Научная статья на тему 'Внешняя трудовая миграция в регионе: состояние и перспективы в условиях экономического кризиса'

Внешняя трудовая миграция в регионе: состояние и перспективы в условиях экономического кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
307
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономика региона
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / MIGRATION / SVERDLOVSK REGION / THE STATE MIGRATORY POLICY / AN ECONOMIC CRISIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бедрина Елена Борисовна, Козлова Ольга Анатольевна

В статье рассматриваются процессы усиления иммиграции в Свердловской области, происходящие на протяжении периода становления рыночного хозяйства. Дается характеристика современным миграционным потокам. Анализируется государственная миграционная политика. Определяются последствия притока иностранной рабочей силы в период экономического кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Immigration in Sverdlovsk region in the context of an economic crisis: causes and consequences

The article deals with increasing immigration in Sverdlovsk region during the period of formation of market economy. The authors characterize modern migratory processes and analyze state migratory policy. The causes and consequences of the inflow of foreign labor force in the situation of current economic crisis are determined.

Текст научной работы на тему «Внешняя трудовая миграция в регионе: состояние и перспективы в условиях экономического кризиса»

УДК: 331.556

ключевые слова: миграция, Свердловская область, государственная миграционная политика, экономический кризис

Е. Б. Бедрина, O.A. Козлова

ВНЕШНЯЯ ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ В РЕГИОНЕ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО

КРИЗИСА1

В статье рассматриваются процессы усиления иммиграции в Свердловской области, происходящие на протяжении периода становления рыночного хозяйства. Дается характеристика современным миграционным потокам. Анализируется государственная миграционная политика. Определяются последствия притока иностранной рабочей силы в период экономического кризиса.

«В XXI веке миграция станет одним из основных интересов политики. В нашем маленьком мире все больше и больше людей будет рассматривать миграцию — временную или постоянную — как дорогу к трудоустройству, образованию, свободе или другим возможностям. Правительствам будет необходимо разработать законную миграционную политику и практику. Правильно управляемая миграция может содействовать процветанию, развитию и взаимопониманию между народами».

Мак-Кинли, Генеральный директор MOM2

Процессы либерализации рынков товаров, услуг и капитала ведут к росту межстрановой мобильности трудовых ресурсов. Усилению этих процессов способствуют интеграционные соглашения, упрощающие режим перемещения мигрантов. В экономической литературе XX в. окрестили эрой миграции. Однако, в начале XXI в. миграционные процессы только усилились.

Эти процессы коснулись и Свердловской области, став определяющими не только для устоев хозяйствования в ряде отраслей, но и оказав серьезное влияние на социальную и культурную жизнь ее жителей. Вспомним, что рост иммиграции в Западной Европе, стимулируемый правительствами стран в период послевоенного восстановления хозяйства и экономического роста 60-х гг., позже обернулся серьезной проблемой для госбюджета стран — реципиентов

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ (проект 08-02-00369а)

2 MOM — Международная Организация по Миграции

иностранной рабочей силы, вынужденных проводить ограничительную политику и политику депортации в связи с экономическим кризисом средины 70-х — начала 80-х гг.

Можем ли мы утверждать, что процессы миграции в Свердловской области контролируемы? Не возникает ли противоречия между либерализацией миграционного законодательства и сокращениями рабочей силы, проводимыми на предприятиях области? Ответ на эти вопросы требует детального изучения миграционных потоков. Очевидно, существует некая иммиграционная ловушка, когда выгода конкретного работодателя очевидна, а общества в целом — нет. Однако, как утверждал великий комбинатор: «Лед тронулся, господа присяжные заседатели». Развитие процесса очевидно.

Снятие железного занавеса и распад Советского Союза привели к активизации миграционных процессов. Начиная с 90-х гг. происходит рост иммиграционных потоков в Свердловскую область, являющуюся привлекательной с точки зрения имеющихся свободных вакансий, приемлемых условия труда и уровня заработной платы (рис. 1).

Позже усилению роста способствовало образование национальных диаспор, контролирующих данные потоки. Сегодня в Свердловской области открыто 16 консульств, ряд торговых представительств, информационных агентств и т. п. Миграционный прирост Свердловской области за период 2003—2008 гг. увеличился с 263 человек до 9300 человек (табл. 1).

Политика привлечения иностранной рабочей силы, проводимая в России на протяжении последнего времени, была призвана решить демографические проблемы, выражающиеся в сокращении лиц трудоспособного возраста в условиях экономического роста страны.

В связи с отрицательным естественным приростом населения за период с 2003 по 2008 гг. численность постоянно живущих в области сократилась на 1,5% и составила на 1 января 2009 г. 4396,5 тыс. человек (рис. 2).

350000 300000 250000 200000 150000 100000 50000 0

Временно

зарегистрированные иностранные граждане по месту пребывания

2004

2005

2006

годы

2007

2008

Рис. 1. Иммиграция в Свердловскую область за период 2004—2008 гг. (Источник: Оценка демографической ситуации в Свердловской области до 2020 года. Департамент труда и социальных вопросов Министерства экономики и труда

Свердловской области, с. 3.)

Родившиеся, чел.

Щ Умершие, чел.

Q Естественный прирост, чел.

^ Миграционный прирост,чел

fjjjj} Баланс

населения, чел.

годы

Рис. 2. Данные о приросте (убыли) населения Свердловской области за период 2003—2008 гг. Прирост (убыль) населения Свердловской области за период 2003—2008 гг.

Таблица 1

Показатели 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.

Родившиеся, чел. 46340 47430 45956 47328 50638 54500

Умершие, чел. 77005 73600 73423 67249 64444 64000

Естественный прирост, чел. -30665 -26170 -27467 -19921 -13806 -10500

Миграционный прирост, чел. 263 5464 8711 9508 8856 9300

Баланс населения -30402 -0707 -18756 -10413 -4950 -1200

Источник: Оценка демографической ситуации в Свердловской области до 2020 года. Департамент труда и социальных вопросов Министерства экономики и труда Свердловской области, с. 2.

Как известно, сокращение численности населения, в том числе населения трудоспособного возраста, отрицательно влияет на показатель демографической нагрузки1, создает проблемы пенсионного обеспечения, выражается в неудовлетворенности спроса на рабочую силу и т. п.

Первоначально возместить убыль миграционным приростом не представлялось возможным, так как он был значительно ниже естественной убыли населения. Но постоянный прирост сальдо миграции и некоторое снижение

1 Рассчитывается как отношение количества иждивенцев (населения в нетрудоспособном возрасте: моложе 15 и старше 65 лет) к населению трудоспособного возраста.

естественной убыли населения после 2006 г. позволило выправить ситуацию. Так, в последние годы разница баланса населения существенно сократилась и в 2008 г. составила всего 1200 чел. (рис. 3). Однако тенденция к сокращению экономической активности населения отягощала сложившуюся ситуацию.

Проблему усугубляла и неравномерность распределения трудовых ресурсов. Так, относительно высокий уровень безработицы сохранялся, а в период экономической нестабильности усилился в небольших городах и сельской местности, в то время как в Екатеринбурге и наиболее крупных городах области количество

§ т

---Миграционный

прирост, чел

-Естественная убыль

населения, чел.

2003

2004

2005

2006

2007

2008

годы

Рис. 3. Возмещение естественной убыли населения приростом внешней миграции

вакансии традиционно превышало количество регистрируемых безработных.

Слабость внутренней миграции объясняется большой дифференциацией в уровне жизни населения, высокими ценами на недвижимость, спецификой традиций и фактически отсутствием государственной политики, стимулирующей внутреннею географическую мобильность.

В отличие от жителя США, который меняет место жительства на протяжении своей жизни 13—15 раз, или жителя Великобритании, меняющего его 7 раз, среднестатистический житель России меняет его лишь 1,5 раза. Правда, следует обратить внимание и на тот факт, что в США, Великобритании, как и в Германии, Японии, Канаде и др., наработан значительный опыт осуществления программ помощи географической мобильности населения, активно используемых в период экономического кризиса середины 70-х гг. [1, с. 51-52].

К отрицательной тенденции в области миграции можно отнести и тот факт, что среди прибывающих в Свердловскую область за период с начала 90-х гг. произошло исчерпание потоков русского и русскоязычного населения и увеличение доли мигрантов, не являющихся представителями титульных наций России. Если в 1993 г. на долю русских и русскоязычного населения приходилось 95% прибывших, то в 2002 г.

— 68,6% [6], затем после 2004 г. произошло резкое сокращение их количества.

Основной страной «русского исхода» был Казахстан. Если в 2004 г. на долю Казахстана приходился самый большой поток мигрантов

— 21,3%, то в 2008 г. поток из Казахстана составляет всего 0,8%. В тоже время миграция из Таджикистана, Узбекистана, Киргизии и стран Закавказья всегда характеризовалась притоком представителей титульных наций этих стран. Отрицательные последствия данного явления выражаются в снижении общего уровня образования и профессионализма въезжающих мигрантов.

Кроме того, среди потока мигрантов снизился уровень знания русского языка, несмотря на то, что в ряде стран — доноров рабочей силы он является вторым официальным языком. Причина этого кроется в том, что значительная доля мигрантов представлена выходцами из сельской местности и провинций, где русский язык практически не используется.

Донорами трудовой миграции в Свердловскую область выступают 63 страны мира, из них 10 государств являются участниками различных интеграционных соглашений с Россией — Таджикистан, Узбекистан, Кыргызстан и др. Для граждан этих стран предусмотрен безвизовый режим. Среди стран дальнего зарубежья наибольшее количество трудовых мигрантов приходится на такие страны, как Китай, Турция, КНДР (рис. 4).

Рост безработицы и низкий уровень заработной платы в Таджикистане стимулирует миграцию из этой страны, являющейся в настоящее время основным донором для Свердловской области. В то время как улучшение экономического положения в странах Закавказья привело к существенному сокращению миграции из этих стран. Но политический и экономический факторы не всегда являются определяющими. Так, среди выходцев из Средней Азии особую роль играет «цепная реакция», т.е. наличие соотечественников в данной местности расселения. Таким образом, начинают образовываться анклавы — территории компактного проживания иммигрантов, постоянно пополняющиеся в результате притока новых иммигрантов-соотечес-твенников [3, с. 97]. А значит, временная миграция постепенно перерастает в постоянную. Иммигранты «оседают», ассимилируются с местным населением, принимают гражданство.

Альтернативой расширения потока внешней миграции нерусского и нерусскоязычного населения должна была бы стать Государственная программа по переселению в Россию бывших соотечественников, многие из которых имеют

0,8%

0,9%

0,5%

33,4%

4,9%

^ Таджикистан | Узбекистан Щ Китай

Кыргызстан § Турция [П] Азербайджан ■ КНДР

□ Армения Щ Вьетнам И Украина

□ Казахстан § Молдова

О Босния и Герцеговина О Прочие

Рис. 4. Страновое распределение потоков трудовых мигрантов в Свердловскую область в 2008 г. (Источник: Аналитический отчет о миграционной ситуации в Свердловской области за 12 месяцев 2008 года. Отдел анализа, планирования и контроля УФМС России по Свердловской области, с. 11.)

13,2%

14,7%

22,0%

высшее и среднее профессиональное образование, утвержденная в соответствии с Указом президента России в июне 2006 г. Подобная политика, направленная на возвращение в страну квалифицированных специалистов, небезуспешно проводится в Китае, который в то же время готов поделиться с остальным миром неквалифицированной рабочей силой.

В соответствии с Государственной программой к 2012 г. Свердловская область должна будет принять на постоянное место жительства около 10 тысяч соотечественников из-за рубежа. Таким мигрантам планируется предоставить жилье в городах Екатеринбурге, Алапаевске, Богдановиче и Первоуральске.

Однако результативность данной программы в современных условиях вызывает сомнение, так как оставшиеся за рубежом соотечественники, как правило, являются высококвалифицированными специалистами, адаптировавшимися к жизни за рубежном и навряд ли отважатся на возвращение в страну, где на предприятиях возобновились сокращения и невыплаты заработной платы. Кроме того, правительства стран, которых могла бы коснуться данная программа, поступая по принципу «такая корова нужна самому», уже приняли «адекватные меры», направленные на удержание специалистов. В этих странах получают государственную поддержку культурные национальные центры, открываются русскоязычные школы. В связи с чем реализация данной программы вряд ли окажет влияние на усиление конкуренции на рынке труда Свердловской области.

Львиная доля мигрантов оседает в г. Екатеринбурге, остальные иностранцы трудятся в крупных промышленных городах области, таких как Нижний Тагил, Первоуральск, Каменск-Уральский, Серов, а также в городах-спутниках г. Екатеринбурга: Верхней Пышме, Березовском, Полевском, Ревде. Если в целом, по Свердловской области доля иностранных работников составляет 5,2% от числа занятых в экономике, то в Екатеринбурге этот показатель достиг 12%, а в прочих крупных городах области — 9% [4, с. 6]. Несмотря на тот факт, что мигранты традиционно занимают лишь определенные ниши, столь значительная доля иностранных работников в составе рабочей силы способна оказать существенное влияние на рынок труда.

Анализ распределения иностранных работников по видам экономической деятельности на территории Свердловской области за период 2003—2008 гг. отражает историю экономического развития реципиента (табл. 2). Иностранная рабочая сила является лакмусом для оценки состояния тех или иных отраслей экономики, перераспределяется между ее секторами в соответствии со стихийно действующем рыночным механизмом, перетекая в отрасли с более высокой нормой рентабельности, а значит, увеличивая отраслевые диспропорции.

По мере роста доходов населения происходило естественное перемещение иностранной рабочей силы из оптовой и розничной торговли в сферу строительства, транспорта и связи. Тогда как доля иностранных работников в сельском и лесном хозяйстве практически не изме-

нилась. В 2008 г. произошло увеличение доли иностранной рабочей силы в обрабатывающем производстве, т. е. она сосредоточилась в отраслях, наиболее подверженных кризисным явлениям (рис. 4).

Таблица 2

Распределение иностранных работников по видам экономической деятельности на территории Свердловской области за период 2003—2008 гг., %

Сфера (4 tl 1Г) (4 VO il IN (4 00

деятельности О CS о M о гч О N о M

Сельское хозяйс-

тво, охота и лес- 1,2 0,6 0,5 0,3 1,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ное хозяйство

Обрабатывающие производства 9,2 7,1 8,7 7,0 14,0

Строительство 27,3 30.0 35.9 48,5 43,5

Транспорт и связь 2,2 3,8 4,1 6,0 7,6

Оптовая и роз-

ничная торговля,

ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий 49,8 52,2 45,6 30,6 21,2

и предметов лич-

ного пользования

Другие виды экономической 10,2 6,4 5,1 7,9 12,3

деятельности

Источник: Рассчитано по данным отчета «Оценка демографической ситуации в Свердловской области до 2020 года» Департамент труда и социальных вопросов Министерства экономики и труда Свердловской области, с. 5.

Произошедшее за 4 месяца 2009 г. в Свердловской области сокращение промышленного производства на 24,2% и уменьшение заработной платы на 24,2% привело к сокращению иммиграционных потоков на 33% [7]. Произошло закономерное перераспределение занятости мигрантов из строительства, оптовой и розничной торговли в следующие сектора экономики: транспорт и связь, сельское и коммунальное хозяйство.

Сократилось количество вакансий. Если в 2006 г. на 134 безработных электрогазосварщика приходилось 755 вакансий, на 60 каменщиков — 392 вакансии, на 7 арматурщиков — 80 вакансий, то в первом квартале 2009 г. на 1058 безработных электрогазосварщиков — лишь 623 вакансии, на 396 каменщиков — 76 вакансий, хотя на 98 арматурщиков — 173 вакансии. Наиболее высокий уровень замещения рабочих мест для иностранных работников российскими гражданами имеет место по следующим профессиям (специальностям): водитель автомобиля, менеджер (в коммерческой деятельности, строительстве и торговле), грузчик [2, с. 2—4].

Приоритетное право при трудоустройстве российских граждан не всегда выполняется. Работодатели часто выдвигают необоснованные требования, либо оказывается, что заявленная вакансия уже занята.

Анализ возвратного состава иностранной рабочей силы показывает, что большинство работников находится в наиболее трудоспособном возрасте (18—49 лет), что подтверждает идею о соотношении качественного состава мигрантов с качественным соотношением населения стран исхода (табл. 3., рис. 5).

Таблица 3

Возрастной состав иностранных работников на территории Свердловской области за период 2004—2008 гг.

Показатели 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.

Численность иностранных работников, всего, чел. 9771 26552 52845 81247 10916

в том числе:

18—29 лет 3330 9706 18489 35147 42997

30—39 лет 3411 8806 20403 30424 39197

40—49 лет 2449 6566 9300 10879 17258

50—54 лет 479 1204 4113 4240 6680

55—59 лет 68 228 501 513 2708

60 лет и старше 34 42 39 44 327

Источник: Оценка демографической ситуации в Свердловской области до 2020 года. /Департамент труда и социальных вопросов Министерства экономики и труда Свердловской области

Существует тенденция к омоложению миграции. За рассматриваемый период доля лиц в возрасте от 18 до 29 лет возросла на 5%; доля лиц в возрасте от 30 до 39 лет — на 1,1%; тогда как доля лиц от 40 до 49 лет сократилась на 9,2%. Естественно, что молодым людям, не имеющим квалификации или опыта работы, сложнее вписаться в рыночные процессы, официально трудоустроиться и в случае необходимости отстоять свои права. Именно эта категория потенциальных иммигрантов могла бы быть буфером в период экономической нестабильности, замещаясь высвобождающимся с предприятий коренным населением области. Однако уровень заработной платы на местах, традиционно занимаемых иммигрантами, далеко не всегда соответствует требованиям коренного населения. Так, по данным ОГУ Свердловского областного миграционного центра коэффициент замещения рабочих мест для иностранных работников российскими гражданами составляет 0,3 [5, с. 4].

Естественно, что массовое использование иностранной рабочей силы в ряде отраслей ведет к снижению общего уровня заработной платы, снижая издержки предпринимателей,

12%

1%

14%

21%

Д Сельское хозяйство, охота и лесное

хозяйство 11 Обрабатывающее производство

0 Строительство

И Транспорт и связь

О Оптовая и розничная торговля

О Прочие

Рис. 4. Распределение иностранных работников по видам экономической деятельности на территории

Свердловской области в 2008 гг.

2004

2005

2006

годы

2007

2008

Ёа 18-29 лет И 30-39 лет ■ 40-49 лет

□ 50-54 лет

□ 55-59 лет

Н 60 лет и старше

Рис. 5. Возрастной состав иностранных работников на территории Свердловской области за период 2004—2008 гг.

заинтересованных в расширении квоты, осуществляя заявки с существенным допуском и не неся никакой ответственности за последствия. Таким образом, заявленное количество иностранной рабочей силы ни в коем случае не может отражать истинных потребностей экономики.

Сохранение утвержденной приказами Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 декабря 2008 г. № 777 и № 778 квоты в размере 133402 чел. не решает проблемы, так как под квоту попадает лишь 26,6% иммигрантов из дальнего зарубежья. В то же время для выходцев из стран СНГ предусмотрен безвизовый режим и уведомительная система учета, введенная 15 января 2007 г. Контролировать такую миграцию проблематично. Важную роль в этом случае начинают играть межправительственные соглашения, заключенные с руководством стран наибольшего исхода, и привлечение к сотрудничеству национальных диаспор.

Предприятия с сезонными колебаниями спроса также рассматривают иммиграцию в качестве способа повышения своей эффективности, набирая мигрантов в период роста спроса на выпускаемую продукцию и безболезненно расставаясь с ними в период его снижения. Являясь наименее защищенной в правовом смысле группой лиц, уволенные иммиг-

ранты пополняют ряды нелегальной миграции и криминального бизнеса.

Процессы глобализации, а также феминизация миграционных потоков в современных условиях выдвинули на первый план проблему нелегальной миграции. Открытость национальных экономик повышает мобильность рабочей силы, а экономическая нестабильность оборачивается ростом нелегальной миграции. Нарастание численности нелегальных иммигрантов неизбежно ведет к ухудшению криминогенной и санитарно-эпидемиологической обстановки, росту коррупции.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:

1. Процессы иммиграции, широко представленные в Свердловской области, являются одним из наиболее сложных экономических явлений современного мира и требуют внимательного изучения, контроля и гибкого регулирования, особенно в условиях экономической нестабильности.

2. Широкомасштабное использование иностранной рабочей силы ведет как к общему снижению заработной платы в отраслях использования, так и в экономике в целом. В связи с чем предлагается ввести контроль за уровнем оплаты труда на предприятиях, использующих иностранную рабочую силу, и ограничить

прием иностранных граждан на вакансии с уровнем оплаты труда ниже областного прожиточного минимума.

3. В связи с глубокой заинтересованностью предпринимателей в использовании иностранной рабочей силы, государство должно обеспечивать приоритетное право при трудоустройстве российским гражданам, контролируя заявки предпринимателей на иностранную рабочую силу и повышая ответственность за них со стороны работодателей.

4. С целью сокращения безработицы и диспропорций в распределении рабочей силы, Правительство области должно изыскать возможности для повышения внутренней миграции населения.

Список литературы

1. Бедрина Е. Б. Избыток рабочей силы на предприятиях. Зарубежный опыт решения проблемы. Екатеринбург : Институт экономики УрО РАН, 1997. 58 с.

2. О миграционной ситуации в Свердловской области за 12 месяцев 2008 года / Отдел анализа, планирования

и контроля УФМС России по Свердловской области. Екатеринбург, 2009. 28 с.

3. Ионцев А. А. Миграция населения // Международная миграция (Приложение к журналу «Миграция в России»). Вып. 3.2001.112 с.

4. Оценка демографической ситуации в Свердловской области до 2020 года / Департамент труда и социальных вопросов Министерства экономики и труда Свердловской области. Екатеринбург. 6 с.

5. Аналитическая записка по использованию иностранных работников в 2009 г. на территории Свердловской области / Приложение к письму ДГСЗН Свердловской области от 21.04.2009 №1515. 6 с.

6. Специальный доклад Уполномоченного по правам человека Свердловской области / А. И. Кузьмин, Р. В. Нифантова, А. Г. Оруджиева, Н. В. Ножкина. [Электронный ресурс]. URL: http://ombudsman.midural.ru/ files/48467aeca7dl6.doc (дата обращения: 30.05.2009).

7. Социальное и экономическое положение Свердловской области в январе-апреле 2009 года / Министерство труда и экономики Свердловской области. // Правительство Свердловской области. [Сайт]. URL: http://econom. midural.ru/monitoring/co/658/?PHPSESSID=89beabl2d29fd4 16e38fl8al407e0f99 (дата обращения: 1.06.2009).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.