УДК 327.51 КОЖЕМЯКИН С.В.,
кандидат политических наук, г. Бишкек KOZHEMJAKIN S.,
candidate of political sciences, Bishkek
Ключевые слова:
Киргизия, Китай, многовекторность, направления внешней политики, НАТО,
Россия
Keywords:
Kyrgyzstan, China, multid irectional, the foreign policy, NATO, Russia.
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА КИРГИЗИИ В ЗЕРКАЛЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
В статье анализируются важнейшие направления внешней политики Киргизии (Запад, Китай, Россия). Автор приходит к выводу, что стратегия многовекторности, которой следовали власти страны с момента обретения независимости, в итоге привела к ослаблению государства. Оптимальным вариантом интеграции является евразийский - восстановление экономической и в перспективе политической целостности постсоветского пространства.
KYRGYZSTAN'S FOREIGN POLICY IN THE MIRROR OF INTEGRATION PROCESSES IN CENTRAL ASIA
This article analyzes the most important directions of foreign policy of Kyrgyzstan (West, China and Russia). The author concludes that the strategy of multi-vector, which followed the authorities of the country since independence, eventually led to the weakening of the state. The best option is Eurasian integration - economic recovery and, in the long term, the political integrity of the postSoviet space.
С момента обретения Киргизией независимости внешняя политика страны отличалась противоречивостью и непоследовательностью. Разумеется, на государственном уровне подобные эпитеты не используются, а потому еще в 1990-е годы, во время
правления А.А. Акаева, в оборот был пущен куда более благозвучный эвфемизм — «многовекторность».
В официальных речах и документах подобный курс объяснялся «традиционным дружелюбием» киргизской нации, готовой развивать отношения
со всеми. Вот показательный пример политической риторики той поры: «В том-то и заключается наша совершенно законная гордость, что этой громадной чести и этого совершенно справедливого международного признания среди многих народов и стран удостоились именно мы» (А.А. Акаев) [1].
На практике многовекторная внешняя политика означала стремление получить максимальную выгоду от каждого из направлений дипломатической активности — будь то Россия, соседи по Центрально-Азиатскому региону, Китай или Запад, в лице, в первую очередь, США и Евросоюза. Однако в том-то и заключаются подводные камни многовекторности, что комфортно усидеть на двух стульях без малейших потерь невозможно. Особенно если некоторым из партнеров нужно только одно — извлечение для себя максимальной прибыли.
1
Обозначим наиболее важные направления внешней политики Киргизии после 1991 года. Первое условно можно назвать западным. Оно включает развитие отношений с США, Евросоюзом, Турцией и отдельно с НАТО.
Евросоюз. Началом сотрудничества Киргизии и ЕС можно считать визит в Бишкек в апреле 1992 г. вице-президента Комиссии европейских сообществ Ф. Андриессена. По его итогам был подписан Меморандум о взаимопонимании между правительством КР и Европейской комиссией.
В 1995 г. было заключено Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, ставшее правовой основой отношений Киргизии с Евросоюзом. Данный документ предусматривает сотрудничество в политической, экономической, социальной и научно-культурной сферах. Киргизия была включена в ряд программ ЕС по оказанию помощи государствам постсоветского пространства. Среди них — ТАСИС (программа технической помощи), ТЕМПУС (сотрудничество в области высшего образования), а также различные инвестиционные проекты, осуществляемые Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР). Среди последних — выделение средств на реформы в сельском хозяйстве, энергетике, телекоммуникационной сфере.
Отдельным направлением стала поддержка демократических изменений в Киргизии, что на деле нередко приобретало формы давления. В этом отношении показательна деятельность миссии ОБСЕ.
Импульс развитию двусторонних отношений придало принятие Стратегии ЕС по Центральной Азии в июне 2007 г., давшей старт многочисленным программам в сфере безопасности, включая охрану границ (ВОМСА) и борьбу с наркотрафиком (CADAP). Среди последних важных событий в сотрудничестве Евросоюза и Киргизии — визит президента КР А.Ш. Атамбаева в Брюссель в сентябре 2013 г. По итогам переговоров с руководством Еврокомиссии была достигнута договоренность о выделении Киргизии 30 млн. евро на макро-
экономические реформы. «Кыргызстан — очень важный стратегический партнер для ЕС в Центральной Азии. Евросоюз высоко ценит выбор КР в продолжение процесса экономических и других реформ, а также многопартийной системы», — заявил глава Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу [8].
Турция. Турция была первой страной, признавшей независимость Киргизии в декабре 1991 года и установившей с ней дипломатические отношения. В 1997 году между государствами был заключен Договор о вечной дружбе и сотрудничестве. Киргизско-турецкие отношения затрагивают сферы политики, экономики, обороны, культуры и образования. В 1992 г. в Киргизии начало работу представительство Турецкого агентства международного сотрудничества (ТИКА), осуществлявшее экономические, культурные и образовательные программы. Характерной особенностью киргизско-турецких отношений является большое внимание Анкары к образовательным проектам. В республике действует ряд турецких лицеев и университетов, более двух тысяч студентов из Киргизии обучаются в Турции. С победой на президентских выборах Алмазбека Атамбаева отношения между государствами приобрели характер стратегических. Это хорошо выразил сам Атамбаев, заявивший во время визита в Турцию в 2012 г.: «Для нас, кыргызов, Турция — это далекая прекрасная звезда в ночном небе... Примером в строительстве демократического, сильного государства нам служит Турция. Она
сегодня как Полярная звезда для тюркских народов. Демократическая и экономически сильная Турция дает нам надежду верить в будущее наших народов» [4]. По итогам этого же визита Анкара согласилась списать Бишкеку долг в размере 50 миллионов долларов, а также выделить 100-миллионный кредит.
В 2011 году был создан Высший совет по стратегическому сотрудничеству между Кыргызстаном и Турцией. Данный орган определяет стратегию взаимоотношений двух стран в политической, военной, экономической и прочих сферах. Сопредседателями Высшего совета являются Алмазбек Атамбаев и премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Кроме того, Кыргызстан является (наряду с Азербайджаном, Казахстаном и самой Турцией) членом Совета сотрудничества тюркских государств, который можно считать инструментом распространения турецкого влияния на постсоветское пространство.
В последние годы заметно укрепление военно-технического сотрудничества двух стран. Контакты оборонных ведомств осуществляются в рамках программы НАТО «Партнерство ради мира», а также на основании двусторонних соглашений. В июне 2013 года правительство КР одобрило соглашение между Киргизией и Турцией о военном и финансовом сотрудничестве, предусматривающем выделение Бишкеку 53 млн. сомов [40]. В общем же, с 1999 по 2012 годы в рамках военно-технического сотрудничества Киргизия была оказана помощь от Турции на 12,5 млн. долл. [22]
С 30 сентября по 15 ноября 2013 года на базе Объединенного учебного центра Вооруженных сил КР под руководством турецких инструкторов прошли учебные сборы, в которых участвовали военнослужащие Министерства обороны, МЧС и Внутренних войск МВД КР [2]. В настоящее время прорабатывается вопрос об открытии при финансовой поддержке Турции факультета по подготовке саперов на базе Военной академии в Бишкеке.
НАТО. Еще в 1992 году Киргизия присоединилась к Совету североатлантического сотрудничества, который в 1997 году был преобразован в Совет Евро-Атлантического партнерства (СЕАП). Это один из основных механизмов партнерства НАТО со странами, не входящими в альянс. Кроме того, 1 июня 1994 года киргизской стороной был подписан рамочный документ программы «Партнерство ради мира». В 2007 году Бишкек присоединился к Процессу планирования и анализа программы «Партнерство ради мира», чтобы, как говорится на интернет-сайте альянса, «вести более тесное взаимодействие с государствами — членами НАТО по оперативной совместимости вооруженных сил и инициативам в сфере оборонного планирования» [28]. Данное взаимодействие подразумевает участие военнослужащих Киргизии в совместных учениях с НАТО (последние прошли в августе этого года в Казахстане и носили название «Степной орел»), а также помощь альянса в реформе сферы обороны и безопасности.
США. В декабре 1991 г. — спустя считаные дни после Беловежских со-
глашений, юридически оформивших распад СССР, — Соединенные Штаты признали независимость Киргизии и установили с ней дипломатические отношения, а 1 февраля 1992 года в Бишкеке открылось посольство США. В том же году между странами был подписан Меморандум о взаимопонимании. Первый визит А. Акаева в США состоялся в мае 1993 года, и был ознаменован подписанием целого ряда важных соглашений, в том числе с правительством США и Всемирным банком [18].
На рубеже веков стратегия Вашингтона в регионе претерпевает серьезные изменения. Если раньше упор делался на экономическое и культурно-образовательное проникновение, отныне США видят в Центральной Азии сферу своих политических интересов. Поворотным пунктом можно считать визит в Киргизию тогдашнего госсекретаря США Мадлен Олбрайт в апреле 2000 г. В ходе поездки впервые были продемонстрированы принципы, которыми американцы руководствуются в отношениях с Бишкеком и по сей день. Речь идет о помощи силовым структурам, дальнейшем накачивании страны кредитами, а также о давлении на власть путем контактов с оппозиционными прозападными партиями и НПО [3].
Эта стратегия получила новый толчок после 11 сентября 2001 г., когда террористические акты в США были использованы Вашингтоном для закрепления в Центральной Азии. Вскоре после известного «Призыва к американскому народу», с которым выступил Акаев (в нем, в частности,
было сказано: «Народ Кыргызстана воспринял события в Нью-Йорке и Вашингтоне как свою собственную трагедию. Наши сердца испытали ту же самую боль и бились в такт с вашими. Движимые чувством солидарности, в ответ на призыв президента Буша мы объявили о своем решении присоединиться к международному сообществу в борьбе с международным терроризмом» [18]), в Киргизии была размещена военная база «Ганси», позже переименованная в «Манас».
Несмотря на заверения в том, что база размещается в республике на краткосрочной основе (в начале 2002 года Акаев заявил, что «никаких долгосрочных военных баз США или сил международной коалиции в Кыргызстане не будет. Продолжительность их пребывания на нашей территории ограничится сроком, необходимым для того, чтобы полностью уничтожить сеть военных баз террористов в Афганистане» [24]), военный объект пережил и режим Акаева, и правление Бакиева. О значении «Манаса» для сил коалиции говорит хотя бы тот факт, что ежемесячно через базу проходят до 35 тыс. американских военнослужащих, следующих в Афганистан [16].
За 12 лет база и ее военнослужащие были фигурантами многочисленных скандалов. Достаточно вспомнить убийство водителя топливозаправщика Александра Иванова или обнаружение в пригороде Бишкека арсенала оружия [41], однако все угрозы со стороны киргизских властей вывести базу заканчивались, как правило, увеличением арендной платы и допуском лиц, близких к руководству
страны, к бизнесу, связанному с базой. Вскоре после избрания президентом Киргизии Алмазбек Атамбаев заявил о том, что Бишкек не намерен продлевать срок нахождения базы. В июне 2013 года парламент Киргизии денонсировал соглашение по Центру транзитных перевозок «Манас» (так официально называется объект). До июля 2014 г. военнослужащие США должны покинуть Киргизию, однако быть полностью уверенным, что не повторится ситуация 2009 года (когда руководство КР также официально заявило о выводе базы, а депутаты денонсировали соглашение, но в итоге американцы остались), нельзя.
Военное присутствие США в Киргизии привело к тому, что американцы и их союзники стали оказывать ощутимое влияние на внутриполитические процессы в республике. В стране возникла разветвленная сеть неправительственных организаций (фонд «Сорос-Киргизстан», Коалиция за демократию и гражданское общество и т. д.), которые, получая финансовую подпитку от USAID, Национального демократического института (NDI), фонда Freedom House и др., активно вмешиваются в процесс принятия государственных решений путем создания прозападного (в том числе антироссийского) информационного фона, продвижения во властные структуры прозападных фигур и даже организации протестных акций, как это было, к примеру, в марте 2005 г., когда НПО сыграли значительную роль в подготовке свержения власти Акаева. Как отмечают эксперты, «посредством специализированных
образовательных программ. формируется проамерикански настроенное лобби в руководстве республики, поддерживаются усилия руководства республики по ускоренной интеграции в политические и экономические структуры западного сообщества» [27]. Ярким примером стало вступление Киргизии в ВТО, решающую роль в котором сыграла позиция конгресса США. О размерах финансовой подпитки НПО может свидетельствовать тот факт, что только по линии USAID на различные программы в Киргизии было потрачено 490 млн. долл. [29]
Другим направлением закрепления влияния США в Киргизии стало оказание помощи силовым структурам — включая поставки вооружений, средств связи, транспорта и т. п., а также обучение и стажировку киргизских офицеров в США. Подобная тактика сильно напоминает политику Вашингтона в Латинской Америке, где формирование лояльных силовых структур долгое время позволяло США сохранять гегемонию в регионе. По официально озвученным данным с 1994 года силовые ведомства Киргизии получили от Госдепартамента и Министерства обороны США финансовую помощь на сумму 200 млн. долл. [16]. Это довольно приличная сумма, если учитывать, что расходы на оборону в государственном бюджете Киргизии этого года составляют лишь 66 млн. долл. [34]. Американские инструкторы — нередкие гости в республике. Так, 4—5 декабря 2013 года инструкторами спецназа армии США были проведены учения с участием военнослужащих отряда специального
назначения «Шер» Внутренних войск МВД КР [12].
Политика США в отношении Киргизии является частью общей стратегии Вашингтона в Центральной Азии. Эта стратегия сформулирована в так называемой доктрине «Нового шелкового пути». В недрах Госдепартамента США о ней говорили еще в конце 1990-х годов, однако на вооружение она была взята с приходом в Госдепартамент Хиллари Клинтон. Основной смысл стратегии «Нового шелкового пути» — это выстраивание большого макрорегиона с участием бывших советских республик Центральной Азии, а также Афганистана и Пакистана [5]. Этот макрорегион должен стать экономически и политически взаимосвязанным пространством, независимым от Китая и России. «Скрепами» этой масштабной инициативы должны стать проекты наподобие ТАПИ (газопровод Туркменистан — Афганистан — Пакистан — Индия) и ^.А^^А-1000, предусматривающей экспорт электроэнергии из Киргизии и Таджикистана в Афганистан и Пакистан.
Подведем итог анализа западного вектора интеграции Киргизии. Явственный перекос в сторону этого направления внешнеполитической активности, наблюдавшийся в первые годы независимости, был, по сути, игрой в одни ворота. Радикальные рыночные реформы, проведенные в 1990-х годах, стали колоссальной и роковой для Киргизии уступкой Западу, требовавшему скорейшего отказа от каких бы то ни было форм плановой экономики. Одним из первых на постсоветском про-
странстве Бишкек принял законы, фактически открывающие страну для иностранного капитала. Уже в октябре 1992 года принимаются законы «Об иностранных инвестициях» и «О концессиях и иностранных концессионных предприятиях». Иностранные компании получили возможность заниматься предпринимательской деятельностью в горнодобывающей и обрабатывающей промышленности, гидроэнергетике, строительстве, сельском хозяйстве и торговле [18]. Кроме того, Киргизия активно включается в программы Международного валютного фонда и Всемирного банка. Экономическое и социальное развитие страны определялось консультантами западных финансовых институтов.
Результатом стала глубокая деформация социально-экономической структуры Киргизской Республики. Подсев на «долговую иглу», власти страны легко соглашались на условия «доноров». К примеру, программа Всемирного банка РЕБЛС предусматривала выделение Киргизии кредитов при условии «реструктуризации промышленности», что на деле привело к закрытию 29 крупных промышленных предприятий с более чем 100 тыс. работников. Доля индустриального сектора в экономике снизилась с 42% до 15%. В итоге всего за 4 года - с 1992 по 1996 годы. ВВП Киргизии упал на 60%, резко выросла безработица и масштабы бедности [20].
В то же время отдельные проекты, осуществлявшиеся западными инвесторами, оказались анклавами передового производства, не встро-
енными в общий народно-хозяйственный комплекс республики. Тот же «Кумтор» с большим основанием можно было считать частью канадской, а не киргизской экономики, поскольку Бишкек получал от проекта мизерную выгоду. В целом доля иностранных инвестиций в суммарном объеме капиталовложений в Киргизии по состоянию на 1997 г. составила 65% (в Казахстане и Узбекистане этот показатель составлял 30%, в Туркменистане — 20%) [18]. Лишившись собственного промышленного потенциала, Киргизия, пользуясь терминологией классиков марксизма, превратилась в источник сырья и рынок сбыта. Эту незавидную роль закрепило вступление республики в ВТО в 1998 году. Руководство Киргизии не воспользовалось преференциями, существующими в этой организации для развивающихся стран, в результате чего отечественный рынок оказался беспомощным перед экспансией западных товаров. В результате произошло разорение местных производителей, в том числе в сельском хозяйстве [26]. Причем главную роль в этом сыграло влияние именно западных организаций. Например, сельскохозяйственная реформа, приведшая к уничтожению механизированных и рентабельных коллективных хозяйств и замене их парцеллярными фермерскими хозяйствами, проходила при поддержке USAID [27].
Сотрудничество в политической сфере также оказалось выгодным прежде всего Западу — при весьма сомнительной пользе для Киргизии. Выстраивание отношений с Бишкеком стало для Вашингтона и Брюс-
селя возможностью проникнуть в ключевой в геополитическом плане регион Центральной Азии, чтобы добиться вытеснения оттуда других держав — в первую очередь России, Китая и Ирана. Помощь, оказываемая Киргизии по линии военно-технического сотрудничества, не привела к формированию силовых структур, способных адекватно реагировать на возникающие вызовы. Строго порционная система оказания помощи преследует иную цель — зависимость силовых ведомств от технической поддержки Запада и лояльность руководства этих структур западному вектору интеграции.
2
Отношения с Китаем являются одними из приоритетных во внешней политике Бишкека в силу географической близости, а также динамичного развития КНР. Для Пекина важность Центральной Азии определяется как экономическими соображениями (сырьевые ресурсы региона, транспортные коридоры), так и необходимостью обезопасить свои западные рубежи, тем более что Центральная Азия граничит с Синьцзян-Уйгурским автономным районом, где традиционно присутствуют сепаратистские настроения. В этом отношении Китай заинтересован в спокойном и дружественном регионе.
Вскоре после установления дипломатических отношений (это произошло 5 января 1992 г.) между правительствами Киргизии и Китая было подписано совместное коммюнике.
В нем стороны выразили готовность строить отношения на основе принципов взаимного уважения суверенитета и территориальной целостности, ненападения и невмешательства во внутренние дела друг друга, равенства и взаимной выгоды, а также мирного сосуществования [38]. Среди других соглашений, составляющих основу двусторонних отношений, можно выделить Совместную декларацию о дальнейшем развитии и углублении отношений дружбы и сотрудничества от 27 апреля 1998 года, Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве от 24 июня 2002 года, Программу сотрудничества на 2004—2014 годы от 21 сентября 2004 года, Совместную декларацию об установлении отношений стратегического партнерства от 11 сентября 2013 года.
На протяжении 20 лет приоритет в двусторонних отношениях с государствами региона отдавался экономике и вопросам безопасности. Это хорошо видно на примере киргизско-китайского сотрудничества. На сегодняшний день КНР занимает второе место во внешнеторговом обороте Киргизии. По итогам прошлого года этот показатель составил 1,3 млрд. долл., увеличившись по сравнению с 2011 года на 32% (для сравнения: общий товарооборот вырос на 13,6%) [23]. Пекин осуществляет в КР целый ряд крупных экономических и инфраструктурных проектов. Среди них — реконструкция важных автомагистралей (Ош — Сары-Таш — Ирке-штам и Бишкек — Нарын — Торугарт, соединяющие столицу и «южную столицу» Киргизии с китайской гра-
ницей), проекты в энергетике (строительство подстанций «Датка» и «Ке-мин» и ЛЭП «Датка — Кемин», которая должна увеличить объемы поставок электроэнергии на север республики и решить проблему дефицита электроэнергии в зимнее время; возведение нефтеперерабатывающего завода в Кара-Балте), горнорудная отрасль (разработка золоторудных месторождений «Талды-Булак Левобережный», «Джамгыр» и др.). Кроме того, на стадии согласования находится еще ряд масштабных проектов, в том числе газопровод из Туркменистана в Китай, отрезок которого пройдет по территории Ошской области; модернизация ТЭЦ Бишкека; строительство новой автодороги, связывающей север и юг Киргизии, а также железнодорожной магистрали Китай — Киргизия — Узбекистан. В целом, как стало известно по итогам визита Председателя КНР Си Цзиньпина в Киргизию в сентябре 2013 года, Китай готов инвестировать в совместные проекты около 3 млрд. долл. [17].
Данный визит, ставший частью цен-тральноазиатского турне Си Цзиньпи-на, можно назвать знаковым. Отношения Китая с государствами региона поднялись на новый уровень, причем торгово-экономическими контактами дело не ограничивается. Пекин впервые со времени установления дипломатических контактов с постсоветскими республиками так ясно заговорил о политическом партнерстве, что можно расценивать как претензии Китая на доминирование в регионе. «Твердая взаимная поддержка по жизненно важным вопросам, затрагивающим
государственный суверенитет, территориальную целостность, национальную безопасность и стабильность, представляет собой главную составляющую стратегического партнерства Китая с центральноазиатскими странами», — заявил Си Цзиньпин в Астане [31]. При этом Председатель КНР дал понять, что западного присутствия в Центральной Азии Пекин не потерпит. «Мы готовы вместе с Россией и государствами Центральной Азии усиливать контакты и координацию, чтобы совместными усилиями строить гармоничный регион», — подчеркнул он [13].
Надо сказать, что сфера политики и безопасности затрагивалась в киргизско-китайских отношениях и раньше. Так, в Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, заключенном в 2002 году, прописана позиция киргизской стороны по тайваньскому вопросу. Как отмечается в документе, Правительство КНР является единственным законным правительством, представляющим весь Китай, а Тайвань является неотъемлемой частью государства. Кроме того, договор предусматривает запрет на участие в союзах или блоках, наносящий ущерб суверенитету, безопасности и территориальной целостности другой стороне, а также любые действия, включая заключение договоров, имеющих аналогичные последствия. Кроме того, Киргизия наравне с Китаем является членом Шанхайской организации сотрудничества, одной из главных целей которой провозглашено укрепление мира, безопасности и стабильности в регионе [11].
Однако в последнее время сфера безопасности, а также военно-техническое сотрудничество играют в отношениях между двумя странами все большую роль. Как уже было сказано, это во многом связано с желанием Пекина иметь союзников по периметру своих границ, особенно западных. В этом отношении показателен текст Совместной киргизско-китайской декларации об установлении отношений стратегического партнерства от 11 сентября 2013 года. В нем говорится: «Стороны, решительно осуждая и выступая против любых форм терроризма, экстремизма и сепаратизма, подтверждают, что «три силы зла» представляют серьезную угрозу безопасности и стабильности двух стран и региона в целом. Стороны углубят координацию и сотрудничество между соответствующими ведомствами, а также продолжат принимать эффективные меры, чтобы совместно бороться с «тремя силами зла», включая террористические силы «Восточного Туркестана». Стороны решительно выступают против вмешательства внешних сил во внутренние дела региона, действий, разрушающих мир и стабильность в Центрально-Азиатском регионе, и готовы внести необходимый вклад в продвижение мира, безопасности и стабильности в этом регионе» [14].
Решения Третьего Пленума ЦК КПК, прошедшего 8—12 ноября 2013 г., также свидетельствуют о повышенном внимании Пекина к вопросам национальной безопасности. На пленуме было объявлено о создании новой структуры — Комитета государс-
твенной безопасности, который будет служить координации действий всех силовых ведомств для обеспечения национальной безопасности. Причем речь идет как о внутренней политике, так и внешней. Характерно, что возглавит Комитет сам Си Цзиньпин.
Военно-техническая помощь является одной из главных составляющих этой стратегии. По итогам визита Си Цзиньпина в Киргизию были заключены договоренности о поставках военной техники на сумму 17,5 млн. долл. [29] Это при том, что за 13 предыдущих лет — с 1999 по 2012 годы — от китайской стороны поступило военно-технического имущества на сумму чуть более 11 млн. долл. [9]. Среди ожидаемой военной техники — средства противовоздушной обороны и радиолокационные станции.
Резюмируя вышесказанное, можно предположить, что Китай будет и дальше наращивать свое влияние в регионе, и конкретно в Киргизии. Однако пока речь не идет о создании полноценного военно-политического блока, размещении в Центральной Азии китайских военных баз и т. п. Китай предпочитает откровенно грубоватым действиям западной дипломатии «мягкую силу» — подготавливая почву для расширения своего влияния инвестициями и невмешательством во внутренние дела государств. В этом отношении для самих республик региона китайский вектор внешней политики предпочтительнее и безопаснее западного. Тем не менее и здесь есть свои «подводные камни». Во-первых, это радикальное различие культур, исторических путей, мента-
литета, приводящее к тому, что Китай, при всех его попытках «понравиться», воспринимается в Центральной Азии как чуждая цивилизация. Во-вторых, население опасается ассимиляции. Ситуация в СУАР, где численность уйгуров и китайцев (ханьцев) почти сравнялась, создает почву для подобных предположений. Поэтому оптимальным вариантом внешнеполитической ориентации является комбинирование отношений с Китаем (от которых при всем желании никуда не деться!) с иным вектором. С тем самым, что, кстати, озвучил сам Си Цзиньпин.
3
Со второй половины 1990-х годов в Киргизии, как и в регионе в целом, растет осознание того, что без налаживания отношений с Россией и интеграции постсоветского пространства экономическое развитие и национальная безопасность находятся под угрозой. Этому способствовали, в частности, Баткенские события 1999 и 2000 годов, когда вторжение экстремистских групп с территории Таджикистана обнажило слабые стороны силовых структур Киргизии, в особенности пограничных войск (к слову, именно в 1999 году завершился вывод оперативной пограничной группы РФ, охранявшей южные рубежи Киргизии [21]), а также экономический кризис, продемонстрировавший опасность одностороннего вектора внешней политики.
Подписанная 27 июля 2000 года Декларация о вечной дружбе, союзничестве и партнерстве между РФ и
КР дополнила уже существовавшие к тому времени соглашения (в частности, Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 10 июня 1992 года). К этому же времени относится начало более активного участия Киргизии в региональных международных организациях. В 2002 году Бишкек стал полноправным членом Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), принимая участие во всех мероприятиях, организуемых в ее рамках. Позже, в 2009 году, Киргизия вошла в число государств, одобривших создание Коллективных сил быстрого реагирования (КСОР) ОДКБ.
В 2001 году Киргизия стала одной из стран — учредительниц ШОС — организации, сложившейся из «Шанхайской пятерки» (образована в 1996 году) и поставившей своими целями поддержание мира, безопасности и стабильности в регионе, совместное противодействие терроризму, сепаратизму и экстремизму, борьбу с незаконным оборотом наркотиков, а также экономическую интеграцию [42].
10 октября 2000 года в Астане Киргизия (наряду с Беларусью, Казахстаном, Россией и Таджикистаном) подписала Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества. Организация создана для эффективного продвижения сторонами процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также реализации других целей и задач, связанных с углублением интеграции в экономической и гуманитарной областях [6].
На сегодняшний день Россия является крупнейшим торговым пар-
тнером Киргизии. По данным Государственной таможенной службы КР, товарооборот между странами в 2012 г. превысил 2 млрд. долл., увеличившись по сравнению с 2011 годом на 19,8%. При этом импорт товаров из России в Киргизию составил 1 млрд. 792 млн. долл., экспорт из Киргизии в Россию — 219 млн. долл. В целом доля России в общем товарообороте республики составила 28,6% [36].
В последние годы активизировались совмест-ные российско-киргизские экономические проекты — преимущественно в электроэнергетическом секторе и газовой отрасли. 20 сентября 2012 года Правительство РФ и Правительство КР подписали Соглашение о строительстве и эксплуатации Вер-хненарынского каскада гидроэлектростанций. Оператором реализации программы определена крупнейшая гидрогенерирующая компания России — ОАО «РусГидро». Пуск первой станции каскада (Нарынской ГЭС-1) запланирован на 2016 год. Кроме того, 20 сентября 2012 года было подписано Соглашение о реализации проекта строительства и эксплуатации Кам-баратинской ГЭС-1. Данные проекты при их успешном завершении обеспечат энергетическую безопасность Киргизии и обеспечат работой тысячи местных жителей.
11 апреля 2012 года была принята Программа мероприятий по проработке общих принципов и основных условий взаимовыгодного осуществления проекта участия ОАО «Газпром» в приватизации части принадлежащего КР государственного пакета акций ОАО «Кыргызгаз», а 26 июля 2013
года в Москве было подписано двустороннее соглашение о продаже 100% акций ОАО «Кыргызгаз» российской компании «Газпром» за символическую цену в 1 долл. В соответствии с соглашением киргизская сторона обеспечивает учреждение 100% дочернего общества ОАО «Кыргызгаз» и передает ему все принадлежащие «Кыргызгазу» газопроводы, газораспределительные станции, подземные хранилища газа, земельные участки и иное имущество, права и интересы, оговоренные в проекте соглашения. Новые владельцы компании, в свою очередь, осуществляют поставку и подземное хранение газа в Киргизии, а также строительство, реконструкцию и эксплуатацию газотранспортной и газораспределительной систем и других объектов инфраструктуры газового комплекса республики. Данное соглашение заключается на 25-летний период [32].
Помимо взаимной торговли и совместных проектов, Москва оказывает Бишкеку прямую финансовую помощь. В 2009 году Россия предоставила Киргизии государственный кредит в размере 300 млн. долл. и оказала безвозмездную финансовую помощь в размере 150 млн. долл. В сентябре 2012 года, по итогам официального визита Президента РФ В.В. Путина в Киргизию была достигнута договоренность о списании 489 млн. долл. долга КР перед Россией. Часть суммы в размере 189 млн. долл. будет списана единовременно в полном объеме, другая часть в размере 300 млн. долл. будет списываться равными долями по 30 млн. долл. в год начиная с 2016 года. [25]
Не менее активно развивается сотрудничество в военно-технической сфере. В сентябре 2003 г. был заключен договор между Россией и Киргизией о размещении в г. Канте авиационного подразделения в рамках Коллективных сил быстрого развертывания ОДКБ сроком на 15 лет. В 2009 году действие договора продлили на 49 лет, с возможным продлением еще на 25 лет. Наконец, 20 сентября 2012 года было заключено соглашение между Россией и Киргизией о статусе и условиях пребывания объединенной российской военной базы на территории республики и подписан протокол о сотрудничестве в военной области. В созданную российскую военную базу вошли Испытательный центр ВМФ России на озере Иссык-Куль, 338-й узел связи ВМФ России, сейсмическая станция Министерства обороны РФ и российская авиационная база на аэродроме «Кант» (в рамках ОДКБ) [39].
Еще одним направлением российско-киргизского сотрудничества в военной сфере является подготовка кадров для вооруженных сил КР. С 1993 года в военно-учебных заведениях Министерства обороны РФ подготовлено более 400 офицеров и 700 курсантов Минобороны Киргизии [35]. Военнослужащие двух стран принимают совместное участие в учениях — причем как в рамках ОДКБ и ШОС, так и по линии двустороннего военного сотрудничества. В начале июня 2013 г. прошли совместные батальонные тактические учения «Достук — 2013» с участием экипажей самолетов Объединенной российской военной базы.
Важным событием стало решение России оказать двум центральноази-атским республикам — Киргизии и Таджикистану — военную помощь. Переговоры об этом начались осенью 2012 года, к настоящему моменту согласована номенклатура поставок. Таджикистан получит от Министерства обороны России зенитно-ракет-ные установки, артиллерию, стрелковое оружие и средства связи на 200 млн. долл. Киргизская армия будет оснащена новыми вертолетами, бронетранспортерами, артиллерийскими установками, а также имуществом для тылового обеспечения вооруженных сил на общую сумму 1,1 млрд. долл. Данное решение, безусловно, связано со стремлением России обезопасить южные рубежи СНГ в преддверии вывода основной части сил западной коалиции из Афганистана, а также желанием предотвратить поставки в республики региона американского вооружения. После вывода коалиционных сил из Афганистана США намеревались передать часть военной техники центральноазиатским странам. Что стоит за столь щедрыми дарами, понятно: чужая техника требует обслуживания и специалистов, а это дало бы Вашингтону вполне легальный способ закрепиться в регионе. Программа российской военной помощи не должна допустить хотя бы в две республики этого «троянского коня» [30].
Впрочем, в российско-киргизских отношениях не все так гладко. Если верить заявлениям киргизских властей, Россия является основным стратегическим союзником Бишкека
(можно вспомнить слова А.Ш. Атам-баева, сказанные во время визита в Бишкек В.В. Путина в сентябре 2013 года: «Россия — наш стратегический партнер. Страна шарахалась из стороны в сторону, но теперь страна идет по твердому курсу, который был заложен генетически, можно сказать» [4]). Очевидно, однако, что правящей киргизской элитой движет не столько убежденность в том, что интеграция с Россией и постсоветским пространством является единственно верным решением, а куда более приземленные мотивы.
Это хорошо видно на примере процедуры присоединения Киргизии к Таможенному союзу. Еще в апреле 2011 года правительство КР приняло решение о начале процедуры присоединения к Таможенному союзу. В октябре того же года решением межгосударственного совета ЕврАзЭС была создана рабочая группа по вопросу участия Киргизии в Таможенном союзе. Первоначально планировалось, что в 2013 году республика завершит все необходимые процедуры (в частности, приведение законодательства в соответствие с требованиями ТС), однако на деле происходит искусственное затягивание данного процесса.
Несмотря на очевидные плюсы для экономики (а следовательно, и социальной сферы) последствий вступления в Таможенный союз (см. например [7], [37], [33]), руководство Киргизии как в ходе переговоров, так и в заявлениях, рассчитанных на «внутренний спрос», делает акцент на негативных последствиях присоединения страны к ТС. Цель подобной риторики понятна:
элита хочет выторговать себе наиболее выгодные условия. Особенно ярко это проявилось на совместном заседании Комитета по международным делам Жогорку Кенеша КР и Комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Государственной Думы РФ, прошедшем 15 ноября 2013 года в Бишкеке. Министр экономики КР Темир Сариев выступил с докладом, посвященным перспективам присоединения страны к Таможенному союзу. По его словам, удельный вес Таможенного союза во внешнеторговом обороте Киргизии достигает 44%, а это значит, что республика, хочет она того или нет, зависит от отношений с этой организацией. Как заявил Сариев, Бишкек ждет от вступления в Таможенный союз выгодных условий для торговли, создания новых рабочих мест, притока инвестиций и внедрения новых технологий. Если этого не произойдет, подчеркнул министр, эффект от вступления в Таможенный союз будет негативным. Причина — в большом количестве рисков, включая возможный рост цен на импортируемые из дальнего зарубежья потребительские товары. Это касается и импорта из Китая, что может привести к закрытию оптовых рынков «Дордой» и «Кара-Суу». «Кыргызстан может оказаться в изоляции», — предупредил Сариев. Киргизских чиновников не поколебали даже доводы российской стороны, что вступление республики в ТС будет способствовать переходу от реэкспорта тех же тканей к собственному производству. Они продолжают настаивать на максимально выгодных для себя
условиях, включая создание специального фонда для поддержки Киргизии. И это притом, что Россия совсем недавно списала полумиллиардный долг и оказала стране значительную финансовую помощь.
Можно сделать вывод, что безусловно выгодная для республики перспектива вхождения в Таможенный союз (достаточно назвать лишь некоторые плюсы: поставки нефтепродуктов по внутренним российским ценам; освобождение киргизских товаров, экспортируемых в страны союза, от пошлин; открытие огромного рынка для произведенных в стране товаров, что положительно скажется на отечественном сельском хозяйстве и легкой промышленности и многое другое) наталкивается на скрытый саботаж влиятельных чиновников и ряда депутатов. Для них эта тема стала инструментом для популистских спекуляций: говоря о рисках, они пытаются заслужить репутацию патриотов, защищающих интересы родной страны. В действительности же фактически уничтожается последний шанс на преодоление более чем 20-летнего кризиса, который переживает Киргизия.
Аналогичную позицию власти республики занимают относительно российской военной базы. В феврале 2012 года А.Ш. Атамбаев заявил о намерении вывести как американскую, так и российскую базу [33]. Тема была закрыта только после решения Москвы в очередной раз оказать Киргизии весомую финансовую помощь.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что вектором интеграции, способствующим полноценному раз-
витию региона в целом и конкретно Киргизии, является евразийский. Воссоздание на новой основе экономической и в перспективе политической целостности постсоветского пространства является единственной возможностью сохранения цивилиза-ционной идентичности и права на самостоятельное развитие перед лицом агрессивной вестернизации.
Вместе с тем правящие элиты цен-тральноазиатских республик сегодня ориентированы на многовекторную политику, что на деле продиктовано стремлением элит выторговать для себя максимально выгодные условия и удержаться у власти. В этом смысле интересы элит и широких слоев населения кардинально расходятся.
Исходя из этого, перед Россией стоит важная задача сделать евразийский проект интеграции наиболее популярным как среди населения центральноазиатских республик, так и среди элит. Важнейшим механизмом этого переориентирования должно стать доминирование в информационном пространстве и формирование альтернативных институтов гражданского общества. На сегодняшний день активными игроками информационного поля в той же Киргизии являются не только медиаресурсы, но и некоммерческие организации, которые действуют при поддержке таких западных институтов, как USЛID, ОБСЕ, Международный республиканский институт и др. Фактически они сумели поставить под контроль информационный фон в стране. Представители примерно десятка НПО дают комментарии
практически по всем вопросам жизни — начиная с культурной политики и заканчивая конституционным законодательством. По степени присутствия в медиапространстве они давно заткнули за пояс даже самых известных политиков. Для этого проводятся бесконечные форумы и круглые столы, пишутся обращения, собираются пресс-конференции.
Решением этой проблемы может стать формирование альтернативных субъектов гражданского общества, работающих в самых разных сферах — культуры, образования, благотворительности и т. п., причем Россия должна играть в создании этой системы самую активную роль.
Во-вторых, необходимо предпринимать более активные действия в
формировании пророссийской элиты. В этом отношении полезен западный опыт — когда нужные кадры взращиваются чуть ли не со школы (участие в различных международных семинарах, гранты на образование, работа в прозападных НПО и т. п.), в итоге занимая важные должности в системе госуправления.
Центральная Азия сегодня является не задворками глобального геополитического пространства, а стратегически важным регионом, имеющим уникальное географическое положение, позволяющее контролировать процессы, происходящие на всем евразийском континенте. В связи с этим потеря влияния в регионе будет не просто ошибкой, а серьезным геополитическим проигрышем.
Литература:
1. Акаев А. «Меня всерьез беспокоит моральный климат в коллективах...» (речь на курултае) [Электронный ресурс]. URL:http://www.centrasia.ru/newsA.php?st= 1075583040 (дата обращения: 29.11.2013).
2. В Кыргызстане подходят к завершению совместные кыргызско-турецкие учения [Электронный ресурс]. URL:http://news.mail.ru/inworld/kyrgyzstan/ роШюз/15635274/.
3. Вечерний Бишкек. 2000 . 17 апр. (дата обращения: 22.11.2013).
4. Владимир Путин встретился с Президентом Киргизской Республики Алмаз-беком Атамбаевым [Электронный ресурс] // URL:http://www.kremlin.ru/news/19218 (дата обращения: 27.11.2013)
5. Госдеп США предлагает стратегию «Нового шелкового пути» с центральным местом в ней Афганистана [Электронный ресурс]. URL:http://www.panarmenian. net/rus/news/120108/ (дата обращения: 31.10.2013).
6. Евразийское экономическое сообщество. История [Электронный ресурс]. URL:http://www.evrazes.com/about/history (дата обращения: 14.11.2013).
7. ЕАБР: Денежные переводы в Кыргызстан увеличатся после вступления в ТС [Электронный ресурс]. URL:http://www.vb.kg/doc/239973_eabr:_denejnye_perevody_ v_kyrgyzstan_yvelichatsia_posle_vstypleniia_v_ts.html (дата обращения: 13.11.2013).
8. Евросоюз выделит Кыргызстану 30 млн. евро на макроэкономические реформы [Электронный ресурс]. URL: http://www.vb.kg/doc/243819_evrosouz_vydelit_ kyrgyzstany_30_mln_evro_na_makroekonomicheskie_reformy.html (дата обращения: 14.11.2013).
9. За 13 лет Китай передал Кыргызстану военно-технического имущества на сумму более 11 млн. долларов [Электронный ресурс]. URL: http://vesti.kg/index. php?option=com_k2&view=item&id=11536:za-13-let-kitay-peredal-kyirgyizstanu-voenno-tehnicheskogo-imuschestva-na-summu-bolee-11-mln-dollarov&Itemid=124 (дата обращения: 27.11.2013).
10. Закиров МА. Развитие кыргызско-американских отношений в 1991—2005 гг. Автореф. дис. ... канд. Бишкек, 2007.
11. Изимов Р. Роль ШОС в обеспечении евразийской безопасности [Электронный ресурс]. URL:http://www.ia-centr.ru/expert/9713/ (дата обращения: 28.11.2013).
12. Инструкторы спецназа армии США провели учения для спецназа «Шер» внутренних войск МВД Кыргызстана [Электронный ресурс]. URL:http://kg.akipress. org/news:588310 (дата обращения: 14.11.2013).
13. К итогам визита Си Цзиньпина в Центральную Азию: Казахстан [Электронный ресурс]. URL:http://carnegieendowment.org/2013/09/16/к-итогам-визита-си-цзиньпина-в-центральную-азию-казахстан/gnaHreloadFlag^ (дата обращения: 19.11.2013).
14. Китай и Кыргызстан подписали Совместную декларацию об установлении отношений стратегического партнерства [Электронный ресурс]. URL:http://russian. news.cn/china/2013-09/11/c_132712661.htm (дата обращения: 03.12.2013).
15. Китай поставит в Кыргызстан военную технику на 17,5 млн. долл. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kabar.kg/rus/society/full/66224 (дата обращения: 21.11.2013).
16. Киргизия продлит права США на базу «Манас» [Электронный ресурс]. URL: http://www.kommersant.ru/doc/1330897 (дата обращения: 08.11.2013).
17. Китай готов инвестировать в совместные с Кыргызстаном проекты порядка трех миллиарда долларов [Электронный ресурс]. URL: http://5tv.kg/kitaj-gotov-investirovat-v-sovmestnye-s-kyrgyzstanom-proekty-poryadka-3-milliarda-dollarov/ (дата обращения: 02.12.2013).
18. Кулматова Г.К. Кыргызстан — Запад: новый этап отношений [Электронный ресурс]. URL:http://www.rau.su/observer/N4_2004/4_04.htm (дата обращения: 03.12.2013).
19. Кыргызстан получил от Госдепа и Минобороны США $200 млн. с 1994 года [Электронный ресурс]. URL:http://www.vb.kg/doc/212488_kyrgyzstan_polychil_ ot_gosdepa_ i_minoborony_ssha_200_mln_s_1994_goda.html (дата обращения: 29.11.2013).
20. Кыргызстан: экономический рост, занятость и сокращение бедности. Доклад Международной организации труда. Бишкек, 2008.
21. Кыргызстан — Россия. Грани сотрудничества [Электронный ресурс]. URL: http://eurasia.org.ru/2413-kyrgyzstan-rossiya-grani-sotrudnichestva-dopolneno.html (дата обращения: 26.11.2013).
22. На $12,5 млн. оказала помощь Турция Кыргызстану в рамках военно-технического сотрудничества [Электронный ресурс]. URL: www.kyrtag.kg/?q=ru/news/12392 (дата обращения: 03.12.2013).
23. На форуме в Москве вновь описали преимущества вступления КР в ТС [Электронный ресурс]. URL:http: //www.vb.kg/doc/250966_na_foryme_v_moskve_ vnov_opisali_preimyshestva_vstypleniia_kr_v_ts.html (дата обращения: 03.12.2013).
24. НГ. - 2002. 13 февр.
25. О торгово-экономическом сотрудничестве между Россией и Киргизией [Электронный ресурс]. URL:http://www.kyrgyz.mid.ru/torgec.html (дата обращения: 29.11.2013).
26. Омаров Н.М. Кыргызстан в ВТО: уроки для России и СНГ [Электронный ресурс]. URL:http://www.apn.kz/publications/article5189.htm (дата обращения: 19.11.2013).
27. Омаров Н.М. Состояние и перспективы межгосударственного сотрудничества Кыргызстана и США в 90-е годы XX — начале XXI столетия [Электронный ресурс]. URL:http://znanie.podelise.ru/docs/92016/index-258.html (дата обращения: 03.12.2013).
28. Отношения НАТО с Республикой Кыргызстан [Электронный ресурс]. URL: http://www.nato.int/cps/ru/SID-55641549-6563BAC8/natolive /topics_49607.htm (дата обращения: 13.11.2013).
29. Посольство Соединенных Штатов в Киргизской Республике [Электронный ресурс]. URL:http://russian.bishkek.usembassy.gov/ru/ about-us/-.html (дата обращения: 19.11.2013).
30. Правда. 2013. 8—9 окт.
31. Правда. 2013. 12 сент.
32. Правительство России одобрило проект соглашения о покупке «Газпромом» 100% акций «Кыргызгаза» за $1 [Электронный ресурс]. URL:http://www.regnum. ru/news/polit/1683269.html (дата обращения: 18.10.2013).
33. Президент Киргизии не исключает возможности вывода авиабазы «Кант» [Электронный ресурс]. URL:http://www.news-asia.ru/view/2550 (дата обращения: 19.11.2013).
34. Расходы на соцсектор в 14 раз превысят бюджет обороны и реального сектора [Электронный ресурс] /. URL:http://www.vb.kg/doc/205567_rashody_na_socsektor_ v_14_ raz_prevysiat_budjet_oborony_i_realnogo_sektora.html (дата обращения: 14.11.2013).
35. Российско-киргизское военное и военно-техническое сотрудничество [Электронный ресурс]. URL:http://www.kyrgyz.mid.ru/vivtc.html (дата обращения: 16.11.2013).
36. Россия в 2012 году снова стала крупнейшим торговым партнером Кыргызстана [Электронный ресурс]. URL: http://www.vb.kg/doc/213637_rossiia_v_2012_gody_ snova_stala_krypneyshim_torgovym_partnerom_kyrgyzstana.html (дата обращения: 20.11.2013).
37. Сергей Глазьев: «Таможенный союз удвоит доходы госбюджета республики» [Электронный ресурс]. URL:http://enw-fond.ru/ekspertnoe-mnenie/2401-sergey-glazev-tamozhennyy-soyuz-udvoit-dohody-gosbyudzheta-respubliki.html (дата обращения: 16.11.2013).
38. Слово Кыргызстана. 2013. 10 сент.
39. Совет Федерации ратифицировал соглашение о российской военной базе в Кыргызстане [Электронный ресурс]. URL:http://enw-fond.ru/kratkie-novosti/808-sovet-federacii-ratificiroval-soglashenie-o-rossiyskoy-voennoy-baze-v-kyrgyzstane.html (дата обращения: 20.11.2013).
40. Турция выделит Кыргызстану грант в 53,3 млн. сомов в рамках военно-технического сотрудничества. [Электронный ресурс]. URL:http://www.kabar.kg/rus/ politics/ full/57266 (дата обращения: 02.12.2013).
41. У граждан США в Бишкеке изъят арсенал оружия [Электронный ресурс]. URL: http://ria.ru/incidents/20080805/150102358.html (дата обращения: 21.11.2013).
42. Что такое ШОС? [Электронный ресурс]. URL:http://infoshos.ru/ru/?id=51 (дата обращения: 20.11.2013).