Научная статья на тему 'Вновь о возникновении и развитии человеческих способностей'

Вновь о возникновении и развитии человеческих способностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
492
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОСОБНОСТИ / УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА / ЛИЧНАЯ МОТИВАЦИЯ / ABILITIES / CONDITIONS OF DEVELOPMENT / SOCIAL MEDIA / PERSONAL MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попов Т.Н.

Автор обсуждает вопрос о генезисе и развитии человеческих способностей на основе анализа и сопоставления теоретических воззрений ряда отечественных (болгарских) и зарубежных исследователей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AGAIN ABOUT THE ORIGIN AND DEVELOPMENT OF HUMAN ABILITIES

The author discusses the genesis and development of human capacities based on the analysis and comparison of theoretical views of a number of local (Bulgarian) and foreign researchers.

Текст научной работы на тему «Вновь о возникновении и развитии человеческих способностей»

Психологические науки

УДК 159.9

ВНОВЬ О ВОЗНИКНОВЕНИИ И РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ 6 Т.Н. Попов

Медицинский университет Софии

Аннотация. Автор обсуждает вопрос о генезисе и развитии человеческих способностей на основе анализа и сопоставления теоретических воззрений ряда отечественных (болгарских) и зарубежных исследователей.

Ключевые слова: способности, условия развития, социальная среда, личная мотивация.

AGAIN ABOUT THE ORIGIN AND DEVELOPMENT OF HUMAN ABILITIES T.N. Popov

Medical University of Sofia

Abstract: The author discusses the genesis and development of human capacities based on the analysis and comparison of theoretical views of a number of local (Bulgarian) and foreign researchers.

Keywords: abilities, conditions of development, social media, personal motivation.

Вопросы о возникновении, развитии и важности способностей давно волновали научную мысль специалистов разных областей научного знания. Бесспорно то, что их существование является, если не обязательным, то определяющим фактором при формировании человеческой

6 Материал представил к.пс.н., профессор РАЕ Л.Ф. Чупров (Черногорск, Россия). Рецензент: к.пс.н., профессор О.А. Белобрыкина (Новосибирск, Россия).

личности, ее развития, профессиональной ориентации и утверждения как личности в публичном пространстве.

Нет спора и по вопросу о том, что человек не рождается с уже сформированными способностями, а лишь с определенными установками, талантами и наклонностями, которые при определенных действиях и соответствующих направлениях, «заботе», моделировании и обязательном участии определенных субъектов (родителей, педагогов и др.), развиваются и формируются до уровня соответствующих способностей. Спорными все еще в науке считаются вопросы точной формулировки возможностей, их классификации, позиционирования, взаимосвязи и т.д. Все это провоцирует нас к новым размышлениям для дальнейшего обсуждения этого очень актуального вопроса.

Впервые вопрос о способностях обсуждался в различных работах британского психолога Фрэнсиса Гальтона (1822-1911). Именно в них был заложен фундамент для экспериментального и статистического изучения различий между людьми. Автор считает, что возможности появляются в основном в результате наследственности, а не под влиянием окружающей среды. Нечто, что многие другие авторы оспаривают, особенно в наши дни.

Как уже отмечалось, для определения того, что является «способностью», существует широкий выбор мнений авторов. Одни настаивают на одних, другие - на других определениях, во многих случаях даже диаметрально противоположных.

Но как неоспоримые параметры определяются те, которые характеризуют способности как индивидуально-психологические характеристики личности, выражающие ее готовность освоить определенные виды деятельности, совершенствовать, эффективно функционировать и выполнять в случае возникновения (сложных) ситуаций [12, С. 463; 2, С. 443-444].

Очень точное и исчерпывающее определение сущности способностей дает большой болгарский ученый проф. Л. Десев, который утверждает, что способности - это «... ансамбль природных и социально-обусловленных индивидуальных и относительно устойчивых особенностей или свойств, которые отличают одного человека от другого, обеспечивая ему условия для успеха и высокий качественно-количественных достижений в одной или нескольких видах деятельности, показывая различия в динамике овладения необходимых для работы знаний и навыков» [5, С. 175-176]. В том же направлении дают определения некоторые другие российские и болгарские авторы: акад. Борис Теплов, акад. Борис Ананьев, проф. Генчо Пирьов, проф. Трифон Трифонов.

Согласно российским психологам, способность обычно проявляется в процессе овладения деятельностью, когда становится видно, в какой степени при существующих равных условиях конкретный человек быстрее, проще и точнее усваивает определенные методы организации и осуществления деятельности (там же).

Можно определить следующие характеристики природы способностей:

• Они являются индивидуально-психологическими характеристиками личности;

• Развиваются в онтогенезе на основе определенных наследственных и врожденных условий и талантов;

• Способности являются устойчивыми характеристиками личности, но имеют пластичный и динамичный характер в зависимости от активности человека и его образовательных возможностей;

• Каждая способность представляет собой сложную структурную систему, включающую в себя различные особенности личности;

• Каждая способность является условием для выполнения определенной деятельности, но она развивается и при самой деятельности [10; 11].

КЛАССИФИКАЦИЯ СПОСОБНОСТЕЙ

Насколько различны определения способностей, настолько и различна их классификация.

Согласно проф. Трифону Трифонову, «... классификация способностей быть построена, исходя из видов деятельности и переходя к компонентам психики, и именно к тем из них, которые входят и создают структуру различных способностей» [16, С. 219]. Это требование показывает связь между общими и специальными способностями. Было доказано, что специальные способности развиваются позже общих на их основе, т. е. находятся в тесной связи и зависимости от познавательных психических процессов и их свойств.

Принято считать, что способности бывают ОБЩИЕ (интеллектуальные) и СПЕЦИАЛЬНЫЕ - в определенной конкретной области.

Выявлены следующие виды способностей: эстетические - в области искусства (музыка, живопись, литература, балет, исполнительские искусства и т.д.); моторные, умственные, организационные, коммуникативные, пространственные, кинестатичные (двигательные) и т.д. [16].

Структура способностей сложна. Она включает в себя различные психические качества и свойства. Некоторые из них имеют большое значение, в то время как другие -второстепенное.

По вопросу о классификации возможностей существуют многочисленные исследования и публикации российских ученых. Они дают много различных классификаций.

Согласно одной из них, в общем плане, способности делятся на две группы: общие - те, которые проявляются при большинстве деятельностей и имеют более общий характер,

например умственные и физические, а также способностью к обучению. Вторая группа - это специальные способности, в частности:

• технические, оперативные;

• педагогические;

• управленческие;

• музыкальные;

• литературные;

• математические [2, С. 442].

Классификацию возможностей можно осуществить в соответствии с этими критериями, а именно:

1. сенсомоторные;

2. перцептивные;

3. мнемические;

4. имагинативные;

5. мыслительные;

6. коммуникативные (там же).

Изучая, в принципе, математические способности, проф. Вадим Крутецкий рассматривает способности как систему индивидуальных особенностей в ходе психологических процессов (внимание, воображение, восприятие, мышление, память) и тех, которые характеризуются как личностно-ориентированные образования отношений и эмоционально-волевые элементы.

Определителем классификации возможностей может быть одна или другая предметная область, например:

• Научная (гуманитарная, языковая, математическая);

• Инженерная;

• Творческая (литературная, музыкальная, художественная) [2].

РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ

Вопросы развития и формирования способностей по-прежнему остаются спорными и не полностью

установленными. Продолжается активная работа по определению механизмов этих процессов.

Тем не менее, уже есть определенные выводы и постулаты, некоторые из которых принимаются безоговорочно.

Любая способность развиваться под влиянием определенных факторов. Одним из них является наследственность, которая бывает: биологической с соответствующим генофондом (т. наз. генотип) и социальная - с личным фондом (фенотип). Некоторые авторы пишут о так называемой «космической» или «внеземной наследственности, который в свою очередь обеспечивает основной фонд для развертывания первичных движений, например, рождение одаренных детей в годы с умеренной солнечной активностью (согласно Ивану Керековскому).

Особенно важную роль в развитии способностей играет социальная среда. Она бывает: макросредой - социальные, экономические, политические, культурные и т.п. условия жизни общества и нации; и микросредой - самое близкое окружение, такое как семья, школа, детский сад, друзья, рабочая группа и т.п., в которых индивид вступает в непосредственный контакт с товарищами и строит свою личность. Именно в микросреде еще в раннем возрасте ребенок проявляет разные задатки и предпочтения, а также склонности, которые отличают его от других детей. Эти задатки являются условием для развития определенных способностей, т.к. анатомические и физиологические условий, в которых человек рождается, не всегда связаны с наследственностью.

Говоря о ранних признаках одаренности, Л. Терман подчеркивает, что большую роль в развитии способностей играют природные возможности, а не ранняя специализация.

Задатки, однако, не могут развиться до уровня способностей, если индивид не осуществляет определенной

деятельности. Только, если демонстрирует определенную склонность к одной или другой деятельности.

При условии соответствующей деятельности (познавательной, профессиональной, спортивной,

изобразительной и т.д.) и усваивая определенные навыки, привычки и знания, ребенок постепенно развивает свои задатки до уровня способностей. Это показывает и важную роль образования и обучения в развитии различных способностей.

Проблему способностей нельзя рассматриваться в отрыве от развития личности, потому что они взаимно определяются.

И как отмечает проф. Анастасия Атанасова, все больше преобладает мнение, что личность является своего рода «организатором» развития и использования своих способностей. Связь между ними взаимная и двухсторонняя (способности являются одним из компонентов личности) [1]

Уровень развития личности является необходимым условием для развития ее способностей. С одной стороны -развитие способностей влияет на общий облик человека, на его стремления, на поведение, на отношение к окружающей действительности, на творчество.

Российские ученые А.Г. Ковалев и В.И. Мясищев подчеркивают, что « способности связаны с особенностями личности в целом и ее деятельностью» [8, С. 93].

Формирование способностей неразрывно связано с общим умственным и личностным развитием ребенка и с особенностями всех психических процессов. Особенно тесна взаимосвязь с особенностями воли и характера.

При рассмотрении вопроса о способностях, в последнее время многие ученые справедливо ставят вопрос о мотивации, ее особенностях. Таким образом, одаренные дети проявляют свое стремление к занятиям в том виде деятельности, в которой они способны и которая приносит им радость и положительные эмоции. При этом они особенно не

напрягаются и осуществление этой деятельности для них и игра, и вид работы. По мнению некоторых авторов, «... трудно в этом случае определить, как здесь связаны высокие достижения и эмоциональное увлечение, что является причиной, а что следствием. Но, очевидно, что оба фактора взаимосвязаны и взаимно обусловлены» [12, С. 465]. И еще одним, очень важным фактом в этом отношении, является необходимость с раннего возраста работать не только по выявлению определенных задатков у детей, но и по формированию у них положительной мотивировки выполнять определенную деятельность. Углублять свои интересы, самим находить новые причины, чтобы оставаться и с упорством выполнять эту деятельность, испытывая при этом удовлетворение и положительные эмоции.

СВЯЗЬ МЕЖДУ СПОСОБНОСТЯМИ

Рассмотрение этого вопроса вызвано тем, что многие способности тесно связаны между собой и тем, что наличие некоторых способностей помогает проявлению других, их экспрессии и развитию.

Эта тема многогранна и обширна и охватывает в целом самые разные области жизни и бытия людей. Здесь мы остановимся только на некоторых способностях, их взаимосвязи и взаимозависимости (главным образом в искусстве).

В литературе встречаются разные мнения о взаимосвязи между интеллектуальными способностями и специальными способностями. Считается, что развитие интеллекта является основой всех других способностей. Противники этого суждения приводят примеры индивидов, которые, имея посредственный интеллект (низкий и средний коэффициент интеллигентности), являются видными художниками. В этом случае, однако, идет речь скорее о репродуктивной художественной деятельности, а не о реальном творчестве.

По мнению некоторых ученых, интеллектуальные способности являются глобальным потенциалом личности действовать целенаправленно и интенсивно для того, чтобы справиться с поставленными задачами [16]. В этом смысле, общий интеллектуальный талант важен и для артистов в различных жанрах искусства (театре, балете, кино и т.д.). Эти данные имеют большое значение для организации обучения в различных специализированных художественных школах, а также для различных форм внешкольной работы с детьми и подростками (школ, студий, мастерских и т.д.), где развивается самодеятельное творчество.

Не следует, однако, недооценивать и общее образование, расширение мировоззрения человека, изучение культуры и искусства за счет специализированной подготовки.

В различной литературе рассматривается вопрос интеллекта и его связи с творчеством (креативностью личности). Предполагается, что они дополняют друг друга, хотя и не всегда заметны в равной степени.

Музыкальные способности у детей проявляются особенно рано - уже в дошкольном возрасте, как и художественные способностями. По мнению акад. Бориса Теплова, их основное ядро формируется из трех основных музыкальных способностей: чувство лада и способность к музыкально-ритмическому ощущению [15]. Эти музыкальные способности не существуют изолированно одна от другой и не проявляются одна за другой, а соединены друг с другом и развиваются вместе [1].

Музыкальность, по мнению проф. Галины Стояновой [14, С. 37] «... является единым целым, сложной системой взаимодействий многих компонентов на различных уровнях», «... которая не только комплекс музыкальных способностей и интеллектуальных свойств личности, но в первую очередь качество взаимодействия ее частей». Тот же автор добавляет, что «музыкальность не безлична. Это не музыкальность

вообще, а всегда лична, уникальна и национально окрашена» (там же).

Кроме этого автора, и другие болгарские ученые занимаются этим вопросом. Например, Валентина Манолова изучает психомоторное и музыкальное развитие 7-8-летних детей и развитие музыкальных способностей у детей начальной школы; а также инклюзивность между музыкальным и речевым слухом; Капка Ковачевой занимается проявлением музыкально-творческих

способностей у 5-7-летних детей при музыкально-ритмической деятельности.

Балетные способности проявляются несколько позже по сравнению с музыкальными и художественными способностями - в конце дошкольного возраста и в младшем школьном возрасте.

Наиболее тесно балетные способности связаны с музыкальными способностями, также как тесно связаны балет как искусство и музыка. Из моих собственных исследований видно, что 77,80% детей, занимающихся балетом, обладают яркими музыкальными способностями.

Известно, что музыкальное образование в детстве влияет на общее формирование личности ребенка. Так музыкальность способствует формированию

выразительности движений, выраженных в их гармонии, изяществе и завершенности. Многие ученые пишут и о связи между музыкальным ритмом и развитием движений - В. Теплов, А. Леонтьев, Н. Ветлугина и др.

Единство музыкального ритма и движения человеческого тела легло в основу теории проф. Эмиля Жака Далкроза о единстве двух компонентов, существующих по своей сути в природе. На этой основе он создает так называемую ритмо-пластическую гимнастику и ритмопластический танец, которые и сегодня широко распространены в различных странах, где продолжается обучение по ритмической гимнастике.

Болгарские специалисты также занимаются вопросами взаимосвязи и взаимозависимости чувства ритма и музыкально-ритмической активности с различными проявлениями движений, в том числе в художественной гимнастике, народном танце, физическом воспитании и др.

Для балетных способностей большое значение имеет музыкально-ритмическое чувство, как способность активно переживать музыку, которая тесно связана с точным воспроизведением музыкального ритма и двигательной экспрессией. Таким образом, по мнению проф. Н. Ветлугиной [3], одной из главных составляющих музыкальности является способность переживать, представлять, различать и воспроизводить музыкальный ритм. А, как известно, в балетной деятельности, эти способности балетного исполнителя в значительной степени определяют его воздействие на зрителя. Таким же является и значение чувства лада, которое вместе с чувством ритма формируют основу эмоциональной отзывчивости к музыке и эстетического отношения к действительности. Это является важным моментом при координации движений с музыкой. Поэтому, обязательным элементом в балетной подготовке является музыкальное воспитание, чтобы быть в состоянии воспринимать музыкальную информацию и ее средства выражения: мелодию, гармонию, тембр, ритм, динамику.

Существует мало информации о связи мастерства в пластических искусствах с их классификацией. Если исходить из определений проф. Трифона Трифонова, который делит специальные производственные способности на интеллектуальные, моторные и психомоторные, мы могли бы вывести соотношение между способностями, связанными с балетом и психомоторными способностями. Другие авторы пишут еще и о «двигательных талантах», «двигательных способностях» и др.

В младшем школьном возрасте проходят ряд морфо-физиологических и функциональных изменений в организме

учащихся и в улучшении высшей нервной деятельности. Эти позитивные изменения являются необходимым условием для развития психомоторных способностей. Немецкие ученые Хиртц и Майнел [9] характеризуют период между 8 -11 -12 годами как наиболее интенсивный в развитии способностей координации всех движений тела и образовании двигательных условных рефлексов. По данным этих авторов, хороший вес тела, развитие силы и выносливости являются необходимым условием развития двигательных способностей.

Балетные способности тесно связаны и с пространственными способностями. Иван Керековски определяет сущность последних, как «... умения точно воспринимать и понимать видимый мир; вносить изменения или преобразования в исходные пространственные представления (восприятия); воссоздавать новые аспекты визуального опыта» [7, с. 26]. Пространственные способности имеют большое значение для быстрого и точного ориентирования и реакции в пространстве, адаптации человека к окружающей среде, что тесно связано с деятельностью балета.

В свою очередь, пространственные способности связаны с кинестетическими (двигательными) способностями. Этот вид способностей выражают возможности тела быть использованным в разных положениях и движения. Они охватывают все типы движений тела и его частей - пальцев, шеи, глаз. Поэтому кинестетические способности лежат в основе искусства и деятельности артистов балета и пантомимы. Развитие кинестетических способностей достигается развитием ряда других способностей - пространственной, интеллектуальной, коммуникативной и др.

Известна связь музыки с изобразительными способностями. Понимая важность этой взаимосвязи с развитием балетных способностей (тесно связанных с

музыкальными), американка, доктор Кэтлин Томпсон [9] разработала метод и использует так называемое «рисование танцем» при обучении балету детей и подростков. Она считает, что рисуя, учащиеся (особенно 10-13-летние) осознают структуру своего тела, механизм движений, свое тело, как инструмент своей будущей профессии для создания элегантности, движений и формы в балете. Этот пример показывает, как связь между способностями может

применяться на практике с целью их развития и обогащения.

* * *

Развитие способностей не является спонтанным, а длительным и целенаправленным процессом, который определяется целым рядом объективных и субъективных факторов и условий. Прежде всего, требуется время, чтобы открыть задатки в детях, чтобы не пропустить т. наз. чувствительный период их развития. Формирование способностей неразрывно связано с общим умственным развитием, формированием личности и особенностей всех психических процессов человека.

Открытые способности нужно «воспитывать» и культивировать в соответствующей среде, при определенных условиях и под влиянием опытных учителей, чтобы они могли развиваться и формироваться до уровня специальных способностей. Последними будут те предпосылки, которые станут основой для будущей успешной профессиональной подготовки в той или иной области, будут способствовать успешному выбору профессии, которая будет соответствовать внутренним установкам, интересам и склонностям личности. Как результат всего этого, осуществится не только успешная карьера и профессиональное развитие, но и личное удовлетворение, и положение в публичном пространстве.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Атанасова-Вукова А. Психодиагностика на музикалността на деца от ранната и предучилищна възраст. Благоевград: ВПИ, 1988.

2. Большая психологическая Энциклопедия. Москва: Изд-во „ Эксмо", 2007.

3. Ветлугина Н.А. Музыкальные занятия в детском саду. Москва: Просвещение, 1985.

4. Десев Л. Педагогическа психология. София: Изд-во „Аскони - издат", 1999.

5. Десев Л. Психология на учебния процесс. София,

1993.

6. Десев Л. Речник по психология, София: Изд-во " Аскони - издат", 1999.

7. Керековски И. Децата с високи способности / радост и грижи. Стара Загора: ДФ „Летера - Принт", 1992.

8. Ковальов А.Г., Мясишчев В.И. Психичните особености на човека. София: Изд-во „Наука и изкуство", 1963. Том 3.

9. Попов Т. Аспекти на балетното образование. София: Изд-во „Зинченко - Арабаджиева", 2001.

10. Попов Т. Дете, изкуство, семейство. София: Изд-во „ Музика", 2001.

11. Попов Т., Даровитите деца - талантът -гениалността // Сборник статии от 35 научна сесия на ИНГА. София: Изд-во „ТЕМТО", 2015. С. 7-10.

12. Психологический словарь / под общей ред. Ю.Л. Неймера. Ростов-на-Дону: Изд-во. „Феникс", 2003.

13. Психология: биографический библиографический словарь. Санкт-Петербург: Изд-во „Евразия", 1999.

14. Стоянова Г. Професионализмът на учителя по музика в съвременната музикалнообразователна система: автореферат. София, 1995.

15. Теплов Б. Способности и одаренность // Избранные труды. Москва, 1985. Том 1. 16. Трифонов Т. Способности. Благоевград, 1984.

References

1. Atanasova-Vukova A. Psihodiagnostika na muzikalnostta na deca ot rannata i preduchilishhna v#zrast. Blagoevgrad: VPI, 1988.

2. Bol'shaja psihologicheskaja Jenciklopedija. Moskva: Izd-vo „ Jeksmo", 2007.

3. Vetlugina N.A. Muzykal'nye zanjatija v detskom sadu. Moskva: Prosveshhenie, 1985.

4. Desev L. Pedagogicheska psihologija. Sofija: Izd-vo „Askoni - izdat", 1999.

5. Desev L. Psihologija na uchebnija process. Sofija, 1993.

6. Desev L. Rechnik po psihologija, Sofija: Izd-vo " Askoni - izdat", 1999.

7. Kerekovski I. Decata s visoki sposobnosti / radost i grizhi. Stara Zagora: DF „Letera - Print", 1992.

8. Koval'ov A.G., Mjasishchev V.I. Psihichnite osobenosti na choveka. Sofija: Izd-vo „Nauka i izkustvo", 1963. Tom 3.

9. Popov T. Aspekti na baletnoto obrazovanie. Sofija: Izd-vo „Zinchenko - Arabadzhieva", 2001.

10. Popov T. Dete, izkustvo, semejstvo. Sofija: Izd-vo „ Muzika", 2001.

11. Popov T., Darovitite deca - talant#t - genialnostta // Sbornik statii ot 35 nauchna sesija na INGA. Sofija: Izd-vo „TEMTO", 2015. S. 7-10.

12. Psihologicheskij slovar' / pod obshhej red. Ju.L. Nejmera. Rostov-na-Donu: Izd-vo. „Feniks", 2003.

13. Psihologija: biograficheskij bibliograficheskij slovar'. Sankt-Peterburg: Izd-vo „Evrazija", 1999.

14. Stojanova G. Profesionalizm#t na uchitelja po muzika v s#vremennata muzikalnoobrazovatelna sistema: avtoreferat. Sofija, 1995.

15. Teplov B. Sposobnosti i odarennost' // Izbrannye trudy. Moskva, 1985. Tom 1.

16. Trifonov T. Sposobnosti. Blagoevgrad, 1984.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.