ЭКОНОМИКА СТРАН СНГ
С.Н. Алпысбаева, М.Е. Абылкасымова, Д.М. Калимова ОБЪЕМЫ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
В статье приводится оценка численности трудовых мигрантов в Казахстане с использованием статистики денежных переводов в страны исхода мигрантов. Дается макроэкономическая оценка вклада трудовых мигрантов в развитие страны.
Актуальность вопроса. Республика Казахстан (РК) в 2000-е годы стала региональным центром приема трудовых мигрантов из других стран - Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана. Это обусловлено различиями в динамике экономического роста и демографического потенциала стран Центральной Азии и Казахстана, несбалансированностью спроса и предложения на региональном рынке труда. Формирование Единого экономического пространства Беларуси, Казахстана и России также способствовало росту числа трудовых мигрантов.
На этом фоне сформировались как регулируемые, так и нерегулируемые потоки миграции. Выявление реальной численности трудовых мигрантов является сложным вопросом вследствие нежелания значительной части мигрантов регистрировать трудовую деятельность. Так, по данным статистического портала ЕИС «Беркут» [1], за восемь месяцев 2013 г. в страну прибыло 4 млн. иностранцев, из которых в органах внутренних дел зарегистрировалось 636 тыс., причем из общего числа только 26 тыс. имели цель устроиться на работу.
Вопрос выявления реальных размеров трудовой миграции имеет принципиальное значение для выработки адекватной политики занятости в стране, которая не может игнорировать неучтенные потоки нерегулируемой трудовой миграции. Для определения реальных размеров трудовой миграции может быть использован подход, основанный на учете денежных переводов трудовых мигрантов в страны исхода, который впервые был рассмотрен Евразийским банком развития [2].
Мировые тенденции. В мире роль денежных переводов выехавших за рубеж трудовых мигрантов постоянно растет. Часто эти переводы являются вторым по значимости финансовым потоком в развивающихся странах после прямых иностранных инвестиций и почти в два раза больше сумм, которые данные государства получают по официальным каналам в виде помощи [3].
По оценкам Всемирного банка [4], денежные переводы в развивающиеся страны Европы и Центральной Азии в 2013 г. возросли на 10,8 % и достигли 42,6 млрд. долл. На 20 крупнейших стран-получателей приходится около 70% их общемирового объема.
По обновленным оценкам, в 2013 г. список стран, в которые поступили наибольшие объемы денежных переводов мигрантов, вновь возглавили Индия (71 млрд. долл.) и Китай (60 млрд. долл.), за которым следовали со значительным отрывом другие развивающиеся страны: Филиппины - 26 млрд., Мексика - 22, Нигерия - 21 и Египет - 21 млрд. долл. (рис. 1).
Самым крупным получателем денежных переводов мигрантов в регионе Европы и Центральной Азии остается Украина, но они составляют только 4,8% ВВП этой страны. Между тем в Таджикистане денежные переводы мигрантов составляют 48% ВВП, в Кыргызской Республике - 31%, Молдове - 24,5% ВВП [4].
Южная Корея Украина Испания Вьетнам Бельгия
Германия Щ
Пакистан Бангладеш
Пакистан ЩЩ
Египет
Нигерия тшшш франция
Мексика
[........."'----г
Китаи 1.......
Индия '*3
Млрд. долл.
15 25 35 45 55 65 75
Рис. 1. Страны мира с наибольшим объемом получаемых денежных переводов мигрантов за 2012 (0 ) и 2013 ( Ш ) годы
Казахстан: трудовая иммиграция и денежные переводы. Трудовая иммиграция в Казахстан происходит в двух формах: официального привлечения иностранной рабочей силы и стихийной трудовой иммиграции, преимущественно из стран Центральной Азии и России. Оба потока играют большую роль в удовлетворении потребности Казахстана в трудовых ресурсах и вносят значительный вклад в экономическое развитие республики [5].
Основная масса мигрантов сконцентрирована в сельском хозяйстве, строительстве и сфере услуг. Привлечение нерегулируемой трудовой миграции в страну, прежде всего, связано с низкой стоимостью предоставляемых мигрантами услуг, отсутствием социальных пакетов и других условий [6].
В статистике внешнего сектора в структуре платежного баланса имеются статьи, которые могут характеризовать денежные потоки, создаваемые трудовыми иммигрантами в Казахстане - это «Оплата труда работников нерезидентов» и «Личные трансферты», перечисляемые за рубеж. Причем первый показатель характеризует легальную трудовую миграцию, которая связана с трудовой деятельностью иностранной рабочей силы, привлекаемой по разрешениям (регистрируемая трудовая миграция). Второй показатель косвенно указывает на наличие иммигрантов внутри страны, которые получают доходы от нелегальной трудовой деятельности и переправляют часть из них своим семьям в страны исхода (нерегист-рируемая трудовая миграция).
На рис. 2 показана динамика данных показателей за 2005-2013 гг. Как видим, объем оплаты труда нерезидентов интенсивно рос в 2005-2008 гг.: произошло увеличение ежегодного потока в два раза. В связи с последствиями мирового финансового кризиса в 2009-2010 гг. отмечалось небольшое снижение, но с 2011 по 2012 г. отмечается снова положительный рост оплаты труда нерезидентов.
По личным трансфертам в 2005-2007 гг. наблюдался сильный рост ежегодного потока (в 2,6 раза) почти до 3 млрд. долл. в год. Затем, к 2010 г. поток личных трансфертов снизился до 1,6 млрд. долл. в год. В 2011-2013 гг. идет постепенное увеличение этого показателя почти до 2 млрд. долл. в год.
Рис. 2. Личные трансферты и оплата труда работников-нерезидентов: -♦- между домашними хозяйствами-резидентами и хозяйствами-нерезидентами;
—А— оплата труда
По данным Национального банка РК [7], денежные переводы физических лиц были направлены в основном в пользу резидентов таких стран, как Российская Федерация, Узбекистан, Китай, Кыргызстан, и составляют около 60% в общем объеме денежных переводов из Казахстана (рис. 3).
С 2009 по 2013 г. денежные переводы физических лиц из Казахстана во все страны возросли на 21,5% с 1,6 до 1,9 млрд. долл. По анализируемой группе стран этот показатель увеличился на 26%: с 1 до 1,3 млрд. долл., т. е. по этим странам рост трансфертов идет с опережением.
Млрд. долл.
Рис. 3. Денежные переводы из Казахстана с 2009 по 2013 г.: 0 из Казахстана, всего; Ш из Казахстана в Кыргызстан, РФ, Узбекистан, Таджикистан, Китай
Существующие методы учета нелегальной миграции. В России для оценки нелегальной миграции государственными органами применяется уравнение демографического баланса, которое выглядит следующим образом:
р = р0 + (М - М) + (I - Е) + X,
где P и P0 - численность населения, выявленная при проведении двух последовательных переписей населения; (N — M) — естественный прирост населения; (I — E) — чистая миграция или миграционное сальдо.
Таким образом, прибавляя к числу граждан, зафиксированных на момент времени «0», число родившихся (N) и иммигрировавших (I), и вычитая умерших (M) и эмигрировавших (E), численность которых отражена в официальных базах данных, мы должны получить число P. Однако, как правило, расчетное и фактическое значения расходятся на некоторую величину X, которую и принимают равной чистой величине нелегальных мигрантов за период между переписями.
Метод, основанный на простом сравнении реестров заключается в сопоставлении данных переписи населения с базами данных о видах на жительство, сведениями миграционных служб и результатами регулярных опросов населения или определенных его групп, например, учащихся-иностранцев.
Метод остаточных чисел, применяемый в США, основан на том, что общая численность иммигрировавшего населения включает в себя как нелегальных, так и легальных иммигрантов. Таким образом, вычитая из общего количества число легально проживающих иностранцев, можно получить приблизительное количество мигрантов, находящихся в нелегальном положении.
R = FB - [L - (M + E)] - T,
где R - число нелегальных мигрантов; FB (Foreign-born population) - общее число иностранных граждан, выявленное в ходе переписи населения; L (Legal immigrants) - число легальных мигрантов; M (Mortality) - полученное в результате оценки количество умерших легальных мигрантов (следует подчеркнуть, что по американскому законодательству любой человек, родившийся на территории США, признается гражданином страны, вне зависимости от гражданства его родителей); E (Emigration) - число эмигрировавших легальных мигрантов; T (Temporary) - число временных легальных мигрантов (в данную группу в основном входят студенты и рабочие, получившие разрешение на временное проживание).
В методе ожидаемого населения используется уравнение демографического баланса, но не вполне стандартным способом. Суть метода сводится к сравнению оценки численности эмигрировавших из страны, с официальными данными о числе эмигрантов, проживающих в момент наблюдения на территории других государств, что позволяет выявить количество находящихся в статусе нелегальных мигрантов за рубежом.
В основе метода соотношения полов лежит предположение, что большую часть нелегальных мигрантов представляют мужчины. Главным показателем, который используется при подсчете незаконных иностранцев, является количество мужчин, приходящихся на 100 женщин, или так называемый коэффициент соотношения полов (sex-ratio). Сравнивая фактическое соотношение численности мужчин и женщин, выявленное в ходе переписи населения в стране, уроженцами которой являются мигранты, с теоретической пропорцией, рассчитанной для нее и для страны пребывания, становится возможным получить оценку ожидаемой численности нелегальных мигрантов [8].
Как видно из данного обзора, выявление числа нелегальных мигрантов требует проведения периодических опросов и переписи населения. Между тем в Казахстане перепись проводят раз в десять лет, что не позволяет дать оперативную оценку численности нелегальных мигрантов.
Подходы к количественной оценке численности трудовых мигрантов в Казахстане и информационно-статистическое обеспечение расчетов. Для косвенной оценки реальной численности трудовых мигрантов в настоящей работе использованы подходы, основанные на учете объема денежных переводов физических лиц из Казахстана в страны исхода трудовых мигрантов.
Для расчетов были выбраны следующие страны: Таджикистан, Узбекистан, Кыргызстан, Китай и Россия, так как численность иммигрантов из данных стран является преобладающей. Так, доля иммигрантов из Узбекистана в общем числе приехавших в Казахстан мигрантов составляет 52%; России - 17,8; Китая - 8,7; Кыргызстана - 6; Таджикистана - 1% [9]. В табл. 1 приведены данные по денежным переводам за 2009-2013 гг.
Таблица 1
Сумма денежных переводов по странам с 2009 по 2013 г., млн. долл.
Страна 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.
Российская Федерация 430,64 398,69 487,05 660,68 670,95
Китай 303,23 373,96 392,53 377,86 392,90
Узбекистан 212,34 189,68 98,46 113,36 155,85
Кыргызстан 61,98 83,85 37,03 47,86 66,13
Таджикистан 19,27 19,52 9,48 10,57 11,02
Источник: [9].
При расчетах количества трудовых мигрантов учитывался размер среднемесячной заработной платы по Казахстану (табл. 2).
Таблица 2
Среднемесячная заработная плата с 2009 по 2013 г.
Показатель 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.
Среднемесячная заработная плата, тенге Курс валют, тенге / долл. США Среднемесячная заработная плата, долл. США Заработная плата за год, долл. США 67639 147,50 458,57 5503 77482 147,35 525,84 6310 89959 146,62 613,55 7363 101079 149,11 677,88 8135 108640 152,13 714,13 8570
В рамках данного подхода при расчете количества трудовых мигрантов принимаются следующие предположения:
1. Около десятой части денежных переводов в Китай и Россию представлены нерегулярными разовыми платежами, не относящимися к оплате труда мигрантов, - это переводы домохозяйств и частных предпринимателей. В таком случае объем денежных переводов трудовых мигрантов в эти страны сократится на 10% по сравнению с общей суммой переводов.
2. Трудовые мигранты отправляют на родину около 44% своих доходов. Это среднее значение, получено по результатам исследований Всемирного банка (48% своего заработка мигранты перечисляют своим семьям [10]) и Центра трудоустройства граждан при Министерстве молодежи, труда и занятости Кыргызской Республики (денежные переводы занимают более 40% в доходах мигранта [11]).
3. Оценка численности трудовых мигрантов ведется по трем вариантам с учетом предположений о размерах их среднемесячной заработной платы.
Первый вариант: заработная плата мигрантов из рассматриваемых стран будет составлять такую же величину как в РК.
Второй вариант: мигранты из России и Китая будут иметь зарплату, равную среднемесячной зарплате в РК, а мигранты из Таджикистана, Узбекистана и Кыргызстана - в два раза меньшую.
Третий вариант: мигранты из России и Китая будут иметь зарплату в два раза большую, чем в РК, а Таджикистана, Узбекистана и Кыргызстана - в два раза меньшую.
4. Оценка численности трудовых мигрантов ведется по двум сценарным предположениям: трудовые мигранты либо выплачивают налоги в бюджет РК по налоговой ставке 20%, предусмотренной статьями 154-1, 192, 194 и 201 Налогового кодекса РК [12] (сценарий 1), либо не выплачивают (сценарий 2).
5. Предполагается, что 30% трудовых мигрантов из стран Центральной Азии, в силу географической близости, не используют систему денежных переводов, поскольку существуют неформальные каналы передачи денег: можно провозить деньги с собой или передавать через знакомых. Соответственно оценка численности трудовых мигрантов изменится в сторону увеличения.
С учетом изложенных предположений оценочный расчет численности трудовых мигрантов из Таджикистана, Узбекистана, Кыргызстана, Китая и России проводится в следующей последовательности.
Для сценария 1 (мигранты выплачивают налоги) - по формуле:
Чтм=ДП/СЗП-М-Кд-(1-Т), (1)
где ЧТМ - число трудовых мигрантов; ДП - объем денежных переводов из Казахстана в страны исхода; СЗП - размер среднемесячной заработной платы; М - количество месяцев в году; Кд - удельный вес отправленных средств в оплате труда мигрантов; Т - налоговая ставка.
В зависимости от заработной платы мигрантов существует три варианта оценки их численности (табл. 3).
Таблица 3
Численность трудовых мигрантов, использующих систему денежных переводов, в Республике Казахстан по странам, чел. (сценарий 1, по вариантам)*
Страна 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.
Российская Федерация
Вариант 1,2 200091 161549 169138 207661 200186
Вариант 3 100046 80774 84569 103831 100093
Китай
Вариант 1,2 140892 151528 136314 118767 117226
Вариант 3 70446 75764 68157 59383 58613
Узбекистан
Вариант 1 109623 85398 37991 39590 51666
Вариант 2,3 219247 170796 75921 79179 103008
Кыргызстан
Вариант 1 31998 37751 14288 16715 21923
Вариант 2,3 63996 75502 28553 33429 43708
Таджикистан
Вариант 1 9948 8788 3658 3691 3653
Вариант 2,3 19897 17577 7310 7383 7284
* Здесь и в последующих таблицах—расчеты авторов.
С учетом 30% трудовых мигрантов из стран Центральной Азии, не использующих систему денежных переводов для отправления своих доходов в страны исхода, оценка численности трудовых мигрантов увеличится (табл. 4).
Анализируя полученные данные с 2009 по 2013 г., можно сделать вывод, что в 2009 г. численность трудовых мигрантов на территории Казахстана была максимальной, причем по всем трем вариантам. Затем идет снижение до 2012 г., а в 2013 г. количество трудовых мигрантов увеличилось в сравнении с 2012 г.
Таблица 4
Оценка численности трудовых мигрантов в Республике Казахстан по странам, с учетом мигрантов, не использующих систему денежных переводов, чел. (сценарий 1, по вариантам)
Страна 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.
Российская Федерация
Вариант 1,2 200091 161549 169138 207661 200186
Вариант 3 100046 80774 84569 103831 100093
Китай
Вариант 1,2 140892 151528 136314 118767 117226
Вариант 3 70446 75764 68157 59383 58613
Узбекистан
Вариант 1 142510 111017 49389 51467 67166
Вариант 2,3 285021 222034 98697 102933 133911
Кыргызстан
Вариант 1 41597 49076 18575 21729 28500
Вариант 2,3 83195 98153 37119 43458 56821
Таджикистан
Вариант 1 12933 11425 4755 4799 4749
Вариант 2,3 25866 22850 9503 9598 9469
Всего
Вариант 1 538023 484595 378170 404423 417828
Вариант 2 735064 656113 450771 482417 517613
Вариант 3 564573 499575 298045 319203 358906
Для сценария 2 (мигранты не выплачивают налоги) расчет ведется по формуле:
ЧТм=ДП/СЗП-М-Кд. (2)
Приведем оценки по сценарию 2 (табл. 5), когда трудовые мигранты не производят налоговых выплат в бюджет страны.
Таблица 5
Оценка численности трудовых мигрантов, использующих систему денежных переводов, в Республике Казахстан по странам, чел. (сценарий 2, по вариантам)
Страна 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.
Российская Федерация
Вариант 1,2 160073 129239 135310 166129 160149
Вариант 3 80036 64619 67655 83065 80074
Китай
Вариант 1,2 112713 121222 109051 95014 93781
Вариант 3 56357 60611 54526 47507 46891
Узбекистан
Вариант 1 87699 68318 30393 31672 41333
Вариант 2,3 175397 136637 60737 63343 82407
Кыргызстан
Вариант 1 25598 30201 11431 13372 17538
Вариант 2,3 51197 60402 22843 26743 34967
Таджикистан
Вариант 1 7959 7031 2926 2953 2923
Вариант 2,3 15917 14061 5848 5906 5827
Проведя расчет с учетом 30% мигрантов из стран Центральной Азии, не использующих систему денежных переводов, получим следующий результат (табл. 6).
Таблица 6
Оценка численности трудовых мигрантов в Республике Казахстан по странам с учетом мигрантов, не использующих систему денежных переводов, чел. (сценарий 2, по вариантам)
Страна 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.
Российская Федерация
Вариант 1,2 208095 168011 175903 215968 208194
Вариант 3 104047 84005 87952 107984 104097
Китай
Вариант 1,2 146527 157589 141766 123518 121916
Вариант 3 73264 78795 70883 61759 60958
Узбекистан
Вариант 1 114008 88814 39511 41173 53733
Вариант 2,3 228017 177627 78958 82346 107129
Кыргызстан
Вариант 1 41597 49076 18575 21729 28500
Вариант 2,3 83195 98153 37119 43458 56821
Таджикистан
Вариант 1 10346 9140 3804 3839 3799
Вариант 2,3 20693 18280 7602 7678 7575
Всего
Вариант 1 512255 462814 375845 401881 410441
Вариант 2 669887 600029 433925 464276 490269
Вариант 3 492576 437229 275090 294534 325215
По второму сценарию наблюдается аналогичная динамика количества трудовых мигрантов: в 2009 г. в Казахстане (по статистике Национального Банка о денежных переводах физических лиц по странам) выявлен пик численности трудовых мигрантов.
Как показали выполненные расчеты, при различных допущениях и предположениях, объем трудовой миграции в Казахстан практически на порядок превышает ее размеры по официальной статистике.
Наличие нерегистрируемой внешней трудовой миграции в Казахстане является серьезным демпинговым фактором на внутреннем рынке труда, искажает представления о конъюнктуре рынка труда (емкости рынка, предложении рабочей силы, ее мобильности). Для снижения масштабов нерегистрируемой трудовой миграции в Республику Казахстан необходимо усилить меры по легализации трудовых мигрантов путем упрощения процедур выдачи разрешений на привлечение иностранной рабочей силы, путем снижение административных барьеров для регистрации по месту проживания трудовых мигрантов, стимулирования прозрачности бизнес-миграции как одной из форм трудовой миграции.
Необходимо выработать системные меры политики в отношении трудовых мигрантов, которые позволят наладить мониторинг внутреннего рынка труда и движения иностранной рабочей силы на нем, оценить приток, отток и транзит трудовых мигрантов на территории Казахстана, обеспечить защиту их прав, улучшить условия их труда и проживания, а также препятствовать расширению неформального сектора экономики.
Литература
1. Статистический портал ЕИС «Беркут» http://mvd.gov.kz/portal/page
2. Центр интеграционных исследований Евразийского банка развития, Бюро Международной организации по миграции в Москве «Анализ экономического эффекта и институционально-правовых последствий ратификации Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей и Соглашения о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств для государств-участников Единого экономического пространства (Беларусь, Казахстан, Россия)». СПб, 2012.
3. IMF « Two Current Issues Facing Developing Countries»/ World Economic Outlook: Globalization and External Imbalances. Chapter 2. April 2005.
4. Всемирный банк «Миграция и потоки денежных переводов в Европе и Центральной Азии: последние тенденции и перспективы, 2013-2016годы». Октябрь 2013.
5. Садовская Е. Законная трудовая миграция в Казахстан. Институт демографии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» //Демоскоп Weekly №583-584. 27января — 9 февраля 2014 г.
6. Комиссия по правам человека при Президенте Республики Казахстан «Специальный доклад о ситуации с правами мигрантов в Республике Казахстан». Астана, 2013.
7. Национальный банк Республики Казахстан http://www.nationalbank.kz/
8. Вакуленко Е.С., Цимайло В.В. Учет нелегальной миграции населения: методы и оценки // Демоскоп Weekly №479-480. 26 сентября - 9 октября 2011 г.
9. Агентство Республики Казахстан по статистике http://www.stat.gov.kz/
10. Записка по мерам политики Таджикистана. Усиление влияния денежных переводов мигрантов на цель развития. Июнь 2006. Документ Всемирного банка.
11. Центр трудоустройства граждан при Министерстве молодежи, труда и занятости Кыргызской Республики. «Обзор миграционной ситуации в Кыргызстане: основные вызовы».
12. О налогах и других обязательных платежах в бюджет. Кодекс Республики Казахстан (Налоговый кодекс с изменениями и дополнениями по состоянию на 15.01.2014 г.). Гл. 18, ст. 154-1; гл. 25, ст. 201; гл. 23, ст. 194; гл. 22, ст. 192.