Научная статья на тему 'ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ'

ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
35
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / FOREIGN TRADE / ЭКСПОРТ / EXPORT / ИМПОРТ / IMPORT / САЛЬДО ТОРГОВОГО БАЛАНСА / BALANCE OF PAYMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воловик Надежда, Харина Карина

Снижение цен на основные товары российского экспорта и замедление роста платежеспособного спроса в марте 2013 г. по сравнению с мартом 2012 г. привели к сокращению основных показателей российской внешней торговли. Страны Таможенного союза все чаще применяют не противоречащие правилам ВТО механизмы для защиты отечественных товаропроизводителей от недобросовестной иностранной конкуренции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Foreign Trade

Lower prices for the Russian main export goods and slower growth in consumer demand in March 2013 as compared with March 2012 have resulted in a reduction of the basic indicators of the Russian foreign trade. Customs Union countries are increasingly using the mechanisms to protect domestic producers from unfair foreign competition inconsistent with the WTO regulations.

Текст научной работы на тему «ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ»

ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ

Надежда ВОЛОВИК,

зав. лабораторией внешнеэкономической деятельности научного направления «Реальный сектор» Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара. Окончила МГУ им. М.В. Ломоносова.

Тел.: +7 (495) 629-54-49, факс: +7 (495) 695-68-41, e-mail: volovik@iep.ru Карина ХАРИНА,

младший научный сотрудник лаборатории внешнеэкономической деятельности Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара. Окончила МГУ им. М.В. Ломоносова. Тел.: 8-964-623-04-80, e-mail: Redikret2006@mail.ru

Снижение цен на основные товары российского экспорта и замедление роста платежеспособного спроса в марте 2013 г. по сравнению с мартом 2012 г. привели к сокращению основных показателей российской внешней торговли. Страны Таможенного союза все чаще применяют не противоречащие правилам ВТО механизмы для защиты отечественных товаропроизводителей от недобросовестной иностранной конкуренции.

Ключевые слова: внешняя торговля, экспорт, импорт, сальдо торгового баланса.

Внешнеторговый оборот России, рассчитанный по методологии платежного баланса, в марте 2013 г. составил 72.4 млрд. долл., что ниже соответствующего показателя 2012 г. на 4.2%. Отрицательная динамика наблюдалась по всем показателям российской внешней торговли. Экспорт товаров из РФ сократился по сравнению с мартом 2012 г. на 5.6% - до 44.2 млрд. долл., импорт в РФ - на 2.1% - до 28.1 млрд. долл. Сальдо внешнеторгового баланса РФ в марте 2013 г. уменьшилось по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. на 11.2% - до 16.1 млрд. долл.

Конъюнктура мировых рынков сырьевых товаров в первом квартале 2013 г. характеризовалась негативной динамикой. Это было обусловлено слабыми темпами роста экономик развитых стран, а также ухудшением показателей экономики КНР.

Диапазон колебаний на мировом рынке нефти в марте 2013 г. был незначительным: 5 марта была зафиксирована максимальная за месяц цена нефти марки Brent - 111.7 долл./ барр., 21 марта - минимальная - 107.29 долл./ барр. Среднемесячная цена нефти этой марки сложилась в размере 109.23 долл./барр., что на 6.2% ниже, чем в феврале 2013 г., и на 12.6% ниже показателя марта 2012 г.

Цена на нефть марки Urals в марте 2013 г. снизилась по сравнению с предыдущим месяцем на 6.8% и составила 106.7 долл./барр., что на 13% ниже, чем в марте 2012 г. В первом

квартале 2013 г. цена на нефть марки Urals составила 111.0 долл./барр., или 94.7% к соответствующему показателю предыдущего года.

По данным мониторинга с 15 апреля по 14 мая 2013 г., средняя цена на нефть марки Urals составила 100.4 долл./барр. В результате экспортная пошлина на сырую нефть с 1 июня 2013 г. снизится на 5% - с 378.4 долл./т в мае до 359.3 долл./т. Льготная ставка экспортной пошлины с 1 июня 2013 г. составит 165.5 долл./т против 179.8 долл./т месяцем ранее. Льготная пошлина на высоковязкую нефть, утвержденная в размере 10% от общей пошлины на

Основные показатели

нефть, с 1 июня 2013 г. снизится до 35.9 долл./т российской внешней против 37.8 долл./т в мае. торговли, млрд. долл.

60

Годы

-Экспорт -Импорт Сальдо

Источник: ЦБ РФ.

Среднемесячные мировые цены в марте соответствующего года

Единая ставка экспортной пошлины на светлые и темные нефтепродукты, кроме бензинов, с 1 июня 2013 г. будет составлять 237.1 долл./т (месяцем ранее - 249.7 долл./т). При этом пошлина на бензин, сохраненная на уровне 90% от пошлины на нефть, в июне 2013 г. снизится до 323.3 долл./т против 340.6 долл./т в мае. Пошлина на сжиженные углеводородные газы с 1 июня 2013 г. будет равняться 72.2 долл./т (71.5 долл./т в предыдущем месяце).

По данным Лондонской биржи металлов, в марте 2013 г. по сравнению с мартом 2012 г. цены на алюминий, медь и никель уменьшились на 12.6, 9.7 и 10.6% соответственно. По сравнению с февралем 2013 г. цены на алюминий снизились на 6.8%, на медь - на 5.1%, на никель - на 5.7%. В первом квартале 2013 г. относительно соответствующего периода прошлого года алюминий продавался дешевле на 8.1%, медь - на 4.6%, никель - на 12.0%.

Среднее значение индекса продовольственных цен ФАО (ИПЦФ) в марте 2013 г. составило 213.2 пункта, превысив февральское значение на 2.3 пункта. Рост показателя произошел за счет увеличения цен на молочные продукты и сахар. Мясо, масло и жиры, зерновые немного подешевели.

В первом квартале 2013 г. по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. российский экспорт товаров сократился на 4.9% и составил 125.2 млрд. долл. Сокращение стоимостного объема экспорта произошло вследствие уменьшения как физических объемов вывезенных товаров (на 1%), так и средних контрактных цен на них (на 1.1%).

Отрицательная динамика физических объемов вывезенных российских товаров стала следствием уменьшения вывоза топливно-энергетических товаров, на долю которых в общей структуре экспорта в первом квартале

2013 г. приходилось 72.6%. При этом физический объем поставок за рубеж сырой нефти сократился на 2.9%, нефтепродуктов - на 6.4%, природного газа - на 2.9%. Влияние ценового фактора было разнонаправленным, однако снижение контрактных цен на сырую нефть на 3.8% не компенсировалось незначительным повышением цен на природный газ (на 0.8%) и нефтепродукты (на 0.6%).

По другим позициям укрупненной товарной номенклатуры стоимостной объем российского экспорта также сократился: экспорт металлов и изделий из них - на 4.8%, продукции химической промышленности - на 2.2%, древесины и целлюлозно-бумажных изделий - на 2.1%, машин, оборудования и транспортных средств -на 1.8%, продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья - на 14.8%.

Импорт товаров в первом квартале 2013 г. составил 75.4 млрд. долл., на 3.4% превысив соответствующий показатель предыдущего года. Рост импорта был вызван увеличением закупок за рубежом продукции химической промышленности (на 9.6%), текстильных изделий и обуви (на 7.3%), продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (на 5.9%). Импорт машин, оборудования и транспортных средств увеличился всего на 0.1% -за счет роста ввоза телефонов проводной и беспроводной связи (на 18.6%) и аппаратуры приемной (на 16.3%). При этом импорт легковых автомобилей в январе-марте 2013 г. по сравнению с аналогичным временным интервалом 2012 г. сократился на 8.7% - до 208.6 тыс. машин.

Положительное сальдо внешней торговли России в первом квартале 2013 г. составило 49.8 млрд. долл., что на 15.2% ниже по сравнению с аналогичным периодом 2012 г.

В географической структуре российской внешней торговли в первом квартале 2013 г.

2001 г. 2002г. 2003г. 2004г. 2005г. 2006г. 2007г. 2008 г. 2009г. 2010г. 2011г. 2012г. 2013г.

Нефть (Brent), долл./т 25.5 24.1 29.1 33.6 53.7 60.9 62.05 102.3 47.42 79.8 114.44 124.93 109.2

Натуральный газ*, долл./тыс. м3 4.57 2.97 3.74 3.86 5.52 7.99 8.37 11.04 10.9 8.93 9.37 11.97 11.87

Бензин, долл./галлон 0.890 0.783 1.005 1.12 1.581 1.7 1.91 2.672 1.414 2.25 2.99 3.29 2.79

Медь, долл./т 1780.3 1605 1681.6 3018.0 3254.4 5103 6452.5 8421.9 3749.8 7462.8 9530.7 8470.8 7645.6

Алюминий, долл./т 1511.2 1403.2 1393.1 1660.0 1988.6 2429 2761.7 2986.8 1335.8 2205.6 2552.6 2184.2 1909.6

Никель, долл./т 6140.3 6503.3 8402.4 13730 16190 14897 46324.8 31005.7 9696.4 22461.3 26811.7 18660.8 16724.9

* - Рынок Европы, средняя контрактная цена, франко-граница. Источник: рассчитано поданным London Metal Exchange (Великобритания, Лондон), Межконтинентальной нефтяной биржи (Лондон).

ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ

до 50% выросла доля стран ЕС (против 49.4% в первом квартале 2012 г.). Увеличилась и доля стран АТЭС - с 23.2 до 24.4%. При этом доля стран СНГ продолжает сокращаться: в январе-марте 2013 г. она составила всего 12.7% против 14.8% в январе-марте 2012 г.

Впервые после кризиса 2009 г. сократился взаимный товарооборот между странами Таможенного союза (ТС): в первом квартале 2013 г. он составил 15 млрд. долл., что на 18.1% меньше, чем в первом квартале 2012 г. Снижение объема взаимной торговли объясняется существенным сокращением поставок нефтепродуктов из Российской Федерации в Белоруссию. Без учета топливно-энергетических товаров объем взаимной торговли государств-членов ТС по сравнению с первыми тремя месяцами 2012 г. увеличился на 1.3%.

Страны Таможенного союза все чаще прибегают к использованию нетарифных мер для защиты своего внутреннего рынка. Так, решением Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) № 133 от 14 мая 2013 г. сроком на 5 лет введены антидемпинговые пошлины на легкие коммерческие автомобили (1_СУ) из Германии, Турции и Италии, ввозимые на территорию ТС. Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования, т.е. с 16 июня 2013 г.

Антидемпинговое расследование было инициировано ООО «Соллерс-Елабуга». Анализ российского рынка 1_СУ с 2008 по 2011 гг. показал, что при сокращении общего объема импортных поставок легких коммерческих автомобилей в Таможенный союз на 29.1% ввоз их из Германии, Италии и Турции увеличился более чем на 23%. При этом стабильно возрастала доля демпингового импорта 1_СУ: по данным ЕЭК, в 2011 г. доля демпингового импорта в общем объеме ввоза этих автомобилей составила 95.4%, увеличившись по отношению к 2008 г. на 40.5%. Средневзвешенная цена на легкие коммерческие автомобили из Германии, Италии и Турции в 2011 г. по сравнению с 2008 г. снизилась на 9.5%.

Спрос на 1_СУ в странах ТС в 2011 г. по сравнению с 2009 г. вырос в 3.7 раза, но доля таких автомобилей производства ТС в объеме потребления снизилась за 2009-2011 гг. на 20.1 п.п.; прибыль предприятий, производящих 1_СУ на территории ТС, сократилась в 2010 г. по сравнению с 2009 г. на 17%, а в 2011 г. соответ-

ствующая отрасль экономики ТС понесла убытки, рентабельность производства стала отрицательной. Так, себестоимость производства выросла на 42.7%, а из-за стремления сохранить конкурентоспособность на фоне растущего демпингового импорта отпускные цены на LCV поднялись только на 6.4%. Таким образом, расследование показало наличие демпингового импорта из Германии, Италии и Турции, который наносит материальный ущерб «профильной» отрасли стран Таможенного союза.

Антидемпинговая пошлина для всех немецких производителей LCV составит 29.6% от их таможенной стоимости, для итальянского завода Sevel S.P.A. (принадлежащего PSA Peugeot Citroen) и прочих производителей из этой страны - 23%, для турецких производителей, включая Ford Otosan Sanayi Anonim Sirketi, - 11.1%. Антидемпинговая пошлина приплюсовывается к текущей ставке 10%.

По данным Ассоциации европейского бизнеса, в 2012 г. по сравнению с 2011 г. продажи LCV в России выросли на 7% - до 188 095 шт. При этом лидером продаж была «Группа ГАЗ» - 90 247 шт. Среди иностранных брендов лидирующие позиции занимали легкие коммерческие автомобили Volkswagen (16 161 шт.), Ford (12 962 шт.), Peugeot (9933 шт.).

Введение антидемпинговых пошлин на импортные LCV, скорее всего, приведет к сокращению их ввоза. Для сохранения своих позиций на российском рынке иностранным автоконцернам придется локализовать свое производство LCV в РФ. Так, Ford совместно с компанией «Соллерс-Елабуга» уже наладил выпуск некоторых моделей LCV в Татарстане. Fiat, Peugeot-Citroen и Renault рассматривают возможность запуска производства LCV на ЗиЛе. Mercedes планирует в этом году начать выпуск LCV Sprinter на мощностях «Группы ГАЗ». Однако организация сборочного производства потребует достаточно много времени, что позволит отечественным производителям увеличить свою долю на рынке стран Таможенного союза.

Следует отметить, что немецкие автоконцерны не согласны с введением антидемпинговых пошлин на LCV и намерены опротестовать это решение согласно установленным процедурам. Французские производители также рассматривают возможность обращения с просьбой о его изменении или отмене.

Компании вправе оспорить решение через арбитраж ВТО или суд ЕврАзЭС. Они могут обратиться через год в ЕЭК с просьбой провести повторное расследование и по его итогам пересмотреть принятые меры или отменить их. При этом они должны будут показать, что ситуация на рынке для отрасли улучшилась.

В апреле 2013 г. ЕЭК завершила повторное расследование в отношении импорта карамели из Украины, которое было проведено в связи с запросом украинских предприятий ДП «Кондитерская корпорация КОБНЕ\», ПАО «Харьковская бисквитная фабрика» и ПАО «Кондитерская фабрика "Харьковчанка"».

Специальная защитная мера в отношении карамели была введена в Российской Федерации Постановлением Правительства РФ от 3 июня 2011 г. № 445 сроком на 3 года в виде специальной пошлины в размере 294.1 долл./т и применялась в Российской Федерации с 8 июля 2011 г. В соответствии с Соглашением о порядке применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в течение переходного периода от 19 ноября 2010 г. российская мера была распространена на единую таможенную территорию Таможенного союза.

В ходе расследования было установлено, что в первом полугодии 2012 г. по сравнению

с первым полугодием 2011 г. на фоне снижения объема потребления карамели в ТС на 4.1% объем ее производства в странах ТС оставался практически неизменным, а объем реализации -увеличился. При этом сокращение объема импорта карамели на 30.7% позволило увеличить долю данного товара стран ТС на 5.1 п.п.

В тот же период средневзвешенная отпускная цена карамели сократилась на 1.3% при снижении себестоимости ее производства на 11.4%, что позволило предприятиям увеличить уровень рентабельности до 4.4%, в то время как в первом полугодии 2011 г. они терпели убытки. Таким образом, действие специальной защитной меры в отношении импорта карамели оказало положительное влияние на соответствующую отрасль экономики.

В результате Коллегия ЕЭК приняла решение о снижении действующей ставки специальной пошлины на карамель. Снижение произойдет в два этапа: с 15 июня 2013 г. - до 283.8 долл./т, а с 15 декабря 2013 г. - до 273.5 долл./т.

В ходе расследования было установлено, что доля импорта карамели из Бразилии превысила пороговую отметку в 3% от общего объема импорта карамели, и теперь на нее также будет распространяться действие этой специальной защитной меры. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.