Психологические науки
УДК 159.9
ВНОВЬ О ВОЗНИКНОВЕНИИ И РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ 6 Т.Н. Попов
Медицинский университет Софии
Аннотация. Автор обсуждает вопрос о генезисе и развитии человеческих способностей на основе анализа и сопоставления теоретических воззрений ряда отечественных (болгарских) и зарубежных исследователей.
Ключевые слова: способности, условия развития, социальная среда, личная мотивация.
AGAIN ABOUT THE ORIGIN AND DEVELOPMENT OF HUMAN ABILITIES T.N. Popov
Medical University of Sofia
Abstract: The author discusses the genesis and development of human capacities based on the analysis and comparison of theoretical views of a number of local (Bulgarian) and foreign researchers.
Keywords: abilities, conditions of development, social media, personal motivation.
Вопросы о возникновении, развитии и важности способностей давно волновали научную мысль специалистов разных областей научного знания. Бесспорно то, что их существование является, если не обязательным, то определяющим фактором при формировании человеческой
6 Материал представил к.пс.н., профессор РАЕ Л.Ф. Чупров (Черногорск, Россия). Рецензент: к.пс.н., профессор О.А. Белобрыкина (Новосибирск, Россия).
личности, ее развития, профессиональной ориентации и утверждения как личности в публичном пространстве.
Нет спора и по вопросу о том, что человек не рождается с уже сформированными способностями, а лишь с определенными установками, талантами и наклонностями, которые при определенных действиях и соответствующих направлениях, «заботе», моделировании и обязательном участии определенных субъектов (родителей, педагогов и др.), развиваются и формируются до уровня соответствующих способностей. Спорными все еще в науке считаются вопросы точной формулировки возможностей, их классификации, позиционирования, взаимосвязи и т.д. Все это провоцирует нас к новым размышлениям для дальнейшего обсуждения этого очень актуального вопроса.
Впервые вопрос о способностях обсуждался в различных работах британского психолога Фрэнсиса Гальтона (1822-1911). Именно в них был заложен фундамент для экспериментального и статистического изучения различий между людьми. Автор считает, что возможности появляются в основном в результате наследственности, а не под влиянием окружающей среды. Нечто, что многие другие авторы оспаривают, особенно в наши дни.
Как уже отмечалось, для определения того, что является «способностью», существует широкий выбор мнений авторов. Одни настаивают на одних, другие - на других определениях, во многих случаях даже диаметрально противоположных.
Но как неоспоримые параметры определяются те, которые характеризуют способности как индивидуально-психологические характеристики личности, выражающие ее готовность освоить определенные виды деятельности, совершенствовать, эффективно функционировать и выполнять в случае возникновения (сложных) ситуаций [12, С. 463; 2, С. 443-444].
Очень точное и исчерпывающее определение сущности способностей дает большой болгарский ученый проф. Л. Десев, который утверждает, что способности - это «... ансамбль природных и социально-обусловленных индивидуальных и относительно устойчивых особенностей или свойств, которые отличают одного человека от другого, обеспечивая ему условия для успеха и высокий качественно-количественных достижений в одной или нескольких видах деятельности, показывая различия в динамике овладения необходимых для работы знаний и навыков» [5, С. 175-176]. В том же направлении дают определения некоторые другие российские и болгарские авторы: акад. Борис Теплов, акад. Борис Ананьев, проф. Генчо Пирьов, проф. Трифон Трифонов.
Согласно российским психологам, способность обычно проявляется в процессе овладения деятельностью, когда становится видно, в какой степени при существующих равных условиях конкретный человек быстрее, проще и точнее усваивает определенные методы организации и осуществления деятельности (там же).
Можно определить следующие характеристики природы способностей:
• Они являются индивидуально-психологическими характеристиками личности;
• Развиваются в онтогенезе на основе определенных наследственных и врожденных условий и талантов;
• Способности являются устойчивыми характеристиками личности, но имеют пластичный и динамичный характер в зависимости от активности человека и его образовательных возможностей;
• Каждая способность представляет собой сложную структурную систему, включающую в себя различные особенности личности;
• Каждая способность является условием для выполнения определенной деятельности, но она развивается и при самой деятельности [10; 11].
КЛАССИФИКАЦИЯ СПОСОБНОСТЕЙ
Насколько различны определения способностей, настолько и различна их классификация.
Согласно проф. Трифону Трифонову, «... классификация способностей быть построена, исходя из видов деятельности и переходя к компонентам психики, и именно к тем из них, которые входят и создают структуру различных способностей» [16, С. 219]. Это требование показывает связь между общими и специальными способностями. Было доказано, что специальные способности развиваются позже общих на их основе, т. е. находятся в тесной связи и зависимости от познавательных психических процессов и их свойств.
Принято считать, что способности бывают ОБЩИЕ (интеллектуальные) и СПЕЦИАЛЬНЫЕ - в определенной конкретной области.
Выявлены следующие виды способностей: эстетические - в области искусства (музыка, живопись, литература, балет, исполнительские искусства и т.д.); моторные, умственные, организационные, коммуникативные, пространственные, кинестатичные (двигательные) и т.д. [16].
Структура способностей сложна. Она включает в себя различные психические качества и свойства. Некоторые из них имеют большое значение, в то время как другие -второстепенное.
По вопросу о классификации возможностей существуют многочисленные исследования и публикации российских ученых. Они дают много различных классификаций.
Согласно одной из них, в общем плане, способности делятся на две группы: общие - те, которые проявляются при большинстве деятельностей и имеют более общий характер,
например умственные и физические, а также способностью к обучению. Вторая группа - это специальные способности, в частности:
• технические, оперативные;
• педагогические;
• управленческие;
• музыкальные;
• литературные;
• математические [2, С. 442].
Классификацию возможностей можно осуществить в соответствии с этими критериями, а именно:
1. сенсомоторные;
2. перцептивные;
3. мнемические;
4. имагинативные;
5. мыслительные;
6. коммуникативные (там же).
Изучая, в принципе, математические способности, проф. Вадим Крутецкий рассматривает способности как систему индивидуальных особенностей в ходе психологических процессов (внимание, воображение, восприятие, мышление, память) и тех, которые характеризуются как личностно-ориентированные образования отношений и эмоционально-волевые элементы.
Определителем классификации возможностей может быть одна или другая предметная область, например:
• Научная (гуманитарная, языковая, математическая);
• Инженерная;
• Творческая (литературная, музыкальная, художественная) [2].
РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ
Вопросы развития и формирования способностей по-прежнему остаются спорными и не полностью
установленными. Продолжается активная работа по определению механизмов этих процессов.
Тем не менее, уже есть определенные выводы и постулаты, некоторые из которых принимаются безоговорочно.
Любая способность развиваться под влиянием определенных факторов. Одним из них является наследственность, которая бывает: биологической с соответствующим генофондом (т. наз. генотип) и социальная - с личным фондом (фенотип). Некоторые авторы пишут о так называемой «космической» или «внеземной наследственности, который в свою очередь обеспечивает основной фонд для развертывания первичных движений, например, рождение одаренных детей в годы с умеренной солнечной активностью (согласно Ивану Керековскому).
Особенно важную роль в развитии способностей играет социальная среда. Она бывает: макросредой - социальные, экономические, политические, культурные и т.п. условия жизни общества и нации; и микросредой - самое близкое окружение, такое как семья, школа, детский сад, друзья, рабочая группа и т.п., в которых индивид вступает в непосредственный контакт с товарищами и строит свою личность. Именно в микросреде еще в раннем возрасте ребенок проявляет разные задатки и предпочтения, а также склонности, которые отличают его от других детей. Эти задатки являются условием для развития определенных способностей, т.к. анатомические и физиологические условий, в которых человек рождается, не всегда связаны с наследственностью.
Говоря о ранних признаках одаренности, Л. Терман подчеркивает, что большую роль в развитии способностей играют природные возможности, а не ранняя специализация.
Задатки, однако, не могут развиться до уровня способностей, если индивид не осуществляет определенной
деятельности. Только, если демонстрирует определенную склонность к одной или другой деятельности.
При условии соответствующей деятельности (познавательной, профессиональной, спортивной,
изобразительной и т.д.) и усваивая определенные навыки, привычки и знания, ребенок постепенно развивает свои задатки до уровня способностей. Это показывает и важную роль образования и обучения в развитии различных способностей.
Проблему способностей нельзя рассматриваться в отрыве от развития личности, потому что они взаимно определяются.
И как отмечает проф. Анастасия Атанасова, все больше преобладает мнение, что личность является своего рода «организатором» развития и использования своих способностей. Связь между ними взаимная и двухсторонняя (способности являются одним из компонентов личности) [1]
Уровень развития личности является необходимым условием для развития ее способностей. С одной стороны -развитие способностей влияет на общий облик человека, на его стремления, на поведение, на отношение к окружающей действительности, на творчество.
Российские ученые А.Г. Ковалев и В.И. Мясищев подчеркивают, что « способности связаны с особенностями личности в целом и ее деятельностью» [8, С. 93].
Формирование способностей неразрывно связано с общим умственным и личностным развитием ребенка и с особенностями всех психических процессов. Особенно тесна взаимосвязь с особенностями воли и характера.
При рассмотрении вопроса о способностях, в последнее время многие ученые справедливо ставят вопрос о мотивации, ее особенностях. Таким образом, одаренные дети проявляют свое стремление к занятиям в том виде деятельности, в которой они способны и которая приносит им радость и положительные эмоции. При этом они особенно не
напрягаются и осуществление этой деятельности для них и игра, и вид работы. По мнению некоторых авторов, «... трудно в этом случае определить, как здесь связаны высокие достижения и эмоциональное увлечение, что является причиной, а что следствием. Но, очевидно, что оба фактора взаимосвязаны и взаимно обусловлены» [12, С. 465]. И еще одним, очень важным фактом в этом отношении, является необходимость с раннего возраста работать не только по выявлению определенных задатков у детей, но и по формированию у них положительной мотивировки выполнять определенную деятельность. Углублять свои интересы, самим находить новые причины, чтобы оставаться и с упорством выполнять эту деятельность, испытывая при этом удовлетворение и положительные эмоции.
СВЯЗЬ МЕЖДУ СПОСОБНОСТЯМИ
Рассмотрение этого вопроса вызвано тем, что многие способности тесно связаны между собой и тем, что наличие некоторых способностей помогает проявлению других, их экспрессии и развитию.
Эта тема многогранна и обширна и охватывает в целом самые разные области жизни и бытия людей. Здесь мы остановимся только на некоторых способностях, их взаимосвязи и взаимозависимости (главным образом в искусстве).
В литературе встречаются разные мнения о взаимосвязи между интеллектуальными способностями и специальными способностями. Считается, что развитие интеллекта является основой всех других способностей. Противники этого суждения приводят примеры индивидов, которые, имея посредственный интеллект (низкий и средний коэффициент интеллигентности), являются видными художниками. В этом случае, однако, идет речь скорее о репродуктивной художественной деятельности, а не о реальном творчестве.
По мнению некоторых ученых, интеллектуальные способности являются глобальным потенциалом личности действовать целенаправленно и интенсивно для того, чтобы справиться с поставленными задачами [16]. В этом смысле, общий интеллектуальный талант важен и для артистов в различных жанрах искусства (театре, балете, кино и т.д.). Эти данные имеют большое значение для организации обучения в различных специализированных художественных школах, а также для различных форм внешкольной работы с детьми и подростками (школ, студий, мастерских и т.д.), где развивается самодеятельное творчество.
Не следует, однако, недооценивать и общее образование, расширение мировоззрения человека, изучение культуры и искусства за счет специализированной подготовки.
В различной литературе рассматривается вопрос интеллекта и его связи с творчеством (креативностью личности). Предполагается, что они дополняют друг друга, хотя и не всегда заметны в равной степени.
Музыкальные способности у детей проявляются особенно рано - уже в дошкольном возрасте, как и художественные способностями. По мнению акад. Бориса Теплова, их основное ядро формируется из трех основных музыкальных способностей: чувство лада и способность к музыкально-ритмическому ощущению [15]. Эти музыкальные способности не существуют изолированно одна от другой и не проявляются одна за другой, а соединены друг с другом и развиваются вместе [1].
Музыкальность, по мнению проф. Галины Стояновой [14, С. 37] «... является единым целым, сложной системой взаимодействий многих компонентов на различных уровнях», «... которая не только комплекс музыкальных способностей и интеллектуальных свойств личности, но в первую очередь качество взаимодействия ее частей». Тот же автор добавляет, что «музыкальность не безлична. Это не музыкальность
вообще, а всегда лична, уникальна и национально окрашена» (там же).
Кроме этого автора, и другие болгарские ученые занимаются этим вопросом. Например, Валентина Манолова изучает психомоторное и музыкальное развитие 7-8-летних детей и развитие музыкальных способностей у детей начальной школы; а также инклюзивность между музыкальным и речевым слухом; Капка Ковачевой занимается проявлением музыкально-творческих
способностей у 5-7-летних детей при музыкально-ритмической деятельности.
Балетные способности проявляются несколько позже по сравнению с музыкальными и художественными способностями - в конце дошкольного возраста и в младшем школьном возрасте.
Наиболее тесно балетные способности связаны с музыкальными способностями, также как тесно связаны балет как искусство и музыка. Из моих собственных исследований видно, что 77,80% детей, занимающихся балетом, обладают яркими музыкальными способностями.
Известно, что музыкальное образование в детстве влияет на общее формирование личности ребенка. Так музыкальность способствует формированию
выразительности движений, выраженных в их гармонии, изяществе и завершенности. Многие ученые пишут и о связи между музыкальным ритмом и развитием движений - В. Теплов, А. Леонтьев, Н. Ветлугина и др.
Единство музыкального ритма и движения человеческого тела легло в основу теории проф. Эмиля Жака Далкроза о единстве двух компонентов, существующих по своей сути в природе. На этой основе он создает так называемую ритмо-пластическую гимнастику и ритмопластический танец, которые и сегодня широко распространены в различных странах, где продолжается обучение по ритмической гимнастике.
Болгарские специалисты также занимаются вопросами взаимосвязи и взаимозависимости чувства ритма и музыкально-ритмической активности с различными проявлениями движений, в том числе в художественной гимнастике, народном танце, физическом воспитании и др.
Для балетных способностей большое значение имеет музыкально-ритмическое чувство, как способность активно переживать музыку, которая тесно связана с точным воспроизведением музыкального ритма и двигательной экспрессией. Таким образом, по мнению проф. Н. Ветлугиной [3], одной из главных составляющих музыкальности является способность переживать, представлять, различать и воспроизводить музыкальный ритм. А, как известно, в балетной деятельности, эти способности балетного исполнителя в значительной степени определяют его воздействие на зрителя. Таким же является и значение чувства лада, которое вместе с чувством ритма формируют основу эмоциональной отзывчивости к музыке и эстетического отношения к действительности. Это является важным моментом при координации движений с музыкой. Поэтому, обязательным элементом в балетной подготовке является музыкальное воспитание, чтобы быть в состоянии воспринимать музыкальную информацию и ее средства выражения: мелодию, гармонию, тембр, ритм, динамику.
Существует мало информации о связи мастерства в пластических искусствах с их классификацией. Если исходить из определений проф. Трифона Трифонова, который делит специальные производственные способности на интеллектуальные, моторные и психомоторные, мы могли бы вывести соотношение между способностями, связанными с балетом и психомоторными способностями. Другие авторы пишут еще и о «двигательных талантах», «двигательных способностях» и др.
В младшем школьном возрасте проходят ряд морфо-физиологических и функциональных изменений в организме
учащихся и в улучшении высшей нервной деятельности. Эти позитивные изменения являются необходимым условием для развития психомоторных способностей. Немецкие ученые Хиртц и Майнел [9] характеризуют период между 8 -11 -12 годами как наиболее интенсивный в развитии способностей координации всех движений тела и образовании двигательных условных рефлексов. По данным этих авторов, хороший вес тела, развитие силы и выносливости являются необходимым условием развития двигательных способностей.
Балетные способности тесно связаны и с пространственными способностями. Иван Керековски определяет сущность последних, как «... умения точно воспринимать и понимать видимый мир; вносить изменения или преобразования в исходные пространственные представления (восприятия); воссоздавать новые аспекты визуального опыта» [7, с. 26]. Пространственные способности имеют большое значение для быстрого и точного ориентирования и реакции в пространстве, адаптации человека к окружающей среде, что тесно связано с деятельностью балета.
В свою очередь, пространственные способности связаны с кинестетическими (двигательными) способностями. Этот вид способностей выражают возможности тела быть использованным в разных положениях и движения. Они охватывают все типы движений тела и его частей - пальцев, шеи, глаз. Поэтому кинестетические способности лежат в основе искусства и деятельности артистов балета и пантомимы. Развитие кинестетических способностей достигается развитием ряда других способностей - пространственной, интеллектуальной, коммуникативной и др.
Известна связь музыки с изобразительными способностями. Понимая важность этой взаимосвязи с развитием балетных способностей (тесно связанных с
музыкальными), американка, доктор Кэтлин Томпсон [9] разработала метод и использует так называемое «рисование танцем» при обучении балету детей и подростков. Она считает, что рисуя, учащиеся (особенно 10-13-летние) осознают структуру своего тела, механизм движений, свое тело, как инструмент своей будущей профессии для создания элегантности, движений и формы в балете. Этот пример показывает, как связь между способностями может
применяться на практике с целью их развития и обогащения.
* * *
Развитие способностей не является спонтанным, а длительным и целенаправленным процессом, который определяется целым рядом объективных и субъективных факторов и условий. Прежде всего, требуется время, чтобы открыть задатки в детях, чтобы не пропустить т. наз. чувствительный период их развития. Формирование способностей неразрывно связано с общим умственным развитием, формированием личности и особенностей всех психических процессов человека.
Открытые способности нужно «воспитывать» и культивировать в соответствующей среде, при определенных условиях и под влиянием опытных учителей, чтобы они могли развиваться и формироваться до уровня специальных способностей. Последними будут те предпосылки, которые станут основой для будущей успешной профессиональной подготовки в той или иной области, будут способствовать успешному выбору профессии, которая будет соответствовать внутренним установкам, интересам и склонностям личности. Как результат всего этого, осуществится не только успешная карьера и профессиональное развитие, но и личное удовлетворение, и положение в публичном пространстве.
Список литературы
1. Атанасова-Вукова А. Психодиагностика на музикалността на деца от ранната и предучилищна възраст. Благоевград: ВПИ, 1988.
2. Большая психологическая Энциклопедия. Москва: Изд-во „ Эксмо", 2007.
3. Ветлугина Н.А. Музыкальные занятия в детском саду. Москва: Просвещение, 1985.
4. Десев Л. Педагогическа психология. София: Изд-во „Аскони - издат", 1999.
5. Десев Л. Психология на учебния процесс. София,
1993.
6. Десев Л. Речник по психология, София: Изд-во " Аскони - издат", 1999.
7. Керековски И. Децата с високи способности / радост и грижи. Стара Загора: ДФ „Летера - Принт", 1992.
8. Ковальов А.Г., Мясишчев В.И. Психичните особености на човека. София: Изд-во „Наука и изкуство", 1963. Том 3.
9. Попов Т. Аспекти на балетното образование. София: Изд-во „Зинченко - Арабаджиева", 2001.
10. Попов Т. Дете, изкуство, семейство. София: Изд-во „ Музика", 2001.
11. Попов Т., Даровитите деца - талантът -гениалността // Сборник статии от 35 научна сесия на ИНГА. София: Изд-во „ТЕМТО", 2015. С. 7-10.
12. Психологический словарь / под общей ред. Ю.Л. Неймера. Ростов-на-Дону: Изд-во. „Феникс", 2003.
13. Психология: биографический библиографический словарь. Санкт-Петербург: Изд-во „Евразия", 1999.
14. Стоянова Г. Професионализмът на учителя по музика в съвременната музикалнообразователна система: автореферат. София, 1995.
15. Теплов Б. Способности и одаренность // Избранные труды. Москва, 1985. Том 1. 16. Трифонов Т. Способности. Благоевград, 1984.
References
1. Atanasova-Vukova A. Psihodiagnostika na muzikalnostta na deca ot rannata i preduchilishhna v#zrast. Blagoevgrad: VPI, 1988.
2. Bol'shaja psihologicheskaja Jenciklopedija. Moskva: Izd-vo „ Jeksmo", 2007.
3. Vetlugina N.A. Muzykal'nye zanjatija v detskom sadu. Moskva: Prosveshhenie, 1985.
4. Desev L. Pedagogicheska psihologija. Sofija: Izd-vo „Askoni - izdat", 1999.
5. Desev L. Psihologija na uchebnija process. Sofija, 1993.
6. Desev L. Rechnik po psihologija, Sofija: Izd-vo " Askoni - izdat", 1999.
7. Kerekovski I. Decata s visoki sposobnosti / radost i grizhi. Stara Zagora: DF „Letera - Print", 1992.
8. Koval'ov A.G., Mjasishchev V.I. Psihichnite osobenosti na choveka. Sofija: Izd-vo „Nauka i izkustvo", 1963. Tom 3.
9. Popov T. Aspekti na baletnoto obrazovanie. Sofija: Izd-vo „Zinchenko - Arabadzhieva", 2001.
10. Popov T. Dete, izkustvo, semejstvo. Sofija: Izd-vo „ Muzika", 2001.
11. Popov T., Darovitite deca - talant#t - genialnostta // Sbornik statii ot 35 nauchna sesija na INGA. Sofija: Izd-vo „TEMTO", 2015. S. 7-10.
12. Psihologicheskij slovar' / pod obshhej red. Ju.L. Nejmera. Rostov-na-Donu: Izd-vo. „Feniks", 2003.
13. Psihologija: biograficheskij bibliograficheskij slovar'. Sankt-Peterburg: Izd-vo „Evrazija", 1999.
14. Stojanova G. Profesionalizm#t na uchitelja po muzika v s#vremennata muzikalnoobrazovatelna sistema: avtoreferat. Sofija, 1995.
15. Teplov B. Sposobnosti i odarennost' // Izbrannye trudy. Moskva, 1985. Tom 1.
16. Trifonov T. Sposobnosti. Blagoevgrad, 1984.