"Educational bulletin "Consciousness" /"Образовательный вестник "Сознание"
УДК 159.91
http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2019-21-8-33-38
ВНИМАНИЕ КАК КОГНИТИВНАЯ ФУНКЦИЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЛИЧНОСТНО-ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПАРАМЕТРОВ ОРГАНИЗМА
Николаева1 Е.Н., Колосова2 О.Н., Васильева1 Л.Э., Васильев3 А.А.
гФГАОУ ВО «Северо-восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова», Медицинский институт, г. Якутск, Российская Федерация Институт биологических проблем криолитозоны СО РАН, г. Якутск, Российская Федерация 3ГАУ РС(Я) Якутская городская больница №3, г. Якутск, Российская Федерация
ATTENTION AS COGNITIVE FUNCTION DEPENDING ON PERSONAL AND EMOTIONAL PARAMETERS OF THE ORGANISM
Nikolaeva1 E.N., Kolosova2 O.N., Vasileva1 L.E., Vasilev3 A.A.
1North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov, Medical Institute, Yakutsk, Russian Federation 2Institute for Biological Problems of Cryolithozone SB RAS, Yakutsk, Russian Federation
3Yakutsk city hospital №3, Yakutsk, Russian Federation
Аннотация. Целью данной работы является исследование свойств внимания в зависимости от личностных и психоэмоциональных параметров организма, в частности экстра-интроверсии, уровня нейротизма (психоэмоциональной устойчивости), ситуативной и личностной тревожности, у студентов вуза в условиях Севера. В исследовании принимали участие студенты из числа добровольцев, средний возраст которых 19,56±0,21 лет (п=51). Исследование личностно-эмо-циональных параметров организма проводилось общепринятыми методами: с помощью опросника Айзенка (EPI) и опросника Спилбергера в модификации Ханина. Для оценки свойств внимания использовали метод красно-черных таблиц Шульте-Платонова на АПК «НС-Психотест» (ООО «Нейрософт», Иваново, Россия). Результаты наших исследований показали, что, внимание как когнитивный процесс зависит от личностных особенностей и эмоционального состояния человека. Так, студенты экстраверты имеют высокие показатели по объему и переключаемо-сти внимания, а студенты интроверты - по распределению внимания. Большинство студентов с высоким нейротизмом обладают высоким объемом и переключа-емостью внимания. Уровень ситуативной и личностной тревожности оказывает большее влияние на пере-ключаемость внимания - повышение психоэмоционального напряжения приводит к увеличению переклю-чаемости внимания. Кроме того, повышение уровня личностной тревожности может привести к снижению объема внимания.
Ключевые слова: когнитивные функции, внимание, тревожность, нейротизм, экстраверсия, интроверсия, студенты, Север.
Annotation. The aim of this work is studying the features of the properties of attention depending on the personal and psycho-emotional parameters of the body, in particular extra-introversion, the level of neuroticism (psycho-emotional stability), situational and personal anxiety, University students in the North. The study involved students from volunteers whose average age was 19.56±0.21 years (n=51). The study of personal and emotional parameters of the body was carried out by conventional methods: with the help of the questionnaire Eysenck (EPI) and the questionnaire spielberger in the modification of Hanin. To assess the properties of attention we used the method of red-black Schulte-Platonov tables on the hardware-software complex "NS-Psy-chotest" (LLC "Neurosoft", Ivanovo, Russia). The results of our studies have shown that attention as a cognitive process depends on the personal characteristics and emotional state of the person. So, extroverted students have high rates in terms of volume and switcha-bility of attention, and introverted students - on the distribution of attention. Most students with high neurot-icism have high volume and switchability of attention. The level of situational and personal anxiety has a greater impact on the switchability of attention - increasing psycho-emotional stress leads to an increase in the switchability of attention. In addition, an increasing of the level personal anxiety can lead to a decrease in the amount of attention.
Key words: cognitive functions, attention, anxiety, neuroticism, extroversion, introversion, students, North.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
[1] Страхов И.В. Воспитание внимания школьников. М.: Учпедгиз, 1958. 128 с.
[2] Долганина О.А. Влияние уровня тревожности на характеристики памяти, внимания и восприятия // II Региональная научно-практическая конференция студентов и молодых ученых «Гуманитарные науки в современном обществе: педагогика, психология и социология», сборник материалов [Электронный ресурс]. — Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2011. — Режим доступа: http://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/20701
[3] Николаева Е.Н. Психофизиологические особенности адаптации студентов при обучении в вузе в условиях Севера: дис. ... канд. биол. наук. Якутск. 2006.
[4] Крупчатников Р.А., Климов Н.С. Автоматизированная система оценки степени утомления и психоэмоционального напряжения у работников агропромышленного комплекса / / Вестник Сумского национального аграрного университета. 2012. №6. С. 122-125.
[5] Практическая диагностика: методики и тесты. Самара: Бахрат-М, 2007. 672 с.
[6] Юнг К.Г. Психологические типы / Под ред. В. Зеленского; Пер. с нем. С. Лорие. СПб.: Азбука, 2001.
[7] Башанаева Г.Г. Особенности направленности внимания интровертов и экстравертов в эмоционально значимой ситуации // Вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2015. Т. 17. №11. С.11-14.
[8] Левитов Н.Д. Психология характера. М.: Просвещение. 1969. 424 с.
REFERENCES
[1] Strahov I.V. Vospitanie vnimaniya shkol'ni-kov. M.: Uchpedgiz, 1958. 128 s.
[2] Dolganina O.A. Vliyanie urovnya trevozhnosti na harakteristiki pamyati, vnimaniya i vospriyatiya //II Regional'naya nauchno-prakticheskaya konferenciya studentov i molodyh uchenyh «Gumanitarnye nauki v sovremennom obshchestve: pedagogika, psihologiya i sociologiya», sbornik materialov [Elektronnyj resurs]. — Krasnoyarsk: Sibirskij federal'nyj un-t, 2011. — Rezhim dostupa: http://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/20701
[3] Nikolaeva E.N. Psihofiziologicheskie osoben-nosti adaptacii studentov pri obuchenii v vuze v usloviyah Severa: dis. ... kand. biol. nauk. YAkutsk. 2006.
[4] Krupchatnikov R.A., Klimov N.S. Avtoma-tizirovannaya sistema ocenki stepeni utom-leniya i psihoemocional'nogo napryazheniya u rabotnikov agropromyshlennogo kompleksa // Vestnik Sumskogo nacional'nogo agrar-nogo universiteta. 2012. №6. S. 122-125.
[5] Prakticheskaya diagnostika: metodiki i testy. Samara: Bahrat-M, 2007. 672 s.
[6] Yung K.G. Psihologicheskie tipy / Pod red. V. Zelenskogo; Per. s nem. S. Lorie. SPb.: Azbuka, 2001.
[7] Bashanaeva G.G. Osobennosti napravlennosti vnimaniya introvertov i ekstravertov v emocional'no znachimoj situacii / / Vestnik «Zdorov'e i obrazovanie v XXI veke». 2015. T. 17. №11. S.11-14.
[8] Levitov N.D. Psihologiya haraktera. M.: Pros-veshchenie. 1969. 424 s.
Введение. Основным видом деятельности студентов вуза является учебная деятельность, успешность которого зависит от развития свойств когнитивных функций организма, одним из которых является внимание. Известно, что внимание происходит от образованных свойств личности и вместе с тем является опорным свойством, которое влияет на формирование других свойств личности, которые проявляются в деятельности и во взаимоотношениях людей [1]. Свойства внимания могут изменяться под влиянием различных факторов, как внешних, так и внутренних. Например, факторы, связанные с самим субъектом, его установками, эмоциональными процессами [2]. Обучение в высшей школе зачастую сопровождается значительным интеллектуальным и эмоциональным напряжением студентов. Своеобразие методик и организаций учебного процесса в вузе, большой объем информации, дефицит времени, отсутствие навыков самостоятельной работы вызывает у студентов повышенное эмоциональное напряжение [3]. Известно, что высокое психоэмоциональное напряжение может привести к снижению когнитивных функций, в том числе к снижению внимания [4].
Исследование закономерностей между когнитивными параметрами и личностно-
—--—
~ 34 ~
эмоциональными характеристиками организма актуально тем, что человек, получив сведения о психологических особенностях своего организма, способен, на основе этих данных, улучшить свои возможности для последующего эффективного использования своего времени.
Цель данной работы - исследование свойств внимания (объема, распределения, пере-ключаемости) в зависимости от личностно-эмоциональных параметров организма у студентов вуза в условиях Севера.
Методы исследования. Работа выполнена на базе кафедры патологической и нормальной физиологии человека Медицинского института СВФУ им. М.К.Аммосова. В исследовании приняли участие студенты 1-2- курсов Института психологии СВФУ им. М.К.Аммосова из числа добровольцев в возрасте 19,56±0,21 лет (n=51).
Исследование личностных параметров и психоэмоционального состояния студентов проводилось общепринятыми методами [5]: определение личностных параметров (уровня экстра-интраверсии) и уровень нейротизма определяли с помощью опросника Айзенка (EPI), уровень ситуативной (СТ) и личностной (ЛТ) тревожности - посредством опросника Спил-бергера в модификации Ханина. Свойства внимания (объем, распределение и переключае-мость) исследовали с помощью методики красно-черных таблиц Шульте-Платонова на АПК «НС-Психотест» (ООО «Нейрософт», Иваново, Россия). Все исследования проводились в первую половину дня до 11 часов во время обычного учебного процесса. Статистическая обработка результатов проводилась с использование пакета статистических программ Excel 7.0 и StatPlus 2007 Professional.
Результаты. Полученные нами результаты психологического исследования показали, что среди студентов большую часть составляют амбиверты (40%) и интроверты (32%) и меньшую часть - экстраверты (28%). Более половины студентов находятся в состоянии психоэмоционального напряжения: преобладает количество студентов с высоким уровнем нейротизма (63%), ситуативной (51%) и личностной (67%) тревожности. Лиц с низким уровнем СТ всего 8%, а студентов с низким уровнем ЛТ не отмечается.
Результаты изучения свойств внимания выявили, что у большинства студентов отмечается средний уровень объема и распределения внимания (74,5% и 78% соттветственно). Пе-реключаемость внимания у более половины студентов высокая (53%).
Исследование свойств внимания в группах экстравертов, интровертов и амбивертов показало, что наибольшее количество студентов с высоким и выше среднего объемом и пере-ключаемостью внимания отмечается среди экстравертов (77% и 77% наименьшее - среди ам-бивертов (см.рис.1).
Полученные результаты подтверждают, что экстраверты в силу своей общительности и направленности энергии вовне, способности улавливать большее количество информации об объекте, могут с легкостью удерживать в центре внимания несколько объектов и оперировать ими без особых затруднений [6]. Вполне ожидаемым является и то, что у большинства экстравертов наблюдается высокий показатель переключаемости внимания, так как им свойственно быстро переходить от одного дела к другому в отличие от тех же интровертов. Преобладание лиц с высоким уровнем распределения внимания в группе интровертов вероятно связано с тем, что у интровертов внимание имеет большую направленность в ситуацию, чем у экстравертов [7], что позволяет лучше распределить внимание на выполнение нескольких
действий для более успешной деятельности.
—--—
~ 35 ~
и высокий и выше среднего н средний ы низкий и ниже среднего Рис. 1. Распределение уровней свойств внимания в зависимости от экстра-интраверсии (в %).
Результаты исследования психоэмоционального состояния показало, что уровень психоэмоциональной устойчивости оказывает влияние в основном на объем и переключаемость внимания. Так, большинство студентов с высоким уровнем нейротизма обладают высоким объемом и высокой переключаемостью внимания (71% и 67% студентов соответственно). Тогда как у лиц с низким и средним уровнем нейротизма количество студентов с разным объемом и переключаемостью внимания практически не отличается.
Известно, что чем выше уровень нейротизма, тем личность более эмоционально неустойчива, менее уравновешена, более тревожна [3]. На основании данных факторного анализа Левитов Н.Д. сделал вывод, что проявлением эмоциональной неустойчивости может быть такой фактор, как состояние внутреннего напряжения, тревога [8]. Поэтому уровень нейротизма традиционно рассматривается совместно с анализом уровня тревожности. Исследование свойств внимания в группах с различным уровнем ситуативной тревожности показало, что среди студентов независимо от уровня СТ преобладают лица со средним уровнем объема и распределения внимания (см.рис.2). Большее количество студентов с высоким уровнем переключаемости внимания отмечается среди студентов со средним и высоким уровнем СТ (61% и 50% соответственно). Проведение корреляционной связи между уровнем СТ и свойствами внимания обнаружило слабое влияние СТ на переключаемость внимания (г=0,2). Взаимосвязь СТ с объемом и распределением внимания не обнаружена.
Результаты распределения по уровням свойств внимания в зависимости от уровня ЛТ показало, что в группе студентов со средним уровнем ЛТ наблюдается наибольшее количество лиц с высоким объемом внимания (76%).
низким CT средний CT еысокий CT
низкий CT q средний CT
низкий CT средний С" еысокий CT
■1 1 1 1 75
1 1 1
-
1 1
9
75
50 Í4 IS
1 1-~ '
объем внимания
распределение внимания
переключаемость внимания
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 00% 90% 100% и еысокий и выше среднего ■ средний низкий и ниже среднего
Рис. 2. Распределение свойств внимания в группах с различным уровнем ситуативной тревожности (в %)
А в группе с высоким уровнем ЛТ количество лиц с высоким объемом внимания снижается более чем в 2 раза (до 27%). следующее (см.рис.3). Возможно, повышение личностной тревожности у студентов приводит к снижению объема внимания.
средний ЛТ
ЕЫСОКИЙ ЛТ
средний ЛТ высокий ЛТ
средний ЛТ ЕЫСОКИЙ ЛТ
— 76 —
24
79 18
——
—i— --
объем внимания
распределение внимания
переключаемость внимания
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 00% 30% 100% ■ еысокий и выше среднего ■ средний ынизкий и ниже среднего
Рис. 3. Распределение свойств внимания в группах с различным уровнем личностной тревожности (в %)
Результаты распределения внимания показали, что в обеих группах преобладают лица со средним уровнем распределения внимания. При этом лица с высоким уровнем распределения внимания практически не встречаются. Высокий уровень переключаемости внимания отмечается группе с высоким уровнем ЛТ (50%). Проведение корреляции между ЛТ и свойствами внимания обнаружило умеренную положительную связь с переключаемостью внимания (r=0,31).
Заключение. Таким образом, полученные нами результаты исследования показали, что внимание как когнитивный процесс зависит от личностных особенностей и
психоэмоционального состояния человека. Студенты с экстраверсией отличаются наиболее
—--—
~ 37 ~
высокими показателями по таким свойствам внимания как объем и переключаемость, интроверты - по распределению внимания. Считаетмся, что амбиверты же, имея черты сразу двух типов личности, ориентируются в зависимости от той ситуации, в которой они находятся, что должно говорить об их гибкости и способности быстро находить решения. Однако, по результатам нашего исследования среди амбивертов отмечаются низкие показатели по всем предоставленным параметрам внимания, в отличие от экстравертов и интравертов. При этом психоэмоциональное состояние оказывает большее влияние на пере-ключаемость внимания. Повышение психоэмоционального напряжения приводит к увеличению переключаемости внимания. Как известно, переключаемость внимания зависит от подвижности нервных процессов и лабильности нервной системы. Возможно, при психоэмоциональном напряжении сопровождающейся повышенной тревожностью происходит увеличение подвижности нервных процессов, которая и приводит к повышению переключаемости внимания.