Научная статья на тему 'ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН'

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
148
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Scientific progress
Ключевые слова
Узбекистан / внешняя политика / реформы / суверенитет / стратегия развития. / Uzbekistan / foreign policy / reforms / sovereignty / development strategy.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Асадбек Фуркатбек Ўғли Журакулов

В статье анализируется внешняя политика Узбекистана в начале XXI века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN POLICY OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

The article analyzes the foreign policy of Uzbekistan at the beginning of the XXI century.

Текст научной работы на тему «ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН»

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Асадбек Фуркатбек ртли Журакулов Студент 2 курса Наманганский Государственной Университет

АННОТАЦИЯ

В статье анализируется внешняя политика Узбекистана в начале XXI века.

Ключевые слова: Узбекистан, внешняя политика, реформы, суверенитет, стратегия развития.

FOREIGN POLICY OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Asadbek Furkatbek ugli Jurakulov

2nd year student of Namangan State University

ABSTRACT

The article analyzes the foreign policy of Uzbekistan at the beginning of the XXI century.

Keywords: Uzbekistan, foreign policy, reforms, sovereignty, development strategy.

Внешняя политика — взаимоотношение с другими государствами и странами в интересах собственного государства или страны

С обретением независимости Узбекистан получил возможность самостоятельно проводить свою внешнюю политику. Первая концепция внешней политики Республики Узбекистан была разработана Исламом Каримовым и утверждена в 2012г. В консепции внешней политики Республики Узбекистан определены несколько положения.

Целью внешней политики Узбекистана являются укрепление независимости и суверенитета страны, поддержание мира в регионе, повышение его авторитета среди других стран и соответствует общепризнанным нормам и принципам международного права, включая Устав ООН, Всеобщую декларацию прав человека, Декларацию о принципах международного права и Хельсинский Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.

После выборов президента в 2017г. Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев поручил Институт стратегических и межрегиональных исследований представить проект обновлённой концепции Стратегий действий по пяти приоритетным направлениям развития Узбекистана до 2021 г., которая является одной из главных и первоочерёдных задач внешнеполитической деятельности

Республики Узбекистан в 2017-2021 гг.Данный документ формулирует ключевые приоритеты страны в сфере внешней политики:

- укрепление независимости и суверенитета государства, дальнейшее укрепление места и роли страны в качестве полноправного субъекта международных отношений, вхождение в число развитых демократических государств, создание вокруг Узбекистана пояса безопасности, стабильности и добрососедства;

- укрепление международного имиджа Республики Узбекистан, доведение до мирового сообщества объективной информации о проводимых в стране реформах;

- совершенствование нормативно-правовой базы внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан, а также договорно-правовой основы международного сотрудничества;

- урегулирование вопросов делимитации и демаркации государственной границы Республики Узбекистан.

В целом внешнеполитические приоритеты Узбекистана нацелены на построение стабильного, справедливого и демократического государства, продвижения внешней открытости страны и развития регионального и многостороннего взаимодействия.

Как было сказано выше, основным приоритетом внешней политики Узбекистана является регион Центральной Азии. Наша политика направлена на обеспечение мира и стабильности в регионе, решение ключевых проблем региональной безопасности, включая содействие урегулированию ситуации в Афганистане.

Узбекистан готов поддержать все усилия по стабильности ситуации в Афганистане и возвращению этой страны в нормальное русло развития. В этом направлении значительным событием стала прошедшая в Ташкенте в марте 2018 г. Международная конференция "Мирный процесс, сотрудничество в сфере безопасности и региональное взаимодействия". Данная конференция является инициативой Президента Шавката Мирзиёева, также в конференции приняли участие Президент Республики Афганистан Мохаммад Ашраф Гани и другие официальные лица.

Республика Узбекистан и КНР являются близкими региональными соседями. Основные принципы отношения с Китаем изложены в Совместной декларации об установлении стратегического партнёрства от 6 июня 2012 г. и Совместной декларации о дальнейшем развитии и углублении двусторонних отношений стратегического партнёрства от 9 сентября 2013 г. В Ташкенте 14 мая состоялась Международная конференция "Узбекистан и Китай : перспективы совместной реализации инициативы "Один пояс, один путь".

Узбекистан поддерживает проект "Один пояс, один путь", инициативы в сферах транспорта, торговли, инвестиций, энергетики и высоких технологий и активно участвует в разрабтке программ по открытию транспортно-логистических маршрутов, которые свяжут Центральную Азию со странами Южной, Юго-Западной Азии и Европы через Китай и Россию.

Являясь стратегическими партнёрами и союзниками, Узбекистан и Россия придают большое значение развитию всестороннего взаимовыгодного сотрудничества (Договор о стратегическом партнёрстве от 16 июня 2004 г., Договор о союзнических отношениях от 14 ноября 2005 г., а также Декларация об углублении стратегического партнёрства между Республикой Узбекистан и Российской Федерацией от 4 июня 2012 г.). Важнейшей задачей в двусторонних отношениях является обеспечение практической и полной реализации договорённостей, достигнутых в ходе государственного визита Президента Узбекистана Ш.М.Мирзиёева в Россию 4-5 апреля 2017 г.

В рамках проведения переговоров большое внимание уделялось вопросам усилия российско-узбекского торгово-экономического взаимодействия. В процессе переговоров президенты двух стран объявили о подписаниидоговоров о совместных инвнстиционных проектах приблизительно на 12 млрд долларов, также был подписан пакет межправительственных, межведомственных и корпоративных документов, более 50 соглашений и контрактов в экономической, энергетической, военно-технической, культурно-гуманитарной и других сферах.

REFERENCES

1. Стратегий действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 гг. - Ташкент, 2017.

2. Nishonqulov, S. F. O., Rajabboyev, B. O. O., & Mamasoliyev, J. O. O. (2021). OLIY O'QUV YURTLARIDA IQTISOD BO'YICHA QO'LLANMA: O'ZGARMAS" MA'RUZA VA BO'R" USULINI KO'RIB CHIQISH. Scientific progress, 2(3), 814-824.

3. И.Каримов - Узбекистан на пути углубления экономических реформ -Ташкент, 1995.

4. Акимов А.В. - Центральная Азия и СНГ - Восток, 1996.

5. Nishonqulov, S. F. O., Rajabboyev, B. O. O., & Mamasoliyev, J. O. O. (2021). IQTISODIYOT VA UNING TARMOQLARINI RAQAMLASHTIRISH. IQTISODIYOT SOHASIGA RAQAMLI TEXNALOGIYALARNI OLIB KIRILISHI. Scientific progress, 2(3), 825-831.

6. Ш.М.Мирзиёев - Нияти улуг халкнинг иши хам улуг, хдёти ёруг ва келажаги фаровон булади - Ташкент, 2019.

7. Yoldashev, A. E. O., Nishonqulov, S. F. O., & Yoldasheva, M. R. Q. (2021). TA'LIMDAGI AXBOROT TEXNOLOGIYALARI. Scientific progress, 2(3), 806-813.

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 4 I 2021

ISSN: 2181-1601

8. Farxodjon ogli, N. S., & Odil ogli, R. B. (2021). Raqamli iqtisodiyot almashinuvining resurslar sarfiga sakkizta tasiri. BOSHQARUV VA ETIKA QOIDALARI ONLAYN ILMIY JURNALI, 1(1), 53-56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.