Научная статья на тему 'Анализ методологии статистического учета миграционных потоков на постсоветском пространстве в условиях разноуровневой интеграции'

Анализ методологии статистического учета миграционных потоков на постсоветском пространстве в условиях разноуровневой интеграции Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
72
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / LABOUR MIGRATION / СТАТИСТИЧЕСКИЙ УЧЕТ ТРУДОВЫХ МИГРАНТОВ / STATISTICAL ACCOUNT OF LABOUR MIGRANTS / СНГ / CIS / ЕАЭС / EAC

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ткаченко М.Ф., Мигранян А.А., Максимова А.С.

В статье определены особенности статистического учета трудовых мигрантов в странах СНГ и ЕАЭС и связанные с этим сложности в оценке численности трудовых мигрантов на постсоветском пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE STATISTICAL METHODOLOGY OF MIGRATION FLOWS IN THE POST-SOVIET SPACE IN THE CONDITIONS OF MULTI-LEVEL INTEGRATION

The article defines the features of statistical records of migrant workers in the CIS and EAC and related difficulties in assessing the number of migrant workers in the post-Soviet space.

Текст научной работы на тему «Анализ методологии статистического учета миграционных потоков на постсоветском пространстве в условиях разноуровневой интеграции»

экономика

м. ТКАЧЕНКО,

Ключевые слова:

доктор экономических наук, профессор кафедры международных экономических отношений Российской таможенной академии, профессор кафедры таможенного дела Московского психолого-социального университета

трудовая миграция, статистический учет трудовых мигрантов, СНГ, ЕАЭС

Keywords:

А.А. мИГРАНяН,

labour migration, statistical account of labour migrants,

CIS, EAC

доктор экономических наук, профессор, заведующая отделом экономики Института стран СНГ, ведущий научный сотрудник Института экономики РАН e-mail: migranyan@gmail.com

А.С.мАКСИмОвА,

аспирант Института социально-политических исследований РАН e-mail: lubijizn@yandex.ru

M. tkachenko,

Doctor (Economic Sc.), professor of chair of International Economic Relations, Russian Customs Academy, professor of chair of Customs of the Moscow

Psychological and Social University A. MIGRANYAN,

Doctor (Economic Sc.), professor, Leading Researcher of Institute of Economics of RAS

A. MAxIMOvA,

postgraduate student of the Institute of Social and Political Studies of RAS

АНАЛИЗ мЕТОдОЛОГИИ СТАТИСТИЧЕСКОГО УЧЕТА

миграционных потоков на постсоветском пространстве

в условиях разноуровневой интеграции*

В статье определены особенности статистического учета трудовых мигрантов в странах СНГ и ЕАЭС и связанные с этим сложности в оценке численности трудовых мигрантов на постсоветском пространстве.

ANALYSIS OF THE STATISTICAL METHODOLOGY

of migration flows in the post-soviet SPACE

IN THE Conditions OF MuLTI-LEVEL INTEGRATION

The article defines the features of statistical records of migrant workers in the CIS and EAC and related difficulties in assessing the number of migrant workers in the post-Soviet space.

Взаимные миграционные потоки на постсоветском пространстве являются одним из самых действенных механизмов сближения государств-участников. Распад кооперационных и хозяйственных интеграционных связей обусловил деградацию на рынках труда государств — членов СНГ (а в будущем ЕАЭС) и стимулировал обмен трудовыми ресурсами между ними. Вполне объективно центром притяжения трудовых мигрантов на постсоветском пространстве стала Россия, а второе место по значимости

в евразийской миграционной системе занял Казахстан.

Проанализировать взаимные потоки трудовых мигрантов на постсоветском пространстве является очень сложной задачей, поскольку существует разница в правовой оценке и системах статистического учета трудовых мигрантов в рассматриваемом регионе.

Особенности статистического учета трудовых иммигрантов и трудовых эмигрантов в государствах — членах СНГ представлены в табл. 1.

* Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 15-0200375.

Таблица 1

Особенности методологии статистического учета трудовой иммиграции и трудовой эмиграции в странах СНГ [7]*

Учет трудовой иммиграции Учет трудовой эмиграции

Период Документ Период Документ

учета первичного учета первич-

учета ного

учета

1 2 3 4 5

Азербайджан Данные Разрешение Учет не ведется

предостав- на работу

ляются

за квартал по

состоянию

на начало

и конец

отчетного

периода

и прибывших

за период

Армения Администра-

тивный учет

по внешней

трудовой

миграции

не ведется

Белоруссия Данные Специаль- Данные Лицензия

представ- ное представ- на трудоуст-

ляются разрешение ляются ройство

за полугодие на право за полугодие за рубежом

и год занятия и год по

по въехавшим трудовой выехавшим

на работу деятельностью на работу

за отчетный (кроме за отчетный

период государств — период

членов ЕАЭС)

Продолжение таблицы 1

1 2 3 4 5

Казахстан Данные Действую- Учет

предостав- щие разреше- не ведется

ляются ния на

ежемесячно привлечение

на начало ИРС

отчетного

периода

и за период

Киргизия Данные В пределах Данные По числу

предостав- квоты представ- лиц,

ляются по числу ляются за выехавших

за год выданных полугодие в органи-

на конец разрешений и год зованном

периода на работу по выехав- порядке

шим

на работу

за отчетный

период

Продолжение таблицы 1

1 2 3 4 5

Молдавия За полугодие Разрешение Данные Индивиду-

и год по на право представ- альные

прибывшим занятия ляются за трудовые

за период трудовой полугодие договоры,

деятель- и год по вы- заключен-

ностью ехавшим ные между

на работу иностран-

за отчетный ным работо-

период дателем и

гражданином

до выезда

трудящегося-

мигранта

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

из страны.

Также

ведется

учет ищущих

работу

за рубежом

на основании

обследований

домохо-

зяйств

и рабочей

силы

Продолжение таблицы 1

1 2 3 4 5

Россия По имевшим Разрешение Данные Индивиду-

разрешение на работу или представ- альные тру-

на работу и патент, кроме ляются довые дого-

получившим граждан госу- за полугодие воры или

патенты за дарств — и год по вы- договоры

квартал членов ЕАЭС ехавшим подряда,

на конец на работу заключенные

периода за отчетный при посред-

период ничестве

организаций,

имеющих

лицензию на

трудоуст-

ройство рос-

сийских

граждан

за рубежом

Таджикистан Данные Разрешение Данные По

предостав- на трудовую представ- карточкам

ляются деятельность ляются выезда

за год в Республике за полугодие миграцион-

на конец Таджикистан и год ного учета

периода по граждан

выехавшим с указанием

на работу цели выезда

за отчетный

период

Туркмения Не Разрешение Информация Не установ-

установлен на работу в органы лено

статистики

не

предостав-

ляется

Окончание таблицы 1

1 2 3 4 5

Узбекистан Не установлен, Не установ- Информация Разрешение

так как лено в органы на работу

информация статистики

в органы не

статистики не предостав-

предостав- ляется

ляется

Украина Данные Разрешение Данные Регистра-

предостав- на трудо- предостав- ционная

ляются за устройство ляются за карточка

полугодие полугодие

и год по и год по сос-

состоянию тоянию

на начало на начало

и конец и конец

отчетного отчетного

периода и периода и

прибывших прибывших

за период за период

Данные, предоставляемые странами СНГ в Межгосударственный статистический комитет СНГ, существенно отличаются как по критерию «период учета», так и по критерию «документ первичного учета». Следствием такой ситуации является значительное расхождение в статистических оценках численности трудовых мигрантов во взаимных потоках.

Особо следует выделить государства-члены, которые одновременно предоставляют данные и в Межгосударственный статистический комитет СНГ, и в Департамент статистики ЕЭК. Данные в ЕЭК по численности иностранных граждан, привлеченных на работу в страну, передаются ежеквартально (в целом, по странам

выезда) и за год ((в целом, по странам выезда, по регионам (приграничным областям)). Данные в ЕЭК по численности граждан, выехавших из страны на работу, передаются за полугодие (в целом, по странам пребывания) и за год (в целом, по странам пребывания).

Проанализируем интенсивность миграционных связей государств — членов ЕАЭС и дадим оценку системам статистического учета этих стран.

Наиболее полно можно оценить движение человеческого капитала, основываясь на данных общей миграции, связанной с переменой места жительства. Так, по данным Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) миграция населения в ЕАЭС, связанная с пере-

в ЕАЭС. Так, число выбывших в страны ЕАЭС из Киргизии в 2014 г. более чем в 30 раз превышает число выбывших в другие страны, в то время как в России наблюдается обратная ситуация. Число выбывших из России в другие страны в 4 раза выше, чем выбывших в страны ЕАЭС.

Таблица 2

миграция населения (число лиц, зарегистрированных в органах внутренних дел при перемене постоянного места жительства, человек) [1]

2010 2011 2012 2013 2014

Республика Армения

Прибыло — всего: н/д н/д н/д н/д 13022

Из стран ЕАЭС н/д н/д н/д н/д 2683

Из других стран н/д н/д н/д н/д 10339

Выбыло — всего: н/д н/д н/д н/д 4267

В страны ЕАЭС н/д н/д н/д н/д 1288

В другие страны н/д н/д н/д н/д 2979

Республика Беларусь

Прибыло — всего: 17169 17510 18040 19435 24941

Из стран ЕАЭС 10259 10773 9756 10526 10877

Из других стран 6910 6737 8284 8909 14064

Выбыло — всего: 6866 7610 8712 7792 9219

В страны ЕАЭС 4344 5078 5588 4513 4896

В другие страны 2522 2532 3124 3279 4323

Республика Казахстан

Прибыло — всего: 42057 38016 28296 24105 16784

Из стран ЕАЭС 10090 8729 6348 5962 4940

Из других стран 31967 29287 21948 18143 11844

Выбыло — всего: 26541 32920 29722 24384 28946

В страны ЕАЭС 24288 30734 27764 22025 25610

В другие страны 2253 2186 1958 2359 3336

меной постоянного места жительства, выглядела следующим образом (табл. 2). Соотношение прибывших из стран ЕАЭС и других стран складывается не в пользу государств — членов ЕАЭС, за исключением Киргизии. При этом граждане Белоруссии, Казахстана и Киргизии выбывают преимущественно

2010 2011 2012 2013 2014

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Республика Киргизия

Прибыло — всего: 3903 6337 5532 4349 3928

Из стран ЕАЭС 3398 5903 5017 3587 3136

Из других стран 505 434 515 762 792

Выбыло — всего: 54531 45740 13019 11552 11685

В страны ЕАЭС 53815 45225 12556 11168 11364

В другие страны 716 515 463 384 321

Российская Федерация

Прибыло — всего: 191656 356535 417681 482241 578511

Из стран ЕАЭС 73547 120985 133645 140455 152028

Из других стран 118109 235570 284036 341786 426483

Выбыло — всего: 33578 36774 122751 186382 308475

В страны ЕАЭС 11567 10774 30627 44591 65330

В другие страны 22011 26000 92124 141791 243145

Более проблематичным является учет трудовых мигрантов в ЕАЭС. Общим моментом в учете трудовых мигрантов государств — членов ЕАЭС является то, что их количество определяется по числу выданных разрешений на работу или иных разрешительных документов (например, в России таким документом является также патент), если трудовой мигрант въехал за пределы Союза. Проблемой, требующей решения, является законодательный запрет на межгосударственном уровне требовать оформления разрешения на работу от граждан государств — членов

ЕАЭС, а также более либеральные правила регистрации по месту пребывания, что искажает оценку объемов учтенных перемещений. При этом в государствах — членах ЕАЭС установлены разные периоды статистического наблюдения в отношении трудовой миграции: в Казахстане данные предоставляются на начало периода, за период и на конец периода, в Белоруссии — за период; в России — за период.

Рассмотрим особенности статистического учета в государствах—членах ЕАЭС и дадим статистическую оценку обмена трудовыми ресурсами между ними.

Армения

Так, в законодательстве Республики Армения не формализованы понятия «трудовая миграция» и «трудящийся-

мигрант», равно как Армения не ведет административный учет по внешней трудовой миграции. В Армении Го-

сударственная миграционная служба Министерства территориального управления и развития Республики Армения ведет статистический учет иностранных граждан по статусу пребывания (временный, постоянный и специальный), получение которых регламентируется Законом РА «Об иностранных лицах». Работа является основанием для предоставления временного статуса пребывания. При этом иностранцы, желающие работать на территории Армении, должны получать разрешение на работу.

В Армении не предусмотрено использование миграционных карт, поэтому отметка проставляется прямо в паспорт.

Только 12 мая 2016 г. было принято постановление Правительства РА № 493 Н «О порядке выдачи и отказа в выдаче разрешения на работу, сроках выдачи разрешения на работу иностранному работнику, о порядке возмещения и размерах возмещения работодателем в случае необеспечения иностранного работника соответствующей работой, об определении списков необходимых документов, предоставляемых иностранными работниками работодателю и профессий, дающих право высококвалифицированным специалистам работать в Республике Армения

без разрешения на работу». До этого момента проводить реальную оценку количества въехавших на территорию Республики Армения с целью трудоустройства было невозможно, поскольку фактически действовал заявительный порядок получения разрешения на работу.

Действующий Закон РА «Об иностранных лицах» не мог применяться в полной мере в части главы IV именно в силу отсутствия указанного постановления Правительства РА.

Что касается трудовой эмиграции, то в Армении не ведется статистический учет граждан, выехавших на работу за рубеж.

По данным Национальной статистической службы Республики Армения, в 2015 г. в Армении получили временный статус пребывания по основанию «работа» 76 граждан России и 61 гражданин Украины. В целом из стран СНГ въехало с целью трудоустройства 194 человека. По другим государствам — членам ЕАЭС статистические данные отсутствуют [5].

Таким образом, в Армении не существует системы объективной и достоверной статистической оценки потоков и контингента трудовых мигрантов как находящихся в стране, так и выезжающих из страны и проживающих в других странах СНГ и ЕАЭС.

Белоруссия

Белоруссия осуществляет детальный учет въезжающих в страну и выезжающих из страны по основанию «трудоустройство». В законодательстве Белоруссии прописаны такие

понятия, как «трудящийся иммигрант» и «трудящийся эмигрант». Учет выезжающих за рубеж с целью трудоустройства ведется по числу выданных лицензий.

По данным Межгосударственного статистического комитета СНГ, в страну за период с января по декабрь 2015 г. из Казахстана въехало — 653, из Киргизии — 101, из Российской Федерации — 2209, из Республики Армения — 393 трудящихся-мигрантов. При

этом граждане Белоруссии, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, выезжали для целей трудоустройства только в Россию из всех стран СНГ и ЕАЭС в количестве 5359 человек [2].

Казахстан

Казахстан не ведет учет выезжающих граждан за пределы республики с целью трудоустройства. В Законе РК «О миграции» установлено понятие «граждане Республики Казахстан, выезжающие в другое государство для временного проживания», в котором не прослеживается статус выезжающего как трудового мигранта, что делает невозможным оценку количества выехавших с целью трудоустройства в другие государства ЕАЭС и СНГ.

Что касается, въезжающих в Казахстан с целью трудоустройства, то в Законе РК «О миграции» прописаны следующие категории: «иностранные работники», «бизнес-иммигранты», «сезонные работники», «трудовые иммигранты».

По статистике, на втором месте по количеству въезжающих в Казахстан находятся киргизы (после Узбекистана), которые в условиях ЕАЭС обладают особыми правами и льготами, что делает их учет в качестве трудовых мигрантов весьма затруднительным делом. Министерство внутренних дел Казахстана указывает, что в 2015 г. в полиции было зарегистрировано 1 381681 иностранец, из которых только 125625 человек официально объявили целью приезда поиски работы [6]. При этом по данным, предоставляемым Межгосударственным статистическим комитетом

СНГ, из Киргизии с целью трудоустройства на конец 2015 г. въехали только 78, из Армении — 17, из Белоруссии — 57, из России — 1167 человек. В совокупности из стран СНГ с целью трудоустройства въехало 4376 человек, что явно не соответствует реальной картине.

Большинство мигрантов проживают и (или) работают, не урегулировав свой статус, в связи с этим официальная статистика по трудящимся-мигрантам, осуществляемая официальными органами, их не учитывает.

Официально зарегистрированные трудящиеся-мигранты составляют не больше 9,8% грантов от общего числа трудящихся-мигрантов из стран СНГ. В реальности, граждане Узбекистана, Киргизии и Таджикистана составляют в Казахстане около двух третей трудящихся-мигрантов. Оценить их реальное число позволяет количество выданных временных видов на жительство («прописок»). Согласно данным казахстанского Министерства внутренних дел, из 1 381681 зарегистрированных властями в 2015 г. мигрантов 797982 приехали из Узбекистана (что составляет около 58%), 114385 — из Киргизии (немногим более 8%), а 33036 — из Таджикистана (немногим более 2%).

Киргизия

Киргизия осуществляет учет временных трудовых мигрантов в пределах квоты на основе выданных разрешений. В законодательстве Киргизии установлено понятие «трудящийся-мигрант». Учет трудовой эмиграции осуществляется по выехавшим в организованном порядке.

Официальная статистическая информация по внешней миграции в Киргизии не дает оценку въезда в республику по различным причинам. В силу этого достоверно определить масштаб трудовой миграции в Киргизию и выезда трудовых мигрантов из

Киргизии не представляется возможным. В данном случае можно говорить лишь о соотношении миграционных потоков по направлению въезда и выезда, предполагая, что в эти потоки в том числе включены и трудовые мигранты.

Таким образом, в соответствии с данными Национального статистического комитета Киргизии в 2015 г. из Армении прибыл 1 человек, из Белоруссии — 4, из Казахстана — 511, из России — 20170. Выбыло в 2015 г.: в Белоруссию — 28, в Казахстан — 1447, Россию — 6013 человек [4].

Россия

Основным источником получения статистических данных о внешней трудовой миграции является форма отчетности 1-РД по разделу 6 «Внешняя трудовая миграция» и разделу 13 «О выдаче патентов и привлечении высококвалифицированной рабочей силы»(строки 1—95), утвержденная ФМС России 19 июня 2012 г. № 209.

Учет трудовой иммиграции из ЕАЭС ведется на основе полученных уведомлений Главным управлением по миграции МВД России о заключении трудовых договоров с иностранными гражданами. Так, в 2015 г. было получено 17914 таких уведомлений из Республики Казахстан, 30160 — из Республики Беларусь, 103060 — из Республики Армения, 62254 — из Республики Киргизия. По данным Межгосударственного статистического комитета СНГ, в 2015 г. в Россию из Армении

прибыло 133 человека, получивших патент на осуществление трудовой деятельности, 48 человек, получивших разрешение на работу, из Казахстана прибыло 236, получивших патент, и 15 человек, получивших разрешение на работу, из Киргизии — 30388 и 2805 человек, соответственно.

Учет трудовой эмиграции из России ведется на основе данных организаций, получивших лицензию на деятельность, связанную с трудоустройством граждан за границей или заключивших договоры подряда с иностранными юридическими лицами.

Таким образом, прослеживается неэквивалентность обмена трудовыми ресурсами между государствами — членами ЕАЭС. Россия является центром притяжения трудовых мигрантов из всех государств — членов ЕАЭС, при

этом российские граждане в массовом порядке не стремятся к выезду в другие государства — члены ЕАЭС. Казахстан является центром притяжения для граждан Киргизии, а сами граждане Казахстана в основном направляются в Россию. В Белоруссию в ограниченном количестве въезжают граждане из всех государств — членов ЕАЭС, но она сама направляет трудовые ресурсы только в Россию. Армения имеет тесные миграционные связи только с Россией и по направлению въезда и выезда, при этом не направляя трудовые ресурсы в другие страны ЕАЭС. Казахстан в обмене с Белоруссией ограничивается обменом всего нескольких сотен трудовых мигрантов в обоих направлениях.

Также следует подчеркнуть, что имеются серьезные статистические расхождения в оценках прибытий/ выбытий трудовых мигрантов в государствах — членах ЕАЭС.

Так, в паре Россия — Белоруссия в 2015 г., по данным ГУ МВД РФ, по миграции с гражданами Белоруссии было заключено 30160 трудовых договоров, а по данным МВД Республики Беларусь, в Россию с целью трудоустройства выехало 5359 человек [2]. Еще более парадоксальная ситуация складывается в паре Россия — Киргизия. По данным ГУ МВД РФ, по миграции

с гражданами Киргизии в 2015 г. было заключено 62254 трудовых договора, при этом по данным Национального статистического комитета Киргизии, в 2015 г. в Россию по разным причинам выехало 6013 человек [4].

Таким образом, отсутствует возможность детальной оценки миграционных потоков по основанию «трудоустройство» в рамках ЕАЭС. В совокупности, по оценкам Межгосударственного статистического комитета СНГ, на территорию России из стран СНГ въехало в 2015 г. 1 713386 человек, в том числе из числа граждан государств — членов ЕАЭС (исключая Белоруссию) — 33625 человек [3]. При этом с учетом того, что при прохождении пограничного контроля многие в качестве причины въезда указывают «частная поездка», «туризм» и пр., количество трудовых мигрантов из СНГ и ЕАЭС в России может возрасти в несколько раз. Аналогичная ситуация складывается в Казахстане, куда в целях поиска временной работы въезжают киргизы, используя правило национального режима, действующее на территории ЕАЭС. В силу этого должны быть разработаны единые критерии учета трудовых мигрантов в странах въезда и выезда, прежде всего по основанию «период учета» и «первичные документы учета».

Список литературы

1. Государства — члены Евразийского экономического союза в цифрах. Статистический ежегодник; Евразийская экономическая комиссия. М., 2015.

[Gosudarstva — сЫепу Evrazijskogo jekonomicheskogo sojuza V ш&аЬ Statisticheskij ezhegodnik; Evrazijskaja jekonomicheskaja komissija. М., 2015]

2. Министерство МВД Республики Беларусь. Официальный сайт. [Электронный ресурс] URL: http://mvd.gov.by/ru/main.aspx?guid=16721

[Ministerstvo MVD Respubliki Belarus'. Oficial'nyj sajt. [JElektronnyj resurs] URL: http://mvd.gov.by/ru/main.aspx?guid=16721]

3. Мониторинг состояния национальных рынков труда стран Содружества Независимых Государств 2012—2015. Межгосударственный статистический комитет СНГ. М., 2016.

[Monitoring sostojanija nacional'nyh rynkov truda stran Sodruzhestva Nezavisimyh Gosudarstv 2012—2015. Mezhgosudarstvennyj statisticheskij komitet SNG. M., 2016]

4. Национальный статистический комитет Кыргызской Республики [Электронный ресурс]. URL: http://www.stat.kg/ru/statistics/naselenie/

[Nacional'nyj statisticheskij komitet Kyrgyzskoj Respubliki [JElektronnyj resurs]. URL: http://www.stat.kg/ru/statistics/naselenie/]

5. Социально-экономическое положение Республики Армения в январе-декабре 2015 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.armstat.am/ru/?nid=82&id=1742

[Social'no-jekonomicheskoe polozhenie Respubliki Armenija v janvare-dekabre 2015 g. [JElektronnyj resurs]. URL: http://www.armstat.am/ru/?nid=82&id=1742]

6. Трудовые мигранты в Казахстане: без статуса и прав [Электронный ресурс]. URL: https://www.fidh.org/IMG/pdf/note_kazakhstan_681r_6_sept_2016_ru_web.pdf

[Trudovye migranty v Kazahstane: bez statusa i prav [JElektronnyj resurs]. URL: https:// www.fidh.org/IMG/pdf/note_kazakhstan_681r_6_sept_2016_ru_web.pdf]

7. Учет общей и трудовой миграции в государствах — участниках СНГ. Межгосударственный статистический комитет СНГ [Электронный ресурс]. URL: http://www. cisstat.com/migration/p1_measuring%20of%20migration.pdf

[Uchet obshhej i trudovoj migracii v gosudarstvah — uchastnikah SNG. Mezhgosudarstvennyj statisticheskij komitet SNG [JElektronnyj resurs]. URL: http://www.cisstat.com/migration/ p1_measuring%20of%20migration.pdf]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.