АКТУАЛЬНАЯ ГЕОПОЛИТИКА
Хумуриц А.А.
магистр I курса исторического факультета ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет»
khumurits@gmail. com Разумный В.В.
кандидат исторических наук, доцент кафедры всемирной истории ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет»
razumnyi.vitalii@yandex.ru
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ТУРЕЦКОЙ РЕСПУБЛИКИ В МЕЖВОЕННЫЙ ПЕРИОД
Аннотация: в данной статье рассмотрены особенности внешней политики Турецкой Республики в период с 1923 по 1939 гг., предпринята попытка проанализировать влияние Турции на глобальные и региональные процессы. Рассмотрена роль Турции в геополитическом противоборстве между соперничающими блоками накануне Второй мировой войны. Авторы изучали внешнеполитическую деятельность Турецкой Республики, как самодостаточного и влиятельного игрока на Балканах и на Ближнем Востоке.
Ключевые слова: Турция, Ближний Восток, Балканский полуостров, Черноморские проливы, геополитика
Окончание Первой мировой войны и Кемалистская революция 1919-1923 гг. изменила обстановку на Балканах, Ближнем Востоке и в Восточном Средиземноморье. Роль Турецкой Республики после 1923 г. в регионе стала одним из важнейших факторов формирования новой системы международных отношений как в межвоенный период, так и на протяжении дальнейших этапов формирования межгосударственных отношений. Некоторые черты политики Мустафы Кемаля Ататюрка, сформированные в период с 1923 по 1939 гг., сохраняются и в настоящее время. При этом политические лидеры Турецкой Республики периодически призывают пересмотреть международные договорённости, заключённые в тот период, примером чему может служить призыв президента Реджепа Тайипа Эрдогана пересмотреть Лозаннский мирный договор1. По этой причине исследование внешней политики Турецкой Республики в указанный период является важным и актуальным.
Данная проблематика изучалась в работах многих отечественных тюркологов среди которых Н.Г. Киреев, А.М. Шамсутдинов, Б.М. Поцхверия, А.Ф. Миллер и многие другие. Большинство из них рассматривали внешнюю политику Турции как явление, зависимое от политики других крупных европейских и евразийских государств. Цель данной работы определена как исследование особенностей внешней политики Турецкой Республики и определение самостоятельной роли данного государства на Балканах, на Ближнем Востоке и в Восточном Средиземноморье.
Задачи настоящей работы предполагают:
1) определение влияния внешней политики Турции на региональные и глобальные процессы;
1 Эрдоган призвал пересмотреть Лозаннский договор. URL: https://ria.ru/world/20171207/1510381951.html (дата обращения: 27.10.18)
2) изучение экономического и политического сотрудничества с субъектами мировой политики;
3) значение турецкой внешней политики в геополитическом противостоянии накануне Второй мировой войны.
Источниковая база исследования предполагает анализ опубликованных международных договоров, заключённых Турецкой Республикой, анализ материалов периодической печати, переписку государственных деятелей Турции, статистические данные. При изучении данной темы, автор стремился изучить взгляды представителей различных стран, которые были вовлечены в военные и политические конфликты с Турцией, что позволило дать более объективную оценку внешнеполитическому курсу турецкого руководства.
Хронологические рамки работы предполагают рассмотрение внешнеполитического курса Анкары в период с 1923 г., когда была образована Турецкая Республика, до момента начала Второй мировой войны.
На начальном этапе развития внешней политики Анкары значительное влияние на таковую оказывала позиция советской России, которая оказалась единственным субъектом мировой политики способным поддержать кемалистов. Во время войны за независимость в Турции, такое положение вещей было обусловлено обоюдными интересами двух правительств. Согласно условий Мудросского перемирия 1918 г., Османская империя полностью лишалась своей самостоятельности о чём прямо заявляли лидеры стран блока Антанты1, а вооружённые силы Франции, Италии, Великобритании и Греции начали оккупировать ключевые города и регионы страны включая Константинополь и зону Черноморских проливов. Это позволило союзникам начать высадку десанта в причерноморских городах России и в российском же Закавказье2. В этих условиях правительство советской России выразило поддержку кемалистам, которые сразу после образования Великого Национального Собрания Турции (ВСНТ) выступили с просьбой об установлении дипломатических отношений и оказании помощи в сопротивлении оккупационным войскам стран Антанты.
Уже летом 1920 г. началась выработка условий Договора о дружбе между советской Россией и ВНСТ, который был подписан 16 марта 1921 г. В течение всего периода борьбы с иностранной интервенцией Россия неоднократно оказывала поддержку Турции передачей вооружений и оказанием финансовой помощи3.
Успехи кемалистов вынудили страны Антанты искать выход из ближневосточного кризиса, который должна была решить Лозаннская конференция, в ходе которой Турция, несмотря на оказанную поддержку, стремилась не допустить участие советской делегации. Для Советского Союза принципиально важно решить проблему прохода Черноморских проливов с учётом интересов причерноморских государств, что было зафиксировано в подписанном двумя годами ранее Договоре о дружбе4.
Позиция Анкарского правительства в этом вопросе на Лозаннской конференции была лояльной по отношению к предложениям стран Антанты в вопросе режима проливов для военных кораблей. В то же время Советский Союз выступал за полный запрет на пропуск всех кораблей, за исключением турецких, через Босфор и Дарданеллы5. Турецкое правительство было всецело поддержано представителями Великобритании, стремившихся не допустить
1 Мих. Павлович (М. Вельтман). Революционная Турция. Гос. Изд. 1921 г. с. 62
2 СССР и Турция. М.: 1917-1979. Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1981 с. 22
3 Документы внешней политики СССР. Т. III, с. 675
4 Документы внешней политики СССР. Т. III, с. 597-604
5 Россия и Черноморские проливы (XVIII-XX столетия). - М.: Междунар. отношения, 1999. с. 376
ограничения для своего флота на вход в акваторию Чёрного моря и оказывавшего давление на представителей других делегаций.
В результате представители СССР были устранены от обсуждения вопроса урегулирования ближневосточного кризиса и установления режима проливов и отказались ратифицировать Лозаннский договор, который, по мнению Москвы, носил дискриминационный характер в отношении, как СССР, так и всех черноморских стран.
По условиям договора зона проливов ремилитаризировалась и, передавалась в управление Международной комиссии по Проливам, несмотря на сохранение над ними турецкого суверенитета. Несмотря на то, что советские представители СССР данную конвенцию подписали, ратифицировать данное соглашение Советский Союз отказался1.
Также Турции удалось достичь собственных целей в ходе Лозаннской конференции урегулирования конфликта со странами Балканского полуострова. Среди прочего, удалось достичь подписания Грецией и Турцией конвенции об обмене населением2, что позволяло в будущем избежать греческого ирредентизма и конфликтов с православными балканскими странами. Кроме того, было достигнуто соглашение о границах между Болгарией, Грецией и Турцией, а также о создании тридцатикилометровой демилитаризованной зоны в приграничной зоне.
Однако несмотря на то, что в результате подписания Лозаннского мирного правительство Турции обязалось соблюдать права национальных меньшинств и не допускать их принуждения христиан к совершению мусульманских обрядов, эти статьи постоянно нарушались, что проявилось в дискриминации курдского меньшинства, проживающего на территории Турции3. Этот фактор неоднократно был использован для оказания давления на Анкару со стороны правительств других государств, у которых сохранялись претензии к Турции после подписания Лозаннского мирного договора.
Улучшению отношений Турции со странами Антанты препятствовали захват Великобританией территории Мосула согласно 7 статьи Мудросского перемирия4 и отказ турецкого правительства признавать потерю этих территорий. Улучшение отношений с Францией во многом зависело от позиции Лондона, с которым Париж был вынужден проводить согласованную политику из-за обострения межгосударственных отношений вызванных Рурским кризисом5.
Лишь в 1926 г. был подписан договор, по условиям которого устанавливалась турецко-иракская граница и договаривающиеся стороны обязались воздерживаться от попыток каким-либо образом изменить этот Status Quo. Изменение позиции турецкого правительства связано с уступками со стороны Великобритании, по которым Турция получала право на 10% доход от
1 Там же. с. 387.
2 Греко-турецкая конвенция 1923 года, 30 января. URL: http://www.doc20vek.ru/node/3615 (дата обращения 27.10.2018)
3 Вартаньян Н.Г. Курдская проблема в период Первой мировой войны и в первые послевоенные годы в контексте национальной безопасности России и позиций Англии и Германии// Историческая и социально-образовательная мысль. Выпуск № 1-2 / том 8 / 2016. C. 13-20
4 Mudros Agreement: Armistice with Turkey (October 30, 1918)» (full text (англ.)), volume 6, German History in Documents and Images, German Historical Institute, Washington, DC/ URL: http://germanhistorydocs.ghi-dc.org/pdf/eng/armistice_turk_eng.pdf (дата обращения 27.10.2018)
5 Новейшая история стран Европы и Америки. XX век: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 ч. / Под ред. А.М. Родригеса и М.В. Пономарева - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - Ч. 1: 1900-1945. с. 232
добычи и продажи мосульской нефти в течение 20 лет1, и позволяло избежать вооружённого конфликта с могущественной европейской державой.
В целях давления на Турецкое правительство, Великобритания неоднократно способствовала разжиганию турецко-курдских противоречий, что привело к восстанию в турецком Курдистане в 1925 г. В этих условиях Турция была вынуждена опираться на поддержку Советского Союза и расширять с ним своё сотрудничество. Это вылилось в подписании советско-турецкого Договора о нейтралитете и ненападении в 1925 г2. Двумя годами позже был заключён Договор о торговле и мореплавании, который закреплял уже сложившиеся торговые отношения и создавал благоприятные возможности для развития таковых3. Эти меры позволили увеличить долю СССР в течение первого года после подписания договора в два раза и расширить торговый оборот между двумя странами до 101,9 млн. рублей4.
С наступлением 1930-х гг., с приходом к власти фашистов в Италии и нацистов в Германии и усилением радикализации этих политических режимов, принявших за основу внешней политики программу, нацеленную на расширение жизненного пространства, ситуация в Европе и на Ближнем Востоке начала меняться. Эти же факторы привели к изменениям в отношениях между странами Балканского полуострова, где всё больше опасались реваншистских настроений болгарского правительства и его прогерманской ориентации. В то же время в течение 1920-х гг. правительствам Греции и Турции удалось ликвидировать значительное число спорных вопросов и в 1930 г. подписать Договор о дружбе и нейтралитете, согласительной процедуре и третейском разбирательстве в судах, который предполагал нейтралитет в случае нападения и запрет на вступление в союзы, направленные против одной из договаривающихся сторон5.
Таким образом, к началу 1930-х гг. сложились предпосылки к дальнейшему развитию дружественных отношений с другими государствами Балканского полуострова и расширение политического, экономического, культурного сотрудничества, а также взаимодействия в сфере безопасности.
В течение 1930-1934 гг. Турция, Греция, Югославия и Румыния неоднократно вели межгосударственные переговоры, целью которых являлось создание системы безопасности этих стран. Это привело к подписанию договора о создании Балканской Антанты 9 февраля 1934 г. По условиям данного соглашения страны-подписанты гарантировали безопасность и нерушимость границ на полуострове, отказывались от участия от враждебных действий в отношении других балканских государств, а также соглашение оставалось открытым для присоединения других государств6.
Аналогичные процессы происходили и на Ближнем Востоке, где при непосредственном участии Турции начала формироваться Ближневосточная Антанта. Государства этого региона были также обеспокоены агрессивными планами Италии, которые были озвучены Бенито Муссолини в 1934 г7. Подписание Саадабадского договора Турцией, Ираком, Ираном и
1 Дипломатический словарь. В 3-х т. Глав. ред. А.А. Громыко (и др.). Т. 2. М., Политиздат, 1971 с. 338-339
2 Документы внешней политики СССР. Т. VIII, с. 739-741
3 Текст договора с приложениями см.: Документы внешней политики СССР. Т. X, С. 81-100.
4 СССР и Турция. 1917-1979. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1981 с. 82
5 Греко-турецкий союз 1930 года, 30 сентября 1930 года. URL: http://www.doc20vek.ru/node/3616 (дата обращения 27.10.2018)
6 Pact of Balkan Agreement between Yugoslavia, Greece, Romania, and Turkey. Athens, 9 February 1934. URL: http://www.rastko.rs/istorija/diplomatija/pbs_e.html (27.10.18)
7 Новейшая История Турции. / отв. ред. А.М. Шамсутдинов - М.: «Наука» Главная редакция восточной литературы, 1968. с. 112
Афганистаном, состоялось 8 июля 1937 г. и по условиям данного соглашения стороны отказывались от вмешательства во внутренние дела и обязались соблюдать неприкосновенность государственных границ участников соглашения, а также воздерживаться от агрессивных действий и решать возникающие споры мирным путём1.
Данная система соглашений создавала условия, при которых геополитическая роль Турецкой Республики значительно возрастала, превращая эту страну в мост между Западом и Востоком. Безусловно, значительное влияние страны как Балканской, так и Ближневосточной Антанты, испытывали со стороны Великобритании, однако в данном случае Анкара использовала сложившуюся ситуацию для расширения влияния в регионе.
Успех в проведении подобной политики был обусловлен борьбой за влияние в Турции между Великобританией и Францией с одной стороны и Германией с другой. Стоит заметить, что Анкара занимала компромиссную позицию в отношении, нового германского руководства, однако крайне негативно отнеслась к агрессивным действиям Италии в Африке и к её вторжению в Эфиопию крайне негативно. Следствием этого стало расширение сотрудничества с Великобританией и Францией и подписание с ними Средиземноморского договора.
К этому же периоду сложились благоприятные предпосылки к пересмотру режима Черноморских проливов. В результате была подписана конвенция Монтрё, которая возвращала Турции суверенитет над Босфором и Дарданеллами и наряду с этим была выгодной Советскому Союзу, так как ограничивала возможности прохода в акваторию Чёрного моря кораблей нечерноморских стран.
Тем не менее, ключевым партнёром Анкары в этот период становится Великобритания, которой было предложено заключить союзный договор, однако британский кабинет счёл подобную инициативу несвоевременной. Также существовали трудности в установлении союзнических отношений с Францией, с которой продолжался территориальный конфликт из-за Александретского санджака. Прогресс в решении конфликта с Францией наметился лишь к августу 1938 г., а окончательно конфликт был решён незадолго до начала Второй мировой войны. Англо-франко-турецкий договор был подписан только 19 октября 1939 г., по условиям которого страны обязались оказывать поддержку друг другу в случае нападения со стороны одной из европейских стран. Однако данный договор так и не вступил в силу, и на протяжении большей части войны Анкара придерживалась нейтралитета.
Таким образом, несмотря на поражение в Первой мировой войне Анкаре удалось сохранить свою независимость и играть важную роль в международной политике в межвоенный период. Во много это достигалось благодаря поддержке Советского Союза в начале 1920-х гг. и балансированию между интересами Москвы и интересами стран Антанты. Благодаря этому противостоянию Турции удалось усилить своё влияние как на Ближнем Востоке, так и на Балканском полуострове, что привело к созданию региональных блоков в которых Турецкая Республика была связующим звеном, образовывая, таким образом пояс безопасности в Восточном Средиземноморье. Важную роль сыграл и пересмотр режима проливов, установленный в результате подписания конвенции в Монтрё и благодаря которому удалось усилить безопасность Черноморских стран накануне Второй мировой войны.
Несмотря на попытки Турции накануне войны расширить своё влияние в Восточном Средиземноморье, на Балканах и Ближнем Востоке, система союзов, созданная в межвоенный период, не оказала существенного влияния на развязывание и ход Второй мировой, однако
1 Afghanistan, Iraq, Iran and Turkey - Treaty of Non-Aggression. Signed at Teheran, July 8th, 1937 / http://www.worldlii.org/int/other/LNTSer/1938/163.html (дата обращения 27.10.2018)
позволила Турции сохранять нейтралитет вплоть до 1945 г. и позже укрепить свои позиции среди других стран в регионе.
Литература:
1. Вартаньян Э.Г. Курдская проблема в период Первой мировой войны и в первые послевоенные годы в контексте национальной безопасности России и позиций Англии и Германии // ИСОМ. 2016. №1-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kurdskaya-problema-v-period-pervoy-mirovoy-voyny-i-v-pervye-poslevoennye-gody-v-kontekste-natsionalnoy-bezopasnosti-rossii-i-pozitsiy (дата обращения: 27.01.2019).
2. Греко-турецкая конвенция 1923 года, 30 января. URL: http://www.doc20vek.ru/node/3615 (дата обращения: 27.01.2019).
3. Греко-турецкий союз 1930 года, 30 сентября 1930 года. URL: http://www.doc20vek.ru/node/3616 (дата обращения: 27.01.2019).
4. Документы внешней политики СССР. Т. III, VIII, X.
5. Конвенция Монтре. URL: http://zakon5.rada.gov.ua/laws/show/995_228 (дата обращения: 27.01.2019).
6. Мих. Павлович (М. Вельтман). Революционная Турция. Гос. Изд. 1921 г.
7. Новейшая история стран Европы и Америки. XX век: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 ч. / Под ред. А.М. Родригеса и М.В. Пономарева - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - Ч. 1: 1900-1945.
8. Новейшая история Турции. М.: Глав. ред. вост. лит-ры изд-ва "Наука", 1968. - 396 с.
9. Россия и Черноморские проливы (XVIII-XX столетия). - М.: Междунар. отношения, 1999.
10. СССР и Турция, 1917-1979. МА. Гасратян, Р.П. Корниенко, П.П. Моисеев. Отв. ред. М.А. Гасратян, П.П. Моисеев. М.- Наука, 1981.
11. Эрдоган призвал пересмотреть Лозаннский договор URL: https://ria.ru/world/20171207/1510381951.html (дата обращения: 27.01.2019).
12. Afghanistan, Iraq, Iran and Turkey - Treaty of Non-Aggression. Signed at Teheran, July 8th, 1937 / http://www.worldlii.org/int/other/LNTSer/1938/163.html (дата обращения 27.10.2018).
13. Mudros Agreement: Armistice with Turkey (October 30, 1918) » (full text (англ.)), volume 6, German History in Documents and Images, German Historical Institute, Washington, DC/ URL: http://germanhistorydocs.ghi-dc.org/pdf/eng/armistice_turk_eng.pdf (дата обращения 27.10.2018).
14. Pact of Balkan Agreement between Yugoslavia, Greece, Romania, and Turkey. Athens, 9 February 1934. URL: http://www.rastko.rs/istorija/diplomatija/pbs_e.html (дата обращения 27.10.2018).
References:
1. Afghanistan, Iraq, Iran and Turkey - Treaty of Non-Aggression. Signed at Teheran, July 8th, 1937 / http://www.worldlii.org/int/other/LNTSer/1938/163.html (11.04.18) (in English)
2. Mudros Agreement: Armistice with Turkey (October 30, 1918)» (full text (angl.)), volume 6, German History in Documents and Images, German Historical Institute, Washington, DC/ URL: http://germanhistorydocs.ghi-dc.org/pdf/eng/armistice_turk_eng.pdf (11.04.18) (in English)
3. Pact of Balkan Agreement between Yugoslavia, Greece, Romania, and Turkey. Athens, 9 February 1934. URL: http://www.rastko.rs/istorija/diplomatija/pbs_e.html (11.04.18) (in English)
4. Vartan'jan Jegnara Gajkovna Kurdskaja problema v period Pervoj mirovoj vojny i v pervye poslevoennye gody v kontekste nacional'noj bezopasnosti Rossii i pozicij Anglii i Germanii // ISOM.
43
2016. №1-2. URL: https://cyberleninka.m/article/n/kurdskaya-problema-v-period-pervoy-mirovoy-voyny-i-v-pervye-poslevoennye-gody-v-kontekste-natsionalnoy-bezopasnosti-rossii-i-pozitsiy (data obrashhenija: 27.01.2019) (In Russian)
5. Greko-tureckaja konvencija 1923 goda, 30 janvarja. URL: http://www.doc20vek.ru/node/3615 (27.10.18) (In Russian)
6. Greko-tureckij sojuz 1930 goda, 30 sentjabrja 1930 goda. URL: http://www.doc20vek.ru/node/3616 (11.04.18) (In Russian)
7. Dokumenty vneshnej politiki SSSR. T. III, VIII, X. (In Russian)
8. Konvencija Montre. URL: http://zakon5.rada.gov.ua/laws/show/995_228 (18.03.18) (In Russian)
9. Mih. Pavlovich (M. Vel'tman). Revoljucionnaja Turcija. Gos. Izd. 1921 g. (In Russian)
10. Novejshaja istorija stran Evropy i Ameriki. XX vek: Ucheb. dlja stud. vyssh. ucheb. zavedenij: V 2 ch. / Pod red. A.M. Rodrigesa i M.V. Ponomareva - M.: Gumanit. izd. centr VLADOS, 2001. -Ch. 1: 1900-1945. (In Russian)
11. Novejshaja istorija Turcii. M.: Glav. red. vost. lit-ry izd-va "Nauka", 1968. - 396 s. (In Russian)
12. Rossija i Chernomorskie prolivy (XVIII-XX stoletija). - M.: Mezhdunar. otnoshenija, 1999. (In Russian)
13. SSSR i Turcija, 1917-1979. MA. Gasratjan, R.P. Kornienko, P.P. Moiseev. Otv. red. M.A. Gasratjan, P.P. Moiseev. M.- Nauka, 1981. (In Russian)
15. Jerdogan prizval peresmotret' Lozannskij dogovor URL:
https://ria.ru/world/20171207/1510381951.html (27.10.18) (In Russian)
FOREIGN POLICY OF TURKISH REPUBLIC IN THE INTERWAR PERIOD
Khumurits A.A.
1-styear magistracy, The Faculty of History Donetsk National University
khumurits@gmail.com
Razumnyi V.V.
Candidate of Historical Sciences Donetsk National University razumnyi.vitalii@yandex.ru
Abstract: this article discusses the features of the foreign policy of the Republic of Turkey in the period from 1923 to 1939, an attempt to analyze the impact of Turkey on global and regional processes. The role of the Turkish Republic in the geopolitical confrontation between rival blocs on the eve of the Second World War is considered. An attempt is made to consider Turkey as a self-sufficient and influential player in the Balkans and the Middle East.
Keywords: Turkey, Middle East, Balkan Peninsula, Black Sea Straits, geopolitics
Для цитирования: Хумуриц А.А., Разумный В.В. Внешняя политика Турецкой республики в межвоенный период// Архонт, 2019. № 2 (11). С. 38-44.