Научная статья на тему 'ВНОВЬ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА ПРИМЕРЕ ЗАИКАНИЯ'

ВНОВЬ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА ПРИМЕРЕ ЗАИКАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЗАИКАНИЕ / ЛИНГВОПЕДАГОГИКА / СТУДЕНТЫ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / FOREIGN LANGUAGE / INCLUSIVE EDUCATION / STUTTER / LINGUISTIC PEDAGOGICS / STUDENTS WITH DISABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кокорина Елена Анатольевна

Рассмотрены особенности обучения иностранному языку студентов с ограниченными возможностями здоровья (заиканием). Описан потенциал обучения иностранному языку в инклюзивном вузе, повышению которого должно способствовать использование инструментария лингвопедагогики. Охарактеризованы возможности применения лингвопедагогического подхода в обучении иностранному языку студентов с нарушением речевой деятельности (заиканием).Article is devoted to a research of features of training in a foreign language of students with limited opportunities of health (stutter). Potential of training in a foreign language in inclusive university which increase will be promoted presumably by linguistic pedagogics tools is reasonable. The possibilities of applying the linguistic-pedagogical approach in teaching a foreign language to students with impaired speech activity (stuttering) are described.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кокорина Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВНОВЬ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА ПРИМЕРЕ ЗАИКАНИЯ»

ПСИХОЛОГИЯ

Р01: 10.25586ЖМи.НЕТ.19.10.Р.71

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 37.04+811.11

Е.А. Кокорина,

Российский новый университет

Вновь об особенностях обучения иностранному языку студентов с ограниченными возможностями здоровья на примере заикания

Высшее образование лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) стало практиковаться в нашей стране в 30-е годы прошлого века, когда были созданы специальные группы для глухих студентов в Московском высшем техническом училище (ныне - Московском государственном техническом университете) им. Н.Э. Баумана. В1990-е годы эта категория студентов обучалась в Московском институте-интернате для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ныне - Московский государственный гуманитарно-экономический институт) и в Институте социальной реабилитации Новосибирского государственного технического университета. Этот опыт себя полностью оправдал. Более того, он подтвердил заинтересованность общества и государства в развитии высшего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В последние годы наметился значительный прогресс в научном понимании возможностей, средств и методов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в высших и средних учебных заведениях. Опыт реализации специальных программ обучения этой категории студентов в отдельных учебных группах с возможной последующей интеграцией их в группы здоровых студентов накоп-

© Кокорина Е.А., 2019

лен в Московском государственном техническом университете им. Н.Э. Баумана, Московском городском педагогическом университете, Московском государственном психолого-педагогическом университете, Московском государственном гуманитарно-экономическом университете, Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена, Российском новом университете. Это позволяет с уверенностью говорить о потенциале лиц с ограниченными возможностями здоровья в области

Российский новый университет

получения профессионального образования и их готовности к включению в социальную и экономическую жизнь наравне со здоровыми гражданами.

Тем не менее остается нерешенным широкий спектр проблем, касающихся развития непосредственно инклюзивной образовательной среды. Назовем только наиболее важные из них:

• обеспечение непрерывности и преемственности образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;

ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА КОКОРИНА

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков Российского нового университета. Сфера научных интересов: сравнительное языкознание (германская группа языков), методика преподавания иностранного языка. Автор 22 опубликованных научных работ. Электронная почта: prepodavatel00@mail.ru

Рассмотрены особенности обучения иностранному языку студентов с ограниченными возможностями здоровья (заиканием). Описан потенциал обучения иностранному языку в инклюзивном вузе, повышению которого должно способствовать использование инструментария лингвопедагогики. Охарактеризованы возможности применения лингвопедагогического подхода в обучении иностранному языку студентов с нарушением речевой деятельности (заиканием).

Ключевые слова: иностранный язык, инклюзивное образование, заикание, лингво-педагогика, студенты с ограниченными возможностями здоровья.

Article is devoted to a research of features of training in a foreign language of students with limited opportunities of health (stutter). Potential of training in a foreign language in inclusive university which increase will be promoted presumably by linguistic pedagogics tools is reasonable. The possibilities of applying the linguistic-pedagogical approach in teaching a foreign language to students with impaired speech activity (stuttering) are described.

Key words: foreign language, inclusive education, stutter, linguistic pedagogics, students with disabilities.

• подготовка педагогов для работы в условиях инклюзивного образования и сопровождение учебы инвалидов;

• развитие возможностей образовательных кластеров по обучению и социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья;

• разработка адаптивных образовательных программ и программ внеаудиторской деятельности [4, с. 61].

Рекомендации по разработке адаптивных программ профессионального образования лиц с ОВЗ приведены в письме Минобрнауки России «О разработке и внедрении специальных программ профессионального образования» [10]. При-подготовке таких программ необходимо обеспечивать выбор методов обучения, обусловленный в каждом отдельном случае его целями, уровнем имеющихся у обучающихся знаний, умений, навыков, квалификацией педагогов, состоянием методического и материально-технического обеспечения, особенностями восприятия информации обучающимися.

По мнению исследователей, обучение иностранным языкам спо-

собствует коммуникативно-психологической адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья к новому языковому миру, «преодолению в дальнейшем психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства коммуникации, приобщает их к новому социальному опыту посредством расширения проигрываемых социальных ролей, приближенных к реальной жизни в ситуациях бытового и межличностного общения в студенческой среде, формирует у учащихся готовность и способность к общению на иностранном языке с учетом их речевых возможностей и потребностей» [1, с. 5]. В то же время, как отмечают И.А. Киреева, В.С. Джабраилова, М.П. Фомичева, в современном инклюзивном образовании преобладает традиционный подход к обучению иностранным языкам студентов с ОВЗ, недостатками которого являются:

• неэффективность различных видов учебной деятельности;

• игнорирование возможностей информационно-технологического обеспечения педагогического процесса, интенсификации процессов обучения, интерактивности;

• замедленная обратная связь и пр. [7, с. 401].

А.В. Герасимов среди основных препятствий, встретившихся в процессе разработки методологии обучения студентов с ОВЗ иностранным языкам, называет ярко выраженную неравномерность и специфичность развития их психических функций (речь идет о неразвитости подхода к разноуровневому обучению [11]), в частности речевой функции. Л.Н. Осикова, О.П. Алексеева отмечают сложности их социально-эмоционального взаимодействия со здоровыми сокурсниками, потребность в специальной организации образовательного пространства вуза, необходимость использования специальных приемов и методов обучения и пр. [3].

Представляется целесообразным говорить о целом комплексе трудностей - и не только социально-эмоционального взаимодействия, но и тех, которые возникают при реализации основных принципов усвоения иностранного языка и индивидуализированных стратегий обучения иностранному языку. Именно эти трудности являются главной психолингвистической особенностью обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья. Когда же эти трудности удается преодолевать, обучение иностранному языку студентов с ограниченными возможостями здоровья отвечает не только их коммуникативным и когнитивным ожиданиям, но и личностным, позволяет преподавателю использовать индивидуальные стили и стратегии обучения с учетом личных интересов и жизненных потребностей обучающихся [8, с. 186].

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования третьего поколения направлен на решение задачи воспитания и обучения человека, способного не только ориентироваться в жизни, но и влиять на нее с учетом собственных интересов. Как отмечает Н.П. Невзорова, большое значение при этом имеет реализа-

ция предусмотренного стандартом компетентностного подхода, ориентированного на подготовку конкурентоспособных специалистов [9, с. 11]. Конечно, применительно к категории учащихся с ограниченными возможностями здоровья эта задача должна решаться с учетом специфики обучающихся. Так, федеральный стандарт указывает на необходимость обеспечения для лиц с особыми образовательными потребностями:

• доступности различных форм обучения, в том числе приема-передачи информации при использовании электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;

• возможностей обучения по индивидуальному учебному плану;

• увеличения по желанию учащихся срока получения образования до года.

Требуемая для получения качественного образования и удовлетворения образовательных потребностей лиц с ОВЗ индивидуализация обучения отнюдь не исчерпывается поиском доступных форм обучения и пролонгацией сроков обучения.

На нынешнем этапе развития высшего образования очевидна необходимость внедрения инновационных подходов и методик для обучения студентов с заиканием. Как справедливо замечает И.В. Усольцева, особое значение в данном случае имеют междисциплинарные исследования, в которых отражена тенденция к интеграции знаний в современной науке [13, с. 168]. Наиболее явно этот тренд выражается в прикладной сфере профессионального образования, где, по мнению А.Н. Яковлевой, «взаимодействуют психические, педагогические, социокультурные, социально-политические, экономические <..> факторы профессиональной подготовки»[15, с. 126].

Примечательным примером интеграции образовательных и воспитательных задач является обучение

студентов иностранным языкам, предполагающее формирование общекультурной иноязычной компетенции, в которую входят когнитивная, коммуникативная, межкультурная, компенсаторная и дискурсивная составляющие. С точки зрения З.Х. Шафикова, подобная совокупность представляет собой «органичный синтез предметной образовательной задачи овладения студентом способностью к иноязычной компетенции с педагогическими задачами обеспечения его выхода на должный уровень личностного развития и овладения социокультурной компетенцией для успешного межличностного и межкультурного взаимодействия» [14, с. 82].

Следует учитывать, что иностранный язык в силу междисциплинарного характера и многообразного содержания дидактических материалов способствует формированию и развитию не только социокультурной и коммуникативной компетенций, но и профессиональных компетенций будущего специалиста, а также становлению мировоззрения, отражающего дух времени. Успешное овладение иноязычной компетенцией требует совокупности умений, ценностного отношения и мотивации, поэтому иностранный язык можно охарактеризовать как приоритетный фактор активизации мыслительных процессов учащихся. Эти и другие аспекты превращают иностранный язык в эффективный инструмент интеллектуального, личностного и профессионального развития студента с нарушением речевого развития (заиканием), его успешной интеграции в социум.

Богатый развивающий потенциал иностранного языка не может быть реализован в полной мере без опоры на лучшие педагогические практики и теоретико-методологические разработки. Особого внимания среди них заслуживают достижения лингвопедагогики. Как известно, эта наука тесно вза-

имодействует не только с лингвистикой, но и с лингвопсихологи-ей, отражающей психологические и психолингвистические аспекты интерпретации речевой деятельности [5, с. 7]. По мнению А.Н. Яковлевой, «общность лингвопедагогики, педагогической психологии и психологии развития связана с фактически единственным объектом изучения, хотя каждая из данных наук реализует свои собственные подходы к нему» [15, с. 127]. Автор делает акцент на перспективности изучения в данном ключе проблем развития личности, в частности лиц с особыми адаптивными возможностями, изучающими иностранный язык.

Лингвопедагогический подход к обучению студентов с нарушением речевой деятельности (заиканием) иностранному языку в недостаточной степени разработан, тем не менее уже определены некоторые сложности, возникающие при его реализации применительно к учащимся с различными формами ОВЗ. Так, О.Н. Артеменко и КА. Хомуха отмечают проблему адаптации учащихся к парной и групповой формам работы при формировании речевых умений и навыков [2].

Студенты с аутизмом склонны к многократному повторению определенных слов, часто проявляющемуся как феномен эхолалии - неконтролируемое автоматическое повторение слов, услышанных в чужой речи. Однако в научной литературе проявление эхолалии трактуется положительно и сигнализирует о развитии коммуникации у субъекта. Таким образом, многократное повторение определенных слов можно использовать в аудировании при реализации классического лингвопедагогического метода -дриллинга, когда акцент ставится на устном повторении лексических и грамматических конструкций (структур) [6, с. 28]. На результативность метода влияют также различные подходы к мотивации студентов с заиканием, например педагогическая поддержка.

И.М. Румянцева подчеркивает значительные успехи в применении лингвопедагогического подхода в обучении иностранным языкам студентов с дефектами речи, в частности с заиканием [12]. Исследовательница отмечает, что сильное заикание можно в той или иной степени преодолеть с помощью упражнений на пропевание слов и фраз. Данная психофизиологическая особенность активно используется в инклюзивном образовании для вовлечения учащихся в такие формы работы, как групповое исполнение учебных песен, например, в целях отработки употребления различных форм глагола. Положительное значение также имеет использование элементов личностно ориентированных технологий - диало-го-дискурсивных, проблемно-эв-

ристических - с применением интерактивных технологий и др.

А.Н. Яковлева по итогам опытного исследования делает акцент на игровых методах обучения, когда особое внимание уделяется творческому самовыражению студентов с заиканием. Положительный эффект от их использования усиливается во внеурочной деятельности, например, при подготовке проектов, презентаций и др., что также способствует развитию способностей включения в «процессы самообучения, саморазвития и самоорганизации <..> в условиях иноязычного образования» [15, с. 127]. Конечно, подобные лингвопедаго-гические приемы будут стимулировать развитие коммуникативных навыков, творческой активности, самоорганизации, а также воспи-

тание характера учащихся с особыми образовательными потребностями, что чрезвычайно важно для их будущей профессиональной деятельности.

Реализация различных лингвопе-дагогических инструментов и методов обучения иностранным языкам студентов с ограниченными возможностями здоровья должна занять особое место в педагогической практике инклюзивного высшего образования, так как одной из приоритетных задач приобщения к иноязычной культуре на занятиях по иностранному языку является развитие гармоничной личности, объединяющей в себе уважение к чужому этническому опыту и способность передавать лучшее из собственного национального характера и менталитета.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анохина С.О., Попова С.Г., Чернова И.Г. Обучение иностранному языку слабослышащих обучающихся в инклюзивной группе в системе среднего профессионального образования // Сб. мат. Всероссийского совещания «Инклюзивное профессиональное образование / под ред. Т.Ю. Макаровой. М.: НИИ, 2018. С. 4-10.

2. Артеменко О.Н., Хомуха К. Особенности речевых нарушений у детей с аутизмом // Материалы V Междунар. студенческой научной конф. «Студенческий научный форум». 2013. URL: https://scienceforum.ru/2013/article/2013007953 (дата обращения: 16.07.2019).

3. Герасимов А.В. Профессиональная ориентация инвалидов в условиях многоуровневого образования: теория и практика. М., 2017. 451 с.

4. Денисова О.А., Леханова О.Л. Состояние и проблемы профессионального образования инвалидов // Инклюзивное образование в вузе: комплект учебно-методических материалов программы курсов повышения квалификации сотрудников образовательных организаций высшего образования, расположенных на территории Северо-Западного федерального округа / сост. О.Л. Леханова; под ред. О.А. Денисовой. Череповец: Изд-во Череповецкого гос. ун-та, 2017. 260 с.

5. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности: монография. Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Модэк, 2001. 429 с.

6. Ивасюк О.С., ШавкуноваЛ.В. Применение техники дриллинга при обучении ведению радиотелефонной связи на английском языке // Современные технологии обучения иностранным языкам: междунар. научн-практич. конф.: сборник научн. трудов / отв. ред. Н.С. Шарафутдинова. Ульяновск: Изд-во Ульяновского гос. технического ун-та, 2011. 200 с.

7. Киреева И.А., Джабраилова В.С., Фомичева М.П. Лингводидактический потенциал электронных средств учебного назначения при обучении иностранным языкам в инклюзивном образовании // Концепт. 2018. № 6. С. 400-410.

8. Кокорина Е.А. Психолингвистика овладения английским языком // Вестник Российского нового университета. Сер.: Человек в современном мире. 2018. № 1. С. 167-174.

9. Невзорова Н.П. Формирование общих компетенций в процессе обучения студентов СПО иностранному языку // Наука, образование, общество: актуальные вопросы и перспективы развития: сб. научных трудов по материалам Междунар. науч.-практ. конф. (30 мая 2015 г.): в 3 ч. Ч. III. М.: АР-Консалт, 2015. С. 11-12.

10. О разработке и внедрении специальных программ профессионального образования: письмо Минобрнауки России от 26 марта 2014 г. № МОН-П-1159. URL: https://www.rea.ru/ru/org/branches/minsk/Documents/%D0%A2%D1%80%D0%B5%D0 %B1%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%9E%D0%9F%D0%9E%D0%9F%20(%D0%BE%D1%82%20 26.03.2014).pdf (дата обращения: 16.07.2019).

11. Осикова Л.Н., Алексеева О.П. Разноуровневое обучение иностранному языку в академической группе университета инклюзивного высшего образования // Педагогический журнал. 2018. Т. 8, № 2А. С. 238-255.

12. Румянцева И.М. Психология речи и лингвопедагогическая психология. М.: Пер Сэ, Логос, 2004. 320 с.

13. Усольцева И.В. Междисциплинарные исследования: «точка роста» или недостижимый идеал психологии? // Человек, субъект, личность в современной психологии: материалы междунар. конф., посвященной 80-летию А.В. Брушлинско-го. Т. I. М.: Институт психологии РАН, 2013. С. 168-170.

14. Шафикова З.Х. О применении лингвопедагогического подхода к обучению и воспитанию студентов с ОВЗ в условиях инклюзивного профессионального образования / З.Х. Шафикова, Г.Х. Зиганшина // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 8 (50). Ч. 5. С. 80-84.

15. Яковлева А.Н. Лингвопедагогика как проблема междисциплинарного исследования // Образование и наука. 2012. № 7 (96). С. 125-134.

LITERATURA

1. Anoxina S.O., Popova S.G., Chernova I.G. Obuchenie inostrannomu yazy'ku slabosly'shashhix obuchayushhixsya v inklyuzivnoj gruppe v sisteme srednego professional'nogo obrazovaniya // Sb. mat. Vserossijskogo soveshhaniya «Inklyuzivnoe professional'noe obrazovanie / pod red. T.Yu. Makarovoj. M.: NII, 2018. S. 4-10.

2. Artemenko O.N., Xomuxa K. Osobennosti rechevy'x narushenij u detej s autizmom // Materialy' V Mezhdunar. studencheskoj nauchnoj konf. «Studencheskij nauchny'j forum». 2013. URL: https://scienceforum.ru/2013/article/2013007953 (data obrashheniya: 16.07.2019).

3. GerasimovA.V. Professional'naya orientaciya invalidov v usloviyax mnogourovnevogo obrazovaniya: teoriya i praktika. M., 2017. 451 s.

4. Denisova O.A., Lexanova O.L. Sostoyanie i problemy' professional'nogo obrazovaniya invalidov // Inklyuzivnoe obrazovanie v vuze: komplekt uchebno-metodicheskix materialov programmy' kursov povy'sheniya kvalifikacii sotrudnikov obrazovatel'ny'x organizacij vy'sshego obrazovaniya, raspolozhenny'x na territorii Severo-Zapadnogo federal'nogo okruga / Sost. O.L. Lexanova; pod red. O.A. Denisovoj. Cherepovecz: Izd-vo Cherepoveczkogo gos. un-ta, 2017. 260 s.

5. Zimnyaya I.A. Lingvopsixologiya rechevoj deyatel'nosti: monografiya; Ros. akad. obrazovaniya, Mosk. psixol.-socz. in-t. M.: Izd-vo Moskovskogo psixologo-social'nogo instituta; Voronezh: Mode'k, 2001. 429 s.

6. Ivasyuk O.S., Shavkunova L.V. Primenenie texniki drillinga pri obuchenii vedeniyu radiotelefonnoj svyazi na anglijskom yazy'ke // Sovremenny'e texnologii obucheniya inostranny'm yazy'kam: mezhdunar. nauchn-praktich. konf.: sbornik nauchn. trudov / otv. red. N.S. Sharafutdinova. Ul'yanovsk: Izd-vo Ul'yanovskogo gos. texnicheskogo un-ta, 2011. 200 s.

7. Kireeva I.A., Dzhabrailova V.S., Fomicheva M.P. Lingvodidakticheskij potencial e'lektronny'x sredstv uchebnogo naznacheniya pri obuchenii inostranny'm yazy'kam v inklyuzivnom obrazovanii // Koncept. 2018. № 6. S. 400-410.

8. Kokorina E.A. Psixolingvistika ovladeniya anglijskim yazy'kom // Vestnik Rossijskogo novogo universiteta. Seriya: Chelovek v sovremennom mire. 2018. № 1. S. 167-174.

9. Nevzorova N.P. Formirovanie obshhix kompetencij v processe obucheniya studentov SPO inostrannomu yazy'ku // Nauka, obrazovanie, obshhestvo: aktual'ny'e voprosy' i perspektivy' razvitiya: sb. nauchny'x trudov po materialam Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (30 maya 2015 g.): v 3 ch. Ch. III. M.: AR-Konsalt, 2015. S. 11-12.

10. O razrabotke i vnedrenii special'ny'x programm professional'nogo obrazovaniya: pis'mo Minobrnauki Rossii ot 26 marta 2014 g. № MON-P-1159 URL: https://www.rea.ru/ru/org/branches/minsk/Documents/%D0%A2%D1%80%D0%B5%D0%B1 %D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%9E%D0%9F%D0%9E%D0%9F%20(%D0%BE%D1%82%20 26.03.2014).pdf (data obrashheniya: 16.07.2019).

11. Osikova L.N., Alekseeva O.P. Raznourovnevoe obuchenie inostrannomu yazy'ku v akademicheskoj gruppe universiteta inklyuzivnogo vy'sshego obrazovaniya // Pedagogicheskij zhurnal. 2018. T. 8, № 2A. S. 238-255.

12. Rumyanceva I.M. Psixologiya rechi i lingvopedagogicheskaya psixologiya. M.: Per Se', Logos, 2004. 320 s.

13. Usol'ceva I.V. Mezhdisciplinarny'e issledovaniya: «tochka rosta» ili nedostizhimy'j ideal psixologii? // Chelovek, sub''ekt, lichnost' v sovremennoj psixologii: materialy' mezhdunar. konf., posvyashhennoj 80-letiyu A.V. Brushlinskogo. T.I. M.: Institut psixologii RAN, 2013. S. 168-170.

14. Shafikova Z.X. O primenenii lingvopedagogicheskogo podxoda k obucheniyu i vospitaniyu studentov s OVZ v usloviyax inklyuzivnogo professional'nogo obrazovaniya / Z.X. Shafikova, G.X. Ziganshina // Mezhdunarodny'j nauchno-issledovatel'skij zhurnal. 2016. № 8 (50). Ch. 5. S. 80-84.

15. Yakovleva A.N. Lingvopedagogika kak problema mezhdisciplinarnogo issledovaniya // Obrazovanie i nauka. 2012. № 7 (96). S. 125-134.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.