Научная статья на тему 'Внеурочные занятия по математике, направленные на углубленное изучение учебного материала по теме: «Отношения и пропорции»'

Внеурочные занятия по математике, направленные на углубленное изучение учебного материала по теме: «Отношения и пропорции» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
471
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УГЛУБЛЕННОЕ ИЗУЧЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Власенко А. А.

Дополнением к урочной системе образования является внеурочная деятельность, которая способствует более успешному обучению, включает учащихся в активную познавательную деятельность, а также способствует освоению познавательных УУД. Внеурочная деятельность по математике даёт возможность углубить знания по отдельным темам предмета, приобрести навыки исследовательской деятельности, выявить и реализовать свои интеллектуальные возможности. Она, безусловно, влияет на эффективность образовательного процесса и повышает мотивацию учащихся к изучению одного из самых сложных учебных предметов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внеурочные занятия по математике, направленные на углубленное изучение учебного материала по теме: «Отношения и пропорции»»

важнейший инструмент формирования кадрового потенциала Вооружённых Сил. Поэтому её развитие было и остаётся приоритетным в нашей работе. Масштабное переоснащение армии и флота ставит перед системой военного образования задачу подготовки специалистов, способных умело применять новое вооружение и военную технику.

Приняты меры по повышению уровня подготовки военных кадров, определён главный критерий оценки качества обучения - умение профессионально действовать в реальных условиях боевой обстановки, основанное на сформированности морально-психологической устойчивости военнослужащих.

Таким образом, начиная с 18 века наблюдается выстраивание системы военного образования, исторические документы и справочники отражают характеристику требований к подготовке военнослужащих. В процессе становления Русской армии и флота в солдате воспитываются личностные качества такие как: моральные, боевые, волевые и физические. Подготовка будущего офицера является сложной и многогранной, где важным моментом является формирование специальных знаний у будущих офицеров с учетом физических навыков и умений, так как служба требует большого напряжения моральных и физических сил. В последнее время серьёзно обновлена система высшего военного образования: введены и реализуются федеральные государственные образовательные стандарты и квалификационные требования к подготовке военнослужащих, в которых особая роль отводится необходимости формирования морально-волевых качеств будущих офицеров.

Система военного образования находится в едином образовательном поле нашего государства. Она имеет богатую, более чем трёхвековую историю. Многое за это время изменилось, но осталась неизменной главная задача - подготовка военных профессионалов, готовность защищать Родину и свой народ. Особенности современного боя и перспективы развития возможных вариантов ведения вооружённой борьбы на среднесрочную и длительную перспективу различными силами и средствами, создают необходимость изменения содержания образования, средств и методов обучения, формирования личностных, прежде всего, морально-волевых качеств будущих офицеров. Список использованной литературы:

1. Рубцов Ю.В. Генерал-фельдмаршалы в истории России. - М.:Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 304 с.

2. Хохлова Е. Великие полководцы и герои / А.В. Суворов Любимый полководец народа - М.:РИПОЛ классик, 2014. - 256 с.

3. Ивченко Л.Л. (Жизнь замечательных людей) Кутузов. — М.: Молодая гвардия, 2012. — 496 с.

4. «О долге и чести воинской в армии Российской» / под общ. Ред. Н.А. Панкова. - М.: воен.издат, том.1. 2009. - 422 с.

5. Великая Отечественная Война: военно-исторические очерки. - М.: Наука, книга 3, 1999. - 510с.

6. Общевоинские Уставы Вооружённых сил СССР. — М: Воениздат, 1982. — С. 178—214.

© Васильев Б.Ю., 2017

УДК 50

А.А. Власенко

магистрант г. Славянск-на-Кубани, РФ E-mail: [email protected]

ВНЕУРОЧНЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА УГЛУБЛЕННОЕ ИЗУЧЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ТЕМЕ: «ОТНОШЕНИЯ И ПРОПОРЦИИ»

Аннотация

Дополнением к урочной системе образования является внеурочная деятельность, которая способствует

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-2/2017 ISSN 2410-700Х_

более успешному обучению, включает учащихся в активную познавательную деятельность, а также способствует освоению познавательных УУД. Внеурочная деятельность по математике даёт возможность углубить знания по отдельным темам предмета, приобрести навыки исследовательской деятельности, выявить и реализовать свои интеллектуальные возможности. Она, безусловно, влияет на эффективность образовательного процесса и повышает мотивацию учащихся к изучению одного из самых сложных учебных предметов.

Ключевые слова

Внеурочная деятельность, углубленное изучение учебного материала.

Организовывая внеурочные занятия по математике, необходимо применять технологию личностно-ориентированного обучения, которая полностью отвечает следующим задачам: учить детей без принуждения, развивать устойчивый интерес к знаниям и формировать потребность их в самостоятельном поиске [1, с. 345]. Внеурочная деятельность по математике служит неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и одной из форм организации свободного времени учащихся. Она в полной мере соответствует требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, способствует новому взгляду на образовательные результаты. Правильная организация внеурочной деятельности по математике создаёт все условия для формирования интеллектуально развитой личности, готовой самосовершенствоваться путем расширения и углубления своих знаний по предмету.

Наше исследование в настоящий момент является весьма актуальным, потому что в современных условиях образования, по новым стандартам, учащиеся обязаны большую часть времени обучаться самостоятельно, а учитель является лишь координатором их работы [2, с. 44]. Внедрение проектного метода при обучении математике позволяет углубить знания не только по учебному материалу всего курса, но и отдельных его тем. Приемы проектного обучения были применены нами при изучении темы «Отношения и пропорции» в 6 классе. Нашей целью была оценка уровня качества знаний учащихся по теме, а также дальнейшая корректировка пробелов в знаниях учащихся, так как это тема является одной из основных тем школьного курса, а задачи входят в перечень заданий ОГЭ. Проведение внеурочных занятий осуществлялось не учителем-предметником, а одной из учащихся, пожелавшей изложить эту тему со своей точки зрения.

Обучение с внедрением проектного метода должно начинаться с диагностики остаточных знаний учащихся [3, с. 26] с помощью входной диагностической работы, состоящей из 8 задач на каждый пункт исследуемой темы. Анализ результатов диагностики показал, что учащиеся не усвоили, в достаточной мере, учебный материал и не успели закрепить из-за ограниченного количества учебных часов и недостаточного количества практических занятий. Для более тщательного изучения данной темы было отведено два внеурочных занятия.

Входная диагностическая работа по определению уровня качества знаний учащихся 6 класса по теме «Отношения и пропорции» была проведена в начале урока математики как задание на повторение. Ребятам было предложено письменно ответить на 8 вопросов с разным типом задания (задания № 1, 2, 4, 5, 6, 7 с выбором ответа; задания № 3, 8 с кратким ответом). Целью данной работы было выявить пробелы в знаниях учащихся для дальнейшей их корректировки.

Для корректировки знаний учащихся применялись такие средства дополнительного обучения как, презентации и специально подобранные задачи с подробным описанием их решения [4, с. 3].

Работа по углубленному изучению темы была проведена на двух внеурочных занятиях. Первое занятие было посвящено темам «Отношение и масштаб» и «Прямая и обратная пропорциональная зависимости». Второе занятие было посвящено подробному разбору темы «Длина окружности и площадь круга». По завершению углубленного изучения темы «Отношения и пропорции», была проведены выходная диагностическая работа.

Анализ результатов выходной диагностической работы по теме показал, что количество учащихся, справившихся со всеми заданиями работы, составило 12 человек из 20 учащихся, что является увеличением на 11 человек по сравнению с результатами входной диагностической работой.

20 20

20 18 16 14 12 10 8 6 4 2 0

19

20

20

18

J1 ^ > &

//// S//

* W S S

£ £ //

//

верно выполненные задания

неверно выполненные задания

0

0

0

Рисунок 1 - Анализ результатов выходной и входной диагностических работ в сравнении

Анализируя данные выходной диагностической работы (рис. 1), мы увидели, что никаких затруднений не вызвали задания на: отношения, пропорции, длина окружности и шар. Все 20 человек с ними успешно справились. Что же касается заданий, в которых учащиеся допустили ошибки, то их можно разбить на 4 группы: 4 человека из 20 не смогли решить задачу на прямую пропорциональную зависимость, 5 человек неверно решили задачу на обратную пропорциональную зависимость, 1 из 20 человек не усвоил понятие «масштаб».

В процессе исследования диагностики и корректировки пробелов в знаниях учащихся 6 класса по теме: «Отношения и пропорции» нами был анализирован и обобщен большой объем теоретической информации; подобраны задания для оценки остаточных знаний учащихся, в виде входной и выходной диагностических работ; проведена корректировка знаний учащихся на внеурочных занятиях, т.е. углубленно изучена тема «Отношения и пропорции» путём показа презентаций и подробному описанию решения задач; а так же проведён анализ результатов входной и выходной диагностических работ, на основании чего были разработаны следующие рекомендации учащимся:

- при изучении темы «Отношения и пропорции» уделять особое внимание основным пунктам этой

темы;

- довести решение задач до автоматизма, поскольку эта тема включена в перечень заданий ОГЭ. Мы, анализируя результаты проделанной работы может утверждать, что такая подача знаний тоже

может существовать, но больше на внеурочных занятиях, и имеет ряд положительных сторон:

- с одной стороны ученица, работавшая над своей проектной работой по этой теме и разобравшись во всех её тонкостях самореализуется, выступая перед своими одноклассниками и реализуя коммуникативные УУД;

- с другой стороны, остальные ребята, слушая объяснение, преподносимое своей одноклассницой гораздо лучше воспринимают поступающую информацию.

Список использованной литературы:

1. Курбатова, Н. Н. Программа внеурочной деятельности по математике «Математика после уроков» // Молодой учёный. - 2016. - №16. - С. 343-351.

2. Бердник, Н. И. Особенности организации внеурочной деятельности школы в контексте новых ФГОС [Электронный ресурс] / Н. И. Бердник // Известия воронежского гос. пед. ун-та. - 2014. - № 1. - С. 43-46. -URL: http://e.lanbook.com/view/journal/128481/ (дата обращения: 11.01.2017).

3. Жигалина, В. Г. Проектно-исследовательская деятельность как средство развития творческой активности обучающихся на уроках и во внеклассной работе [Электронный ресурс] / В. Г. Жигалина, Э. У. Заздравных

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-2/2017 ISSN 2410-700Х_

// Развитие творческого потенциала личности в процессе обучения естественно-географических дисциплин в школе и вузе: предметный и метапредметный подход : материалы Всерос. науч.-практ. конф.с междунар. участием, Казань, 25-27 марта 2015 г. - Казань : Отечество, 2015. - С. 24-28. - URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=24740342 (дата обращения: 18.01.2017).

4. Горев, П. М. Совершенствование системы дополнительного математического образования в средней школе [Электронный ресурс] / П. М. Горев // Концепт. - 2014. - № 11. - С. 1-7. - URL: http://e.lanbook.com/journal/issue/297270 (дата обращения: 18.01.2017).

© Власенко А.А., 2017

УДК 378.147.88

Г. Г. Газзалов

Магистрант 1 курса механического факультета Башкирский государственный аграрный университет г. Уфа, Российская Федерация E-mail: [email protected]

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Аннотация

В статье определены пути совершенствования лабораторных работ.

Ключевые слова

Лабораторная работа, высшая школа, студент, педагог, знания, способности.

Как научить студентов «учиться»? Что может вызвать у них желание узнать больше, чем было сказано на уроке? Что позволит привлечь информационно перегруженных студентов именно к определенному предмету? Каждый педагог находит свои пути решения этих проблем: кто-то использует игровые приёмы, другие - информационно-коммуникационные технологии. А некоторые педагоги используют занимательные лабораторные работы, опыты и эксперименты.

Лабораторные работы позволяют закрепить теоретические знания, полученные на уроке, развить творческие способности. Закрепление теоретических знаний посредством лабораторных работ крайне важно в современном информационно-технологическом мире [1, 2].

Цель исследования - определение путей совершенствования лабораторных работ в высшей школе.

Лабораторные работы заключаются в проведении и анализе определенного исследования, результаты которого получены опытным путём.

Важный аспект совершенствования лабораторных работ - это исследовательская деятельность. Она реализуется через индивидуальные и групповые проекты. Современная педагогика признает, что метод проектов является самым актуальным и популярным на сегодняшний день [3, 4].

В последнее время предпочтение отдается групповым проектам. Что дает метод групповых проектов? Данный метод позволяет раскрыть способности каждого члена группы. В ходе работы студенты распределяют между собой роли и обязанности: кто-то становится лидером, а кто-то хорошим исполнителем. Полученный результат они обобщают и анализируют. Так, выполняя мини-проекты в рамках лабораторных исследований, студенты разделились на несколько групп. В каждой группе был выбран лидер, который руководил работой. Студенты были увлечены процессом, и получали удовлетворение. Ни одно такое занятие не обходилось без эмоций - радости, удивления и восторга, которые испытывали студенты.

Лабораторные работы позволяют с помощью простых опытов и экспериментов увидеть различные процессы и явления, а также опровергнуть или подтвердить гипотезы. В лаборатории студенты 2 курса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.