УДК 9 П.37 Д. В. Житин
Вестник СПбГУ. Сер. 7, 2007, вып. I
НЕЛЕГАЛЬНАЯ ТРУДОВАЯ ИММИГРАЦИЯ В РОССИЮ
Нелегальная иммиграция в Россию как явление имеет различное происхождение, что накладывает отпечаток не только на взаимоотношение иммигрантов с российским государством, но и на количественные и качественные характеристики данного миграционного потока в целом. В настоящее время можно выделить несколько групп нелегальных иммигрантов.
К первой группе относятся иностранные граждане, попадающие на территорию России нелегально - минуя паспортный и иммиграционный контроль либо по недействительным или фальшивым документам. До недавнего времени к данной категории могли быть отнесены только граждане государств, имеющих с Россией визовый режим пересечения границы. Граждане же государств СНГ (за исключением Грузии) могли свободно приезжать в Россию на неопределенный срок - паспортный и иммиграционный контроль на границе являлся для них простой формальностью. (Ситуация изменилась с 2003 г., когда, несмотря на сохранение безвизового режима, граждане этих стран, как и прибывшие из государств «дальнего зарубежья», должны заполнять миграционные карты и срок их пребывания на территории России по частным делам не должен превышать 90 суток.)
Вторую группу «нелегалов» составляют иностранные граждане, прибывающие в Россию на законных основаниях по действительным документам, но с иной целью, чем указанная при оформлении визы' и въезде на территорию страны. Как правило, они въезжают в Россию в качестве туристов (граждане Китая), «в гости» (граждане Азербайджана, Украины) или «на учебу» (граждане ряда стран Южной и Юго-Восточной Азии), но реальной целью их пребывания является временная трудовая деятельность. Часто их визы и/или регистрация по месту пребывания просрочены. По экспертным оценкам, в общей массе «нелегалов» эта группа составляет от 40 до 50%.
Третью группу составляют транзитные иммигранты с просроченными документами, въехавшие в Россию с целью проследовать в другие страны (как правило, в Германию и страны Северной Европы). Так как дальнейший транзит на Запад для иностранцев из государств Азии и Африки требует значительных финансовых затрат (плата посредникам и проводникам, плата за изготовление фальшивых виз и документов и т. д.), временное нахождение на территории России для них может затянуться на месяцы и даже годы. Нелегальная трудовая деятельность, часто имеющая криминальный характер, является неизбежным следствием такой транзитной иммиграции.
Четвертая группа представлена псевдостудентами, прибывающими в Москву, Санкт-Петербург и другие крупные города России из ряда африканских и азиатских стран. Часть их относится к иностранцам, ранее обучавшимся в российских вузах, которые не захотели (или не смогли) возвратиться на свою родину по окончании обучения. Другая часть изначально приехала в Россию с иными целями, нежели официально заявленная при получении визы (учеба). Обе категории «студентов» вынуждены работать нелегально, чтобы обеспечить себе средства к существованию. «Учеба» в прошлом или настоящем является для них лишь официальным прикрытием для нахождения на территории России. К этой группе можно отнести и иностранных граждан, работавших в России по контрактам, срок действия которых истек, но они не покинули вовремя страну.
От степени легальности «гастарбайтеров» зависят оценки их численности, половозрастного, этнического и профессионального составов. Если в отношении иностранных трудящихся-мигрантов, работающих в Российской Федерации легально, в соответствии с полученными разрешениями, можно получить исчерпывающую статистическую информацию2, то об иностранцах, незаконно занимающихся трудовой деятельностью, могут быть даны только оценочные сведения. Наиболее затруднительна оценка численности и структуры первой и третьей из указанных выше категорий «нелегалов».
В настоящее время основными факторами, определяющими численность и структуру трудовых иммигрантов, находящихся на территории России, являются:
1. Потребность в работниках со стороны предприятий и организаций. Именно спрос на рабочую силу, дефицит последней, особенно по «непрестижным» для россиян специальностям, вызывает предложение со стороны менее требовательных к условиям труда иностранцев. Уже несколько лет российская экономика испытывает острую нехватку рабочих рук по очень широкому набору специальностей. Профессиональная структура и квалификация россиян, ищущих работу, сегодня в значительной степени не совпадают с потребностями работодателей.
2. Различие между уровнем заработной платы (дохода) в России и государствах выхода трудящихся-мигрантов. Пока существуют «ножницы» в оплате труда строителей, разнорабочих между жителями Российской Федерации (особенно в крупных мегаполисах страны), с одной стороны, и гражданами Украины, Молдавии, Таджикистана и других государств - с другой, объективные экономические причины для трудовой миграции сохра-
1 Для граждан стран, имеющих с Российской Федерацией визовый режим.
1 За исключением трудовых мигрантов из Республики Беларусь, граждане которой могут приниматься на работу без оформления специальных разрешений, на общих основаниях с российскими гражданами, в результате чего они не отражены в соответствующей статистической отчетности.
© Д. В. Житин, 2007 132
нятся. При этом данные «ножницы» должны быть достаточно значительными: по мнению социологов, исследовавших проблемы трудовой миграции на примере нескольких российских регионов, чтобы привлечь «гастарбай-тера», необходимо, чтобы заработок его старой и новой работы отличался как минимум в 2 раза. Обычно иностранные трудящиеся-мигранты, работающие в крупных городах России, получают заработную плату в 7-10 раз больше, чем за аналогичную работу у себя на родине (если там она вообще есть) [1].
3. Осуществление в различных регионах России крупных инвестиционных проектов с участием иностранных фирм. В основном это касается нового промышленно-гражданского строительства и реконструкции действующих объектов, участие в котором принимают фирмы из государств Европейского Союза и Турции. Очень часто, получив подряд на выполнение строительных и монтажных работ, иностранные фирмы стремятся привлечь к их осуществлению специалистов из своих стран, обладающих необходимыми профессиональными навыками и соответствующим опытом работы.
4. Развитие сферы услуг и потребительского рынка России. Рост доходов населения, общая активизация экономической жизни в стране способствуют возникновению большого количества занятых в сфере обслуживания организаций. Именно торгово-коммерческая деятельность и обслуживание населения (прежде всего организация общественного питания) являются сегодня главной профессиональной нишей для мигрантов из Азербайджана, Китая, Вьетнама и ряда стран Ближнего и Среднего Востока.
5. Государственная политика в области внешней трудовой миграции. Данный фактор стал приобретать существенное значение в формировании численности и структуры «гастарбайтеров» в Российской Федерации только в последние 2-3 года. До недавнего времени российское государство не только не имело осмысленной миграционной политики в этой сфере (ее по сути нет и сейчас), но и вообще не предпринимало никаких шагов по контролю за привлечением и использованием иностранной рабочей силы. С конца 2000 г. ситуация стала постепенно меняться в сторону ужесточения иммиграционного контроля. Первым шагом стало принятие с 1 октября 2000 г. изменений порядка регистрации органами внутренних дел граждан стран СНГ по месту жительства в Российской Федерации. (Если до этого граждане государств СНГ регистрировались на общих основаниях с гражданами Российской Федерации, то теперь процедура их регистрации стала такой же, как и для граждан государств «дальнего зарубежья», т. е. более сложной и длительной.) С 1 июля 2002 г. вступил в силу новый закон «О гражданстве Российской Федерации», который наряду с кампанией по обмену паспортов бывшего СССР на паспорта граждан Российской Федерации резко увеличил «степень нелегальности» для значительной части иностранцев - граждан государств СНГ, находящихся на территории России. Принятие федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (вступил в силу с 1 ноября 2002 г.)3 юридически сделало «нелегалами» всех проживающих в России иностранцев, не имеющих вида на жительство или официально оформленного разрешения на работу. Естественно, что указанные изменения в российском законодательстве не могли не повлиять на численность и структуру иностранных «гастарбайтеров» в России.
Если о иностранных гражданах, получивших официальное разрешение на работу в Российской Федерации, сегодня имеются вполне достоверные сведения, то в отношении незаконно занимающихся на территории России трудовой деятельностью какая-либо достоверная информация отсутствует. Оценить численность нелегальных «гастарбайтеров» в стране затруднительно по следующим причинам:
1) слабый контроль за соответствием между заявленной и фактической целью въезда на территорию Российской Федерации иностранных граждан, въехавших в визовом порядке;
2) почти полное отсутствие контроля за въездом и пребыванием на территории России граждан из государств СНГ, имеющих безвизовый характер пересечения российской границы.
В первом случае мы имеем дело с иностранными «студентами», в основном из стран Африки и Азии, для которых учеба в российских вузах - лишь предлог для въезда в страну, либо с «нелегалами» из тех же «проблемных» азиатских и африканских государств, у которых закончился срок действия российской визы, но они не торопятся возвращаться к себе на родину. Во втором случае мы имеем дело с более многочисленной категорией граждан из стран СНГ, формально приезжающих в Россию «в гости» и остающихся на многие месяцы и годы. Наличие в крупных городах страны довольно многочисленных и сплоченных этнических диаспор выходцев из бывших советских республик позволяет этой категории иностранцев устраиваться на работу, обходя установленный законодательством порядок получения разрешения.
Попробуем оценить общее количество иностранных граждан, временно находящихся в России с трудовыми целями, но нарушающих действующее российское законодательство в данной сфере. Для этого рассмотрим ситуацию с нелегальной трудовой миграцией в Санкт-Петербурге.
По данным Управления паспортно-визовой службы ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области, по состоянию на начало 2002 г. на регистрационном учете в городе находились немногим более 27 тыс. иностранных граждан. При этом только 7,5 тыс. официально прибыли по служебным делам или на работу на срок 1 год и более. Остальные - это либо студенты, либо к постоянно проживающие в Санкт-Петербурге иностранцы. Из указанных 7,5 тыс. человек на граждан стран СНГ приходилось менее 600. Так, по официальным данным паспортно-визовой службы значилось, что по служебным делам или на работе в Санкт-Петербурге находятся всего 5 граждан Азер-
3 С 15 января 2007 г. вступили в силу изменения к данному федеральному закону, существенным образом изменяющими порядок регистрационного учета иностранных граждан на территории Российской Федерации.
байджана, 8 - Грузии, 3 - Молдавии и ни одного гражданина Таджикистана. Приведенные цифры не имели ничего общего с реальным количеством граждан государств СНГ, находящихся в Санкт-Петербурге, и лишь свидетельствовали о явном их нежелании официально регистрироваться в органах внутренних дел на длительный срок.
В то же время совсем избежать регистрации в паспортно-визовой службе иностранцам из государств «ближнего зарубежья» становится все труднее, и поэтому официальная статистика зафиксировала прибытие в Санкт-Петербург в 2001 г. «по частным делам» 40 тыс. человек, из которых 28,5 тыс. составляли граждане стран СНГ. Первые места по количеству «гостей» «северной столицы» составили граждане Украины (9,3 тыс.), Азербайджана (4,4 тыс.), Казахстана (2,5 тыс.), Таджикистана (2,4 тыс.). Причем в сравнении с 2000 г., когда временная регистрация (по месту пребывания) граждан стран СНГ проводилась на общих основаниях с российскими, и контроль за их пребыванием на территории России оставлял желать лучшего, количество иностранцев из государств «ближнего зарубежья» увеличилось в 11 раз (2000 г. - 2,6 тыс.). (Численность иностранцев из государств «дальнего зарубежья», прибывших в Санкт-Петербург по частным делам, за этот период выросла всего на 20%.)
Введение в 2003 г. миграционных карт, которые обязан заполнять при въезде в Россию любой иностранец (кроме граждан Беларуси), должно было помочь в организации системы учета и контроля за пребыванием на территории страны иностранных граждан независимо от целей их пребывания. В настоящее время данная система учета еще не заработала в полном объеме, и сведения по въезду в Россию иностранных граждан, представляемые сотрудниками Федеральной пограничной службы и сотрудниками постов иммиграционного контроля ФМС России, отличаются в несколько раз. Учитывая, что основной поток иностранцев из стран «ближнего зарубежья» прибывает в Санкт-Петербург через южные сухопутные границы Российской Федерации транзитом через другие регионы России, это не позволяет говорить об общей численности тех из них, кто единовременно находится в городе.
Тем не менее проводившаяся с середины февраля по сентябрь 2003 г. выдача иммиграционных карт иностранцам, уже находившимся на территории нашей страны на момент вступления в силу федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», позволила сделать некоторые выводы в отношении общей численности тех из них, кто временно пребывал на территории Санкт-Петербурга с трудовыми целями. Так, за период с февраля по июнь 2003 г. сотрудниками паспортно-визовой службы и Управления по делам миграции ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области было выдано более 35 тыс. миграционных карт иностранным гражданам, прибывшим в Санкт-Петербург с различными целями и уже находившимися на тот момент в городе. При этом почти 100% иностранцев, получивших миграционные карты уже непосредственно в Санкт-Петербурге, являлись гражданами стран СНГ. Из них наибольшее количество составили граждане Украины (29%), Таджикистана (18%), Азербайджана (15%) и Молдовы (14%). (Среди иностранцев, заполнивших в тот же период миграционные карты при пересечении российско-финской и российско-эстонской границ и в аэропорту «Пулково», граждане государств СНГ составили только 23% от общего количества въехавших в Россию.) По целям въезда только 25%, получивших миграционные карты, официально приехали в Санкт-Петербург на работу, а немногим более 2% мотивировали свое пребывание «служебными» или «коммерческими» делами. Почти 70% граждан государств «ближнего зарубежья», уже находившихся на территории Санкт-Петербурга, при заполнении миграционных карт декларировали свое пребывание в городе по «частным делам».
Учитывая официально разрешенный максимальный срок нахождения иностранных граждан, не имеющих официального разрешения на работу или вида на жительство, на территории России - 3 месяца, а также регистрируемых паспортно-визовой и миграционной службами (текущий паспортный учет, миграционные карты и др.) и ряд других учетных параметров, общее количество иностранцев, временно пребывающих на территории Санкт-Петербурга с трудовыми целями, можно определить в 100-120 тыс. человек в год. Только немногим более 10% из них находится на территории России в полной мере на законных основаниях, имея соответствующие регистрацию и разрешение на работу.
Из общего количества «гастарбайтеров», как легальных, так и нелегальных, граждане из государств «дальнего зарубежья» составляют сегодня 15-20%. В большинстве своем это граждане Китая (5-6 тыс. человек, «легальность» - 40-50%), Вьетнама (2-3 тыс., «легальность» - 50-60%), Турции, Финляндии и других европейских стран (а также США, Канады и Израиля). Степень «легальности» у данной категории иностранцев, работающих в Санкт-Петербурге, различна и зависит в основном от их этнического происхождения. Так, практически все иностранцы, приезжающие в Россию из европейских стран, США, Канады, Израиля, Японии, Южной Кореи, Турции, государств Латинской Америки, работают в Санкт-Петербурге на законных основаниях. Среди выходцев из других государств, прежде всего африканских и азиатских, доля «нелегалов» может составлять более 50%. (Оценочные данные об общей численности иностранцев из государств «дальнего и ближнего зарубежья», находящихся в Санкт-Петербурге с трудовыми целями, и степень «легальности» их пребывания и трудоустройства приведены в таблице.)
Абсолютное большинство «гастарбайтеров» из государств СНГ, составляющих 80-85% от общего количества иностранной рабочей силы в Санкт-Петербурге, находится на территории города с нарушением паспортно-визового режима. Даже если они имеют регистрацию в органах внутренних дел и она не просрочена, цель их фактического пребывания в городе (работа) не совпадает с официально заявленной (частная поездка). Легально работают в Санкт-Петербурге не более 5-10% «гастарбайтеров» из «ближнего зарубежья». Основными государствами выхода данной группы иностранцев являются Украина, Азербайджан, Армения, Таджикистан, Молдова. Большинство «гастарбайтеров» из Казахстана, также одного из главных регионов прибытия в Санкт-Петербург иностранцев
Оценка общей численности иностранных граждан, временно находящихся в Санкт-Петербурге с трудовыми целями (2003 г.)
Государство (регион) происхождения Количество, тыс. человек Удельный вес легально работающих, %
Украина 25-30 10
Азербайджан 25-30 3-5
Армения 5-6 10
Грузия 3 10
Молдова 7-8 10
Таджикистан 10-12 3-5
Казахстан 5-6 5-10
Узбекистан, Киргизия, Туркмения 3-4 3-5
Китай 5-6 40-50
Вьетнам 2-3 50-60
Индия, Бангладеш, Пакистан и другие страны Южной и Юго-Восточной Азии 1-2 70-80
Афганистан, Иран, арабские страны 3-4 70-80
Государства Тропической Африки 0,3 70-80
Турция 2,4 100
США, Финляндия, Германия и другие европейские страны (+ Канада и Израиль) 2,8 100
Другие страны 0,5 90-100
Всего 100-120 10-15
из государств СНГ, составляют русское и «русскоязычное» население этой республики, спасающееся в России от дискриминации по национальному признаку у себя дома4.
Рассматривая соотношение между легальными и нелегальными «гастарбайтерами» в Санкт-Петербурге, с учетом их этнического происхождения, можно охарактеризовать общую численность трудовых иммигрантов, работающих в России в настоящий период.
По нашим данным, сейчас на территории России с временными трудовыми целями в течение года находятся 3,1-3,8 млн иностранцев, из которых от 2,5 до 3,0 млн - граждане государств СНГ, а 600-800 тыс. - из стран «дальнего зарубежья». Наибольшее количество «гастарбайтеров» приходится на граждан Украины (600-700 тыс.), Азербайджана (400-500 тыс.), Молдавии (400 тыс.) и государств Средней Азии5 (800-1000 тыс.). Среди государств «дальнего зарубежья» основными поставщиками рабочей силы в Россию служат Китай6 (350-400 тыс. человек) и Вьетнам (150-200 тыс.)
Приведенные выше цифры в целом совпадают с расчетами численности незаконных мигрантов, сделанных В. И. Мукомелем [2] (около 3,2 млн человек, постоянно находящихся на территории России). Расхождения касаются лишь удельного веса в общей численности «гастарбайтеров» той или иной страны «ближнего зарубежья».
Хотя, по своему определению, временная трудовая иммиграция из-за рубежа не может влиять на изменение численности населения России - сколько «гастарбайтеров» прибыли в страну, столько и должны покинуть ее по окончании трудового контракта, на практике происходит другое. Значительное количество иностранцев, особенно из бывших союзных республик, прибывших в Россию на заработки, проживают в стране уже много лет. По сути
4 В данном случае не рассматриваются «гастарбайтеры» из Республики Беларусь по уже указанным выше причинам. К тому же небольшая численность населения этой страны (10 млн человек) и довольно высокий по сравнению с другими государствами СНГ уровень жизни ограничивают масштабы временной трудовой иммиграции из нее в Россию в целом и в Санкт-Петербург, в частности.
5 В первую очередь из Таджикистана и Узбекистана.
6 В данном случае рассматривается численность китайцев, одновременно находящихся на территории России, так как в течение года, с учетом сменности, в нашу страну прибывают и убывают несколько миллионов.
Россия становится новым местом их постоянного жительства, а поездки на свою родину - все более эпизодическими. Они перевозят в Россию свои семьи, постепенно «укореняясь» в стране. Правда, до настоящего времени большинство таких временных трудовых иммигрантов не имеют полной легализации в России и не попадают в статистическую отчетность как постоянные жители7.
Конечно, в наибольшей степени стремятся остаться в России на постоянное жительство с последующим принятием российского гражданства наши соотечественники из государств СНГ. Большинство из них не имеют перспектив для успешной самореализации в «своем» государстве ввиду дискриминации по этническому признаку, хотя, как уже отмечалось, основной причиной для переселения в Россию является возможность трудоустроиться и повысить свой жизненный уровень.
Экономические причины, способствующие закреплению трудовых иммигрантов на российских просторах, влияют на решение остаться в России на длительный срок и граждан государств «дальнего зарубежья». Естественно, что здесь речь идет только о странах, имеющих значительно более низкий уровень жизни, чем в Российской Федерации. Такие «гастарбайтеры», пытающиеся надолго остаться в России, представлены в основном гражданами Китая, в меньшей степени Вьетнама и Афганистана.
Насколько нам известно, исследований о том, какая часть прибывающих в Российскую Федерацию на определенный период трудовых иммигрантов остается затем на постоянное жительство, в нашей стране не проводилось. Зарубежный опыт, взятый с поправкой на российские особенности, позволяет говорить о том, что до 10% общего количества «гастарбайтеров» со временем остаются в России на постоянное жительство. Так как процесс легализации временных трудовых иммигрантов в постоянных жителей России затягивается на несколько лет, можно оценить миграционный прирост населения Российской Федерации по данной группе иммигрантов за последнее десятилетие в интервале от 50 до 100 тыс. человек в год.
Summary
Zhitin D. V. Illegal labour immigration to Russia.
Different types of illegal labour immigration to Russia are considered at the exampie of St. Petersburg region. Ethnic and nationality origin of immigrants, their quantity and professional specialization have considerable distinctions. Main factors, determinating the structure of labour immigrants to the Russia are examinated.
Литература
1. Миграция населения. Вып. 2: Трудовая миграция в России. Приложение к журн. «Миграция в России» / Под общ. ред. О. Д. Воробьевой. М., 2001. 191 с. 2. Мукомель В. И. Экономика нелегальной миграции в России // Бюл. «Население и общество». 2005. № 207-208, www.demoscope.ru/weekly/2005/0207/tema02.php.
Статья принята к печати 28 сентября 2006 г.
7 Только перепись населения, имеющая формально анонимный характер, смогла выявить часть таких нелегальных иммигрантов.