УДК 314.74(476)
С. А. ПУШКЕВИЧ,
научный сотрудник, Институт социологии НАНБеларуси, г. Минск, e-mail: pushkevich@gmail.com
ВНЕШНЯЯ ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: ТЕНДЕНЦИИ 2010-2020 ГОДОВ
В статье представлен анализ состояния и основных тенденций развития внешней трудовой миграции населения Беларуси за период 2010-2020 гг. Показано, что трудовая миграция во многом определяется процессом вхождения страны в межгосударственные интеграционные союзы. Охарактеризованы динамика численности и особенности распределения страновых предпочтений трудовых мигрантов, определено влияние на миграцию пандемии COVID-19. В заключении рассмотрены направления совершенствования государственной миграционной политики в области внешней трудовой миграции.
Ключевые слова: внешняя трудовая миграция, трудовые мигранты, рынок труда, государственная миграционная политика, интеграционные межгосударственные союзы.
S. A. PUSHKEVICH,
Researcher, Institute of Sociology of the NAS of Belarus, Minsk, e-mail: pushkevich@gmail.com
EXTERNAL LABOUR MIGRATION OF THE POPULATION OF THE REPUBLIC OF BELARUS: TRENDS OF 2010-2020
The article presents an analysis of the state and main trends in the development of external labour migration of the population of Belarus for the period 2010-2020. Labour migration is shown as largely determined by the process of the country's entry into post-Soviet intergovernmental integration unions. The dynamics of the number and peculiarities of the distribution of country preferences of labour migrants is characterized, the impact of the COVID-19 pandemic is determined. In the conclusion, the directions of improving the state migration policy in the field of external labour migration are considered.
Keywords: external labour migration, labour migrants, labour market, state migration policy, integration intergovernmental unions.
В современном мире международная трудовая миграция населения становится важным фактором социально-экономического развития большинства стран мира. Департаментом по экономическим и социальным вопросам Организации Объединенных Наций (UNDESA) в 2019 г. была произведена оценка численности международных мигрантов в мире: их общее количество составило 242 млн чел., из них 169 млн - трудовые мигранты [1, с. 20]. Подобная статистика свидетельствует о том, что международная трудовая миграция
населения будет и далее оказывать существенное влияние на социально-экономическое развитие как стран мира в целом, так и Беларуси.
В большинстве развитых стран остро стоит вопрос о необходимости прироста трудовых ресурсов в условиях депопуляции и старения населения. Одним из реальных путей выхода из демографического кризиса является масштабная миграция людей трудоспособного возраста. В настоящее время во многих европейских странах спрос на мигрантов в большей мере обусловлен экономическими причинами. В странах с динамично растущей экономикой трудовые мигранты уже заняли определенные экономические ниши, которые в будущем будут углубляться и расширяться. В таких странах труд иностранных работников уже сейчас стал структурообразующим фактором экономики, которая не может эффективно функционировать без привлечения мигрантов. Однако, как и любое социальное явление, миграция имеет свои плюсы и минусы.
Так, положительное влияние международной трудовой миграции проявляется в следующем.
1. Снижается давление и напряженность на национальном рынке труда. У работников, которые по каким-либо причинам не смогли трудоустроиться на родине, появляется возможность попробовать сделать это в другой стране.
2. За счет финансовых поступлений от граждан, работающих за рубежом, пополняются валютные резервы страны выбытия. Объемы денежных переводов трудовых мигрантов, в отличие от потоков инвестиций, имеют стабильный характер, что можно рассматривать как надежный источник поступления иностранной валюты, улучшающий кредитный рейтинг страны и при прочих благоприятных условиях способствующий экономическому росту. Например, по данным Национального банка Республики Беларусь, за период 20102020 гг. суммарный объем денежных переводов работающих, полученных Республикой Беларусь, составил 4657,6 млн долларов США [2].
3. В бюджет страны поступают налоги от юридических лиц, осуществляющих деятельность, связанную с трудоустройством трудовых мигрантов (организаций-лицензиатов). На 1 июля 2021 г. в Беларуси действовало 98 таких юридических лиц [3].
Отрицательное влияние международной трудовой миграции можно охарактеризовать следующим образом:
1. Большие объемы импорта рабочей силы оказывают давление на национальный рынок труда: трудовые мигранты вступают в конкуренцию в борьбе за имеющиеся рабочие места. Поэтому приобретает значение такой показатель, как удельный вес иностранной рабочей силы в общей численности экономически активного населения страны.
2. Особое внимание следует обратить на феномен замещающей миграции, развитие которой в странах-потребителях трудовых мигрантов определяется оттоком высококвалифицированных специалистов данной конкретной профессии или вида занятости в другие высокоразвитые зарубежные страны.
В результате замещающей миграции, когда недостаток трудовых ресурсов в определенных отраслях экономики в результате оттока работников (врачи, инженеры, работники 1Т-сферы и др.) зарубежные страны начинают восполнять за счет привлечения иностранных высококвалифицированных специалистов путем создания благоприятных условий для их работы по данной специальности в этой стране, в странах-импортерах усиливается отток высококвалифицированных кадров. Это актуализирует вопрос учета трудовых мигрантов и принятия мер по предотвращению их массового оттока, который может привести к проблемам ранга национальной безопасности.
3. Неконтролируемый отток высококвалифицированных специалистов снижает уровень инновационного потенциала высокотехнологичных производств, что лишает страну выбытия возможности развития экономики инновационного типа на основе отечественных высоких технологий.
4. Денежные переводы могут негативно повлиять на соотношение спроса и предложения на рынке труда и, как следствие, на уровень занятости населения. Влияние на величину совокупного предложения на рынке труда выражается в том, что получатели денежных переводов могут заменить ими свои трудовые доходы и, следовательно, сократить свою трудовую деятельность.
Республика Беларусь все активнее включается в мировой рынок труда и, соответственно, в процессы внешней трудовой миграции. Развитие в Беларуси внешней трудовой миграции во многом определено процессом интеграции страны в систему глобальной мировой экономики. Новые возможности для развития процессов внешней трудовой миграции открылись в рамках постсоветских межгосударственных интеграционных образований таких, как СНГ, Союзное государство России и Беларуси, а также Евразийский экономический союз. Так, в соответствии с договором о создании Союзного государства России и Беларуси граждане Республики Беларусь в России, как и граждане России, находящиеся на территории Беларуси, наделены исключительным привилегированным статусом по сравнению с мигрантами из других государств. Процесс формирования общего рынка труда России, Беларуси, Казахстана, Киргизии и Армении в рамках Евразийского экономического союза также способствует увеличению количества белорусских трудовых мигрантов, желающих поработать в странах - участницах данного союза.
Подлинные объемы внешней трудовой миграции в Республике Беларусь трудноопределимы ввиду существования безвизового режима с сопредельными странами СНГ (Россия, Украина), а также другими странами - Казахстан, Армения, Кыргызстан. Кроме того, вхождение Беларуси в состав стран -участниц новых интеграционных образований (Союзное государство Беларуси и России, Евразийский экономический союз - ЕАЭС) определило безвизовый режим для трудовых мигрантов и благоприятные правовые факторы трудоустройства и защиты их прав на территориях стран - участниц этих интеграционных образований.
Источником статистических данных по внешней трудовой миграции населения Беларуси может служить информация Главного управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации. Всего за 2012-2020 гг. суммарно было поставлено на первичный миграционный учет по цели въезда «работа» 922 821 прибывших из Беларуси граждан. Причем этот показатель ежегодно рос: если в 2012 г. в России временно работали 68 406 граждан Беларуси, в 2015 г. - 86 463, в 2017 г. - 124 633, то в 2019 г. -163 410 человек.
Еще одним источником данных по внешней трудовой миграции из Республики Беларусь является государственная статистика Евразийской экономической комиссии. Сбор и систематизацию информации осуществляет департамент трудовой миграции и социальной защиты этой комиссии [4]. Анализ данных по трудовой миграции в рамках ЕАЭС дает возможность проследить динамику въезда трудовых мигрантов из Беларуси в Российскую Федерацию за 2012-2020 гг. Он показывает, что в 2015 г. в Российскую Федерацию с целью временной работы въехало 86 463 трудовых мигранта из Беларуси, в 2018 г. - 134 690, в 2019 г. - 163 410, в 2020 г. - 85 590 чел. [5]. Всего за 20122020 гг. в России временно работали 6 339 193 трудовых мигранта из стран ЕАЭС, и доля Беларуси в этом суммарном объеме составила 14,6 % (922 821 чел.) (Армении - 25,2 %, Казахстана - 10,8 %, Кыргызстана - 49,4 %) (рис. 1).
Рис. 1. Динамика численности прибывших трудовых мигрантов из стран ЕАЭС в Российскую
Федерацию в 2012-2020 гг. [5], чел.
Всего за 2012-2020 гг. в Беларуси временно работали 38 204 трудовых мигранта из стран ЕАЭС, и доля России в этом суммарном объеме составила 79,1 % (30 214 чел.) (Армении - 8,4 %, или 3220 чел., Казахстана - 10,9 %, или 4159 чел., Кыргызстана - 1,6 %, или 611 чел.) (табл. 1).
Таблица 1. Численность трудовых мигрантов из стран ЕАЭС, въехавших в Беларусь за 2012-2020 гг. для работы по заключенным договорам и контрактам [5], чел.
Страна 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. Всего за 2012-2020 гг.
Республика Армения 202 362 387 383 372 400 432 397 285 3220
Республика Казахстан 99 265 1034 653 385 313 381 597 432 4159
Кыргызская Республика 22 32 48 72 50 57 73 126 131 611
Российская Федерация 1208 1602 4546 2209 2140 2453 4126 6741 5189 30214
Как видим, за период 2012-2020 гг. наблюдался постоянный рост численности въехавших в Беларусь трудовых мигрантов из России: в 2012 г. с целью временной работы въехало 1208 российских трудовых мигрантов, в 2015 г. -2209, в 2018 г. - 4126, в 2019 г. - 6741, в 2020 г. - 5189 чел. За 2012-2020 гг. количество въехавших в Беларусь трудовых мигрантов из России выросло в 4,3 раза. Из Армении в Беларусь в 2012 г. прибыло 202 трудовых мигранта, в 2015 г. - 383, в 2018 г. - 432, в 2019 г. - 397, в 2020 г. - 285 чел. За 2012-2020 гг. количество въехавших в Беларусь трудовых мигрантов из Армении выросло в 1,4 раза. Из Казахстана в Беларусь в 2012 г. прибыло 99 трудовых мигрантов, в 2015 г. - 653, в 2018 г. - 381, в 2019 г. - 597, в 2020 г. - 432 чел. Пик прибытия пришелся на 2014 г. - 1034 чел., затем последовал резкий спад. За 2012-2020 гг. количество въехавших в Беларусь трудовых мигрантов из Казахстана выросло в 4,4 раза. Из Кыргызстана в Беларусь в 2012 г. прибыло 22 трудовых мигранта, в 2015 г. - 72, в 2018 г. - 73, в 2019 г. - 126, в 2020 г. - 131 чел. Следует отметить, что трудовая миграция из Кыргызстана в Беларусь в 2012-2020 гг. характеризуется практически непрерывным ростом численности. В 2020 г. по сравнению с 2012 г. она выросла в 6 раз.
Следует также отметить, что общее количество прибывших трудовых мигрантов из Беларуси в Россию превышает в 30,6 раз численность российских мигрантов. Вряд ли такой миграционный обмен можно считать равноценным.
Ограничением представленной выше статистики Главного управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации и Евразийской экономической комиссии является отсутствие таких данных о мигрантах, как, к примеру, пол, возраст, профессиональная структура прибывших и выбывших. Более полным в этом плане источником сведений о белорусских трудовых мигрантах, работавших за границей, являются данные, предоставляемые белорусскими организациями-лицензиатами, осуществляющими легальное трудоустройство мигрантов на основе заключенных договоров и контрактов. Однако и здесь имеется важное ограничение: учитываются
Рис. 2. Динамика численности трудовых мигрантов, прибывших в Беларусь и выбывших из Беларуси для работы на основе заключенных договоров и контрактов за период 2010-2020 гг. [сост. авт. по 7, 8], чел.
только данные о трудовых мигрантах, работающих по договорам и контрактам, заключенным при посредничестве организаций-лицензиатов, а трудовые мигранты, которые трудоустраиваются самостоятельно, в эту категорию не попадают.
Анализ данных организаций-лицензиатов показывает, что за период 20102020 гг. общее количество трудовых эмигрантов, работавших за границей на основе договоров и контрактов, составило 77 589 чел.
Количество трудовых мигрантов, прибывших в Беларусь за период 20102020 гг., превысило количество трудовых мигрантов, выбывших из Беларуси за тот же период, в 2,6 раза, что позволяет охарактеризовать Беларусь как страну, привлекательную для трудовых мигрантов.
Анализ динамики численности трудовых мигрантов показывает, что за период 2010-2020 гг. ежегодная численность трудовых мигрантов, работавших за границей на основе договоров и контрактов, сократилась на 6,8 % (в 2010 г. - 5066; в 2020 г. - 4723). При этом почти на протяжении всего периода до 2018 г. наблюдался постоянный рост численности трудовых эмигрантов. Так, в 2018 г. численность трудовых мигрантов из Беларуси, работавших на основе договоров и контрактов, превысила показатель 2010 г. в 2,2 раза (11 093 чел. против 5066).
За период 2010-2020 гг. ежегодная численность трудовых мигрантов, прибывших в Беларусь на основе договоров и контрактов, выросла в 2,4 раза (в 2010 г. - 6816; в 2020 г. - 15 422 чел.) (рис. 2). Причем с 2012 по 2014 г. наблюдался резкий рост количества прибывших трудовых мигрантов. Если в 2012 г. численность прибывших составила 8781 чел., то в 2014 г. - 37 838 чел. В определенной мере это связано с увеличением числа и масштабов инвестиционных проектов, реализуемых в Беларуси: Белорусская АЭС, объекты для чемпионата
мира по хоккею 2014 г., Китайско-белорусский индустриальный парк «Великий камень».
Однако в последующие годы наблюдалась иная картина. Так, в 2016 г. по сравнению с 2014 г. количество прибывших трудовых иммигрантов в Беларусь на основе договоров и контрактов сократилась на 17,0 тыс.
В 2020 г. в Беларусь прибыло 15 422 трудовых мигрантов для работы на основе договоров и контрактов, в то время как в том же году выехало за границу 4723 чел. Как видим, в 2020 г. количество прибывших трудовых мигрантов в Республику Беларусь превысило количество граждан Беларуси, выбывших за границу для работы на основе заключенных договоров и контрактов, в 3,5 раза.
Как говорилось ранее, данные организаций-лицензиатов позволяют выявить качественный состав прибывших и выбывших трудовых мигрантов, а именно - их профессиональную структуру (рис. 3).
В 2020 г. основную долю в структуре трудовых мигрантов, прибывших в Беларусь для временной работы на основе заключенных договоров и контрактов, занимали представители рабочих специальностей - 97,2 %. На втором месте были работники сферы обслуживания, торговли (1,5 %), на третьем -работники, занятые в сельском хозяйстве (0,7 %), на четвертом - квалифицированные работники и специалисты (0,5 %). Наименьшая доля в структуре прибывших в 2020 г. в Беларусь трудовых мигрантов пришлась на руководителей (0,1 %).
В профессиональной структуре трудовых мигрантов, выбывших в 2020 г. из Беларуси для временной работы за границу, первое место занимали представители рабочих специальностей (47,8 %), второе - квалифицированные
1,5 %
0,5 %
0,7 %
0,1 %
ш Руководители
□ Квалифицированные работники и специалисты
в Работники сферы обслуживания, торговли
□ Работники, занятые в сельском хозяйстве
в Рабочие специальности
11,7 %
3,4 %
б
%
Рис. 3. Профессиональная структура трудовых мигрантов в 2020 г.: а) прибывшие в Беларусь для работы на основе заключенных договоров и контрактов; б) выбывшие из Беларуси за границу для работы на основе заключенных договоров
и контрактов, %
а
работники и специалисты (26,2 %), третье - руководители (11,7 %), четвертое - работники сферы обслуживания, торговли (10,9 %). Работники, занятые в сельском хозяйстве, составляли в 2020 г. наименьшую долю в структуре трудовых мигрантов, выбывших из Беларуси за границу, - 3,4 %.
В 2020 г. наиболее привлекательными странами выезда для белорусских трудовых мигрантов были Россия (4173 человека, или 46,1 % от общего количества трудовых эмигрантов), Польша (1606, или 16,7 %) и Литва (1260, или 13,1 %).
Основными странами, гражданами которых являлись трудовые мигранты, въехавшие в Беларусь за период 2010-2020 гг., являются Украина (68 151 человек, или 33,2 % от общей численности), Китай (39 900, или 19,5 %), Россия (30 214, или 14,7 %), Узбекистан (11 166, или 5,4 %), Литва (7130, или 3,5 %), Турция (6501, или 3,2 %) (рис. 4).
В 2020 г. основными странами, чьи граждане в качестве трудовых мигрантов временно работали в Беларуси, являлись Россия (5189 чел., или 33,6 %), Китай (3206, или 20,8 %), Украина (2249, или 14,6 %), Узбекистан (1197, или 7,8 %).
Страновое распределение численности трудовых мигрантов, выбывших из Беларуси за границу для работы на основе заключенных договоров и контрактов, за период 2010-2020 гг., представлено на рис. 5.
Как видим, за период 2010-2020 гг. наиболее привлекательными для белорусских трудовых мигрантов были Россия и Польша. Суммарная доля этих
Рис. 4. Страновое распределение численности трудовых мигрантов, прибывших в Беларусь для работы на основе заключенных договоров и контрактов, за период 2010-2020 гг.
[сост. авт. по 7, 8], %
100 % 90 %
80 %
70 %
60 %
50 %
40 %
30 %
20 %
10 % 0 %
Рис. 5. Страновое распределение численности трудовых мигрантов, выбывших из Беларуси за границу для работы на основе заключенных договоров и контрактов, за период 2010-2020 гг.
[сост. авт. по 7, 8], %
стран в общей численности трудовых мигрантов, работавших за границей на основе заключенных договоров и контрактов, за период 2010-2020 гг. составила 77,8 %. Всего за период 2010-2020 гг. в Россию выехало 49 304 чел., или 63,5 % от общего количества трудовых мигрантов, в Польшу - 11 125 чел. (14,3 %); в США - 5403 чел. (7,0 %); в Литву - 5350 чел. (6,9 %); в Германию - 1847 чел. (2,4 %).
В 2020 г. первое место по численности белорусских трудовых мигрантов, выехавших за границу для временной работы на основе заключенных договоров и контрактов, занимает Литва (1685 чел., или 35,7 %), второе место - Россия (1452 чел., или 30,7 %), третье - Польша (1126 чел., или 23,8 %). В сумме Литва и Польша дают 59,5 % общего объема выездов трудовых мигрантов из Беларуси за границу для временной работы по заключенным договорам и контрактам. Можно констатировать, что в последние годы происходит смена восточного вектора трудовой миграции из Беларуси на западный. По крайней мере, теперь не только восточный вектор определяет ситуацию с внешней трудовой миграцией в Беларуси. В последние годы белорусские трудовые мигранты активно осваивают рынок труда западных приграничных государств. К примеру, за 2014-2017 гг. количество приглашений белорусам от польских работодателей в рамках упрощенного порядка трудоустройства выросло почти в 15 раз: с 4 тысяч в 2014 г. до 58 тысяч в 2017 г. [6].
2010-2020 гг.
2010 г.
2020 г.
□Другие страны
□ Латвия тлитва ВПольша ЭЧехия ВКитай
■ Молдова В Великобритания И Германия
□ США вРоссия
Вместе с тем делать какие-либо прогнозы по развитию страновых направлений белорусской внешней трудовой миграции затруднительно из-за отсутствия достаточно полной государственной статистики, а также из-за непредсказуемых последствий от ряда чрезвычайных ситуаций, с которыми встретился мир в 2020 г. Последнее во многом может кардинально изменить страновое распределение и объемы международной трудовой миграции в Беларуси на ближайшую перспективу.
Как известно, 2020 и 2021 гг. ознаменовались распространением пандемии коронавируса, которая повлияла и продолжает влиять на экономику и все аспекты жизни населения многих стран мира. Пандемия коронавируса во многом определила направления и объемы международной трудовой миграции в эти годы. Решающую роль в этом сыграли противоковидные ограничения, введенные развитыми странами, что значительно сократило межстрановые перемещения рабочей силы.
Российские демографы С. В. Рязанцев, А. Д. Брагин и Н. С. Рязанцев выделяют следующие основные негативные последствия коронакризиса, с которыми сталкиваются трудовые мигранты:
закрытие границ и ограничение передвижения;
проблемы с получением и продлением миграционных документов в странах пребывания и работы;
рост безработицы и ухудшение условий труда [9, с. 8]. Негативные последствия коронавирусной пандемии сказалась на общей картине процессов внешней трудовой миграции в Беларуси. Так, в 2020 г. произошло ощутимое сокращение как численности трудовых мигрантов, въехавших в Беларусь из стран ЕАЭС для временной работы по договорам и контрактам (на 2324 чел., или 29,6 % по сравнению с 2019 г.), так и численности выехавших из страны за границу из Беларуси в страны ЕАЭС (на 2721 чел., или 65,2 % по сравнению с 2019 г.). Резко уменьшилась численность трудовых мигрантов из Беларуси, работавших в Российской Федерации. Так, если в 2019 г. в Российской Федерации временно работало 163 410 граждан Беларуси, то в 2020 г. - 85 590 чел. (сокращение в 1,9 раза) [8].
Сегодня перед Беларусью стоят стратегические задачи совершенствования государственной миграционной политики, вытекающие из особенностей современного демографического, экономического и политического развития. Важнейшая из них - обеспечение потребности белорусского рынка труда в дополнительной рабочей силе в условиях сокращения численности национальных трудовых ресурсов за счет привлечения временных международных трудовых мигрантов. Необходимо создание эффективной системы государственного регулирования миграционных процессов и действенных социально-экономических механизмов, обеспечивающих минимизацию негативных социально-политических последствий внешней трудовой миграции. В противном случае масштабный отток трудовых мигрантов за рубеж может стать серьезным экономическим вызовом для Беларуси.
Список использованных источников
1. ILO Global Estimates on International Migrant Workers - Results and Methodology - Third edition [Electronic source] / International Labour Organization. - Mode of access: https://ilo.org/ wcmsp5/groups/public/---dgreports/---dcomm/---publ/documents/publication/ wcms_808935.pdf. -Date of access: 28.10.2021.
2. Личные переводы [Электронный ресурс] / Нац. банк Респ. Беларусь. - Режим доступа: https://www.nbrb.by/statistics/remittances. - Дата доступа: 28.10.2021.
3. Список юридических лиц, осуществляющих деятельность по трудоустройству за пределами Республики Беларусь, на 01.07.2021 [Электронный ресурс] / М-во внутренних дел Респ. Беларусь. - Режим доступа: https://www.mvd.gov.by/uploads/pages/399/c78d07afd164c18262ee8a4 6280ed4979e4814d6.xlsx. - Дата доступа: 28.10.2021.
4. Департамент трудовой миграции и социальной защиты [Электронный ресурс] / Евразийская экономическая комиссия. - Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/ finpol/migration/Pages/ default.aspx. - Дата доступа: 28.10.2021.
5. Сведения о численности трудящихся в графиках и диаграммах (2012-2020 гг.) / Евразийская экономическая комиссия, Департамент трудовой миграции и социальной защиты. -Режим доступа: https://is.gd/aCip1B. - Дата доступа: 28.10.2021.
6. Трудовая миграция из Беларуси в Польшу: динамика впечатляющая [Электронный ресурс] / L24. - Режим доступа: http://l24.lt/ru/v-mire/item/267991-trudovaya-migratsiya-iz-belarusi-v-polshu-dinamika-vpechatlyayushchaya. - Дата доступа: 28.10.2021.
7. Учет трудящихся-эмигрантов и трудящихся-иммигрантов [Электронный ресурс] / Мин-во внутренних дел Респ. Беларусь. - Режим доступа: https://mvd.gov.by/ru/page/uchet-trudyashihsya-emigrantov-i-trudyashihsya-immigrantov. - Дата доступа: 28.10.2021.
8. Сведения о численности граждан государств-членов Евразийского экономического союза, въехавших в страну (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация) для осуществления трудовой деятельности за период с 2012 по I полугодие 2021 года (excel) [Электронный ресурс] / Евразийская экономическая комиссия, Департамент трудовой миграции и соц. защиты. - Режим доступа: https:// is.gd/skKYt1. - Дата доступа: 28.10.2021.
9. Рязанцев, С. В. Положение трудовых мигрантов в регионах мира: вызовы пандемии COVID-19 и реакция правительств / С. В. Рязанцев, А. Д. Брагин, Н. С. Рязанцев // Научное обозрение. Сер. 1. Экономика и право. - 2020. - № 3. - С. 7-21.
Поступила 29.10.2021 г.