Научная статья на тему 'Вневременная проблема применения допинга в спорте среди школьников'

Вневременная проблема применения допинга в спорте среди школьников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1341
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Ключевые слова
ДОПИНГ / ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ СПОРТ / ВСЕМИРНАЯ АНТИДОПИНГОВАЯ КОМИССИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Киселева Клавдия Константиновна, Кутузова Валерия Денисовна, Артемьева Лариса Борисовна

Статья посвящена проблеме применения допинга в детско-юношеском спорте. Авторы размышляют о причинах применения стимуляторов спортсменами и выражают озабоченность высоким уровнем применения допинг-препаратов юными спортсменами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Киселева Клавдия Константиновна, Кутузова Валерия Денисовна, Артемьева Лариса Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вневременная проблема применения допинга в спорте среди школьников»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_

УДК 336

Киселева Клавдия Константиновна

студент 3 курса филологического факультета Уральский федеральный университет, г. Екатеринбург, Россия

Кутузова Валерия Денисовна студент 3 курса филологического факультета Уральский федеральный университет, г. Екатеринбург, Россия

Артемьева Лариса Борисовна Старший преподаватель ИФКСиМП Уральский федеральный университет, г. Екатеринбург, Россия

ВНЕВРЕМЕННАЯ ПРОБЛЕМА ПРИМЕНЕНИЯ ДОПИНГА В СПОРТЕ СРЕДИ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация

Статья посвящена проблеме применения допинга в детско-юношеском спорте. Авторы размышляют о причинах применения стимуляторов спортсменами и выражают озабоченность высоким уровнем применения допинг-препаратов юными спортсменами

Ключевые слова

Допинг, детско-юношеский спорт, Всемирная антидопинговая комиссия

На протяжении всех времен спортивная победа имела значение не только для самого победителя: социальная, экономическая, политическая сферы различных государств также изменялись в зависимости от вида спортивного соревнования и полученного спортсменом места. Так за определенной территорией ассоциативно закреплялся «спортивный ярлык» (Канада - хоккей, Испания - футбол, США - регби, Англия - крикет и т.п.), а победителей прославляли, делая каждого спортивным каноном и ориентиром для будущих участников соревнований. Спортсмены ставят новые спортивные рекорды, достигая отметки невозможного, конкуренция становится жестче, накаляя обстановку на Олимпийских играх, чемпионатах мира и других соревнованиях. В это время организм спортсмена постоянно подвергается чрезмерным нагрузкам от постоянных тренировок, нередко приводящих к сильному переутомлению организма. Конкуренция и ограниченность возможностей организма заставляет спортсменов и специалистов, работающих в спортивной или смежной со спортом области, искать пути совершенствования тренировок, общей подготовки спортивных талантов, а также искать способы одержать победу в соревновании любой ценой.

Одним из таких способов является применение запрещенных спортивной комиссией препаратов, лекарственных веществ, получивших название допинг. Данные вещества стимулируют организм и повышают работоспособность спортсменов, однако они нарушают естественный ход физиологических и психологических процессов в организме.

В последнее десятилетие специалистами отмечается рост применения допинг-препаратов в детском и юношеском спорте [2]. В отличие от уже состоявшихся взрослых спортсменов, осведомленных о риске употребления стимуляторов, дети, в большинстве своем, выполняют приказы тренеров, навязывающих им свою модель спортивного поведения, разрушая понятия о морали и нравственности в спортивных играх.

Впервые в спорте, как зафиксировано сетевыми источниками, допинг стали принимать в 1865 году во время соревнований по плаванию, проходивших в Амстердаме. Однако еще в древней Греции были особые правила приема пищи, которым следовали спортсмены-олимпийцы: так например, для лучшей выносливости во время бега съесть несколько семечек кунжута, благодаря высокому содержанию кальция он способствует укреплению костей и мышечной ткани; перед рукопашным боем участник Олимпиады съедал ягнятину, запивая вином, повышая свою выносливость.

Эту «спортивную пищевую игру», ныне уже не существующую, вряд ли можно полноценно сравнивать с современным допингом, однако есть определенные сходства: и в том, и в другом случае

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_

спортсмен пытается добиться повышения своих врожденных и развитых после физических характеристик, стараясь превзойти самого же себя, и других, соответственно, чтобы одержать не одну победу на спортивном поприще.

Несмотря на то, что допинг имеет место в спорте второе столетие, борьбу с ним начали далеко не сразу. Только в 1993 году Медицинская комиссия МОК ввела запрет на применение фармакологических препаратов, которые возбуждали нервную и эндокринную систему. Так, например, к этим препаратам относятся: стимуляторы разных групп и классов, наркотики, анаболики, обезболивающие средства, мочегонные средства, пептидные гормоны (окситоцин, вазопрессин, гастрин, глюкагон, инсулин и другие) и производные от пептидных гормонов [1]. Кроме того, алкоголь и кофеин также были включены Медицинской комиссией в список запрещенных напитков из-за содержащегося в них кофеина, оказывающего стимулирующее воздействие на организм.

Из-за отсутствия серьезных исследований в настоящее время трудно оценить ситуацию с распространением допинга в российском спорте. Однако имеются все основания констатировать расширение применения запрещенных препаратов, в том числе и в детско-юношеском спорте.

Вид спорта

Рисунок 1 - Применение запрещённых средств и методов спортсменами высокой квалификации (данные неофициального опроса экспертов стран Восточной Европы) [1]

Несмотря на то, что борьба с допингом в спорте ведется уже много лет, результаты этой борьбы неутешительные: многие спортсмены представляют медицинские справки о том, что, по показаниям лечащих врачей, они имеют необходимость принимать определенные лекарственные препараты, входящие в группу запрещенных, в связи с прогрессирующими или хроническими болезнями. Максимальное наказание для спортсмена, у которого в крови было обнаружено запрещенное вещество - отстранение от спортивных соревнований максимум на четыре года. Вынос приговора зависит от степени нарушения, количества обнаруженных препаратов после анализа и от того, какое именно вещество было приняты перед стартом. В детско-юношеском спорте ситуация усугубляется тем, что допинг-контроль в отношении детей не проводится, что дает определенную свободу действия тренерам. В большинстве случаев допинг принимается юными спортсменами с подачи личных тренеров, ведь зарплата и премиальные тренеров зависят от того, насколько успешно выступят спортсмены на региональных, областных или зональных соревнованиях [2]. Детский организм особенно чувствителен ко всем видам стимуляторов, по этой причине неправильный подбор дозы приводит к необратимым последствиям, в особо тяжелых случаях к инвалидности и летальному исходу.

Согласно Всемирному антидопинговому кодексу ответственность за все принимаемые перед началом старта препараты несет сам спортсмен. Таким образом, взрослый спортсмен отвечает за свой выбор. Однако если спортсменом является ребенок или подросток - ситуация осложняется. Чаще всего юный спортсмен даже не подозревает о том, какой именно препарат дает ему тренер, и какие последствия

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х

ожидают ребенка после принятия запрещенных препаратов. Родители часто остаются в неведении, так как по разным причинам они не допускаются тренерами до занятий и полностью доверяют своего ребенка спортивному наставнику. Таким образом, тренер заменяет ребенку родителей, становясь для него примером для подражания. Действия тренера не вызывают у ребенка сомнений, ребенок старается заслужить его похвалу, обратить на себя внимание.

Основным методом борьбы с принятием запрещенных препаратов в детском и юношеском спорте должно быть повсеместное информирование подрастающих спортсменов о вреде допинг-препаратов, а также активное включение родителей в спортивную жизнь детей. У детей должна быть сформирована нетерпимость к допингу, а также усвоение понятия "спортивного поведения", где принятие допинга приравнивается мошенничеству. Молодое поколение спортсменов должно понять, что допинг - это недостойное поведение и неуважение своих соперников, и, самое главное, угроза здоровью и их жизни.

Список использованной литературы:

1. Гончарова Н. А. Фармакология спорта / Н. А. Гончарова, Я. С. Гудивок - Режим доступа : М1р:/^роГотЫЛо/Спортивная_фармакология_(Сейфулла) - (дата обращения: 28.05.2016)

2. Допинг пришел уже и в детско-юношеские спортивные школы [Электронный ресурс] // tver.life.ru -Режим доступа : http://www.tverlife.ru/news/41764.html - (Дата обращения 29.05.2016).

© Киселева К. К., Кутузова В.Д., Артемьева Л.Б., 2016

УДК 376.37

Лапутина Наталья Алексеевна

магистрант СмолГУ г. Смоленск РФ E-mail: laputina.natalya@yandex.ru

ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ УСПЕШНОГО ОВЛАДЕНИЯ ГРАМОТОЙ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Аннотация

В статье раскрывается актуальность проблемы овладения грамотой детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи как фактора успешной социальной адаптации к школьному обучению. Рассмотрены предпосылки, необходимые для успешного овладения грамотой детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Ключевые слова

Дети дошкольного возраста, общее недоразвитие речи, предпосылки овладения грамотой

Разнообразные нарушения устной и письменной речи являются одной из распространённых причин неуспеваемости учащихся начальных классов общеобразовательной школы, которые зачастую затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом [9, с.14].

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает комплекс обязательных требований к дошкольному образованию. В соответствие с ФГОС содержание деятельности дошкольной образовательной организации должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, а также охватывать образовательные области, среди которых речевое развитие.

По данным мировой статистики отмечается стремительный рост речевой патологии среди детей дошкольного возраста. Так, в середине 70-х годов нарушение речи отмечалось 4% детей в возрасте четырех лет, а в настоящее время- 25% детей того же возраста [5, с.99].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.