Научная статья на тему 'Внешняя трудовая миграция населения стран Центральной Азии'

Внешняя трудовая миграция населения стран Центральной Азии Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
372
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Эргешбаев У.

«Общество и экономика», М., 2008 г., № 1, с. 183-191.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внешняя трудовая миграция населения стран Центральной Азии»

полнением достигнутых между нами договоренностей говорили на встрече в Душанбе президенты наших стран. Это сигнал к более активной и эффективной работе для всех, кто задействован в наших двусторонних отношениях. И для друзей нелишне иногда сверять часы.

«Международная жизнь», М., 2008 г., № 3, с. 15-24. У. Эргешбаев,

кандидат экономических наук (Киргизстан, г. Ош) ВНЕШНЯЯ ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

После распада Советского Союза внешние миграционные процессы в государствах Центральной Азии дважды претерпели принципиальные изменения. В первой половине 90-х годов наблюдались мощные потоки вынужденной миграции из данного региона. По мере исчерпания потенциала вынужденной миграции (основу которого составила миграция русскоязычного населения) стали расти масштабы легальной и нелегальной трудовой миграции коренного населения стран Центральной Азии. В настоящее время трудовая миграция коренного населения стран Центральной Азии приняла широкомасштабный характер.

Основными источниками потоков трудовой миграции из региона являются три государства: Узбекистан, Таджикистан и Киргизстан. По различным оценкам, на конец 2005 г. в России находились от 1,8 до 3,5 млн. трудовых мигрантов из стран Центральной Азии, 9/10 которых прибыли из вышеназванных стран. В силу того, что трудовая миграция носит преимущественно нелегальный характер, трудно определить реальное число трудовых мигрантов. Статистические органы стран Центральной Азии и их миграционных партнеров не могут назвать точные масштабы трудовой миграции из региона. Информация официальных органов часто требует внесения определенных корректировочных расчетов. Так, по материалам Управления по внешней миграции Министерства труда и занятости населения Таджикистана, в странах СНГ находятся более 250 тыс. трудовых мигрантов из этой страны. По данным Государственной миграционной службы РТ, объемы трудовой миграции превышают 0,5 млн. человек. По мнению экспертов Совета безопасности при Президенте РТ, численность трудовых

111

мигрантов из Таджикистана составляет около 800 тыс. человек. По данным Комитета по охране государственной границы РТ, только в 2001 г. за пределы страны в целях заработка выезжало более 1,2 млн. человек. Такой разброс в оценках частично можно объяснить тем, что в общую численность мигрантов, кроме граждан Таджикистана, могут включаться транзитные мигранты (например, из Афганистана), а также тем, что многие мигранты неоднократно пересекают границу в течение года и т.д. Во многих случаях основными источниками информации являются социологические опросы, экспертные оценки. В настоящее время, по разным источникам, за рубежом работают от 300 тыс. до 700 тыс. граждан Киргизстана (при населении республики всего лишь более 5,1 млн. человек). По оценкам экспертов, в Узбекистане ежегодное количество внешних трудовых мигрантов составляет не менее 600 тыс. человек.

Главная причина массовой миграции - экономический спад в этих странах. Уровень жизни массовых слоев населения стран Центральной Азии заметно отстает от показателей в других государствах постсоветского пространства. Несмотря на некоторое снижение уровня бедности в последние годы, Киргизстан и Таджикистан продолжают оставаться самыми бедными по сравнению с другими странами Восточно-Европейского и Центрально-Азиатского регионов. В настоящее время главными выталкивающими факторами миграции являются крайне тяжелое экономическое положение республик ЦА, нарастающее отставание в уровне жизни от других стран СНГ, прежде всего от России, отсутствие ясных перспектив экономического оздоровления. Для сравнения отметим, что уровень среднемесячной зарплаты, по данным Стат-комитета СНГ, в 2004-2005 гг. составил: в России - 237 долл. США, в Казахстане - 208, в Белоруссии - 162, на Украине - 110, в Киргизстане - 51, в Таджикистане - 21 долл. США. Социально-экономические факторы играют главную роль в формировании массовых потоков внешней трудовой миграции из региона.

В постсоветский период во всех странах Центральной Азии усилилась деурбанизация. Особенно значительные масштабы она приняла в Таджикистане, Узбекистане и Киргизстане, в первом из которых в сельской местности сегодня проживает около 3/4, а в двух других - около 2/3 всего населения. Деградация системы образования привела к тому, что большинство коренного населения имеет низкий образовательный уровень. При этом население

112

Центральной Азии имеет благоприятную возрастную структуру трудовых ресурсов - более 1/3 составляют дети в возрасте до 14 лет и около 60% - люди в трудоспособном возрасте.

Государственные органы управления почти полностью предоставили рыночной стихии процессы размещения рабочей силы. В основном трудовая миграция имеет вид неуправляемого, завуалированного явления. Она осуществляется в большей степени стихийно, неформально, нелегально. В настоящее время сформировались целые сетевые структуры взаимодействия по экспорту и импорту рабочей силы. «В каждой из центральноазиатских стран развивается новый сектор экономической деятельности, сравнимый по доходам с четвертью или даже половиной ВВП, но который находится вне сферы государственного управления и лишь частично доступен мониторингу».

В этой ситуации трудовая миграция «амортизирует инфляцию, компенсирует падение доходов, позволяет выжить в условиях безработицы». Она снижает вероятность серьезных внутренних потрясений (особо опасно то обстоятельство, что в 90-е годы резко снизился как материальный, так и культурный уровень молодежи, которая составляет большую часть населения). О такой опасности свидетельствует, в частности, пример Киргизстана, где народные выступления в 2005 г. привели к смене властной элиты. Основную массу среди участников пикетов, демонстраций против правительства составила сельская безработная молодежь. Главными причинами этих выступлений явились безработица, обесценившаяся рабочая сила, низкий уровень жизни населения.

Главным направлением потоков трудовой миграции из стран Центральной Азии является Россия, где в условиях начавшегося экономического подъема возникает дефицит рабочей силы. В Россию направляются до 85% трудовых мигрантов из Таджикистана, до 60% трудовых мигрантов из Киргизстана и около 70% трудовых мигрантов из Узбекистана. В то время как в этих странах наблюдается аграрное перенаселение, в России в результате демографического кризиса уменьшается численность населения. Начиная с 2006 г., в России происходит ежегодное сокращение трудоспособного населения примерно на 1 млн. человек. Последствия современной внешней трудовой миграции из стран Центральной Азии должны рассматриваться с точки зрения как отдающей -страны региона ЦА, так и принимающей стороны - России. Как отмечают специалисты Международного бюро труда, «так как

113

международная миграция зависит от связей между посылающими и принимающими странами и сама по себе является средством взаимодействия между странами, ее детерминанты и последствия не могут рассматриваться с точки зрения лишь одной страны».

Рассмотрим социально-экономические последствия для России миграционного притока из стран Центральной Азии. Российские специалисты отмечают ряд положительных эффектов от прибытия иностранцев на заработки в Россию. Это уменьшение дефицита рабочей силы, рост экономических показателей во многих отраслях экономики, увеличение налоговых поступлений в бюджет.

Тем не менее распространено и мнение, что последствия миграционного притока для России в целом скорее отрицательные. В связи с этим отмечают следующие обстоятельства. Мигранты из ближнего зарубежья не всегда имеют необходимую квалификацию. Приток трудовых мигрантов происходит стихийно, отсутствует координация предложения с реальным спросом на рабочую силу. Нередко утверждается, что мигранты как бы конкурируют с россиянами на рынке рабочей силы. Значительная часть трудовых мигрантов занята в теневом секторе экономики, они не платят налоги, что приводит к ощутимым потерям местных и федерального бюджетов. Миграционный приток не содействует разрешению некоторых главных проблем российской экономики - обезлюдения деревень и сокращения населения в восточной части страны. Основная часть притока мигрантов в Россию идет не в сельское хозяйство. Он преимущественно направлен в европейскую часть страны, на Юг России, в большие города, но не туда, где дефицит особенно ощутим - в Сибирский и Дальневосточный регионы страны. Концентрация мигрантов в некоторых сферах экономической деятельности (розничная торговля, строительство и ремонт, общественное питание и др.) приводит к монополизации соответствующими группами этих сфер, ограничению доступа на рынки местных мелких производителей, установлению завышенных цен. Очень часто ухудшается криминогенная обстановка. Отрицательным моментом современной миграционной ситуации в России является огромный разрыв в уровне квалификации между эмигрантами и иммигрантами. Он обычно высок у эмигрантов из России и низок у иммигрантов.

В качестве положительных последствий притока населения в Россию из ближнего зарубежья исследователи отмечают, прежде

114

всего, уменьшение дефицита рабочей силы, обусловленного демографическим кризисом в стране. Именно миграционный приток из бывших республик СССР в значительной степени компенсирует убыль трудоспособного населения Российской Федерации в результате депопуляции. В некоторых отраслях российской экономики ощущается нехватка рабочей силы, особенно на работах, не требующих высокой квалификации и с низкой оплатой. Трудовые мигранты частично восполняют этот недостаток. Иностранная рабочая сила нередко заполняет вакансии, не являющиеся престижными для российских граждан и поэтому не востребованные местным населением. К тому же эффективность и качество труда иностранной рабочей силы достаточно высоки, а «конкуренция с ее стороны дает хорошие ориентиры и стимулы местному населению». Трудовые мигранты из Центральной Азии занимают те ниши на рынке труда, которые не являются привлекательными для местного российского населения. В целом это способствует развитию сферы услуг, положительно сказывается на качестве жизни всего населения. Центральноазиатские мигранты не столь обременительны для российского бюджета. Россия тратит на социальные блага для мигрантов значительно меньше денег, чем, например, Западная Европа.

Российские специалисты, обосновывая задачи политики в области миграции и расселения, прежде всего выделяют задачу поиска «наиболее предпочтительных контингентов мигрантов, способных наиболее легко интегрироваться в российскую этнокультурную среду». Основным направлением деятельности выделяется «нормализация миграционных притоков, привлечение мигрантов, не создающих угрозу ее национальной безопасности». Специалисты указывают на необходимость «продуманной миграционной политики, не закрывающей двери для желательной по демографическим соображениям иммиграции, но и не открывающей их слишком широко и бесконтрольно». В Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 г. среди приоритетов в области миграции указывается на необходимость привлечения иммигрантов в Российскую Федерацию, в первую очередь из государств - участников СНГ. Считается, что мигранты из Центральной Азии более предпочтительны исходя из геополитических соображений, так как те страны этого региона, в основном из которых приезжают мигранты, не имеют общей границы с Россией. Трудовые мигранты из Центральной Азии относительно

115

легко интегрируются в российскую этнокультурную среду. У них меньше проблем с адаптацией, чем это может быть у мигрантов из других стран, поскольку большинство из них неплохо знает или довольно быстро осваивает русский язык.

Согласно исследованию Всемирного банка, Россия вышла на второе место в мире по числу прибывающих мигрантов (после США). В ближайшее время поток иностранной рабочей силы, несмотря на некоторые ограничительные меры, может нарастать. По мнению специалистов Всемирного банка, Россия как принимающая страна уже получила большой эффект от массового, дешевого труда мигрантов. Благодаря мигрантам в России было меньше банкротств предприятий, развивались новые виды бизнеса, был простимулирован рост инвестиций в строительство. В то же время миграция создает определенные проблемы. Нелегальная миграция приводит к росту преступности и является «питательной почвой» для коррупции. Настоящей проблемой для властей являются неуплата нелегальными мигрантами налогов и неучтенные денежные переводы мигрантов. Тем не менее, по мнению специалистов Всемирного банка, для России в притоке трудовых мигрантов больше положительных сторон, чем негативных.

Рассматривая перспективы роста потоков трудовой миграции из Центральной Азии в Россию, многие российские специалисты указывают на возможные демографические и временные ограничения. По их мнению, объем трудовой миграции из Центрально-Азиатского региона в среднесрочной перспективе «вряд ли сможет превысить уровень в 5 млн. человек. Для России это количество не создает критической массы на рынке занятости и услуг, а для Центрально-Азиатского региона означает значительное снижение популяционной перегрузки и трудоизбыточности». Значительную часть платежного баланса стран Центральной Азии составляют денежные переводы трудовых мигрантов из России. В России эти денежные трансферты часто оценивают как угрозу экономической безопасности. «Но можно взглянуть на эти трансферты и с других позиций. Они вносят серьезный вклад в сохранение относительно стабильной обстановки на границах России. Стабильность это тоже серьезный ресурс, за который обычно приходится платить». Для стран Центральной Азии негативная сторона отъезда коренного населения за рубеж выражается в следующем:

1. Уехавшие граждане производят валовой внутренний продукт в принявшем их государстве, они увеличивают национальное

116

богатство принимающей страны. Зарабатывая деньги за границей, эмигранты значительную часть этих средств там же и тратят.

2. Из стран региона уезжает наиболее конкурентоспособная и предприимчивая часть населения, ослабляя тем самым национальные экономики, где уменьшается численность трудоспособного населения. Постоянный отток до половины мужского населения Таджикистана и около трети мужского населения Киргизстана блокирует возрождение и функционирование реального производственного сектора экономики.

3. Массовый отъезд молодых людей может отрицательно повлиять на демографическую ситуацию в странах Центральной Азии, на внутрисемейные отношения, преемственность национальных традиций. «Массированный выброс из общества наименее консервативной, молодой, малообразованной, мобильной его части приводит к заметной архаизации общества. Масштабная миграция меняет поведение больших социальных групп, формирует новый стиль жизни, модели поведения, нормы и ценности». Изменения, происходящие в мигрантской среде, затем распространяются на все общество.

4. Объемы денежных переводов и капиталов от мигрантов очень трудно определять и прогнозировать. Чем дольше живут мигранты за рубежом, тем меньше становятся их денежные переводы, постепенно ослабляются связи с родиной.

Среди положительных сторон современной трудовой миграции коренного населения стран ЦА можно выделить следующие:

1. Выезд трудовых мигрантов содействует решению проблемы избытка рабочей силы в республиках ЦА. Трудовая миграция приводит к сокращению уровня безработицы, происходит сокращение расходов на социальные пособия, переобучение безработных, организацию для них общественных работ, помощь их семьям.

2. Работая за границей, трудовые мигранты повышают свою квалификацию, они приобретают производственные и организационные навыки. Этот момент имеет особую актуальность для стран ЦА, так как значительная часть населения титульных национальностей имеет низкий квалификационный уровень. Находясь в стране, обладающей более передовыми технологиями, более высокими требованиями, трудовыми стандартами, мигранты из ЦА повышают свой общеобразовательный и культурный уровень. Мигранты расширяют личные связи с партнерами из других государств.

117

Мигранты накапливают ценный опыт и знания, которые пригодятся им на родине.

3. Денежные переводы трудовых мигрантов являются значительным источником иностранной валюты. Доходы трудовых мигрантов повышают уровень жизни населения, улучшают платежные балансы стран ЦА. При возвращении на родину трудовые мигранты привозят с собой ценности и сбережения. Величина этих ценностей и сбережений позволяет удвоить сумму переводов при расчете реальных поступлений в национальный доход страны -экспортера рабочей силы. Денежные переводы мигрантов повышают внутренний спрос на родине и тем самым стимулируют рост производства и занятости. За счет переводов происходит ощутимый рост уровня жизни, если не всего общества, то хотя бы некоторой его части. По данным исследования Всемирного банка, денежные переводы трудовых мигрантов как доля платежного баланса составляют до 30% ВВП в Таджикистане и почти 10% ВВП в Киргизстане. По мнению некоторых экспертов, объемы эмигрантских денежных переводов вполне сопоставимы с государственными бюджетами стран ЦА. В Таджикистане «денежные переводы превосходят более чем в 3,4 раза объемы бюджетных расходов». По расчетам специалистов, ежегодный приток денежных переводов трудовых мигрантов в Киргизстан в 2002-2003 гг. составил более 500 млн. долл. США, что равнялось 27% ВВП республики. Эта цифра намного превышала ежегодные объемы иностранной помощи и инвестиций. Экономический эффект внешней трудовой миграции населения Узбекистана оценивается в сумме около 500 млн. долл. США.

4. Работая за границей, часть мигрантов накапливает стартовый капитал для создания малых и средних предприятий после возвращения. Это содействует формированию среднего класса. В результате того, что граждане стран ЦА в течение длительного времени находятся в России и других странах, происходит углубление, расширение торгово-экономических связей стран региона с этими странами, устанавливаются деловые контакты, возникают различные виды совместной деятельности, увеличивается товарооборот между странами.

5. Трудовая миграция позволяет уменьшить и исправить последствия экономического кризиса, остановку большинства предприятий, нарушения процессов воспроизводства рабочей силы. Согласно демографическим прогнозам, в среднесрочной перспек-

118

тиве население стран Центральной Азии будет существенно расти. По некоторым расчетам, для обеспечения растущего населения на уровне существующих норм общественного потребления в ближайшие 7-10 лет необходимо как минимум удвоение ВВП. Только при таком экономическом рывке массовые слои населения смогут ощутить заметное улучшение условий жизни и реализовать свой потенциал в пределах своих государств. В силу ряда объективных и субъективных причин в регионе ЦА проводимые социально-экономические реформы пока не привели к заметному повышению уровня жизни населения. Продолжается процесс сокращения потенциала ряда стран региона по такому глобальному показателю, как индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), определяемый ООН. Основная причина такого снижения - это сокращение доходов населения региона.

В настоящее время для стран региона реальная возможность улучшить материальное положение сотен тысяч человек, пополнить бюджеты, решить многие социальные проблемы имеется за счет экспорта рабочей силы. Трудовая миграция населения -реальный способ избежать социального взрыва из-за обнищания населения. Внешняя трудовая миграция пока остается единственно возможным решением проблемы хронической трудоизбыточности стран Центральной Азии. В обозримом будущем будут продолжать действовать факторы, стимулирующие приток в Россию трудовых мигрантов из Центральной Азии. Ситуация на рынке труда и общее состояние экономик большинства стран Центральной Азии приводит к необходимости направлять избыточную рабочую силу на долговременной основе за рубеж. Трудовая миграции из региона в Россию - это долгосрочный процесс. Эта перспектива не может противоречить интересам России, так как в экономику страны вливается дешевая рабочая сила. В целом для России в притоке трудовых мигрантов из Центральной Азии больше положительных сторон, чем отрицательных.

В то же время перспективные последствия миграции сложны, многогранны и противоречивы. Будут происходить изменения этнического и генетического облика населения Центральной Азии и России. В России образуются этнические диаспоры из лиц титульных национальностей стран Центральной Азии. Эти и другие процессы становятся одним из важных факторов геополитического равновесия на всем евразийском континенте. Их эффект неодно-

119

значен и требует глубокого изучения с целью прогнозирования и регулирования геополитических тенденций.

«Общество и экономика», М., 2008 г., № 1, с. 183-191.

Забихулла Саипов, политолог (г. Ташкент) ИСЛАМИСТСКАЯ ДИЛЕММА США

В ходе «холодной войны» отношения США со странами мусульманского мира были противоречивыми. Истоки становления современной внешней политики США в отношении стран мусульманского мира восходят к началу 90-х годов XX в., к периоду полной эйфории в коридорах власти США по поводу политической кончины и несостоятельности коммунизма как годной идеологии для государственного управления, а также по поводу веры в неотвратимость универсализации капитализма и демократии во всем мире как идеальной формы правления. В то же время в Афганистане и сопредельных мусульманских странах праздновали свою «победу» исламисты, аргументировавшие, что именно благодаря их усилиям распался СССР и их следующей задачей станет установление нового исламского порядка в мусульманских странах и за их пределами. Обе стороны - и американцы, и исламисты, - будучи партнерами в антисоветском джихаде в Афганистане, были глубоко убеждены, что именно они одолели «империю зла» и впредь располагают всем необходимым, чтобы переделать мир на свой лад. По словам С. Хантингтона, «крушение коммунизма лишило Запад и исламский мир общего врага, и каждая из сторон превратилась в основную и отчетливо осознаваемую угрозу для другой». Опьяненные вновь обретенным могуществом, США занялись поиском новых внешнеполитических ориентиров, сохранением своего глобального превосходства в «функционирующем ядре», его утверждением в «неинтегрированных пропастях», и принялись вовлекать все больше стран в орбиту демократических государств.

Начиная со времен В. Вильсона, в период Первой мировой войны, вопрос продвижения демократии за рубеж стал своего рода дежурной темой практически во всех администрациях США. Однако вильсоновская идеалистическая стратегия США принимала более реалистическую окраску, когда речь шла о Ближнем и Среднем Востоке. В своем подходе реалисты, также со временем склоняясь

120

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.