Научная статья на тему 'Внешняя политика Российской Федерации в отношении Афганистана: проблемы безопасности (конец ХХ начало ХХI В. )'

Внешняя политика Российской Федерации в отношении Афганистана: проблемы безопасности (конец ХХ начало ХХI В. ) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
812
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АФГАНИСТАН / США / РОССИЯ / ТОРГОВЛЯ НАРКОТИКАМИ / ТЕРРОРИЗМ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ДВИЖЕНИЕ «ТАЛИБАН» / AFGHANISTAN / THE USA / RUSSIA / DRUG TRAFFIC / TERRORISM / INTERNATIONAL RELATIONS / FOREIGN POLICY / NATIONAL SECURITY / ECONOMICAL RELATIONSHIPS / TALIBAN MOVEMENT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гашимов Гайдар Бахтиярович

Статья посвящена проблемам безопасности во взаимоотношениях между Российской Федерацией и Афганистаном в конце ХХ начале XXI в., способам осуществления внешней политики РФ в отношении Афганистана в обозначенный выше период, вызовам национальной безопасности исходящих для нашей страны с территории Афганистана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AFGHANISTAN AND FOREIGN POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION: ISSUES OF SECURITY (LATE 20TH EARLY 21ST CENTURIES)

The article deals with the security issues in relations of Russia and Afghanistan in the late 20 th early 21 st centuries. The author considers methods of foreign policy making by the Russian Federation and challenges the national security faces from the territory of Afghanistan.

Текст научной работы на тему «Внешняя политика Российской Федерации в отношении Афганистана: проблемы безопасности (конец ХХ начало ХХI В. )»

УДК 327 (470+571) (581)

Гашимов Гайдар Бахтиярович

соискатель кафедры новой, новейшей истории

и международных отношений

Кубанского государственного университета

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОТНОШЕНИИ АФГАНИСТАНА: ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ (КОНЕЦ ХХ - НАЧАЛО XXI В.)

Аннотация:

Статья посвящена проблемам безопасности во взаимоотношениях между Российской Федерацией и Афганистаном в конце ХХ - начале XXI в., способам осуществления внешней политики РФ в отношении Афганистана в обозначенный выше период, вызовам национальной безопасности исходящих для нашей страны с территории Афганистана.

Ключевые слова:

Афганистан, США, Россия, торговля наркотиками, терроризм, международные отношения, внешняя политика, национальная безопасность, движение «Талибан».

Gashimov Gaidar Bakhtiyarovich

PhD applicant of the Modern, Contemporary History and International Relations Department, Kuban State University

AFGHANISTAN AND FOREIGN POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION: ISSUES OF SECURITY (LATE 20th - EARLY 21st CENTURIES)

Summary:

The article deals with the security issues in relations of Russia and Afghanistan in the late 20th - early 21st centuries. The author considers methods of foreign policy making by the Russian Federation and challenges the national security faces from the territory of Afghanistan.

Keywords:

Afghanistan, the USA, Russia, drug traffic, terrorism, international relations, foreign policy, national security, economical relationships, Taliban movement.

В своей статье, опубликованной 27 февраля 2012 г., В.В. Путин отметил ряд вызовов национальной безопасности РФ, среди которых были выделены такие угрозы как региональные конфликты и кризисы, терроризм и наркоугроза [1]. Следует отметить, что все вышеперечисленные вызовы национальной безопасности тесно связаны с Афганистаном и внутриполитической обстановкой в этой стране, имеющей общую границу со странами бывшей советской Средней Азии. Несмотря на вывод советских войск с территории Республики Афганистан в 1989 г. и последующее падение просоветского режима Наджибулы в 1992 г., страна продолжала оставаться для России важным направлением внешней политики.

В 1996 г. на политическую сцену Афганистана вышла новая сила - радикальное движение «Талибан». Талибы жестоко казнили 27 сентября 1996 г. Мохаммада Наджибуллу - бывшего президента просоветской Республики Афганистан. Движение «Талибан» быстро заняло большую часть территории Афганистана. На занятых талибами территориях был создан так называемый Исламский Эмират Афганистан - не признанное большей частью мирового сообщества государство. Движение «Талибан» сразу же после распространения своей власти на большую часть территории Афганистана установило тесные контакты с лидерами чеченских сепаратистов. В ноябре 1999 г. пресс-служба министерства обороны России сообщила, что к переброске в Чечню с территории Афганистана готовятся около 300 боевиков. Кроме того, согласно данным Минобороны РФ лидеры движения «Талибан» выделили чеченским сепаратистам 4 млн долл. и 24 ПЗРК «Стингер» [2]. 23 января 2000 г. в контролируемом талибами Кабуле было открыто посольство Чеченской Республики Ичкерия. Власти признанной мировым сообществом Исламской Республики Афганистан во главе с Бурхануддином Раббани в ответ на действия движения «Талибан» распространили заявление, в котором осудили признание Ичкерии их движением. Раббани назвал признание Исламским Эмиратом Афганистан Чеченской Республики Ичкерия скоординированной акцией сил международного терроризма [3].

Россия была одним из государств, последовательно поддерживающих Северный Альянс -объедение бывших лидеров моджахедов, противостоящих движению «Талибан».

Используя форпосты на территории Афганистана, движение «Талибан» и его союзники из числа радикальных исламистских группировок создавали непосредственную угрозу для стабильности на территории соседних Узбекистана и Таджикистана. Российская Федерация приложила значительные усилия, направленные на стабилизацию обстановки в Средней Азии и укрепление безопасности в регионе. Россия разместила на территории Таджикистана, 201 -ю Дважды Краснознаменную Гатчинскую мотострелковую дивизию, которая фактически выполня-

ла функции охраны таджикско-афганской границы. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан «О правовом статусе пограничных войск Российской Федерации, находящихся на территории Республики Таджикистан» было подписано 25.05.1993 г. [4]. Главными задачами 201-й мотострелковой дивизии являлись: содействие в нормализации обстановки на таджикско-афганской границе, а также предотвращение ввоза и транзита наркотических веществ (в первую очередь, героина) с территории Афганистана. Талибы продолжали оказывать дестабилизирующее воздействие не только на ситуацию в центрально-азиатском регионе, но и на политическую обстановку, складывающуюся на территории Кавказа. После обострения ситуации на Северном Кавказе России в августе 1999 г., стало совершенно очевидно, что чеченские боевики получают поддержку со стороны внешних антироссийски настроенных сил, в том числе и движения «Талибан». В связи с этим помощник президента РФ Сергей Ястржембский 24 мая 2000 г. сделал заявление, согласно которому Вооруженные Силы Российской Федерации готовы нанести возможный превентивный удар по базам террористов, расположенных на территории Афганистана. Кроме того, Ястржембский сообщил о том, что российским властям известны факты тесного сотрудничества между Аль-Каидой, чеченскими сепаратистами и радикальным движением «Талибан» [5]. Превентивные удары так и не были нанесены, в связи с успехами российских военных в Чечне и Дагестане в 2000-2001 гг. и последующей относительной стабилизацией обстановки на Северном Кавказе. Стало совершенно очевидно, что, несмотря на поддержку со стороны талибов и других антироссийских сил, чеченским сепаратистам не удастся каким-то серьезным образом дестабилизировать обстановку на Северном Кавказе. Соответственно, отпала военная необходимость в нанесении превентивных ударов по афганской территории, контролируемой движением «Талибан».

Соперником Российской Федерации в Афганистане и Средней Азии выступал Пакистан, на территории которого было создано движение «Талибан». Основу исламского движения составляли учащиеся (талибы) религиозных школ, открытых для афганских беженцев в Пакистане [6].

Новый этап изменений геополитической обстановки в Центральной Азии произошел после терактов 11 сентября 2001 г. США и их союзники 7 октября 2001 г. начали военную операцию против движения «Талибан» и союзной талибам террористической организации Аль-Каида, лидер которой - Усама бен Ладен - будучи главным, подозреваемым в организации терактов в Нью-Йорке и Вашингтоне, 10 октября 2004 г. сделал заявление, в котором официально признался в подготовке террористических атак против США [7].

Власти Российской Федерации оказали дипломатическую поддержку военной операции Соединенных Штатов против движения «Талибан» и террористической организации Аль-Каида.

Президент Российской Федерации В.В. Путин и президент Соединенных Штатов Джордж Буш 13 ноября 2001 г. сделали совместное заявление по Афганистану, в котором определи вектор будущей политики обеих держав в отношении этой страны. Президенты США и РФ сошлись во взглядах на принцы формирования будущего правительства Афганистана. Также Путин и Буш заявили, что движению «Талибан» не может быть места в будущих органах государственной власти в Афганистане [8]. Взаимодействие Российской Федерации и США на начальном этапе антитеррористической операции, начатой Соединенными Штатами и их союзниками, дало возможность нашей стране остановить процесс формирования религиозными экстремистами своих плацдармов на территории Афганистана.

В ходе военной операции, возглавленной США, движение «Талибан» было вытеснено из большинства районов Афганистана и превратилось в маргинальную политическую силу. Несмотря на существенные геополитические изменения, произошедшие в Центральной Азии после ввода в Афганистан американских войск, а также на кардинальные преобразования внутри данной территории, сущность угроз национальной безопасности для нашей страны, прямо или косвенно связанных с Афганистаном, не изменилась. Поток афганских наркотиков не только не ослаб, но даже усилился [9].

Несмотря на отстранение талибов от власти, их влияние на внутриполитические процессы в Афганистане остается крайне высоким. Аль-Каида, а также другие экстремистские организации, такие как Исламское движение Узбекистана, продолжают действовать как на территории Афганистана, так и в сопредельных с ним государствах. По этой причине для нашей страны остается важным вопрос террористической угрозы, продолжающей исходить от некоторых сил внутри Афганистана.

Что касается вопросов внешнеполитического взаимодействия между Россией и Афганистаном, то здесь основным направлением является, прежде всего, сохранение нейтрального статуса последнего. В период с 40-х гг. и до конца 70-х гг. XX в. Афганистан являлся нейтральным государством, активным участником движения сопротивления. При этом у афганского руководства сохранялись хорошие отношения, как с США, так и с СССР. Однако после революции, произо-

шедшей в Афганистане в апреле 1978 г., результатом которой стал приход к власти НДПА - партии промарксистской направленности, Афганистан начал тяготеть к социалистическому блоку и его нейтралитет на международной арене оказался нарушенным. Восстановление невмешательства Афганистана на международной арене соответствует национальным интересам РФ. Создание механизмов влияния на афганскую внешнюю политику позволило бы сохранять и поддерживать региональный баланс на территории региона большого Ближнего Востока.

Хотелось бы еще раз отметить, что, несмотря на существенные изменения, произошедшие за последние 10 лет, как в самом Афганистане, так и в геополитическом пространстве вокруг этой страны, сущность и характер угроз национальной безопасности РФ не изменился. Главными проблемами по-прежнему остаются контрабанда наркотиков и деятельность террористических группировок. Без решения этих двух проблем невозможно урегулирование как ситуации в самом Афганистане, так и укрепление безопасности Российской Федерации.

Ссылки:

1. Путин В.В. Россия и меняющийся мир. 27 февраля 2012 г. URL: http://putin2012.ru/#article-7 (дата обращения: 25.11.2013).

2. Талибы дают Чечне $ 4 миллиона и 24 «Стингера» // Газета Сегодня. 2 ноября 1999 г. № 205 (460). URL: http://www.segodnya.ua/oldarchive/c2256713004f33f5c225681c004c00f7.html (дата обращения: 25.11.2013).

3. Силаев Н. Геополитика по-чеченски // Эксперт. № 4 (217). 31 января 2000 г. URL:

http://expert.ru/expert/2000/04/04ex-novosti4_24427/ (дата обращения: 25.11.2013).

4. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о правовом статусе пограничных войск Российской Федерации, находящихся на территории Республики Таджикистан от 25.05.1993 г. URL: http://www.lawrussia.ru/texts/legal_383/doc383a803x930.htm (дата обращения: 25.11.2013).

5. Логутков А. Россия угрожает ударами по Афганистану. URL: http://www.bbc.co.uk/russian/0524_6.shtml (дата обращения: 25.11.2013).

6. Москаленко В., Топычанков П. Сила и слабость Пакистана. М., 2013.

7. Al-Jazeera: Bin Laden tape obtained in Pakistan. In message, al-Qaida leader says neither Bush nor Kerry can protect U.S. URL: http://www.nbcnews.com/id/6363306/ (дата обращения: 25.11.2013).

8. Совместное заявление Президента Российской Федерации В.В. Путина и Президента Соединенных Штатов Америки Дж. Буша по Афганистану 13 ноября 2001 г. // Официальное интернет-представительство Президента России. URL: http://archive.kremlin.ru/events/articles/2001/11/39974/139376.shtml (дата обращения: 25.11.2013).

9. Крупнов Ю. Путь к миру и согласию в Афганистане определяется позицией, которую займет Россия // Проектноаналитический доклад. Институт демографии миграции и регионального развития. URL: http://www.idmrr.ru/afghandoklad.html (дата обращения: 25.11.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.