Научная статья на тему 'Казахстан и Россия в решении проблем трудовой миграции из стран Центральной Азии'

Казахстан и Россия в решении проблем трудовой миграции из стран Центральной Азии Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
160
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Казахстан и Россия в решении проблем трудовой миграции из стран Центральной Азии»

постсоветского, в котором внедрялись - и, увы, внедряются и сейчас - усредненные ценности, моральные и материальные. И наряду с упомянутой выше установкой на бизнес, на успех, на Западе существует и социальная политика, препятствующая опасному расслоению общества, и элитарность самого высокого полета - на мировом уровне, и свобода выбора... Там, в западной цивилизации, много чего есть... Да, против русского языка выступают сейчас не только отдельные чиновники, которые опасаются «прихода со стороны», из диаспоры, способных людей, не только ультрапатриоты, сторонники обрубания культурно-языковых связей, видящие в этом исключительно наследие колониального прошлого, но и Запад, заинтересованный в вытеснении России с постсоветского пространства. А поэтому надо, просто необходимо всячески защищать русский. «Не надо искусственно нагнетать противостояние русского и азербайджанского языков. Отнесемся к русскому как к нашему огромному историческому завоеванию», - пишет тот же Рахман Ба-далов. От себя добавлю только одно. И защищать это наше огромное историческое завоевание мы, русскоязычные, живущие в национальных республиках, должны не боясь лжепатриотов (как своих, в своем Отечестве, так и чужих, за пределами оного) и уж тем более не пытаясь подстраиваться под них, дабы казаться «святее папы римского».

«Дружба народов», М., 2009 г., № 2, с. 132-142.

Е. Ешаманова,

публицист

КАЗАХСТАН И РОССИЯ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ ИЗ СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Проблема миграции в конце XX - начале XXI в. приобрела огромное значение для всех стран СНГ, включая Казахстан, республики ЦА и Российскую Федерацию. В современном мире процессы легальной миграции призваны способствовать развитию рыночных отношений, интеграции стран в международный рынок труда, обеспечению прав мигрантов путем соблюдения международных конвенций в области труда. В то же время процессы внешней миграции могут сопровождаться такими негативными последствиями, как усиление оттока за рубеж высококвалифицированных

специалистов, развитие криминальных структур, специализирующихся на незаконной поставке рабочей силы в ближнее и дальнее зарубежье, рост масштабов нелегальной миграции. Всемирный банк в январе 2007 г. опубликовал отчет, посвященный проблемам миграции в Восточной Европе и Центральной Азии. Согласно данным, представленным в отчете, Казахстан занимает 9-е место в списке ведущих стран мира, принимающих мигрантов. При этом Казахстан является одним из узловых промежуточных звеньев транснациональных каналов незаконной миграции в связи со своим географическим и геополитическим положением непосредственно на пути в страны Европы, прозрачностью и значительной протяженностью границ, открытием в последние годы новых международных авиационных и железнодорожных рейсов, всемирным развитием международного экономического, гуманитарного, культурного и религиозного обмена, несовершенством системы иммиграционного контроля, а также коррумпированностью некоторых представителей правоохранительных и таможенных органов. Кроме того, немаловажное значение имеют нестабильность социально-политической обстановки в странах - экспортерах незаконных мигрантов, последствия войн, вооруженных конфликтов, внутриполитической борьбы в некоторых странах Азии, Ближнего и Среднего Востока, рост активности террористических и религиозно-экстремистских организаций. В силу всего вышеперечисленного, Казахстан стал использоваться в качестве «транзитного коридора» для нелегального трафика людей из государств с нестабильной общественно-политической обстановкой в страны СНГ и ЕС, для транспортировки наркотиков, контрабанды оружия. Следует отметить, что самую протяженную и прозрачную (более 7 тыс. км) казахстанско-российскую границу пересекают также граждане третьих стран (пакистанцы, афганцы, бангладешцы и др.), следуя в Россию через Казахстан в обход пунктов пропуска (причем 60% гастарбайтеров едут на заработки в Россию). В настоящее время сохраняется угроза увеличения потока незаконных мигрантов со стороны южных границ РК, особенно из Киргизстана, Узбекистана и Таджикистана, так называемых сезонных рабочих.

Сегодня Казахстан в силу своего экономического развития и политической стабильности является местом притяжения рабочей силы, среди мигрантов преобладают оралманы - этнические казахи, проживавшие за пределами республики в 21 стране мира (на сегодняшний день в РК официально зарегистрировано 633 241 тыс.

оралманов) и трудовые мигранты, которые прибывают в основном из более бедных стран Центрально-Азиатского региона - Узбекистана, Киргизстана, Таджикистана, - где отмечаются слабые темпы развития экономики и, следовательно, низкий уровень жизни. По неофициальным данным, число трудовых мигрантов, приезжающих ежегодно в Казахстан, доходит до 3 млн. человек с учетом сезонных рабочих. По прогнозам Агентства РК по статистике, потребность Казахстана в рабочей силе к 2015 г. составит 1,21,8 млн. человек. Основными центрами трудовой миграции являются Алматы, Астана, Западный Казахстан, Южный Казахстан. На работу официально приглашают лишь высококлассных специалистов в нефтяную отрасль, автомобилестроение, нанотехнологии, т.е. тех, в которых страна остро нуждается и без труда которых обойтись пока не может. На 1 октября 2007 г. на основании официального разрешения местных исполнительных органов на территории Казахстана осуществляли трудовую деятельность более 55 тыс. иностранных рабочих из Китая, Турции, США, Германии, Великобритании, Израиля, Индии, Венгрии и стран СНГ. В этот список, естественно, не входят гастарбайтеры, не имеющие квалификации. Большинство трудовых мигрантов - это те, у которых нет официального разрешения на работу и чьи доходы не декларируются компаниями, которые их нанимают. Сами власти провоцируют нелегальную деятельность криминальных структур по регистрации мигрантов, которая превращается для отдельных коррупционных чиновников в баснословные дивиденды.

Нелегальные мигранты сами становятся заложниками своего положениями, попадая в зависимость от работодателя, который диктует условия работы без предоставления каких-либо дополнительных компенсаций помимо минимальной зарплаты. Зачастую трудовой мигрант в Казахстане не может устроиться на работу законно, так как разрешение на привлечение иностранной рабочей силы в РК может получить только работодатель, которому необходимо для получения лицензии не только оплатить ее стоимость, но и собрать более 14 документов, оформление которых занимает от двух до семи месяцев. Кроме того, работодатель не застрахован от необоснованных отказов в выдаче разрешения, а это прямые издержки для бизнеса, следовательно, частнику это невыгодно, и он предпочтет нарушить закон. К тому же казахстанское законодательство привлекает к ответственности лишь незаконно работа-

ющего мигранта, а работодатель не несет никакой ответственности за нарушение трудового законодательства.

Выезд на заработки позволяет мигрантам из ЦА улучшить материальное положение своих семей, которым удается иметь доход хотя бы в пределах минимального прожиточного уровня. Социологический опрос респондентов определил цели миграции: более 70% мигрантов въезжают в Казахстан с целью прокормить семью, менее 10% - накопить деньги на учебу или лечение, получить профессию и т.д. Люди стремятся нелегально получить трудовой статус, причин для этого много, основными из них являются несоответствие квалификации требуемому уровню, отсутствие профессии, правовых знаний страны. При этом следует отметить, что практически все денежные потоки, которые вращаются на нелегальной трудовой бирже, не облагаются налогами - это теневые доходы. По оценкам экспертов, только ежегодная прибыль, получаемая криминальными структурами от прямой торговли людьми, достигает 7-9 млрд. долл. Объем денежных переводов мигрантов, работающих в Казахстане, вырос за последние 11 лет в шесть раз -с 500 млн. долл. США в 1995 г. до более 3 млрд. долл. США в 2006 г.; этот показатель составил 3,9% ВВП республики, причем главной страной-получателем является Узбекистан (38,6% переводов отправляется туда), второе и третье места занимают, соответственно, Киргизстан (25,5%) и Таджикистан (16,8%); эта статистика указывает на тенденцию роста вывоза денежных переводов из Казахстана минуя налоговые органы. Так, например, по мнению некоторых казахстанских экспертов, только в настоящее время в Казахстане работает более 100 тыс. граждан Киргизстана, занятых в основном в сфере услуг и торговли. Вследствие чего гастарбайтеры вывозят в соседнюю республику необлагаемый налогами теневой капитал, составляющий более 950 млн. долл. США.

С учетом данных факторов малообеспеченная часть населения стран Центральной Азии стремится покинуть свою страну в поисках работы, мигрируя в соседние Казахстан и Россию. По ряду объективных и субъективных причин они вынуждены выезжать и трудоустраиваться за рубежом нелегально, создавая на местном рынке труда дефицит рабочих мест и, как следствие, предпосылки для безработицы. При этом казахстанские и российские недобросовестные работодатели, заинтересованные в дешевой рабочей силе, охотно принимают незаконных мигрантов на работу, чем усугубляют ситуацию на рынке труда и недоплачивают значительные

суммы в бюджет наших стран. Самим мигрантам нелегальное положение закрывает доступ к юридической, медицинской и социальной помощи, они являются объектом очень жестокой эксплуатации со стороны недобросовестных работодателей.

При вхождении Казахстана в ВТО необходимо достичь соглашений относительно свободного передвижения рабочей силы и доступа к национальному рынку труда, что в свою очередь создаст открытый рынок труда и негативно повлияет на трудоустройство казахстанцев. Основным фактором для этого способно послужить дальнейшее совершенствование миграционного законодательства в соседней России, которое может привести к закрытию или ограничению доступа на российский рынок большого количества трудовых мигрантов из стран Центральной Азии и увеличит количество мигрантов в Казахстане, вследствие чего проблему определения статуса трудовых мигрантов и гармонизации законодательства в этой области Казахстан и Россия должны решать совместно.

Структура занятости мигрантов показывает, что большинство гастарбайтеров занято в строительной сфере, таковых в РК около 47,2%, а в РФ более 42%. Но если в России депортировать мигранта могут за просроченный срок регистрации и отсутствие лицензии на трудоустройство, то в Казахстане депортация нелегалам не грозит, так как миграционный контроль проводится только на вокзалах и рынках. По оценкам экспертов, трудовая миграция в Казахстане имеет свои негативные и позитивные аспекты. Положительные стороны трудовой миграции для РК, как для принимающей стороны: приток необходимой рабочей силы и удовлетворение спроса на рынке труда; улучшение демографической ситуации за счет интеграции мигрантов в казахстанское общество. Вместе с тем трудовая миграция приносит и плюсы странам ЦА и создает хорошую почву для реальной интеграции. Денежные переводы мигрантов из Узбекистана, согласно данным Всемирного банка, составили 9% от ВВП страны, в Киргизстане этот показатель оценивается в 10% от ВВП, в Таджикистане в 14% от ВВП.

К негативным проблемам трудовой миграции в Казахстане относится в основном наличие большого числа мигрантов с неурегулированным правовым статусом, что способствует налоговой бреши в бюджете республики, тормозит инновационное развитие, а также способствует возникновению межэтнических конфликтов, как это произошло на западе Казахстана (Мангистауская область)

между турецкими и казахстанскими рабочими осенью 2006 г. По мнению аналитиков, Казахстану прежде всего необходимо упростить правила въезда и пребывания трудовых мигрантов на территории РК, введение которых обеспечит действенный механизм регулирования миграции и защитит правовой статус мигрантов. Вероятнее всего, все эти вопросы будут решаться в рамках миграционной концепции РК до 2015 г.

С обретением независимости в России стал реализовываться принцип свободы передвижения, и через практически открытые границы СНГ в РФ устремились миллионы людей в поисках работы. Никогда раньше трудовая миграция не имела для России столь важного значения, как сегодня. Демографы подсчитали: Россию ожидает очень быстрое и масштабное сокращение трудоспособного населения, вследствие чего российская экономика сегодня не мыслима без притока трудовых мигрантов. При этом очевидно, что для России проблема массовой миграции имеет многоаспектный характер. Одним из главных направлений деятельности миграционной политики в РФ должно стать определение квот, формируемых по заявкам региональных и федеральных властей, на использование рабочей силы из стран Содружества. В РФ с апреля 2007 г. в соответствии с новыми правилами миграционного учета и приема на работу был введен запрет на торговлю иностранцев в палатках и на рынках России. По данным некоторых экспертов, это была ошибка, сделанная в порыве кратковременной политической конъюнктуры, в результате которой обогатились отдельные чиновники, инициировавшие данные меры. Согласно исследованиям российских аналитиков, мигранты мало конкурируют с местными жителями по нескольким причинам. Во-первых, они работают там, где не хватает своих кадров. Во-вторых, те рабочие места, которые они занимают, - это по большей части неформальный труд, социально незащищенный, с низкой оплатой.

В целом Россия идет по пути других принимающих стран: постепенно складывается определенное разделение труда, выделяются ниши, которые «зарезервированы» для мигрантов, и со временем эта сегрегация на рынке труда только усугубится. Серьезной угрозы для большинства трудоспособных россиян мигранты не представляют: недостаток квалифицированных кадров таков, что рабочих мест хватит всем. В ином положении оказываются малоквалифицированные мигранты, работающие за мизерную плату, требующую невысокой квалификации для выполнения работ, не-

привлекательных для местных жителей. Это так называемая «3D-работа»: опасная, грязная и трудная (Dangerous, Dirty, Difficult). Утверждения, что мигранты - это источник преступности, наркотиков и терроризма неверны, так как криминальный бизнес интернационален и не связан с трудовой миграцией. Вместе с тем де-факто меры, одобренные на уровне правительства РФ, в отношении введения запретов и ограничения на трудовую деятельность гаст-арбайтеров, как показала практика, оказались недейственными и вызвали лишь рост коррупции и теневого сектора, что в свою очередь обесценило все лозунги российских властей о необходимости борьбы с нелегальной миграцией. Тем более, по прогнозам российских экспертов «Центра по изучению проблем народонаселения», до 2050 г. Россия должна будет легально принимать более 500 тыс. мигрантов в год из-за недостаточности рабочих рук и демографической депопуляции населения. Россия, переживающая демографический спад, действительно нуждается в дополнительных рабочих руках, в первую очередь это касается регионов Сибири и Дальнего Востока.

Между тем основные потоки гастарбайтеров, по данным ФМС России, устремляются в Московский регион и другие крупные города РФ, которые и без того являются трудоизбыточными. Так, дефицит рабочих рук в столице России достиг критического уровня, констатировали осенью 2007 г. столичные власти, что свидетельствует о том, что размеры квот не просчитываются, а берутся с потолка. По данным городского департамента образования, 80% вакансий в экономике Москвы приходится на рабочие профессии. А дефицит квалифицированных рабочих только в столице составляет 120-130 тыс. человек. Эксперты полагают, что в настоящий момент альтернативы притоку мигрантов в столицу не существует. Однако большие потоки мигрантов из ЦА и других стран СНГ порождают национальную сегрегацию по районам. По данным Центра миграционных исследований, в ближайшие годы чистая убыль трудового населения центральной конгломерации составит 6 млн. человек. А по прогнозам Минсоцразвития РФ, общая численность трудоспособных граждан страны к 2015 г. уменьшится с нынешних 89,8 до 77,2 млн. человек. При низкой средней продолжительности жизни и высоком уровне смертности внутренних резервов компенсации в России практически нет, отмечают российские аналитики. В 2007 г. российский сенатор В. Слуцкер предложил концепцию закона о натурализации и гражданстве. Этот

документ предусматривал создание в стране балльной системы, которая бы дала возможность предоставлять вид на жительство экономически востребованным категориям приезжих, а также возможность участия мигрантов в муниципальных выборах и снижения подоходного налога для нерезидентов с нынешних 30 до 13%. Эксперты оценили этот документ одобрительно, так как он позволит вывести из тени значительную часть доходов, получаемых мигрантами.

Необходимо также отметить, что некоторые российские политики для достижения своих целей умело пропагандируют среди россиян политику ксенофобии и нетерпимости к мигрантам из стран Центральной Азии; их серьезно беспокоит ситуация постоянного роста некоренного населения, так как если эта цифра доходит до 20% от общей численности населения страны, иностранцы перестают ассимилироваться среди местных жителей и начинают создавать гетто, контролировать которые государству очень сложно. Влияние такой ситуации на политическую и социальную стабильность в стране можно оценить по недавним событиям в Германии и Франции. Эта диспропорция должна измениться, так как, конкурируя с россиянами на рынке труда, востребованными чаще всего оказываются зарубежные гастарбайтеры, поскольку они готовы работать на менее выгодных условиях и за мизерную плату, что создает социальную напряженность в России.

Страны мирового сообщества по-разному решают проблемы регулирования миграции. Так, например, в Канаде и Великобритании применяются балльные системы отбора иностранцев, оценивающие кандидата по его квалификации и личным качествам, используются также списки приоритетных специальностей. К примеру, в США в отличие от популистских идей российских чиновников и политиков накоплен большой опыт решения этих вопросов. Там введена очень жесткая система. Сведения о каждом иностранце (паспортные данные, фото и отпечатки пальцев), въезжающем на территорию страны, при пересечении границы автоматически попадают в единую базу данных. Въезжающему на территорию США иностранцу выдают на руки идентификационное свидетельство, которое он обязан носить как официальный документ. Однако, несмотря даже на такую жесткую систему учета иностранцев, количество неучтенных нелегалов в южных штатах страны возрастает. А в большинстве стран ЕС мигрантов приглашают на работу при условии, что на это место не претендуют

местные жители. Но все это государства с развитыми и «белыми» рынками труда, где масштабы теневой экономики не превышают 5-7%, в отличие от них рынок труда в Казахстане, как и в России, более теневой, отследить процессы нелегальной миграции на нем труднее. Полагаем, что и РК, и РФ необходимо совместно усовершенствовать законодательную базу по миграции, чтобы она четко определяла права мигрантов и прежде всего была бы направлена на защиту их прав, а не на защиту рынков от мигрантов. Таким образом, Казахстан и Россия включились в мировой контекст глобализации, и потоки передвижения трудовых мигрантов вполне сопрягаются с миграционными тенденциями других стран мира, поэтому так важны объективный анализ миграции и принятие своевременных и правильных решений в этой области.

«Евро-Азия», М, 2008 г., № 4, с. 83-97.

Рыскуль Абдувалиева,

кандидат политических наук (Киргизстан)

ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ КИРГИЗСТАНА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

1. Экономическая безопасность. В научных дискуссиях о национальной безопасности одно из центральных мест занимает ее экономический аспект. Пристальное внимание к этим проблемам объясняется множеством причин, прежде всего тем, что состояние экономики имеет первостепенное значение для безопасности государства. Киргизстан относится к категории стран с низким экономическим развитием. Во времена Советского Союза он всецело зависел от его экономики, бюджет республики пополнялся из общесоюзного фонда, что не могло продолжаться после обретения ею независимости. Молодое государство осталось без достаточных средств и необходимых ресурсов для удовлетворения собственных потребностей. Разрыв хозяйственных связей после распада СССР повлек негативные изменения в экономике, хотя на масштабы экономического кризиса большое воздействие оказали и внутренние причины, а точнее поспешная и необдуманная экономическая политика, особенно разгосударствление и приватизация госсобственности. Торговые, промышленные, транспортные предприятия были в короткие сроки проданы и переданы в частные руки. Предпри-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.