определить показатели, способствующие снижению степени вовлеченности в интернет-коммуникации, см. рисунок 3. Это все показатели методики «способность к самоуправлению». Итак, для снижения степени вовлеченности в интернет-коммуникацию необходимо развивать у

респондентов умение анализировать

противоречия при возникновении спорной ситуации как в жизни, так и во взаимоотношениях, взвешивать свои слова и понимать, что за определенными поступками последует определенный результат. Также нужно формировать у подростков способность оценивать качество выполненной работы, это поможет здраво оценивать ситуации, возникающие во взаимоотношениях, и приведет к понижению уровня вовлеченности в интернет-коммуникацию. Развитие общего самоконтроля поможет не допускать конфликтных ситуаций при взаимодействии с реальными людьми, и, вследствие этого, подросток не будет уходить в интернет-коммуникацию. Также стоит меньше использовать себя в качестве эталона при оценке образа мыслей и действий других людей, здесь нужно развивать понимание того, что нет идеальных людей, и каждый имеет право на ошибки, и это будет способствовать снижению степени вовлеченности в интернет-коммуникацию.

Выводы:

1. В понятие «психологическая безопасность личности» входит несколько факторов. Некоторые особенности интернет-коммуникации ставят под угрозу психологическую безопасность личности. Психологическая безопасность личности особенно важна в подростковом возрасте из-за наибольшей уязвимости психики.

Рисунок 3. - Показатели психологической безопасности личности подростков в условиях интернет-коммуникации

Примечание: АП - анализ противоречий; ОК - критерий оценки качества; ССУ - способность к самоуправлению; Э - использование себя в качестве эталона; С - самоконтроль. Прерывистая линия -обратная корреляционная связь (р<0,01).

2. Корреляционный анализ для общей выборки испытуемых показал, что с уровнем вовлеченности в интернет-коммуникацию обратно взаимосвязаны следующие показатели: анализ противоречий; критерий оценки качества; способность к самоуправлению; использование себя в качестве эталона; самоконтроль.

3. На основе сравнительного и корреляционного анализов установлено, что внутренними ресурсами психологической безопасности подростков в условиях интернет-коммуникации являются:

- способность к самоуправлению, т.е. способность самостоятельно управлять формами своей активности (деятельностью, общением, переживаниями и поведением);

- способность к планированию, т.е. когнитивная способность без чьей-либо помощи создавать модель, план по достижению своих целей;

- способность анализировать противоречия -умение создавать субъективную модель жизненной ситуации, в которой находится человек;

- самоконтроль - способность субъекта собирать информацию о ходе выполнения субъективного плана в деятельности, общении и поведении.

Заключение. Полученные в ходе эмпирического исследования результаты необходимо внедрить в психологические службы образовательных организаций, центры социально-психологической помощи населению для формирования у психологов компетенций по психологической безопасности личности школьников подросткового возраста.

Психологи, работающие в центрах социально-психологической помощи населению и психологической службе образовательных учреждений, имеют возможность применять батарею методик данного психодиагностического

исследования вовлеченности коммуникацию. Полученные

для выявления подростков в

результаты

степени интернет-

статистического

анализа показателей психологической безопасности школьников подросткового возраста позволяют снижать степень

вовлеченности подростков в интернет-коммуникацию.

Предметом дальнейшего исследования может стать разработка и апробация технологии психолого-педагогического сопровождения

учащихся с целью формирования их инновационного потенциала, который позволит

противостоять агрессивным способам вовлечения в интернет-коммуникацию. Дальнейшие перспективы определяются необходимостью изучения ресурсов психологической

безопасности личности на представителях различных возрастов и сфер профессиональной детальности.

Литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для вузов / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 376 с.

2. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: монография / И.А. Баева. - СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2002. - 271 с.

3. Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика / П.Б. Ганнушкин. -М.: «Север», 1933. - 143 с.

4. Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты / Г.В. Грачев. - М.: Изд-во РАГС, 1998. - 125 с.

5. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2015. - 592 с.

6. Кабаченко Т.С. Психология управления: учебное пособие / Т.С. Кабаченко. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 384 с.

7. Кербиков О.В. К учению о динамике психопатии / О.В. Кербиков // Проблемы судебной психиатрии; под ред. Г.В. Морозова. - М.: Госюриздат, 1961. - С. 5-30.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Пейсахов Н.М. Практическая психология / Н.М. Пейсахов, М.Н. Шевцов. - Казань: Издательство Казанского университета, 1991. - 120 с.

9. Реан А.А. Социальная педагогическая психология: учебное пособие / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. - СПб.: ЗАО «Питер», 1999. - 416 с.

10. Румянцева Т.В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре: учебное пособие / Т.В. Румянцева. - СПб.: Речь, 2006. -С. 82-103.

11. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М. Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 490 с.

Сведения об авторе:

Хакимзянов Руслан Наильевич (г. Казань, Россия), кандидат психологических наук, старший научный сотрудник ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», старший преподаватель кафедры психологии личности Института психологии и образования Казанского федерального университета, e-mail: [email protected]

Data about the author:

R. Khakimzyanov (Kazan, Russia), Candidate of Psychological Sciences, leading scientific researcher "Institute of pedagogy, psychology and social problems", senior lecturer of the Department of personality psychology, Institute of psychology and education, Kazan federal university, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.