Научная статья на тему 'Внешняя политика Китая в отношении сопредельных стран'

Внешняя политика Китая в отношении сопредельных стран Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
6282
438
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / СОСЕДНИЕ ГОСУДАРСТВА / МЕЖДУНАРОДНАЯ АРЕНА / ГАРМОНИЧНОЕ ОКРУЖЕНИЕ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПАРТНЕРЫ / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА КИТАЯ / CHINA'S FOREIGN POLICY / CHINA / NEIGHBOURING COUNTRIES / IN THE INTERNATIONAL ARENA / HARMONIOUS ENVIRONMENT / REGIONAL RELATIONS / STRATEGIC PARTNERS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Будаева Светлана Владимировна, Дегтярева Нина Вадимовна, Хань Дань

Рассматриваются отношения Китая с соседними странами. Представлены активные усилия Китая для создания гармоничного окружения, базирующегося на основе долговременного мира и общего процветания. Анализируются изменения, происходящие в китайской дипломатии в Восточной Азии. Показано, что Китай расширяет и усиливает свои двусторонние отношения, широко участвует в многосторонних процессах и принимает не только активное, но и конструктивное участие в региональных организациях. За последнее десятилетие Китай существенно изменил свое первоначально осторожное отношение к этим организациям и считает их эффективным элементом своей дипломатии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Chinese Foreign Policy to Adjacent Countries

Chinas relations with neighboring countries are considered in the article. Active efforts of China to create harmonious environment, based on the lasting peace and common prosperity are also presented in the article. The changes taking place in Chinas diplomacy in East Asia are analyzed. China is expanding and strengthening its bilateral relations, widely involved in multilateral processes and accepts not only active but also constructive participation in regional organizations. Over the past decade, China has substantially changed its original cautious attitude towards these organizations and considers them today an effective element of its diplomacy

Текст научной работы на тему «Внешняя политика Китая в отношении сопредельных стран»

Политические науки

УДК327(510)ТИТ.Кит.

Будаева Светлана Владимировна Svetlana Budaeva

Дегтярева Нина

Вадимовна Nina Degtyareva

¿

ХаньДань Han Dan

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА КИТАЯ В ОТНОШЕНИИ СОПРЕДЕЛЬНЫХ СТРАН

CHINESE FOREIGN POLICY TO ADJACENT COUNTRIES

Рассматриваются отношения Китая с соседними странами. Представлены активные усилия Китая для создания гармоничного окружения, базирующегося на основе долговременного мира и общего процветания. Анализируются изменения, происходящие в китайской дипломатии в Восточной Азии. Показано, что Китай расширяет и усиливает свои двусторонние отношения, широко участвует в многосторонних процессах и принимает не только активное, но и конструктивное участие в региональных организациях. За последнее десятилетие Китай существенно изменил свое первоначально осторожное отношение к этим организациям и считает их эффективным элементом своей дипломатии

Ключевые слова: Китай, соседние государства, международная арена, гармоничное окружение, региональные отношения, стратегические партнеры, внешняя политика Китая

China's relations with neighboring countries are considered in the article. Active efforts of China to create harmonious environment, based on the lasting peace and common prosperity are also presented in the article. The changes taking place in China's diplomacy in East Asia are analyzed. China is expanding and strengthening its bilateral relations, widely involved in multilateral processes and accepts not only active but also constructive participation in regional organizations. Over the past decade, China has substantially changed its original cautious attitude towards these organizations and considers them today an effective element of its diplomacy

Key words: China, neighbouring countries, in the international arena, harmonious environment, regional relations, strategic partners, China's foreign policy

Китай окружает наибольшее в мире число стран. Его сухопутные границы составляют свыше 22 тыс. км, морская береговая линия — 18 тыс. км; примерно 30

стран находятся с ним по соседству, а 14 государств непосредственно граничат с КНР. У многочисленных соседей своя история, религия, национальности, политика, эко-

номика, общество и культура. Обилие исторических традиций, многообразие культур и вероисповеданий, различие в социальном строе и уровне развития предопределяют своеобразие и сложность отношений Китая с сопредельными странами, особую важность внешней политики Китая в этом направлении.

Китай неизменно ставит отношения с соседними странами на первое место во внешнеполитической деятельности страны. С точки зрения политики, соседние государства являются опорой в деле защиты суверенитета, прав и интересов Китая, проявления его роли на международной арене; с точки зрения экономики сопредельные страны являются важными партнерами в проведении Китаем политики реформ и открытости, а также в развертывании взаимовыгодного сотрудничества; с точки зрения безопасности соседи создают непосредственные внешние условия для поддержания социальной стабильности, внутреннего национального согласия. Несмотря на то, что в разные периоды китайская политика в отношении соседних стран имела отличительные черты, неизменным остается основный курс на дружбу и добрососедство. Китай прилагает активные усилия для создания гармоничного окружения, базирующегося на основе долговременного мира и общего процветания [1].

Отношения Китая с соседями приобрели мирный характер после провозглашения КНР в 1949 г. Именно тогда заложен основательный дипломатический фундамент отношений добрососедства и дружбы.

Изменения международной ситуации, в первую очередь, исчезновение менталитета холодной войны, стали ключевыми причинами улучшения отношений Китая с соседними странами. «Международный климат полностью изменился после окончания холодной войны, поскольку страна больше не рассматривается как враг или друг по ее политической модели. Это помогло Китаю восстановить отношения с ее соседями», — так сформулировал официальную позицию заместитель ответственного секретаря Китайской ассоциации по

контролю и сокращению вооружений Тэн Цзяньцюнь. Прагматичный подход китайское руководство нашло и в решении пограничных проблем: «Руководствуясь внешнеполитическим курсом на установление дружественных добрососедских отношений и партнерства с соседними странами, Китай готов урегулировать пограничные проблемы путем переговоров, консультаций и отказа от применения силы. Быстрораз-вивающаяся экономика укрепила уверенность Китая, который четко исполняет свое обещание вести курс на «мирное развитие».

Китаю необходимо обеспечить мирное сосуществование со своими соседями для того, чтобы сосредоточиться на экономическом развитии, эффективно справиться со своими внутренними проблемами, которые могут привести к нестабильности и социальным потрясениям. Для Китая важно избежать сдерживания своего экономического развития со стороны соседних государств, от чего в большей степени и зависит его легитимность и репутация на международной арене. Все это исходит из логики внешней политики Китая, которая основывается на нескольких факторах: это создание привлекательного внешнего облика параллельно с принуждением соседей к экономическому сотрудничеству и противодействием геополитическим конкурентам. КНР тщательно оберегает свой имидж на мировой арене, активно финансируя различные проекты, щедро помогая развивающимся экономикам и зорко следя за исполнением этих проектов. Вряд ли вы найдете примеры совместных проектов, не реализованных по вине китайской стороны [4].

Расширяя свое влияние, не конфликтуя с США и Россией, с помощью «мягкой силы» Китай притягивает к себе Среднюю Азию, в частности, постсоветские республики. Яркий тому пример — трубопровод, соединивший КНР, Казахстан, Узбекистан, Туркмению.

Самые впечатляющие изменения происходят в китайской дипломатии в Восточной Азии. Китай расширяет и усиливает свои двусторонние отношения, широко участвует в многосторонних процессах и

принимает не только активное, но и конструктивное участие в региональных организациях. За последнее десятилетие Китай существенно изменил свое первоначально осторожное отношение к этим организациям и считает их эффективным элементом своей дипломатии.

Китайские региональные отношения также привязаны к его политике партнерства. Индия, Пакистан и Индонезия уже являются стратегическими партнерами Китая, а его отношения с Филиппинами и Таиландом выросли до уровня стратегической кооперации и стремительно движутся к достижению стратегического партнерства. Таким способом Китай выражает в соседних государствах свои негегемонистские цели, которые подкрепляются и усиливаются концепцией «мирного развития», особенно в Юго-Восточной Азии.

Несомненно, что такой подход разработан как часть сдерживающей стратегии Китая с целью исключения возможного союза государств данного региона с США. Ожидалось, что вступление Китая в ВТО, а именно приобретение некой региональной ответственности, негативно отразится на экономике стран АСЕАН, поставив экономику региона в положение, зависимое от состояния экономики Китая. Китай же в свою очередь полагал, что вступление в ВТО подтолкнет правительства стран Юго-Восточной Азии к союзу с США (или против Китая). В качестве противовеса предложена идея создания единого торгового пространства странами АСЕАН и вхождение туда Китая, а также соглашение о свободной торговле с АСЕАН, что, в конечном счете, оказалось невыгодным, хотя не все изначальные опасения со стороны АСЕАН развеяны до сих пор [8].

Еще недавно государства-члены АСЕАН смотрели на изменяющийся Китай как на основной источник угрозы безопасности в регионе. Беспокойство вызвали его растущие военные расходы; территориальные претензии на часть Южно-Китайского моря и нежелание их уступать; периодическое использование военной силы для разрешения тех или иных проблем (Южный

Вьетнам, 1974). Не были понятны истинные намерения китайского руководства в отношении региона. Китай казался потенциально опасным врагом. Союз с США для АСЕАН мог стать противовесом Китаю. В то время произошло закрытие американских военных баз на Филиппинах (1991), и отношение США в контексте обеспечения стабильности и безопасности в Юго-Восточной Азии было неопределенным.

В контексте сближения Китая с ассоциацией государств Юго-Восточной Азии американская составляющая не была единственной. Китай способствовал скорейшему политическому урегулированию кампучийской проблемы, а также разрешению конфликта между Вьетнамом и Индокитаем. Внешняя политика Китая стала приоритетной в создании благоприятных условий для китайских реформ и обеспечила выход КНР на уровень основных игроков, которые структурируют международную систему, а не просто реагируют на происходящие в ней процессы. Исчезновение идеологической составляющей в политике Пекина также способствовало развитию двусторонних связей между Китаем и странами АСЕАН. Начало XXI в. стало настоящим дипломатическим прорывом в отношениях со странами АСЕАН. Между ними подписаны следующие документы:

— Декларация о правилах поведения в Южно-Китайском море;

— Совместная декларация о сотрудничестве в сфере нетрадиционной безопасности;

— Рамочное соглашение о комплексном экономическом сотрудничестве;

— Меморандум о взаимопонимании в вопросах сельского хозяйства.

В октябре 2003 г. КНР присоединилась к договору АСЕАН о дружбе и сотрудничестве (став первым участником договора, который находится вне данного региона), а также подписала совместную декларацию между Китаем и АСЕАН о стратегическом партнерстве ради мира и процветания. Китай своими конкретными действиями дал обещание АСЕАН и миру, что как развивающаяся крупная держава всегда будет

хорошим соседом, другом и партнером государств АСЕАН, достойным их доверия и сотрудничества.

Несмотря на все позитивные изменения, достигнутые в отношениях между КНР и АСЕАН, последняя все еще не чувствует себя уверенно перед растущей мощью своего партнера, который всеми способами пытается убедить мировое сообщество, что именно он может выступить главным гарантом мира и стабильности, по крайней мере, в региональном масштабе. Скорее всего, Китай рассматривается в качестве одного из самых выгодных экономических партнеров в регионе, с которым можно вести политический диалог.

Китай является участником региональных экономических организаций по безопасности, проводит встречи АТЭС, основал Форум стран Боао.

Город-порт Боао расположен в пригороде г. Цюнхай, который находится в восточной части о. Хайнань, стал оживленным городом только в 2000 г., когда здесь впервые собрались лидеры стран Азии. За одну ночь 18 ноября 2000 г. этот маленький городок превратился в туристическую достопримечательность. Тогда со всего мира сюда съехались политики, чиновники, ученые и эксперты, чтобы обсудить вопросы развития Азии. Было решено, что отныне здесь, на острове Dong Yu (Дун Юй), в здании собраний будет проводиться Форум стран Азии — Boao Forum For Asia. Собрание Азиатского форума — это международная организация, являющаяся неофициальной, некоммерческой, но с утвержденными временем и местом проведения (КНР, Боао, остров Дунъюй). С 1998 г. эта организация получила активные отзывы многих азиатских стран-участниц).

С каждым годом форум становится все более распространенной и влиятельной международной платформой общения в Азии. Китай активно участвует в Региональном форуме АСЕАН, выступая с предложениями по вопросам безопасности, которые ранее обсуждал крайне неохотно.

После распада СССР Китай выступил инициатором создания многосторонней Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), которая изначально задумывалась для решения пограничных вопросов между Россией, Китаем и государствами Цен-

тральной Азии. ШОС выросла в значимую многостороннюю организацию, решающую вопросы региональной безопасности, включая религиозный экстремизм и терроризм, наркотрафик, контрабанду оружием, а также экономические и энергетические вопросы. Пакистан, Индия, Монголия и Иран принимают участие во встречах ШОС, которая важна для Китая как пример успешного взаимодействия страны с другими странами азиатского региона, с которыми ранее были трения и напряженные отношения. Успех деятельности ШОС и конструктивная позиция Китая в организации будут реальным доказательством другим странам региона, что Китай способен, как региональный лидер, к диалогу и сотрудничеству по всему спектру проблем региона.

Китай — активный участник новой международной организации «Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии» (СВМДА). Это международный форум, объединяющий государства азиатского континента, который ставит перед собой задачу укрепления взаимоотношений и сотрудничества азиатских государств в целях обеспечения стабильности и безопасности в регионе. Форум получил широкое признание и поддержку мирового сообщества и становится все более заметным фактором на международной арене. В настоящее время членами СВМДА являются 17 государств, представляющих азиатский континент: Исламская Республика Афганистан; Азербайджанская Республика; Арабская Республика Египет; Республика Индия; Государство Израиль; Исламская Республика Иран; Республика Казахстан; Китайская Народная Республика; Республика Корея, Кыргызская Республика; Монгольская Народная Республика; Исламская Республика Пакистан; Государство Палестина; Российская Федерация; Республика Таджикистан; Турецкая Республика; Республика Узбекистан.

Статус наблюдателей в СВМДА имеют 9 государств: Австралия; Социалистическая Республика Вьетнам; Республика Индонезия; Ливанская Республика; Малайзия; Соединенные Штаты Америки; Королевс-

тво Таиланд; Украина; Япония. В СВМДА участвуют: Организация Объединённых Наций; Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе; Лига арабских государств; Центрально-Азиатское экономическое сообщество.

Китай высказывается за преобразование Шестисторонних переговоров по ядерной проблеме в Северной Корее в постоянную структуру для обсуждения сотрудничества по безопасности в Северо-Восточной Азии.

Принадлежность двух архипелагов Па-расель и Спратли в Южно-Китайском море — одна из наиболее опасных конфликтных ситуаций в Юго-Восточной Азии, характеризующаяся высокой степенью военно-политической напряженности. Проблема до сих пор не разрешена, а временами принимает характер жестокого противостояния, близкого к открытой военной конфронтации. Претензии на обладание всеми островами, атоллами и рифами группы Спратли и Парасель выдвигают Вьетнам, Китай и Тайвань. Филиппины претендуют на островные группы, которые находятся в северо-восточном архипелаге Спратли. Малайзия и Бруней претендуют на рифы и атоллы, которые расположены в пределах их континентального шельфа и исключительных экономических зон. Сфера интересов и юрисдикции Индонезии непосредственно граничат с районом Спратли. Урегулирование же давнего спора вокруг архипелага Спратли осложняется наличием большого количества претендентов, которые имеют массу взаимоперекрещивающихся и накладывающихся друг на друга территориальных претензий. Ситуация в регионе обостряется еще и тем, что непосредственным и весьма активным участником конфликтов в Южно-Китайском море является Китай, не отступая от той предпосылки, что острова принадлежат ему, он делал все возможное, чтобы прийти к взаимопониманию с заинтересованными государствами, уменьшая вероятность вооруженного конфликта из-за этого территориального спора [6].

Озабоченность Китая по поводу так называемой «китайской угрозы» и желание не

давать более почвы для ее распространения привели к таким конструктивным шагам, как подписание в 2002 г. Декларации о поведении сторон в Южно-Китайском море для решения территориальных споров. Предотвращение таких конфликтов превращается в насущную необходимость для стран региона, а также главных мировых держав в ближайшие годы. Продвижение делового сотрудничества в Южно-Китайском море имеет весьма важное значение для содействия стратегическому партнерству Китая и АСЕАН. Стороны Декларации согласились обеспечить мир и стабильность в этом регионе и готовы прилагать совместные усилия по превращению Южно-Китайского моря в зону мира, дружбы и сотрудничества. В 2005 г. нефтяные компании Китая, Вьетнама и Филиппин подписали соглашение о совместных геологоразведочных работах в Южно-Китайском море, что рассматривалось как определенный прорыв в разрешении территориального доступа и доминирование идеи совместного использования углеводородных и других ресурсов моря [3].

Дальнейшим значительным шагом в развитии китайской международной дипломатии стали переговоры по спорным границам со многими своими соседями. Китай делает все возможное, чтобы стабилизировать обстановку вокруг своих границ. Согласно данным Белой Книги «Национальная оборона КНР — 2006», Китай подписал с 12 странами-соседями договоры или соглашения о сухопутной границе, решив с ними оставленные историей пограничные проблемы.

Одной из самых важных и сложных проблем в отношениях между Индией и Китаем на протяжении последних 50 лет остается неразрешенный территориально-пограничный спор, который затрагивает и другие проблемные вопросы в отношениях двух государств. События последних лет подтвердили, что позиции Китая и Индии претерпели некоторые изменения. Государствам нужны мир и стабильность в районе границы, поэтому они стараются направлять переговоры по урегулированию

территориально-пограничного спора в русло установления более тесных контактов для разрешения накопившихся проблем. В течение последнего десятилетия ситуация на индийско-китайской границе остается стабильной, наблюдается отсутствие напряженности и мир в пограничной зоне. Китай путем внешнеполитических и дипломатических усилий добился прорыва по вопросу демаркации границы и принадлежности части территории в районе Джамму и Кашмир, Тибете, сблизил позиции по вопросам безопасности в акватории Тихого и Индийского океанов. Урегулирован вопрос по спорным участкам границы с Республикой Вьетнам и Российской Федерацией.

Таким образом, компромиссы, к которым пришел Китай в урегулировании пограничных споров, способствовали реальному взаимодействию с соседними странами на региональном уровне и укреплению доверия к его концепции мирного развития.

Наряду с экономическим ростом оказание безвозмездной помощи в различной форме стало еще более значимым инструментом китайской дипломатии. В этом для КНР есть определенная выгода, например, так называемая «покупка» поддержки Китая на форумах ООН в сфере прав человека. Расширяется доверие и в военно-политической области в виде военно-технического сотрудничества ( поставки вооружения, совместные разработки, совместные военные маневры). В случае с Мьянмой и Непалом одним из видов оказания помощи до сих пор является обеспечение этих государств военной техникой по дружеским ценам. Это и целевые поставки вооружений, имущества в виде дара, безвозмездной помощи странам-членам АСЕАН — Камбодже, Лаосу, Мьянме, а также обучение военно-технического персонала этих стран в военных учебных заведениях Китая. Активно используется такая форма, как списание долга. В настоящее время большая часть оказываемой Китаем помощи направлена на традиционные цели, такие как инфраструктурное строительство, экономическое развитие или оказание помощи в чрезвычайных ситуациях [7].

Китай всегда использовал различные меры по развитию и укреплению доверия, включая постоянные встречи, ежегодные диалоги по безопасности как на официальном («первое направление дипломатии»), так и неофициальном уровне («второе направление дипломатии»).

«Track Two Diplomacy» стала формироваться в конце 70-х — начале 80-х гг. Представителями второго направления в основном являются исследователи, журналисты, дипломаты в отставке. Наибольшее развитие оно получило в США, хотя в последние годы многие европейские государства, в частности Швеция, уделяют его развитию очень большое внимание. Деятельность на «втором направлении дипломатии» ориентирована главным образом на урегулирование конфликтных ситуаций.

Американский автор Дж. Монтвиль определил его как «неофициальное, неформальное взаимодействие между членами враждебных друг другу общностей или наций, целью которого является разработка стратегий, оказание влияния на общественное мнение, а также организация человеческих и материальных ресурсов, которые могли бы способствовать разрешению конфликта». Он сформулировал и задачи данного направления: 1) формирование рабочих отношений между представителями враждующих сторон на личном уровне; 2) повышение адекватности восприятия; формирование представлений о конфликте с точки зрения противоположной стороны; 3) разработка стратегий урегулирования конфликта, но в ограниченном объеме, только как возможных вариантов решений.

Основные взаимосвязанные сферы деятельности в рамках «второго направления дипломатии»: 1) проведение неофициальных встреч (workshops) между представителями конфликтующих сторон; 2) оказание влияния на общественное мнение, с тем чтобы на уровне общественного сознания изменить образы конфликтующих сторон; 3) совместное экономическое развитие.

Представители «второго направления дипломатии» подчеркивают, что в отличие от официальной дипломатии здесь исключаются принудительные и директивные меры, в том числе санкции или иные средства оказания давления. Главная задача — создать благоприятные условия для улучшения взаимопонимания между сторонами и нахождения ими самими решения в той или иной ситуации.

Китай давно перевел свою дипломатию на уровень личных контактов, активно раз-

ворачивая дипломатию на высшем уровне. Партийные и государственные руководители Китая регулярно посещали сопредельные страны, присутствовали на саммитах региональных организаций и принимали в своей стране большое число лидеров соседних государств. Во время своих поездок за рубеж они активно стремятся убедить лидеров других стран, деловые круги и мировую общественность в мирных устремлениях Китая и огромных возможностях его развивающейся экономики. Эти визиты и обмены на высоком уровне дали сильные стимулы развитию добрососедских и дружественных отношений Китая с его соседями, позволили сторонам развернуть региональное сотрудничество в полном объеме, а также создали благоприятную внешнюю среду для экономического развития и строительства гармоничного общества.

Интересен опыт «олимпийской дипломатии» Китая, используемый для повышения своего международного авторитета. По мнению Е. Евдокимова, «опыт КНР показал, что Олимпийские игры можно считать катализатором изменения международной роли государства, инструментом повышения, а в ряде случаев, возможно, и фактором снижения его влияния на мировые процессы» [2]. Она стала важным инструментом пропаганды взглядов китайского руководства на международные отношения.

КНР провела Олимпиаду 2008 г., обеспечила ее безопасность и позитивное восприятие в мире, продемонстрировав успехи развития Китая на всех направлениях. Присутствие на церемонии открытия более 80 глав государств и правительств расценивается в Китае как закономерный успех его внешней политики [11, 12].

Китай всегда искал возможности развития механизмов «мягкой силы» с помощью культурной дипломатии. Популяризация китайской культуры за рубежом находит свое отражение в расширении обменов в образовании и открытии Институтов Конфуция в разных странах мира. Проведение Олимпийских игр также использовалось Пекином для пропаганды китайских ценностей и мировидения. С целью развития

интереса других государств к Китаю осуществлена эстафета олимпийского огня под лозунгом «Journey of Harmony» (эстафета гармонии) по пяти континентам. Показателем внимания к проблемам окружающей среды стали в преддверии Олимпиады кампании по озеленению городов, борьбе с загрязнением воздуха, закрытию вредных производств, увеличению штрафов за вредные выбросы. Так, Китай демонстрировал всему миру успехи науки и техники, повышение эффективности производства, комплексной мощи КНР на пути к «гармоничному обществу» [5].

В Китае, как и во всем мире, активно обсуждается понятие «ответственная держава» и роль Китая в создании гармоничной системы международных отношений, в которой каждое государство могло бы развиваться стабильно. Проведение Олимпийских игр умело использовалось китайским руководством для демонстрации своей «ответственности». Как описывалось, в преддверии Олимпиады на Китай оказывалось давление в связи с его политикой на тибетском, тайваньском и дарфурском направлениях. В ответ Пекин развернул обширную кампанию по защите Олимпийских игр от политизации. Высшее руководство КНР, министерство иностранных дел и китайские СМИ, заручившись поддержкой Международного олимпийского комитета, призывали мировое сообщество оградить Олимпийские игры от политики.

В день открытия Олимпиады Китай сдержанно отреагировал на агрессию Грузии в Южной Осетии. Прагматичность китайской дипломатии очевидна:

1) проблема не затрагивала непосредственно китайские национальные интересы;

2) предвидя опасность конфронтации с Западом, Пекин уклонился от активного выражения своего отношения к ситуации в Закавказье, заняв позицию беспристрастного наблюдателя и гаранта равных возможностей для всех участников международных отношений [10].

Рассмотренные конкретные примеры деятельности китайской дипломатии выявляют ее очевидную особенность — конструк-

тивность и рациональный подход, благодаря которым Китай обладает все большим влиянием на международной арене и занимает все более весомое место в мире.

Однако у его соседей в силу их национальных и религиозных проблем возникают новые противоречия, существуют сущест-

Литература_

1. Будаева С.В. Особенности китайской дипломатии: анализ прецедента: монография. Чита: ЧитГУ, 2010. C. 37.

2. Евдокимов Е. «Олимпийская дипломатия» Китая // Международные процессы. 2008. № 2 (17). С. 17.

3. Китай в диалоге цивилизаций: к 70-летию академика М.Л. Титаренко / гл. ред. С.Л. Тихвинский. М.: Памятники исторической мысли, 2009. С. 62.

4. Китай в мировой политике / А.В. Торкунов [и др.]; под ред. А.В. Торкунова. Москва: Моск. гос. ин-т междунар. отношений; (РОССПЭН), 2010. С. 48.

5. Мировая экономика: прогноз до 2020 года / А.А. Дынкин [и др.]; под ред. А.А. Дынкина. М.: Магистр, 2009. С. 37.

6. Сунь Цзы. Искусство стратегии. М.; Эксмо; СПб.: Мидгард, 2009. С. 51.

7. Уткин А.И. Мировой порядок XXI века. М.: Эксмо, 2009. С. 17.

8. Фишмен Т. Китай Inc. Восход сверхмощного глобального конкурента. М.: Эксмо, 2009. С.14.

9. Янь Шэнъи. «Дандай чжунго вайцзяо», ди эр бань, Фудань дасюэ чубаньшэ, 2011.

10. Ясперс К. Итоги истории и ее цель. Вып. 3. М., 2009. С. 45.

11. Гурулева Т.Л., Макаров А.В. Российско-китайское сотрудничество в области безопасности в АТР // Сотрудничество в северо-Восточной Азии и китайско-российские отношения: Материалы меж-дунар. науч.-практич. конф. Хулунбуир (КНР), 2010. С.107-109.

12. Гурулева Т.Л., Ширяева О.А., Скрипкарь М.В. Взаимодействие Китая с Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии (тезисы) // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2013. № 4. С. 146.

венные различия в уровне социально-экономического развития, еще окончательно не разрешены споры по некоторым территориальным правам и интересам. Поэтому внешняя политика Китая в отношении сопредельных стран столкнется с новыми испытаниями в процессе ее реализации.

_References

1. Budaeva S.V. Osobennosti kitayskoy diplo-matii: analiz pretsedenta: monografiya. (Features of Chinese Diplomacy: the analysis of precedent: monograph). Chita: ChitGU, 2010. P. 37.

2. Evdokimov E. Mezhdunarodnye protsessy. (International processes). 2008. - № 2 (17). P. 17.

3. Kitay v dialoge tsivilizatsiy: k 70-letiyu aka-demika M. L. Titarenko (China in the dialogue of civilizations: on the 70 th birthday of M.L. Titarenko) / Ch. ed. S.L. Tikhvinsky. — Moscow: Monuments of Historical Thought, 2009. P. 62.

4. Kitay v mirovoy politike (China in the world policy) / A.V. Torkunov [etc.], ed. A.V. Torkunov. — Moscow: Mosk. State. Inst. of Internat. Relations, (ROSSPEN), 2010. P. 48.

5. Mirovaya ekonomika: prognoz do 2020 goda (The World Economy: Forecast till 2020). A.A. Dynkin [etc.], ed. A.A. Dynkin. Moscow: Master, 2009. P. 37.

6. Sun Tszy. Iskusstvostrategii. (The art of strategy). Moscow: Eksmo, St. Petersburg: Midgard, 2009. P. 51.

7. Utkin A.I. MirovoyporyadokXXIveka (World order of XXI century) / A.I. Utkin. Moscow: Eksmo,

2009. P. 17.

8. Fishmen T. Kitay Inc. Voshod sverhmoshh-nogo globalnogo konkurenta / T. Fishman. Moscow: Eksmo, 2009. P. 14.

9. Yan Shengyi. «Dandai Zhongguo waiyiao», di er ban, Fudan daxue chubanshe, 2011. Modern Chinese Diplomacy. Is. 2. — Fudan university, 2011.

10. Yaspers K. Itogi istorii i ee tsel. (Results of history and its purpose). Is. 3. Moscow, 2009. P. 45.

11. Guruleva T.L., Makarov A.V. Sotrudnichestvo v severo-Vostochnoy Azii i kitaysko-rossiyskie otnosheniya: Materialy mezhdunar. nauch.-praktich. konf. Hulunbuir (KNR)(Cooperation in north-eastern Asia, and relations with Russia: materials of Intern. scientific-practical. conference). Hulunbuir (PRC),

2010. P. 107-109.

12. Guruleva T.L., Shiryaeva O.A., Skripkar M.V. Mezhdunarodny zhurnal prikladnyh i funda-mentalnyh issledovaniy. (International journal of applied and basic research). 2013. no. 4. P. 146.

Коротко об авторах_

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Будаева С.В., канд. филос. наук, доцент каф. «Международное право и международные связи», Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия [email protected]

Научные интересы: современная мировая политика

Дегтярева Н.В., доцент, доцент каф. «Международное право и международные связи», Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия [email protected]

Научные интересы: современная политика Китая

Хань Дань, аспирант, Харбинский педагогический университет, КНР Тел. 8-914-519-7966

Научные интересы: современная политика Китая

_Briefly about the authors

S. Budaeva, candidate of philosophical sciences, associate professor, International Law and International Relations department, Transbaikal State University, Chita, Russia

Scientific interests: modern world policy

N. Degtyareva, associate professor, assistant professor, International Law and International Relations department, Transbaikal State University, Chita, Russia

Scientific interests: modern policy of China

Han Dan, postgraduate student, Harbin Pedagogical University

Scientific interests: modern policy of China

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.